Того ж году апреля в 30 день сидели у гроба великого государя: 3 день: Боярин князь Иван Андреевич Хованской, да окольничей Иван Тимофеевич Кондырев, да думной диак Григорей Богданов, а служил у Архангела по великом государе литоргею и понахиду Карнилей митрополит Новгородцкий и Великолуцкий. Того ж числа сидели в хоромех у постели великого государя казначей Михайла Тимофеевич Лихачев да спальники: 4-й день. Князь Яков княж Иванов сын Лобанов Ростовской. Петр Савельев сын Хитрово. Сергей Александров сын Хитрово. Микита Савельев сын Хитрово. Иван Богданов сын Яковлев. Василей да Михайла Фокины дети Грушецкия. Александр Иванов сын Милославской. Того ж числа указал великий государь послать в тюрьму полковников, на которых били челом ему великому государю стрельцы, и вотчины у них отнять и против челобитья их указал на них все доправить и их от тех приказов отставить. А указ великого государя сказывал им думной диак Ларион Иванов, а в тюрьму отводил полковников стрелецкова приказу дьяк Федор Кузьмищев. Того ж числа указал великий государь сказать по приказом в полковниках быть: На Александрово место Карандеева – Феодор Головленков; на Семеново место Грибоедова – Василей Пушешников. Того ж числа пожаловал великий государь в спальники князь Юрья княж Юрьева сына Трубецкова, да князь Михайла, да князь Юрья, да князь Василья княж Юрьевых детей Одоевских. Того ж году маия в 1 день указал великий государь послать в тюрьму полковников: Ивана Щепина, Кондратья Крома. Того ж числа пожаловал великий государь в спальники: Петра Фомина сына Нарышкина. Того ж числа были у великого государя у руки донския козаки в передней. Того ж числа служил по великом государе у Архангела обедню и понахиду Никифор митрополит Астраханский и Терский. Того ж числа сидели у Архангела: 4-й день. Боярин князь Яков Никитич Одоевской, да окольничей князь Костентин Осипович Щербатой, да думной диак Данило Полянской. Того ж числа указал великий государь ездить в объезде в Кремле стольник Данила Андреев сын Вельяминов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Того ж году маия в 4 день пожаловал великий государь в спальники князь Ивана княж Иванова сына Троекурова. Того ж числа служил у Архангела обедню и по великом госу даре понахиду Сергий архиепископ Тверский и Кашинский. Того ж числа сидели у гроба великого государя боярин князь Михайла Алегукович Черкаской, да окольничей князь Михайла Иванович Лыков, да диак Михаиле Прокофьев. Того ж числа указал великий государь по челобитью стрельцов Иванова приказу Полтева, ево Ивана переменить, а быть у ево первого приказу в полковниках Никите Глебову. Того ж году маия в 12 день служил у Архангела обедню и по великом государе понахиду Никита архиепископ Коломенский и Каширский. Того ж числа сидели у гроба великого государя боярин князь Иван Борисович Троекуров, да окольничей князь Степан Федорович Львов, да диак Григорей Близняков. Того ж числа указал великий государь боярина Артемона Сергеевича Матвеева, вотчины, которые были розданы, и людей, которые были отпущены ево дому, велено отдать ему по-прежнему. Того ж числа пожаловал великий государь в спальники князь Бориса княж Иванова сына Куракина, да Андрея Артемонова сына Матвеева, да Михайла Григорьева сына Нарышкина. Того ж году маия в 13 день служил у Михайла Архангела по великом государе обедню и понахиду Афонасий архиепископ Колмогорский и Важский. Того ж году сидели у великого государя гроба боярин князь Федор Григорьевич Ромодановской, да окольничей Андрей Иванович Чириков, да диак Микита Полунин. Того ж числа сказано в сход к Козани, против башкирцов окольничему князю Даниле Офонасьевичю Борятинскому. Того ж году маия в 14 служил у Михайла Архангела по великом государе обедню и понахиду Галасий архиепископ Устюжский и Тотемский. Того ж числа сидели у гроба великого государя боярин князь Михайла Григорьевич Ромодановской, да думной дворенин Лев Демидович Голохвастов, да диак Михайла Воинов. Того ж числа сказано в Коломенское для розыску, что мужики, сковав прикащика, посадили в тюрьму, а сами взбунтовались, думному дворенину Федору Савичю Нарбекову, да с ним диаку Тимофею Литвинову.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Относительно числа лет, коими определяется в св. Писании продолжение царствования антихриста, неправомыслящие говорят, что здесь, как обыкновенно бывает в св. Писании, числа известные берутся вместо неизвестных, а потому сорок два месяца, или тысяча двести шестьдесят дней означают число лет гораздо большее и неопределенное 314 .– Правда, в св. Писании числа определенные употребляются иногда вместо неопределенных: но при сем не должно упускать из виду того, что в таких случаях обыкновенно берутся так называемые числа полные и круглые, как то: десять, сто, тысяча и тому под., но никогда не употребляются числа различные или части чисел, и не смешиваются между собою, Так, касаясь числа Ангелов и указывая на их многочисленность, св. Писание, употребляет следующие полные числа: тысяща тысящь, тмы тем, дванадесять легионов ( Откр. 5:11 ; Мф. 26:53 ) и тому под. Показывая, что диавол связан на неопределенно-продолжительное время, св. Писание употребляет полное число: тысяща ( Откр. 20:3 ) 315 . Но нет ни одного примера в св. Писании, чтобы смешивались числа различные и части чисел (как то: три с половиною года, сорок два месяца) для означения числа неизвестного и неопределенного, а потому и возражение неправомыслящих не имеет силы. «У Прор. Даниила и Ап. Иоанна, возражают еще неправомыслящие, дни употребляются вместо годов» 316 . Мудрование сие они стараются оправ-дать– а.) тем, что Сам Бог говорит Пророку Иезекиилю: день за едино лето положих тебе ( Иез. 4:6 ); б) тем, что Спаситель говорит о Себе: исцеления творю днесь и утре, и в третии, окончатся. Обаче подобает Ми днесь и утре и в ближний ити ( Лк. 13:32–33 ), а сие означает будто бы трехлетнее общественное служение Иисуса Христа роду человеческому. а.) Относительно слов Господа к Иезекиилю: день за едино лето положих тебе, нужно заметить, что в них, вопреки изъяснению неправомыслящих, год не называется днем, и день не поставляется вместо года. Господь повелевает Пророку питаться хлебом из ячменя и пролежать на левом боку пятьдесят и сто и девятьдесять и сто, а потом сорок дней на правом: сей символ поставляется в знаменование того, что Бог будет еще терпеть беззакония израильтян столько же лет, сколько дней повелено Пророку пролежать на боку; посему-то Бог и сказал ему: день за едино лето положих тебе. Следовательно под именем дней в означенном месте разумеются собственно дни, а не годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-anti...

Лиценций: Теперь я понимаю и могу с этим согласиться. Комментарий: Суть искусства суть гармония. Гармония это упорядочивание, составление по определенным признакам или свойствам. Основа же порядка – числа. Применение порядка на меру дает числа, как элементы гармонии. В зависимости от меры и от того, к каким свойствам применяется порядок, происходит то или иное искусство. Добродетель: мерой является покой Божий, пределы естества, порядок применяется к мере по свойству соответствия Заповедям. Живопись: мерой является пространство, порядок применяется к пространству по свойству цвета, числа образуются из цветных пятен и линий. Музыка: мерой является время, порядок к времени применяется по свойству звука, числа образуются из нот. Поэзия:Мерой является время, порядок к времени применяется по свойству членораздельных звуков- букв, числа образуются из слогов. Каллиграфия:Мерой является пространство, порядок к пространству применяется по свойству цвета. Числа образуются из черт. Икэбана: Мерой является трехмерное пространство, порядок к пространству применяется по свойству твердых тел. Числа образуются из цветов. Бонсэки и ландшафт: Мерой является трехмерное пространство, порядок к пространству применяется по свойству твердых тел. Числа образуются из камней и ландшафтных предметов. Управление людьми: мерой является человек, как икона Христа, Порядок к человеку – иконе Христа – применяется по Лествице св. Иоанна Лествичника , числа образуются из добродетелей и страстей. Глава 9. Движение рациональное (постигаемое, разумное, rationabiles) и иррациональное (непостигаемое, irrationabiles) Августин : Полагаю, ты понимаешь, что всякий размер и мера справедливо предпочитается неизмеряемости и неопределенности. Лиценций : Это очевиднейше. Августин : Следовательно, два движения, которые, как было сказано, в себе самих имеют некое численное измерение, предпочитаются тем, которые их не имеют. Лиценций : И это очевидно, как и последующее: те, которые имеют в себе определенную некую меру, а также размер которых состоит в числе, связаны друг с другом. Те же, которым этого не хватает, никаким образом не могут быть соединены разумом.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Дано: певчим, как и в прошлый Новый год, по 50 сен на человека, 62-м человекам – 31 ен. Кроме того, исполатчикам, в первый раз сегодня певшим отдельно, по 25 сен – 6-ти человекам 1 ен. 50 сен. 26-ти ученикам Причетнической школы, чтецу (из Катехизаторской школы) и иподиакону по 50-ти сен – 18-ти человекам 9 ен. Семинарии – 5 ен. Женской школе – 5 ен. Катехизаторской школе – 4 ен. 15-ти слугам по 2 ены, как в Новый Год, Ирине и мальцу-слуге новому (по 1 ене) – 32 ен. Роману Комацу и прочим по мелочам – 1 ен. Всего: 88 ен. 50 сен.   Позавтракавши дома с о. диаконом и о. Владимиром, ибо все здесь кончилось около двух часов, поехали поздравить в Посольство. Потом здесь были Пеликаны и прочие. Вечером служена всенощная, на которой проповедь была о. Анатолия.   7 января 1883 г. Воскресенье. Соборне отслужена Литургия с участием о. Анатолия и о. Владимира. Диакон несносно капризничал вследствие того, что я заметил ему – выжидать окончания пения «сю аваремеё» прежде говорения следующего прошения, иначе не слышно, о чем просьба. Вследствие немалого своего гнева Евангелие прочитал премерзко. Японцы даже улыбались и недоумевали: что, мол, за безобразие. Экое несчастье иметь на службе капризных и гневливых людей! Проповедь сказана. В два часа пришла с поздравлением с праздником Церковь Коодзимаци, то есть о. Павел Ниицума со своим хором певчих, тамошние катехизаторы, сицудзи и несколько христиан. Пропели у меня, после чего все были угощены чаем, японскими апельсинами и кваси – в аудитории; о. же Павел с катехизаторами и Исивара из сицудзи – у меня в комнате рюмкой портвейну.   Певчим – 16-ти человекам (и в Церкви служащим) по 50-ти сен дано – 8 ен.   После того все отправились в Якову Дмитриевичу поздравить его и вместе о. Анатолия. В половине четвертого была свадьба Михея и Риммы, где, между прочим, Никита был шафером.   8 января 1883 г. Понедельник. В восемь часов утра началась Литургия. Служил о. Анатолий, всенощной не было. О Литургии сегодня объявлено вчера вывеской оповещения. Кроме учащихся, было мало в Церкви. Проповеди не было. – После Литургии о. Анатолий сделал неловкость недопущения раздачи священного хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

ГОСПОДИ, БОЖЕ НАШ, утверждаяй всю тварь могуществом Твоим, утверди немощных рук наших дело, и малому храму сему сотвори быти местом явления славы Твоея, и домом молитвы, ради всех народов, благоугодныя пред Тобою; молим Ти ся, услыши и помилуй. БОЖЕ И ГОСПОДИ СИЛ, да будут очи Твои день и нощь отверсты на храм сей, и призывание Имене Твоего святаго на услышание молитвы, юже приносят Ти раби и рабыни Твоя; молим Ти ся, услыши ны и помилуй. ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, Спасе наш, на камени исповедания Божества Твоего изволивый создати Церковь Твою незыблему и от врат адовых необориму, милостивно призри ныне на немощь нашу, и на камени заповедей Твоих утверди сердца наша, да к Тебе всегда взирающе и Божественным словом Твоим напояеми, и сами мы яко камение живо созиждемся в дом духовен, и храм Духа Твоего Святаго явимся, во еже приносити Тебе, Единому Богу нашему, непорочныя жертвы, благоприятныя пред Тобою; молим Ти ся, услыши и помилуй. ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, силою Духа Твоего Святаго возведи ны в след стопам Твоим, и сотвори ны достойны приносити Тебе жертву духовную о гресех наших и о всем мире Твоем, да причастницы суще Божественных Твоих Тайн, обрящем милость Твою в день великий воздаяния Твоего праведнаго; молим Ти ся, услыши и помилуй. МОЛИТВЫ О ЗДРАВИИ Молитвы о сущих в обстоянии О скорбящих ПОМОЩНИЧЕ, ИЗБАВИТЕЛЮ И СПАСЕ скорбьми сокрушенных, Владыко Христе, милостию Твоею скоро посети в напасти и скорби сущия рабы Твоя  (имена), богатством щедрот Твоих изимаяй я от всякаго озлобления, да в радости спасения Твоего прославят Божественную силу Твою; молим Ти ся, всеблагий наш Спасе и Утешителю, услыши ны и скоро помилуй. ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, помощь сый безпомощным, надежда отчаянным, заступление всем онеправданным и гонимым Имене Твоего ради, помяни и милостивно посети люди Твоя: иже в девстве и благоговении, в постничестве и в чистем жительстве пребывающих; иже во обителех, в пустынех и горах подвизающихся; иже в сиротстве или вдовстве, иже в заточениих или изгнании, и всякой иной скорби и обстоянии сущих. Сам, Господи, ведый коегождо нужду и прошение, спаси и ущедри; молим Ти ся, услыши ны и помилуй. О плачущих

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Впрочем, что касается времени, это предоставляет местному епископу, дабы он о каждом из избирающих монашескую жизнь рассудил, должно ли ему продолжить время или принять и в 10-летнем возрасте. Аристен . Монашествующий должен поступать в монашество 10-ти лет: ибо хотя божественный Василий объявил, что постригаемая должна достигнуть 17-ти летнего возраста; но, поскольку, несмотря на то, что Апостол назначает для церковной вдовицы 60-летний возраст, отцы определили, чтобы диакониса была 40-летняя, потому что церковь сделалась более крепкою, то и мы скорее знаменуем монашествующего печатью. 18е правило Василия Великого говорит, что приводящая себя ко Господу и отказывающаяся от брака должна быть свыше 16-ти, или даже 17-ти лет, чтобы обеты ея были тверды и, отрекаясь от них, она непременно подвергалась бы наказанию; ибо детские голоса, говорит он, не должно считать действительными при этом. А настоящее правило принимает желающего быть монахом, если ему не менее 10-ти лет, предоставив рассуждение о возрасте на суд игумена, не найдет ли он более полезным продолжить время для приготовления и утверждения в монашеской жизни. Оно уменьшает определенное Василием Великим  время потому, что видит, что  церковь  божественною благодатию становиться более крепкою, и идет к дальнейшему преспеянию, а верные оказываются более твердыми и благонадежными в соблюдении божественных заповедей. Ибо на том же самом основании, что  церковь преуспела на лучшее, священные правила уменьшили и возраст диаконисы и предали поставлять оную по достижении 40 лет, хотя Апостол и предписывает, чтобы имеющая быть причисленною в число вдовиц в церкви была 60-ти лет. Вальсамон .  Василий Великий  в 18м своем правиле принимает дающих обет девства по достижении 16-ти лет, как таких, которые могут избирать и различать хорошее от дурного. А настоящее правило не отсылает и 10-летнего избравшего монашескую жизнь; однако же определяет принимать его в монашество не иначе, как по испытанию епископа, и присовокупляет, что так узаконяет потому, что благодатию Божиею церковь  достигает преспеяния, и соблюдение божественных заповедей становиться более благонадежным.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

   ГОСПОДИ, БОЖЕ НАШ, утверждаяй всю тварь могуществом Твоим, утверди немощных рук наших дело, и малому храму сему сотвори быти местом явления славы Твоея, и домом молитвы, ради всех народов, благоугодныя пред Тобою; молим Ти ся, услыши и помилуй.    БОЖЕ И ГОСПОДИ СИЛ, да будут очи Твои день и нощь отверсты на храм сей, и призывание Имене Твоего святаго на услышание молитвы, юже приносят Ти раби и рабыни Твоя; молим Ти ся, услыши ны и помилуй.    ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, Спасе наш, на камени исповедания Божества Твоего изволивый создати Церковь Твою незыблему и от врат адовых необориму, милостивно призри ныне на немощь нашу, и на камени заповедей Твоих утверди сердца наша, да к Тебе всегда взирающе и Божественным словом Твоим напояеми, и сами мы яко камение живо созиждемся в дом духовен, и храм Духа Твоего Святаго явимся, во еже приносити Тебе, Единому Богу нашему, непорочныя жертвы, благоприятныя пред Тобою; молим Ти ся, услыши и помилуй.    ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, силою Духа Твоего Святаго возведи ны в след стопам Твоим, и сотвори ны достойны приносити Тебе жертву духовную о гресех наших и о всем мире Твоем, да причастницы суще Божественных Твоих Тайн, обрящем милость Твою в день великий воздаяния Твоего праведнаго; молим Ти ся, услыши и помилуй. Молитвы о здравии Молитвы о сущих в обстоянии О скорбящих    ПОМОЩНИЧЕ, ИЗБАВИТЕЛЮ И СПАСЕ скорбьми сокрушенных, Владыко Христе, милостию Твоею скоро посети в напасти и скорби сущия рабы Твоя (имена), богатством щедрот Твоих изимаяй я от всякаго озлобления, да в радости спасения Твоего прославят Божественную силу Твою; молим Ти ся, всеблагий наш Спасе и Утешителю, услыши ны и скоро помилуй.    ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, помощь сый безпомощным, надежда отчаянным, заступление всем онеправданным и гонимым Имене Твоего ради, помяни и милостивно посети люди Твоя: иже в девстве и благоговении, в постничестве и в чистем жительстве пребывающих; иже во обителех, в пустынех и горах подвизающихся; иже в сиротстве или вдовстве, иже в заточениих или изгнании, и всякой иной скорби и обстоянии сущих. Сам, Господи, ведый коегождо нужду и прошение, спаси и ущедри; молим Ти ся, услыши ны и помилуй.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3945...

ОТЧЕ БЛАГИЙ и человеколюбивый, Боже, Боже наш, единаго преслушанием смерть вниде во вся человеки, Единаго же Господа нашего Иисуса Христа послушанием да внидет во вся ны оправдание жизни вечныя, и да разрешится ныне душа раба Твоего (имя) от всяких уз греховных, и оживится силою преславнаго Его воскресения; молим Ти ся, услыши и помилуй. ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, егоже явил еси равноангельна на земли, усопшаго раба Твоего (имя), самовластием слова украсив, ныне во стране живых всели, печали и попечения свободна, и причастника Божественныя Твоея жизни сего покажи; молим Ти ся, услыши и помилуй. ОТЧЕ СВЯТЫЙ И БЛАГИЙ, якоже быхом наследницы смерти преступлением единаго праотца нашего, такожде яви нас быти наследники жизни вечныя правдою Единаго безгрешнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, и подаждь вечный покой души усопшаго раба Твоего (имя), и сохрани ю во блаженней жизни, яже у Тебе; молим Ти ся, услыши и помилуй. БОЖЕ СВЯТЫЙ, Иже во святых почиваяй, создавый человека по образу Твоему и по подобию, приими от уст нас грешных прошения сия о преставльшемся рабе Твоем (имя) и в безмерной благости Твоей презрев вся грехи его, даруй ему наследие нестареемыя жизни в Самом Христе Твоем, со всеми от века святыми; молим Ти ся, услыши и помилуй. ГОСПОДИ БОЖЕ, Отче Вседержителю, Имене ради возлюбленнаго Сына Твоего, упования нашего, Иже даде Себе измену смерти, в нейже держими бехом, и есмы даже до ныне, продани под грехом, разреши тяжкия узы смерти нашея, сыны воскресения явлей нас, и в покоище Твоем, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой душу усопшаго раба Твоего (имя); молим Ти ся, услыши и помилуй. ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, Начальниче жизни нашея, перворожден из мертвых, на небеса возшедый, и седый одесную Бога и Отца, не воздаждь нам по делом нашим, но Кровию Твоею омый усопшаго раба Твоего (имя) от всякаго греха и, освятив его Духом Святым, сообразна сотвори его ныне образу славы Твоея в невечернем дни Царствия Твоего; молим Ти ся, услыши и помилуй. ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, Бог сый превечный, вся носяй глаголом силы Твоея, истощивый Себе даже до рабьяго зрака, и Крестом сошедый во ад, открывый путь воскресения всякой плоти, грехом умерщвленней и тлением содержимей, упокой душу усопшаго раба Твоего (имя), упование свое возложившаго на Тя, Творца и Бога, и Начальника жизни нашея; молим Ти ся, услыши и помилуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Порфирий, архидиакон, местоблюститель Урания, почтеннейшего епископа емесского, в области Финикии, сказал: «почтеннейший епископ наш Ураний, пославший меня вместо себя, находя послание святейшего архиепископа древнего Рима Льва согласным с изложением 318-ти святых отцов никейских, и 150-ти константинопольских, и с тем, что совершено и утверждено блаженнейшим Кириллом в Ефесе в первый раз, подписал его». Феодор, епископ клавдиопольский, в области Исаврии, сказал: толкование, изложенное блаженнейшим Кириллом и утвержденное на святом соборе ефесском первом, согласно с верою 318-ти и 150-ти; (с ним же) согласно и послание боголюбезнейшего архиепископа Льва; и я подписал его». Иоанн, почтеннейший епископ Германикии августо-евфратисийской, сказал: «мы и крещены и крестим в вере 318-ти, бывших в Никее, и 150-ти, собиравшихся в Константинополе, в прежние времена; находя, что с нею согласно изложенное и утвержденное блаженнейшим Кириллом на первом ефесском соборе, а также и послание святейшего архиепископа Льва, мы подписали его». Евлогий, почтеннейший епископ Зевгмата августо-евфратисийского, сказал: «послание святейшего архиепископа Льва согласно с изложением 318-ти и 150-ти святых отцов, и с тем, что совершено и утверждено блаженнейшим Кириллом в Ефесе в первый раз: и я подписал его». Подобным образом (оказали): Квинтилл, почтеннейший епископ ираклийский, занимающий место Анастасия, святейшего епископа фессалоникского, и Петр, почтеннейший епископ Коринфа, метрополии Еллады, и Аттик, почтеннейший епископ Никополя, метрополии древнего Епира, и Лука, почтеннейший епископ Диррахия, метрополии нового Епира, и Константин, почтеннейший епископ Димитриады фессалийской, занимающий место Вигилянция, почтеннейшего епископа Лариссы, метрополии той же области, и Мартирий, почтеннейший епископ Гортины, метрополии Крита, и почтеннейшие епископы первой Македонии, именно: Созон, почтеннейший епископ филиппский, и Евсевий, почтеннейший епископ довирский 10 , и Максим, почтеннейший епископ серрский, и Николай, почтеннейший епископ стовский, и Иоанн, почтеннейший епископ парфеникопольский, и Дарданий, почтеннейший епископ варгадский 11 , и Гонорат, почтеннейший епископ фасский,

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010