Помимо двенадцати апостолов Спаситель «избрал... и других 70 учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» ( Лк.10:1 ). Необходимость появления этого круга избранных учеников Он объясняет обилием жаждущих слова Божия: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» ( Лк.10:2 ). Имена этих апостолов в Новом Завете не названы. 70 апостолов были посланы на проповедь перед началом пути Господа на Страсти. Как и 12, число 70 имеет глубокую религиозную символику. В Быт.10:2–31 говорится о 70 народах, живущих на земле; Моисей собрал «семьдесят мужей из старейшин Израилевых» и «поставил их около скинии» ( Чис.11:24 ) и др. Полного списка 70 апостолов не существовало еще в IV в. Согласно Евсевию Кесарийскому , «имена апостолов Спасителя известны из Евангелия каждому, списка же семидесяти учеников никакого нигде нет» 194 . В древних списках имена не совпадают, этим обусловлены и некоторые различия в православных богослужебных книгах: в Апостоле и в Минее за январь. Славянские Четъи-Минеи указывают следующие имена: Иаков, брат Господень; Марк евангелист, Лука евангелист, Клеопа, брат Иосифа Обручника; Симеон, сын Клеопы; Варнава; Иосиф, или Иосия, прозываемый Варсавой или Иустом; Фаддей, Анания, Стефан архидиакон, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Тимофей, Тит, Филимон, Онисим, Епафрас, Архипп, Сила, Силуан; Крискент, или Криск; Крисп, Епенет, Андроник, Стахий, Амплий, Урван, Наркисс; Апеллий, или Апелл; Аристовул; Иродион, или Родион; Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт, Ерм , Патров, Ермий , Лин, Гаий, Филолог, Лукий, Иасон, Сосипатр; Олимпан, или Олимп; Тертий, Ераст; Куарт, или Кварт; Евод, Онисифор; Климент, или Клим; Сосфен, Аполлос, Тихик, Епафродит, Карп, Кондрат; Марк, он же Иоанн; Зина, Аристарх, Пуд, Трофим; Марк, племянник Варнавы; Артема, Акила, Фортунат, Ахаик. Святитель Димитрий Ростовский внес в список еще 2 имени: Дионисий Ареопагит и Симеон, по прозванию Нигер. Необходимо отметить, что многие из указанных апостолов не входили в число тех 70 учеников, которых Господь избрал перед началом пути на Страсти, т. к. они упоминаются в более поздних текстах Нового Завета. Например, об обращении Варнавы говорится только в Книге Деяний (4:36–37), Аполлос пришел из Александрии уже во время миссионерских путешествий ап. Павла ( Деян.18:24–25 ), Онисима ко Христу привел ап. Павел ( Флм.1:10 ) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Трудно их организовать, у них все на уровне эмоций останавливается, – говорит матушка Иоанна. – Многие женщины обещают, что после освобождения будут приходить монастырь, а не приходят. Мужчины ничего не обещают, но многие из них приходят. – Как вы думаете, почему так получается? – Точно не знаю, но думаю, что женская душа так нежно и тонко устроена, что, если какие-то структуры в ней поломались, их сложно восстановить. – И с ворами в законе сталкиваться вам приходилось? – Приходилось. За двадцать лет с кем только не встречались! С авторитетами тоже, и на свободе, и в зоне. С ними можно договориться. Не так давно в одной из колоний построили церковь, потом звонницу, а теперь еще и фонтан. Для красоты. Это инокиня Фотиния постаралась – еще одна из тех насельниц, что несут послушание в Тюремной миссии. Сестра Фотиния – невысокая, хрупкая, улыбчивая. Но в монастыре знают, что достаточно одного ее слова, чтобы уголовники встали по стойке смирно. Если инокиня не в очередной поездке по колониям, то, скорее всего, бывшую медсестру можно найти в монастырской библиотеке. В крошечном закутке между книжными стеллажами притулился маленький столик, за которым инокиня пишет письма подопечным в колониях. Другая инокиня Фотиния опекает приемник-распределитель для бездомных детей. А иеродиакон Апеллий работает с детским социальным центром. Это – трудные подростки и дети из малообеспеченных семей. Монастырь вывозит их на экскурсии по «Золотому кольцу», устраивает показы фильмов, проводит беседы, даже возит «для вразумления» в детскую воспитательную колонию. Еще в списке забот монастыря – наркологический центр, СПИД-центр, комиссии по делам несовершеннолетних, центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Подарки, беседы, показы фильмов, ответы на нелегкие вопросы… Еще монастырь печется о бомжах – кормит, поит и одевает их. Еще – организует благотворительные обеды для пенсионеров, вывозит инвалидов-колясочников на свои подворья, чтобы сидящие годами по домам люди могли побывать на природе, устраивает рождественские и пасхальные представления и раздачу подарков для детей из малообеспеченных семей.

http://pravmir.ru/inaya-zhizn/

Ипатий еп. и Андрей пресв., мучч. при Льве Исавр. 21 сент. Ефиопия . Матфей, апост. и Еванг., и Фулвиан князь, ученик его. 10 ноября. Матфий, ап. из 12. 9 авг. Евнух царицы Кандакии. 4 янв. Елезвой блаж., царь, 6 века. 24 окт. Зовийская обитель, близ Севастополя, в Малой Армении. Михаил преп. и с ним 36 иноков, мучч. от Сарацин (780–790). 1 окт. Икония, в Ликаонии. Сосипатр, из 70, еписк. 28 апр. Тертий, из 70, еписк. 30 окт. Фекла первомученица, ученица ап. Павла, скончавшаяся в Исаврии. 24 сент. Конон преп., и сын его Конон, мучч. при Аврелиане. 6 марта. Параскева великомуч., при Диоклетиане. 28 окт. Маркиан муч. 13 июля. Аполлоний муч. 10 июля. Амфилохий еписк., 4 века. 23 ноября. Терентий, еписк. и муч. 21 июня. Илиополь, в Келесирии. Евдокия, преподобномуч. в 152. 1 марта. Варвара великомуч. и Иулиания муч., при Максимиане. 4 дек. Нон еп., ум. 471. В Субб. с. Иллирия. (Сн. Авлон, Диррахий). Филит синклитик, Лидия, жена его, и чада, Македон, Феопрепий, и др., мучч. при Адриане. 23 марта. Елевферий еписк., муч. Римский при Адриане. 15 дек. Агапия, Хиония и Ирина девы, мучч. в 304. 16 апр. Анастасия узорешительница, великомуч., и др. с нею, мучч. при Диоклетиане. 22 дек. Флор и Лавр мучч. 18 авг. Индия. Фрументий епископ, ум. ок. 360. 30 ноября. Варлаам и Иоасаф царевич, препп., и Авенир царь. 19 ноября. Два преподобномучч. от Авенира. 23 ноября. Семнадцать монахов, мучч. от него же. 27 ноября. Питерамна, Интерамния, в Италии, к западу от Тарентского Залива. Валентин еп., Авундий, Прокул, Ефив и Аполлоний, мучч. 30 июля. Ираклея, Heraclea pontica, в Вифинии. Акила, из 70. 14 июля. Феодор стратилат, великомуч. в 319. 8 февр. Ираклия, в Фракии. Апеллий, ап. из 70, епископ. 31 окт. Севастиана, муч при Дометиане. 16 сент. Аммун диак. и 40 дев постниц, мучч. при Ликинии. 1 сент. Иринополь, в Киликии. Лампад преп. 5 июля. Иркания, в Лидии. Асинкрит, из 70 апп., епископ. 8 апр. Исаврия . (Сн. Декаполь.) Онисий и Конон, мучч. 2 века. 5 марта. Испанис , в Испании, Севилла. Леандр еписк., 6 века. 1 ноября, с муч. Ерминингельдом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Священномуч. Зиновий и Зиновия . В славянской минее по Метафрасту. Тоже у Сурия 30 ноября. Сурий год страдания их ставить 280, Вершинский 303. Но по житию они пострадали в одно время с Клавдием, Астерием, Неоном (29 окт.), а сии не сомненно пострадали в 285 году и это есть истинной год их кончины (См. Барония сей год. Oriens chrict. II. 893). Но месяцеслову Василия родители их назывались Зенодот и Фекла, чего нет у Метафраста, мученики брошены были в кипящий котел со смолою, а не на разженную решетку; итак в месяцеслове Василия извлечение из другого жития. В Константинополе был монастырь Зиновия, настоятель коего игумен Павел подписался под определением собора при патриархе Мине (536–552). Маркиан, еп. Сиракуз . В Деяниях св. (Jun. II. 788) есть сказание о св. Маркиане, не известному автору принадлежащее, бедное содержанием: по сему сказанию св. Маркиан, посланный еп. Петром из Антиохии в Сицилию, поселившись в пещере около Сиракуз, успешно распространял веру Христову и пострадал при импер. Валериане и Галлиене т. е. во 2 половине 3 века, что невероятно, ибо ему приписывается более, чем двухсотлетняя жизнь. По стихословию пролога Иудеи умертвили его петлею, по житию низвергли с башни. Мощи его ныне в Гаэте. 31 Свв. апп. от 70: Стахий, Амплий и другие . См. об них 4 янв. По месяцеслову Василия мощи Стахия, Амолия и Урвана принесены в Константинополь и положены в Пигах ( Πηγας – на источниках). Паломник Антоний, бывший в 1200 г. в Царьграде, говорит: «И есть церковь , а в ней 7 апостолов лежит Урванова чадь (дружина), а та церковь и прежде Царьграда поставлена.» Стр. 172. Она основана ап. Стахием, первым епископом Византия в Аргирополе, ныне Фундукли близ Перы и Галаты. Апостол Апеллий, еп. Ираклии фракийской, что ныне, отличен от ап. Апеллия, епископа Смирны, что 10 сентября. Муч. Епимах . В славянской минее по Метафрасту, текст коего находится у Лямбеция (Т. 258) и в полном Курсе Патрологии Миня (Т. 115. 1320), а латинский у Сурия (31 окт.). Св. Дионисий в послании к антиохийскому епископу Фабию о мучениках Декиева гонения, по отзыву Барония и Сурия, говорит о сем Епимахе; но у Дионисия кончина его последовала не от меча, а от огня: «сожжены также на сильнейшем огне Епимах и Александр, находившиеся сперва долгое время в заключении, а потом перенесшие множество мучений, строгание и бичевание.» (Евс. VI. 41). В мартирологах Флора, Адона и Узуарда согласно с Дионисием александрийским , ему приписывается кончина от огня (12 дек.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

10 лет спустя о. Димитрий Дудко так объяснял мотивы своего выступления по телевидению: «Из тех фраз, которые я говорил на допросах, и было составлено мое заявление. Если бы я составлял его сам, то я бы, конечно, по-своему выразил свою позицию, тем не менее в словах, что я буду делать дело Божие «как сын Православной Церкви и как сын своего Отечества», лежит мое сердце. Это основа моего заявления. Все остальное – шелуха. Но именно на шелуху обратили внимание мои недруги... Я никогда не ставил себе целью быть диссидентом ни в отношении своей страны, ни в отношении своей Церкви. Но я не мог не бороться с тем, что уродовало нашу жизнь, загоняло нас в тупик... Значит, вопрос встал так: страдать не за дело Христа, а за дело кесаря. За политику, а не за веру. За земное, а не за небесное. Чекисты мне предложили выбор: земную славу, венец мученика – или дело Божие... Я понимал, на какой позор я иду, как будет трудно меня понять, но я сознательно пошел на это» 648 . В 70-х гг. неизменным оставалось число монастырей, принадлежавших Русской Православной Церкви, но в крайне стесненном состоянии оставалась Почаевская Успенская лавра. В сентябре 1973 г. духовный собор лавры во главе с наместником обители архимандритом Самуилом вынужден был подать жалобу председателю Совета по делам религий В. В. Куроедову 649 . Положительной реакции на жалобу не последовало, более того, в 1980 г. у лавры конфисковали последний принадлежавший ей земельный участок. Предприняты были новые действия, которые, вероятно, опять имели целью закрытие монастыря. Вечерами, после службы, милиция стала изгонять паломников из храмов, где они оставались ночевать, поскольку монастырская гостиница была конфискована, а в местные гостиницы их не пускали. Однажды даже из храма были изгнаны 20 послушников, ожидавших пострига и перевода на святую Афонскую гору. Из лавры насильственно удалены были 30 монахов и послушников, среди них игумен Амвросий (Юрасов), которого многие богомольцы почитали, как хорошего проповедника и духовника, игумены Антоний (Темников), Апеллий (Станкевич), монах Нестор. Архимандрит Олимпий был жестоко избит милицией на Светлой седмице 1981 г. и вскоре после этого скончался от побоев. Верующий народ стал подозревать наместника лавры архимандрита Иакова (Панчука) в сотрудничестве с гонителями Церкви, и одна фанатичная женщина совершила на него покушение, ударив его топором по голове. Для того чтобы спасти Почаевскую лавру от закрытия, в «Журнале Московской Патриархии» были опубликованы статьи об истории обители, которая в прошлом служила форпостом православия против римско-католической экспансии. В «Журнале» появлялись сообщения о богослужениях, которые совершали в Почаевской лавре посещавшие ее архипастыри, в одной из статей сообщалось о постриге в лавре американского студента-богослова. Закрытие монастыря и на этот раз, на рубеже 70–80-х гг., удалось предотвратить.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В церковной истории он замечателен тем, что сюда, по словам Евсевия, было адресовано послание смирнских христиан о смерти Поликарпа и гонении Марка Аврелия. Фракийская диоцезия Фракийская диоцезия, подчиненная константинопольскому патриарху 28-м правилом халкидонского собора, была весьма невелика по объему и весьма мало замечательна в церковно-историческом отношении. Можно сказать вся Греция, весь Балканский полуостров, находилась вне юрисдикции константинопольского патриарха, и подведомый ему фракийский диоцез занимал только весьма небольшое пространство на Балканском полуострове в северо-восточной его части, по побережью Мраморного и Черного морей. В него входили только шесть небольших провинций: Европа, Фракия, Гемимонт, Родоп. Скифия и Нижняя Мизия. В истории церкви за первые три века мы почти не встречаем упоминания о церковной жизни в этих провинциях. Только с IV века некоторые митрополиты и епископы их принимают участие в церковной жизни. Европа. Провинция Европа была весьма незначительна по своей величине, но в ней был город Константинополь, две митрополии – в Ираклии и Визе (в последней, впрочем, вероятно только с IX века) и 19 епископий. Ираклия. Город Ираклия находился при Мраморном море, почти против Кизика (немного севернее, – на карте он не обозначен). Предполагают, что первым епископом здесь был Апеллий, о котором упоминает апостол Павел в послании к Римлянам ( Рим.16:7 ). Второй епископ Ираклии Дометий епископствовал в первой половине 2-го века, при Антонине Пие; третий, – Филипп, пострадал при Диоклетиане. Ираклийские митрополиты до времени возвышения константинопольского патриарха стояли во главе фракийского диоцеза; епископ Византии также им был подведом. Фракия. Провинция Фракия находилась к западу от провинции Европы, вдали от моря; она имела, кроме митрополии, всего девять епископий. Филиппополь – митрополия Фракии (на карте неправильно назван Филиппы) был расположен на трех горах, а потому назывался некогда Тримонцием. Филипп македонский восстановил этот город и, поселив в нем ограбивших Дельфийский храм фокеян, назвал его Понерополем (городом злых), но жители в честь Филиппа усвоили своему городу название Филиппополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

По примеру апостолов и их преемники, отцы и учители церкви, также держались преимущественно Библии по тексту 70-ти. Так, св. Варнава, действовавший еще при жизни св. апостолов, в послании своем, направленном к евреям, приводит из Ветхого Завета до 70–80 мест, все по переводу 70-ти. Св. Игнатий Богоносец в посланиях своих также приводил места из Ветхого Завета по 70-ти. Тоже делают Климент Римский , Св. Поликарп, Св. Иустин Философ , Св. Ириней, ученик Поликарпа, Климент Александрийский , Тертуллиан (по переводу Итала, который в свою очередь сделан по 70-ти), и др. Так и позднее все отцы и учители церкви во всех рассуждениях на соборах, когда нужно было приводить места из Ветхого Завета, приводили по переводу 70-ти. Так греческий перевод 70-ти чрез св. апостолов и их преемников сделался достоянием церкви Христианской, которая и до настоящего времени употребляет его с тою лишь разностью, что в нашей русской церкви этот перевод, как непонятный для большинства членов церкви, заменен до буквальности точным переводом на церковно-славянский язык (а в других поместных церквах на свои местные наречия, каковы переводы: армянский, абиссинский и др.). Таким образом высокий авторитет греческого перевода 70-ти толковников, а с тем вместе и авторитет согласного с ним текста церковно-славянского засвидетельствован и Св. Писанием Нового завета и голосом всей Православной церкви. Можно ли тоже сказать о существующем ныне тексте еврейском (известном под именем мазоретского), а вместе и о сделанном с него переводе русском? – Ответим на это словами покойного митрополита Филарета: «еврейский текст в начале времен христианства был в руках врагов его, и потому мог подвергнуться даже намеренному повреждению, как о сем говорит св. Иустин мученик в разговоре с Трифоном. Сказанное о тексте еврейском в значительной мере умаляет авторитет и сделанного с него русского перевода». Не приводим других оснований в подтверждение высокого преимущества текста церковно-славянского пред русским. Эти основания подробно и обстоятельно изложены высоко авторитетными и учеными иерархами нашей русской церкви митрополитом Филаретом (в статье «о догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого 70-ти толковников и славянского переводов Св. Писания», – Прибавл. к Твор. Св. Отцов 1858 г. XVII, стр. 452) и епископом Феофаном (в Душеп. Чтении за 1875 г. ч. III и за 1876 г. ч. II).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Нунехий, почтеннейший епископ лаодикийский, во Фригии спокойной, сказал: «послание блаженнейшего Льва, которое я и подписал, согласно с изложением веры святых отцов никейских, и 150-ти собиравшихся в Константинополе, и с собором ефесским, на котором председательствовал блаженный отец наш Кирилл». Нонн, почтеннейший епископ Едессы осройской, сказал: «послание блаженнейшего Льва согласно с бывшим в Никее собором, 318-ти и (с собором 150-ти в Константинополе при священной памяти Феодосие, и с посланием блаженной памяти Кирилла, утвержденным в метрополии Ефесе; его и я подписал». Полихроний, почтеннейший епископ Епифании киликийской, сказал: «общий отец верных, блаженный апостол Павел, родивший всех нас благовествованием ( 1Кор. 4, 15 ), свидетельствует о вере римлян, что она «возвещается во всем мире» ( Римл. 1, 8 ); эту веру изначала соблюдала святая церковь та (римская); ее высказывал, ныне и всегда, святейший архиепископ Лев согласно (с верою) святых отцов никейских и всех православных. Эту веру мы изначала содержали и содержим; в ней мы крестились и крестим». Евномий, почтеннейший епископ никомидийский, сказал: «благочестивейший епископ александрийский Кирилл следовал изложению веры 318-ти святых отцов никейских, которое правильно и благочестно; также и собор 150 епископов, бывший в великоименитом городе Константинополе при священной памяти Феодосие, утвердил тоже самое изложение; и боголюбезнейший архиепископ римский Лев очевидно следует ему же. Итак, ничего не допуская нового в вере, полученной нами от отцов, мы при помощи благодати Божией соблюдали, соблюдаем и будем соблюдать ее». Александр, почтеннейший епископ севастийский, в первой Киликии, сказал: «послание блаженнейшего и святейшего архиепископа римского Льва согласно с изложением 318-ти. составленным в Никее, и 150-ти, собиравшихся в благополучном (городе) Константинополе, и с посланием блаженнейшего и святейшего Кирилла, утвержденным в Ефесе». Каллиник, почтеннейший епископ апамейский, в Вифинии, сказал: «соборы – составленные в Никее из 318-ти святых отцов, из 150-ти в великоименитом Константинополе по случаю хиротонии блаженнейшего епископа Нектария, и составленный в Ефесе против Нестория – имеют один образ мыслей, Троице поклоняясь, Троицу проповедуя и Троицу возвещая миру. Итак, я следую этим святым соборам, в которые я веровал и подписал; по ним исповедую и согласен (с ними). И святейший отец наш Лев написал согласно с ними».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

A. Impedimenta dirimentia. 1) Отсутствие взаимного согласия брачущихся. Требование обоюдного согласия на брак является на столько существенным для действительности брака, что его можно считать даже не условием, а творческою причиною (causa efficiens) брака. Для того, чтобы гарантировать свободу вступления в брак, в самом чине венчания положено спрашивать жениха и невесту о свободном произволении их к браку: в случае заявления одним из брачущихся о нежелании вступить в предположенный брак, венчание должно быть остановлено. В виду такого значения обоюдного согласия, не могут быть признаны действительными: а) браки, совершенные по принуждению; б) браки, при совершении которых имели место обман, или ошибка в лице одного из брачущихся. 2. Возраст. Брачный союз предполагает в брачущихся способность к супружескому сожитию, которая определяется прежде всего летами. Римское право, после различных колебаний в этом вопросе, установило, что для вступления в законный брак жених должен быть 14-ти лет, а невеста 12-ти. Этот возраст был принят и церковью. В России указом Св. Синода 17 декабря 1774 г. определено было венчать мужчин не ранее 15-ти лет, а женщин не ранее 13-ти, а в 1830 г. (19 июля) Высочайшим указом запрещено венчать браки, если жениху нет 18-ти, а невесте 16-ти лет 150 . Природным жителям Закавказского края, по местным климатическим условиям, дозволено вступать в брак, если жениху 15, а невесте 13 лет 151 . Кроме того, брак, повенчанный по достижении (церковного совершеннолетия) женихом 15-ти, а невестою 13 лет, считается состоявшимся и не подлежит расторжению, как недействительный; только супруги, если брачное сожительство не имело последствием беременности жены, временно разлучаются до наступления гражданского совершеннолетия, по достижении которого они, если пожелают, вновь соединяются уже без повторения церковного венчания. Противоречит целям брака и глубокая старость. По древнему римскому закону (lex Julia et Papia Poppaea), крайним пределом для вступления в брак было назначено – для мужчины 60, а для женщины 50 лет; но Юстиниан отменил это ограничение. С своей стороны, церковь всегда смотрела неодобрительно на браки лиц престарелых 152 . По действующему русскому законодательству (основанному на инструкции патриарха Адриана 1697 г. и определении Св. Синода 1744 г.), запрещено вступать в брак лицам, имеющим более 80-ти лет от роду 153 ; браки таких лиц подлежат расторжению.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

отверзшее, свободно иже от превеликаго ти святительства посланному искусному мужу Арсению старцу вход створихом. Онже внутре сокровища божественных книг быв, вся пореду испытно сгледов, юже всхоте избра и свойстьвною своею рукою на краи книгы начртав, особ от иных постави. Множества же ради книг, иже изнесе от сеи горы, неудобь носите сеи нашим книгам – разсудив, повеле нам сами собою носити к превеликому ти святительству. Его же повелению благолепно покоршесе, потрудихом о Христе братию нашу – Господня гроба поклонника и церкве нашей прваго архимандрит Феодора иеромонаха и брата его по плти Феофана иеромонаха и слугу обрада. Носите [от честнаго нашего монастира иже от преподобнаго Арсения избранныи книги, ихже и имена являем превеликому ти святительству словенскы книгы сия сут: шестодневник, Иов праведный, Дионисий Ареопагит , пророчество Иосиево, Григорий Богослов , четыре Златоустаго, законник великий, святый Никон, святый Панкратий, подражание птичее, гречьскыи же седмь] к благочестивому царю и к великому ти святительству, по вашему указу, ихже яко божественныи премудрости скровище прием, милостив буди честнейшей обители и яко чедолюбив и страннолюбив, кротким ти нравом кротце приими сию братию нашу и страннолепно препокои и топле исходатайствуй к православному царю да милостию и щедротами призрит нас – честную нашу обитель – вашу богомолю и се ведомо творити святому ти святительству яко не дано бысть нам ничтоже от пожалования, еже посла благочестивый царь и превеликое ти святительство, ниже за сии книги иже послахом ныня по братиях наших отнюд никакоже ничтоже. Сего ради припадающе к честным стопам святительства ти и с сльзами молимсе»... и пр. и пр. [просят о милостыне]. Таким образом из этой грамоты оказывается, что Арсений из афонского Хиландарского монастыря, точно так же, как и из Павловского, не взял ни одной книги, а только быв «внутре сокровища божественных книг», выбрал понравившиеся ему книги и для удостоверения подписал свое имя на 1-м листе каждой книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010