А вот характерный отзыв о Полууставах: «Полуустави в сей день (8 января) полагают св. Емелиана исповедника, неведомо чесого ради, того бо память августа 6-го» (Пролог, ч. III, л. 555-й). В рукописи бывш. Московской Патриаршей библ. 130, в каталоге патриархов Цареградских, есть также указания на ошибки месяцесловов: «Месяцесловы Московский, Львовский и Киевский, недавний, в лето 1691 печатанный, полагают 24 окт. память св. патриарха Афанасия, но его в Московских месяцесловах и Прологах нет». Затем приводится о том же мнение Киевского месяцеслова, при Иннокентии Гизеле печатанного, и делается заключение: «Разве того Афанасия месяцесловы в святых окт. 24 полагают, о нем же будет ниже, иже святи митрополита Киевского Петра св. в лето 1368-е» (л. 133). Или далее, в той же рукописи: «Месяцеслови малороссийстии: Киевский, Львовский, Виленский, Черниговский месяца февраля 10 числа полагают между святыми некоего патриарха Цареградского Анастасия, лета же ему, коего бе, не полагают. Неведомо убо, который то Анастасий, сей ли еретик, или ин некий, во всех бо каталогах патриархов Цареградских несть иного Анастасия, разве сего единого, еретика бывша. А великороссийский месяцесловы и Прологи Анастасия патриарха Цареградского в святцах не полагают» (л. 148-й). Архиеп. Сергий считает здесь Афанасия, умершего в 131 г., а Анастасия называет епископом Иерусалимским (Полный месяцеслов Востока, т. II, с. 39 и 329). 101 Пролог, ч. I, л. 38 об. В Полном месяцеслове Востока, архиеп. Сергия тоже Лукий, но не Аполлос, а Апеллий, Аполлос – 8 декабря (т. II, с. 277). 109 Четии-Минеи, ч. IV, л. 153 об. и рукоп. бывш. Московской Типографской библ. 420 (472), л. 455. 124 Рукоп., л. 468 и далее. Из отмеченных в списке житий не все оказались внесенными в Четии-Минеи; к подобным относятся: Аттика, патриарха Цареградского (январь, т. I, с. 493), Петра еп. Севастийского (там же, с. 589), в Четиих-Минеях только память (9 января), свв. Пегрия и Евтропия (январь, т. I, с. 725), св. епископа Илария (там же, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Русские святые, находящиеся в 48-й главе теперешнего Устава, содержащей последование церковного псалмопения по месяцеслову, представляют собой тех Русских святых, которые в настоящее время признаются нашей церковью за святых повсюдных или обще-почитаемых. Общее число их есть 75 1806 . Число это составляется: из 22-х святых, которые стали обще-почитаемыми до митр. Макария (см. выше, гл. 2), из 14-ти святых, канонизованных на соборе 1547-го года к общецерковному —38— празднованию и из 9-ти святых, канонизованных к местному празднованию, или всего – из 23-х святых собора 1548-го года, из 11-ти святых, канонизованных на соборе 1549-го года и из 19-ти святых 1807 , канонизованных после собора 1549-го года до настоящего времени. Особенное составляет тут то, что все святые, канонизованные собором 1547-го года к местному празднованию удостоены потом общецерковного празднования и что не все святые, канонизованные на соборе 1549-го года к общему празднованию, остались доселе теми же обще-празднуемыми; именно, из числа 15-ти святых, канонизованных на соборе 1549-го года к общему празднованию, теперь нет в числе обще-празднуемых: Нифонта архиепископа Новгородского, мучеников Литовских Антония, Иоанна и Евстафия и Евфросина Псковского. Причиной, почему местные святые собора 1547-го года все причислены потом к общим святым, должно быть считаемо последующее прославление всех их как чудотворцев. О причине исключения Евфросина Псковского из числа обще-почитаемых святых мы говорили несколько раз выше. Остаётся не совсем понятным, что исключены были из числа обще-почитаемых святых Нифонт архиепископ Новгородский и мученики Литовские. Вероятной причиной нужно считать то, что гробы и мощи архиепископа и мучеников находились вне Московской Руси, – первого в Киеве, в пещерах, вторых – в Вильне (в Духовом монастыре). Обще-празднуемые святые из числа канонизованных после собора 1519-го года до настоящего времени, в хронологическом порядке их канонизации, суть: Макарий Унженский, канонизованный в первой половине XVI века,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И там мы встретили Римского папу Евгения; было это на расстоянии пятидесяти миль от Рима. Там же мы застали святого Греческого императора Иоанна, и святого Вселенского патриарха Иосифа, и святой вселенский собор. А на соборе были с патриархом двадцать два митрополита: первый - Гераклейский Антоний, второй - Эфесский Марк, третий - Русский Исидор, четвертый - Монемвасийский Досифей, пятый - Трапезундский Дорофей, шестой - Кизикский Митрофан, седьмой - Никейский Виссарион, восьмой - Никомедийский Марк, девятый - Лакедемонский Мефодий, десятый - Тырновский Игнатий, одиннадцатый - Амасийский Иоасаф, двенадцатый - Молдавский, иначе говоря Волошский, Демиан, тринадцатый - Ставропольский Исайя, четырнадцатый - Родосский Нафанаил, пятнадцатый - Мителенский Дорофей, шестнадцатый - Драмасский Дорофей, семнадцатый - Меленикский Матфей, восемнадцатый - Дристрасский Каллист, девятнадцатый - Ганский Геннадий, двадцатый - Анхиальский Геннадий, двадцать первый - Грузинский Иоанн, двадцать второй - Сардский Дионисий, который во время того святого собора отошел к Господу. Первое заседание собора было 8 октября в городе Ферраре во Фряжской земле. На соборе присутствовали Римский папа Евгений, и с ним двенадцать кардиналов, и архиепископы, и епископы, и капелланы, и монахи. Православной же веры были на соборе Греческий император Иоанн и его брат деспот Дмитрий, и Вселенский патриарх Иосиф, и с ним двадцать два митрополита, и из русских епископов - Авраамий Суздальский, и архимандриты, и попы, и диаконы, и чернецы, и четыре посла - трапезундский, грузинский, тверской Фома и волошский Микула. Задавали вопросы три митрополита, отвечали - Эфесский Марк, Русский Исидор, Никейский Виссарион. Второе заседание собора было тринадцатого числа того же месяца, третье - шестнадцатого числа того же месяца, четвертое - двадцатого числа того же месяца, пятое - двадцать пятого числа того же месяца, шестое заседание собора было 1 ноября, седьмое - четвертого числа того же месяца, восьмое - восьмого числа того же месяца, девятое - одиннадцатого числа того же месяца, десятое - восемнадцатого числа того же месяца, одиннадцатое - двадцать шестого числа того же месяца, двенадцатое заседание собора было 4 декабря, тринадцатое - восьмого числа того же месяца.

http://sedmitza.ru/lib/text/443997/

Того ж числа пожаловал великий государь в клюшники степенныя на кормовой дворец клюшника путнова Микиту Федорова сына Боркова на Иваново место Пекина, а ево Ивана пожаловал великий государь во дворяне. Того ж году маия в 20 день сидел у гроба великого государя боярин князь Михайла Яковлевич Черкасской, да окольничей Борис Васильевич Бутурлин, диак Филип Артемьев. Того ж числа сказано в большой приход и в большую казну боярину князю Никите Ивановичу Одоевскому, да с ним боярину Василью Семеновичю Волынскому, да думному дворенину Алексею Ивановичу Ржевскому, диак Петр Самойлов. Того ж году мая в 21 день сидели у гроба великого государя: боярин князь Борис Иванович Прозоровской, да думной дворенин Алексей Иванович Ржевской, диак Петр Самойлов. Того ж числа сказано в разбойной приказ сидеть окольничему Матвею Степановичю Пушкину. Того ж числа сказано на Олатырь в воеводы стольнику Микифору Лаврентьеву сыну Собакину. Того ж числа сказано в Козлов полковым и осадным стольнику Василью Михайлову сыну Дмитрееву. Того ж числа сказано в Саранеск полковым и осадным стольнику Ивану Юрьеву сыну Леонтьеву. Того ж числа сказано в Чебоксары стольнику Еремею Пашкову. Того ж числа сказано в Запороги стольнику Василью Жемаилову. Того ж числа был ход со кресты в Стретенской монастырь, а в ходу были власти: Карнилии митрополит Новгородцкий и Великолуцкий, да епископы Леонтий Танбовский, Митрофан Воронежский . Да в ходу ж были по указу великого государя окольничий князь Григорий Афонасьевич Козловской, да думной дворенин Андрей Васильевич Толстой, думной дьяк Парфеней Пятой. Того ж году мая в 22 день сидели у гроба великого государя боярин Никита Костентинович Стрешнев, да думной дворенин Тимофей Петрович Савелов. И с сего числа сидели у гроба великого государя бояре те ж с началу во всю четыредесятницу. Того ж году мая в 23 день сказано в Каргополь стольнику князю Володимиру княж Иванову сыну Волхонскому. Того ж году мая в 24 день сказано в сход в Казань боярину Петру Васильевичу Меньшому Шереметеву, стольником князю Якову княж Федорову сыну Долгоруково, да князь Михайлу княж Иванову сыну Волхонскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Х., – в посление годы царствования Нерона. Своей необыкновенной ревностью в благовестии, своей пастырской, истинно отеческой любовью апостол Павел приобрел себе чрезвычайно много сотрудников, подобно ему ревностных. Сотрудниками его были большей частью люди, им же самим обращенные к вере. Между ними особенно замечательны: Епафрас 61 , основавший церкви колосскую, лаодикийскую и иерапольскую во Фригии в то время, как апостол Павел после времени апостольского собора проповедовал в Малой Азии; Силуан 62 , проповедовавший вместе с апостолом в Малой Азии и особенно потрудившийся над основанием церкви фессалоникской. Впоследствии, по возвращении апостола из Коринфа в Иерусалим и Антиохию, Силуан сделался спутником ап. Петра и после некоторого времени испросил у него послание к верующим из иудеев в Малой Азии. Тимофей 63 более всех других сотрудников заслужил любовь и доверенность св. апостола Павла; по воле апостола, он старался особенно об утверждении церквей македонских и ахайских, главным же образом церкви ефесской. Тит, которому поручил апостол управление церквами критскими, был еще прежде усердным сотрудником его в утверждении церкви коринфской 64 . Лука, врач возлюбленный, был постоянным спутником апостола со времени первого прибытия его в Троаду до самой смерти и написал Евангелие, проповеданное ап. Павлом, и Деяния апостольские около того времени, как апостол получил в Риме полную свободу 65 . Замечательны еще те сотрудники апостола, которые, по всей вероятности, первые основали в Риме церковь из язычников. Как столица целого мира, Рим был местом, куда стекались люди со всех сторон вселенной 66 . Несомненно, по крайней мере, что еще до 58 года по Р. Х. Были уже в Риме ученики и сотрудники ап. Павла ( Рим.16:3–23 ): Епенет – начаток уверовавших от него в Ахаии, Андроник и Иуний – спленники его, нарочиты во апостолех, Урван – споспешник его о Христе, Амплий и Стахий – возлюбленные его, Апеллий – искусный о Господе, Руф и многие другие. Долго было бы и нет достаточных средств перечислить всех сотрудников апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

Согласно древнему преданию, через Перинф проходил ап. Андрей Первозванный ( Gregorius Turonensis. Liber de miraculis beati Andreai apostoli//MGH. Scr. Mer. Vol. 1. Fasc. 2. P. 831-832; Греческие предания о св. апостоле Андрее/Под ред. А. Ю. Виноградова. СПб., 2005. С. 44, 58, 62, 178, 313, 328). Первым епископом Перинфа, согласно церковной традиции, считается ап. Апеллий (SynCP. Col. 785). В Перинфе правителем Помпианом при имп. Домициане (81-96) была казнена мц. Севастиана , ученица ап. Павла, схваченная в Маркианополе. При имп. Антонине Пии (138-161) в Перинфе пострадала мц. Гликерия из Траянополя. В Житии святой говорится, что ее мощи были погребены Перинфским еп. Дометием. Традиционно его считают современником мц. Гликерии, но Д. Стьернон предположил, что скорее всего еп. Дометий был инициатором перенесения мощей святой в нач. IV в. ( Stiernon. 1990. Т. 23. Col. 1324-1325). В 303 или 304 г. в Адрианополе пострадали Ираклийский еп. Филипп и его диакон Ермий (BHL, N 6834). Мч. Акакий сотник и сщмч. Мокий были подвергнуты мучениям в И. Ф. при Диоклетиане и затем обезглавлены в г. Византий. В И. Ф. особо чтился Доростольский мч. Дасий , также пострадавший при Диоклетиане и Максимиане. При имп. Лицинии (308-324) в И. Ф. были казнены Ираклийские мученицы (40) и Аммон диакон. В неизвестное время в И. Ф. принял мученическую кончину Агапит (Агапий), упоминаемый в греч. Синаксарях (19, 20 и 22 нояб.). Имена нек-рых ираклийских мучеников не вошли в греч. календари, но сохранились в сир. и лат. источниках. В Сирийском Мартирологе (411) под 26 марта отмечена память «в Ираклии во Фракии из древних мучеников Маркиан», т. е. он пострадал ранее гонения Диоклетиана (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1915. P. 14. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В Мартирологе блж. Иеронима уточняется, что Маркиан был епископом (MartHieron. Comment. P. 162-163). В Сирийском Мартирологе также упомянуты претерпевшие мучения в Перинфе еп. Евтихий (29 сент.; его память включена и в Иеронимов Мартиролог - Ibid. P. 532), пресвитер Идист (13 нояб.; в Иеронимовом Мартирологе под этой датой к нему присоединены Евтихий и Фелиций - MartHieron. Comment. P. 598), пресвитеры Феодот и Димитрий (14 нояб.) (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1915. P. 21-22. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В Иеронимовом Мартирологе из мучеников, принявших кончину в Перинфе, также указаны Климентин, Феодот и Филомен с дружиной (14 нояб.), Кандид (5 и 7 янв.), Феликс и Ианнуарий (7 янв. и 14 февр.), Виктор (1 апр.) и Васс (5 авг.) (HieronMart. Comment. P. 26, 29, 92, 169, 418, 599).

http://pravenc.ru/text/673873.html

48 . Апостол Олимпан, или Олимп, свидетель мученической кончины святого апостола Петра ( Рим. 16, 15 ; память 10 октября, обезглавлен в Риме вместе с апостолом Иродионом). 49 . Апостол Тертий, епископ г. Икония (после апостола Сосипатра), ученик святого апостола Павла, записавший его послание к Римлянам ( Рим. 16, 22 ; память 30 октября и 10 ноября, принял мученическую кончину в Иконии). 50 . Апостол Ераст, сначала диакон и казнохранитель Иерусалимской Церкви ( Рим. 16, 23 ); затем епископ города Панеада (Палестина) (память 10 ноября). 51 . Апостол Куарт, или Кварт, епископ г. Берит (Бейрут) ( Рим. 16, 23 ; память 10 ноября). 52 . Апостол Евод, епископ Антиохийский, после святого апостола Петра; автор нескольких сочинений, в одном из которых пишет о Пресвятой Деве Марии, что Она родила Спасителя в возрасте пятнадцати лет; об апостоле Еводе упоминает его преемник священномученик Игнатий Богоносец в своем послании к Антиохийцам (память 7 сентября, принял мученическую кончину в 66 г.). 53 . Апостол Онисифор, епископ г. Колофон (Лидия, Малая Азия) и г. Киринея (северная Африка), сподвижник святого апостола Павла ( 2Тим. 1, 16–18 ; память 7 сентября и 8 декабря, по римскому мартирологу 16 сентября; принял мученическую кончину в г. Пария, недалеко от Ефеса). 54 . Апостол Климент, епископ г. Сардика (древний Сардис, Малая Азия), впоследствии епископ Римский, сподвижник святого апостола Павла ( Флп. 4, 3 ; память 10 сентября, 22 апреля, и 25 ноября). 55 . Апостол Сосфен, епископ г. Колофон (Лидия, Малая Азия), был начальником синагоги в Коринфе, обращен в христианство святым апостолом Павлом ( Деян. 18, 17 ; 1Кор. 1, 1 ; память 30 марта и 8 декабря). 56 . Апостол Аполлос, или Апеллий, епископ Кесарийский, сподвижник святого апостола Павла, из ученых книжников Александрии ( Деян. 18, 24–28 ; 1Кор. 3, 4–6 ; память 10 сентября и 8 декабря). 57 . Апостол Тихик, епископ г. Колофон, после апостола Сосфена, сподвижник святого апостола Павла ( Деян. 20, 4 ; Кол. 4, 7 ; Еф. 6, 21–22 ; 2Тим. 4, 12 ; память 8 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Однажды какой-то хромец собрался было к нему, чтобы просить об исцелении. Пришлось так, что животное, на котором хромой хотел пуститься в путь, имело на себе подпругу, сплетенную руками человека Божия. И вот лишь только ноги его коснулись подпруги, он выздоровел. Другим больным Иоанн посылал благословенный хлеб, и вкушавшие от него получали исцеление. И много сил и дивных исцелений явил чрез него Господь. Вот еще какой благодатный дар имел он от Бога, отличавший его от других отцов и прочих людей: ему открыто было поведение каждого брата в соседних монастырях, и он писал отцам, извещая, что вот такие-то и такие-то предаются нерадению и не исполняют в страхе Божием положенного правила, а другие преуспевают в вере и духовном совершенстве; писал и самим братиям, укоряя одних, что они причиняют скорбь братии своим малодушием в терпении, а других одобряя за то, что своей благочестивой, твердой и подвижнической жизнью утешают братию. При этом он предуказывал, какое воздаяние уготовано от Господа за святость жизни, и что, напротив, грозит нерадивым. Деяния, и самые поводы к ним, подвиги, равно как и нерадение, он заочно так изображал, что иноки, сознавая правду написанного про них, приходили в сокрушение совести. Обращаясь вообще ко всем, он убеждал, чтобы возвышались духом от видимых и вещественных предметов к невидимым и духовным. - Пора, пора уже, - говаривал он, - перестать быть детьми, пора возвышаться нам к высшему и духовному, пора, восприяв зрелость мужества, восходить на высшую степень разумения, да просияем, насколько возможно, духовным совершенством. Много и другого рассказывал нам об Иоанне святой муж Апеллий, и неопровержимо, достоверны были его речи... Но много бы времени потребовалось на то, чтобы записать все, да сверх того, по величию содержания, для иных слушателей многое показалось бы и невероятным... Глава 16. О Пафнутии Пришлось нам быть в монастыре святого Пафнутия человека Божия. Это был славнейший в тех местах отшельник и самый дальний житель пустыни в области Гераклеополя, знаменитого города Фиваиды

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

вв.). Св. свщмуч. Александр Епископ, св. муч. Ираклий воин и св. мученицы Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия в гор. Адрианополе Фракийском. г. Свв. свщмуч. Епископ Филипп, Север пресвитер и св. муч. Ерм Адрианопольские Фракийские. (IV в.). Свв. свщмуч. Север пресвитер и муч. Дорофей Адрианопольские Фракийские. г. Свв. два мученика во Фракии, раздавленные между двумя камнями. г. Св. вмуч. Димитрий Фессалоникский и св. муч. Лупп в Фессалониках (Солунь). вв.). Св. муч. Димитрий в гор. Сирмиуме (Срем). г. Св. муч. Нестор Фессалоникский. 30.X/12.XI вв.). Св. муч. Феохарис Дакийский. 31.X/13.XI, а так же и 4/17.I (I в.) Св. свщмученик Амплий, Епископ Одессоский (Варна). (I в.). Св. ап. из 70-и Апеллий (Апеллес), Епископ Ираклии (Гераклеи) Фракийской. 6/19.XI вв.). Свв. мученики Евстазий и Евсевий Адрианопольские. 7/20. XI вв.) Св. муч. Авкт, Таврион и Фессалоникия, позднее и св. муч. Александр в Амфиполисе в Македонии, близ Фессалоник. 10/23.XI (середина IV в.). Св. свт. и исп. Епископ Мартиан в изгнании во Фракии, сосланный арианами. г. Свт. Мартин, Епископ Фракийский. 13/26.XI (IV в.). Свв. свщмуч. Идист пресвитер, Едикт и еще три мученика во Фракии, в гор. Перинфе на берегу Мраморного моря. 13/26.XI вв.). Свв. мученики Едикт, Евтиций, Феликс, Гермоген и Аггест во Фракии. 14/27.XI (IV в.). Свв. священномученики Феодот и Димитрий пресвитеры и свв. мученики Клементин, Феодот, Филомен и мн. др., и еще Ираклий, Марциал и Донат в гор. Перинфе, Гераклее (или Ираклии) во Фракии у Мраморного моря. 18/31.XI вв.). Свв. мученики Ерм и Таксий в гор. Аксиополисе на правом берегу р. Дуная в Малой Скифии (Добруджа). или Свв. мученикиДасий (Узий) и Дионисий Доростольские. вв.). Св. мученица Васса и свв. мученики Дионисий, Орион и Дассий в Гераклее Фракийской. 28.XI/10.XII.361 г. Свв. свщмученики, преподобномученики и мученики Тивериопольские (Струмицкие) – Тимофей и Феодор Епископы, Петр, Иоанн, Сергий, Феодор и Никифор иереи, Василий и Фома диаконы, Иерофей, Даниил, Харитон, Сократ, Комасий и Евсевий монахи и муч. Етимасий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

782), св. Макрины (там же, с. 952), свв. Исидора и Евстафия (там же, с. 1015), св. Евфимия (там же, с. 997), св. м. Василиска (январь, т. II, с. 221), св. патриарха Фавиана (ibid., 252), св. Викентия (ibid., 293), св. Дионисия Севастийского (февраль, т. II, с. 158), св. Марка Афинского (март, III, 778) и св. Евтихия (май, V, 249), но зато в Четиих-Минеях есть и такие взятые из Acta SS. памяти и жития, которых в списке нет. 127 Внесены: в Сентябре: 3-го – св.м. Фива из «мученикословия Римского» (Четии-Минеи, 2 изд. под 3 сентября, ср. Martyrol. Roman., с. 374); 5-го – свв.мм. Иувентин и Максим, «в Антиохии от Юлиана апостата пострадавших. Страдание их св. Иоанн Златоуст написа. t 3, f. 40. Vide Acta SS. iannuarii, t. 1, 612 et Skarga februar 8, f. 120 et Niciphor, l.X, c. 12, Theodolit 1.III, c. 14, а в наших месяцесловах и Прологах нигде же обретается». (Пролог, ч. I, л. 15; память их есть в месяцеслове ими. Василия и в Martyrol. Roman., 25 января); 10-го – три жены в пустынной горе обретенные (вероятно, из Киевских месяцесловов, где они есть под тем же числом); в Октябре: 5-го – свв. Дамиан целебник, Иеремия прозорливый и Матвей прозорливый (из Печерского Патерика); 14-го – преп. Никола святоша (оттуда же, есть и в Львовском месяцеслове 1648 г., но под 16 октября); 15-го – преп. Евфимии новой (из служебной Минеи, есть в месяцеслове при Острожской Библии); 24-го – преп. Арефа Печерский (из Патерика); 26-го – преп. Афанасий Медикийский (из жития преп. Никиты, память которого 3 апреля); 27-го – преп. Нестор летописец (из Патерика); 31-го – свв. апостолы Апеллий и Аристовул, они прибавлены к именам других апостолов на основании службы в Минее, и преп. Спиридон и Никифор Печерские (из Патерика, есть и в Львовском месяцеслове 1648 г.); в Ноябре: 7-го – преп. Лазарь Галасийский (на основании службы в Минее, есть и в Макарьевских Минеях под тем же числом); 10-го – св. ап. Тертий, прибавлен к именам других апостолов на основании службы, (есть и в Макарьевских Четиих-Минеях, но назван Терентием); 11-го – блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010