1) Разные источники предлагают разную датировку (ср., например, 9 , 143 и 10 , т. 1, 368). 2) Кроме апостола Андрея на территории будущей Руси проповедывали апостолы Варфоломей и Фаддей (в Армении) и Симон Зилот (в Грузии) ( 9 , 153-154). 3) Непосредственными помощниками апостола Андрея были апостолы от 70-ти: Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий и Аристовул ( 9 , 144). 4) О подробной истории этих Церквей см. 10 , т. 1, 107,112–113,122–123. 5) По другим сведениям в 99 г. ( 9 , 157). 6) По другим сведениям в 101-102 гг. ( 9 , 157). 7) Подробнее о св. Амате см.: 9 , 16, 308. 8) Более полный список святых, подвизавшихся или скончавшихся на территории нашего будущего Отечества, см.: 9 , 307–309 и 10 , кн. 1, 368–369. 9) См. молитву на литии из службы праздника ( 14 , 551–554). 10) См. тропарь праздника. 11) Подробнее об этом храме см.: 10 , кн. 2, 35-37. 1 2) Некоторые стихиры из службы святой Ольге, написанной в XV в. Пахомием Логофетом, заставляют сделать предположение об их домонгольском происхождении. Например, см.: 10 , кн. 2, 58, 440. 1 3) За период от Крещения Руси до Макариевских Соборов (1547, 1549 гг.) в месяцеслов Русской Церкви попадает память 68 святых, которым было установлено общецерковное и местное почитание ( 27 , 3). Игумен Андроник (Трубачев) в приложениях к " Истории Русской Церкви " митрополита Макария (Булгакова) приводит хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви с необходимыми пояснениями (см. 10 , кн. 2, 650-662). 1 4) Так, церковную канонизацию святых мучеников Бориса и Глеба поначалу было очень сложно установить из-за того, что высшая иерархия, то есть греки митрополиты " питали какие-то сомнения в святости новых чудотворцев " , а в 1072 г. при перенесении их мощей " митрополит Георгий бе не верствуя, яко свята блаженная " , и " нужна была твердая вера русских людей в своих новых святых, чтобы преодолеть все канонические сомнения и сопротивления греков, вообще не склонных поощрять религиозный национализм новокрещеного народа " ( 23 , 40).

http://pravoslavie.ru/2367.html

Того ж числа стояли на правеже полковники против стрелецких челобитен. Того ж году маия в 6 день служил у Архангела Михаила обедню и по великом государе понахиду светейший Иоаким патриарх Московский и всеа России со властьми. Того ж числа сидели у Архангела у гроба великого государя 9 дневанья. Боярин князь Юрья Михайлович Одоевской, да окольничей Михайла Петрович Головин да думной диак Иван Горохов. Того ж числа в ночи был пожар меж Знаменки и Арбату. Того ж году маия в 7 день был великому государю выход в Соборную и Апостольскую церковь , да к Архан[г]елу, да Благовещенью. А за великим государем были бояре и окольничие и думные и ближния люди. А перед стряпнею шел стольник и ближний человек Василей Федорович сын Нарышкин. Того ж числа пожаловал великий государь в бояре и оружейничия стольника и ближнева человека Ивана Кириловича Нарышкина, а сказывал ему думной диак Василей Семенов. А у сказки стоял и великому государю объявлял печатник Дементей Минич Башмаков. Того ж числа пожаловал великий государь в бояре окольничего Микиту Костентиновича Стрешнева, а сказывал ему боярство думной диак Василей же Семенов. А у сказки стоял и великому государю объявлял печатник же Дементей Минич Башмаков. Того ж числа пожаловал великий государь в комнату боярина князь Ивана Борисовича Троекурово, да окольничего князя Михайла Ивановича Лыкова. Того ж числа пожаловал великий государь в спальники князя Валодимера да князь Василья княж Михайловых детей Долгоруково, да князь Федора княж Иванова сына Троекурова. Того ж числа был у великого государя у руки в передней посланец гетмана Ивана Самойловича. Того ж числа были у великого государя у руки смоленская шляхта, иноземцы, полковники и все начальные люди. Того ж числа служил у Архангела Михайла обедню и по великом государе понахиду Филарет митрополит Нижегородский и Олатырский. Того ж числа сидели у Архангела у гроба великого государя 10 дневанья: Боярин князь Семен Андреевич Хованской, да окольничей Павел Петрович Языков, да думной диак Емельян Украинцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Старобельского, Харьковской губ., профессора Института Наробразования, безпартийного, несудившегося, ПШЕНИЧНИКОВА Сергея Николаевича, 58-ми лет, гр-на гор. Москвы, товароведа Рыбного Отдела Центросоюза, безпартийного, несудившегося, ЧЕРНЫШЕВА Степана Петровича, 60-ти лет, гр. гор. Егорьевска, Рязанской губ., профессора Московского Университета, безпартийного, несудившегося, БРЫЗГАЛОВА Николая Александровича, 36-ти лет, гр. гор. Москвы, инженера, безпартийного, несудившегося, АСАФОВА Кирилла Михайловича, 26-ти лет, гр-на гор. Москвы, сотрудника Исторического Музея, несудившегося, безпартийного, ЧЕРНОВА Дмитрия Тимофеевича, 45-ти лет, гр-на Пензенской губ., Городищенского уезда, Николо-Песковской волости, Заведывающего складом Фармозавода 1, безпартийного, не судившегося, БАШКАРЕВА Владимира Александровича, 20-ти лет, гр-на гор. Москвы, безпартийного, несудившегося, студента, БАШКАРЕВА Александра Александровича, 22-х лет, гр-на гор. Москвы, безпартийного, несудившегося, студента, НОВИКОВА Петра Максимовича, 36-ти лет, гр-на Калужской губ. Масальского уезда, дер. Глотовские Овраги, столяра, ТЕЛЕГИНА Макара, 46-ти лет, гр-на Самарской губ., Бузулукского уезда, Летниковской 107 волости, села, иеромонаха, ГУБИЦЫНА Семена Павловича, 36-ти лет, гр-на Владимирской губ., безпартийного, несудившегося, безработного, ТАЛАГАЕВА Михаила Фроловича, 44-х лет, гр-на Тульской губ., Каширского уезда, села Мокрое, слесарь, безпартийный, несудившийся, ПЕТРОВА Михаила Петровича, 43-х лет, гр-на гор. Москвы, безпартийного, несудившегося, БРУСИЛОВУ Варвару Ивановну, 22-х лет, гр-ку гор. Москвы, безработную, ИВАНОВА Ивана Сергеевича, 32-х лет, гр-на гор. Скопина, Рязанской губ., безпартийного, несудившегося, торговца, ЮРГЕНСОНА Петра Борисовича, 18-ти лет, гр-на гор. Москвы, безпартийного, несудившегося, слушателя Общеобразовательных курсов при Московском Университете, ИОНОВА Степана Романовича, 34-х лет, гр-на Саратовской губ., Сердобского уезда, села Секретарки, несудившегося, безпартийного, киномеханика, ЧЕРНЕНКО Николая Яковлевича, 54-х лет, гр-на гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

г) Физическая невозможность. а) Возраст. По греко-римским законам для вступления в брак требуется – физическая зрелость (pubertas), в женском поле по достижении 12-ти лет, а в мужеском 14-ти. Это требование о физической зрелости имело силу и у нас до конца 18 века, когда указом св. синода 1774 г. был определен 15 л. возраст для мужчин и 12-ти летний для женщин. В 1830 году именным Высочайшим указом св. правительствующему синоду определено – жениху иметь не менее 18-ти лет, невесте – не менее 16-ти 464 . Только епархиальный архиерей может в необходимых случаях разрешать браки, по своему усмотрению, когда жениху или невесте недостает не более полугода до законного совершеннолетия. Брак лиц несовершеннолетних считается недействительным 465 ; сочетавшиеся несовершеннолетние немедленно разлучаются, и по достижении совершеннолетия не принуждаются к супружеству, если сами не пожелают того; в случае же согласия союз их подтверждается в церкви, по установленному для того чиноположению 466 . В Закавказском крае дозволяется природным жителям вступать в брак по достижении – женихом 15-ти, а невестой – 13-ти лет. С другой стороны, обращая внимание на лета старости, наш закон запрещает вступать в брак лицу, имеющему более 80-ти лет от роду 467 (по древним греко-римским законам – 60-ти 468 . д) Физическая неспособность. Под препятствием этого рода церковь имеет в виду не бессилие деторождения, но брачное сожитие вообще; рождение детей есть только возможное явление, и как тайна природы, не зависящая от воли супругов, не может быть предметом взаимного их обещания. Такой физический недостаток обыкновенно открывается после заключения брака, и церковь допускает презумпцию с одной стороны о том, что вступающий в брак физически развит и сознает, что он может и желает исполнять брачные обязанности, и с другой, что никто не будет вступать в брак, не обладая такою способностью. От того физическая неспособность признавалась законным препятствием к супружеской жизни не прежде трех лет 469 после вступления в брак (triennium или experimentum cohabitationis triennalis), когда она оказывалась на деле, как неспособность или немощь природы. Это постановление перешло и к нам, с тем лишь ограничением, что неспособность не природная, болезненная или явившаяся после вступления в брак (impotentia superveniens) не может служить поводом к расторжению супружества 470 . § 31. Публичные препятствия

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

   Афанасий, почтеннейший епископ Перры евфратисийский, сказал: «послание блаженнейшего архиепископа римского Льва согласно с изложением веры 318-ти, и 150-ти, бывших в Константинополе, и с тем, что определено при блаженнейшем Кирилле на первом соборе ефесском; и я подписал это послание».    Василий, почтеннейший епископ траянопольский, в области Родопе, сказал: «следуя тому, что определено 318-ю в Никее и после того 150-ю, собиравшимися в Константинополе, а также и тому, что согласно с ними совершено на первом ефесском соборе при святой памяти Кирилле, я принимаю и послание во всем святейшего архиепископа римского Льва, писанное к святой памяти Флавиану, так как оно имеет в виду ту же цель, и я сам подписал».    Докимасий почтеннейший епископ Маронии родопской, сказал: «видя, что послание святейшего архиепископа согласно с изложением 318-ти святых отцов никейских, и 150-ти константинопольских, а также и с тем, что совершено и утверждено в Ефесе, в первый раз, при блаженном Кирилле, вместе со всеми и я сам подписал его».    Сирин, почтеннейший епископ Максимианополя родопского, сказал: «находя, что послание святейшего архиепископа Льва согласно с изложениями святых отцов — 318-ти, собиравшихся прежде в Никее, (и 150-ти, сходившихся после того в Константинополе), и с тем, что совершено на первом соборе ефесском при святейшем Кирилле, вместе со всеми и я сам подписал его».    Евсевий, почтеннейший епископ селевковильский, во второй Сирии, сказал: «находя, что послание святейшего архиепископа Льва согласно с изложениями святых отцов — 318-ти и 150-ти, а также и с тем, что совершено и утверждено блаженным Кириллом на первом соборе Ефесском, я подписал его».    Евсевий и Константин, почтеннейшие пресвитеры города Никеи, местоблюстители Анастасия, святейшего епископа этого города, сказали: «мы заявляем, что святейший епископ наш Анастасий, прочитав статью святейшего Льва, и находя ее согласною с изложением 318-ти святых отцов, собиравшихся в нашем городе, и с тем, что совершено и утверждено на первом ефесском соборе при блаженном Кирилле, подписал ее».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Таж. Да внидет прощение мое пред тя Господи по словеси твоемоу избави мя. И покадит гроб священник. И положат его глаголюще. Се покой мой в векы векоу. зде вселюся яко изволих аз. Покойся в векы века до пришествия Христова. Я пришед един от священник миросоует его, яко новокрещена вшед оу гроб. Прием сосоуд маслиный. и возливает на него крестообразно по единомоу от попов. Дóндеже совершится вси попов. Таж аллилуиа, седмици. По скончании святого масла, и абие положат доски, сиречь скопалиды. и начноут пети Блажены глас В царьствии еси егда приидеши. Блажени нищии духом яко тех есть. Разбойника Христе раю жителя, на кресте возопивша. помяни мя прежде оустроя покаанием. И сподоби мене недостойного. Блажени плачющеися, яко ти оутешатся. Тебе агнца непорочна Божия. иже волею жреноного, верою раздрабляю священник ти. якож рече Христос. представленого покой. Блажени кротции яко ти. Пречистому ти телоу и крове, слоужоу раб твой, проповедаю спасенноую твою смерть. ныне образ Христе преставленого покой. Блажен(и) аллюще и жаждоущ: Божественых таин твоих, слоужитель твой и раб твой оумерый. преставися к тебе зиждителю но Всещедре елико ти согреших прости. Блажени милостиве яко ти помил. Поем тя пришедшего в мир. раздроушешаго смерть и от работы человека сподоби Спасе мой. покой даждь рабоу твоемоу. Блажени чистии сердцем, яко ти Бога оузрят. Иже душе владя ни телом. во дворы твоя сподоби. егоже избра и прият. помяни щедре во царствии си раба твоего. Блажени миротворци яко ти сынове Божии. Остави мене Спасе мой отшедшего от мира сего якож пишется, и ко земли прилагаема, оумерый вопиет ти человеколюбче Господи. Блажени изгнали правды ради. Приникнем во гроб и видим яко нагы кости наша, и снедь червем и смрад. и разоумеем где есть красота и слана и крепость и велелепота. Блажени есте егда поносят вам. Пленил еси ада яко жизнодавец и Адама свободил еси, от осоуждениа и клятвы. ты сам создание свое покой человеколюбче. Радуйтеся и веселится, яко мзда. Кто зря мене не плачется, и постенет, яко трава оуведая и акоже злак и что есмь. но во преисподняя идоу поутем егоже не видеах. Троичен. Безначалное рождество и странно. Отцю покланяюся нерожденноу. Сына прославляю рожденного. пою сопросиавшего Отцю и Сыноу и Святомоу Духоу. Богородичен. Егоже ради дево неизреченно. всегда яко человеколюбца не престай молящи. да от бед спасет душа наша. Таже Елици в Христа крестистеся. и возливает масло, един от попов во гроб врех дсисы. глаголет священник прокимен глас Положиша мя во рове преисподнем. Стих. Господи Боже спасениа моего, и во дне Апостол ко Коринфиом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

А в подтверждение этого, правило сослалось на сказанное о диаконисах на 4м соборе , говоря, что между тем как божественный Павел постановил 60-ти летних вдовиц причислять к чину диаконис, отцы определили поставлять в диаконисы деву 40-летнюю. А отсюда следует, что отцы нисколько не неуместно определили, понизив возраст пострижения несовершеннолетних и перенесши его с 18-ти лет на 10-ть; напротив, они достойны великой благодарности за то, что не дозволили без дальнейшей заботы постригать каждого 10-летнего, но все касающееся его возложили на рассмотрение епископа. Ибо, может быть, это испытание одного, достигшего 10-летнего возраста допустить до пострижения, а другого не допустить. В этом и состоит сущность правила. А ты прочти 6ю новеллу императора господина Льва Философа , которая определяет, что достигший 16-ти, или 17-ти лет может беспрепятственно постригаться по Василию Великому и делать завещание; а по настоящему правилу желающий вступить в монашество по достижении 10-ти летнего возраста может это делать; но завещания о своей собственности делать не может, а должен ждать когда исполниться ему 15 лет. Если же он умрет в этот промежуток; то рабы его должны быть освобождены, а прочее его имение делиться на двое, и 2 части должен получить монастырь, а 3я часть должна быть отдана его родственникам; если же у умершего нет родственников, то и 3я часть должна поступить в монастырь. Заметь из настоящего правила и сказанного в нем, что без ведома местного епископа не должны совершаться пострижения монахов, а тем более несовершеннолетних и сомнительных; ибо епископ, а не игумен, есть предстоятель, как говорят некоторые. Еще заметь, что монахом никто не бывает до исполнения 10-ти летнего возраста. Ищи и 18е правило святого Василия. Славянская кормчая . ( Никон . Слово 4). Иночествовати хотящего не меньше 10-ти лет постригати. Иночествуяй да иночествует 10-ти лет. Божественый бо Василий постригатися прежде 17и лет отрицает: но понеже Апостолу ( 1Тим.285 ), 60-ти лет сущую вдовицу церкви поручающу, и отцы диаконису повелеша 40-ка лет поставляти.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

Афанасий, почтеннейший епископ Перры евфратисийский 9 , сказал: «послание блаженнейшего архиепископа римского Льва согласно с изложением веры 318-ти, и 150-ти, бывших в Константинополе, и с тем, что определено при блаженнейшем Кирилле на первом соборе ефесском; и я подписал это послание». Василий, почтеннейший епископ траянопольский, в области Родопе, сказал: «следуя тому, что определено 318-ю в Никее и после того 150-ю, собиравшимися в Константинополе, а также и тому, что согласно с ними совершено на первом ефесском соборе при святой памяти Кирилле, я принимаю и послание во всем святейшего архиепископа римского Льва, писанное к святой памяти Флавиану, так как оно имеет в виду ту же цель, и я сам подписал». Докимасий почтеннейший епископ Маронии родопской, сказал: «видя, что послание святейшего архиепископа согласно с изложением 318-ти святых отцов никейских, и 150-ти константинопольских, а также и с тем, что совершено и утверждено в Ефесе, в первый раз, при блаженном Кирилле, вместе со всеми и я сам подписал его». Сирин, почтеннейший епископ Максимианополя родопского, сказал: «находя, что послание святейшего архиепископа Льва согласно с изложениями святых отцов – 318-ти, собиравшихся прежде в Никее, (и 150-ти, сходившихся после того в Константинополе), и с тем, что совершено на первом соборе ефесском при святейшем Кирилле, вместе со всеми и я сам подписал его». Евсевий, почтеннейший епископ селевковильский, во второй Сирии, сказал: «находя, что послание святейшего архиепископа Льва согласно с изложениями святых отцов – 318-ти и 150-ти, а также и с тем, что совершено и утверждено блаженным Кириллом на первом соборе Ефесском, я подписал его». Евсевий и Константин, почтеннейшие пресвитеры города Никеи, местоблюстители Анастасия, святейшего епископа этого города, сказали: «мы заявляем, что святейший епископ наш Анастасий, прочитав статью святейшего Льва, и находя ее согласною с изложением 318-ти святых отцов, собиравшихся в нашем городе, и с тем, что совершено и утверждено на первом ефесском соборе при блаженном Кирилле, подписал ее».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что на основании внимательного исследования Божественного Писания, предания святых отцов и древних церковных писателей к лику святых семидесяти апостолов могут быть причислены следующие: 1) Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалимский, о котором упоминает и апостол Павел ( Гал. 1:18–19 ), 2) евангелист Марк, бывший впоследствии епископом Александрийским, о котором упоминает апостол Петр ( 1Пет. 5:13 ), 3) евангелист Лука, писатель и Деяний апостольских, о котором упоминает апостол Павел ( Кол. 4:14 ), 4) Клеопа, младший брат Иосифа обручника, спутешествовавший евангелисту Луке в Эммаус ( Лк. 24:35 ), 5) Симеон, сродник Господень, второй епископ Иерусалимский, 6) Варнава, бывший спутником апостола Павла, а затем епископом в Медиолане (Деян. Ап. 4:36; Гал. 2:1 ), 7) Иуст, сын Иосифа обручника, сожребник Матфиев ( Деян. 1:23 ; Кол. 4:2 ), 8) Фаддей, крестивший Авгаря, князя Едесского (Церковная история Евсевия), 9) Анания, крестивший апостола Павла в Дамаске, 10) архидиакон Стефан первомученик ( Деян. 7:59 ), 11) диакон Филипп, крестивший Симона волхва и каженика Кандакийского, 12) диакон Прохор, первый епископ Никомидийский, 13) диакон Никанор ( Деян. 6 ), 14) Тимон, 15) Пармен, тоже из числа семи первых диаконов, 16) Тимофей, епископ Ефесский, к которому апостол Павел писал два послания, 17) Тит и 18) Филимон, к которым так же писал послания апостол Павел, 19) Онисим, упоминаемый в послании к Филимону, 20) Епафрас, о котором упоминает апостол Павел ( Кол. 6:12–13 ), 21) Архип, епископ Колосский ( Кол. 4:17 ), 22) Сила, епископ Коринфский ( Деян. 15:40–41 ), 23) Силуан, епископ Фессалоникийский ( 1Петр. 5:12 ; 2Кор. 1:19 ), 24) Крискент, епископ Галатийский ( 2Тим. 4:10 ), 25) Крисп, епископ на острове Егине ( Деян. 18:8 ), 26) Епенет, 27) Андроник, 28) Стахий, 29) Амплий, 30) Урван, 31) Наркис, 32) Апеллий, 33) Аристовул, 34) Иродион, 35) Руф, 36) Асигкрит, 37) Флегонт, 38) Эрм, 39) Патров и 40) Ермий, о который упоминает апостол Павел в послании к Римлянам (16:13–14), 41) Агав, пророчествовавший об апостоле Павле ( Деян. 21:10–11 ), 42) Лин, после апостола Петра епископ Антиохийский, 44) Гай, 45) Филолог, 46) Лукий, 47) Иасон, 48) Сомпатр, 49) Олимпан, 50) Тертий, 51) Эраст, 52) Куарт, о которых также упоминает апостол Павел в посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Антонин, из 7 отроков Ефесских. 4 авг. и 22 окт. Антонин, муч. Никомидийский 302 г., с Христофором и Феоной. 19 апр. Антонин, муч. Римский 304 г., с Маркеллином папой. 7 июня. Антонин, Никифор и Герман, мучч. Кесарийские в Палестине при Максимиане от Фирмилиана. 13 ноября. Антонин, муч. Анкирский при Иулиане, с Меласиппом. 7 ноября. Антонин, пустынник Сирийский 5 века. 23 февр. Антонин, муч. Африканский, 9 века, постр. от агарянского князя Аврахима, с Андреем и др. 23 сент. Антоний пресв., муч. Егип., с Иулианом и Василиссой, ок. 285 года. 8 янв. Антоний, из числа 45 мучч. Никопольских, ок. 320. 10 июля. Антоний, муч. Кампанийский, с Лукией девицей и др. 6 июля. Антоний муч , с Маркеллом, сконч. от огня. 1 марта. Антоний АлександрианИн.муч. 9 авг. Антоний, муч. Сирийский. 9 ноября. Антоний Великий. прсп. Египетский, ум. 356. 17 янв. Антоний, патриарх Царьградский, Кавлей, ум. 895. 12 февр. Антоний, преп. Печерский, ум. 1073. 10 июля. Антоний Римлянин, преп. Новгородский, ум 1147. 3 авг. Антоний, Иоанн и Евстафий, мучч. Литовские в 1347 году. 14 апр. Антоний, преп. Сийский, ум. 1557. 7 дек. Анувий, преп. Египетский. 5 июля. Анфим, еписк. Никомидийский, муч. при Диоклетиане в 304 году. 3 сент. Анфим, муч. Киликийский при Диоклетиане, с Космою и Дамианом. 17 окт. Анфим, преп. Палестинский 6 века. В субб. с. Анвир, папа Римский, ум. 236. 5 авг. Анфиса мученица, постр. от Сунилды, жены Риги Римского, в 5 веке. 8 дек. Анфиса преподобная и 90 сестер ее, страд. за иконопочитание при Копрониме. 27 июля. Анфия мученица при Адриане, с еписк. Елевферием. 15 дек. Анфуса мученица, Афанасий еп. Тарса и др. при Валериане. 22 авг. Анфуса преподобная, дочь Константина Копронима, в 8 веке. 12 апр. Апеллий, или Апелл, ап. из 70, со Стахием и др. 31 окт. Аполлинарий, еп. Равеннийский, муч. при Клавдии и Веспасиане. 23 июля. Аполлинария преподобная, подвизавшаяся под именем Дорофея в 5 веке. 5 янв. Аполлоний чтец, муч. Египетский при Диоклетиане, с Филимоном и др. 14 дек. Аполлоний, муч. Иконийский, от Перенния. 10 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010