“И если кто… не возненавидит отца своего и матери, и братьев и сестер, и жены и детей, он недостоин Меня”(См. Лк. 14, 26; Мф. 10, 37.). И еще: “Не заботьтесь для души вашей, что вам есть… ни для тела вашего, во что одеться. Ищите… прежде Царства Божия… и это все приложится вам”(Мф. 6, 25, 33.). И: “Не берите с собою ни золота, ни серебра… ни двух одежд”(Мф. 10, 9 — 10.). “Если хочешь быть совершенным, — говорил Господь, — продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и следуй за Мною, взяв крест”(Мф. 19, 21; Мк. 10, 21.). “Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову”(Мф. 8, 20.). И еще сказано: “Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного”(Мф. 19, 12.). Скопцы, то есть живущие целомудренно, — это божественные апостолы. И самые первые, начало всем девственникам — великий апостол и евангелист Иоанн Богослов, Иаков, брат его, и святой апостол Павел, о которых говорится, во многих местах Священного Писания, что они были девственниками. Также и святой апостол Андрей Первозванный (Память 30 ноября.) был девственником: о нем написано, что он жил чистой жизнью, без жены, и сначала был учеником великого Иоанна, Предтечи и Крестителя. Также и святой апостол Филипп, из двенадцати (Память 14 ноября.), проводил целомудренную жизнь: это ясно видно из описания его путешествий. Был девственником и святой апостол Фома, как сам он о себе свидетельствует в молитве своей, говоря так: “Господи Иисусе Христе, Боже мой, Ты соблюл меня чистым от осквернения с женщинами”. Великий апостол Петр и прочие апостолы, которые имели жен, услышав учение Христа о девстве и целомудрии и о том, что желающий спастись должен отвергнуться от всех наслаждений, от отца и матери, от жены и чад, и не только отвергнуться от жены и чад, но и самую душу и тело отдать за правду и благочестие, — услышав и восприняв это божественное учение, они отвергли сию временную жизнь, оставили отечество и родных, имения, жен и чад и приступили к трудному и жестокому житию, к целомудренной жизни и посту.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Великий апостол Павел, который сам был девственником, свидетельствует о том и хвалит девство более брака. Он говорит: “Желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я”(1 Кор. 7, 7–8.). И еще: “Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене”(1 Кор. 7, 32–33.). И еще: “Выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше”(1 Кор. 7, 38.). И еще: “Я же, щадя вас, братия, говорю: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие” . И еще много подобного найдешь в его божественных писаниях. И великий Иоанн Златоуст пишет о нем: когда великий апостол Павел пришел в Рим, он научил двух жен Нерона, царя Римского, христианской вере, и они крестились и отошли от скверного сожительства с Нероном. Нерон же, с многочисленными угрозами, требовал от апостола, чтобы тот повелел женам его прийти к нему для скверного сожительства, а когда апостол не послушался и жены не повиновались Нерону, он замучил их, Павлу же отсек голову. Также и святой апостол Андрей: когда он крестил Максимилу, жену Анфипата, то Анфипат дал апостолу золота, чтобы он повелел жене его не уклоняться от скверного сожительства с ним. Но так как апостол не соглашался, Анфипат, разгневавшись, повелел распять апостола вниз головой. Также и святой апостол Фома (Память 6 октября.): когда он крестил царицу Мигдонию, жену царя Миздия, царица прекратила общение с царем; царь же повелел пронзить апостола копьем, царицу долго мучил, но не смог ее уговорить быть с ним. Видишь, как святые апостолы любили девство и чистоту и пострадали за это даже до смерти. И царям, и князьям, и вельможам, и не только мужьям, но и женам они повелевали жить чистой и целомудренной жизнью, мужьям советовали разлучаться со своими женами, а женам — отдаляться от своих мужей, ради чистой целомудренной жизни. Но при этом и сами они жили чистой и целомудренной жизнью, без жен. Если бы сами они жили с женами, то как бы они советовали другим разлучаться с женами и жить чистой и целомудренной жизнью, о чем мы уже сказали выше?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

И пошел он вслед за Эфидамой, и пришел в спальню, в коей недвижно лежала та женщина, и, увидев стоящего рядом с ней с обнаженным мечом стража, сказал он: «Не делай себе никакого зла, но возврати меч свой на его место " ( Деян 16:28 ; Мф 26:52 ). Ибо придет время, когда на нас он обращен будет». И хотя страж ничего не понял, он все же дал подойти к ложу. Тогда апостол, подойдя к кровати больной, сотворил молитву, взял ее за руку и тут же с женщины побежал пот, и ушла из нее лихорадка, и приказал апостол принести ей поесть. Проконсул же принес святому сто серебряных монет, но тот ничего не пожелал взять. Глава 31 Выйдя оттуда, увидел он, что в куче испражнений лежит параличный. И многие люди протягивают ему палку, на которой подают еду. И сказал тогда апостол: «Во имя Иисуса Христа, встань и будь здравым». В ту же секунду тот поднялся и восславил Господа. Глава 32 Уйдя же в другое место, увидел апостол слепца, шедшего с женой и сыном. И сказал он: «Воистину, это дело рук диавольских. Ибо ослепил он их и душой, и телом». И сказал он: «Вот, я возвращаю вам свет очей телесных во имя Бога моего, Иисуса Христа; заслужили вы и то, чтобы я открыл тьму душ ваших, дабы, познав свет, просвещающий всех людей, приходящих в мир сей ( Ин 1:9 ), были вы спасены». И наложив на них руки, открыл он глаза им. И они, подойдя, целовали ноги его и говорили: «Нет другого Бога кроме того, которого проповедует служитель его Андрей». Глава 33 Увидел один человек это чудо и сказал: «Прошу тебя, слуга Божий, подойди, пожалуйста, к воротам. Есть там один человек, сын моряка, который с пятидесяти лет страдает параличом, и его выбросили из дома на берег, и ни один врач не берется следить за ним. Но у него полно язв и он кишит червями». Вот сказал он об этом, и блаженный апостол поспешил к тому человеку. Завидев его, болящий сказал: «Ты, пожалуй, тот ученик Божий, который единственно может спасти меня». И отвечал ему святой апостол: «Да, во имя Бога моего я верну тебе здоровье». И добавил: «Во имя Иисуса Христа, встань и иди за мной».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Нафанаил находился в числе 11-ти учеников накануне избрания апостола Матфия. «И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова» ( Деян.1:13 ). По преданию, Нафанаил проповедовал Евангелие сперва в Малоазийских областях вместе с ап. Филиппом, потом в Аравии, Эфиопии, Индии и Великой Армении, где и скончался мученически. По одним сведениям он был распят на кресте, а по другим – с него живого снята кожа. Память его совершается Церковью 24 июня 184 . Апостол Фома Апостол Фома иначе назван дидимом, или близнецом. О его жизни нам известно немногое. Его имя упоминается в повествовании о болезни и смерти Лазаря. Когда Спаситель собирался идти к Лазарю в Иудею, где Его ненавидели, «тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним» ( Ин.11:16 ). В Евангелии от Иоанна (20:20–29) говорится о том, как апостол Фома был особым образом удостоверен в реальности Воскресения. Спаситель явился всем ученикам, собранным в доме при запертых дверях вместе с Фомою, усомнившимся в Его Воскресении, и позволил Ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои ( Ин.20:26–29 ). По преданию, ап. Фома проповедовал Евангелие в Восточной Индии и здесь претерпел мученичество. В Индии, на Малабарском берегу, доселе еще находится значительное число христиан, именующих себя христианами апостола Фомы. Память его совершается Церковью 19 октября, и в первое воскресенье после Светлой седмицы, которое называется Фоминой Неделей 185 . Апостол и евангелист Матфей Апостол Матфей или Левий, сын Алфея, бывший мытарь. Свое занятие он оставил, будучи призван к апостольскому служению: «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» ( Мф.9:9 ). Имя апостола Матфея упоминается в числе двенадцати учеников, посланных для проповеди по городам Иудеи ( Мф.10:1–6 ). По Вознесении Спасителя на небо и сошествии Святого Духа на апостолов, ап. Матфей, оставаясь долгое время в Палестине, проповедовал Евангелие иудеям, а потом отправился на проповедь другим народам. По одним сведениям, он проповедовал в Эфиопии и у парфян, по другим у персов и у мидян. Уверовавшие иудеи перед его отбытием просили его оставить запись того, что он проповедовал им устно, и он написал для них Евангелие, известное под его собственным именем и занимающее первое место в ряду священных новозаветных книг. Свидетельства церковных историков о кончине его не согласны. Одни утверждают, что он мученически скончался от огня в Эфиопии; другие – что он окончил жизнь свою в мире. Память его совершается Церковью 29 ноября (н. ст.) 186 . Апостол Симон Кананит (Зилот)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И когда Господь посылал Апостолов на проповедь, то не сказал им: «идите и напишите книги», а сказал: «идите, научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам «( Мф. 28:19–20 ). Апостолы так и поступили; в первый же день Пятидесятницы, когда на них сошел Св. Дух, начали учить народ ( Деян. 2:4, 14 ). Апостол Павел в Ефесе, «три года, день и ночь непрестанно учил» ( Деян. 20:31 ). Записано ли все то, чему учил там ап. Павел? Нет, не записано! Некоторые апостолы учили и проповедовали, а между тем своего учения нигде не записали, как, например, апостолы Андрей Первозванный, Фома, Варфоломей. И неужели их учение, переданное на словах, не должно иметь никакого значения? Св. Апостол Иоанн предпочитает устную проповедь письменной: «не хочу писать, говорит он, на бумаге чернилами» (2 Иоанн. 12). «Многое имел я писать, но не хочу писать к тебе чернилами и тростью» (3 Иоанн. 13), «а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Иоанн. 12). Очевидно, что кроме Св. Писания должен быть и другой источник христианского вероучения. Таким источником является Св. Предание. И мы видим, что св. апостолы придавали огромное значение Св. Преданию. «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ). Апостол хвалит коринфян за то, что они держатся его предания так, как он, Апостол, передал и заповедал им. Всякого же, поступающего не по преданию апостолов, порицает и повелевает удаляться от него: «завещаем же сам, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» ( 2Сол. 3:6 ). Повелевает стойко и крепко придерживаться предания, которое является источником христианского вероучения: «итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Сол. 2:15 ). Апостол не различает словесной проповеди , устной от письменной; он говорит, что учить словом или посланием это безразлично, все равно. Слово Божие, писанное ли оно, или переданное устно, имеет одинаковое значение. Самая вера возникает чрез устную проповедь: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» ( Рим. 10:17 ). Следовательно, Церковь первых веков жила и научилась вере Христовой только путем устной передачи слов Господних. Поэтому Св. Предание и должно сохраняться и ни в коем случае отвергаться, как будто излишнее и не нужное. «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф. 5:18 ). «Небо и земля прейдут: но слова Мои не прейдут» ( Мф. 24:35 ). «Научите все народы... соблюдать все, что Я .повелел вам»( Мф. 28:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Распространение христианства в европейских провинциях Римской империи в эпоху гонений История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт « Православие.Ру » продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Святой апостол Павел Евангельская проповедь в первый раз прозвучала в Европе на побережье Эгейского моря. Совершая второе миссионерское путешествие, апостол Павел вместе со своими спутниками, среди которых был и евангелист Лука, впервые ступил на европейскую землю. В «Деяниях» об этом рассказано так: «Отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь, оттуда же в Филиппы… В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала, и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас» (Деян. 16: 11–15). Лидия стала первой известной по имени христианкой в Европе. Из Филипп апостол Павел со своими спутниками направился через Амфиполь и Аполлонию в Фессалоники, оттуда в Верию, и затем он проповедовал еще в Афинах, Коринфе и Кенхрее. Маршрут его третьего путешествия пролегал через те же македонские города, которые он посетил ранее, а потом через Эгину и Коринф. Своей огненной верой он зажег душу члена афинского Ареопага Дионисия и обрел в Афинах, Фессалониках, Филиппах, Коринфе много последователей. В четвертое путешествие апостол посетил Крит. Дважды он обращался с посланиями к Коринфской Церкви, дважды – к Фессалоникийской, он писал также христианам македонского города Филиппы. В Элладе проповедовал Христа и апостол Андрей Первозванный, закончивший свою земную жизнь в Патрах распятием на кресте.

http://pravoslavie.ru/43460.html

Так характеризует злого духа – диавола слово греческого подлинника (25). Писахъ вамъ, цы, к познасте исконнаго. писахъ вамъ, юношы, к крпцы ест, и слово въ васъ пребываетъ, и побдисте лкаваго. (1, 10. 5, 38. Еф. 6, 10 ). 14. Я написал вам, отцы; потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши; потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. 14 . Я написал вам: не Евангелие здесь разумеется (26) и не раннее какое-нибудь послание (27), а именно то, что теперь пишет Иоанн; вместо пишу употребляет прошедшее время для чистоты речи и для показания, что стихи: 12–14 – не введение в новое учение послания, а только вводное отделение, тесно связывающее стихи до 12-го с стихами: 15, 16 и дал. – Отцы... юноши: желание скорейшего совершенства верующих и любовь, всегда снисходительная, причиною того, что здесь выключаются уже дети и отроки; – и юноши называются сильными, как бы сравниваются с мужами: Иоанн – Апостол», как и другие, по учению Павла, к совершению святых, к созиданию тела Христова, доколе все придут в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, дабы не были уже более младенцы колеблющиеся и увлекающиеся ( Еф. 4, 11–13 ). «Имена от возраста Апостол теперь повторяет от расположения, не прерывая вместе с тем своего наставления» (Феоф.). Не любите ни, же въ аще кто любитъ нсть любв чи въ немъ: (М. 6, 24. 4, 4. 2Петр. 1, 4 . 2Тим. 4, 10 ). 15. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир; в том нет любви Отчей. 15 . Не любите и пр.: сказав (в стихах до 12-го), что должно любить, Иоанн говорит теперь о том, что недостойно любви нашей и противно Божией любви в нас (5 ст.). Это – мир и все, что в мире. «Чтобы ты не разумел под миром совокупность неба и земли. Апостол объясняет, что такое мир и находящееся в мире. И, во-первых, под миром разумеет порочных людей, которые не имеют в себе любви Отчей» (Феоф.). Конечно, только порок должно ненавидеть в ближних, а не самих ближних, достойных сожаления (впрочем и сам Апостол не употребляет слова «ненавидеть»); согласия, единения и дружбы не должно быть с такими: не знаете ли, говорит Апостол Иаков, что дружба с миром есть вражда против Бога? И так, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу ( Иак. 4, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Апостол о смирнских христианах, „не бойся ничего, что тебе надобно претерпеть“ 1429 . Для бедных материально, но богатых духовно, худородных и беззащитных нисколько не страшны все эти испытания; и среди нищеты они сохранят свою веру. Они настолько были богаты духом, что и будущие более грозные испытания были не страшны для них. С великой похвалой отзывается св. Апостол и о пергамских христианах. „Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое и не отрекся от веры Моей, даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа“ 1430 . Мужественно и неустрашимо Церковь Пергамская „держала имя Христа“, исповедуя Его и в жизни, и в учении. Гонения и смерть не могли заставить их отречься от Него. Антипа умирает после продолжительных мучений и страданий ( μρτυς Μο πιστς). Это „был мужественнейший мученик в Пергаме, коего мучение я читал“, говорит Андрей Кесарийский . Он был сожжен во внутренности раскаленного медного быка. Этот бык был привезен при Феодосии Великом в Константинополь 1431 . Жизнеописание мученика составлено одним из пергамских христиан. Память об Антипе долго жива была среди них. Долго они собирались на том месте, где совершалось мучение, чтобы здесь воздать благодарение Богу 1432 . Светильник пергамской церкви не погасал, не смотря на все жестокие гонения и бури ярости народной. Он ярко сиял даже в той тьме, где стоял „престол сатаны“, где жил сам „сатана“, сиял как бы в его собственном царстве. Христиане города Фиатиры не только мужественно переносили все тяжелые испытания, выпавшие на долю их, но среди этих трудных обстоятельств еще преуспевали в вере. „Последние дела твои больше первых“, говорит св. Ап. Иоанн. Если у некоторых христиан постепенно охладевала „первая любовь“, то здесь, наоборот, с каждым новым днем эта „первая любовь“ развивалась и приносила большие плоды сравнительно с первыми годами существования Фиатирской Церкви. С великой похвалой отзывается св. Апостол и о Филадельфийских христианах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Двери темницы силой крестного знамения опять затворились. Нечестивый Эгеат предал святого апостола воинам и осудил его на распятие, как некогда Понтий Пилат Самого Господа Иисуса. Эгеат велел не прибивать апостола гвоздями, а только привязать веревками растянутые на кресте члены апостола. По древним Патрам распространилась горестная весть, что праведного раба Божия Эгеат осудил на смерть. Все единодушно устремились на плачевное зрелище, укоряя анфипата за его нечестивый суд. Когда воины вели святого старца на лобное место, их настиг Стратоклис. В порыве негодования оттолкнув воинов и разодрав на них одежды, он освободил узника, а потом сказал: «Теперь простите меня; апостол учил меня без гнева все переносить и укрощать свою ярость; когда бы вам открылось, что может сей раб Божий и что злочестивый Эгеат!». 16 Взяв за руку апостола, он пошел вместе с ним на поморье, где предназначалось место казни. Воины возвратились к анфипату сообщить, что сделал с ними его брат Стратоклис. Эгеат велел им облечься в другие одежды и идти исполнить поведенное. Стратоклис, сопровождая апостола, горькими укорами осыпал Эгеата, но апостол Христов сказал ему: «Нет, чадо, не желаю тебя видеть таким когда-либо, но кротким, смиренномудрым, не воздающим зло за зло и памятующим слова Господни: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» ( Лк.6:29 ). И мы, братия, приемлющие за Христа язвы, последуем за Ним, чтобы, совлекшись внешнего человека, обновить внутреннего и воскрылить его к Богу, к Которому должно быть все наше стремление!» 17 Приблизившись к месту, где должен был довершить свой подвиг, апостол увидел крест, воздвигнутый на песке морском. Оставив всех, Андрей подошел к своему кресту и, став перед ним на колени, из глубины души произнес ему хвалебную песнь. После чего апостол повелел призвать совершителей казни. Исполняя поведенное, они простерли ему руки и ноги на кресте, не пригвоздив их по обыкновению. После чего мучители отступили от повешенного на кресте, а ученики апостола и толпы народные подступили к кресту, надеясь услышать из уст святого какое-либо слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И после его слов охватило сердца наступавших сильное раскаяние; и сказали они: «Истинно, Бог – тот, кого они почитают и к кому мы пытались стремиться». И как только сказали они так (а к тому времени уже наступили сумерки), сразу же воссиял свет и очи у всех прозрели. И взойдя туда, где был апостол Христов, нашли они его молящимся; и вот, простерлись и они на крыше, с криками возглашая: «Просим мы, Господи, молись за рабов твоих, что совращены были в заблуждение». И такое всеми явлено было душевное раскаяние, что Лисимах сказал: «Истинно, Христос – сын Божий, и Его проповедует раб Его Андрей». Поднял их тут апостол, и укрепились они в вере, и только родители мальчика не верили по-прежнему. Проклиная его, вернулись они к себе и стали обращаться ко всем, кто обладал общественной властью. Но через 50 дней в один и тот же час они умерли, после чего (поскольку все жители города почитали юношу за доброту и кротость его) все владения их были переданы казною ему, и стал он владетелем всего, что было у его родителей. Однако он не оставил апостола, но плоды, получаемые с поместий, потратил на нужды бедных и заботу о нуждающихся. Глава 13 И спросил юноша блаженного апостола, как скоро они отправятся в Фессалоники; и вот, когда пришли они туда, к ним собрались все; и радовались местные жители, глядя на мальчика. И вот когда все желающие собрались в театре, стал проповедовать им мальчик слово Божие, да так, что сам апостол молчал, а остальные дивились мудрости его ( Лк 2:47 ). И вскричали они: «Спаси сына нашего горожанина Карпиана, ибо он сильно болен, а мы верим в Иисуса, о котором ты проповедуешь». И отвечал им блаженный апостол: «Нет ничего невозможного у Бога ( Лк 1:37 ); однако, чтоб вы поверили, приведите его пред очи наши, и исцелит его Господь Иисус Христос ». Тогда отец мальчика пошел к себе домой и сказал сыну: «Сегодня тебя вылечат, о возлюбленнейший сын Адимат», ибо таково было имя отрока. И ответил он отцу: «Правдивым оказался сон мой, ибо видел я в видении сего мужа, который вернул мне здоровье».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010