Глава I. «Скажи мне, Господи, путь, на который наставит меня десница Твоя...» Житие апостола Андрея Первозванного Святой апостол Андрей и его брат Симон (святой Петр) родились и выросли в городке Вифсаида, на берегу Генисаретского озера. Отца их звали Иона. Повзрослев, братья перебрались в город Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжили занятия рыбной ловлей. Когда на берегах Иордана начал проповедовать святой пророк Иоанн Креститель, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым (происходившим с ним из одного города Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь найти ответы на свои духовные вопросы, и стал его учеником. Он видел, как приходили к Иоанну левиты, спрашивая: «Кто ты?» Предтеча отвечал: «Я не Христос!» ( Ин.1:19–20 ). Слышал из уст его и о Том, Кто уже стоял посреди них, еще неведомый никому, и как только Иоанн указал на грядущего Христа: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ), – Андрей, не медля, с другим учеником Иоанна устремился за Ним. «Чего ищете?» – спросил их Иисус. Они отвечали: «Учитель, где живешь?» «Приидите и видите», – сказал им Господь. Весь остаток спасительного для них дня апостолы провели под одним кровом с Божественным Учителем, от Которого впервые услышали глаголы жизни. Андрей Первозванный поспешил сообщить благую весть старшему брату Симону и привел его к Иисусу, Который нарек ему новое имя Кифа, или Петр, то есть камень. Согласно евангелисту Матфею Спаситель встретил Андрея и его брата Симона (Петра) на берегу Генисаретского озера, где братья ловили рыбу. Иисус обратился к ним со словами: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» ( Мф.4:19 ). И они последовали за Ним, оставив свои сети. В дальнейшем в Новом Завете Андрей Первозванный упоминается среди 12 учеников Иисуса Христа. По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырех учеников Иисуса, которым на горе Елеонской Он открыл судьбы мира ( Мк.13 ). Первое странствие апостола Андрея Исполняя заповедь своего Божественного Учителя, после Сошествия Святого Духа апостолы отправились на проповедь Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И после того как ты придешь в тот город и проповедаешь в нем мое благовестие, выйди от них и снова войди в этот город и выведи мужей, находящихся в бездне». Тогда Андрей повернул и во­шел в город, говоря: «Благословляю тебя, Господи мой Иисусе Христе, Который хочет спасти всякую душу 44 , за то, что Ты не попустил мне уйти из этого города с моим гневом». И когда он вошел в город, увидев его, все обрадовались величайшей радос­тью. Провел он там семь дней, уча и укрепляя их в Господе Иисусе Христе. А по прошествии семи дней, когда Андрей ухо­дил, собрались к нему все, от юношей до старцев, и проводили его со словами: «Один Бог Андрея, один Господь Иисус Хрис­тос, Которому слава и держава вовеки». < Григорий Турский > Книга о чудесах блаженного апостола Андрея 45 Удалившись из этого места 46 , Андрей пришел в свою стра­ну 47 . И когда он прогуливался со своими учениками, обратился к нему один слепой: «Андрей, апостол Христов, я знаю, что ты можешь возвратить мне зрение, но не хочу получать его, пока не упрошу тебя приказать тем, кто с тобою, собрать для меня деньги, на которые я купил бы достаточно одежды и пищи». Блаженный Андрей отвечает ему: «Я уверен, что не человека это голос, но дьявола, который не дает этому человеку получить зрение». И, обратившись, коснулся его глаз, и тот сразу же уви­дел свет и прославил Бога. А поскольку на нем было дешевое и грубое платье, то апостол сказал: «Снимите с него ветхие одеж­ды и дайте ему новое платье» 48 . И таким вот образом, получив одежду, он с благодарностью вернулся к себе домой. Некий юноша-христианин, по имени Сострат, тайком при­шел к блаженному Андрею со словами: «Моя мать соблазнилась красотою моего лица и непрерывно преследует меня, дабы я сожительствовал с ней. Я бежал этого, осуждая как нечестие. Она же, движимая гневом, пришла к проконсулу, чтобы пере­ложить свою вину на меня 52 . И я знаю, что буду осужден, так как ничего на это не отвечу, ведь считаю, что лучше потерять жизнь, чем открыть грех матери. Теперь же я доверяю тебе это, дабы ты удостоил меня молитвы ко Господу о том, чтобы мне сохраниться невинным в настоящей жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/6/dejanija-apo...

Образ апостола Павла всегда привлекал иконописцев – одной из вершин русской иконописи является икона апостола Павла из Звенигородского деисуса работы преподобного Андрея Рублева. На иконе Рублева апостол Павел предстает философски углубленным и созерцательным. Одежда апостола своим колоритом, ритмом складок, тонкостью тональных переходов усиливает впечатление возвышенной красоты, покоя, просветленной гармонии и ясности. Апостол Петр До призвания О жизни апостола Петра до призвания его Господом известн о очень немного. Изначально апостола звали Симоном. Он был уроженцем Вифсаиды – небольшого рыбацкого городка на берегу огромного Галилейского озера, иначе называемого Галилейским морем. Отца Симона звали Иона и он, согласно преданию, был рыбаком. Как известно, в семье рыбака Ионы был еще один сын; он в отличие от брата, названного традиционно еврейским именем Симон, носил эллинистическое имя Андрей. Можно предположить, что, достигнув совершеннолетия, Симон женился и перебрался в Капернаум в дом родителей своей супруги. Из Евангелия известно, что в доме вместе с семьей Симона проживала его теща. Также можно предположить, что и Андрей, брат Симона, также жил в его доме. В Евангелиях неоднократно упоминается, что своим ремеслом – рыбной ловлей – братья промышляли совместно. В любом случае, до призвания Господом Иисусом Симон – глава и кормилец семьи. Он, унаследовав ремесло своего отца, добывал средства рыболовством. Это занятие было скорее рискованным и тяжелым, чем доходным – он имел всего одну лодку и не располагал достаточными средствами, чтобы нанять помощников. Несмотря на трудную жизнь и отсутствие должного образования, Симон – пылкий по характеру – отличался горячей искренней верой, стараясь по мере возможностей соблюдать заповеди. Вообще религиозная пылкость – семейная черта Симона. Известно, что его брат Андрей, услышав проповедь Иоанна Крестителя стал его учеником. Симон часто навещал брата, подвизавшегося в Иудейской пустыне. Однажды, когда Симон пришел к брату, тот рассказал ему, что встретил Спасителя – ожидаемого Мессию. Симон также пожелал увидеть Господа, и Андрей привел его к Спасителю. Евангелие от Иоанна так рассказывает об этой встрече: Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр (Ин. 1, 40–42).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Он сказал им кротким тоном голоса: «Зачем это вы, дети мои, поступаете так? Зачем делаете другим то, что сами ненавидите? Разве вы не знаете, что есть Творец великого и малого, и что Он воздаст каждому по делам его? Ты не хочешь, чтобы тебя били? Зачем же ты бьешь? Ты не хочешь быть разоренным? Зачем же воруешь? Бог вам дал здоровье и силу, чтобы вы трудились, имели нужное от труда своего, ни в чем не нуждались, даже, лучше, и неимущим подавали. Оставьте же эти худые дела, которые делаете, и идите в дома свои, и Бог помилует вас, и начальники похвалят вас, и вы можете получить награды». Потом предложил им апостол слово Божие. Те раскаялись, провели с апостолом день и были окрещены им. Возвращаясь назад, Андрей и ученики его нашли на том же пути не очень высокую скалу, имеющую идола Артемиды; в ней жило много духов, которые производили привидения и требовали жертв, а от девятого часа до третьего никому не попускали пройти путем тем. Андрей, пришедши к скале той, остановился на ней с учениками своими. Бесы побежали, крича, как вороны: «О, сила Иисуса Галилеанина! Его ученики всюду преследуют нас»! Андрей, низвергши идола, поставил крест; скала и место очистились от бесов. Место это находилось с левой стороны Никеи. Близ скалы той было место, очень лесистое; здесь жил дракон и множество бесов, которым эллины приносили жертвы, ибо там был истукан Афродиты. Андрей, пришедши на место то с учениками своими, помолился, преклонив колена, и, встав, простер руку и осенил место знамением креста. Дракон и бесы убежали. С того времени место то заселено людьми. Во время дня Андрей учил приходящих и врачевал больных, а ночью выходил к горе, на восток, и там с учениками молился Богу, чтобы помог ему, потому что многие противились ему. Случился праздник эллинский, приносили жертвы бесам, а на следующий день бесы вошли в людей. Беснующийся народ пожирал собственные плоти и тотчас вышел к горе к Андрею, рыдая, взывая и вопия: «Помилуй нас, апостол Благого Бога». Это и нечто другое рассказывают местные жители.

http://azbyka.ru/otechnik/books/21760-sk...

В тот же час и святые вышеуказанные мученики, числом триста семьдесят, были убиты мечами пред капищем Посейдона за веру Христову. Память святого мученика Филумена Святой мученик Филумен жил в царствование царя Аврелиана в Ликаонии занимаясь продажей жита в Галатии, в городе Анкире Святой Филумен был оклеветан пред правителем области Феликсом, пред которым он и исповедал себя христианином, за что был повешен, строган и за тем ввержен в огонь, откуда благодатью Божиею вышел невредимым. После этого ему вбили в голову, руки и ноги гвозди и влекли его 30 поприщ от чего святой, изнемогши, предал дух свой Богу Память 30 ноября Подвиги и страдания святого Апостола Андрея Первозванного Святой Андрей, Первозванный Апостол Христов, сын одного Еврея, по имени Ионы, брат святого верховного Апостола Петра, был родом из города Вифсаиды Презирая суеты сего мира и предпочитая девство супружеству, он не пожелал вступать в брак, но, услышав, что святой Предтеча Иоанн проповедует на Иордане покаяние, оставил всё, пошел к нему и сделался его учеником. Когда святой Предтеча, указывая на проходившего мимо Иисуса Христа, произнес: «Се Агнец Божий» святой Андрей вместе с другим учеником Предтечи, которого считают за Евангелиста Иоанна, оставил Крестителя и последовал за Христом. Он нашел брата своего Симона (Петра) и сказал ему: «Мы нашли Мессию, именуемого Христа», и привел его к Иисусу (Иоан.1:41–42). После сего, когда он ловил, вместе с Петром, рыбу на берегу Галилейского моря и Иисус воззвал к ним, говоря: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф.4:19), — тогда Андрей, тотчас оставив, по зову Господню, сети, пошел, вместе с своим братом Петром, за Христом (Мф.4:20). Андрей был назван Первозванным, потому что прежде всех Апостолов сделался последователем и учеником Иисуса Христа. Когда же, после вольных страданий Господа, по воскресении Его, святой Андрей принял, как и прочие Апостолы, Духа Святого, сшедшего на него в виде огненного языка (Деян.2:3), и когда были разделяемы страны, ему достались по жребию страны Вифинийские и Пропонтидские с Халкидоном и Византиею Фракиею и Македонией простирающиеся до самого Черного моря и Дуная а также — Фессалия Еллада Ахаия Аминтин Трапезунт Ираклия и Амастрида

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Излиянием седьмой чаши окончательно будет поражено царство зверя. «Землетрясение означает перемену существующего, как сказал и Апостол: „еще единою Азъ потрясу не токмо землею, но и небомъ“ – „еще раз поколеблю не только землю, но и небо“ ( Евр. 12:26 )» (св. Андрей, гл.52). Откр. 16:19. И бысть градъ великъ въ три части, и гради язычecmiu падоша, и Вавилонъ beлukiй помяновенъ бысть предъ Богомъ, дати ему чашу вина ярости гнва Своего. И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. Под этим «великим городом» св. Андрей понимает столицу антихристова царства, каковой будет Иерусалим. «Разделение его на три части указывает, полагаем, на живущих в нем христиан, иудеев и самарян (…); произойдет разделение на три части – благочестивых, нечестивых и грешников, и все пойдут к единомысленным с ними (…). Падение языческих городов означает или их разрушение, или уменьшение и прекращение языческой жизни с пришествием Божественного царства (…). Вавилон же великий (…) как бы из забвения, по причине долготерпения Божия, придет на память и за попрание праведного и за нечестивые слова и дела испиет чашу гнева Божия» (св. Андрей, гл.52). Откр. 16:20. И всякъ островъ бжа, и горы не обртошася. И всякий остров убежал, и гор не стало. «Из Божественного Писания, – объясняет св. Андрей, – мы научены разуметь под „островами“ святые церкви, а под „горами“ – в них начальствующих. А что они побегут при наступлении всего предреченного, о сем слышали от Господа, сказавшего „Будетъ бо тогда скорбь beлiя, яковаже не была от начала мíра досел, ниже имать быти“ – „ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет“ ( Мф. 24:21 ). Когда одни в наказание за грехи, другие для испытания добродетели будут терпеть бедствия и несчастия не от антихриста в мучениях за Христа, но и в бегстве, и в злостраданиях в горах и пещерах, которые они для сохранения благочестия предпочтут пребыванию в городах» (св. Андрей, гл.52). Если в буквальном смысле принять эти слова, то это будет картина страшного разрушения, что в наше время, когда изобретены атомные и водородные бомбы, нетрудно себе представить. Откр. 16:21.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Андрей Алексеев сказал: – Мы боимся впасть в грех . В Евангелиях и посланиях резко осуждается предание. К Колоссянам Апостол пишет: «смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» ( Кол.2:8 ). Я ответил: – Слово Божие научает нас различать чистое от нечистого ( Лев. 10, 10 ). Также надобно поступать по отношению к преданию. Смотрите, какое предание: если «человеческое», противное Евангелию, – не держитесь его; если божеское, апостольское, – храните его, как свои глаза, по слову псалмопевца: «вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю» ( Пс. 118:113 ). Вот и рассудите теперь, о каком предании говорит Апостол в Послании к Колоссянам. Он пишет христианам: «смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею, преданием человеческим...» Сам Апостол ясно показывает, что он говорит о предании человеческом, «по стихиям мира», а не о предании Божеском, – «по Христу». Предание человеческое, ошибочное, он осуждает, а предания апостольские велит строго держать ( 2Фес. 2, 15 , ср. 2Тим. 2, 2 ). Чего же вы-то мешаете в одно предания Божии и предание человеческое? Мы умоляем вас принять предание Апостольское, а не «вымыслы человеческие». Вы же бежите от нас, сами не зная, куда и почему... Андрей Алексеев, хитро прищурив глаза, спросил: – А вы предание получаете от самих Апостолов, или от своих епископов старцев? Я ответил: – От Апостолов лично нам нельзя получать предания. Апостолы умерли. Нам передают их учение преемники апостольские – епископы... – Все-таки ваши епископы – старцы? допрашивал меня Андрей Алексеев. Я сказал: – Да, большинство наших епископов, действительно, старцы... – Ну, так послушайте, воскликнул Андрей Алексеев, что про предание старцев читаем мы в Евангелии: «тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики твои преступают предание старцев?... Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего» ( Мф.15:1–3 ); ср.: Мк.7:1–9 )) – Вот как Христос отозвался о старческом предании. Потому мы не желаем его слушать...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Люди, видя, что апостолы чужды всякой напыщенности, живут без пищи, бледны, ходят с обнаженными ногами в сандалиях и одеты только в хитоны, а между тем изливают богодухновенное слово и совершают хвалы Богу вечером, утром и в полдень и подают исцеления, изумлялись и не хотели отходить от них. Между тем каждодневно прибавлялись верующие Господу, множество мужчин и женщин. Андрей повелел ученикам наставлять их, а сам с двумя учениками ходил по окрестным местам, посещая тех, кои не могли прийти к нему. Огласив их в продолжении многих дней, крестили их в большом множестве. Уверовали и крестились многие и из начальствующих; ибо в то время цари Тиверий, Гаий и Клавдий не возбраняли этого; уверовали также и многие из благородных женщин и иудеянок. Крестив их во имя Отца и Сына и Святого Духа, апостол освятил алтарь и храм святой Богородицы, который доселе видят все; из них же рукоположил он пресвитеров и диаконов. И была великая радость в городе том, ибо апостол причастил верующих Божественных Тайн Христовых, сообщил им литургию и правило псалмопения, заповедал собираться вечером и утром, преклонять колена на восток и в таком положении молиться, петь псалтирь Давида, петь прочих пророков и не внимать эллинским басням, но поучаться в законе Моисеевом и соблюдать постановления апостолов. Поступая так и уча, Андрей привел ко Христу многие города и села. Оставив Амисос, апостол пришел в Трапезунт, город лазикийский. Здешние люди глупы и несмысленны как скоты. Отправившись отсюда, он пошел в Иверию, и, просвещая многих на пути подле моря, прибыл в Иерусалим по причине Пасхи. После Пятидесятницы Петр, Андрей, Иоанн Заведеев, Филипп, из двенадцати, и Варфоломей удалились в верхнюю Фригию. Филипп пришел в Антиохию сирскую. Но Петр остался и вместе с Павлом рукоположил Маркиана и Панкратия в епископов Сицилии. Прочие, разошедшись, обходили города средиземные. Филипп, из двенадцати, и Варфоломей остались в верхней Фригии и Писидии, а Андрей и Иоанн пребывали и учили в Ефесе. Господь сказал Андрею: «Иди в Вифинию; куда бы ты ни пошел, Я с тобою; тебя ожидает Скифия».

http://azbyka.ru/otechnik/books/21760-sk...

И ятъ бысть зврь и съ нимъ лживый пророкъ, сотворивый зhaмehiя предъ нимъ, имиже прельсти npieмшыя haчepmahie зврино и покланяющыяся икон его: жива ввержена быста оба въ езеро огненное горящее жупеломъ. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою. Таков результат происшедшего сражения. «Быть может, говорит св. Андрей, что они не подвергнутся общей смерти, но умерщвленные во мгновение ока будут осуждены на вторую смерть в озере огненном. Как пойдут на суд те, о которых сказал Апостол, что они, будучи живы, вдруг, во мгновение ока, изменятся ( 1Кор. 15:52 ), так, напротив, сии два противника Бога перейдут не на суд, но на осуждение. Основываясь на словах Апостола, что „антихрист будет убит духом Божественных уст“ ( 2Сол.2:8 ), и на сказании некоего учителя, что живые будут и по убиении антихриста, некоторые толкуют сие, мы же утверждаем, что живые суть ублажаемые Давидом и что сии два, по пресечении Богом их власти, в неистлевающих телах ввержены будут в огнь геенский, который и составит для них смерть и убиение Божественным Христовым повелением» (св. Андрей, гл.59). Как жизнь блаженная еще в этой жизни начинается, так и ад ожесточенных и терзаемых алою совестью начинается еще в этой жизни, продолжается и усиливается в высшей степени в жизни будущей. Откр. 19:21. А npoчiu yбiehu быша opyжieмъ Сдящаго на кони, изшедшимъ изъ устъ Его: и вся птицы насытишася от плотей ихъ. А прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами. «Две есть смерти, поясняет св. Андрей, одна – разлучение души с телом, другая же – ввержение в геенну. Применяя сие к воинствующим вместе с антихристом, не без основания предполагаем, что мечом или повелением Божиим им нанесена будет смерть первая – телесная, а уже за нею последует вторая; и сие правильно. Если же это не так, то и они вместе с прельстившими их будут участниками второй смерти – вечной муки» (св. Андрей, гл.59). Параллельные места к девятнадцатой главе

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Святой апостол Андрей вначале был учеником святого Иоанна Предтечи. Многому он научился от Предтечи, но самое главное для него раскрылось при встрече его учителя со Христом. «Вот Агнец Божий», — сказал Предтеча тем, кто неотступно следовал за ним. Мы видим большего из рожденных женами, указующего не на себя, а на Истину. Он прекрасно понимал, что после этого ученики оставят его и пойдут к новому великому Учителю. Но он пришел не для того, чтобы привлечь людей к себе, но ко Христу. Мы знаем, как трудно бывает добровольно предпочесть второе место тому, кто всегда был на первом. Но как только явился Христос, у Предтечи не было иной мысли, кроме как направить всех к Нему. И далее, после призвания Христом Андрея, он находит своего брата Симона. Теперь уже Андрей характеризуется в Евангелии как человек, который готов занять второстепенное место. Всюду он упоминается как брат Симона Петра. Люди могли не знать, кто такой Андрей. Но все знали Петра. И когда речь заходила об Андрее, его упоминали как брата Петра. Андрей не был в числе тех, кто принадлежал к самому близкому кругу учеников Господа. Когда Христос воскрешал дочь Иаира, когда Он восходил на гору Преображения, когда Он проходил через искушение Гефсимании, Он брал с Собой Петра, Иакова и Иоанна. Так легко было для Андрея уязвиться этим! Разве не был он Первозванным, одним из самых первых двух учеников, которые последовали за Христом? Разве Петр не был обязан ему своей встречей с Господом? Разве по справедливости не мог он ожидать, что ему будет дано одно из первых мест среди апостолов? Но это не было дано ему. И он радовался быть позади, когда его брат был в центре всех событий. Он вполне удовлетворялся тем, что ему была отведена скромная роль среди двенадцати. Для Андрея вопрос первенства и места, и чести не имел совершенно никакого значения. Единственное, что для него имело значение, — это быть с Господом и служить Ему как только он мог. «Что вам надобно?» — спросил при первой встрече его и другого ученика, который был с ним, Христос. Они сказали Ему: «Учитель, где живешь?» Он сказал им: «Пойдите и увидите». Они пошли и увидели, где Он живет (Ин. 1, 38—39). Где бы ни был Христос, — там хорошо быть с Ним.

http://moral.ru/st_andrew/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010