свящ. Андрей Светлаков О любви христианской Любовь к Богу, как нравственное чувство, есть положенное в самой природе человека (в образе Божием, по коему он создан) стремление его уподобляться Богу и следовать Его Святой воле, по примеру самого Спасителя, неуклонно всегда следовавшего воле Отца небесного, как Сам Он неоднократно повторял: «не творю волю Мою, но волю Отца Моего небесного». Поэтому она, как выполнение воли Божией, и есть, по выражению Апостола, союз совершенства ( Кол.3:14 ). Такая любовь непременно должна иметь в своем основании веру в Бога. И вообще в жизни, как сознание каждого говорит, мы любим только того, в кого верим, т.е. признаем те качества, которые пробуждают и поддерживают в нас это чувство. Тем более христианская любовь – любовь к Богу не может быть без веры, служа со своей стороны укреплением для нее и точным выражением; отсюда очевидна самая тесная связь между ними, так что одна без другой не мыслима. Поэтому и Св. Апостол говорит: «о Христе Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовью споспешествуема» ( Гал.5:6 ) и «без веры невозможно угодить Богу» ( Евр.2:6 ). Очевидно, само собою, что, не имея веры в Бога, Творца, Промыслителя и Искупителя, человек не может иметь и сильных побуждений любить Его; не имея этой веры, он не может истинно любить и ближнего своего, созданного по образу Божию и искупленного кровью Христовой. И история человечества показывает нам, что доколе человек не имел истинной веры в Бога и человеческое достоинство, дотоле не имел истинной святой любви; он руководился самолюбием и собственными интересами; его любовь ограничивалась или только кружком своих близких, или, в крайней степени, самим собою (таковы школы философские и особенно школа стоиков). Даже нравственное учение Иудеев, со своей формальной стороны, вследствие различных обстоятельств (отношений к соседям-язычникам) приняло характер односторонний и узкий, за что обличал их Сам Спаситель ( Мф.15:4 ). Вследствие чего и самая заповедь о любви была крайне ограничена и лишена своего истинного характера. Так, Спаситель говорит в своей нагорной беседе: «вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». И «если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только друзей, что вы делаете особенного, потому что и язычники также поступают» ( Мф.5:43, 46:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

Скачать epub pdf Глава 10 Послание двенадцати Апостолов на проповедь в Иудею и наставления им. Мф.10:1 . И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. «Призвав»: не об избрании учеников речь идет, а о посольстве их на проповедь в Иудее. – «Двенадцать»: «по числу двенадцати колен израильских... Дал Он им силу чудотворений, дабы, удивляя чудесами, они приобретали внимательных своему учению слушателей» (Феофил.). Мф.10:2–4 . Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. «Апостолов»: апостол значит посланник, так как 12 избранных учеников были посланы). Господом на проповедь Его Евангелия сначала в Иудее, а потом и во всем мире. Вероятно, название учеников своих апостолами было употребляемо самим Господом ( Ин.13:16 ; Лк.6:13 ) и чрез то постепенно сделалось отличительным наименованием именно Его учеников, избранных Им для проповеди Евангелия. – «Первый Симон, называемый Петром»: не случайно, конечно, во всех перечислениях имен апостолов Симон Петр поставляется на первом месте ( Мк.3:16 и дал. Лк.6:14 и дал. Деян.1:13 ), но частью потому, что он и его брат Андрей были прежде других призваны к апостольству – первозванные ( Ин.1:41 ), частью потому, что по своим качествам он действительно был «первый между равными» (ср. Мф.16:16 и дал. Мф.17:1,24, 19:27, 26:37,40 ; Лк.8:45, 9:32, 22:31 и дал. Ин.21:15 и дал. Деян.1:15, 2:14, 5:3 и дал. Гал.1:18, 2:7 ). – «Называемый Петр»: название это значит камень), равно как и его сирохалдейское имя – Кифа ( Ин.1:42 ; 1Кор 1:12, 3:22, 15:5 ; Гал.2:9 ), каковое имя дано ему, без сомнения, в предзнаменование особенной твердости его в вере и проповеди евангельской. – «Варфоломей»: значит – сын Фоломея, а собственное его имя было Нафанаил ( Ин.1:45, 21:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Так что искушение Авраамово значит «не то, будто Бог это делал по неведению; а Он подверг праотца искушению для того, чтобы и тогдашние современники, и потомки его до нынешнего времени научились, подобно праотцу, иметь такую же любовь (к Богу) и оказывать такое же послушание повелениям Господним» 642 . «История приносимого в жертву Исаака в Новом Завете называется «притчею воскресения из мертвых» ( Евр. 11, 19 ). Смерть и Воскресение Иисуса Христа есть самое близкое и верное разрешение сей притчи», и каждая деталь ее (вплоть до несения Исааком дров, связанных образно с Крестным Древом) прообразует собой те или иные события, связанные с Жертвой Христовой; но для нас здесь главное – ведь именно на это обращает наше внимание преподобный Андрей – это Исааково произволение: «Исаак не противится своему закланию», как и Иисус «послушен даже до смерти» и притом «смерти крестной» ( Флп. 2, 8 ) 643 . И ты, окаянная душа моя, должна уразуметь Исаака как новую жертву тайно всесожженную Господу (тайно, прообразовательно – еще не всеми но, как это будет через много сотен лет, когда Единородный Сын Божий взойдет на Крест). И в этом разумении ты поймешь, почему зовет тебе преподобный Андрей: подражай его произволению! Вспомни, душа, слова святого апостола: «умоляю вас, братия, милосердие Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую благоугодную Богу, для разумного служения вашего и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим. 12, 1–2 ) 644 . «Представьте тела ваши», – говорит апостол, то есть – отдайте их «на брань», чтобы, закаленные в этой духовной брани, они были представлены «Богу... неукоризненными и наилучшими... Потом, мы должны представить их в жертву живую; ибо, когда умерщвляем их, тогда живем по греху». Какую же жертву должны принести мы в телах наших? – Ту, о коей сказано: «Жертвы верующих, то есть словесного служения, сильно требует Бог. «Пожри Богови, – сказано, – жертву хвалы» ( Пс. 49, 14 ), и: «жертва хвалы прославит Мя» ( Пс. 49, 23 ). А состоит разумное служение не в том только чтобы обращаться к Богу посредством слова, но и в том, чтобы жить по-христиански, чтобы не царствовала в нас никакая бессловесная страсть, но всем управлял ум, и чтобы каждый из нас был как бы архиереем для самого себя, закалая кроющееся внутри себя зло, представляя себя всегда стоящим перед Богом и трепеща от страха при всяком действии и слове подобно первосвященнику, предстоящему у жертвенника Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Такая интерпретация исходит из попыток синхронизации повествования Иоанна с рассказами синоптиков. В эпизоде, изложенном у Иоанна, Петр как будто бы предстает пассивным исполнителем воли своего брата и молчаливым слушателем слов Иисуса. Однако, по мнению Златоуста, ...Петр с самого начала обнаруживает в себе душу благопокорливую и благопослушную. Он сразу же спешит к Иисусу, нисколько не медля... Но никто не обвиняй его в легкомыслии, если он принял слова брата без дальнейших исследований. Вероятно, и брат говорил ему об этом много и обстоятельно, но евангелисты обычно многое представляют вкратце, заботясь о краткости. Притом и не сказано, что Петр просто поверил, а только что Андрей «привел его к Иисусу», желая представить Ему брата, чтобы тот все узнал от Него самого. Притом с ними был и другой ученик и содействовал тому. Если же сам Иоанн Креститель, сказав о Христе, что Он Агнец и что Он крестит Духом ( Ин. 1:29, 33 ), более ясное учение о Нем предоставил своим ученикам узнать от Него Самого, тем более должен был сделать это Андрей, чувствуя себя не в состоянии объяснить все. Поэтому он и повлек своего брата к самому источнику света, с такой поспешностью и радостью, что тот нисколько не колебался и не медлил 46 . Тот факт, что Петр ничего не ответил на обращенные к нему слова Иисуса, Златоуст объясняет его непониманием: Между тем Петр ничего не отвечает на слова Христовы, потому что еще ничего ясно не понимал, а только учился. Притом же и самое предсказание было еще не вполне изречено. Христос не сказал: «Я тебя переименую Петром и на этом камне создам Церковь Мою», а сказал только: «ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)». То переименование означало бы высшее достоинство и большую власть. Но Христос не сразу и не с самого начала показал Свою власть, а до времени более смиренно беседовал. Когда же Он дал полное доказательство Своего божества, то уже с большей властью говорит то же: «Блажен ты, Симон, потому что Отец Мой открыл тебе». И в другом месте: «Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» ( Мф. 16:17–18 ) 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Тем интереснее были несколько его признаний, которые я теперь называю «доказательством от противного». Сегодня на горе Фавор расположен греческий монастырь. На праздник Преображения Господня там служится ночная Литургия, на которую приезжает множество паломников. И я уже слышала, что во время службы в эту ночь происходит удивительное явление: на Фавор опускается белое густое облако, которое напрямую напоминает о событии Преображения Спасителя, описанном в Евангелии. Так вот, наш скептически настроенный гид Андрей рассказал: «Как-то я сопровождал группу паломников на ночную службу на Преображение. И вы знаете - действительно в эту ночь на Фавор сходит облако. Я видел это своими глазами. Если бы такое произошло сейчас (мы были на Святой Земле в начале марта, это конец сезона дождей.- Авт. ) - я бы не удивился. Но в августе, когда здесь абсолютная сушь... Я не нашел пока для себя рационального объяснения». Зато Андрей нашел «рациональное объяснение» укрощению бури Спасителем на Галилейском море - и попытался донести его до нас. После прогулки по озеру он сказал: «Меня сейчас многие спрашивают: неужели это небольшое озеро может так штормить? Да, зимой есть период, когда море штормит. Он продолжается ровно неделю. В конце его начинается ливень, и буря резко стихает, до следующего года. Вот именно в этот момент ваш Иисус...». Этого православные паломники не выдержали и единодушно запротестовали. «Ну, как хотите. Я про это море всё знаю, я по нему 15 лет плавал»,- обиделся гид. Но мы ему не поверили. Ведь апостолы до встречи со Христом тоже были простыми рыбаками и знали Галилейское море досконально. Однако для них усмирение страшной бури было невиданным событием, проявлением силы Божией: И встав Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина (Мк. 4, 39); И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? (Мк. 4, 41). Удивительное место - Галилейское море, оно же Тивериадское море, Геннисаретское озеро, озеро Кинерет. Здесь рядом - холм, с которого звучала Нагорная проповедь, место, где Спаситель совершил чудо умножения хлебов. На той стороне - каменный берег страны Гадаринской, где Господь исцелил бесноватого, и стадо свиней бросилось с крутизны в море... Здесь на берегу Спаситель явился ученикам по Своем воскресении, обратившись к ним с поразительной, даже не отцовской, а материнской нежностью: дети! есть ли у вас какая пища? (Ин. 21, 5). Здесь апостол Петр трижды со скорбью отвечал на вопрос: любишь ли ты Меня? (Ин. 21, 15-17). Когда на Светлой седмице это Евангелие читается у дверей храма, мне кажется, что нежный теплый ветер достигает моего лица прямо от моря Галилейского... Искушение... базаром

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

Ученики странствовали вместе с Вочеловечившимся Сыном Божиим, слышали Его откровения, видели Его чудеса — исцеления больных, изгнание бесов, хождение по водам... Не раз Господь Иисус называл лучших из рода человеческого, избранных учеников Своих, маловерами. Таков до поры был и святой Андрей. Это он во время бури разбудил Иисуса, сказав: «Господи! спаси нас, погибаем», — а Христос ответил: «Что вы так боязливы, маловерные?». «Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Мф. 8, 25–26). А когда народу, собравшемуся в пустынном месте для того, чтобы послушать Иисуса, не хватило еды, это Первозванный Апостол сказал Ему: «Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?» (Ин. 6, 9), – но Господь этой малостью накормил пятитысячную толпу. Вместе со всеми апостолами святой Андрей видел, как Иисус воскресил праведного Лазаря, дотоле четыре дня лежавшего во гробе, но никто из учеников даже тогда не сумел понять сердцем и разумом, что Христос Сын Божий сильнее смерти и в урочный час воскресит Самого Себя. Лучшие из людей, апостолы продолжали мыслить по-земному, им все еще не хватало веры, поэтому таким жестоким горем, отчаянием и «страхом иудейским» стало для них Распятие Иисусово, пока не явился им Христос Воскресший. Сын Божий обещал верным ниспослать «Утешителя, Которого Я пошлю вам от Отца, Духа истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне... Дух истины наставит вас на всякую истину» (Ин. 15, 26; 16, 13). Это обетование сбылось в день Пятидесятницы – схождением на апостолов Духа Святого в виде огненных языков. Так избранники Христовы обрели полноту веры, надежды и любви; прежде они были только рядом с Сыном Божиим; теперь Бог Дух Святой был в них самих, обитал в их душах. С таким Неизреченным Спутником они уже могли отправляться на великую духовную ловитву: идти в дальние языческие страны с проповедью Истины Христовой, основывать Церкви Божии и привлекать людей к Царству Небесному. Апостольский жребий святого Андрея оказался одним из самых дальних (дальше уходил только «святой упрямец» Фома Близнец).

http://pravoslavie.ru/50295.html

(Цит. по: Журнал Московской Патриархии. 1970. С. 30–31.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возвышенны все песнопения наших церковных служб, ибо в них мы призываем Бога, просим, благодарим и славословим Его. Но наиболее глубоко проникают в сердца молящихся песнопения Великого поста, в которых выражены воздыхания и вопли души, осознавшей всю тяжесть содеянных грехов, скорбящей об утрате чистоты и райского блаженства. Великопостные песнопения вызывают раскаяние в грехах, воодушевляют верующего на подвиги поста, к умерщвлению страстей и очищению сердца. Особенно благотворное воздействие на душу оказывают песнопения Страстной седмицы. «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя», – молится христианское сердце Богу, милующему грешников. Вникнем в смысл этих слов. Чертог Спасов – место особенного присутствия Вездесущего Бога. Бог всюду: на небе и на земле, на всяком месте владычества Своего, но Чертог Спасов есть Небо, где Бог во свете живет неприступнем ( 1Тим. 6, 16 ), восседая на Престоле Славы Своей в окружении множества воинств Небесных ( Дан. 7, 10 ; Апок. 5, 11 ). Из Чертога Небесного сошел на землю Христос, туда же восшел по Воскресении Своем и воссел одесную Бога, и оттуда Он вновь придет во Славе Своей судить живых и мертвых. В Чертоге Спасове пребывают с Господом во Свете и Славе Его, сияют яко солнце ( Мф. 13, 43 ), все праведники. Некоторые из них еще во время своей земной жизни удостаивались видения чудного Чертога Божия. Апостол Павел «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12, 4 ). Святой Андрей, Христа ради юродивый, удостоился однажды такого видения. Прекрасный юноша, сшедший с горных обителей, держал в руке три венца. Святой Андрей, подойдя к юноше, спросил: «Продаешь ли венцы эти? Сам я хотя и не могу купить, но я пойду и скажу господину моему, и он даст тебе за них столько золота, сколько хочешь». На это юноша отвечал: «Поверь мне, что если бы ты принес золото всего мира, то и тогда я не отдал бы ни тебе, ни другому кому ни одного венца, ибо они не от мира сего суетного, но из сокровищ Небесных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/i...

Ю.В. Серебрякова 2.1. Выход Христа на служение 2.1.1. Первая встреча Христа с будущими апостолами О ближайших событиях после Крещения и искушений Христа в пустыне подробно говорит только евангелист Иоанн. Само Крещение апостол Иоанн не описывает, но посредством приводимого свидетельства Предтечи упоминает о нем как о состоявшемся. «Я не знал Его, – говорит Иоанн Предтеча, – но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» ( Ин. 1: 33–34 ). Получив обещанное свидетельство Духа как основание для собственного свидетельства, св. Иоанн Креститель начинает говорить ученикам и народу об Иисусе из Назарета как о пришедшем в мир Мессии, Агнце Божием, Сыне Божием, Который будет крестить Духом Святым и огнем. После свидетельства Предтечи: «Се Агнец Божий, вземлющий на Себя грех мира» ( Ин. 1: 29 ) – два ученика Крестителя, Андрей и еще один ученик, в котором церковное Предание видит автора Евангелия, немедленно оставляют учителя и следуют за Христом. Почему сравнение Христа с жертвенным агнцем на них так сильно подействовало? Они сразу увидели разницу: к Предтече шли люди кающиеся, нуждающиеся в очищении души, здесь же Креститель свидетельствует, что идет Человек, не только не нуждающийся в покаянии, но, наоборот, способный взять на Себя грехи всего мира. Андрей, убежденный, что нашел Мессию, позвал к Нему своего брата Симона. Симону Господь сразу дал новое имя, под которым он известен всему миру: «Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» ( Ин. 1: 42 ) 146 . На другой день после этой встречи Господь Сам находит земляка Петра и Андрея Филиппа из Вифсаиды Галилейской и зовет его следовать за Собой (в отличие от первых трех встреч, тут мы видим конкретный призыв к ученичеству): «На другой день [Иисус] восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною» ( Ин. 1: 43 ). На тот момент еще никто из будущих апостолов не видел от Христа чудес; для них несомненным удостоверением Его мессианства было свидетельство Предтечи, слово Самого Христа и кратковременное общение с Ним: «Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос» ( Ин. 1: 41 ); «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» ( Ин. 1: 45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

8:34). И: «Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:33). «И если кто... не возненавидит отца своего и матери, и братьев и сестер, и жены и детей... он недостоин Меня» (См. Лк. 14:26; Мф. 10:37). И еще: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть... ни для тела вашего, во что одеться... Ищите прежде Царства Божия... и это все приложится вам» (Мф. 6:25, 33). И: «Не берите с собою ни золота, ни серебра... ни двух одежд» (Мф. 10:9—10). «Если хочешь быть совершенным, — говорил Господь, — продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и следуй за Мною, взяв крест» (Мф. 19:21; Мк. 10:21). «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20).    И еще сказано: «Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12). Скопцы, то есть живущие целомудренно, — это божественные апостолы. И самые первые, начало всем девственникам — великий апостол и евангелист Иоанн Богослов, Иаков, брат его, и святой апостол Павел, о которых говорится, во многих местах Священного Писания, что они были девственниками. Также и святой апостол Андрей Первозванный (Память 30 ноября.) был девственником: о нем написано, что он жил чистой жизнью, без жены, и сначала был учеником великого Иоанна, Предтечи и Крестителя. Также и святой апостол Филипп, из двенадцати (Память 14 ноября.), проводил целомудренную жизнь: это ясно видно из описания его путешествий. Был девственником и святой апостол Фома, как сам он о себе свидетельствует в молитве своей, говоря так: «Господи Иисусе Христе, Боже мой, Ты соблюл меня чистым от осквернения с женщинами». Великий апостол Петр и прочие апостолы, которые имели жен, услышав учение Христа о девстве и целомудрии и о том, что желающий спастись должен отвергнуться от всех наслаждений, от отца и матери, от жены и чад, и не только отвергнуться от жены и чад, но и самую душу и тело отдать за правду и благочестие, — услышав и восприняв это божественное учение, они отвергли сию временную жизнь, оставили отечество и родных, имения, жен и чад и приступили к трудному и жестокому житию, к целомудренной жизни и посту.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Великий апостол Павел, который сам был девственником, свидетельствует о том и хвалит девство более брака. Он говорит: «Желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1 Кор. 7:7—8). И еще: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7:32 — 33). И еще: «Выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (1 Кор. 7:38). И еще: «Я же, щадя вас, братия, говорю: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (См. 1 Кор. 7:28—29). И еще много подобного найдешь в его божественных писаниях.    И великий Иоанн Златоуст пишет о нем: когда великий апостол Павел пришел в Рим, он научил двух жен Нерона, царя Римского, христианской вере, и они крестились и отошли от скверного сожительства с Нероном. Нерон же, с многочисленными угрозами, требовал от апостола, чтобы тот повелел женам его прийти к нему для скверного сожительства, а когда апостол не послушался и жены не повиновались Нерону, он замучил их, Павлу же отсек голову.    Также и святой апостол Андрей: когда он крестил Максимилу, жену Анфипата, то Анфипат дал апостолу золота, чтобы он повелел жене его не уклоняться от скверного сожительства с ним. Но так как апостол не соглашался, Анфипат, разгневавшись, повелел распять апостола вниз головой.    Также и святой апостол Фома (Память 6 октября.): когда он крестил царицу Мигдонию, жену царя Миздия, царица прекратила общение с царем; царь же повелел пронзить апостола копьем, царицу долго мучил, но не смог ее уговорить быть с ним.    Видишь, как святые апостолы любили девство и чистоту и пострадали за это даже до смерти. И царям, и князьям, и вельможам, и не только мужьям, но и женам они повелевали жить чистой и целомудренной жизнью, мужьям советовали разлучаться со своими женами, а женам — отдаляться от своих мужей, ради чистой целомудренной жизни. Но при этом и сами они жили чистой и целомудренной жизнью, без жен. Если бы сами они жили с женами, то как бы они советовали другим разлучаться с женами и жить чистой и целомудренной жизнью, о чем мы уже сказали выше?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010