Книга жизни только одна, в знак малого количества избранников Божиих, имеющих наследовать спасение. «Раскрытые книги, – говорит св. Андрей, – означают деяния и совесть каждого. Одна, говорит, из них есть «книга жизни», в которой написаны имена Святых». – «Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» – мысль здесь та, что все люди, без всякого исключения, воскреснут и предстанут на Суд Божий. – «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это – смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» – это сказано в том смысле, что прославленные и спасённые люди уже не будут более бояться ни ада, ни смерти: для них смерть и ад перестанут существовать навеки. Под «огненным озером» и «второю смертью» разумеется вечное осуждение грешников, имена которых не оказались записанными у Господа в книге жизни (ст. 11–15). Глава двадцать первая. Открытие нового неба и новой земли – новый Иерусалим Вслед за тем св. Иоанну была показана духовная красота и величие нового Иерусалима, то есть Царства Христова, имеющего открыться во всей своей славе во второе Пришествие Христово после победы над дьяволом. «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» – здесь говорится не о небытии твари, но о перемене к лучшему, как свидетельствует апостол: «сама тварь освободится от работы нетления в свободу славы чад Божиих» ( Рим. 8:21 ). И Божественный Песнопевец говорит: «как одежду. Ты переменишь их, – и изменятся» ( Пс. 101:27 ). Обновление устаревшего означает не изглаждение и уничтожение, но устранение устарелости и морщин» (св. Андрей Кесарийский ). Эта новизна неба и земли будет состоять в преобразовании их огнём и в новизне форм и качеств, но не в изменении самой сущности. Море как непостоянный и волнующийся элемент исчезнет. – «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» – под образом этого «Нового Иерусалима» представляется здесь торжествующая Церковь Христова, украшенная, как бы невеста Господня, чистотой и добродетелями святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

1–2). «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим» – в этом образе змия нельзя не видеть «древнего змия, называемого «дьяволом и сатаною», о котором говорится ниже (ст. 9). Красно-багровый цвет означает кровожадную лютость его, семью головами обозначается крайняя хитрость и коварство его (в противоположность семи духам Божиим, или семи дарам Святого Духа); 10 рогов – злая мощь и сила его, направляемые против 10 заповедей Закона Божия; венцы на головах его означают царственную власть дьявола в его мрачном царстве. В приложении к истории Церкви некоторые видят в этих 7 венцах семь царей, восставших против Церкви, а в 10 рогах –10 гонений на Церковь (ст. 3). «Хвост его увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю» – под этими звёздами, которые увлёк за собой дьявол к падению, толкователи понимают падших ангелов, или демонов. Под ними понимаются также предстоятели церквей и учители, совращённые сатанинскою силою. «Дракон сей стал пред женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать её младенца» – «дьявол всегда вооружается против Церкви, усиленно домогаясь сделать возрождаемых своею пищей» (св. Андрей) (ст. 4). «И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным» – образ Иисуса Христа, ибо, как говорит св. Андрей, «в лице крещаемых Церковь непрестанно рождает Христа, как, по апостолу, «в них изображаемого даже до полного возраста Христова» ( Еф. 4:13 ). И св. Ипполит говорит также, что « Церковь не перестанет рождать из сердца Слово, которое гонимо в мире неверными» – Церковь всегда рождает людям Христа, Которого с самого начала ещё, в лице Ирода, стремился пожрать сатана (ст. 5). «И восхищено было дитя её к Богу, и престолу Его» – так Господь Иисус Христос восхищён был на небо в день славного Вознесения Своего и воссел на престоле Отца Своего, одесную Его; так и все святые, в которых воображается Христос, восхищаются к Богу, чтобы не быть побеждёнными от искушений, превышающих силы их; так и все христиане последних времён восхищены будут «в сретение Господне на воздусех» ( 1Сол. 4:17 ) (ст. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   Так что искушение Авраамово значит «не то, будто Бог это делал по неведению; а Он подверг праотца искушению для того, чтобы и тогдашние современники, и потомки его до нынешнего времени научились, подобно праотцу, иметь такую же любовь (к Богу) и оказывать такое же послушание повелениям Господним».    «История приносимого в жертву Исаака в Новом Завете называется «притчею воскресения из мертвых» (Евр. 11:19). Смерть и Воскресение Иисуса Христа есть самое близкое и верное разрешение сей притчи», и каждая деталь ее (вплоть до несения Исааком дров, связанных образно с Крестным Древом) прообразует собой те или иные события, связанные с Жертвой Христовой; но для нас здесь главное — ведь именно на это обращает наше внимание преподобный Андрей — это Исааково произволение: «Исаак не    противится своему закланию», как и Иисус «послушен даже до смерти» и притом «смерти крестной» (Флп. 2:8).    И ты, окаянная душа моя, должна уразуметь Исаака как новую жертву тайно всесожженную Господу (тайно, прообразовательно — еще не всеми но, как это будет через много сотен лет, когда Единородный Сын Божий взойдет на Крест). И в этом разумении ты поймешь, почему зовет тебе преподобный Андрей: подражай его произволению!    Вспомни, душа, слова святого апостола: «умоляю вас, братия, милосердие Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую благоугодную Богу, для разумного служения вашего и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1—2).     «Представьте тела ваши», — говорит апостол, то есть — отдайте их «на брань», чтобы, закаленные в этой духовной брани, они были представлены «Богу... неукоризненными и наилучшими... Потом, мы должны представить их в жертву живую; ибо, когда умерщвляем их, тогда живем по деху». Какую же жертву должны принести мы в телах наших? — Ту, о коей сказано: «Жертвы верующих, то есть словесного служения, сильно требует Бог. «Пожри Богови, — сказано, — жертву хвалы» (Пс. 49:14), и: «жертва хвалы прославит Мя» (Пс. 49:23). А состоит разумное служение не в том только чтобы обращаться к Богу посредством слова, но и в том, чтобы жить по-христиански, чтобы не царствовала в нас никакая бессловесная страсть, но всем управлял ум, и чтобы каждый из нас был как бы архиереем для самого себя, закалая кроющееся внутри себя зло, представляя себя всегда стоящим перед Богом и трепеща от страха при всяком действии и слове подобно первосвященнику, предстоящему у жертвенника Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Андрей спрашивает: как же? я дома молюсь. В собрании своём он молится (Андрей пока не стал православным). Неопределённость в таком вопросе, как вопрос о путях спасения, пагубно сказался бы на духовном состоянии каждого из нас. И здесь надо вспомнить, что Христос пришёл в этот мир спасти людей Своих от грехов их (Мф. 1:21) О том, что Он обладал уникальной властью прощать грехи, свидетельствуют многие библейские тексты. Он Сам свидетельствовал об этой власти. Христос говорил: но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. (Мф.9:6) И ещё: Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. (Мк.2:5) Оставляя эту землю, Христос ну просто не мог не оставить на земле эту удивительную власть прощать грехи, полученную Им от Его Небесного Отца по человечеству. По воскресении из мёртвых, явившись святым апостолам, Господь сказал им (внимательно прочитаем эти слова): мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (Ин.20:21-23) Этими словами Он подтвердил сказанное ранее в Кесарии Филипповой: и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и чтó свяжешь на земле, тó будет связано на небесах, и чтó разрешишь на земле, тó будет разрешено на небесах. (Мф. 16:18-19) В этом тексте Христос собеседует с апостолом Петром. Далее Он подчёркивает, что этой властью наделяются и другие Его служители. А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытáрь. Истинно говорю вам, - т.е. Он уже обращается ко многим служителям, - чтó вы свяжете на земле, тó будет связано на небе; и чтó разрешите на земле, тó будет разрешено на небе. (Мф.18:17-18) Эта власть принадлежала не только апостолам из числа двенадцати. Представителями пред Господом Иисусом, представителями веры, предстоятелями, были все епископы и пресвитеры Его Церкви. Например, апостол Павел не принадлежал к апостолам из числа двенадцати. Он говорил о себе и других соработниках во Христе: а кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова. (2 Кор. 2:10) Как напоминают эти слова апостола Павла ту форму, которую используют православные священники в качестве разрешительной молитвы на исповеди, когда мы говорим: " И аз недостойный протоиерей Его властию мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих. "

http://radonezh.ru/text/efir-ot-15-02-20...

" Апостол Андрей был первым учеником Иисуса Христа, - сказал владыка в проповеди. - Когда Андрей увидел Господа на Иордане, он поинтересовался, где Он живет, чему учит. И когда общался с Господом в течение дня, понял, что это действительно Мессия, которого ждал иудейский народ на протяжении многих тысячелетий. Будущие апостолы были бедными рыбаками  - даже сети хорошие не могли купить, вся их жизнь проходила возле Галилейского моря. Кто там был, знает, что это лучшее место на Святой земле. Там так красиво, такая теплая вода, такие источники! Господь, когда увидел их на море, сказал, что навык рыбной ловли пригодится им в будущем: " Я сделаю вас ловцами человеков " (Мф. 4:19). Он дал им другие сети - Слово Божие, и этими сетями они улавливали людей для вечной жизни в Царствии Небесном. Господь набрал себе учеников, в том числе первозванного Андрея, его брата апостола Петра, Иоанна, других апостолов. Все они в течение трех с половиной лет внимательно слушали и смотрели, как жил, проповедовал, совершал чудеса Спаситель. Он брал их не просто для того, чтобы они ходили за Ним, а собирался послать их в мир, чтобы они по всей земле проповедовали Его учение. После Пятидесятницы апостолы получили благодать Святого Духа и вышли на проповедь, исполняя повеление Господа: " Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века " (Мф. 28:19-20). И они шли, и то, чему научились за эти три с половиной года, то и проповедовали. У них не было конспектов, тогда не было ни магнитофонов, ни компьютеров - что в сердце отложилось, то они и говорили. В Евангелиях записано Слово Господа так, как его запомнили ученики. С этим Словом они вышли в мир языческий. Господь предупреждал, что не так-то просто будет проповедовать Слово Божие, не везде их будут встречать с объятиями: " Меня гнали, будут гнать и вас " (Ин. 15:20). Но, тем не менее, надо идти и спасать людей - именно в этом смысл пришествия в мир Спасителя " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Божественную славу, но приписывают её Владыке» (ст. 1–10). Следующая часть главы (ст. 11–12) изображает появление Самого Божественного Жениха – Слова Божия, брань Его со зверем и воинством Его и окончательную победу над ним. Св. Иоанн увидел отверстое небо, откуда сошёл в виде всадника на белом коне Господь Иисус Христос, за Которым следовали также на белых конях небесные воинства. «Белый конь, по словам св. Андрея, означает светлость святых, восседая на которых, будет судить народы, испуская из Своих пламенных и огненных очей, то есть из всевидящей силы Своей, огненный пламень, праведных, однако, не опаляющий, но просвещающий, а грешников, наоборот, пожирающий, но не просвещающий». Он появляется, как Царь, со множеством диадим на голове, чем означается, что Ему предоставлена вся власть на небе и на земле ( Мф. 28:18 ) и над всеми царствами мира. «Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого» – неизвестность имени указывает на непостижимость Его Божеского существа. Далее, в 13 стихе, это имя названо: Слово Божие. Имя это действительно непостижимо для людей, ибо оно относится к сущности и происхождению Божественного естества Иисуса Христа, которых никто из смертных не может постигнуть. Потому оно и в ветхозаветном Писании называется чудным ( Суд. 13:18 ; Ис. 9:6 ; Притч. 30:4 ). «Он был облечён в одежду, обагрённую кровью» – «Одеждою Бога Слова, – говорит св. Андрей, – была пречистая и нетленная плоть Его, обагрённая Его кровью во время вольных страданий». «И воинства небесные следовали за ним на конях белых, облечённые в виссон белый и чистый» – «это небесные силы, отличающиеся тонкостью природы, высотою разумения и светлостью добродетелей и почтенные нерасторжимостью крепкого и тесного единения со Христом» (св. Андрей). «Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасёт их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» – это меч Христов, в данном случае не столько как учителя (ср. 1:16), а больше как Царя, совершающего Свои суды, как оружие для наказания нечестивых ( Ис. 11:4 ). Они будут пасомы жезлом железным – это выражение взято из Пс. 2:9 ; Ис. 63:4–5 и объяснено в Откр. 2:27; 12:5 . «На одежде и на бедре Его написано имя: царь царей и Господь господствующих» – это имя, свидетельствующее о Божественном достоинстве носителя его, было написано на бедре, то есть на царском плаще, около той части тела, при которой, по обыкновению восточных народов, висел меч на поясе (ст. 11–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В письме от 1/14 ноября 1925 года А.С. еще определеннее высказывается по данному вопросу, раскрывая шаткость основ, на коих зиждется папство, утверждающееся, между прочим, и на 34-м Правиле Св. Апостол, из которого и православные иерархи черпают идею патриаршества, превратно толкуя это правило, отождествляя старшего в области епископа (окружного митрополита в современном понимании) с патриархом и присваивая ему права, канонами не предусмотренные. Вот что пишет А.С.: «…Ежедневно наблюдая страшный и неуклонный натиск польского католичества на слабое беззащитное православие отданных большевиками Польше русских областей, я в последнее время сосредоточил свою мысль на апостоле Петре , преемниками которого считают себя римские папы, и хочу поделиться с Вами своими наблюдениями. Андрей, брат Симона, был одним из двоих учеников Иоанна Крестителя, услышавших от него слова об Иисусе: «Вот Агнец Божий», последовавших за Иисусом в его жилище и пробеседовавших с ним с утра до вечера. Андрей нашел брата своего Симона и говорит ему: «Мы нашли Мессию», что в переводе на греческий язык значит «Христос», т.е. Помазанник. Он провел его к Иисусу. Иисус взглянул на него и сказал: «Ты – Симон, сын Ионы; ты должен называться Кифа», что в переводе на греческий язык значит «Петр», т.е. камень. Вот как описывает Иоанн Богослов ( Ин. 1:35-42 ) первое знакомство Иисуса с Симоном. Важно отметить, что Иисус прозвал Симона «Камнем» не после продолжительного с ним общения, а под мгновенным впечатлением первой встречи. Какой смысл могло иметь это прозвище в устах Иисуса: похвальный для Симона или порицательный ? По моему мнению порицательный . Как знаток человеческой души, безошибочно угадывающий ее сокровеннейшие движения и настроения, Иисус по первому взгляду определил Симона как человека увлекающегося, но непостоянного. О людях этого типа в притче о сеятеле Иисус говорил: «Слово, посеянное на каменистом месте (у Луки: упадшее на камень ), означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его; но не имеют в себе корня и непостоянны : потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас отрекаются (соблазняются)» ( Мк. 4:16-17 ). Таков был Симон, и в этом смысле Иисус прозвал его «Камнем» и был в определении его душевных качеств вполне прав и точен, потому что, действительно, Симон быстро вспыхивал, легко увлекался, но в нем не было постоянства, и при первом же гонении за слово он трижды отрекся от Иисуса.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

В письме от 1/14 ноября 1925 года А.С. еще определеннее высказывается по данному вопросу, раскрывая шаткость основ, на коих зиждется папство, утверждающееся, между прочим, и на 34м Правиле Св. Апостол, из которого и православные иерархи черпают идею патриаршества, превратно толкуя это правило, отождествляя старшего в области епископа (окружного митрополита в современном понимании) с патриархом и присваивая ему права, канонами не предусмотренные. Вот что пишет А.С.: “…Ежедневно наблюдая страшный и неуклонный натиск польского католичества на слабое беззащитное православие отданных большевиками Польше русских областей, я в последнее время сосредоточил свою мысль на апостоле Петре , преемниками которого считают себя римские папы, и хочу поделиться с Вами своими наблюдениями. Андрей, брат Симона, был одним из двоих учеников Иоанна Крестителя, услышавших от него слова об Иисусе: “Вот Агнец Божий”, последовавших за Иисусом в его жилище и пробеседовавших с ним с утра до вечера. Андрей нашел брата своего Симона и говорит ему: “Мы нашли Мессию”, что в переводе на греческий язык значит “Христос”, т.е. Помазанник. Он провел его к Иисусу. Иисус взглянул на него и сказал: “Ты – Симон, сын Ионы; ты должен называться Кифа”, что в переводе на греческий язык значит “Петр”, т.е. камень. Вот как описывает Иоанн Богослов ( Ин. 1:35-42 ) первое знакомство Иисуса с Симоном. Важно отметить, что Иисус прозвал Симона “Камнем” не после продолжительного с ним общения, а под мгновенным впечатлением первой встречи. Какой смысл могло иметь это прозвище в устах Иисуса: похвальный для Симона или порицательный ? По моему мнению порицательный . Как знаток человеческой души, безошибочно угадывающий ее сокровеннейшие движения и настроения, Иисус по первому взгляду определил Симона как человека увлекающегося, но непостоянного. О людях этого типа в притче о сеятеле Иисус говорил: “Слово, посеянное на каменистом месте (у Луки: упадшее на камень ), означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его; но не имеют в себе корня и непостоянны : потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас отрекаются (соблазняются)” ( Мк. 4:16-17 ). Таков был Симон, и в этом смысле Иисус прозвал его “Камнем” и был в определении его душевных качеств вполне прав и точен, потому что, действительно, Симон быстро вспыхивал, легко увлекался, но в нем не было постоянства, и при первом же гонении за слово он трижды отрекся от Иисуса.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Далее св. Тайновидец увидел Ангела, стоящего на солнце, который, призывая всех радоваться о наказании грешных и пресечении греха, возопил: " Собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных... " — это обращение Ангела к хищным птицам символически обозначает, что поражение врагов Божиих предстоит самое ужасное, как в кровопролитном сражении, когда тела убитых, вследствие их множества, остаются непогребенными, и птицы пожирают их. " И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою " — таков результат происшедшего сражения. " Быть может, — говорит св. Андрей, — что они не подвергнутся общей смерти, но, умерщвленные во мгновение ока, будут осуждены на вторую смерть в озере огненном. Как пойдут на суд те, о которых сказал апостол, что они, будучи живы, вдруг, во мгновение ока, изменятся (1 Кор. 15:52), так, напротив, сии два противника Бога перейдут не на суд, но на осуждение. Основываясь на словах апостола, что " антихрист будет убит духом Божественных уст " (2 Сол. 2:8), и на сказании некоего учителя, что живые будут и по убиении антихриста, некоторые толкуют сие иначе; мы же утверждаем, что живые суть ублажаемые Давидом и что сии два, по пресечении Богом их власти, в неистлевающих телах ввержены будут в огонь гееннский, который и составит для них смерть и убиение Божественным Христовым повелением " . Как жизнь блаженная еще в этой жизни начинается, так и ад ожесточенных и терзаемых злою совестью начинается еще в этой жизни, продолжается и усиливается в высшей степени в жизни будущей. " А прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его; и все птицы напитались их трупами " , — " Две есть смерти, — поясняет св. Андрей, — одна — разлучение души с телом, другая же — ввержение в геенну. Применяя сие к воинствующим вместе с антихристом, не без основания предполагаем, что мечом или повелением Божиим им нанесена будет первая — телесная, а уже за нею последует вторая; и сие правильно. Если же это не так, то и они вместе с прельстившими их будут участниками второй смерти — вечной муки " (ст. 17-21).

http://sedmitza.ru/lib/text/430718/

«Древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой» – это древо жизни в сотериологическом понимании, Крест Господень. Иными словами, этот стих из Апокалипсиса говорит нам о том, что все блага, которые мы можем приобрести в будущей райской жизни, дарованы нам благодаря страданиям Сына Божия на Кресте. Наше спасение куплено очень дорогой ценой, ценой Крови Сына Божия. Мы об этом никогда не должны забывать. Единственное, что мы можем предложить Богу от себя в удовлетворение Его правосудия – это то прощение, которое мы сами получаем в Иисусе Христе. Поэтому Августин Блаженный говорил: «Весь Закон исполнен только тогда, когда прощены все грехи». Какие прекрасные слова! Ведь именно исполнившие Закон будут живы. Но у нас с вами не получается самим это сделать. Зато мы оказываемся исполнителями всего Закона тогда, когда Божье милосердие омывает все наши грехи. Поэтому блаженный Августин и говорит: «Весь Закон исполнен только тогда, когда прощены все грехи». Андрей Кесарийский пишет: «Река напаяет святых, насажденных при ней, названных иносказательно “древом жизни” за причастие и подражание Древу жизни Христу». Здесь Андрей Кесарийский говорит о тайне сораспятия со Христом, и обожении когда заслугами Креста Христова, и сам верующий становится иносказательно частью «древа жизни». Древо жизни – это Крест Господень. Когда мы крестимся в христианство, то мы сочетаемся со Христом, то есть мы сораспинаемся с Ним. Не в том смысле, что мы можем сделать то же, что сделал Он, но только в том смысле, что Он, взяв на себя все наши грехи, ввел наши проблемы в Свою внутреннюю духовную жизнь, и нашел для нас их разрешение. Именно поэтому Церковь называется Телом Христовым. Мы, причащаясь Его Крови, Его Тела, как бы сродняемся с Ним. Апостол Павел однажды воскликнул: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Он не имел в виду то, что он подменил своим существованием Христа, но он имел в виду то, что он бы не существовал, если бы не Христос. Поэтому надо прямо сказать, что и мир до сих пор не погибает только потому, что милосердие Божие распространяется на всех. Как солнечный свет светит на праведных и на неправедных, точно так же и милость от Бога изливается на всё творение. Иногда люди говорят:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010