523 Следуя логике повествования это был, видимо, либо Гермополь, либо Антиноя, поскольку авва Аполлон (cap. 8 ) подвизался в районе Гермополя, а авва Илия (cap. 12) – в районе Антинои. Рассказ об авве Коприи расположен между этими главами. 524 В латинской версии «манихейский учитель» – ср.: νδρα τιν Μανιχαον (cap. 10, 30)/virum quendam doclorem Manichaeorum (cap. , 7:9). 525 О манихействе в Египте см.: Смагина, 1998. С. 32–33. Е. Б. Смагина пишет, что с на­чала IV в. свидетельства о манихеях связаны исключительно с Верхним Египтом. Средоточием деятельности манихеев был Ликополь, а также Гипсела – столица нома южнее Ликополя. Возможно, однако, что манихей активно действовали также в Нижнем и Среднем Египте – см. напр., Хосроев, 2002. С. 513. 526 Ος πολλκις κατελθν ες λεξνδρειαν τν λλνων τος φιλοσφους πεστμιζεν [разночтение – πεστμιζεν] (cap. 20, 15): Festugière, 1961. Ρ. 123. 528 При этом одна из деревень надеется на заступничество некоего «предводителя разбойников» – подробность очень интересная, учитывая развитие патронатных отношений в ту эпоху. 529 Этот факт является интересным указанием па религиозную «чересполосицу» в еги­петской хоре во вт. пол. IV в. 530 Напр.: lis quodam tempore dicebatur exorta inter duos vicos, quorum alius Christianorum, alius gentilium fuit. Procedunt ex utraquc parte armatorum turbae plurimae. Accidit, ut sanctus Apollonius superveniret (c ap. , 9:1–2). 533 Букв, в греческом тексте – τ πολλ τν ζων ναιροντος (cap. 9, 8). В лат. тексте указано, что он опустошал соседние земли (vicinas vastante regiones) и уничтожил многих (et plurimos perimente – сар., 13). 534 Упоминание нескольких пресвитеров в одной церкви необычно, учитывая, что речь, скорее всего, идет о сельской церкви. Однако трактовать этих пресвитеров только как «старцев», ни один из которых не имел бы сана священника, также сомнительно. 535 Так в греческом тексте: πανλθεν δ ες τν κκλησαν μπρακτον παγγλων τ μθημα (cap. 10,7). В латинской версии мотив просьбы опущен – пресвитеры просто подробнее ознакомили его с Божественным Писанием: instruentes cum plenius ex divinis scripturis (cap. , 2:9).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

В «Истории монахов» нам не удалось найти ни одного места, в котором εχ/oratio употреблялось бы в значении благодарственной молитвы, что мы видели в «Лавсаике» и «Житии св. Антония». Однако это вовсе не означает, что не было самого феномена. Он просто оказался выражен иначе: возможно, причиной тому были стилистические предпочтения автора. Так, в главе об авве Аполлоне сказано о разрушении тюрьмы чудесным образом и избавлении из нее монахов, после чего «они воспели благодарственные гимны Богу и удалились в пустыню» 678 . III. Помысел (λογισμς) Слово λογισμς в грекоязычной христианской аскетической литературе имеет особый смысл, а на русский язык его чаще всего переводят как «помысел». В Античности, если судить по сведениям достаточно авторитетного словаря Лиддела-Скота-Джонса, слово λογισμς имело три основных круга значений. Первый – и, вероятно, самый древний – связан с вычислениями, в данном случае λογισμς значит «счет», «расчет», «подсчет» и т. п. Оно могло также означать «расчет», но в общем смысле слова, уже не имеющем прямого отношения к цифрами или арифметике, а также «умозаключение», «довод», «доказательство». Смысл λογισμς, таким образом, расширяется до выражения некоторых явлений, связанных с общими процессами мышления. Ну и, наконец, оно могло означать «рассуждение», «способность» или «силу» [LS. Р. 1056]. В этой связи интересно упомянуть замечание И. Адо относительно понимания термина λογισμς у философа-платоника II в. Максима Тирского. По ее мнению, у Максима Тирского оно означает «дискурсивное мышление», которое обрабатывает данные чувственного опыта. Но есть и один существенный смысловой оттенок: исследовательница видит в λογισμς указание на аристотелевскую τ λογιστικν – разумную часть души, характеризующуюся рассуждением, добродетелью которой является благоразумие. Она отлична от другой разумной части души – τ πιστημονικν, которая обладает научным знанием, а добродетелью этой части души является мудрость (σοφα) 679 . В одном из рассуждений Максим Тирский говорит о том, что «благоразумие» (φρνησις), которое расположено между «наукой» (πιστμη) и чувственным восприятием, управляет страстями души и упорядочивает их с помощью рассуждения (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

8 ). В окрестностях его монастыря находились села, где крестьяне придерживались языческих верований 509 . В одном из них находилось святилище 510 , где стояла статуя какого-то языческого бога (εδωλον/simulacrum) 511 . С этим идолом был связан особый ритуал: процессия, возглавляемая жрецами, носила его по всем окрестным селениям, неистовствуя как служители Вакха 512 . По всей видимости, этот ритуал совершался в честь разлития Нила 513 . Само по себе это место является ценным указанием, что язычество в каких-то синкретических формах продолжало сохраняться в сельских районах Египта во вт. пол. IV в. 514 . Авве Аполлону, который случайно оказался рядом, удалось расстроить это шествие и сделать так, что крестьяне сжигают идола. Затем он их огласил и, видимо, крестил 515 . Некоторые из этих крестьян становятся монахами. Далее греческий автор «Истории монахов» замечает, что впоследствии в окрестности не осталось язычников 516 . Еще одно любопытное место мы находим в рассказе об авве Коприи (cap. 10 ). Этот авва упоминает о том, что жители округи были язычниками, и они (т. е. авва и его монахи) научили их вере Христовой. Крестьяне стали обращаться к монахам с просьбами помолиться о хорошем урожае 517 . При этом крестьяне просили благословить песок, по которому ходят подвижники, а затем уносили его и рассыпали по полям. Скорее всего, происходит христианизация какого-то языческого ритуала, изначально связанного с культом плодородия. В этой же главе мы находим еще два любопытных эпизода. В первом случае авва Коприй обращает в христианство нескольких язычников (τινες τν θνν/gentiles), приносивших жертву своим идолам в некоем «храме» (νας/templum) 518 , во втором – вора-язычника (τις τν λλνων/gentilis), проникшего к нему в огород за овощами. Таким образом, можно отметить, что в «Истории монахов» миссионерская деятельность египетских подвижников носит ситуативный характер, не являясь при этом неким заранее спланированным мероприятием по христианизации египетской хоры. Однако такая «стратегия» – это лишь один из известных нам типов миссионерской деятельности египетских монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Глагол διαλογζομαι в значении «рассуждать, мыслить» мы обнаруживаем уже в 1-ой главе. Согрешивший авва после наставлений монахам начинает думать, как же он, поучая других, остался сам, каким был 700 . Эти рассуждения подвигают его к покаянию и перемене жизни. Таким образом, здесь явно ощущается связь между мыслью, рассуждением и поведением. «Помысел» в значении «мысль» можно усмотреть в словах аввы Патермуфия, который говорит умирающему монаху, что тот не готов идти к Богу из-за «помыслов», осуждающих его прежний образ жизни 701 . Но, как видно из текста, эти мысли связаны с укорами совести – следовательно, также имеют и нравственную перспективу. Еще одно указание на «помысел», близкое к значению «ум или сознание», содержится в поучении аввы Аполлона: тому, кто получил благодать, не следует ставить себя умом (λογισμς) выше других, иначе он будет лишен благодати. Здесь λογισμς, видимо, полностью синонимичен φρνες, о котором авва упоминает чуть ниже 702 . Авва Патермуфий (cap. 10 ), будучи еще разбойником, забравшись на крышу дома, где жила дева, стал рассуждать (λογιζμενος/conscendisset), что ему делать дальше (cap. 10, 4/cap. , 2:2). Мало сомнений в том, что причастие от глагола λογζομαι в данном случае обозначает мыслительную деятельность, направленную на разрешение противоречия, вызванного внешними обстоятельствами. Однако в «Истории монахов» гораздо чаще можно обнаружить λογισμς/cogitatio в уже хорошо нам известном значении «психологической установки». При этом «помысел» включает в себя не только чистое рассуждение, но и тесно связан с мотивацией, воображением и памятью. По сути дела, он интегрирует все эти «части» человеческой души, подталкивая монаха к тому или иному поступку или даже определяя его поведение на достаточно продолжительный срок. То же можно сказать о ситуации, когда «помыслы» изменяют представления, а затем и поведение человека, нарушая его привычный образ жизни и мышления. Уже в 1-ой главе авва Иоанн, назидая своих посетителей, предупреждает о «помыслах», возникающих в уме во время молитвы, которые рассеивают ум и разрушают ее цельность: в то время как тело стоит как будто на молитве, «чувство и помысел» блуждают или, занятые борьбой со страстями, уже не могут видеть Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

В другом известном источнике – бохайрской версии «Жития Шенуте» – мы находим примеры того, что кампании по искоренению языческого культа носили целенаправленный характер (Vita Sinuthii, 83–84, 125–126=Leipoldt, 1906. Р. 41, 57). Если рассмотреть параллельно еще ряд данных «Истории монахов», можно сделать несколько интересных наблюдений. В прологе говорится о том, что подвижники молитвами сдерживали стремительность реки, грозящей затопить соседние селения 519 . Авва Иоанн (cap. 1) предупреждал жителей округи о разлитии Нила и его масштабах 520 . Если вспомнить, что языческий обряд, с которым столкнулся авва Аполлон, был связан с разливом Нила, то можно предположить, что в сознании христианизирующихся жителей хоры жрец постепенно замещается монахом. В тех случаях (неурожаи, разливы Нила и т. д.), когда ранее жители хоры обращались к жрецам для решения своих нужд, теперь они идут к известным подвижникам, вероятно, усматривая в них посредников между земным и небесным. Интересно, что в тексте не отмечено ни одного случая, когда бы с чем-то подобным крестьяне приходили к священникам или епископам, но именно известных монахов они почитают за новых пророков или апостолов 521 . Есть и еще один интересный пример. Поведение аввы Патермуфия (cap. 10 ), который как мы уже знаем, до своего обращения был работником ритуальных услуг, может намекать на то, что его служение по отношению к умершим христианам (вероятно, не только монахам) включало в себя полный цикл подготовки покойного к погребению 522 . Но этим его функции не ограничивались, поскольку он еще совершал «бдения» над усопшим, т. е., как можно предположить, читал положенное такому случаю церковное правило. Т. Баумайстер на основании этих данных полагает, что речь идет о борьбе с весьма распространенным обычаем «плачей» над покойным, который был известен еще в Древнем Египте, и, вероятнее всего, практиковался христианским населением хоры [Baumeister, 2004b. S. 169–170]. Если данная гипотеза верна, мы имеем еще один пример «вытеснения» языческих традиций монахом: приходя к умершему, он готовит его к погребению, что от него и ожидают, но одновременно и заменяет «профессиональных» плакальщиц, совершая над покойным молитвенное правило.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Она послала царю ободрительную весть, повелевала ему есть пищу и пить вино, и предаваться пиршествам, так как она дает ему победу. Smith, Assyria, рр. 156, 157. 281 Замечательно, что и другие завоеватели высказывали свою гордость подобным же образом. Аларих, во время своего похода на Рим, говорил!»: „мы видели как падали пред нами горы; реки осушались пред нами“. 283 Herod, II, 141. Подобная же статуя Аполлона, с мышью у его ног, стояла в Троаде. Она будто бы воздвигнута была в воспоминание поражении тевкрийцев стаей полевых мышей, которые перегрызли кожаные ремни их оружия ночью и принудили их к отступлению. Если предположить, что это сказание заимствовано было из египетского предания, то оно косвенно могло возникнуть из рассказа о поражении ассириян. Мышь была символом опустошения н разрушения, и упоминанием о ней, быть может, имелось в виду лишь выразить идею таинственного и непреодолимого разрушения. 285 Гений Байрона, с изумительною точностью воплощая подробности, передаваемый библейским повествователем, дает нам возможность ясно представить себе эту ужасную картину: „Как волки на стадо, враги набежали... Их орды багрянцем и златом сияли; Как на море звезды, горели мечи, Когда их волна отражает в ночи. Как листья дубравы весной, на закате, Виднелись знамена бесчисленной рати; Как листья дубравы осенней порой, Валялись их трупы с наставшей зарей. Зане восшумело крыло Азраила, В лицо нечестивым он смертью дохнул, И сон непробудный им очи сомкнул, И, дрогнув, в них сердце на веки застыло. Здесь конь безобразною грудой лежит, Дыханье раздутых ноздрей не живит, И пена, застывши с последним храпеньем, Белеет, как брызги прибоя к каменьям. Здесь всадник безгласно лежит в стороне, Роса на челе его, ржа на броне: И в ставках не слышно ни шума, ни звона, Труба безглагольна, недвижны знамена. И вдовы Ассура взывают в слезах, Кумиры Ваала повержены в прах, И рать их без битвы неся нам оковыˆРастаяла снегом от взора Иеговы“. Сочинения лорда Байрона в переводах русских поэтов, изд. II. В. Гербеля, т. I, сгр. 11, XXII еврейская мелодия: „Поражение Сеннахирима“. Подлинник гораздо звучнее, выразительнее и ярче, чем этот перевод русского издателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

402 Об Амусе было сказано выше. Именем Гермия Синезий, по-видимому, называет Гермеса Трисмегиста (если нет, то одного из гностиков). Антоний – отец египетского православного монашества. 405 Кадм – сын финикийского царя Агенора, брат Европы, основатель Фив – победив змея, посвященного Аресу, по совету Афины посадил в землю зубы побежденного чудовища, и из них выросли воины, часть из которых перебила друг друга, а остальные стали служить Кадму. 413 Имеются в виду точные науки, которые Синезий изучал в Александрии под руководством Гипатии. Они явились прологом к собственно философии. 414 Каллиопа – покровительница эпической поэзии и красноречия в целом – считалась старшей из Муз. 419 Изначально так назывался судья по делам о непредумышленных убийствах в Афинах. Синезий, по всей видимости, употребляет это имя для обозначения судьи вообще. 420 Античное судопроизводство знало категорию времени между преступлением и началом судебного дела: если дело не возбуждалось дольше определенного срока, оно не могло быть возбуждено за давностью. 421 Трагакант – высохшая на воздухе камедь, которая вытекает из трещин или надрезов стеблей или ветвей колючего кустарника семейства бобовых. 423 Οκει– французский переводчик понимает это слово как «личное» и тогда последний оборот прочитывется в том смысле, что занятия грамматика не рождают ничего лирического, связанного с персоной и сердцем. 427 Главкон – один из основных собеседников Сократа в диалоге «Государство», а Критий появляется в диалогах «Хармид», «Тимей», «Протагор». 428 О Симоне кожевнике, который «говорят, первым стал сочинять сократические диалоги» ср.: Диоген Лаэртский, II, 122–124. 434 Суд присяжных в Афинах в числе 6000 тысяч человек, по 600 от каждой филы; избирался сроком на год. 436 Пифо, т.е. Дельфы. Бранхиды – род, который заведовал оракулом Аполлона в Дидиме. Обладателем святилища в Дельфах и пророческого рода Бранхидов является Аполлон. 438 Отказавшись объяснять, на что он потратил общественные средства, Перикл заявил, что истратил их «на необходимое». Со временем эти его слова стали фразеологизмом. Ср.: Аристофан. Облака, 859.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Примечательно, что в погребениях высшего сословия, датируемых 1-й пол. IV в., т. е. относящихся к периоду после Крещения Грузии, мужчин хоронили исключительно христ. способом - на спине, в вытянутом положении, головой на запад, а женщин - в полном соответствии с дохрист. груз. погребальным обрядом. Данные археологических исследований полностью подтверждают сведения груз. летописцев о том, что Крещение приняли в первую очередь все, кто занимал гос. должности (питиахши, управляющие провинциями, военачальники и т. д.). Наряду с погребальными обрядами автохтонного населения, на могильниках I в. до Р. Х.- I-IV вв. зафиксированы погребения, обустроенные по религиозным канонам др. этносов либо последователей иных религ. конфессий, проживавших в Картли. В письменных источниках не раз упоминается квартал и храм зороастрийцев на территории Великой М.; в наст. время только одно погребение со вторичным захоронением, принадлежащее питиахшу Берсуме, можно с полной уверенностью связать с маздеизимским погребальным обрядом. Особенно часто встречаются захоронения, принадлежавшие иудейскому и греческому погребальным обрядам. Среди погребального инвентаря интересны изделия, связанные с конкретным погребальным обрядом. Так, в захоронениях автохтонного груз. населения зафиксированы в основном глиняные, стеклянные, реже серебряные и бронзовые сосуды разного назначения; принадлежности одежды, золотые, серебряные, бронзовые и железные (в основном перстни с резными камнями) украшения (серьги, кулоны, браслеты, перстни; ожерелья, изготовленные из разного рода минералов, стекла, фаянса). Из предметов, связанных с дохристианскими религиозными воззрениями, можно отметить подвески с изображениями птиц, животных (собака, баран и т. д.), бронзовые колокольчики с железным язычком. Монеты, зафиксированные в погребениях (в основном имп. Августа и парфянских царей Готарза и Артабана), с большой долей вероятности связаны с культом Харона. В погребениях с греч. способом захоронения встречаются монеты Харона, листки золотых погребальных венков, наглазники и нагубники, геммы-инталии с изображением богов греко-римского (Афина, Аполлон, Артемида и др.) и египетского (Исида) пантеонов.

http://pravenc.ru/text/2564522.html

Но какое отношение имело всё это к истории библейского Израиля и Ветхому Завету? Сначала казалось, что почти никакого. Но после ранней смерти Александра его владения оказались поделены между его ближайшими соратниками; Палестину оспаривали друг у друга две династии – Селевкиды, правившие в Сирии, и Птолемеи, которым достался Египет. Это были эллинистические государства, в которых элитой стали смешавшиеся с местной знатью эллины (греки), их язык, а с ним искусство, обычаи и верования стали распространяться всё шире и глубже. Птолемеи и Селевкиды могли беспрестанно воевать друг с другом, но они были людьми одного языка, одной культуры и одной религии – не только они сами, но и вся верхушка обоих государств. Точно так же и их подданные жили теперь в похожих друг на друга городах с широкими прямыми улицами, на которых стояли храмы Зевса и Аполлона, украшенные мраморными колоннами. Эти города были населены представителями разных народов (в том числе и евреями, в Александрии Египетской их было едва ли меньше, чем греков и египтян), которые активно общались друг с другом. От одного города можно было относительно быстро и удобно доехать до другого такого же, и какой бы царь ни правил там, всё те же были там бани, рынки, мастерские и площади, где гуляли философы и беседовали на одни те же возвышенные темы. «Цивилизованное человечество», расширив свои пределы на Восток, неожиданно стало таким маленьким, а патриоты былых времен стали с гордостью называть себя «гражданами мира» – космополитами. Эти новые города были окружены старыми деревнями и небольшими городами, где говорили на своих языках и молились в старых святилищах, но кто обращал внимание на эту деревенщину? Да и сами крестьяне, привозя урожай на рынок, поневоле приучались торговаться с покупателями на греческом. По сути дела, это был первый в истории человечества проект глобализации – создания единого культурного пространства с общими ценностями и общим языком. А что не удавалось переделать, можно было по крайней мере назвать по-иному: например, иноземных богов греки отождествляли со своими собственными и считали, что народы других стран чтут тех же Зевса, Посейдона или Афродиту, только под иными именами. Собственно, они были недалеки от истины, ведь все языческие религии похожи друг на друга в главном, а когда ты почитаешь несколько десятков собственных богов, то уже не имеет никакого значения, если к ним добавиться еще десяток-другой богов чужеземных. Богом меньше, богом больше – какая разница?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Полночь была, и луна полная в небе сияла, говорит автор малой Илиады.   Другие утверждают, что это последовало в 8–й день последней декады месяца скирофориона. (3) Тесей, соперник Геракла, жил на одно поколение раньше осады Трои. Поэтому Гомер и упоминает о Тлиполеме, сыне Геракла, сражавшемся под Троей   . ( 105 , 1) Доказано, следовательно, что Моисей жил на 604 года раньше причисления Диониса к богам, потому что это событие, согласно хронике Аполлодора, произошло в 32–м году царствования Персея. (2) От Диониса до времени Геракла и тех знаменитых воинов, которые вместе с Ясоном предприняли плавание на корабле Арго, насчитывается 63 года. Асклепий и Диоскуры также принимали участие в этом путешествии, как свидетельствует о том Аполлоний Родосский в своей поэме Аргонавтика. (3) От восшествия Геракла на престол Аргоса до обожествления его и Асклепия насчитывают, по хронографии Аполлодора, 38 лет. (4) С этой эпохи до обожествления Кастора и Полидевка прошло еще 53 года. (5) Если мы доверяем поэту Гесиоду, выслушаем и его свидетельство: Майя, Атлантова дочь, взошла на священное ложе К Зевсу, и вестником вечных богов разрешилась Гермесом. Кадмова дочерь Семела, в любви сочетавшись с Кронидом, Сына ему родила Диониса, несущего радость.    ( 106 , 1) Кадм, отец Семелы, пришел из Фив при Линкее и изобрел греческое письмо. Триоп же, говорят, жил одновременно с Изидой, через семь поколений после Инаха (Изиду называют также Ио, что означает ходящая, поскольку она блуждала по свету). Истр в своей книге О египетских колониях говорит, что эта нимфа была дочерью Прометея. (2) Следовательно, Прометей жил одновременно с Триопом, через семь поколений после Моисея. Получается, что Моисей жил гораздо раньше той эпохи, в которую, по мнению эллинов, произошел первый человек. (3) Леонт, знаток египетской теогонии,   говорит, что Исида у эллинов известна была под именем Деметры. Следовательно, Деметра жила во времена Линкея, через одиннадцать поколений после Моисея. (4) Апис, царь Аргосский, был основателем Мемфиса, о чем рассказывает Аристипп в первой книге своей Истории Аркадии.   (5) Аристей Аргивянин говорит, что этот царь прозван был Сераписом и что это тот самый Серапис, которого египтяне считают богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010