Волосы его головы и бороды были очень длинны, доходили даже до земли и покрывали все тело его как некая одежда, бедра же его были опоясаны листьями пустынных растений. Когда я увидал сего мужа, приближавшегося ко мне, то пришел в страх и побежал на скалу, находившуюся на верху горы. Он же, дойдя до подножия горы, сел в тень, намереваясь отдохнуть, ибо весьма утрудился от зноя, а также и от старости. Посмотрев на гору, он увидел меня и, обратившись ко мне, сказал: «Подойди ко мне, человек Божий! Я такой же человек, как и ты; я живу в пустыне сей, подвизаясь Бога ради». Я (говорит Пафнутий) услыхав это, поспешил к нему и пал к ногам его. Он же сказал мне: «Поднимись, сын мой! Ведь и ты — раб Божий и друг святых Его; имя же твое — Пафнутий». Я встал. Тогда он приказал мне сесть, и я сел с радостью близ него. Я начал его усердно просить, — сказать мне свое имя и описать мне свою жизнь, — как он подвизается в пустыне и как много времени живет здесь. Уступая моим неотступным просьбам, он начал свое повествование о себе так: «Имя мое — Онуфрий; я живу в этой пустыне шестьдесят лет, скитаясь по горам; я не видал ни одного человека, ныне вижу лишь тебя одного. Раньше я жил в одном честном монастыре, называвшемся Эрити и находившемся близ города Гермополя, что в Фиваидской области. В монастыре том проживает сто братий; все они живут в полном единодушии друг с другом, проводя общую согласную жизнь в любви о Господе нашем Иисусе Христе. У них общая пища и одежда; они проводят безмолвную постническую жизнь в мире, славя милость Господню. Во дни своего детства я как новоначальный, был наставляем там святыми отцами усердной вере и любви к Господу, а также поучался и уставам иноческого жития. Я слышал, как они беседовали о святом пророке Божием Илии именно, что он, укрепляемый Богом жил, постясь, в пустыне, слышал также и о святом Предтече Господни Иоанне которому не был подобен никогда ни один человек (Мф.11:11), относительно его жизни в пустыне, до дня явления своего Израилю. Слышав все это, я спросил святых отцов: «Что же: значит, те, кто подвизается в пустыне, больше вас в очах Божиих?»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

И когда увидел я, что приближается он ко мне, то напал на меня страх, и я убежал на скалу, что была наверху горы. Муж же тот, дойдя до подножия горы, сел отдохнуть в ее тени: а был он утомлен от палящего зноя и от немощи своей старческой. Взглянув же на гору и увидев меня, воскликнул он громким голосом: — Человек Божий, сойди ко мне! Я такой же, как и ты, человек, Бога ради живущий в этой пустыне. И когда я услышал зов его, — пишет Пафнутий, — то поспешно притек к нему и пал пред его ногами. Но он мне сказал: — Встань, сын мой! Ты тоже раб Божий и друг святым Его. Пафнутий — имя тебе. И я встал, а он повел меня есть. И сел я пред ним с радостью. И прилежно просил я его, чтобы поведал он мне имя свое и житие, и пребывание свое в пустыне, и сколько времени проводит он в подвиге. Видя же прилежное моление мое, начал он мне сказывать повесть свою такими словами: — Имя мое — Онуфрий. Шестьдесят уже лет как я в этой пустыне, скитаясь в горах и не видя ни единого человека. Тебя первого я вижу ныне. Было же мое пребывание прежде в честном монастыре, именуемом Эрити, что близ города Ермополя, в стране Фиваидской. Жило в том монастыре сто братий единодушных, живущих в согласии и великой о Господе нашем Иисусе Христе любви между собою. Все общее у них было — и пища, и одежда, — и проводили они постническую жизнь свою в безмолвии и мире, славя милость Господню. Я же, наставляясь там в новоначалии с детства моего, поучался у святых отцов вере и любви к Богу и уставам жития иноческого. И слышал я тогда беседы их о святом пророке Илии, как он, укрепляемый Богом, в пост имел пребывание в пустыне. И о святом Иоанне Предтече слышал я в те далекие свои годы, о том пророке великом, подобного которому не было никогда между человеками. Внимая же беседам о том, каково было житие его в пустыне до самого дня явления его Израилю, вопросил я отцов: «Больше ли вас пред Богом те, что живут в пустыне?» Они же мне отвечали: «Истинно, чадо, те больше нас пред Богом: мы всякий день видим друг друга и пение соборное совершаем с радостью; есть ли захотим, — готовый хлеб обретаем; возжаждем ли — и вода нам готова; заболеет ли кто из нас, — от братий утешение получает, ибо все мы живем общей жизнью, друг другу помогаем и ради любви Божией служим.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

И он тотчас вскочил и стал ходить” (Деян 14:8–10). Ведь веру возможно видеть только в сердце, а не на лице и не телесным образом[ 73 ]. Также и [Апостол] Петр, видя зло Симона Волхва не на телесном лице, а в сердце его, сказал ему: Вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды (Деян 8:23) » . Услышав это от Авсония, я взял книги и стал читать их[ 74 ]. 17. Спустя некоторое время я в полночь, побуждаемый необходимостью, вышел из дома, когда было [совсем] темно. [Внезапно] я услышал голос Феодора и так убоялся, что весь покрылся потом, хотя я был одет в одну льняную одежду[ 75 ], а стояла зима; ибо произошло это в месяце, называемом египтянами Туви[ 76 ]. Тогда, поскольку я [уже немного] понимал фиваидское наречие[ 77 ], Феодор позвал меня по имени и поставил рядом с собой. А некоему фиваидскому монаху, по имени Амаеис, [бывшему тут же], Феодор сказал: «Почему не имеешь ты пред очами своими страха Божия[ 78 ]? Разве ты не знаешь, что Бог испытует сердца и внутренности (Откр 2:23) ? Почему ты в сердце своем иногда представляешь блудниц и [мысленно] обнимаешься с ними, а иногда видишь себя спящим с законной женой, оскверняя [тем самым] все тело свое[ 79 ]? Иногда же в помыслах своих ты видишь себя воюющим и победителем в сражениях: военачальники довольны тобой и ты получаешь от них [в награду] золото[ 80 ]. И предаваясь всем этим помыслам, противным монашескому обету, ты решил и телесно совершить то, о чем помышляешь. Знай же, что если ты не покаешься, не очистишь себя страхом Божиим и слезами не умилостивишь Господа, но пребудешь в том же самом намерении, то Господь не исправит путей твоих (Втор 28:29) и осудит тебя на огонь вечный». [Амаеис] же, пав к ногам Феодора, исповедовался в таком [своем внутреннем] расположении, обещал покаяться[ 81 ] и попросил Феодора молиться о нем. Феодор сказал ему: “Да даст тебе Господь подлинно познать самого себя и, покаявшись, спастись. Ведь, как я вижу, твое сердце отступило от Бога. Впрочем, если ты хочешь, можешь вновь обратиться [к Нему].

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

Какие должности относятся к наружному Богопочитанию? 1) Исповедывать Бога, то есть, признавать, что Он наш Бог, и не отрицаться от Него, хотя бы за признание Его надлежало пострадать и умереть. 2) Участвовать в общественном богослужении, установленном от Бога и учрежденном православною Церковью . Кто может быть представлен в пример исповедания веры? В пример исповедания веры можно привести св. мучеников, которые, несмотря на страшные истязания, твердо исповедывали Христа и решались скорее умереть, чем отречься от Бога. Некоторые из христиан за исповедание веры терпели истязания, темничные заключения и потом были отпускаемы мучителями на свободу. Они назывались исповедниками и пользовались великим уважением в церкви. Ради их ходатайства сокращались сроки для крещения оглашенных и принятия в церковь кающихся. Император Константин Великий на первом Вселенском Соборе выразил трогательным образом свое уважение исповеднику Пафнутию, епископу фиваидскому. Он лобызал раны его, которые нанесены были ему во время гонения. Можно ли в настоящее мирное время Церкви исповедывать Бога? Можно и должно. Например: когда слышим хуление на веру, на церковь , не должно сочувствовать таким хулителям и одобрять их даже молчанием, но должно выразить свою веру с такой, или еще большею твердостью, как если бы, например, стали порицать при нас нашего отца или мать. Господь сказал: «всякого, кто исповедует Меня перед людьми, исповедую и Я пред Отцем Моим» ( Мф.10:33 ). «А кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Марк.8:38 ). Нельзя ли молиться дома? 1) Можно и должно; но должно и в церкви молиться. Исполнение одной обязанности не освобождает от исполнения другой. 2) В церковной молитве выражается дух взаимной христианской любви: мы чувствуем себя одинокими дома и идем к своим собратиям в церковь . Церковная молитва приучает нас думать не о своих только нуждах, а и о плавающих, болезнующих и других нуждающихся. Этот дух любви угоден Господу. Он сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их.» ( Мф. 18:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

митрополит Иоанн (Снычёв) ПРИЧИНЫ БЕДСТВИЙ Пример о том, как демоны стараются возвести бедствия среди людей и особенно ниспровергнуть инока в грех любодеяния. Сказывал о себе один из Фиваидских старцев, что он – сын жреца идольского. Быв дитятею, он сиживал в храме и видел отца своего, приносящего жертвы идолам. Однажды, после того как отец вышел из храма, сын вошел тайно в храм и увидел там сатану. Сатана сидел на троне, многочисленное воинство предстояло ему. И вот! приходит один из князей его, поклоняется ему. Сатана спросил его: откуда ты? Князь отвечал: я был в такой-то стране, возбудил там войну и большое смятение, произвел кровопролитие и пришел возвестить тебе. Сатана спросил: во сколько времени сделал ты это? Он отвечал: в тридцать дней. Сатана велел бить его бичами, сказав: только-то сделал ты в такое продолжительное время! – и вот! другой пришел и поклонился ему. Сатана спросил: откуда ты? Демон отвечал: я был в море, воздвиг бурю, потопил корабли, умертвил множество людей и пришел возвестить тебе. Сатана спросил: во сколько времени сделал ты это? Он отвечал: в двадцать дней. Сатана повелел и этого бить бичами, сказав: почему ты в столько дней сделал так мало? – И третий пришел и поклонился ему. И этому он сказал: откуда ты? Демон отвечал: я был в таком-то городе, там праздновалась свадьба, я возбудил ссоры и произвел большое кровопролитие: сверх того убил самого жениха и пришел возвестить тебе. Сатана спросил: во сколько дней ты сделал это? Демон отвечал: в десять. Сатана повелел и этого, как действовавшего не ревностно, бить бичами. И еще один демон пришел поклониться ему. Сатана спросил: откуда? Демон отвечал: из пустыни. Исполнилось сорок лет, как там борюсь с одним из монахов и едва одержал над ним победу: вверг его этою ночью в любодеяние. Сатана, услышав это, встал с трона, начал целовать демона, – сняв царский венец, который был на главе его, возложил на голову демона и посадил его возле себя на престоле, сказав: ты совершил великое и славное дело. – Увидев и услышав это, сын жреца сказал сам себе: чин монашеский, должно быть, имеет великое значение. Он принял христианство и вступил в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

После Ориона встал Пателлолий, и ему, спрашивающему о себе, [Феодор] ответил: “ Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6:2) [ 26 ]. Исправляй себя”. И когда он удалился, [Феодор] сказал всем присутствующим монахам о нем: “Поверьте мне, он страшен для бесов”[ 27 ]. Другому, вставшему после него, [Феодор] изрек: “ Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты мои на брань (Пс 143:1) [ 28 ]. Будь мужественен в этом”. И еще одному вставшему и спросившему [о грехах своих святой] сказал: “ Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф 6:12) [ 29 ]. Подвизайся”. Следующему, поднявшемуся после этого, [авва] сказал: “ Очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор 7:1) [ 30 ]. Будь внимателен к сокровенным [помыслам] своим”. Наконец, другому вставшему [Феодор] сказал: “Когда молишься, говори: От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (Пс 18:13–14) [ 31 ]. Ибо сильная брань одолевает тебя с обеих сторон”[ 32 ]. 4. Мы внимали всему этому, произносимому [аввой] на египетском языке, а Феодор Александриец переводил его речи на греческий язык. Этот Феодор был [прежде] чтецом в церкви, именуемой церковью Пиерия, мужем святым и по жизни и речам своим, так что мог сказать: Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:19–20). Пока он был облачен в плоть, он [всегда] угождал Господу[ 33 ]. 5. В то время как я удивлялся, не понимая того, о чем говорится, по причине моего юношеского возраста и великой неопытности, Фиваидский раб Божий Феодор был спрошен еще одним [монахом]. Однако, храня молчание, он устремил взор свой к небу и встал. [Авва] находился посередине монашествующих, будучи окружен ими всеми, словно венком. Затем, повелев Феодору Александрийцу переводить, он сказал: “Я знаю, что слова мои вызовут раздражение среди тех из братий, которые суть плотские[ 34 ], но, поскольку Господь повелевает мне говорить, я скажу. Некоторые из рода нашего воздвигнут гонение на Церковь Божию, которое весьма преуспеет и многим повредит[ 35 ]. Таковыми же были замышлявшие козни против святого апостола Павла, которые проповедывали Христа не чисто , а по любопрению (Флп 1:16). Когда гонение будет в разгаре, то неожиданно царем станет язычник, который будет задумывать [коварные] замыслы против таинства Христова и стараться, насколько возможно, строить козни против христиан. Но Христос посрамит намерение его[ 36 ]. Ибо о нем написано: Презорливый же и обидливый муж и величавый ничесоже скончает (Авв 2:5) [ 37 ]. Поэтому мы должны взывать к Богу, чтобы Он простер милость Свою на церкви для спасения многих”.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

После Ориона встал Пателлолий, и ему, спрашивающему о себе, [Феодор] ответил: " Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал.6:2) Исправляй себя " . И когда он удалился, [Феодор] сказал всем присутствующим монахам о нем: " Поверьте мне, он страшен для бесов " Другому, вставшему после него, [Феодор] изрек: " Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты мои на брань (Пс.143:1) Будь мужественен в этом " . И еще одному вставшему и спросившему [о грехах своих святой] сказал: " Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф.6:12) Подвизайся " . Следующему, поднявшемуся после этого, [авва] сказал: " Очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2Кор.7:1) Будь внимателен к сокровенным [помыслам] своим " . Наконец, другому вставшему [Феодор] сказал: " Когда молишься, говори: От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (Пс.18:13-14) Ибо сильная брань одолевает тебя с обеих сторон " 4. Мы внимали всему этому, произносимому [аввой] на египетском языке, а Феодор Александриец переводил его речи на греческий язык. Этот Феодор был [прежде] чтецом в церкви, именуемой церковью Пиерия, мужем святым и по жизни и речам своим, так что мог сказать: Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал.2:19-20). Пока он был облачен в плоть, он [всегда] угождал Господу 5. В то время как я удивлялся, не понимая того, о чем говорится, по причине моего юношеского возраста и великой неопытности, Фиваидский раб Божий Феодор был спрошен еще одним [монахом]. Однако, храня молчание, он устремил взор свой к небу и встал. [Авва] находился посередине монашествующих, будучи окружен ими всеми, словно венком. Затем, повелев Феодору Александрийцу переводить, он сказал: " Я знаю, что слова мои вызовут раздражение среди тех из братий, которые суть плотские но, поскольку Господь повелевает мне говорить, я скажу. Некоторые из рода нашего воздвигнут гонение на Церковь Божию, которое весьма преуспеет и многим повредит Таковыми же были замышлявшие козни против святого апостола Павла, которые проповедывали Христа не чисто, а по любопрению (Флп.1:16). Когда гонение будет в разгаре, то неожиданно царем станет язычник, который будет задумывать [коварные] замыслы против таинства Христова и стараться, насколько возможно, строить козни против христиан. Но Христос посрамит намерение его Ибо о нем написано: Презорливый же и обидливый муж и величавый ничесоже скончает (Авв.2:5) Поэтому мы должны взывать к Богу, чтобы Он простер милость Свою на церкви для спасения многих " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/38/f...

...Придя в Церковь ... встань сзади, в скромном углу или за столпом... устреми око ума к сердцу, а телесное око к земле и помолись Богу в сокрушении духа ( 109, 180 ). Церковные молитвословия содержат в себе пространное христианское догматическое и нравственное богословие; всегда посещающий церковь и тщательно внимающий ее чтению и песнопению может отчетливо изучить все нужное для православного христианина на поприще веры. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 109, 181–182 ). Отцы рассказывали об авве Маркелле Фиваидском, со слов ученика его, что, намереваясь идти в воскресенье к службе, он приуготовлял себя и часть Писания выучивал наизусть. А всю службу стоял со слезами. Он говорил, что, когда совершается служба, он видит всю церковь как бы огненной, а когда служба кончается, угасает и огонь. Древний Патерик ( 72, 404–405 ). «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян. 7, 48 ) Возвратимся к словам святого Стефана. «Соломон же построил Ему дом», – сказал он и тотчас добавил: «Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян. 7, 47–48 ). Какой внезапный оборот мыслей! Что говоришь, проповедник Божий? Как мы можем понять тебя или как согласовать тебя с самим тобою? Если Всевышний не живет в рукотворенных храмах, зачем же созидал Ему рукотворенный храм Соломон, зачем желал этого Давид, зачем благодать вдохнула Давиду это желание, зачем Сам Вышний назначил Соломона для исполнения его? Правда, и Соломон – создатель храма с неким недоумением говорит к Богу: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» ( 3Цар. 8, 27 ). Почему просил он не обитания Божия во храме, но благодатного призрения на храм: «Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь» ( 3Цар. 8, 29 ). Но не больше ли того, на что дерзала смиренная молитва, даровал Бог, когда «слава Господня наполнила храм» ( 3Цар. 8, 11 ) и когда Бог изрек о нем это обетование: «...будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» ( 3Цар. 9 , З)? Там ли не живет Бог, где сердце Его во все дни?

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

прот. Константин Борщ Д. А. Горбунов. Краткая история имяславческих споров в России начала XX века 45 Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Евр. 11:38–40 Настоящая работа освещает историю развития дискуссии о почитании Имени Божия в начале XX века, однако глубокого богословского и философского анализа указанной проблемы статья не предполагает. Реконструкция событий проведена с использованием материалов, опубликованных в религиозно-философском журнале «Начала» 46 . Спор о возможности почитания Имён Божиих и в том числе имени «Иисус» наравне с Самим Богом возник спустя два года после выхода в свет первого издания записок бывшего насельника Фиваидского скита Пантелеймонова монастыря на Афоне кавказского пустынника схимонаха Илариона 47 . Книга была названа: «На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, через молитву Иисус Христову, или Духовная деятельность современных пустынников» 48 и впервые вышла в свет в 1907 году по благословению оптинского старца преподобного Варсонофия. Книга получила одобрение Цензурного комитета и активно рассылалась по монастырям. Второе издание осуществлялось на средства преподобной мученицы великой княгини Елисаветы Федоровны. Право на последнее, третье издание было приобретено у автора Киево-Печерской лаврой, и вслед за этим книга была напечатана небывалым для того времени тиражом – 10 тысяч экземпляров. Особым вниманием это сочинение пользовалось на Афоне и в монастырях Кавказа. Говоря о практике Иисусовой молитвы, старец настаивал на том, что «Имя Божие есть Бог», «в Имени Божием присутствует Сам Бог – всем Своим существом и (всеми) Своими бесконечными свойствами» 49 , что именно непосредственным присутствием Божества можно объяснить чудодейственную силу имени Иисуса. «Вся забота наша была, – писал автор в предисловии ко второму изданию, – при составлении сей книги... выразить всю нужду, важность и необходимость упражнения Иисусовою молитвою в деле вечного спасения для всякого человека... Делая возможно подробное объяснение Иисусовой молитве, слово нашего писания встретило неизбежную нужду коснуться и значения имени «Иисус»... которое, заключая в себе всемогущую силу, сим свидетельствует, что в имени сем... пребывает Сам Единородный, воплотившийся нас ради Сын Божий» 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Св. Афанасий Великий говорит о том, «что всякому человеку измерено время, и измерено не случайно… как определил сам Он [Логос. – Г. Ф.], зиждитель по воле Отца» Защитительное слово, в котором св. Афанасий оправдывает бегство своё,,., п. 14]. Далее св. Афанасий приводит библейские примеры, как одним Бог продлял сроки жизни, а другим сокращал, «почему (и) увещевает в Екклесиасте, говоря: не нечествуй много, и не буди жесток, да не умреши не во время своё » [там же]. Блж. Иероним по поводу слов Соломона рассуждает: «Пусть будет достаточно согрешить однажды; после падения мы должны восстановлять себя» 7, 17]. И он же говорит: «Смысл этих слов такой: не прилагай грехов ко грехам, чтобы не подвигнуть Бога на наказание тебя ещё в этой жизни» [там же]. Безрассудно спадать в один и тот же грех многажды. Как пример смерти не в своё время Иероним упоминает Корея, Дафана и Авирона, возмутившихся против Моисея и Аарона. Их живыми поглотали разверзшаяся земля. Египетский подвижник V века Стефан Фиваидский поучает словами Екклесиаста: «Не будь неслухом, да не умреши не во время своё » Аскетическое слово, п. 10]. Детское непослушание ведёт малышей-неслухов к синякам и ссадинам и прочим детским бедам. И недетские беды всё от того же. Непослушные умирают не во время своё! Еккл. 7:18 Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того. Здесь диалектика мудрости екклесиастовой. Истина в синтезе тезиса и антитезиса. Хорошо, если ты будешь держаться одного правила в жизни и не отнимать руки от другого . Есть вещи, взаимоисключающие друг друга, например, истина и ложь, любовь и злоба и так далее. В таких вещах невозможно держаться одного и тут же не отнимать руки от другого . А есть вещи взаимодополняющие: вера и дела, малое и великое, наука и искусство, молитва и чтение Писания. В таких вещах не должно избирать одного, а другое оставлять, наоборот, следует держаться одного и не отнимать руки от другого . Такую диалектику проповедовал и Екклесиаст Нового Завета Христос, обличая фарисеев в том, что они давали необходимые десятины, а оставили в забвении суд, милость и веру. По этому поводу Христос сказал: Сие надлежало делать и того не оставлять ( Мф. 23:23 ). Раши эту мысль обостряет. По его мнению, праведен тот, кто «долг свой выполнит, как следует по отношению к тому, что оправдано по его мнению, и к тому, что по его мнению не оправдано и является несправедливым» 7, 18]. В качестве примера Раши приводит пример Саула и Самуила. Саулу слово Самуила показалось несправедливым, и он его не выполнил, а надо было выполнить, и не был бы отвержен Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010