Андрея, Елиана, Эобоза в Анкире Галат. с Платоном. Иерон.     Кирилла, патр. антиохийского в Сирии, в 3 веке. М. Р.     Иосифа комита (графа) из иудеев, при Константине В. много подвизавшегося в пользу церкви, умершего ок. 356. М. Р. Деян. св. исследов.     Фомы муч. Копт. 1338. Маскаль — Гебры (жена). Абис. у Люд.     23. Минисея и Тизика в Лаодикии. Иерон.     Перенесение мощей ап. Фаддея из Сирии в Константинополь при Константине В. Копт. 1425.     Варсанофия муч. в Египте с 2 другими при Диоклитиане, у Каштеляна и Копт. 1425.     Р. Христово. Копт. 1338 (собственно 29 число по-коптски).     24. Никиты (с Христофором и Акилиною у нас 9 мая). М. Р.     Феозона, Виктора, Емериты (или Емерита) с двумя братьями, Стациана. Капитона, Силвана, Стеркатия, Афиногена и Каритона в Севастии в Армении. Иерон.     Тимофея патр. Копт. 1286 и 1338.     Мучч. Меркурия и Ефрема ахмименских при Констанции или Константеарианских. Копт. 1425.     25. Св. Аперсии. Арабско-Египет. календ. издан. Грациею Симонием.     Муч. Аполлона, сына Иуста при Диоклитиане. Копт. 1425 1425 и 1338 (Апалия у Порфир.).     26. Иовиана, Иулиана, Емилия, Феликса, Маркиана, Максимы, Сатурнины, Глориозы и Емилия другого, мучч. в Лаодикии. Иерон.     Пастора аввы в пустыне Скитской. У Петра де Наталибус и в Деян. св. из Vitae patrum.     Муч. Дамиана. Копт. 1338.     Иакова иерея и друг. Копт. у Порф. 27. Иулии, Иокунды, Ианнуария(и). Иерон.     Софии царицы у коптов.     Преп. Сисиния чудотворца. Никод. в жизни св. Анфусы.     28. Мучч. фиваидских при Декии и Валериане (в числе их философ у нас 31 мая). М. Р. Деян. св. из Иеронима — из жизни Павла фивейского.     Феофила, Авксентия, Пруденция, Филиппа, Александра, Зотика, Биссии, Секунды и Макария, мучч. в Лаодинии во Фригии. Иерон.     Муч. Давида и братьев его в Сангоре. Копт. 1425.     Меркурия аскета и Матфея пустынника. Абис. у Люд. (сн. 24).     29. Муч. Артемидора. Копт. 1338.     Теклы — Михаила певца и Теклы — Иисуса. Абис. у Люд.     30. Виссы аввы, ученика Сценудия. Копт. 1286 и 1338.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

монахов, возвращались на родину и переносили полученный опыт в др. области Римской империи, как на Востоке (свт. Василий Великий), так и на Западе (прп. Иоанн Кассиан, свт. Евсевий Верчелльский, Руфин Аквилейский, прп. Мелания Старшая и др.). Развитие лит-ры монашеских паломничеств явилось попыткой сохранить память о представителях егип. М. периода его расцвета. Анонимная «История монахов» , описывающая путешествие 7 неизвестных паломников в 394-395 гг., впервые на греч. языке рассказывает о подвижниках, не связанных с традицией прп. Антония, Скита и прп. Пахомия. Центральной фигурой памятника выступает прп. Иоанн Ликопольский, странствующий отшельник В. Египта, пользующийся репутацией пророка и духовного наставника не только у простого народа и клира, но и у власть имущих, включая императора. Прп. Аполлоний Фиваидский представлен как образец монаха-миссионера, совершающего чудеса и обращающего ко Христу местное языческое население (Hist. mon. Aeg. VIII). Ранняя традиция Скита зафиксирована в алфавитном собрании изречений и эпизодов из жизни знаменитых егип. подвижников (Apophthegmata Patrum), к-рое, по-видимому, возникло во 2-й пол. V в. в Палестине, в среде учеников прп. Пимена Великого, покинувших Египет, скрываясь от набегов местных варваров-кочевников. Коптский св. Шенуте. Икона (створа триптиха). XIX в. (Красный мон-рь, Египет) Коптский св. Шенуте. Икона (створа триптиха). XIX в. (Красный мон-рь, Египет) В кон. IV в. в Египте сформировалась стройная система монашеской аскетической терминологии и христ. аскетики в целом, к-рая испытала благодаря лит. деятельности Евагрия Понтийского († ок. 399) сильное влияние оригенизма, воспринятого сквозь призму аскетического учения отцов-каппадокийцев (свт. Василия Великого и свт. Григория Богослова). После смерти Евагрия оригенистские тенденции в егип. М. встретили активное сопротивление в лице т. н. монахов-антропоморфитов, происходивших преимущественно из коптов и склонных к традиц. буквалистическому толкованию Писания, восходящему к древней малоазийской традиции (св.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

414 Сам по себе этот факт ни о чем не говорит. Сходные случаи встречаются в других агиографических источниках и могут быть т. наз. «топосом». Но, если учитывать другие сведения (уровень образования Феоны, например), то данное сообщение нельзя целиком отнести к агиографическому клише. 416 Точнее с разночтениями – Σακκας (σακκοφρος, σακκοφορν) [Festugière, 1964. P. 106]. Фестюжьер предполагает, что речь может идти о монахе Аполлонии Фиваидском, однако не объясняет о каком. Если об авве Аполлоне из Бауит – то нет сведений, что он был казнен. 417 Οτος ρχιλστς πρτον κα νεκροτφος (cap. 10,3)/lalronum maximus et sepulcrorum violator (cap. 9, 2:1). Ранее предполагалось, что под термином νεκροτφος следует понимать «осквернителя могил» или «могильного вора», что нашло свое отражение и в русском переводе: «он был главарем разбойников, грабил могилы» [История египетских монахов. С. 47]. Однако Ж. Гаску в своей статье указал на то, что тер­мин νεκροτφος в Египте означал специалиста по погребальным приготовлениям, возможно, могильщика или человека, сопровождающего труп, а латинский пере­водчик просто не понял смысл греческого термина, сделав его «осквернителем» [Gascou, 1992. Р. 110]. О функциях νεκροτφος в греко-римское время см. также Derda, 1991. Р. 26–31. Интересно, что последнее упоминание о νεκροτφος в доку­ментальных источниках содержится в византийском папирусе VI в. и, как указывает Т. Дерда, там они являются ответственными за всю погребальную церемонию. 418 В греческой и латинской версиях есть разночтение: то, что многие (plurimque) из крестьян остались с Аполлонием написано у Руфина (plurimi vero ex ipsis cum ipso permanserunt et etiam nunc in monasteriis degunt – cap. 7,7:8). В греческой же версии сказано, что они и доныне живут «в монастырях», безотносительно к авве Аполлону (πολλο δ ατν μχρι νν ν τος μοναστηροις διγουσιν – сар. 8, 29). В каком смысле понимать в данном случае слово «монастырь» не совсем ясно. 419 Лат.: «Многие ... присоединили себя к его ученикам, начали следовать за ним (и многие, ставши его учениками, последовали за ним)» (junxerunt se ei discipulos et sequi cum coeperunt – сар. 9,4:5)/греч.: «Некоторые из них остались с ним, учась» (παρμεινν δ ατ τινες ξ ατν μαθητεοντες – cap. 10, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Помимо типа «малой общины», строившейся по модели «учитель-ученик» (или учитель-ученики), в «Истории монахов» есть сведения о другом виде такой общины – когда два родных брата подвизаются вместе. Первый пример такого рода есть в рассказе об авве Аполлонии (cap. 8 ): авва жил некоторое время в пустыне со своим братом, которого затем созерцал в видении. «Малую общину» двух братьев 308 застал преп. Макарий (cap. 21 ) в оазисе Ианния и Иамврия. 5) Колонии анахоретов. Во 2-ой главе греческой версии, посвященной фиваидскому подвижнику Ору, упоминаются некие отцы, жившие рядом с ним 309 . Причем эти отцы помнили то время, когда Ор только вышел из «внутренней пустыни» и вокруг него еще не возник монастырь. Мы уже упоминали о том, что термин «отцы» часто прилагался к первым поколениям монахов, обладавших большим духовным авторитетом. Тогда следует предположить, что после своего анахоресиса в «дальней пустыне» Ор живет по соседству с другими подвижниками, образуя некую небольшую «колонию». При этом, как указывалось, организационно такая колония могла быть довольно рыхлой – подвижники знали о друг друге, но поддерживали между собой минимальные контакты. Сходная ситуация изображена в главе об авве Аполлоне (cap. 8 ). По выходу из пустыни авва Аполлон живет на краю «населенных земель» в соседстве с некими старцами (πρεσβτεροι/seniores), на которых автор «Истории монахов» ссылается как на свой источник 310 . Интересно отметить, что в греческой версии сказано, что эти старцы, в свою очередь, управляли «многими братиями», что может указывать на дальнейшую эволюцию этого поселения и превращение его в несколько «малых монастырей». Рассказ про авву Эллия (cap. 12 ) позволяет предположить, что до своего анахоресиса он подвизался в такой же колонии, поскольку, как там сказано, жил «по соседству с (некими) братьями» 311 . Интересные сведения содержатся в главе о Питирионе (cap. 15 ). Он жил в пещере на отвесной скале и являлся «отцом монахов», обитающих по соседству с ним. Но при этом греческая версия указывает, что авва Питирион был одним из учеников Антония и третьим, кто принял это место 312 . Речь, скорее всего, идет о Писпире [Festugière, 1964. Р. 98]. Если сравнить эти данные со сведениями «Жития св. Антония», то можно предположить, что колония анахоретов на Писпире приобрела более организованные формы. В «Истории монахов» она, по сути дела, является неким «братством» под руководством настоятеля 313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

в Уставе, в 28 гл. о храмах. (См. Подол. .В., 1897, 5). 257 Память некоторым из них празднуется в другое время, а иные воспоминаются только в настоящий день. 258 В службе этого дня поименно называются следующие свв. мужи и жены: Аввакир (пр. Египетский, VI в.), Аврамий (затворник, 29 окт.), Авксентий (14 февр.), Агапит (или ученики пр. Саввы Освященного, или наставники пр. Евфросинии Александрийской), Агафон (2 марта), Акакий (7 июля), Алоний (пр. Египетский, V в.), Антоний (17 янв.), его ученики: Иосиф, Нисферон, Питирун (настоятель одной из Фиваидских обителей), Пиор и Сармат (убитый в 357 г. Сарацинами), и его современники Евлогий (пр. Фиваидский, странноприимный), Аммун (4 окт.), Аммонафа (Египетский пустынножитель, в Пелузии), Анур (5 июня), Анина (18 марта), Антиох (преподобный, из обители св. Саввы Освященного, писатель Пандекты, скончавшийся ок. 335 г.), Арис (пр. Египетский), Арсений (8 мая) и его ученики: Аммон и Даниил(знаменитый словом и делом), Аполлос (или Аполлоний , 31 мар.), Ахилла (пр. Скитский, V в.), Афанасий (2 мая и 5 июля), Амвросий (7 дек.), Александр (патр. 30 авг. и 12 дек.), Антипатр (еп. Аравийского г. Бостр, в V в., писавшей против последователей Оригена ), Амфилохий (23 нояб.), Аттик (патр. Цареградский 406–425 г.), Анатолий (3 июл.), Вавила (преподобный из Тарса Киликийского, современник Иоанна Мосха ), Вассиан (10 окт.), Венедикт (10 мар.), Вениамин (пр. Нитрийский, скончавшийся в 392 г.), Виссарион (6 июня), Василий (1 янв.), Виталий (22 апр.), Витимий (пр. Египетский, современник пр. Макария Египетского ), Гай (преподобный, мудрый угодник Христов), Геласий (пр. Палестинский, современник ΙV Всел. соб.), Герман (12 мая), Герасим (4 мар.), Григорий (10 и 25 янв. и 17 нояб.), Геннадий (31 авг.), Давид (26 июня), Далмат (3 авг.), Даниил (11 дек.), Дий (19 июля), Дометий (8 мар.), Далматой (или Матой, Келликийский, пресвитер V в.), Дионисий (5 окт.), Диадох (епископ Фотики в Эпире, учитель Церкви V в.), Евлавий (или Евлалий, еп. Кесарии Каппадокийкой, IV в.), Евсевий (22 июня), Евстафий (21 фев.), Евфимий (20 янв.) и его наставник Пасарион (епископ, основатель одной из Иерусалимских обителей в 1-й половине V в.), Елладий (отшельник Келлийский в Египте), Ерид (или Серид, основатель Палестинской обители близ Газы в VΙ в.), Ефрем (Сирин, 28 янв.), Епифаний (12 мая), Еннат (всепетый), Захария (5 дек.), Зоил (пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ипатий скончался около 446 года. Память преподобного Аполлония внутренней пустыней разумеется пустыня Фиваидская, расположенная в Африке, в Нижнем Египте, на восточном берегу реки Нил. вареные зерна пшеницы, риса и других [злаков]. Память святых мучеников Авды и Вениамина Младший царствовал в восточной половине Римской империи с 408 по 450 г. почитали верховным богом Мифру, или солнце. Они поклонялись также огню и строили своим божествам храмы, в которых и поклонялись огню и солнцу. здесь царь был Uздerepд I, царствовавший с 401 до 420 года. Начатое им гонение особенно сильным было при его преемнике Bapahe V (420–438 гг.). месяцеслову Василия священномученик Вениамин мученически скончался не через три месяца, а спустя три года после святого Авды. мученник Авда скончался в 418 или в 421 году, а святой Вениамин — спустя три года, следовательно в 421 или в 424 году, оба в городе Сузе, древнейшем персидском городе, бывшем столицею Сузианы и резиденцией сперва еламских, а потом персидских царей. Преставление святого отца нашего Ионы, митрополита Киевского и всея России Иона родился в древней галичской области, близ города Солигалича нынешней Костромской губернии. монастырь, на левом берегу реки Москвы, основан в 1370 г. во дни вел. кн. Дмитрия Донского учеником и племянником преп. Сергия Радонежского Феодором, по благословении митрополита Алексия. Название свое монастырь получил от места, которое, по имени владельца своего, прозывалось Симоново. митрополитом с 1408 по 1431 г. пределах обширной епархии святого Ионы, обнимавшей некоторые части нынешних епархий Тамбовской и Воронежской, находились целые селения донских племен: мордвы, мещеры, муромы, державшихся идолопоклонства; из этих неверных святой Иона и привел многих к истинному Богу. 1425 по 1462 г. Иона был избран, вероятно, не позднее конца 1432 г.; известна одна грамота Ионы, «нареченного в святейшую митрополью русскую» от 11 марта 1433 г. Палеолог царствовал с 1425 по 1448 г. В самом начале царствования признал себя вассалом султана Mypaдa II и отдал туркам несколько городов по берегу Черного моря, чем, однако, не предотвратил попытки (в 1433 г.) со стороны турок овладеть Константинополем, окончившейся, впрочем, неудачей. Надеясь найти защиту от турок на Западе, Uoahh VIII делает решительный шаг к сближению с ним; в этих целях он соглашается приехать в Италию, где папа Ebrehuй IV решил созвать собор по вопросу о соединении церквей. Сначала в Ферраре, потом в Флоренции вырабатывались условия унии (1439 г.), которая была принята присутствовавшими на соборе, за исключением некоторых епископов, греками, причем последние признали справедливым учение католической церкви об исхождении Святого Духа и от Сына (filioque), о главенстве папы, о совершении Евхаристии на пресном хлебе. Но неудовольствие жителей Константинополя свело ни к чему заключенную в Италии унию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Евсевий, еп. Самосатский, муч. 22 июня. 380.            Поплий, преп. Сирийский. 25 янв. Мучч. Персидские:             Иаков пресв., Азадан и Авдикий диаконы. 10 апр.             Аксисим еп., Иосиф пресв. и Анфал диакон. 29 сент. 340–380.            Симеон, Исаак и Вахтисий. 18 мая. Дада, Гаведдай и Каздоя. 3 ноября. 381.            Константинопольский собор, Вселенский 2. 22 мая.       Мелетий, архиеп. Антиох. 12 февр. 383.             Исаакий, преп. Далматский. 30 мая. 387.            Донат, еп. Еврии Эпирской. 30 апр. Кирилл, архиеп. Иерусалимский. 18 марта. 388.            Маркиан, преп. Кирский. 18 янв. 390.             Макарий Египетский, преп. Скитский. 19 янв. Симеон Ветхий, преп. Сирийский. 26 янв. Ор, преп. Фиваидский. 7 авг. 389–391.       Григорий Богослов. 25 янв. п. 391.       Петр, еп. Севастийский, брат Василия Вел. 9 янв. Ок. 392.       Вениамин, преп. Нитрийский. Субб. с. 393.             Иоанн прозорливый, преп. Ликопольский. 27 марта. Ок. 394.       Григорий, еп. Нисский. 10 янв. 395.             Аполлоний, или Аполлос, преп. Фиваидский. 31 марта. 397.             Амвросий, еп. Медиоланский. 7 дек. Мартин, еп. Мартинопольский (Турский). 12 окт. Нектарий, патриарх Цареградский. Субб. с. 398.             Египетские пустынники, уморенные огнем и дымом от Феофила, патриарха Александрийского. 10 июля. 400.             Марк, преп. Египет. 5 марта. Саламан молчальник, подвижник Сирийский. 23 янв. 5 век Кронид, Леонтий и Серапион, мучч. Александр. 13 сент. Исавр диакон, Иннокентий и другие, мучч. Аполлониадские. 6 июля. Рипсимия и Гаиания, с сестрами (до 37), мучч. от Тиридата. 30 сент. Фармуфий, преп. Арм. 11 апр. Иоанн преп., иже в студенце. 29 марта. Наталия, св. Визант., супруга Адриана муч. 26 авг. Силван, и ученик его Зинон, препп. в Герарах. Субб. с. Вафусий, Верк и другие, 26 мучч. Готф. 26 марта. Препп. Египетские: Фиваидские: Афинодор, Паламон, Орсисий, Силуан, Тифой. Субб. с. Псой. 9 авг. Ученики Антония Великого : Илия пустынник. 8 янв. Карион и Захария. 5 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Патрикий, еписк. Прусский, и три пресвитера: Акакий, Менандр и Полиен, мучч. от Иулия, проконсула Вифинского. 19 мая. Патрикий преп., из убиенных Сарацинами в обители св. Саввы в 796 году. 20 марта. Патров, ап. из 70, Ерм, Лин и др. 5 ноября. Патрокл, муч. Трикассинский в Галлии, при Аврелиане. 17 авг. Пафнутий, муч. Египетский и другие с ним, при Диоклетиане. 25 сент. Пафнутий преп., еп. и исповедник Егип. 4 века. В субб. с. Пафнутий, преп. Боровский, ум. 1477. 1 мая. Пахомий Великий, преп. Фиваидский, ум. 349. 15 мая. Пелагия святая, девица Антиохийская, сконч. при Нумериане. 8 окт. Пелагия девица, мученица Тарсийская ок. 290 г., при Диоклетиане. 4 мая. Пелагия, преподобная Палестинская, сконч. ок. 465 года. 8 окт. Пелий, еписк. Египетский, из 156 мучч. Тирских при Диоклетиане от Ветурина. 17 сент. Пеон, муч. Римский 163 г., С Иустином и др. 1 июня. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторнин и Герман, мучч. Диррахийские, при Траяне (98–117). 7 июля. Перегрин, муч. Аполлониадский, с Исавром диаконом и др. 6 июля. Перпетуя, Сатир, Ревокат и друг. мучч. Африканские, постр. при Севере ок. 203 года. 1 февр. Петроний преп., ученик Антония Вел. В субб. с. Петр и Павел апп. 29 июня. Поклонение веригам ап. Петра. 16 янв. Петр, Дионисий, Андрей, Павел и Христина, мучч. Лампсакские при Декии. 18 мая. Петр, темничный ключарь, муч. Финикийский, с Ананией пресв. при Диоклетиане. 26 янв. Петр, муч. Никомидийский, ок. 302 г., с двумя тмами мучч. 28 дек. Петр Авесаламит, муч. Авлонский в Палестине, около 309. 12 янв. Петр, архиеп. Александрийский, муч. при Максимине в 311 году. 25 ноября. Петр, архиеп. Севастии Арм., брат Василия Вел., сконч. позже 391 года. 9 янв. Петр, преп. от Галатии, отшельник Антиохийский, ум. ок. 429 года. 1 февр. Петр Апийский, муч. Иерапольский. 13 янв. Петр молчальник, преп. Сирийский. 25 ноября. Петр св., бывший прежде мытарем, при Иустиниане (в 6 в). 22 сент. Петр. муч. Цареградский при Льве Ис., с Иулианом и др. 9 авг. Петр, преп. Афонский. 12 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Косма и Дамиан, безмездные врачи. 1 июля. Хрисан, Дария, Клавдий трибун и др. 19 марта. Марин муч. 16 дек. Ок. 286.       Тимофей чтец с Маврой сожительницей, мучч. Фиваидские, при Диоклетиине. 3 мая. 287.             Савин, и с ним 6 христиан, мучч. Египетские. 16 марта. Севастиан, защититель церковный. Никострат протоскриниарий, Зоя, Касторий, Транквиллин пресв., Маркеллин и Марк, диаконы, Клавдий комментарисий, Симфориан, Викторин, Тивуртий и Кастул, мучч. Римские. 18 дек. 288.             Филимон, Аполлоний , Арриан и Феотих, с тремя протекторами, мучч. Егип. 14 дек. Ок. 290.       Анилина, муч. Вивлийская. 13 июня. Иулиания девица и др., мучч. Никомидийские. 21 дек.       Пелагия дева, муч. в Тарсе. 4 мая. 295.            Урпасиан, муч. Никомидийский. 9 марта. 296.                  Максим комит, Клавдий, брат его с женою Препедигной, и двумя сынами, мучч. Остийские. 11 авг. Созонт, муч. Помпеопольский. 7 сент. Сосанна девица, Гаий, папа Р., и Гавиний пресв., отец ее, мучч. Римские. 11 авг. 300.             Трофим и Евкарпий, мучч. Никомидийские. 18 марта. Трофим и Фал пресв., муч. Лаодикийские. 16 марта. 4 век Федим, еп. Амасийскии, учитель церкви. Субб. с. Евмений, еп. Гортинский. 18 сент. Вавила, муч. Сицилийский, с двумя учениками. 24 янв. Ок. 301.       Феофан, постник и исповедник. 9 сент. –      302.              Мучч. Никомидийские. Две тмы христиан, сожженных с церковью, и вне церкви пострадавшие: Гликерий пресв., Зинон воевода, Феофил диакон и другие. 28 дек. Панхарий, муч. 19 марта. 3618 мучч., из мучивших св. Петра. 2 сент. 303.             Феодора дева и Дидим, мученики Александрийские, ок. 303. 27 мая. Домника, муч. Аназарвская. 12 окт. Роман, диакон Кесар., и Варул (отрок), мучч. Антиохийские. 18 ноября. Сергий, муч. в Варвалиссе. 7 окт. 303             Евлалия девица, муч. Варкинонская. 22 авг. ок. 303.       Акакий сотник, муч. Византийский. 7 мая. Максим, Дада и Квинтилиан, мучч. Доростольские. 28 апр. Артемон, пресв. Лаодикийский, муч. Кесарийский. 13 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ИСТОРИЯ МОНАХОВ» [«История египетских монахов», «Жизнь пустынных отцов»; греч. Η κατ Αγυπτον τν μονχων στορα; лат. De vita monachorum, Historia monachorum in Aegypto], один из самых ранних памятников христ. аскетической литературы (кон. IV - нач. V в.). Содержание «И. м.» посвящена описанию путешествия, к-рое автор, инок мон-ря на Елеонской горе , совершил вместе с 6 другими монахами, по местам аскетических подвигов египетских отшельников. Произведение состоит из пролога, 26 глав (в лат. версии - 33) и эпилога. В прологе кратко сообщается о мотивах написания сочинения и дается общая характеристика образа жизни егип. монахов. Далее автор описывает жизнь и подвиги святых, которых он встретил (самые подробные повествования относятся к началу путешествия - главы о преподобных Иоанне Ликопольском и Аполло (см. Аполлоний Фиваидский )), приводит рассказы о подвижниках более раннего времени (Патермуфии, Пафнутии, мч. Аполлонии Антинойском и др.), а также об известных егип. святых - преподобных Макарии Великом, Макарии Александрийском, Павле Препростом. В общей сложности в памятнике упоминаются по имени ок. 40 подвижников. Эпилог содержит перечисление опасностей, от к-рых автор и его спутники были чудесным образом избавлены во время странствий. Описываемое в «И. м.» путешествие датируется 90-ми гг. IV в. Вероятно, монахи отправились в путь в кон. лета - нач. осени 394 г., поскольку при посещении прп. Иоанна Ликопольского (Hist. mon. Aeg. 1) паломники узнали от него, что в тот день в Александрию пришло известие о победе имп. Феодосия I Великого над тираном Евгением (сент. 394). При этом старец предсказал, что император умрет своей смертью, и автор сообщает, что пророчество сбылось (имп. Феодосий ум. в янв. 395). Косвенными хронологическими указаниями являются также упоминания о смерти прп. Макария Великого († 390/1) незадолго до прихода паломников и о встрече ими в Нитрии «Евагрия, мужа ученого», скорее всего Евагрия Понтийского († ок. 399).

http://pravenc.ru/text/1237677.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010