Патапий , преп. египетский. 6 дек.     Патермуфий, 17 сент.     Патермуфий, муч. египетский, 7 июля.     Патермуфий, преп. египетский, 9 июля.     Патрикий (патриций, в Риме сенатор и потомок сенатора, лат.), еп. прусский, 19 мая.     Патрикий преп., из убиенных срацынами в обители св. Саввы, 20 марта.     Патров (Патровас, отцу последующий, греч.), ап. из 70, 5 ноября.     Патрокл (слава отца, греч.), мучч. трикассииский в Галлии, 17 авг.     Пафнутий, муч. египетский. 25 сент.     Пафнутий пр. 25 сент. и 15 февр.     Пафнутий, пр. боровский, 1 мая.     Пахомий Великий, преп. фиваидский, 15 мая.     Пелагия. (морская, греч.), святая, девица антиохийская, 8 окт.     Пелагия девиця, муч. тарсийская, 4 мая и 7 окт.     Пелагия, преп. палестинская, 8 окт.     Пелий (Пилевс, сын Эака. греч. по одним бегун, боец, от παλλω, по другим глиняный от πηλς), еписк. египетский, 17 сент.     Пеон (врач, греч.), муч. римский, 1 июня.     Перегрин (странник, лат.), 7 июля.     Перегрин, муч. аполлониадский, 6 июля.     Перпетуя (всегдашняя, лат.), муч. африканская, 1 февр.     Петр (камень, греч.), апостол, 29 июня и 16 янв.     Петр, муч. лампсакский, 18 мая.     Петр, темничный ключарь, 26 янв.     Петр, муч. никомидийский, с двумя тмами муч., 28 дек. и 3 сент.     Петр Авесаламит, 12 янв.     Петр, архиеп. александрийский, 25 ноября.     Петр, архиеп. Севастия арм., брат Василия Вел., 9 янв.     Петр, преп. от Галатии, 1 февр.     Петр анийский, муч. иерапольский, 13 янв.     Петр молчальник, 25 ноября.     Петр св., бывший прежде мытарем, 22 сент.     Петр, муч. цареградский, 9 авг.     Петр, прен. афонский, 12 июля.     Петр, пресв. капетолийский, 4 окт.     Петр, еп., муч. болгарский, 22 янв.     Петр, еп. никийский, 10 сент.     Петр, преп. из обители св. Фоки, 9 окт. Петр, муч. африканский, 23 сент.     Петр патрикий, прен. цареградский, 1 июля.     Петр преп., еписк. Аргивов 3 мая.     Петр, св. афирский, 5 сент.     Петр, преп. атройский, 13 сент.     Петр, царевич ордынский, ростовский, 29 июня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3912...

Подобная двойственность характерна и для фресок (VI-VII вв., все - в Коптском музее, Каир) из мон-ря св. Иеремии в Саккаре: Христос Пантократор между 2 поклоняющимися ангелами (целла 1795); в верхней части конхи - Христос в медальоне (погрудно), в нижней - Богоматерь с Младенцем типа «Никопея» и 2 архангелами по сторонам (целла 1723); Богородица «Млекопитательница» с 2 предстоящими архангелами и аллегорическими изображениями добродетелей в архивольте арки (целла 1725); тронный образ Христа в мандорле с ангелами по сторонам (целла 709); оглавный образ Христа в медальоне, который несут 2 ангела; святые в рост в позе орантов или держащие 2 руками у груди кодекс: св. Онуфрий, 1-й в христ. искусстве образ отшельника, нагота к-рого скрыта волосами и длинной бородой, св. Макарий Великий с кодексом, св. Аполлоний Фиваидский в позе оранта, за плечами - изображения крестов, у ног - небольших размеров фигурка коленопреклоненного человека, неизвестный святой с кодексом (целла А). Росписи Саккары стилистически неоднородны: нек-рые (целла А) выполнены в традиции копт. искусства, проявившейся в линеарности и условности, простой раскраске, другие по мягкости письма, точному рисунку, тонкой одушевленности образа напоминают искусство эллинистической Александрии. В одном из центров пустынножительства IV - кон. VI в. в Зап. Дельте - Келлиях в росписи представлены погрудные образы Христа, св. воины на конях, изображения агнцев, львов, единорога, растений, фруктов, птиц, крестов, украшенных каменьями, с подвесками в виде гранатов, колокольцев, креста с ликом Христа в медальоне. Аналогии с последним из изображений есть в ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (VI в.) и на ампулах из Св. земли (кафедральные соборы Монца и Боббио, V-VI вв.). Прор. Даниил во рву львином. Рельеф капители. VI - VII вв. (Коптский музей, Каир) Прор. Даниил во рву львином. Рельеф капители. VI - VII вв. (Коптский музей, Каир) Периодом до VII в. обычно датируются орнаментальные росписи и фигуративные, крайне упрощенные рисунки в церквах, основанных в егип. гробницах и храмах: Исиды на о-ве Филе близ Асуана, в Абидосе, копт. мон-ря на руинах храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, Амона-Ра в Луксоре, Дандары, Карнака, Мединет-Абу и др.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Аполлоний, муч. Италийский, с еписк. Валентином, своим учителем. 30 июля. Аполлоний, или Аполлос, пустынник Фиваидский, ум. ок. 395. 31 март. Аполлон, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Аполлос, или Аполл, ап. из 70, и Лукий. 10 сент. с Сосфеном и др. 8 дек. Аполлос, муч. Никомидийский ок. 303 г., с Исакием и Кодратом. 21 апр. Апропиан комментарисий, муч. Римский ок. 305 г , с Маркеллом папой и др. 7 июня. Апфия равноапостольная, мученица Колосская при Нероне, с апп. Архиппом и Филимоном. 19 февр. и 22 ноября. Ардалион, муч. из лицедеев при Максимиане. 14 апр. Арефа и др. с ним Негранские мучч. от Дунаана, ок. 522 года. 24 окт. Арефа, преп. Печерский 13 века. 24 окт. Аристарх, ап. из 70, с Пудом и Трофимом. 15 апр. и 27 сент. Аристион, еп. Смирнский, ученик Господа. 4 янв. Аристион, священномуч. Александрийский (в Килик.). 3 сент. Аристовул, ап. из 70, еписк. Британский. 10 марта и 31 окт. Аристоклий пресв., Димитриан диакон, и Афанасий чтец, мучч. Кипрские при Максимиане. 20 июня. Арис Египтянин, муч. Палестинский от Фирмилиана, с Илией и Провом. 19 дек. Арис, преп. Египетский. В субб. с. Ариадна, мученица Фригийская при Адриане. 18 сент. Арий, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Аркадий, преп. Кипрский, сконч. во второй половине 4 века, 6 марта. Аркадий, преп. Палест. 5 века, сын препп. Ксенофонта и Марии. 26 янв. Аронос, муч. Кампанийский, с Лукией дев. и др. 6 июля. Арпила монах, из 26 мучч. Готфских, 4 века. 20 марта. Арриан, муч. Египетский при Диоклетиане, с Филимоном и др. 14 дек. Арсений Великий, преп. Египетский, ум. ок. 450. 8 мая. Арсений, преп. Латрский. 13 дек. Арсений, еписк. Сербский, 13 века. 28 окт. Арсений, еписк. Тверской, ум. 1409. 2 марта. Арсений, преп. Коневский, ум. 1444. 12 июля. Арсений, преп. Комельский, ум. 1550. 24 авг. Артема, ап. из 70, с Тертием и др. 30 окт. Артема, муч. Кизический, с Феогнием и др. 29 апр. Артемий, еписк. Фессалонитский, рукополож. ап. Павлом. 24 марта. Артемий, муч. Антиохийский при Иулиане. 20 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Нечестивый Юлиан приказал сбросить это изваяние и вместо его поставили статую Юлиана. Христиане взяли сброшенное изваяние и поставили в церкви, а статую отступника пожрал огонь, нисшедший с небес. У подножия изваяния было растение, целебное против всякой болезни: оно-то возбудило зависть в отступнике и заставило истребить изображение Господа. В Никополе Палестинском, прежде называвшемся Эммаус, есть источник, подающий исцеление от всяких болезней людям и животным; говорят, что в этом источнике Господь и Бог наш, Иисус Христос , после путешествия, омыл свои ноги; но и этот источник нечестивый приказал засыпать. В Ермополе Фиваидском стоит персиковое дерево. Если кто возьмет лист, или плод, этого дерева, тотчас получит освобождение от всякой болезни человеческой. Говорят: когда Господь бежал от Ирода в Египет с Богородицею и Иосифом, и был на этом месте, то дерево, нагнувшись до земли, поклонилось ему, и с тех пор поныне остается в наклонном положении. Юлиан, живя в Антиохии, всегда удалялся в Дафну, приносил жертву Аполлону, но никогда не получал ответа от идола. Предполагая, что идол молчит от лежащих в Дафне мощей святого мученника Вавилы, он приказал все остатки умерших, не исключая мощей мученника, перенесть оттоле в другое место, но в следующую же ночь после того храм был совершенно сожжен громом, от которого идол так сгорел, что не оказалось и следов его; говорят, что он стоял... ... лет, храм же до того разрушен, что потомки, смотря на развалины, дивились необыкновенной силе Божьего чудотворения. Пораженный этим, Юлиан думал, что это произошло по злоумышлению христиан, и потому начал истязать оставшихся там жрецов, и подверг их всяким мукам, так что иные и умерли, но от них узнал одно только то, что это случилось не от христиан, или какого-либо человеческого злоумышления, но что огнь, нисшедший с небес, истребил как храм, так и самую статую, и что многие видели в ту же ночь на полях ниспадающий огонь. Царь разгневался и, как бы ратуя против Бога, запер великую церковь , а всю священную утварь взял в казну.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

  Другие анахоретские монастыри Египта Кроме этих трех важнейших монастырей, не имевших писанного устава, но способствовавших сформированию его, в древнем христианском Египте возник еще ряд монастырей такого же типа, имевших без сомнения тоже некоторое слияние на выработку позднейших иноческих правил. Так на горе Ферма к югу от Нитрии по пути в Скит жило до 500 подвижников [ 431 ], между которыми особенно знаменит был прп. Павел и которые, вероятно, составляли одну общину. Около Гермополя (в Фиваиде) был монастырь Аполлоса или Аполлония (по Руфину), имевший около 500 братий. Особенностью этого монастыря было ежедневное приобщение евхаристии в 9 часу дня; «после приобщения (иногда — по Руфину) садились слушать поучение Аполлоса, которое продолжалось до вечера, затем (по Руфину, по Палладию — до поучения, сразу после приобщения) принимали пищу, после чего одни удалялись в пустыню и там целую ночь читали Св. Писание наизусть, другие оставались на месте собрания и проводили всю ночь до рассвета в гимнах и хвалах (laudibus) Богу; иные же сойдя с горы в 9 часу (для приобщения) и приняв евхаристию, тотчас опять удалялись, довольствуясь одной духовной пищей до другого девятого часа; и так поступали (по Палладию — многие из них) в течение многих (plurimos) дней. И при таких подвигах у них была всегда такая радость, веселие и ликование (exultatio), какая невозможна на земле у обыкновенных людей; между ними никого на было скучного и печального; если же кто казался печальным, авва Аполлос тотчас спрашивал о причине скорби и открывал, что было у каждого в тайне сердца». Аполлос и всем внушал мысль о необходимости ежедневного приобщения для монаха [ 432 ].   Из других монастырей, должно быть, такого же типа были монастыри Фиваидского же города Оксиринха. По Руфину в этом городе (ныне представляющем засыпанные песком развалины) было около 10 тыс. иноков и ок. 20 тыс. дев; древние публичные здания и храмы обращены были здесь в монастыри и последних было более, чем частных домов; под влиянием монастырей жители города отличались особым благочестием (имели 12 церквей, кроме монастырских, и гостеприимством, особенно к пришлым инокам [ 433 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Ф. и сопровождавших его братьев в тюрьму, приставив многочисленную стражу. Однако в полночь явился ангел Господень, отверз двери темницы и А. Ф. и его спутники беспрепятственно покинули ее. В окрестностях мон-ря было расположено ок. 10 языческих поселений. Однажды преподобный оказался свидетелем языческого ритуала: жрецы в сопровождении толпы обносили идола по окрестным селениям, «неистовствуя наподобие вакханок». По молитвам А. Ф. участники идолослужения остановились и не смогли далее продолжить шествие. Узнав о причине случившегося, многие последовали за А. Ф., а идол был сожжен. После этого случая мн. язычники стали христианами, а нек-рые даже остались в мон-ре. Как сообщает автор «Истории монахов», скоро в окрестностях мон-ря почти не осталось язычников. Когда в 2 деревнях возник конфликт из-за границ, А. Ф. удалось обратить в Христову веру разбойника, к-рый, вероятно, был зачинщиком ссоры, и восстановить мир. В др. случае А. Ф. также сумел предотвратить кровопролитие между христ. и языческой деревнями, наказав предводителя язычников страшной смертью. Когда в Фиваиде случился голод, А. Ф. снабжал продуктами жителей окрестностей. Вероятно, организация монашеской жизни в мон-ре А. Ф. отличалась и от пахомианских киновий, и от мон-рей Шенуте . Согласно «Истории монахов», братия мон-ря до вкушения пищи причащалась Святых Таин, затем до самого вечера поучалась в Свящ. Писании, и после заката солнца, вкусив пищи, одни удалялись в пустыню, «предаваясь во мраке ночи Богомыслию и размышлению о слове Божием», др. оставались в обители. Часто иноки этого мон-ря вкушали пищу один раз в день. А. Ф. порицал тех, кто придерживался суровых форм аскезы: не стриг волос или носил вериги, полагая, что все это совершается ради тщеславия. Автор «Истории монахов» вместе со своими спутниками посетил А. Ф. незадолго до его кончины и прожил в мон-ре ок. недели. По всей видимости, А. Ф. скончался ок. 395 г. в весьма преклонном возрасте. Копто-араб. синаксарь под 5 эмшира называет А. Ф. «равноангельским».

http://pravenc.ru/text/75674.html

95 Авва – почетное название старца. Не является титулом или знаком священного сана, что подтверждается рассказом о том (см. ниже), как Еллий ездил на крокодиле за священником, чтобы братия могли причаститься. 99 Непонятно, о каком месте здесь идет речь, возможно, об Акорисе, который находится недалеко от совр. Эль-Миньи. 100 Этот пустынник явил два образа аскетического подвига: скитание по пустыне и стояние на одном месте (некий прообраз столпничества). И в том, и в другом случае подвиг заключается в ограничении своей воли (желания иметь свою келью, некий привычный уклад жизни, хотя и простые, но все-таки необходимые в быту вещи). 101 Обычно подвиг столпничества (и подобные ему подвиги, связанные с ограничением движения: пребывание в колесе, на дереве и т. д.) связывают с сирийским монашеством (Анатолий [Грисюк], иером. Исторический очерк сирийского монашества до половины VI в. Киев, 1911; Charalampidis К. Dendrites «Martyrs of peace»//Studi sull’ Oriente Cristiano. Roma. 1997. 1 (1/2). P. 136). 104 Старец указывает купцу на выгодную сделку – принять, «приобрести» монашеское имя и таким образом стяжать Царство Небесное. 105 Историк Сократ Схоластик называет Питириона в числе известных египетских монахов: «[Питирион] имел некоторые естественные познания и всегда разговаривал о том или другом, с кем случалось, но при всяком своем рассуждении молился Богу...» ( Сократ Схоластик . Указ. соч. IV, 23). Память преп. Питируна (Питириона) Фиваидского празднуется в Русской Православной Церкви в субботу сырной седмицы. 109 Монахи часто нанимались работать за плату, вырученные деньги частично шли на общие монастырские расходы, частично на помощь нищим. 110 Модий – римская мера измерения сыпучих продуктов, упоминаемая уже в Евангелии, 1 модий равен 8,754 литра; следовательно, 1 артаб (египетская мера измерения) – 29,18 литра. 112 Мемфис – первая столица единого Египта, находился недалеко от нынешней Гизы, рядом с Каиром, на западном берегу Нила. 114 Память сщмч. Аполлония Антинойского совершается 14/27 декабря вместе с памятью мчч. Филемона, Ариана и Феотиха. Рассказ об их мученичестве, совпадающий с рассказом «ИЕМ» лишь в общих чертах, см.: Malaty T. Y. Introduction to the Coptic Orthodox Church. Alexandria, 1993. P. 30–31. Коптская церковная традиция, а за ней русская, называет сщмч. Аполлония диаконом и считает, что он пострадал в Антиное (совр. деревня Шех-Ааббада недалеко от Маллави). В западной традиции (Festugiére A. Op. cit. Trad. P. 106) мч. Аполлоний назван Александрийским пресвитером, его память празднуется 10 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в каждом. Общее число монахов пахомианских киновий приближалось к 3 тыс. чел. ( Palladius. Hist. Laus. Cap. VII) либо к 7 тыс. чел. (Ibid. Cap. XXXII), несовпадение цифр в разных источниках, возможно, отражает динамику численности мон-рей. Др. данные о братстве прп. Пахомия (напр., у блж. Иеронима) носят округленный и завышенный характер. После кончины прп. Пахомия в пахомианской конгрегации начинались волнения и часть мон-рей пыталась выйти из состава братства. Возможно, эти нестроения сильно подорвали могущество пахомианского монашества, о последующем состоянии мон-рей св. Пахомия практически ничего неизвестно. Общежительная форма организации получила свое дальнейшее развитие в братстве Шенуте , к-рый ок. 383 г. стал настоятелем Белого мон-ря. В его конгрегацию входили как минимум 3 мон-ря (1 из них жен.). Ее устав, разработанный при предшественнике Шенуте, Пжоле, был более суровым, чем Устав прп. Пахомия. Исследования творений Шенуте позволяют предполагать, что организация его мон-рей имела строгую иерархию («старцы» и «старицы», «отцы», «начальники домов», простые монахи и монахини), где осуществлялось довольно жесткое регулирование жизни иноков (см., напр.: Layton B. Social Structure. P. 25-30). К провинившимся могли применяться телесные наказания, регламентировались состав и количество вкушаемой пищи, запрещалось употребление вина и т. д. (см.: Ibid. P. 30-54). Киновия как тип организации оказалась весьма жизнеспособна: благодаря Правилам свт. Василия Великого и прп. Венедикта Нурсийского (использовавших Устав прп. Пахомия) она широко распространилась как на востоке, так и на западе христ. мира. Помимо перечисленных типов организации монашества в Египте можно обнаружить уникальные случаи: напр., мон-рь прп. Аполлония Фиваидского (см. Бауит ) ( Rufinus. Hist. mon. VIII (lat. VII)) на ранних этапах своего развития сочетал элементы колонии отшельников и киновии, мон-рь аввы Исидора (Ibid. Cap. XVII) был скорее всего сходен с киновией, но имел более строгие правила (запрет монахам покидать мон-рь и пр.).

http://pravenc.ru/text/372678.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕГИПЕТСКИЕ ИСПОВЕДНИКИ (пам. зап. 21 мая), епископы и пресвитеры из Египта и Ливии, претерпевшие гонения от ариан (см. ст. Арианство ) в правление имп. Констанция II после 356 г. Их имена и краткие сведения о них сохранились в сочинениях свт. Афанасия I Великого ( 373). В «Защитительном слове перед царем Констанцием» свт. Афанасий пишет, что, по дошедшим до него сведениям, в общей сложности было изгнано ок. 90 епископов, из них 16 были в заключении ( Athanas. Alex. Apol. ad Const. 27). Император приказал удалить епископов с кафедр, а отправка их в ссылку была инициативой ариан. Так, ливийских епископов изгнали в Большой оазис (ныне оазис Харга, В. Египет), фиваидских - в Аммониак в Ливии (ныне оазис Сива, Египет) (Ibid. 32). В «Истории ариан» свт. Афанасий сообщает обо всех гонениях ариан на защитников Никейского Символа веры . В частности, после 3-го изгнания свт. Афанасия с кафедры по приказу дукса Севастиана, назначенного в 356 г., несколько епископов были высланы в отдаленные области: Аммоний и, согласно одной из рукописей, Ерма, Анагамф и Марк - в оазис в В. Египте, а Муис, Псеносирис, Ниламмон, Плина (Плиний; Πλνης), др. Марк и Афинодор - в Аммониак. Ариане надеялись, что епископы умрут при переходе через пустыню, поскольку все они были преклонного возраста (рукоположены еще святителем Александром Александрийским ( 326 или 328)). В ближней ссылке оказались еп. Драконтий - в пустыне в районе г. Клисма (ныне Суэц), еп. Филон - в г. Вавилон (ныне Каир) в Августамнике, епископ Адельфий - в дер. Псинавла в Фиваиде, а пресвитеры Иеракс и Диоскор - в г. Сиена (Σονη, вероятно, вместо Συνη; ныне Асуан) на границе с Эфиопией. Без указания места в числе изгнанных названы епископы Аммоний, Агаф, Гаий, Агафодемон, Аполлоний, Евлогий, Аполлос, Пафнутий, Флавий, Диоскор, Аммоний, Ираклид и Псаис (Ψις). У большинства забрали имущество, некоторые из них были отправлены на работы в каменоломни ( Idem. Hist. arian. 72).

http://pravenc.ru/text/189511.html

Сложившимся копт. стиль предстает в стенописи VI-VII вв. из храма в Гирге близ Даманхура: фигура архангела в алтарной нише (не сохр. верхняя часть головы), фигура архангела из «Благовещения», лик Христа из композиции «Христос во славе», «Орант среди лотосов» (все - в Греко-римском музее, Александрия). Тщательный рисунок складок, удлиненные, в целом верные пропорции фигур, сложный внутренний рисунок глаз архангела, мягкие растушевки в лике Христа, типологически близком к сир. типу, свидетельствуют о том, что процесс сложения стиля заключался в длительной переработке общей восточнохрист. художественной основы. К образцам сложившегося копт. стиля относят фрески VI или VII в. из церкви мон-ря св. Хатре (Дейр-Анба-Хадра) близ Асуана, где от этого времени фрагментарно сохранились изображения учеников Христа и на потолке - образы святых (?) в октагональных рамах. Шедевры копт. живописи ранневизант. периода - ансамбли росписей (VI-VII вв., Коптский музей, Каир) из мон-ря Бауит (мухафаза Эль-Минья), основанного св. Аполлонием Фиваидским. Сохранились росписи ниш часовен мон-ря с образами ветхозаветных пророков (часовни III, XVII и др.), преподобных (часовня XXVIII), Богоматери (часовня XXVIII), символическим изображением Церкви (часовни I, XVII). Апсиды часовен, как правило, украшала 2-частная композиция «Теофания» (часовня XVII, фрески апсид в залах 6 и 20 в Коптском музее, Каир). В верхней части композиции представлен тронный образ Христа во славе с символами евангелистов, с предстоящими по сторонам архангелами Михаилом и Гавриилом; ниже - Богородица Оранта (или на троне с Младенцем) и апостолы по сторонам; по архивольту (зал 6) - аллегории добродетелей. Выразительны цветовые решения росписи, в пределах одной композиции это синий и белый фоны (роспись апсиды, зал 6), выбеленные лики и густые темные тени, охристые одежды Христа и темно-фиолетовые с густо-красными линиями складок одежды Богородицы. Простота композиций - при использовании уплотненной ритмики и выверенных пространственных пауз - воспринимается как художественный прием, рисунок акцентирует жесты. Тип лиц нек-рых апостолов (короткая сглаженная прическа, борода под подбородком, «наивная» открытость) стал в дальнейшем характерным для копт. стиля. Монументальность, сдержанная энергия, духовная сосредоточенность этих образов делают их сопоставимыми с памятниками ранневизант. искусства юстиниановской эпохи. Нек-рые росписи, напр. изображения святых Аполлония, Фиба и Анувия с 2 святыми на конях по сторонам, носят линеарный характер, что можно связать либо с поздним (сравнительно с фресками апсид) временем их исполнения, либо с приверженностью строгой, «неживописной» манере, ставшей приоритетной в копт. искусстве последующих периодов.

http://pravenc.ru/text/187963.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010