Шестилетнее пребывание святителя Феофана в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме было временем его духовного возрастания через постижение и применение на практике опыта святых подвижников Древнего Востока. На Святой Земле святитель Феофан долгое время имел возможность не только проникаться духом священных мест библейской истории, посещать древние монастыри и знаменитые места древнехристианского подвижничества, изучать древние восточные и современные европейские языки, исследовать малоизвестные рукописи из сокровищницы святоотеческой литературы, но и деятельно помогать нуждавшимся в помощи собратьям по вере, а также учиться послушанию и великодушному перенесению скорбей и нелегких условий жизни. Все это в итоге вызывало к нему искреннее расположение и уважение начальства, местных жителей и паломников. Труды Первой русской духовной миссии в Палестине нередко были сопряжены для ее членов с нахождением во враждебной среде, с иными религиозными и культурными обычаями, а в последние полгода – на территории военного противника России. Но иеромонах Феофан проявлял себя как настоящий монах-подвижник, служил добрым примером православным христианам из разных стран, а перед инославным окружением самой своей жизнью свидетельствовал об истинности православной веры и жизненности восточных аскетических традиций. Подробно см. Зайончковский А.М. Восточная война 1853–1856. СПб.: Полигон, 2002. С. 348–382. Об этом упоминал еще А.Н. Муравьев (Письма с Востока в 1849–50 годах. Ч. II. Спб., 1851.. С. 293). [iv] Об этом подробно говорилось в «Записке о гареме у купола храма Воскресения», представленная архимандритом Порфирием генеральному консулу в Сирии и Палестине К.М. Базили 31 октября 1850 года (Материалы для биографии еп. Порфирия. С. 338–349). [v] Письмо архимандрита Порфирия (Успенского) к К.М. Базили от 11 марта 1853 г.//АВПРИ. Ф. 208. Оп. 819. Д. 15. Л. 275об. [vi] См. Письмо генерального консула России в Сирии и Палестине К.М. Базили к исполняющему обязанности посланника в Константинополе П.Н. Пизани от 9 июля 1853 г.//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 746. Л. 125, 127–127об.

http://bogoslov.ru/article/5558536

7, Вторник. Князь Гагарин простился со мною утром. Он спешил в Бейрут к австрийскому пароходу, который оттуда пойдет в Константинополь 14 Октября. Пронесся здесь слух, Луи Наполеон уже император. В три часа пополудни посетил меня абиссинец Абед-Мариам и поведал, что теперь абиссинцы спорят с коптами и судятся у Аббас-паши за три монастыря, которыми они, лет за 150, владели в Египте именно за половину Мага(р)ракского монастыря и за монастыри в Барауисе и Дамиатте. Царь абиссинский прислал подарки Аббасу-паше. Абиссинцы имеют ходатаев по сему делу в Египте и надеются получить желаемое. Они потеряли монастырь М(а)гарракский вот как. Была чума. Все монахи перемерли. Тогда копты взяли себе монастырь, обязавшись кормить и поить проходящих из Абиссинии поклонников. Абиссинцы оставили их владетелями по слепоте своей, а теперь ищут своих прав. Однажды Мегмет-Али паша хотел взять в свое ведомство землю, принадлежащую монастырю М(а)гарракскому. Но коптский патриарх возразил, что эта земля не коптам принадлежит, а абиссинцам. Видно, что абиссинцы издревле имели свои перепутья в Египте в монастырях и, по обстоятельствам, лишились их. Прощаясь со мною, Абед-Мариам просил меня молиться за него во время обедни. 9, Четверток. Консул Базили поведал мне: 1 . По делу о Св. местах патриарх Кирилл дал в Константинополе 60000 пиастр Афив-бею на путевые издержки, по закону турецкому и 50000 пиастр служащим у визиря. 2 . Афив-бею содержание в Иерусалиме, по видимому, дается от паши, но издерживается на него наш патриарх. 3 . Так как не хотят читать фирмана, то наши не пошли на Элеон для занятия тамошней часовни. 4 . Афив бей недоволен францисканами за то, что они требуют ровной части в Гефсимании, т. е. особого алтаря, постановки своих икон, лампад и проч., что им не дозволено. 5 . Консул Базили внушил двум здешним ефендиям из главных, что не хотят читать фирмана, дабы впредь отнять у них всякую власть или ограничить ее на Св. местах, и что впредь все приказания касательно сих мест будут присылаемы к исполнению из Константинополя (глубокая заноза в корыстные сердца!).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Скачать epub pdf Том II → Содержание Стегний П. В. О российском консульском представительстве в Святой Земле Лисовой Н. Н. Русское духовное присутствие в Святой Земле в XIX – начале XX в. Предпосылки и предыстория российского присутствия в Святой Земле Возникновение РДМ в Иерусалиме. («Проект Нессельроде») Придворные партии, МИД и РОПИТ («Проект Мансурова») Русская Палестина: «Проект Антонина» Православное Палестинское Общество («Проект В. Н. Хитрово») Судьбы российского наследия на Ближнем Востоке в XX веке. («Проект И. В. Сталина») Некоторые итоги Раздел 1. Из истории русского дипломатического представительства на Ближнем Востоке Предисловие 1. Высочайший Указ Императрицы Екатерины II Коллегии иностранных дел 2. Проект инструкции Коллегии иностранных дел вице-консулу в Бейруте капитану Р. Коронеллу 3. Высочайший Указ Императора Николая I вице-канцлеру графу К. В. Нессельроде 4. Отношение министра народного просвещения графа С. А. Уварова губернскому секретарю K. M. Базили 5. Всеподданейший доклад вице-канцлера К. В. Нессельроде о перемещении консульства из Яффы в Бейрут 6. Донесение поверенного в делах в Константинополе В. П. Титова в Азийский департамент МИД о приведении к присяге консула в Бейруте K. M. Базили 7. Всеподданнейший доклад министра иностранных дел князя А. М. Горчакова о назначении В. И. Доргобужинова и. д. консула в Иерусалиме 8. Послужной список российского вице-консула в Яффе Н. С. Марабути 9. Инструкция посланника в Константинополе А. П. Бутенева первому русскому консулу в Иерусалиме В. И. Доргобужинову 10. Всеподданнейший доклад министра иностранных дел князя А. М. Горчакова об устройстве Российского Императорского консульства в Иерусалиме 11. О Переподчинении вице-консульства в Яффе консульству в Иерусалиме и об учреждении вице-консульства в Хайфе. Выписка из донесения Б. П. Мансурова председателю Палестинского комитета Великому Князю Константину Николаевичу 12. Документы из личного дела генерального консула в Иерусалиме А. Г. Яковлева 13. Отношение генерального консула в Константинополе Лаговского в канцелярию посольства 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Аминь. ΝΒ. Анекдот о игумене Георгиевского монастыря, который хотел камнем прибить Св. Георгия за то, что он позволил агафополийскому мусселиму-турку взять подать с монастыря 500 пиастров и заключить монаха в темницу. Турка ночью прибит был Св. Георгием; деньги возвращены и монах выпущен на свободу. 7 Декабря , Вторник. – Преосвященный митрополит на вопрос мой о том, что нового сделал Максим в Царь-Граде, – отвечал по приказанию патриарха, что он два раза ходатайствовал у Порты, чтобы ему и прочим носить греческую камилавку, но с золотыми буквами. Порта соглашала вселенского патриарха помириться с Максимом на этом основании. Но патриарх отвечал, что он и все прочие патриархи желают держаться хатти-шерифа. Патриарх и преосвященный митрополит просили меня писать к послу. Надобно. Ибо в самом деле в целой Сирии будут говорить, что один монах победил стольких послов, и царей, и патриархов. Выигрыш Максима будет проигрыш для православия, судя по легкомыслию сириан и по слабости их веры. Кавасу Саиду уплачено 1000 п. 7 Декабря , Вторник 237 . – Приготовлены письма. 8 Декабря , Середа. – Письма. Бейрут. 9 Декабря , Четверг. Осмотрено училище бейрутское, и типография, и церковь . Церковь во имя великомученика Георгия с двумя приделами, Св. Николая и пророка Илии. Иконостас позлащенный очень хорош. Подле митрополии есть дом, принадлежащий Гробу Господню. Он отдается в наем за 1000 п. В нем помещаются поклонники и наложницы консула Базили. 10 Декабря , Пятница. – Προκατοχο= το νν μητροπολτου Βενιαμν ν Βηρτ. ωαννκιος – кипрянин. Μακριος – араб из Триполи. θανσιος Δαμασκηνς – ρα < ψ> . Βενιαμν – Κρητικς 29 238 . Хан неби-Юнус. За дом, принадлежащий Гробу Господню, бейрутский митрополит платит ежегодно 1000 пиастров. В этом доме помещаются богомольцы, а консул Базили поместил какие-то существа, коими не довольны и митрополит, и христиане. Хлопоты; ждем буюрди; получаем его от Мостраса. Прощание. – Архимандрит Агафангел выехал в одно время с нами в Дамаск. Памятна такая заботливость его и доброта, а может быть и одно буквальное выполнение приказания патриарха беречь меня, как зеницу ока. – Нас провожает игумен хаматурский Исаия, – сладенький монах. – В 11 часов за городом.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Их прозрение, вероятно, есть следствие влияния англичан. Думаю, что прошлогоднее вмешательство этих островитян в ссору абиссин с коптами и армянами имеет связь с соглядатайством Раса-Али. Надобно ожидать новых движений сего властителя, если он опять не смежил очей своих. День 29 . Нет теперь дождей в Святом граде; так вместо их льются разные вести. Сегодня посетил меня один православный христианин из Дамаска и рассказал подробно, как произошел мятеж по случаю перестройки старой церкви в тамошней патриархии. Когда новый владыка Иерофей прибыл в сей город и поотчился с духовными чадами своими, эти изъявили ему желание увеличить и украсить сию церковь по той причине, что вновь созданный храм во имя святителя и чудотворца Николая не вмещает всех христиан в большие праздники. Он благословил их на сие доброе дело и уехал в Сайданайский монастырь, после того как они увеличили алтарь, заняв под него соседнее место; но когда возвратился оттуда, христиане попросили у него 40000 пиастров на производство дальнейших работ из числа суммы, оставшейся после покойного предместника его Мефодия. Его блаженство отринул просьбу их, сказав, что он издержал сии Деньги в Константинополе при возведении его на патриарший престол и в дороге. Именитые христиане, надеявшиеся на эту запасную сумму, оскорбились отказом его и, охладев к начатому делу, покинули оное, а прочие и особенно молодые взбесились и, по буйном совещании в одной кофейне, сломали крышу с перестроиваемой церкви, чтобы тем из явить патриарху свое неудовольствие и заставить его выдать просимые Деньги. Изумленный и огорченный такою дерзостию, владыка уведомил о ней нашего генерального консула Базили и просил его погрозить буйным и уладить разладье. Базили приехал в Дамаск и по совещании с тамошним пашею, наказал зачинщиков мятежа кратковременным заключением в тюрьму, а почетным христианам сделал жестокий выговор. Эти обиделись речами и незатаенною раздражительностию его и запальчиво защищали свое правое дело. Произошло взаимное огорчение.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Поздно вечером 1/14 марта генерал Рузский прислал телеграмму, что государь приказал составить проект манифеста об отречении от престола в пользу наследника с назначением великого князя Михаила Александровича регентом. Государь приказал проект составленного манифеста передать по прямому проводу генералу Рузскому. О полученном распоряжении я доложил генералу Алексееву и он поручил мне, совместно с начальником дипломатической части в ставке г. Базили, срочно составить проект манифеста. Я вызвал г-на Базили срочно и мы с ним, вооружившись Сводом Законов Российской империи, приступили к составлению проекта манифеста. Затем составленный проект был доложен генералу Алексееву и передан по прямому проводу генералу Рузскому. По приказанию генерала Алексеева, после передачи проекта манифеста в Псков, об этом было сообщено в Петроград председателю Государственной Думы. От М. В. Родзянко после этого была получена довольно неясная телеграмма, заставившая думать, что и эта уступка со стороны государя может оказаться недостаточной. 2/15 марта после разговора с А. И. Гучковым и В. В. Шульгиным, государь хотел подписать манифест об отречении от престола в пользу наследника. Но, как мне впоследствии передавал генерал Рузский, в последнюю минуту, уже взяв для подписи перо, государь спросил, обращаясь к Гучкову, можно ли будет ему жить в Крыму. Гучков ответил, что это невозможно; что государю нужно будет немедленно уехать заграницу. «А могу ли я тогда взять с собой наследника?» – спросил государь. Гучков ответил, что и этого нельзя; что новый государь, при регенте, должен оставаться в России. Государь тогда сказал, что, ради пользы родины, он готов на какие угодно жертвы, но расстаться с сыном – это выше его сил; что на это он согласиться не может. После этого государь решил отречься от престола и за себя и за наследника, а престол передать своему брату великому князю Михаилу Александровичу. На этом было решено и переделанный манифест был государем подписан. Перед отречением от престола государь написал указ об увольнении в отставку прежнего состава совета министров и. о назначении председателем совета министров князя Львова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одно дело окончили мы и начали другое. Патриарх изъявил твердое намерение учредить с помощью моей духовное училище для образования сельских священников. Посему в нашем тройном совете решено было: 1 . вызвать сюда из Бейрута о. Спиридона для преподавания Катехизиса и арабской словесности; 2 . дать ему помещение в одном из святогробских домов, да 10 000 пиастров жалованья в год и на дорогу 1000 пиастров; 3 . пригласить из палестинских епархий на первый раз двенадцать молодых арабов и поместить их в приготовленном доме. Я был в восторге от патриарха Кирилла. В настоящий день Воскресения Лазаря началось воскресение церкви Палестинской. Этот день есть торжественный день и в моей жизни. Вечером навестил меня Базили и между прочим говорил, что задача о водворении русской духовной миссии в Иерусалиме решена счастливо и что теперь можно увеличить число членов её четырьмя студентами семинарии и одним иеромонахом из какой-либо общежительной обители нашей, который был бы вместе и духовником русских поклонников и монахинь, поселившихся в Св. Граде. Я догадался, что Патриарх и Синод его расхвалили консулу нашу смиренную миссию. Март 27, Воскресенье. Сегодня утром Базили уехал в Бейрут. Бог да сохранит его! Умный он человек и полезный для церкви. Апрель 3, Воскресенье. Пасха. Отрадно мне было петь Христос Воскресе в том вертепе, в котором совершилось чудо из чудес, а во время служения с патриархом в Воскресенском храме [тяжело было глазам моим от яркого света свечей и лампад. [Я разговлялся у патриарха. С нами была жена министра нашего двора, княгиня Софья Волконская. Она рассказывала нам, как французы сожгли трон короля своего Людовика-Филиппа и как государь император наш, узнав об этом из письма нашего посланника в Париже, сперва побледнел, читая это письмо на балу, потом сказал окружавшим его генералам: скоро поведу я вас в Париж, а рассказав это, примолвила: quelle jactance, quelle jactance!] 438 . Эта примолвка её не понравилась мне. " Вчера православные арабы плясали со священным огнем в руках по правую руку часовни Гроба Господня и вокруг пупа земли, среди Воскресенского храма. Азиатцы празднуют Пасху, как резвые дети, а европейцы, как чинные монахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Другое дело, что механизм принятия решений со временем будет меняться – и внутри самого МИДа, и внутри Синода, и в целом в отношении к Православному Востоку. Если вначале, в домуравьевскую эпоху, никакого механизма – на этом направлении – вообще не было, все происходило почти случайным образом, то вторая стадия – это, когда есть уже агент влияния, в данном случае, Андрей Николаевич Муравьев. Формируется определенный механизм принятия решений – и Муравьев становится необходимым звеном в этом механизме. После Лондонских конвенций 1840–1841 г. ситуация начинает меняться. Если каждый раз, прежде чем ответить Иерусалимскому Патриарху, нужно прикинуть, что по этому поводу думают Лондон и Париж – тут уж не только Муравьев, но и митрополит Филарет, и весь Св. Синод оказываются бессильны. Церковно-дипломатические и духовные связи с Востоком начинает полностью контролировать МИД. Это четко прозвучало, например, в беседе начальника только что созданной Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Порфирия (Успенского) с генеральным консулом в Бейруте К.М. Базили 23 декабря 1848 г. Порфирий записывает в дневнике, явно имея в виду среди прочих лиц А.Н. Муравьева: «А, кстати, – продолжал я говорить. – Мне пришли на память витязи Гроба Господня в Петербурге, которые желают учредить Комитет, Общество, не знаю что, для блага Церкви Палестинской. Пред отъездом моим в Святой Град г. Норов, поэт и паломник, читал мне свой краткий доклад Государю об учреждении Палестинского Комитета и говорил, что граф Орлов согласен представить этот доклад Его Величеству, если предварительно одобрит его канцлер ». Базили, уже знавший об этой идее и писавший против, отвечал решительно: «Господа Поров и Муравьев питают несбыточные желания. Они хотят иметь духовное влияние на Православную Церковь в Палестине, Сирии, во всей Турции и даже в Австрии, посылать туда пособия и своих соглядатаев, духовных или светских, мимо МИДа. Но это невозможно. Система нашего правительства есть система строжайшего единства. Все исходит от Государя и все к нему возвращается чрез министерства. Притом, есть тайны, которых никто не должен знать, кроме Государя и немногих таинников его. Можно ли посвящать в эти тайны Палестинский Комитет?» 60

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Во время обеда пришел в мою квартиру консул Базили и по учтивости не хотел отозвать меня из-за стола, а сказал, что он придет еще раз через два часа. Слово и дело! Консул навестил меня часа в четыре после обеда и застал в келье о. Григория иеромонаха Амвросия. Надо было выжить из кельи обоих черноризцев; я заговорил с консулом по-французски, и мои догадливые чернецы убрались восвояси. Долго мы беседовали о Сирии и Палестине. Консул сообщил мне некоторые свежие замечания; излагаю их в виде простых предложений: 1) Вражда греков, католиков и армян происходит от того, что всякая партия усвояет себе право на исключительное владение св. поклонениями. Греки основывают свое право на древних фирманах султанов, католики на историческом воспоминании о Латинском королевстве в Палестине и на трактатах Франции с Турцией, по которым им предоставляется жить и свободно отправлять богослужение в Св. местах; армяне, как новопришлецы, всех менее имеют права на владение Св. местами; но своими происками и богатствами они успели приобрести несколько фирманов, коими они введены в Палестину. 2) Турки, смотря по обстоятельствам и по настойчивому и смелому домогательству той или другой партии, благоприятствовали то грекам, то католикам, то армянам, и то тех, то других, то третьих облекали правом господства; от сего произошло то, что каждая партия имеет равносильные фирманы. При этой равносильности документов вечно будет продолжаться вражда вместе с жаждою первенства и главенства. 3) В турецких судах приемлются и уважаются посторонние свидетельства. Таким образом, враждующие партии набирают и подкупают себе свидетелей, которые подтверждают права на такое или другое владение, от этого ссорятся, враждуют семейства, питается их корыстолюбие, и запутываются права и делопроизводства. 4) По усмирении Мегмета-Али, египетского паши, Базили представлял в министерство иностранных дел проект об усмирении враждующих партий. Сущность проекта состояла в том, чтобы составить собор в Палестине, на котором поверенные каждой враждующей партии единодушно решили бы: кому чем владеть и как владеть, т. е. как пользоваться общими св. поклонениями, и поочередно отправлять в них богослужение. Но не известно, почему проект не уважен.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Муравьеву 131. Письмо консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 132. Письмо А.Н. Муравьева к консулу в Бейруте К.М. Базили 133. Письмо консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 134. Письмо консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 135. Письмо А.Н. Муравьева к консулу в Бейруте К.М. Базили 136. Письмо консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 137. Письмо консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 138. Всеподданнейший доклад вице-канцлера графа К.В. Нессельроде 139. Определение Св. Синода 140. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 141. О помощи Сайданайскому женскому монастырю близ Дамаска. Из дневника архимандрита Порфирия (Успенского) 142. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 143. Письмо митрополита Московского Филарета к посланнику в Константинополе В.П. Титову 144. Расписание вклада в обители и церкви, с прошением поминовения о упокоении души раба Божия Давида и сродников 145. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 146. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 147. Письмо А.Н. Муравьева к патриарху Антиохийскому Иерофею 148. Письмо А.Н. Муравьева к игумену лавры Св. Саввы Освященного Иоасафу 149. Послание митрополита Амидского Макария к Св. Синоду 150. Письмо А.Н. Муравьева к генеральному консулу в Бейруте К.М. Базили 151. Из письма генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 152. Письмо А.Н. Муравьева к патриарху Иерусалимскому Кириллу 153. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 154. Грамата патриарха Иерусалимского Кирилла к А.Н. Муравьеву 155. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 156. Письмо А.Н. Муравьева к патриарху Антиохийскому Иерофею 157. Письмо А.Н. Муравьева к патриарху Антиохийскому Иерофею 158. Донесение митрополита Московского Филарета обер-прокурору Св. Синода графу Н.А. Протасову 159. Предложение обер-прокурора графа Н.А. Протасова Св. Синоду 160.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010