Итак, Вы уже готовы назвать евангельское событие, изображенное таким образом? А если я добавлю, что по сторонам от круга, среди цветных облаков изображены полуфигуры, подписанные как «Моисей» и «Илия»? Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия Да, это мозаика «Преображение», которая находится в апсиде базилики Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ученые датируют ее серединой VI века. Это было время, когда в христианском искусстве, особенно на Западе, были еще распространены символические формы. Спаситель изображается необычно, Он представлен оплечным образом в медальоне на Кресте. Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия. Фрагмент Три апостола — Петр , Иоанн и Иаков — представлены символически, как три агнца. Так же символически изображены 12 апостолов в нижней части композиции. Священномученик Аполлинарий, стоящий посреди агнцев, — первый епископ города Равенны, согласно преданию жил в апостольский период, был замучен языческими властями; христиане похоронили его тело в Классе, портовой части города. Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Легкие цветные облака тоже являются своеобразным символом — они призваны подчеркнуть, что перед нами сцена Теофании, Богоявления. В описании видения пророка Иезекииля сияние, исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. 1:27-28). Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. Облака радужных цветов — это тоже деталь, определенно указывающая, что перед нами сюжет, связанный с темой явления Божества миру. В восточной части христианского мира художники более тяготели к прямому, а не символическому изображению. Здесь более ориентировались на принцип, который можно условно назвать «евангельским реализмом». Почти одновременно с мозаикой апсиды церкви св. Аполлинария, в 565–566 годах, была украшена мозаичной композицией «Преображение» конха храма Синайского монастыря. Выполняли это произведение, скорее всего, константинопольский мастера, так как заказ поступил от императора Юстиниана. Здесь мы видим иконографическую схему, ставшую впоследствии канонической. Пророки Илия и Моисей стоят по сторонам от Спасителя, на коленях перед Ним — апостолы Иоанн и Иаков, Петр пал ниц у ног Учителя.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-gospodne...

Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе. Мозаика алтаря. Ок. 549 г. Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе. Мозаика алтаря. Ок. 549 г. К сер. VI в. относятся изображения 4 епископов (Урсицина, Урса, Севера, Экклезия), помещенные в простенках окон апсиды, на крайних из к-рых сохранились композиции 2-й пол. VII в. «Жертвоприношение Авеля, Мелхиседека и Авраама» (справа) и «Передача привилегий Равеннской Церкви имп. Константином IV с братьями аббату Репарату» (слева). На триумфальной арке мозаики IX в.: в верхнем регистре - медальон с изображением Господа Вседержителя в окружении символов евангелистов; ниже - символическое изображение городов Иерусалима и Вифлеема, из врат к-рых выходят 12 агнцев-апостолов; на боковых сторонах - архангелы Михаил и Гавриил с лабарумами в руках (VI в.) и погрудные изображения евангелистов Матфея и Луки (XII в.). Из А. К. происходит коллекция каменных резных саркофагов (погребения епископов VI-VII вв.) т. н. равеннского типа, дающая представление о переходном итало-визант. этапе от античных форм к христ. погребальным сооружениям. Значительная часть их сохраняется в боковых нефах базилики вместе с памятниками ранней эпиграфики. Интерес для истории христ. искусства представляет собрание архитектурных деталей А. К., среди к-рых престол времени архиеп. Максимиана (1-я пол. VI в., реставрация 1753), 8 колонн от первоначальных кивориев и др. Лит.: Mesini G. La basilica di Sant " Apollinare in Classe. Ravenna, 1949; Benini A. La basilica di Sant " Apollinare in Classe. Ravenna, 1950; Mazzotti M. La basilica di Sant " Apollinare in Classe. Vat., 1954; Dinkler E. Das Apsismosaik von S. Apollinare in Classe. Köln; Opladen, 1964; Л. Мозаици равенских базилика//ЗРВИ. 1966. Т. 9. С. 257-293; Demus O. Zu den Apsismosaiken von Sant " Apollinare in Classe//JÖB. 1969. Bd. 18. S. 229 ff.; Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. C. 47, 206 [Библиогр.]. Базилика Сант-Аполлинаре Нуово. До 526 г. [итал. Sant " Apollinare Nuovo] (далее А. Н.), воздвигнута кор. остготов Теодорихом Великим как дворцовая (до 526) и посвящена Спасителю; после утраты арианами Равенны переосвящена в честь св. Мартина Турского . Освящение престола в память сщмч. Аполлинария, еп. Равеннского, состоялось в сер. IX в., после перенесения в А. Н. мощей святого. тогда же базилика получила название «Новая» (Nuovo или In Nuovo), дабы отличить ее от др. городских церквей с тем же посвящением, гл. обр. от А. К., где первоначально покоились мощи священномученика.

http://pravenc.ru/text/75640.html

А. Н.- трехнефная базилика с открытой изнутри балочной кровлей, с повышенным средним нефом, отделенным от более низких боковых нефов аркадами на 24 колоннах греч. мрамора с капителями коринфского ордера, сделанными в кон. V - нач. VI в. мастерскими в окрестностях К-поля. Поклонение волхвов. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово. 60-е гг. VI в. Поклонение волхвов. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово. 60-е гг. VI в. Первоначальное (до 526) мозаичное убранство было изменено при еп. Агнелле (60-е гг. VI в.). От мозаичной росписи, украшавшей весь интерьер А. Н., в наст. время уцелели 3 горизонтальных регистра на боковых стенах центрального нефа. В верхнем регистре представлен самый ранний из известных в церковной декорации развернутый цикл евангельских событий. 26 сюжетов, относящихся к остгот. периоду росписей, расположены по 2 сторонам нефа: на сев.- Чудеса, на юж.- Страсти и Воскресение Христово. Ниже, между нишами окон, изображены 32 фигуры в рост, с нимбами, держащие в руках свитки и кодексы (до 526), в к-рых видят ветхозаветных пророков и новозаветных святых. Над аркадами помещены процессии праведных мужей (на юж. стене 26 фигур) и жен (на сев. стене 22 фигуры), принадлежащие 2-му периоду декорации. Фигуры святых показаны в легком 3-четвертном развороте, подчеркивающем их движение, к-рое направлено с запада на восток. Во главе шествия святых мужей - св. Мартин, еп. Турский, первым предстоящий Иисусу Христу, восседающему на троне в окружении 4 ангелов. На противоположной стене, впереди процессии святых жен, изображены волхвы - святые Валтасар, Мельхиор и Гаспар, предстоящие Богоматери на престоле с Младенцем Христом на руках, также в окружении ангелов. В зап. части нефа сохранились изображения дворца Теодориха и порта Равенны, Классе, к-рые, как и образы Спасителя и Богоматери, сохранились (в неск. измененном виде) с остгот. периода. Первоначально ряд с процессией святых занимали изображения придворных кор. Теодориха и его супруги, возглавлявших свою свиту. Фрагменты его можно видеть, напр., на фоне колоннады дворца, в нише к-рого сохранилась мозаика с предполагаемым изображением кор. Теодориха.

http://pravenc.ru/text/75640.html

Иисус Христос. Фрагмент композиции «Богоматерь с Младенцем на троне». Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в. Иисус Христос. Фрагмент композиции «Богоматерь с Младенцем на троне». Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в. Центральную часть конхи занимало изображение Богоматери с Младенцем на троне, в мандорле славы, с 2 архангелами по сторонам, на фоне райского пейзажа. Изображение правого архангела почти полностью утрачено, левая часть фигуры Богородицы и голова тоже не сохранились. Трон имеет спинку в виде лиры. Младенец с крещатым нимбом, одетый в синий хитон и кремовый гиматий, восседает на коленях Богоматери строго фронтально и держит в руках свиток. Архангел. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в. Архангел. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в. Изображение Богоматери с Младенцем как символ Боговоплощения было излюбленной темой визант. храмовой декорации в доиконоборческое время и часто помещалось в конхе апсиды. Оно фигурирует во всех 3 кипрских мозаичных ансамблях этого периода - в Ангелоктисты Панагии церкви , в ц. Панагии Киры в сел. Ливади и в К. ц. Иконография Богоматери с Младенцем на троне и с архангелами, вероятно, имела к-польское происхождение и к VI в. получила повсеместное распространение (напр., энкаустическая икона из Екатерины великомученицы монастыря на Синае , мозаика ц. Сант-Аполлинаре-Нуово (см. Аполлинария священномученика базилики в Равенне ), мозаика базилики Евфрасия в Порече и др.). Евангелист Матфей. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в. Евангелист Матфей. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в. Особенностью мозаики К. ц. является мандорла, окружающая не только Младенца, но и Богородицу. Мандорла является знаком Божественной сущности Христа. Как полагает М. Сакопуло, появление в мозаике К. ц. мандорлы, включающей фигуру Богоматери, является отражением борьбы с монофизитством, распространенным на близких к Кипру территориях Сирии и Египта. Еще один элемент композиции, обычно сопровождавший изображения Христа во славе в апсидах раннехрист. церквей,- райский пейзаж (фигуры архангелов фланкируют деревья, напоминающие пальмы).

http://pravenc.ru/text/1470187.html

Облачения священников тоже были очень похожими на те, которые до сего дня используются в Православной Церкви. Облачением диаконов (которые в то время были отдельной группой духовенства, как на Востоке сегодня, а не просто ступенькой на пути к священному сану, как это произошло в латинской церкви) был стихарь, длинная белая туника из шелка или шерсти, идентичный тому, что носят на Востоке; позднее на Западе он сильно изменился. Диаконы также носили на левом плече орарь, как и современные православные диаконы. Базилика сщмч. Аполлинария в Равенне, VI век. Интерьер базилики свят. Димитрия в Фессалониках (V век). Апсида базилики сщмч. Аполлинария в Классе, Равенна. Мозаика церкви св. Виталия, Равенна (показывает, как в VI веке использовался престол). Правая стена центральной части церкви с изображением мучеников в базилике свят. Мартина в Равенне. Священномученик Аполлинарий, первый епископ Равенны, в облачении, которое использовалось в VI веке: стихарь, фелонь, поручи и епископский омофор (мозаика из апсиды базилики сщмч. Аполлинария в Классе, Равенна). Священники носили ризу, которая в отличие от восточной фелони имела капюшон, как упоминается в “Житие Отцов” (VIII, 5), а также поручи, как и сегодня на Востоке. Отличительным знаком епископа был паллий (вначале его давали только некоторым епископам), который в латинской церкви в последующие столетия намного упростился, но в тот период, согласно проф. Дальтону, “почти точно соответствовал по форме омофору Греческой Церкви” (т. 1, стр. 334). Эти облачения были, главным образом, скопированы с церемониальной одежды Римского Императорского двора; как и в случае с христианской базиликой, Церковь использовала для внешних формальностей то, что нашла, выйдя из катакомб, и это и предложила использовать следующим поколениям. Ежедневный цикл служб совершался в том же порядке, который до сих пор сохранен в Православной Церкви: вечерня, утреня, часы (1-й, 3-й, 6-й, 9-й), всенощная. Специфическое содержание служб (например, какие псалмы в каких службах читать) отличалось от восточного, но общее содержание (псалмы, антифоны, взятые из псалмов, чтения из Ветхого и Нового Заветов, вновь составленные песнопения) было одно и то же. Перед большими праздниками вечерня и утреня соединялись вместе во всенощную. Службы в монастырях бывали обычно длиннее, чем в приходских церквях и соборах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН II РИМЛЯНИН [лат. Ioannes Romanus] († 10.01.595), св. (пам. зап. 12 янв.), архиеп. Равеннский. Сведения об И. Р. содержатся в «Книге Равеннских понтификов» (Liber Pontificalis ecclesiae Ravennatis; сер. IX в.) Агнелла (Андрея) Равеннского, а также в посланиях Римского папы свт. Григория I Великого . И. Р. род. в Риме, где стал клириком и познакомился со свт. Григорием Великим. По свидетельству Агнелла, он был рукоположен во епископа 22 нояб. 579 г. Эта дата была вычислена на основании сведений о том, что И. Р. скончался 11 янв. 595 г. и занимал кафедру 16 лет 1 месяц и 19 дней. Приведенная Агнеллом датировка ошибочна, т. к. она попадает на период вакации Римского престола после кончины папы Бенедикта I (30 июля 579) до возведения на кафедру папы Пелагия II (26 нояб. 579). В кон. XVII в. Дж. Фабри указывал, что память И. Р. в Равенне совершалась 21 или 24 нояб. и 10 янв. ( Fabri G. Effemeride sagra et historica di Ravenna antica. Ravenna, 1675. P. 11, 16, 192, 329, 331). В действительности 21 или 24 нояб. отмечалось рукоположение И. Р. во епископа (в соответствии с указаниями Агнелла), а скончался архиепископ 10 янв. Вероятно, рукоположение состоялось 30 нояб. или 1 дек. 579 г., вскоре после интронизации папы Пелагия II. При И. Р. завершилось строительство в портовом пригороде Равенны базилики св. Севера, еп. Равеннского (IV в.). В новый храм архиепископ перенес мощи св. Севера, его супруги Викентии и дочери Иннокентии (об этом сообщалось в вотивной стихотворной надписи, сохранявшейся в церкви до XVI в.). Архиепископ основал там же мон-рь святых Марка, Маркеллина и Феликулы (в мон-ре хранились реликвии этих святых, подаренные папой Григорием I Великим) и поручил монахам уход за находившейся неподалеку базиликой св. Аполлинария (Сант-Аполлинаре ин Классе - см. ст. Аполлинария священномученика базилики в Равенне ). Свт. Григорий Великий в одном из посланий И. Р. строго осуждал практику совмещения монашеских и священнических обязанностей ( Greg. Magn. Reg. epist. V 1). Из писем свт. Григория Великого известно, что после смерти архиепископа возник спор о дарениях мон-рю, сделанных И. Р. при жизни и по его завещанию. В послании к архиеп. Мариану, преемнику И. Р., папа в соответствии с просьбой покойного архиепископа подтвердил привилегии и дары мон-рю. Вероятно, Мариан пытался вернуть переданные мон-рю средства на том основании, что дарения совершались не из собственных средств И. Р., а из средств Равеннской кафедры. Действия архиеп. Мариана папа признал неканоничными (Ibid. VI 1, 29).

http://pravenc.ru/text/469730.html

(† 75 по Р. Х.), сщмч. (пам. 23 июля), первый еп. Равенны. Согласно житию, написанному на рубеже VI-VII вв., А., уроженец Антиохии, прибыл в Италию вместе с ап. Петром , посвятившим его во епископа Равеннского (ок. 49). Придя в Равенну как странник, А. стал проповедовать о Христе, проявив дар исцеления. По требованию жрецов-язычников А. трижды представал перед судом и подвергался пыткам, однако не прекращал проповедовать, за что был приговорен к изгнанию из города. Закованного в цепи А. посадили на корабль, плывший в Иллирик. По дороге судно потерпело кораблекрушение, все утонули, спаслись только А., 3 христианина, последовавшие за ним в изгнание, и 2 воина, к-рые, слушая А., уверовали во Христа и приняли Крещение. Не найдя нигде пристанища, путники пришли в Мисию , где А. исцелил от проказы одного знатного жителя, за что получил со своими спутниками приют в его доме. Через 3 года А. вернулся в Равенну и был с радостью принят своей паствой. Язычники же, напав на церковь, где святой совершал Божественную литургию, разогнали молящихся, а святого повели в храм Аполлона. Как только А. вошел в храм, идол языческого бога упал и разбился. На суде А. сотворил новое чудо, исцелив слепорожденного сына правителя города. В благодарность правитель постарался укрыть А. от разъяренной толпы. Однако языческие жрецы отправили донесение имп. Веспасиану с просьбой осудить на смерть или изгнание христ. «волхва» А. Он был схвачен и жестоко избит в портовом предместье Равенны Классе, где христиане нашли его едва живого и перенесли в город. А. скончался через 7 дней. На месте гробницы святого была сооружена базилика (см. Аполлинария священномученика базилики в Равенне ). А. считается покровителем итал. областей Эмилия-Романья и Кампания; мощи его находятся в кафедральном соборе Равенны. В V-VI вв. почитание святого распространилось сначала по Италии (Рим, Милан), потом за Альпами (Дижон, Реймс, Эльзас), при герм. имп. Оттоне III (983-1002) - по Рейну. Частицы мощей А. были привезены из Дижона в аббатство Аполлинарисберг под Ремагеном (близ Кёльна); в кон. XIV в. большая их часть была отвезена в Дюссельдорф.

http://pravenc.ru/text/75622.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АПОЛЛИНАРИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА БАЗИЛИКИ В РАВЕННЕ Сант-Аполлинаре ин Классе Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе. 532–536 или 535–538 гг. Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе. 532–536 или 535–538 гг. [итал. Sant " Apollinare in Classe] (далее А. К.), возведена (532-536 или 535-538) в бывш. портовом пригороде Классе на месте погребения первого еп. Равенны сщмч. Аполлинария , обращавшего в I в. жителей города в христианство. Храм создан еп. Урсицином (532-536) на средства состоятельного жителя города Юлиана Аргентария, освящен в 549 г., после перехода Равеннской кафедры от ариан к правосл. Церкви. Это типичная североитал. базилика с открытой изнутри балочной кровлей, просторным центральным нефом, отделенным аркадами от боковых (опираются на 24 колонны греч. мрамора с визант. базами и капителями), с большой полукруглой апсидой с востока (в IX в. под ней устроена крипта), с нартексом (поздняя реконструкция) и круглой в плане колокольней (достроена в кон. X в.) с запада. Интерьер А. К. претерпел много изменений: присутствуют разные хронологические слои худож. декора (ок. 549, 671-677, IX в., XII в.), мозаики неоднократно поновлялись, утрачена мраморная облицовка, снятая по приказу Дж. Малатесты в 1449 г. для украшения «Темпьето Малатестиани» в Римини. К первоначальному убранству А. К. относятся мозаики алтаря, являющиеся одной из самых сложных по замыслу программ юстиниановской эпохи. В своде конхи представлена двухчастная композиция с символическим изображением Преображения Христова. В центре, в медальоне, на голубом фоне, усыпанном звездами, изображен крест с оглавным образом Христа в средокрестии. По сторонам медальона, вверху на золотом фоне в облаках - полуфигуры пророков Моисея и Илии, внизу (у подножия креста) - 3 агнца, символические изображения апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Во 2-м регистре, представляющем преображенную землю, центральным является изображение сщмч. Аполлинария в епископском облачении, в рост, с воздетыми в молении руками (жест оранта). Справа и слева от фигуры святого расположено по 6 агнцев - традиц. для алтарных росписей сюжет, представляющий 12 апостолов.

http://pravenc.ru/text/75640.html

Е. Е. Макаров Иконография Сщмч. Климент, еп. Римский. Мозаика ц. Сант Аполлинаре-Нуово в Равенне. 561-569 гг. Сщмч. Климент, еп. Римский. Мозаика ц. Сант Аполлинаре-Нуово в Равенне. 561-569 гг. Первые изображения К., очевидно, появились в Риме - месте его служения и раннего почитания. Здесь уже в кон. IV - нач. V в. существовала посвященная К. церковь (см. Климента священномученика базилика в Риме ). В ней, как указывает Й. Вильперт, находился древнейший образ святого; он не сохранился и известен по акварелям нач. XX в. ( Wilpert, Schumacher. 1917. Taf. 216. 2). Др. раннее изображение К. (сер. V в.), также известное только по акварельным рисункам 1634-1635 гг., находилось на стене центрального нефа в рим. базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Здесь К. был представлен фронтально по плечи в медальоне в иконографическом изводе imago clipeata среди похожих по типологии изображений 79 Римских пап (Vat. Barber. lat. 4407. Fol. 1-41). Аналогичный образ К. в медальоне присутствовал в декорации главного нефа базилики св. Петра в Ватикане, роспись, выполненная по заказу папы св. Льва Великого (440-461), не сохранилась ( Kessler. 2002). Сщмч. Климент, еп. Римский. Роспись ц. Санта-Мария-Антиква в Риме. VI–VIII вв. Сщмч. Климент, еп. Римский. Роспись ц. Санта-Мария-Антиква в Риме. VI–VIII вв. Древнейшее сохранившееся изображение К.- мозаика VI в. в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Фигура К. помещена в нижнем ярусе на юж. стене центрального нефа, в процессии мучеников, направляющихся ко Христу, восседающему на престоле. К. изображен на почетном месте, 2-м в ряду святых, после св. Мартина, епископа Турского , патрона церкви, которому она была посвящена в 560 г. архиеп. Равенны Агнеллом ( Deliyannis. 2010. P. 164-165). Представлен в апостольских одеждах (в белом хитоне с клавами и в тунике) с мученическим венцом в покровенных руках; у него короткие седые волосы, маленькая борода и усы, на темени - гуменцо. Сщмч. Климент, еп. Римский, житием. Икона. Сер. XVI в. (АМИИ) Сщмч. Климент, еп.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Петра и П., о чем его попросил сам первоверховный апостол ( Stallman-Pacitti. 2018. P. 53-55. Ch. 9). Еще один образ святого был создан вскоре после его кончины. По словам Евагрия, автора Жития П., он на иконе «изобразил лицо» своего наставника с большим сходством и отметил: «Когда я смотрю на его драгоценное лицо на иконе, мне кажется, что я разговариваю с ним во плоти и вижу его» (Ibid. P. 490, 491. Ch. 346). Святые Маркелл, Панкратий и Филагрий. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 388) Святые Маркелл, Панкратий и Филагрий. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 388) Одно из ранних изображений П. представлено в процессии праведных мужей (всего 26) на мозаике на юж. стене базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (нач. VI в.). Его фигура находится среди святых, замыкающих шествие к престолу Спасителя,- П. 5-й с краю. Как и др. св. мужи, он показан в полный рост, в движении к центру композиции, читающемся через положение рук и ног, но с фронтально ориентированными корпусом и головой (с нимбом), в руках (правая покровенная) несет венец; на нем длинная белая туника с клавом, паллий с 2 крупными знаками в виде литеры L внизу, на ногах сандалии. П. показан молодым человеком c темными волосами, с тонзурой, без бороды. Образ опознаётся благодаря надписи вверху: «SCS PANCRATIUS». Это изображение относится ко времени до формирования устойчивой иконографии святого. В конце средневизант. периода, от к-рого сохранился образ П. на миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 388, 1-я четв. XI в.), черты святого приобретают определенность: его изображают седовласым, с бородой средней длины, в епископском облачении, к-рое составляют подризник, фелонь, омофор, с Евангелием - в данном случае стоящим на левой, покровенной фелонью руке, на омофоре. На миниатюре П. представлен вместе со священномучениками Маркеллом и Филагрием, также учениками и ставленниками ап. Петра. Фронтальные ростовые фигуры епископов священномучеников показаны каждая на архитектурном фоне в виде арок, фигура П.- крайняя справа.

http://pravenc.ru/text/2578815.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010