Мозаика конхи апсиды базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Источник: ru. wikipedia. org Первая известная композиция Преображения опирается на ту же — традиционную во многом для раннего христианства — символику. Находится в Италии, в городе Равенне, в базилике святого Аполлинария, и датируется VI веком. Она размещена в алтарной нише — апсиде — и представляет собою огромное мозаичное панно. В центре мозаики древними мастерами выложен большой круг, внутри которого на лазоревом фоне, украшенном золотыми звездами, изображен четырехконечный Крест. В месте пересечения его ветвей размещен медальон с ликом Спасителя. Над самим Крестом внимательный зритель увидит слово «ΙΧΘΥΣ», что в переводе с греческого означает «рыба». Это первые буквы слов фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Под Крестом видны слова «SALUS MUNDI», что в переводе с латыни означает «Спаситель мира». Над кругом в небе плывут разноцветные облака, среди которых изображена благословляющая десница Бога Отца. По сторонам от круга растет множество деревьев и кустов, на которых сидят птицы. Среди растительности можно заметить и трех белых ягнят, которые трепетно смотрят на Крест. Прямо под Крестом изображен святитель Аполлинарий (первый епископ Равенны) в окружении двенадцати белоснежных агнцев и пышно цветущих белых лилий. А высоко над всем этим — слева и справа от круга — размещены полуфигуры Моисея и Илии. Нетрудно понять, что Крест в круге — это образ Христа, три ягненка (вспомним евангельский рассказ о Преображении) — апостолы Петр, Иаков и Иоанн, деревья, трава и кусты — символ самой горы Фавор, на которой преображение и произошло. Мозаика в Равенне — это сплав аллегории и натурализма, когда главные действующие лица еще передаются с помощью символов, но в то же время начинается постепенный переход к натурным изображениям. Происходил такой переход и в Византии. Преображение Господне. Икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. VI в. В середине VI века в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана Великого константинопольские мозаисты создали шедевр, ставший прототипом всех остальных икон Преображения. Панно полностью повторяет сюжет и композицию равеннской мозаики, но вместо аллегорий на нем изображены реальные человеческие фигуры. И Христос, и апостолы представлены здесь как реальные люди, со своими характерами и отличительными особенностями. Самобытными личностями предстают перед нами и пророки — Илия и Моисей. Единственно, чего существенно «не хватает» на мозаике Синая, если сравнивать ее с шедевром Равенны, — это самого Фавора. Гора никак не обозначена на изображении, но это все равно не мешает молящемуся понимать, что перед ним — именно Преображение, а не какой-либо иной евангельский сюжет.

http://foma.ru/ikonografiya-preobrazheni...

Левая (северная) стена – от алтаря к входу: 1 . Брак в Кане Галилейской. 2 . Умножение хлебов и рыб. 3 . Чудесный улов рыбы (Призвание Петра и Андрея). 4 . Исцеление слепого в Иерихоне. 5 . Исцеление кровоточивой женщины. 6 . Христос и самарянка. 7 . Воскрешение Лазаря. 8 . Притча о мытаре и фарисее. 9 . Лепта вдовицы. 10 . Притча о Страшном суде (разделение на агнцев и козлищ). 11 . Исцеление расслабленного в Капернауме. 12 . Исцеление бесноватого (изгнание бесов в свиней). 13 . Исцеление расслабленного у купальни Вифезда. Правая (южная) стена – от алтаря к входу: 1 . Тайная вечеря. 2 . Молитва Христа в Гефсиманском саду. 3 . Поцелуй Иуды. 4 . Взятие Христа под стражу. 5 . Христос в синедрионе. 6 . Христос предупреждает Петра об отречении. 7 . Отречение Петра. 8 . Иуда возвращает деньги. 9 . Христос перед Пилатом (Пилат умывает руки). 10 . Шествие на Голгофу. 11 . Жены-мироносицы у гроба. 12 . Явление Христа ученикам на пути в Эммаус. 13 . Уверение Фомы. (Изображения Распятия нет. – Прим. ред.) ВИКТОР НИКИТИЧ ЛАЗАРЕВ (1897 –1976) – историк искусства, специалист по истории искусства Византии, Древней Руси и Италии эпохи Возрождения. Заведующий кафедрой истории зарубежного искусства МГУ. Один из создателей Института истории искусства РАН. Член-корреспондент АН СССР, лауреат Государственной премии СССР. О. Демус. История среднеизантийской системы 54 …Мозаики нефа Сант Аполлинаре Нуово в Равенне… относятся к 6 в., и, несмотря на повреждения и как минимум два этапа их исполнения, представляют собой лучший пример последовательного и функционального декора интерьера базилики. Два длинных ряда фигур – мужских на одной стороне и женских на другой – представлены на двух противоположных стенах нефа в церемониальной процессии, направляющейся к восточному концу, где Мария и Христос восседают на престолах, дабы принять их поклонение. Эти мученики и святые жены, которые, выйдя из Классе и Равенны, направляются к своей цели – апсиде, являются идеальными изображениями молящихся, чью духовную позицию они выражают. В то же время они воплощают изысканный ритм форм поддерживающих аркаду колонн, которые мерно шествуют по направлению к апсиде. Статуарные фигуры пророков, расположенные вверху, между окнами, подчеркивают этот ритм. Все стены отданы под мозаику. Расположенные над окнами (базилики Сант Аполлинаре Нуово. – Прим. ред.) сцены жизни Христа – пережиток более ранней иллюстративной системы, состоящей из небольших повествовательных композиций, – организованы в два иконографически сопоставленных цикла. Один из них изображает проповедь Христа, а другой – Его Страсти. И тот, и другой соответствуют порядку пасхальных чтений, принятому в Равеннской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Лукия, мц. Сиракузская. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна. 60-е гг. VI в. Лукия, мц. Сиракузская. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна. 60-е гг. VI в. На древнейших изображениях Л. представлена в богатых одеждах: белом платье, расшитой золотом тунике, на собранных волосах - корона, к-рая удерживает спускающийся на плечи белый плат. На мозаике сев. стены базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (60-е гг. VI в.) она шествует вместе с др. мученицами вслед за волхвами и несет подобно дарам Христу и Богоматери венцы мученичества. Сверху ее изображение подписано: «SCA LUCIA». По мнению К. Скварр, фигура Л. помещена на фреске в апсиде рим. ц. Сан-Себастьяно-аль-Палатино (прежнее посвящение церкви Санта-Мария-ин-Паллара, 999), однако образы мучениц, по облику и одеждам напоминающие фигуры на равеннских мозаиках, не имеют подписей. К ранневизант. образцам восходит изображение Л. на фреске в апсиде ц. Сант-Элия в Кастель-Сант-Элия близ Непи (XI в.): она, в расшитом платье, с белым шарфом на голове, подносит золотой венец стоящему в центре арх. Михаилу. На фреске в крипте ц. Сан-Марчиано (XII в., Сиракузы) молодая Л. облачена в темное платье и белый головной плат, в левой руке крест. В визант. памятниках образ святой встречается редко. Сцена мученичества Л. была включена в Минологий, написанный и украшенный миниатюрами для имп. Василия II в К-поле (1-я четв. XI в.; Vat. gr. 1613. Fol. 242): святая изображена на 1-м плане в алом платье, кровь льется из отсеченной головы и шеи; палач стоит между скалами над ее падающим телом, справа от него - древо и городская стена с аркой на дальнем плане, слева - костер. У Л. короткие волнистые волосы, глаза закрыты; струи крови, цветы на кусте, цвет платья Л. и языки пламени соединяются в кроваво-красном колорите миниатюры. Лукия, мц. Сиракузская перед судьей. Алтарная картина. 1523–1532 гг. Худож. Л. Лотто (Национальная Государственная галерея в Ези) Лукия, мц. Сиракузская перед судьей. Алтарная картина. 1523–1532 гг. Худож. Л. Лотто (Национальная Государственная галерея в Ези)

http://pravenc.ru/text/2110869.html

1327 Наконец, когда победы его генералов подчинили его власти Африку и Италию, император дал в них полный простор своей любви к постройкам и тратам. «Юстиниан, говорит Евагрий, возобновил в Африке сто пятьдесят городов; некоторые он перестроил заново, другие, бывшие в большей своей части разрушенными, он возобновил с большим великолепием. Во всех он тратил большие средства на их украшение, на общественные и частные постройки, опоясывал их стенами и сооружал великолепные здания, столько же служившие для блеска поселений, сколько и угодные Богу». 1328 По берегам моря создавались порты 1329 ; родились новые города в пустынях нумийдской возвышенности. Карфаген с его дворцами, церквами, великолепными термами, которым супружеская любовь императора присвоила имя «Феодорские» 1330 , с его площадями, окруженными портиками, превратился по воле Юстиниана в совершенно новый город. 1331 В Италии тоже проводились новые дороги и строились великолепные здания; и теперь еще в Равенне церкви Св. Виталия и Св. Аполлинария свидетельствуют о попечении, оказывавшемся базилевсом полуострову и о необыкновенном развитии сооружений, придающих славу его царствованию. Даже в настоящее время, от одного конца империи до другого, от константинопольской св. Софии до отдаленного монастыря на Синае, от фессалоникских церквей до вифлеемских, от базилик в Равенне и Паренцо до погибших городов центральной Сирии, от африканских крепостей до константинопольских колоссальных цистерн или до сохранившихся в целости арок моста на Сангариосе, – все бесчисленные здания и все им созданное свидетельствуют во славу Юстиниана, о его благородных заботах, о его деятельности и о великолепии его построек. 106. План и разрез цистерны Жере-батан-Серай в Константинополе ( Strzygowski Die byz. Wasserbeh. von Ср.). С тем же несколько чрезмерным жаром, который Юстиниан вносил во все части своего дела, он отдался всецело в течение 535 и 536 гг. своему великому предприятию – административной реформе и надеялся в двенадцать-пятнадцать месяцев посредством ряда указов осуществить все свои благие намерения.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Рисунок. См. изображение в оригинале Рисунок. См. изображение в оригинале Более привычный ансамблевый характер имеют мозаики базилики в Порече. Как и римские раннехристианские мозаики, они украшают исключительно апсиду. Роскошная базилика с атриумом и мраморными колоннами, построенная епископом Евфрасием в 530–550 гг., тогда же была и расписана. На триумфальной арке – Христос с апостолами в медальонах. Конха апсиды отделена фризом, где образ Агнца в медальоне фланкирован полуфигурами мучеников и мучениц. С иконографической точки зрения замечательна мозаика самой конхи. Здесь – очень ранний пример образа Богоматери на престоле, в окружении ангелов. За ними представлены мученики (очевидно, патроны заказчиков), епископ Евфрасий и диакон с маленьким мальчиком. Ниже – сцены «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», «Благовестие Захарии с Иоанном Крестителем». Из этого последнего подбора становится ясным, что образ Богоматери в конхе здесь не случайность, а осознанный выбор. В конхах боковых апсид изображены сцены коронования Эммануилом мучеников Козмы и Дамиана и епископов Равенны – Урса и Севера. Стиль мозаик весьма близок мозаикам Сант Аполлинарио Нуово в Равенне, хотя выглядит проще, наивнее и допускает в свою жесткую систему такие трогательные отступления, как изображение сына диакона. Нельзя не отметить и отдаленный отзвук, своего рода флер, напоминающий апсидные композиции Рима. Формы выглядят более грузными и тяжелыми, чем в Равенне, линии – жестче и отрешенней. Застылость, абстрактность, неподвижность возведены в абсолют, из-за чего это простодушное в основе своей искусство выглядит масштабным и едва ли не угрожающим. Церковь Панагии Канакарии на Кипре представляет еще один ранний пример помещения в апсиду тронной Богородицы с Младенцем (вторая четверть VI в.) 41 . Стиль этих мозаик обнаруживает странное смешение оконтуренности, схематизма в фигуре Младенца в апсиде и более живописной системы в фигурах мучеников в медальонах. Ранняя миниатюра Хронология самой ранней византийской миниатюры определена рамками V–VI вв. До этого времени мы практически не сталкиваемся с иллюминированной книгой: первые христианские рукописи не имели иллюстраций. Самые ранние миниатюры Византии по преимуществу относятся к Юстиниановой эпохе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

св. Апостолов в К-поле), а также решением одних и тех же задач, напр. соединения в одном здании литургических и символико-мемориальных функций, т. е. задачи соединения Б. с мартирием. Но различия в литургической и культурной традициях и условиях строительства привели к тому, что пути и методы решения сходных задач с V в. стали реализовываться по-разному, что привело к сложению 2 самостоятельных типов христ. архитектуры. Византия и Восток (VI-XV вв.) Базилика вмч. Димитрия в Фессалонике. V в. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Базилика вмч. Димитрия в Фессалонике. V в. Фотография. 20-е гг. ХХ в. В IV-VI вв. на визант. территориях в Греции, на островах Вост. Средиземноморья, в М. Азии и на Ближ. Востоке, прежде всего в Св. земле, было возведено огромное количество трехнефных (реже пятинефных) Б. стандартной композиции с нартексом, экзонартексом и атрием по продольной оси. Однако уже они обладали рядом особых свойств: в вост. части Византии Б., как правило, были менее вытянутыми, их чаще строили без клерестория и перекрывали сводом (сохраняя, однако, главный неф повышенным по отношению к боковым); чаще окружали галереями с 3 сторон (ц. св. Феодора Студита в К-поле), дополняли нартексом и атрием (ц. Ахиропиитос в Фессалонике, 450-470). Среди сохранившихся ярких примеров вост. Б.- пятинефная ц. св. Димитрия в Фессалонике, сер. V - нач. VI в. С кон. IV в. заметно проникновение элементов Б. вост. типа на Запад, прежде всего в подверженную визант. влиянию Италию. Одним из важнейших образцов для европ. Б. раннего средневековья стала крестообразная ц. св. Апостолов в Милане (Сан-Надзаро), ок. 382 г., с длинным «коридорчатым» нефом, пересеченным протяженным трансептом и заканчивающимся полукруглой апсидой. Этот восходивший к ц. св. Апостолов в К-поле план был повторен в увеличенном виде в Сан-Симпличиано (Милан), кон. IV в., и в Санта-Кроче (Равенна), 1-я пол. V в., а также в дальнейшем неоднократно использовался зап. архитекторами. В трехнефной Б. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, имеющей стандартное композиционное решение, вост.

http://pravenc.ru/text/77368.html

О почитании Л. в Равенне известно с 1-й пол. V в. Августин упоминал недавно построенный ораторий (memoria) в честь Л., где исцелился паломник из Каппадокии ( Aug. Serm. 322). В 435 г. некий Лавриций построил пригородную церковь во имя Л. По преданию, записанному церковным историком Агнеллом (IX в.), Лавриций был старшим кубикуларием при дворе имп. Гонория (395-423). Император поручил ему построить дворец, но тот использовал вверенные ему средства для сооружения церкви. Мученик явился разгневанному императору и убедил его простить Лавриция (см.: Delehaye. Origines. P. 125; Mauskopf Deliyannis. 2010. P. 61-62). Архиеп. Максимиан (546-557) поместил реликвии Л. и др. святых в построенной им ц. св. Стефана. Вместе с Сикстом II и Ипполитом мученик представлен в процессии святых на мозаиках базилики Сант-Аполлинаре-Нуово, созданных при архиеп. Агнелле (557-570). В отличие от др. мучеников, одетых в белое, Л. изображен в золотой тунике под белым плащом ( Mauskopf Deliyannis. 2010. P. 255-256, 326-327). Сведения о почитании Л. в Юж. Италии также относятся к V-VI вв. Известно об изображении мученика на утраченных ныне мозаиках церкви в сел. Сан-Приско близ Капуи (V-VI вв.). Во время епископства Иоанна II (535-558/9) при его дворце в Неаполе была построена базилика Л. (Сан-Лоренцо-Маджоре; в 1234 церковь была передана францисканцам, которые возвели на ее месте существующий ныне готический храм). Среди итал. церквей, освященных во имя Л.,- кафедральный собор в Тиволи, к-рый впервые упоминается в жизнеописании папы Льва III (795-816). В X-XI вв. был основан собор Сан-Лоренцо в Перудже, а в 1118 г. папа Геласий II освятил кафедральный собор во имя Л. в Генуе. После основания епископской кафедры в Витербо (1192) городская церковь во имя Л. получила статус собора. Статуя сщмч. Лаврентия в частицей его мощей в сокровищнице собора Сан-Лоренцо в Генуе Статуя сщмч. Лаврентия в частицей его мощей в сокровищнице собора Сан-Лоренцо в Генуе В Галлии культ Л. появился не позднее V в. и вскоре получил широкое распространение. Дукс Викторий, наместник вестгот. кор. Эвриха (466-484), построил ц. святых Л. и Германа в Ликаниаке (ныне Сен-Жермен-Ламброн, деп. Пюи-де-Дом) ( Greg. Turon. Hist. Franc. II 20). Базилика во имя мученика находилась также в Арверне (ныне Клермон-Ферран), в ней был похоронен еп. Галл († 551) ( Idem. Vit. Patr. VI 7; ср.: MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 122; T. 7. P. 458). Среди храмов, основанных Туронским (Турским) еп. Перпетуем, была базилика в честь Л. на горе Лавдиак (ныне Монлуи-сюр-Луар, деп. Эндр и Луара) ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 31. 6). При базилике Л. в Паризиях (ныне ц. Сен-Лоран в Париже) существовал монастырь (Ibid. VI 9, 25). В честь мученика была названа одна из церквей мон-ря Фонтанелла (Сен-Вандрий), основанного в 645 г. св. Вандрегизилом (MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 19-20).

http://pravenc.ru/text/2462435.html

К. в храмовой декорации использовали с раннехрист. времен, напоминая о том, что это победный символ; украшенный камнями (геммами) К. стал устойчивым атрибутом Христа, сближая его иконографию с традициями почитания императора. В ранневизант. иконографии К. постоянно соединяется с др. символами императорской власти (лабарум, венец, сфера-держава, круг-щит, престол или трон,- впосл. формула для Этимасии ). Появляются образы и композиции, где К. соединяют с темой Жертвы Господней: Христос Добрый Пастырь с агнцем, отмеченным знаком К. на голове, агнец с К. Мозаика апсиды ц. Сан-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна. Сер. VI в. Мозаика апсиды ц. Сан-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна. Сер. VI в. С эпохи имп. Феодосия, в течение V-VI вв., К. занял место центрального символа в составе храмовой декорации (напр., 4-конечный инкрустированный К. с подписью «Спасение Мира» и медальоном в центре с образом Христа в конхе апсиды базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (ок. 526)). В эпоху иконоборочества в Византии изображениями К. заменяли традиционные композиции алтарных апсид в храмах и почитаемые изображения Христа на стенах городов и церквей (образ Христа Халкитиса). Судя по сохранившимся примерам, они могли восходить к образу К. на Голгофе (мозаичный К. сер. VIII в. в конхе ц. Св. Ирины (Св. Мира) в К-поле с симметричными каплями-бусинами на концах перекладин и ступеньками в подножии). Как мотив настенной храмовой декорации (прежде всего в технике фрески), независимый от фигурных композиций, К. сохранился в зрелом и позднем средневековье в искусстве визант. круга. Он остается в символически значимых пространствах, прежде всего алтаря, жертвенника, как, напр., 4-конечный золотой К. с камнями и жемчугом, с процветшими снизу ветвями (базилика?) (фреска юго-вост. столба за иконостасом Успенского собора Владимира, ок. 50-х гг. XII в.?); 8-конечный процветший К. с косой нижней перекладиной, орудиями страстей и венцом (ниша жертвенника в стене новгородской ц. Спаса на Ковалёве, 80-е гг. XIV в.). Процветшие К., сочетающие декоративную функцию с символической, широко распространены в декорации храмов на Балканах, особенно в оформлении откосов стен, столбов, пилонов, лопаток, чему способствует узкое пространство этих поверхностей. Встречаются К. с криптограммами (символы Христа на К. в навершии композиций с фигурами пророков и аскетов на зап. стене на хорах церкви в мон-ре Грачаница). К. в евангельских и исторических сюжетах

http://pravenc.ru/text/2459015.html

Практически все храмы в Равенне построены византийцами, а все мозаики – это классические византийские мозаики. В V веке есть два типа мозаик. Первый, когда мозаика целиком выполнена в живой, объемной античной традиции. В качестве примера можно привести мозаики V века мавзолея Галлы и баптистерия православных. Мозаики конца V– начала VI века уже становятся условными, символическими. И самые яркие представители такого нового изобразительного подхода – это баптистерии ариан, базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (т.е. Новая базилика святого Аполлинария) и базилика святого Аполлинария Классик (т.е. классическая), где видно, как от античной традиции переходят к символизму, условности, плоскостному изображению, для того чтобы лучше передать идеи именно евангелического учения.     Мы можем предполагать, что с III — IV веков иконы появляются в Византии и вообще в Римской империи, которая еще, слава Богу, существует до 476 года в качестве Западной и Восточной Римской империи. Появляются иконы, и появляется спор о том, возможно ли изображать Бога, апостолов, святых на досках, с помощью мозаик? Главная позиция иконоборцев сводилась к тому, что чрезмерное почитание иконы равно идолопоклонству. А поскольку Ветхий Завет запрещал изображение человека и других существ, то традиция, идущая от Палестины, Сирии — восточных районов Византии, собрала довольно много своих сторонников. Мы знаем, что в городе Эльвире в 306 году впервые был наложен запрет на писание икон и вообще их почитание. Дальше эта волна иконоборчества прокатилась по всему христианскому миру, причем захватила как западную часть Римской империи, так и восточную — арамейскую. На греческом языке Римская империя — собственно Ромейская империя. Слово «Византия» — это изобретение историков, сами жители этой страны так себя никогда не называли. Если касаться иконоборчества на Западе, то мы знаем, что в VI веке марсельский епископ запретил использование икон в богослужениях, хотя можно было держать их дома. В 726 и 730 годах Лев III, папа Римский, то есть глава западного направления в христианской Церкви, — напомню, что в VIII веке Церковь была еще единой, хотя уже сформировались две ее части: восточная — Греческая и западная — Римская — издал эдикты, запрещающие не только использовать иконы в богослужении, но и держать их дома, и иконы, в общем-то, уничтожались.

http://academy.foma.ru/tag/istoriya-ikon...

По одним данным, епископ Просдоким был мучеником, а по другим – он Сщмч. Аполлинарий, еп. Равеннский. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ок. 549 г. скончался в преклонном возрасте , и его тело с почестями было погребено в небольшой молельне, посвященной его имени и находившейся в одном из самых древних строениях города. Самое раннее письменное упоминание о епископе Просдокиме относится только к VI-мy столетию – это надпись на рельефе в базилике Св. Иустины. По преданию, почитание св. Просдокима как первого покровителя Падуи возникло в городе на рубеже V–VI вв., однако первый документ, повествующий о его почитании, относится только к 860 г. Поводом для написания в XII в. жития Просдоция стало обнаружение его захоронения в одной из часовен базилики Св. Иустины. День памяти св. Просдокима отмечается в Падуе 7 ноября. В 1345 – 1359 гг. предположительно в Риети отчеканена серебряная монета гроссо (2 сольдо) с изображением сидящего на троне небесного покровителя Падуи св. Просдокима с нимбом. Монета, посвященная св. Просдокиму (1345 – 1359 гг.)      В руках у святого — епископский посох и макет города Падуи. На обратной стороне монеты изображен ажурный крест и герб города Каррара. Эта монета, имела хождение в северных итальянских городах-государствах. В XV в. художник Андреа Мантенья изобразил св. Просдокима в рост на «Алтаре евангелиста Луки». Позже падуанского святого изобразил на своем полотне и Пьетро Дамини (1592 – 1631). Св. Просдоким работы Андреа Мантенья      Ныне мраморный г. саркофаг с мощами св. Просдокима находится в алтаре Св. Просдокима, расположенном в Мемориальной часовне, посвященной Божией Матери Марии, где раньше хранились мощи раннехристианских святых. Здесь же ( слева от алтаря) находятся и каменные фрагменты древней часовни V– VI вв. Саркофаг св. Просдокима в базилике Св. Иустины      Над саркофагом итальянской работы укреплен рельеф из греческого мрамора ( конец V-ro – начало VI-ro в.) с изображением св. Просдокима. Интересные путевые заметки о посещении 17 августа 1697 г. базилики Св. Иустины оставил в своем дневнике граф, он же – государственный деятель и дипломат Петр Андреевич Толстой (1645 – 1729). В них почему-то отсутствуют какие-либо упоминания о гробнице св. Луки и о захоронении св. Просдокима, зато подробно рассказывается о самой базилике и ее интерьере, о костных останках неизвестных святых, а также мощах св. мученицы Иустины.

http://pravoslavie.ru/93364.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010