547); Богоматери, если церковь была посвящена Пресв. Богородице (Санта-Мария-Маджоре в Риме (не сохр.); Санта-Мария-Маджоре в Санта-Мария-Капуа-Ветере, 1-я пол. V в. (не сохр.); базилика Евфразиана в Порече, 543-553); мученика, если базилика исполняла функцию мартирия (Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне - бывш. Сан-Мартино-ин-Чьель-д " Оро, нач. VI в.; Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, ок. 549 г., и проч.). В куполах центрических сооружений (баптистерий, мартирий, мавзолей) чаще всего использовались символические образы Христа (Хризма, Крест, Агнец, Его монограмма) на фоне темно-синего звездного неба (мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, 425-450; капелла Сан-Джованни-Эванджелиста в Латеранской базилике в Риме, 2-я пол. V в.; Архиепископская капелла в Равенне, кон. V - нач. VI в.), значительно реже - Вознесение или Второе пришествие Христа (ротонда вмч. Георгия в Фессалонике, 1-я пол. V в.). В декорации алтарного пространства используют сюжеты из ВЗ, получившие в святоотеческой традиции истолкование в связи с таинством Евхаристии («Жертвоприношение Авраама, Авеля и Мелхиседека», «Гостеприимство Авраама»; см. мозаики ц. Сан-Витале в Равенне). Т. о., в раннехристианских и ранневизантийских храмах уже присутствуют отдельные элементы классической системы визант. храмовой декорации, которая получит свое логическое завершение и богословское обоснование в послеиконоборческое время и найдет визуальное выражение в системе украшения храмов крестово-купольного типа. Мозаика апсиды базилики св. Евфразиана в Порече, Хорватия. Сер. VI в. Мозаика апсиды базилики св. Евфразиана в Порече, Хорватия. Сер. VI в. В эпоху иконоборчества, судя по историческим свидетельствам, М. по-прежнему продолжали создавать, но использовали эту технику прежде всего для украшения светских интерьеров. Ни один из этих интерьеров не сохранился; по мнению ученых, представление о них могут дать полы Большого дворца в К-поле (2-я пол. VI в., Музей мозаик Большого имп. дворца, Стамбул). Поскольку на стенах визант.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

Атрибутами А. являются свитки как образ христ. учения, у евангелистов - кодексы (иногда у всех А., как в капелле прп. Аполлония в Бауите (Египет), VI в.); в ранний период - крест как орудие победы (у апостолов Петра и Андрея обычно кресты на длинных древках), венок - символ победы (мозаики баптистерия Православных в Равенне, сер. V в., Арианского баптистерия в Равенне, ок. 500), крест и венок (рельеф саркофага «Ринальдо», V в., Равенна). Отличительный атрибут ап. Петра, согласно евангельскому тексту,- ключи (Мф 16. 19) - появился с сер. IV в. (мозаика Санта-Констанца в Риме, IV в.). Известны изображения А. с предметами, к-рые упоминаются в евангельских чудесах, напр. с корзиной хлеба и рыбой (саркофаг, IV в. (Музей Лапидарий. Арль)). До запрещения символических изображений 82-м прав. Трул. собора (692) были широко распространены образы апостолов-агнцев: перед вратами или выходящими из врат Вифлеема и Иерусалима (ц. Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440, ц. святых Космы и Дамиана в Риме, 526-530, ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, 549, рельеф саркофага из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, V в.). Наиболее распространенным типом апостольских композиций является изображение 12 А., окружающих Христа, в основе к-рого лежит евангельская символика числа 12, связывающая ветхозаветные (12 патриархов, 12 колен Израилевых) и эсхатологические образы (12 врат Небесного Иерусалима). Ранняя иконография сцены (катакомбы Домитиллы, кон. III - сер. IV в., рельеф серебряного реликвария из Сан-Надзаро в Милане, IV в., рельеф реликвария, сер. IV в. (Музей в Брешии),- представлено 6 А.) восходит к античным изображениям философа в окружении учеников (напр., «Плотин с учениками» - рельеф саркофага, 270 (Музеи Ватикана)). С IV в. эта композиция известна в росписях алтаря (конха апсиды ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в., ц. Санта-Пуденциана в Риме, 400). В рельефах саркофагов фигуры 12 А. могут располагаться по сторонам стоящего или сидящего на престоле Иисуса Христа: каждая под отдельной аркой (саркофаг, IV в. Арль), попарно (саркофаг Проба из собора ап. Петра в Риме, 395), группами по 3, 4, 5 (саркофаг из ц. св. Иоанна Студийского в К-поле, V в.). В центре апостольского ряда также может изображаться Богоматерь с Младенцем (капелла прп. Аполлония в Бауите (Египет), где изображено 14 А., VI в.) и Этимасия (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, ок. 520).

http://pravenc.ru/text/75732.html

Шарль Диль (французский историк) Иллюстрации 1 Медная монета Юстиниана, выбитая в Равенне в 560 г. Золотой солид Юстиниана Консульский диптих Юстиниана Печать (свинцовая булла) Юстиниана Серебряный медальон Юстиниана Император Юстиниан (мозаика в Равенне) Император Юстиниан (мозаика) Медная монета Юстиниана Золотой солид Юстиниана Золотая медаль Юстиниана Статуя Юстиниана на Августеоне, по рисунку Нимфириуса Серебряный диск с изображением императора, найденный в Керчи Медная монета. Юстиниан на троне Обрывок византийской ткани Императрица Феодора (мозаика) Византийская ткань из Египта Костюмы женщин в VI веке (мозаика) Византийская ткань из Египта Девы мудрые и девы неразумные. Миниатюра Золотая пластинка с изображением императрицы Бюст женщины VI века (Амалазунты?) Печать (свинцовая булла) Иоанна апоэпарха Костюмы женщин VI века Ободок из слоновой кости на кафедре Максимиана Ободок из слоновой кости на кафедре Максимиана Обрывок туники Византийская ткань из Египта Пилат и Евреи (Миниатюра из Codex Rossanensis) Христос перед Пилатом (Мин. из Cod. Rossan.) Отделка из мрамора и перламутра стен церкви в Паренцо Развалины дома Юстиниана в Константинополе Прошивка рукавов Христос на троне среди ангелов (мозаика) Св. дева Мария на троне среди ангелов (мозаика) Хитон мужчины Печать Трибониана Мозаика абсида церкви св. Виталия в Равенне Восточная ткань VI века Серебряная чаша, найденная в Березове, в Сибири Прошивка рукавов Кайма византийской ткани Женский хитон: отделка и прошивка Печать или свинцовая булла консула Павла Мозаика арки в церкви Космы и Дамиана Золотой солид Юстиниана Диптих Магнуса, консула 518 г. Вход И. Христа в Иерусалим (миниатюра) Дворец Теодориха в Равенне Благословляющий Христос (мозаика) Печать Траземунда, короля вандалов Серебряная монета Аталариха Теодат, изображение на медной монете Сереб. монета Витигеса с изобр. головы Юстиниана Гробница Теодориха в Равенне Обломки золотой брони Теодориха Пиксида из слоновой кости Пиксида из слоновой кости Пиксида из слоновой кости

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Другое воспоминание относилось к великому государю остготов Теодорику. Этот варвар, сделавшийся почти римлянином, также любил Равенну особенной любовью. Он построил в ней великолепные церкви, св. Марии in Cosmedin 2919 и св. Мартина «с золотыми небесами», которая теперь называется церковью св. Аполлинария Nuovo 2920 ; он выстроил здесь пышный дворец, план которого, как кажется, походил на константинопольские Священные Палаты, и который также был украшен блестящими мозаиками, на которых король представлен в боевом костюме между двумя символическими фигурами, олицетворявшими Рим и Равенну. 2921 На площади перед дворцом возвышалась прекрасная бронзовая конная статуя короля-варвара 2922 и таков был его престиж в Равенне, что память его, хотя и запятнанная ересью, пользовалась уважением среди православных византийцев, которые не посмели коснуться чего бы то ни было, что напоминало столь великое и славное имя. Еще и теперь восхищаются в Равенне знаменитой Ротондой с тяжелым каменным куполом, в которой был похоронен Теодорик Великий. На вновь завоеванную столицу Галлы Плациды и Теодорика, как и везде, Юстиниан пожелал наложить свою печать. С своей обычной набожностью, он наполнил приношениями равеннскую церковь 2923 , разоряя в ее пользу остававшихся арианцами готов; он дал ей множество привилегий, сделал базиликам великолепные подарки и своей щедростью заслужил, по словам равеннского хроникера, то, «что по его смерти в Равенне была великая скорбь и печаль о потере столь правоверного государя». 2924 К тому же, как орудие для выполнения своих желаний как помощника для удовлетворения своей склонности к постройкам, Юстиниан нашел в самой Равенне человека, какой ему был нужен: это был архиепископ Максимиан (546–556 гг.). Максимиан, подобно императору, изображен на мозаике церкви св. Виталия и, подобно императору, оставил по себе среди равеннатов долгую память. Еще два или три века спустя после его смерти ходило много рассказов о его более или менее легендарных приключениях, о его долгих путешествиях на Восток, о дружеских отношениях с Юстинианом и при том не без непочтительного укола для императорского авторитета и епископской строгости о том способе, каким благочестивый епископ надул великого императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

После длительных переговоров имп. Анастасий I признал Теодориха королем готов (497), даровал ему право назначать консула от Зап. Римской империи (498) и только в 516 г. объявил его правителем И. Тем не менее официальный статус Теодориха обозначался в источниках по-разному. В офиц. переписке, которую от лица Теодориха вел Кассиодор, гос-во остготов, именовавшееся «империя» и «республика», изображалось как зап. часть Римской империи (regnum Romanum). На Римском Соборе 499 г., в котором приняли участие 66 епископов, в честь короля были провозглашены имп. аккламации. Притязания Теодориха на равный с восточноримским императором статус, о к-рых никогда не заявлялось открыто, выражались в придворных обычаях (использовании имп. пурпура), в активной строительной деятельности, в основании г. Теодорикополь (местоположение неизв.) и проч. Близкие к гот. двору авторы (Кассиодор, Эннодий Тицинский) называли Теодориха восстановителем Зап. Римской империи. Визант. авторы ( Прокопий Кесарийский , Иоанн , еп. Никиуский), признавая особое положение Теодориха среди варварских правителей Запада, считали его фактическим императором Зап. Римской империи. Дворец Теодориха в Равенне. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Нач. VI в. Дворец Теодориха в Равенне. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Нач. VI в. Эпоха владычества готов, и особенно период правления Теодориха, отличалась стабильностью, экономическим ростом и оживлением городской жизни в И. В Остготском королевстве сохранялась рим. адм. система. Активизировалась деятельность городских курий (власти были заинтересованы в них как в важном фискальном органе). Подчеркивая уважительное отношение к рим. сенату, Теодорих предоставил ему право назначать чиновников, наместников провинций, префектов и т. д.; рим. сенаторов король привлекал на высшие придворные должности. Хотя военную элиту составляли готы, римляне, т. е. большинство населения, сохраняли прежний уклад жизни. Несмотря на то что готы исповедовали арианство, король предоставил правосл.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Крылатый ангел (символ евангелиста Матфея ) впервые был изображен на мозаике конхи апсиды в базилике Санта-Пуденциана в Риме, кон. IV в. Оба типа ангелов, крылатые и без крыльев, представлены в ц. Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг. (в композиции на триумфальной арке - крылатые, в нефе в сцене «Гостеприимство Авраама» - бескрылые) и ц. Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г. (на триумфальной арке ангелы, несущие в медальоне крест,- крылатые, в пресвитерии в сцене «Гостеприимство Авраама» - бескрылые). С V в. ангелы изображаются, как правило, крылатыми, с нимбами, в белых туниках с клавами и белых паллиумах, в легких рим. сандалиях. Они представлены по сторонам Богоматери с Младенцем (мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, до 526) поддерживающими мандорлу (Евангелие Раввулы, 586 (Laurent. Plut. 1. Cod. 56)) или медальон с изображением Иисуса Христа (имп. диптих (Барберини), кон. V-haч. VI в. (Лувр. Париж)), креста (диптих св. Лупицина, VI в. (Нац. б-ка. Париж), агнца (мозаика свода купола ц. Сан-Витале в Равенне), медальон с монограммой имени Иисуса Христа (саркофаг, ок. 400 (Археологический музей. Стамбул)). Как архистратиги небесного воинства ангелы могут изображаться в воинских одеждах - в хитоне и плаще с тавлионом (мозаика триумфальной арки ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.). С VII в. известны изображения ангелов в лоратных одеяниях (в далматике и лоре ), в расшитых золотом и камнями сапожках, с лабарумом в руке (ц. Успения Богородицы в Никее, VII в.). Такой тип изображения, где ангелы, облаченные в одежды придворных визант. имп. двора, предстают как стражи Царя Небесного, получает широкое распространение в послеиконоборческую эпоху. Начиная с XI в. в композициях литургического характера ангелы представлены как диаконы, сослужащие Иисусу Христу (роспись апсиды ц. Св. Софии в Охриде (Македония), 40-е гг. XI в.), так, в сценах Евхаристия, Служба святых отцов, Небесная литургия, Великий вход ангелы облачены в диаконские одежды, в руках держат чаши, рипиды, кадила, свечи, покровцы. В XIII-XIV вв. получает распространение изображение ангелов в воинских доспехах (в латах) (икона «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», XIII в. (ГММК)). Тогда же появляется изображение ангела в монашеских одеяниях, основанное на эпизоде из жития прп. Пахомия Великого . Впосл. ангел в образе монаха включается в композиции «Страшный Суд» (икона «Страшный Суд», XVI в. (ГТГ)) и «Сотворение ангелов» (икона «Троица в бытии», XVI в. (СИХМ)). В виде ангела изображается София Премудрость Божия и Христос - Ангел Великого Совета . В позднесредневек. период была широко распространена иконография «Собор ангельских сил», представляющая единение ангелов под предводительством архангелов Михаила и Гавриила для защиты Божиего Престола. В иконах типа «Достойно есть» сонмы ангелов в различных одеяниях символизируют Силы Небесные. В кон. XVII в. в рус. искусстве получает распространение образ ангела-хранителя .

http://pravenc.ru/text/115092.html

26, Суббота. Утром, в 7 часов «Африка» бросила свой якорь в пристани Бейрута. Здесь жарко, а на море было холодно. От чего же жарко? От палящего ветра, который называется самум, хамсин, сирохко. III. Я в Бейруте Апрель 27, Воскресение. Гощу у консула Базили, расспрашиваю его и получаю ответы. – Где антиохийский патриарх Иерофей? – Уехал в Антиохию для закладки там новой церкви. – Что новое здесь? – Училище в православном Архангельском монастыре, близ Бейрута. – А еще что? – Вы знаете, что в Сидоне церковь разделена пополам между православными и униатами; также, т. е. пополам, хотят разделить и крышу на ней. В кабинете консула сижу один одинехонек и читаю письмо его к нашему посланнику Титову, от 27 Ноября 1851 г. под 99-м и при нем записку о Св. местах на французском языке. В этой записке Базили изложил права греков, латин и армян исторические, оттомано-юридические и настоящие хозяйственные (Les droits historiques, les droits, fondes sur la jurisprudence Ottomane, et les droits de la possession de fait), и опровергнув два первыт, признал действительными права последние и предлагал: 1 . Разделить Вифлеемскую церковь на три части так, чтобы греки владели срединою ее от алтаря до западного входа в нее с улицы, латины северным приделом, а армяне – южным; 2 . Построить храм на Елеоне на общий счет греков, латин и армян, и тем положить начало умиротворению этих трех соперников. и 3. Дозволить латинам совершать богослужение у Гроба Богоматери, а грекам в Темнице Христовой либо в приделе Св. Елены (Chapelle de S-te Héléne), или отнять у латин право священнодействия на греческой Голгофской Св. Трапезе в великий пяток. Главная точка зрения господина Базили есть beson du culte, – надобность богослужения для христиан разных вероисповеданий. Что касается до подробностей, то он, во-первых, не желал, чтобы латины чрез греческий монастырь ходили в купол над Гробом Господним для освещения его в большие праздники свои, потому что этим нарушались бы покой сего монастыря и право собственности его, так как купол этот выстроен греками; во-вторых, ставил на вид слишком большие права латин на Голгофе, где они не пускают нас ни в капеллу Елены, ни на место пригвождения Спасителя ко кресту, а сами богомольствуют и там, и тут, и в добавок на нашем Голгофском престоле в великую пятницу свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Во втором из этих документов излагаются советы, как практически добиться вышеизложенных целей. И здесь, как и при разборе всеподданнейшего доклада 13 июня 1842 года, приходится сказать, что цель была поставлена вполне правильно, но опасения, недомолвки, противоречия советов скорее могли спутать новичка в таком щекотливом деле, чем преподать ему практические указания к успешному исполнению возложенного на него поручения. В Константинополе же архимандрит Порфирий, только как простой поклонник русский, представился почти умирающему Патриарху Иерусалимскому Афанасию 127 , который едва ли, даже если бы архимандрит не сохранял своё инкогнито, мог быть полезен ему в предстоящем деле 128 . Тогда сообщения были затруднительнее нынешних, и, выехав в последних числах января из Константинополя, архимандрит Порфирий по дороге, в Бейруте, познакомился с нашим генеральным консулом Базили, с которым он затем в течение почти десяти лет сохранял дружеские отношения 129 . Вообще Бейруту посчастливилось относительно русских консулов, и Базили представлял утешительное явление не только своею энергией и тактом, но, что гораздо реже встречается, желанием ознакомиться с тою средою, в которой ему приходится жить. В предшествовавшее пятилетнее пребывание своё в Бейруте Базили успел многому научиться и не отказался поделиться приобретёнными познаниями с архимандритом. Он даже сочувственно отнёсся к нему, признав в нём полезного себе помощника, хотя, по его мнению, – подчинённого. Архимандрит же Порфирий, как новичок в деле, принял весьма благоразумно такое положение, которого резкость умерялась далёким расстоянием от Иерусалима до Бейрута. Только к Пасхе 1844 года смиренно прибыл архимандрит Порфирий в Иерусалим, где поселился в Архангельском монастыре с прочими русскими поклонниками. Какое различие с торжественным въездом епископа Александра 130 ! В Иерусалиме прожил архимандрит Порфирий остальные десять месяцев 1844 года 131 ; времени, осторожного даже, изучения положения Православия было достаточно, и нет сомнения, что он собрал все желаемые по этому предмету сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Министру Али-паше говорено было о существовании гарема на плоской крыше Святогробского храма и об уничтожении его. На это Али отвечал, что он в первый раз слышит об этом гареме, что ему не место там и что он будет снесен во время перестройки купола, а место его оградится решеткою, дабы никто тут не ходил. В коне концов Озеров высказал мне еще вот что. Едва ли греки получат позволение Порты на перестройку Святогробского купола. Порта сама на свой счет починит его. (При сем я сказал Озерову: дай-то Бог). – Вы ничего не говорите Патриарху Кириллу ни о куполе, ни о гареме, дабы не смущать его преждевременно. (Я согласился, но промолвил, что в Иерусалимской Патриархии, в мегкеме и во всем Святом Городе уже давно поговаривают о том, что Порта исправит купол на свой счет). 16 апреля 1852 г. Ходил к поверенному в наших делах при Оттоманской Порте , а у него застал султанского врача Кара-Феодориди, ученейшего и православнейшего грека. Кара-Федориди между прочим говорил мне, что Иерусалимский Патриарх должен лично благодарить султана за новый хатти-шериф , которым даны грекам новые права на святых местах, и кстати просить падишаха о перестройке купола над Гробом Господним. 27 апреля 1852 г. Я в Бейруте. Гощу у консула Базили. В кабинете консула сижу один-одинехонек и читаю письмо его к нашему посланнику Титову от 27 ноября 1851 г., и при нем записку о святых местах на французском языке... Что касается до подробностей, то он, во-первых, не желал, чтобы латины чрез греческий монастырь ходили в купол над Гробом Господним для освещения его в большие праздники свои, потому что этим нарушались бы покой сего монастыря и право собственности его, так как купол этот выстроен греками... Прочтены были мною: письмо Базили к Озерову от 3 апреля 1852 г. и Записка о куполе над Святогробского ротондою и о смежном с ним хареме. Тут он высказал вот что. Пусть турецкое правительство пришлет в Иерусалим своего чиновника для осмотра повреждений купола и местности харема, а в Константинополе и в самом Иерусалиме разгласит, что харем портит Святогробский храм и потому надобно сломать его; семейству же Алемидов пусть даст за него 100 000 пиастров... Тут же Базили настаивал, чтобы турецкое правительство, по уничтожении харема на Святогробской плоской кровле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Все с нетерпением стали ожидать этой встречи. Хотелось верить, что «авось» при личном свидании устранится вопрос об оставлении трона государем императором, хотя мало верилось этой чуточной мечте. Дело в том, что за ночь Рузский, Родзянко, Алексеев сговорились и теперь решался не основной вопрос оставления трона, но детали этого предательского решения. Составлялся в Ставке манифест, который должен был быть опубликован. Манифест этот вырабатывался в Ставке и автором его являлся церемониймейстер высочайшего двора директор политической канцелярии при верховном главнокомандующем Базили, а редактировал этот акт генерал-адъютант Алексеев. Когда мы вернулись через день в Могилев, то мне передавали, что Базили, придя в штабную столовую утром 2-го марта, рассказывал, что он всю ночь не спал и работал, составляя по поручению генерала Алексеева манифест об отречении от престола императора Николая II. А когда ему заметили 3 , что это слишком серьезный исторический акт, чтобы его можно было составлять так наспех, то Базили ответил, что медлить было нельзя и советоваться было не с кем и что ему ночью приходилось несколько раз ходить из своей канцелярии к генералу Алексееву, который и установил окончательно текст манифеста и передал его в Псков генерал-адъютанту Рузскому для представления государю императору. Весь день 2-го марта прошел в тяжелых ожиданиях окончательного решения величайших событий. Вся свита государя и все сопровождающие его величество переживали эти часы напряженно и в глубокой грусти и волнении. Мы обсуждали вопрос, как предотвратить назревающее событие. Прежде всего мы мало верили, что великий князь Михаил Александрович примет престол. Некоторые говорили об этом сдержанно, только намеками, но генерал-адъютант Нилов определенно высказал: «Как можно этому верить. Ведь знал же этот предатель Алексеев, зачем едет государь в Царское Село. Знали же все деятели и пособники происходящего переворота, что это будет 1 марта, и все-таки, спустя только одни сутки, т. – е. за одно 28 февраля, уже спелись и сделали так, что его величеству приходится отрекаться от престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010