влияние сказывается в многоугольной в плане апсиде, в пропорциях нефа и организации проемов. Интерьер базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Фотография. XX в. Интерьер базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Фотография. XX в. Дальнейшее развитие Б. на Востоке определилось основным движением архитектурной композиции к созданию органически цельного церковного здания, соединявшего свойства 2 пространственных структур, характерных для Б. и мартирия, в едином купольном сооружении (см. Мартирий , Храм, Св. Софии храм в К-поле ). В Византии был выработан тип Б. с куполом над пересечением нефа и трансепта, т. н. купольная Б., ранним примером ее является ц. св. Ирины (св. Мира, τς Ερνης) в К-поле (после 532; после 740 переоформлена в первую в столичной школе зодчества крестово-купольную структуру благодаря добавке поперечных рукавов). Типологически близкие к ней Б., чьи коробовые своды поддерживают купол с востока и запада, обследованы в Дере-Аши, Мыре, Анкаре, Визе. На Востоке в целом ранние варианты соединения базилики с купольным храмом при преобладании крестово-купольного ядра характерны для Закавказья, не знавшего визант. купольной базилики: он появляется уже с 30-х гг. VII в. в Армении (храмы в Багаване , Мрене, Одзуне, и др., а в зачаточном состоянии - в крестово-купольном храме Текора 80-х гг. V в.) и в Грузии (Цроми, Самшвилде). План: 1. Базилика св. Ирины (св. Мира) в К-поле. После 532 г. 2. Базилика св. Димитрия в Фессалонике. Сер. V — haч.VI в. План: 1. Базилика св. Ирины (св. Мира) в К-поле. После 532 г. 2. Базилика св. Димитрия в Фессалонике. Сер. V — haч.VI в. После эпохи иконоборчества, по мере ослабления традиций городской жизни, роста влияния монашества, развития архитектуры приходских и частных храмов происходит постепенное оттеснение больших Б. более компактными зданиями с центрическим планом. Уже с VIII в. Б. в Византии не была преобладающим типом, а с выработкой храма крестово-купольного типа окончательно уступила ему первенство. в XI в.

http://pravenc.ru/text/77368.html

Из базилик V в. замечательна базилика св. Сабины, на авентинском холме потому, между прочим, что представляет собой единственную древнюю римскую базилику, сохранившую по крайней мере первоначальную внутренность. Из мозаики над главным входом в нее видно, что она построена была при папе Целестине I (422–432). Базилика эта тоже трехнефная. Колонны в количестве 24, расчленяющие ее внутренность, расставлены широко и перетянуты архивольтами. Все они из паросского мрамора с желобчатыми стержнями, коринфскими капителями и аттическими базами, и первоначально принадлежали по всей вероятности какому-нибудь античному зданию. Потолок в этой базилике до сих пор еще сохранился древний, деревянный из тщательно обделанных балок и стропил. Кроме главного абсида есть еще другой в правом боковом корабле на конце его, а на левой стороне находится боковой хор. Престол стоит не у стены абсида, а в центре его полукруга и даже несколько выступает из этого полукруга 163 . Кроме этой базилики от V в. и позднее в Риме сохранилось много и других. Можно указать: san Lorenzo in lucina 440 г. san Petro in vincoli, или basilica Eudoxiana 440–62, santa Agata alla suburra 460, Santa Bibiana 480, santa Anastasia 490, santa Prisca 499, ss. Cosma e Damian 526–30, s. Martino ai monti, s. Marko, s. Agnessa fuori le mura 164 . В главных чертах все эти базилики имеют одно и тоже устройство: они трехнефные, с возвышенным средним кораблем, с абсидом, с транзептом, или без него и т. п. В других западных городах сохранилось гораздо менее древних базилик, но и они также заслуживают внимания. Так в Равенне нынешняя церковь santa Agata по первоначальной своей постройке относящаяся к 417 г., есть трехнефная базилика с абсидом, обращенным на восток, но без поперечного корабля, без двора с одним только притвором. Впрочем базилика эта сохранилась далеко уже не в первоначальном виде 165 . Столь же почти древние по своему происхождению и такой же план имеют равеннские базилики san Francesco и san Giovanni evangelista. Обе они построены между 425 и 430 годами. Первая – трехнефная базилика с тремя абсидами к востоку; вторая – тоже трехнефная с одним абсидом; обе – с притворами 166 . К более позднему времени относятся в Равенне базилики: св. Аполлинария in classe и san Theodoro прежде бывшая арианской – обе трехнефные и первая из них считается одним из лучших образцов 167 . Затем можно указать на кафедрал в. Марсели, по первоначальному происхождению своему относящийся к IV в. 168 , но базилику san Giacomo на Риальто в Венеции, построенную, в начале VI в. 169 . Кроме того замечательны некоторые такие из западных базилик, которые не сохранились до настоящего времени и известны только по описаниям. Таковы две трехнефные базилики, описанные Григорием турским 170 и базилика Феликса, описанная Павлином ноланским 171 . Вообще, в западном церковном зодчестве храмы типа базилик столь многочисленны в сравнении с храмами других типов, что действительно представляются родом почти преобладающим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Следовательно, этот тип был известной иконографической новостью, вытекавшей из истории типа Христа в первых веках христианства. Известно, что символический юношеский образ Христа (саркофаги, живопись катакомб и мелкие вещи их) только в IV в. (а не в II и III, как думали по разным поддельным или позднейшим изображениям) сменяется (но не всегда) типом исторического характера, пожилого возраста, с бородой и длинными волосами. Но эти черты или воспроизводят общие формы античной фигуры (известный саркофаг Латеранского музея), 143 или придают ей несколько вульгарный тип, как бы руководясь текстом Исаии 52:14 и идеями Климента Александрийского , Иустина, Тертуллиана (таблетка слоновой кости в ватиканском Христианском музее 144 и барельефы дверей Св. Сабины). Более определенное стремление к типу историческому или, как правильнее можно его назвать, византийскому, является в римских мозаиках: Св. Пауденцианы (от которой, впрочем, только тень уцелела после реставрации), Латеранской базилики, на триумфальной арке базилики Павла «за стенами», Космы и Дамиана, и главного нефа церкви Аполлинария Нового в Равенне. Но в то же время индивидуальная характеристика типа является в мозаике Констанцы в Риме, где Христос имеет юношеское лицо, только с легким признаком бороды на подбородке и длинными белокурыми волосами. И между тем как основы византийского типа, указываемые Златоустом и др., развиваются окончательно в мозаиках Св. Софии и миниатюрах Космы, сцены Нового Завета в мозаиках Св. Аполлинария и прочие равеннские мозаики еще держатся прежнего положения, хотя и пользуются двояким типом, юношеским и мужественным, для заветных символических целей. Таков двоякий тип Христа, юного, безбородого и мужественного, с бородой, в мозаиках церкви Св. Аполлинария Нового в Равенне и барельефах двери в базилике Св. Сабины, а также на других наиболее ранних памятниках христианского искусства. Эти два типа представляются в историческом чередовании, а именно, в сценах земной жизни до Тайной вечери Христос представляется сначала юношей, с полным кругловатым и приятным лицом, безусловно, общего античного типа, и короткими волосами, но в сценах чудес этот юноша имеет уже отпущенные длинные волосы, падающие на плечи и разделенные пробором по середине; в Тайной вечере и первых сценах Страстей это уже молодой человек с усами и легкой бородой; в сцене Несения Креста и по Воскресении Он является уже с полной бородой и густой прической длинных волос, обрамляющих строгий тип, повторяемый мозаиками как равеннскими, так и римскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Действительно, без детального путеводителя или оптических приспособлений рассмотреть подробности мозаик трудно. Чтобы не пропустить интересных деталей, стоит прийти заранее подготовленным — и увидеть сцены Евангелия глазами безымянного древнего художника. Мозаики апсиды, к сожалению, погибли в VIII веке во время землетрясения. Сант-Аполлинаре-Ин-Классе Чтобы поклониться мощам святого Аполлинария и полюбоваться последней из великих церквей Равенны, нужно совершить загородную прогулку: базилика стоит в пяти километрах от города, в пригороде Классе. Здесь особенно остро ощущается ещё один из равеннских мотивов — навсегда ушедшее море. Юлий Цезарь строил здесь порт; Август сделал его своей главной морской базой для защиты Адриатики и Ближнего Востока. Для этих целей в порту постоянно находилось 250 кораблей. Византия ещё успела воспользоваться преимуществами морского положения Равенны, но довольно быстро, за два-три века, берег заносит песчаными дюнами, море всё удаляется. К IX веку город теряет своё значение ведущего порта и приходит в упадок. Интерьер базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе. VI век      «Печаль о невозвратном море», подсмотренная Блоком во взгляде равеннских девушек, — свидетельство о том, как быстро и кардинально меняется судьба города. Трудно поверить, что когда-то в Равенне вместо улиц были каналы, как сегодня в Венеции. И так же трудно представить, что некогда Венеция была вассалом Равенны. С 1441 года уже Равенна перешла под юрисдикцию могущественной Венецианской республики… Церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе («В порту») была освящена в 549 году, сразу после перехода кафедры Равенны из рук ариан к православным. Внутреннее пространство храма огромно, и даёт, вероятно, наиболее полное представление об устройстве древнехристианских базилик. Искусствоведы могут сколько угодно ворчать о том, что мозаики этого храма проигрывают другим в Равенне, об упадке искусства мозаики в послеюстиниановскую эпоху, и прочая, и прочая. Но грандиозное впечатление, созданное светом, цветом и пространством базилики, совершенно незабываемо.

http://pravoslavie.ru/76383.html

В 526–547 гг., при архиепископах Экклесии, Урсинусе и Максимиане, в Равенне на средства финансового магната Юлиана Аргентария был построен храм святого Виталия (San-Vitale). Будучи знатоком и ценителем архитектуры, Юлиан участвовал в его проектировании и осуществлял надзор над строительством. Храм в плане представляет собой октогон. Его центральное пространство увенчано куполом, сооруженным из керамических сосудов и возвышающимся над барабаном с широкими просветами, сквозь которые в храм проникает обильный солнечный свет. По контрасту с иллюзорной легкостью внутренних конструкций, извне собор производит впечатление массивного и мощного строения. Кирпичные стены октогона расчленены контрфорсами, без пристенных аркад, которые бы могли смягчить впечатление их тяжести и суровости. Замечательный в архитектурном отношении San-Vitale более всего знаменит своими прекрасными мозаиками. В пригороде Равенны Классисе, который в те времена являлся морским портом, а ныне, после того как Адриатика отступила, расположен в нескольких километрах от морского берега, в 536 г., при архиепископе Урсинусе, была заложена, а в 549-м, при Максимиане, освящена базилика, посвященная святому Аполлинарию, – Sant-Apollinare-in-Classise. К ее созданию гипотетически также имел отношение Юлиан Аргентарий. По своей конструкции это типичная классическая трехнефная базилика с нартексом, но без трансепта. Главный неф, возвышаясь над боковыми, имеет двускатную крышу. Ее кирпичные стены расчленены контрфорсами с пристенными аркадами. У входа в храм – аркада на колоннах из белого мрамора. Алтарная стена имеет вид многогранной апсиды с двумя апсидолами по сторонам. Центральный неф отделяется от боковых двумя колоннадами из 24 мраморных колонн серого цвета с белыми прожилками. Колонны увенчаны капителями кружевного рисунка. Главный неф залит светом, проникающим через окна, расположенные в его верхней части, над крышей боковых нефов. Образцом для храма в Классисе послужила другая базилика, построенная в самой Равенне еще в правление Теодориха, в самом начале 6 в., и посвященная Спасителю. После завоевания Равенны Велисарием она была названа в честь святого Мартина Турского, а в 9 столетии, когда в нее были перенесены мощи святого Аполлинария, получила одинаковое наименование с базиликой в Классисе, но с добавлением слова «Новая» («Nuove»). Центральный неф базилики Sant-Apollinare-Nuove отделен от боковых колоннадами из 24 колонн, соединенных арками. Колонны эти были привезены из Константинополя. Особенностью равеннских колонн с 6 в. становится не только исчезновение энтазиса (припухлости, утолщения), но и введение между капителью и пятой арки особого промежуточного элемента – трапецеидальной «подушки». Как и базилика в Классисе, Новая церковь святого Аполлинария украшена мозаикой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

С т. зр. основной тематики пасхальные гомилии имеют ярко выраженный сотериологический характер. Часто в них рассматриваются все или нек-рые этапы Божественного домостроительства спасения: сотворение мира, грехопадение и освобождение от греха и его последствий, а также объясняется типологическое значение ветхозаветной истории в свете пришествия Спасителя. Большая часть гомилий включает построенное по законам риторики антитетическое осмысление парадоксальных аспектов таинства спасения, сопоставление и противопоставление ВЗ и НЗ в контексте молитвенного благоговения перед чудом и тайной Воскресения Христова. С включением в состав пасхального бдения чина крещения содержание гомилий неск. меняется: более значимую роль начинает играть объяснение духовного смысла таинств Крещения и Евхаристии, к к-рым катехумены приступали в день П.; также с развитием церковного календаря часть тематики гомилий переходит к поучениям на Вход Господень в Иерусалим, дни Страстной седмицы, Пятидесятницу. Жены-мироносицы у гроба Господня. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, Италия. 1-я четв. VI в., после 561 г. Жены-мироносицы у гроба Господня. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, Италия. 1-я четв. VI в., после 561 г. Наиболее ранними свидетельствами жанра пасхальной гомилии считаются 2 памятника II в. Сочинение свт. Мелитона, еп. Сардского, «О Пасхе» (De Pascha= Melito. Pasch.; CPG, N 1092; текст см.: M é liton de Sardes. Sur la Pâque/Ed. O. Perler. P., 1966. (SC; 123); рус. пер. и комментарий: СДХА. С. 507-582) было написано, вероятно, между 160 и 170 гг., его авторство большинством исследователей не подвергается сомнению. Текст гомилии представляет собой праздничный гимн, содержащий поэтическое переложение примеров из истории древнего Израиля, прежде всего преданий о ветхозаветной П., получающих христологическое прочтение. Поэтические образы этого сочинения повлияли на византийские богослужебные тексты, а примеры истолкований библейских образов заложили основы типологической интерпретации ветхозаветных свидетельств о П.

http://pravenc.ru/text/Пасху.html

Равеннскую церковь в середине 6 в., с 546 по 556 г., занимал знаменитый архиепископ Максимиан, мозаичный портрет которого сохранился в соборе, посвященном святому Виталию. Это был хорошо образованный пастырь, обладавший незаурядным умом, остроумием и изобретательностью, граничившей с плутовством. В народе о нем слагали легенды анекдотического характера, о достоверности которых судить трудно, и все же они выпукло, хотя, наверное, односторонне, характеризуют его. Рассказывали, что до своего назначения в Равенну, еще будучи диаконом в Истрии, он нашел клад с золотыми монетами. Не желая, чтобы он весь достался императору, как полагалось по закону, он одну часть монет велел положить в тушу специально для этого забитого быка, а другую поместил в свои сапоги из козьей кожи, после чего отправился в Константинополь, взяв с собой оставшееся золото, которое он преподнес императору Юстиниану, и тот, оказав ему любезный прием, все же спросил его, «все ли он представил, что нашел. «Клянусь… – отвечал Максимиан, – что я оставил себе только то, что положил в живот и в сапоги». Ответ был очень хитрый. Юстиниан подумал, что дьякон этим указывал на деньги, израсходованные им на еду и на путевые издержки, и радуясь, что нашелся такой честный человек, назначил его архиепископом в Равенне» 644 . Духовенство и народ Равенны не хотели принимать неизвестного им чужака, но роскошными обедами и щедрыми подарками, на которые он тратил найденные и сбереженные им золотые монеты, он сумел расположить к себе клириков и городскую знать, а затем нашел способы привлечь сердца простых людей, и в конце концов паства его оценила и полюбила, в особенности за то, что он позаботился о приобретении для городских церквей мощей угодников и иных святынь. И в этом деле он обнаруживал порой незаурядную изобретательность. Согласно народной молве, основав монастырь апостола Андрея Первозванного, Максимиан поехал в Константинополь просить Юстиниана о том, чтобы тот распорядился передать в Равенну мощи апостола Андрея, но император отказал ему в этой просьбе. «Епископ не стал настаивать. Он попросил только, чтобы ему с его священниками было позволено провести ночь в молитвах у гробницы святого, и утром, вынув из-под своей епископской ризы шпагу, отрезал ей в благочестивом кощунстве бороду святого Андрея и унес ее в Равенну» 645 . При архиепископе Максимиане и под его надзором в Равенне были построены такие церкви, как храм святого Виталия, Новая базилика Аполлинария и еще одна базилика Аполлинария в портовом пригороде Классисе. Судя по их замечательной архитектуре, а еще по их прекрасным мозаикам, Максимиан обладал замечательным художественным вкусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Существует также особое греч. Мученичество И. (BHG, N 2178), составленное на основе лат. Мученичества Полихрония (опубл. Фольери по рукописи XIII в.). В заглавии И. назван великомучеником, в Мученичестве также сообщается о Конкордии (Кункордии) и 19 родственниках и слугах И., пострадавших с ним. Основная часть Мученичества посвящена диалогу между И. и имп. Децием, который тщетно пытался принудить святого принести жертвы богам. После различных пыток И. был выведен из города через Тибуртинские ворота и казнен. Предания об И., вошедшие в состав агиографических произведений о святых Сиксте и Лаврентии, оказали значительное влияние на лат. агиографическую традицию и на иконографию святого. На мозаиках базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (вероятно, 60-е гг. VI в.) Сикст, Лаврентий и И. участвуют в процессии мучеников. Изображение И. (вместе со святыми Лаврентием и Стефаном) сохранилось среди мозаичных украшений триумфальной арки базилики св. Лаврентия (Сан-Лоренцо фуори ле Мура) в Риме, построенной при папе Пелагии II (579-590). Сказания об И. во франк. «исторических» мартирологах IX в. основаны на Мученичестве Полихрония. В поэме «Победы Христа в Италии» (ок. 940) Флодоард Реймсский представил И. как соратника святых Сикста и диак. Лаврентия и верно датировал их кончину правлением имп. Валериана. Иаков из Варацце в «Золотой легенде» (2-я пол. XIII в.) пересказал агиографическое предание о мученичестве И., датировав эти события эпохой имп. Деция, которого он отождествил с соправителем и преемником Валериана Галлиеном (253-268). Иаков добавил сказание об исцелении Богоматерью и И. возницы Петра, наказанного немощью за непочтительное отношение к праздничному дню. Более подробный рассказ об этом чуде, которое предположительно произошло в Провансе, включен в легендарий Петра Кало (ок. 1330 - ActaSS. Aug. T. 3. P. 14-15). Почитание Мученики Сикст, Лаврентий, Ипполит. Мозаика в ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. 60-е гг. VI в. Мученики Сикст, Лаврентий, Ипполит. Мозаика в ц.

http://pravenc.ru/text/673789.html

Ибо пища и питье указывают на причастие, бывающее не без [участия] тела (τν μετοχν τν οκ νευ σματος γινομνην), так что если божественная сила ( θεα δναμις) не сочетается с телом и не соединится с кровью, мы не получим через нее участия в Боге (οκ ν σχομεν μετουσαν δι ατς πρς Θεν)» (Ibidem). Это отчетливо символическое понимание Е., различающее «презренные» материальные «образы» и действие прообразуемой ими «божественной силы», противоречит святоотеческому пониманию таинства; нельзя не отметить, что у Аполлинария Лаодикийского, как и у авторов др. христологических заблуждений, ошибочная христология прямо ведет к ложному учению о таинстве Е. Тайная вечеря. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Тайная вечеря. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. В «Апокритике» (Apocriticus - CPG, N 6115), надписанном именем Макария Магнезийского (вероятно, епископа г. Магнесия († 403); однако высказывались и мнения в пользу более ранней датировки текста памятника и, следов., иной атрибуции - см.: Арсений (Иващенко), архим. Макарий, Магнезийский епископ в кон. IV и нач. V в., и его сочинения//ХЧ. 1883. Ч. 1. Май/Июнь. С. 597-632; Crafer T. W. The Apocriticus of Macarius Magnes. L.; N. Y., 1919; Goulet R. U., ed. Macarios de Magnésie: Le monogénès. P., 2003. 2 t.), использование термина τπος применительно к Е. категорически отвергается. Раздел о Е. в «Апокритике» (см.: Blondel. 1876. P. 103-107) представляет собой развернутый ответ на вопрос безымянного языческого философа (в котором исследователи обычно видят неоплатоника Порфирия) о смысле слов Христа: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь [в себе] жизни» (Ин 6. 53) (см.: Blondel. 1876. P. 94). Возражая своему оппоненту, к-рый считает эти слова «нелепейшими и... дичайшими (τοπτερον κα... θηριωδστερον)» (Ibidem), Макарий начинает свою речь с того, что сама по себе мысль о вкушении человеческой плоти и крови вполне допустима уже потому, что и у языческих «физиологов» (φυσιολγων) можно научиться тому, что каждый младенец «ест плоть и пьет кровь своей матери» в виде молока, «которое есть кровь...

http://pravenc.ru/text/348067.html

77 Kreuzer. Abbildungen zur Symbol, u. Mytliol. tat. XXVI. Изображение это до такой степени сходно с изображением Богоматери по общему византийскому типу, что при иных условиях может обмануть наблюдателя. 82 См. описание этих рукописей у Кондакова в «Истории византийского искусства по миниатюрам греч. рукоп.» 1877. 83 De Rossi, Bullet, di archeologia Crist. " 1867. p. 44. Marangoni. Acta s. Victorini p, 39–40. Изображения Богоматери в катакомбах Каллиста, Домициллы, Петра и Марцеллина, Агнесы и Прискилы еще не имеют нимбов. 84 Сюда относятся: мозаическое изображение агнца в боковой капелле ла- теранскаго вантистерия (V в.); мозаики в церкви Косьмы и Дамиана (530 г, рис. у Ciampini Vet. той.т. i!. tab. XVi), св. Виталия в Равенне (547г. ibid, tab. XVIII), где агнец стоит в центре свода, усеянного звездами: это символ неба, к которому открыт доступ людям жертвою агнца; далее – на саркофаге Валентиниана в Равенне – с монограммою Р. (ср. AHegranza: Мо- num. Ant. di Milano p. 41); наконец в церкви Аполлинария во флоте (in classe) в Равенне (Ciampini t. И. tab. ХХШ). 85 Arringhi t. II. p. 14. Также на дверях церкви Пуденцианы в Риме с надписью: Hic agnus mundum restaurat sanguine lapsum mortuus et vivus idem sum pastor et agnus (cp. Ciampini. Vet. mon. t. I. p. 27). 87 Suppedaneum, у греков, – термин отожествляемый глоссариями с «scabellum», «subsellium», «subpositorium». По словам Климента Александрийского Stromat. 1. 16., он произошел от Персов. Гомер усвояет его Елене и Улиссу в Одиссее IV ст. 136; X ст. 315. В христианской иконографии встречаем его преимущественно в изображении Бога Отца, I. Христа и Богородицы. Martigny 1’art «subsellium» p. 622. 88 Примеры: в Кирхерианском музее в Риме; Неаполитанском, Парижском Клюньи 406, Флорентийском вантасгерии и в церкви S. Paolo iori le mura (13 в.). 90 В трибуне этой церкви подобный же символический сюжет: Иисус Христос в виде агнца – на горе с 4-мя реками; по бокам 12 агнцев апостолов и 2 города с роскошными цветущими деревьями... Выше Христос, стоящий в бурных волнах Иордана. Совершенно сходная мозаика в базилике Пракседы в Риме (символы Евангелистов, все сполна); а также отчасти – мозаики в триумфальной арке базилики Марии за Тибром (in Traste- еге): агнец в нимбе на троне; 12 агнцев по сторонам и 2 города с подписью: «Hierusalem и Bethlehem», – и в абсиде церкви св. Климента в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010