Багалея – о Северской земле, г. Андриашева о Волынской земле, г. Голубовского о Смоленской земле, г. Грушевского о Киевской земле, г. Молчановскаго о Подольской земле и в самое последнее время г. Ляскоронскаго о Переяславской земле. Видимо, что и первоначальное деление России на епархи, в соответствии с делением на уделы, применялось к этнографическим условиям. Укажем в пример первоначальные северо-восточные епархии. Новгородскую составили северные славянские племена ильменских славян с кривичами; затем первые двинулись на север и подчинили себе тамошние финские племена; вместе с движением их расширилась и церковная область новгородскаго владыки; земли кривичей образовали особую Смоленскую епархию; юго-восточные соседние славянские племена северян, родимичей и вятичей образовали Черниговскую епархию; вятичи по соседству объединились с финскими племенами мещерой и муромой и вместе с ними выделились в особую епархию Муромо-Рязанскую; два чисто славянских племени северян и родимечей остались в территории прежней Черниговской епархии. Интересно знать, как сказалось на верованиях и нравах муромо-рязанской паствы смешение славянского племени с финским. Известно одно, что инородцы упорно не хотели знать христианства, даже в XVII в. при Мисаиле; несомненно и то, что верования черниговской паствы были чище верований рязанской. Чисто финские племена, составившие Ростовскую епархию, оказались не особенно восприимчивыми к усвоению христианских понятий. С развитием государственности, конечно, всюду стали слабеть этнографические начала, тем не менее в истории епархиального устройства они, видимо, долго идут в параллели с государственными началами. Открытая в 1383 году Великопермская епархия представляет собой особую церковную этнографическую единцу; начальная Казанская и Астраханская тоже; позже состав Вятской епархии скорее имел этнографическую связь; по этнографическим условиям и Сибирь удобнее было ведать вологодскому архиерею, управлявшему Пермью, примыкавшей к сибирским инородцам; наконец область украинной Белогородской епархии выделена едва ли не на основании этнографических особенностей; тоже нужно сказать о Нижегородской и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Евгения перейти из Пскова в Тобольск – графу Аракчееву, а сей – написал Государю в Таганрог. Итак 30-го сентября 1825г. Император Александр I в Таганроге подписал указ: «Евгения, архиепископа Псковского, согласно собственному его желанию, перевести в Тобольскую епархию». – Тот, же преосв. Авраам, чрез которого Евгений ходатайствовал о своём перемещении, тотчас известил его о получения Высочайшего указа в Св. Синод, и в тоже время настоятельно просил его сообщить, какая у него была причина такого странного и необъяснимого желания переселиться в Сибирь, обещая твёрдо сохранить тайну. Евгений открыл ему свою тайну. 19-го окт. 1825 г. он послал след. письмо преосв. Аврааму: «Высокопреосвященнейший Владыка, милостивейший архипастырь и благодетель! Приношу Вашему Высопр-ву величайшую благодарность как за деятельное и успешное Ваше ходатайство, так и за скорое уведомление, предварившее указ, коего ещё не имею. Я ничутъ не огорчаюсь, что обнаружено в представлении и огласится указом моё собственное желание. Видно так Богу угодно. Но вы убеждаете меня открыть тайну души моей. Решаюсь, ибо вы – орудие, избранное свыше в настоящей моей перемене: открою, но не иначе, как духовному отцу, с уверением, что сие письмо сожжете и тайну по смерть сохраните. Тайна для всякого постороннего смешная и легковерная. которая если вынесть, подвергла бы меня общему посмеянию и презрению, но для меня важная. Прошу отечески взойти в мои чувства – Весь просвещённый свет смеётся снам. Дух. Регламент не велит производить в священника, кои верят снам. А я должен открыть Вашему Высо-ву, что не иная причина моего перемещения. Это без сомнения изумит вас: но прошу выслушать, какого сорта мой сон. Их было три, первый и второй через два дня один после другого третий после второго спустя три дня. В первом видится покойная матушка. Сон очень ясен. Я, говорит, пришла к тебе нарочно, посоветовать, чтобы ты просился из, Псковской епархи. Много было разговоровъет pro et contra, но заключила она тем: я этого от тебя требую, и непременно приказываю.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

402 Hunter, After the Exile P. I p. III; Nikel, Wiederherst. 96; В.Д.Попов, Возвращение иудеев. 265. 403 Seinecke Geschichte V. I. Th. II. 1884. S. 87. Eurald, Geschichte V. I. IV. 134. Dunker, Geschichte IV. 373. 5 te Aufl. 405 Может быть, это отличие и желают подчеркнуть руководители народа, когда в своем ответе говорят: „мы одни будем строит дом Богу нашему” 407 Под советниками (joazim) нужно разуметь не министров персидских, а тех лиц, которые докладывали жалобы министрам или двору (Рхеслер, Зигфрид ad loc.). 408 8) Древн. XI, 4, 9: „Между тем самаряне причиняли иудеям много зла, относясь к ним враждебно и отвратительно, полагаясь на свое богатство, и опираясь на родство свое с персами, тем более, что они происходили из страны персидской. Так, напр., они ни за что не хотели платить из своих податей ничего евреям для их жертвоприношений, несмотря на точный указ царя; при этом они ссылались на то, что у них были солидарные с ними и потворствовавшие им в том епархи». 410 Hengstenberg, Geschichte Reiches Gottes. 1871. S. 316; Kohler, Lehrbuch bibl. Geschichte 2 Half. 2 Th. S. 575. В. Д. Попов, о. с. Стр. 267. 412 Такое предположение возникает само собою. Кроме того, если названных в 1 Ездр, 5в числе товарищей Фафная Афарсафхеев считать племенем самарянским ( 1Ездр. 4:10 ), а не классом чиновников, указание на участие самарян в деле Фафная будет находиться в самом библейском тексте. 422 Hitzig, Geschichte V. 1. 1869. S. 272. Ewald, Geschiclite IV, 135; Kohler, Die Weissag. Hagais. S. 20; Rosenzweig, Jahrhundert nach babil. Exile. 1885. S. 41. M. Филарет, Начертание ц.-библ. истории, 334. Тот же взгляд в статье неизвестного автора „Состояние иудеев при персидских царях” в Душепол. Чтении 1874, май, стр. 45–46. 424 Hengstnberg, Christologie III, 134; Schulz, Cyrus der grosse Theol. St. und Kr. 1853. S. 624 f.; Vaihinger, Zur Aufhellung nachexil. Geschichte. Theol. St. und Kr. 1857. S. 87 f. (Keil. lib. cit. 442). Berthcau, S. 69 f. Riessel, 62. Keil. I. c. 442. Kuencn, Gesamm. Abhandl. 1894 S. 223 f., Meyer, 14. Siegfried, 34. Nikel, 181. Fischer, Chronol. Fragen. 1903. S. 56. Bertholet, 13. Дорошкевич, Хронология 1 Ездр. Неемии. Xp. Чт. 1886 июль-авг. 43–47; Тихомиров, пр. Малахия 1903. Стр. 50; Попов, о. с. 377.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Сам Владыка и Творец веселится о делах Своих; все праведные украсились добрыми делами. «Имея такой пример, неленостно последуем воле Его и всею силою будем совершать дела правды (33 гл.). Только ревностные в делах добра, и не беспечные и нерадивые в этом, могут в единомысленном собрании, единым духом, как бы из одних уст, взывать к Нему непрестанно, чтобы сделаться участниками великих и славных обетований Его, какие уготованы уповающим на Него. Поэтому, употребим все усилия, чтобы быть в числе уповающих на Него и участвовать в обетованных дарах. Этого мы достигнем, если будем искать того, что Ему благоугодно, исполнять то, что согласно с Его святою волею, ходить путем истины, отвергнув от себя всякую неправду и беззаконие, любостяжание и негостеприимство. Ибо делающие это ненавистны Богу, и не только делающие, но и одобряющие это (34–35 гл.). Таков путь, на котором мы находим наше спасение, Иисуса Христа, Первосвященника приношений наших, Заступника и Помощника в немощи нашей. При посредстве Его мы взираем на высоту Небес, видим чистое и пресветлое лице (Божие); чрез Него отверзлись очи нашего сердца; чрез Него несмысленный и омраченный ум наш расцветает в чудный Его свет; чрез Него восхотел Господь, чтобы мы вкусили бессмертного ведения. Он – сияние величия Божия, выше ангелов, сидящий одесную Бога, Сын Божий, Которому будут покорены враги Его. Кто же враги? Порочные, противящиеся воле Его (36 гл.). Вторая часть (36–61 гл.) содержит наставления, непосредственно касающиеся восстания в Коринфе, и главным образом, относительно Церковной иерархии. В Христианском обществе должен существовать известный, строго определенный порядок; эта мысль разъясняется прежде всего указанием на порядки, существующие в войске и на целесообразное устройство человеческого тела. Воины, под начальством вождей, стройно, усердно, покорно исполняют приказания: не все епархи, ни тысяченачальники, или стоначальники, или пятидесятиначальники и так далее, но каждый в своем чине исполняет приказания Царя и полководцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Глава четвертая. Общие меры против умственных и нравственных заблуждений и бедствий народа При всем усердии к исправлению пасомых и смягчению общественных бедствий, пастыри чувствовали недостаточность своего слова и для подкрепления его употребляли вспомогательные общие меры. Во-первых, они рассылали окружные послания и грамоты, в коих предлагали нравственные и практические наставления, сообразные с нуждами пасомых, пастырей и народа. Эти послания, по причине разнообразия содержания их, нельзя причислить ни к одному из рассмотренных отделов проповедничества, а должно назвать общими. Рассылая такие послания, пастыри подкрепляли их действие собственным надзором и распоряжением. При посещении епархий они предлагали народу необходимые наставления и делали распоряжения по устройству Церкви. Во-вторых, признавая священство учительным сословием, они постоянно внушали священникам руководить народ в вере, указывали на недостатки их самих и народа. Некоторые же пастыри усердно заботились о возвышении и исправлении духовенства и за свою ревность подвергались большим неприятностям. При этом, считая наказание действительным средством для обуздания греха и смягчения гнева Божия, пастыри требовали налагать епитимии на грешников, особенно богачей, притеснителей бедных. В тоже время, желая оградить и возвысить учительное сословие, далеко не удовлетворявшее своему духовному званию, пастыри внушали народу воздавать всякое почтение священству и монашеству. В-третьих, при содействии гражданской власти, пастыри делали административные распоряжения о поддержании церковного благочиния и благочестия в народе. 1) Рассылка окружных посланий и грамот общего содержания Мы обратим внимание преимущественно на главные послания известных пастырей, обходя, по возможности, малоизвестные, так как все они более или менее сходны содержанием. Главное внимание обращает на себя «поучение детям», Матфея, епископа саранского, которое, как думают, было разослано им по своей епархи. Поучение Матфея известно в двух редакциях, краткой и пространной. В обширном виде оно разделено на 18 глав, из коих в последних 8 главах кем-то прибавлены новые статьи. Это поучение служит совершенным типом произведений греко-русского проповедничества: оно в кратком виде содержит в себе почти все главные истины рассмотренного нами проповедничества, нравственно-аскетического и практического; отличается беспорядочностью изложения и простотою выражения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Он, будучи сиянием величия Его, столько превосходнее ангелов, сколько славнейшее перед ними наследовал имя. Ибо так написано: «Он творит ангелами Своими ветры и служителями Своими пламень огненный» ( Пс.103:4 ). О Сыне же Своем так сказал Господь: «Сын Мой Ты, Я ныне родил Тебя, проси от Меня и дам Тебе народы в достояние Твое, и пределы земли в обладание Твое» ( Пс.2:7–8 ; Евр.1:5 ). И еще говорит к Нему: «Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс.109:1 ; Евр.1:13 ). Кто же враги? Порочные, противящиеся воле Божией. Глава XXXVII Итак, братья! Будем всеми силами воинствовать под святыми Его повелениями. Представим себе воинствующих под начальством вождей наших; как стройно, как усердно, как покорно исполняют они приказания. Не все епархи, не все тысяченачальники, или стоначальники, или пятидесятиначальники и так далее, но каждый в своем чине исполняет приказания царя и полководцев. Ни великие без малых, ни малые без великих не могут существовать. Все они как бы связаны вместе, и это доставляет пользу. Возьмем тело наше: голова без ног ничего не значит, равно, и ноги без головы, и малейшие члены в теле нашем нужны и полезны для целого тела; все они согласны и стройным подчинением служат для здравия целого тела. Глава XXXVIII Так пусть будет здраво и все тело наше во Иисусе Христе, и каждый повинуется ближнему своему сообразно со степенью, на которой он поставлен дарованием Его. Сильный не пренебрегай слабым, и слабый почитай сильного; богатый подавай бедному, и бедный благодари Бога, что Он даровал ему, через кого может быть восполнена его скудость. Мудрый показывай мудрость свою не в словах, но в добрых делах. Смиренный не сам о себе свидетельствуй, но предоставляй другому дать о тебе свидетельство. Чистый по плоти... 21 и не превозносись, зная, что есть другой, дарующий ему воздержание. Помыслим, братья, из какого вещества мы произошли и какими вошли в мир, как бы из гроба и мрака. Творец и Создатель наш ввел нас в мир Свой, наперед приготовив нам Свои благодеяния прежде рождения нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на то, что учитель имеет диплом высшего учебного заведения, призван к педагогической деятельности и ставит последнюю своей жизненной задачей, он по действующему уставу, совершенно лишен какого-либо доверия со стороны главного начальства духовно-учебных заведений. За ним смотрят и его педагогическую деятельность регламентируют: смотритель или ректор, как начальник школы, епархиальный архиерей, как „главный“ начальник духовно-учебных заведений своей епархи, духовно-учебный комитет, как начальник всех духовно-учебных заведений империи, и, наконец, Святейший Синод и Обер-Прокурор. Полнее провести принцип недоверия, кажется, уже невозможно. Такая опека, такое закрепощение живого педагогического дела в высшей степени вредно повлияло на духовную школу. Поставивши деятельность учителя под надзор смотрителя и ректора, действующий устав стремился достигнуть недостижимого. Он требовал, чтобы смотритель и ректор были основательно знакомы не только с школьной педагогикой, но и с каждым предметом, преподаваемым в школе. Чтобы оценить преподавание известного предмета, сделать полезные указания, – необходимо знать этот предмет, иначе и оценка, и указания будут дутыми, не отвечающими действительности и методическим требованиям науки. Лишенные возможности иметь такую компетенцию, ближайшие начальники духовных школ, в лучшем случае, не следили за преподаванием, давая в от- —64— четах ничего не объясняющие отзывы, – в худшем – вносили беспорядок в учебное дело, вызывая учителя или на борьбу, или на безусловное подчинение себе. Последнее происходило всего чаще, потому что учитель был поставлен действующим уставом в полное распоряжение ректора и смотрителя; последние могли карать и миловать его или непосредственно, или своими докладами по начальству. Согласно уставу (3-я глава Устава семинарии и 6-я гл. устава училища), ректор и смотритель были обязаны вникать в дух. направление и способы преподавания каждого учителя, наблюдать за успешным прохождением учебных курсов и личным влиянием направлять деятельность учителей к достижению общей цели. Вместе с тем они могут делать учителю внушения и замечания, доносить о неисправных начальству и представлять, по своему усмотрению, достойных к наградам. Имея такую власть по уставу, ректор и смотритель имеют еще большую власть по доверию епархиального архиерея и центрального управления. Недоверие к учителю породило доверие к смотрителю и ректору. Высшая власть смотрит на последних, как на естественных своих представителей, которых нужно облечь известной степенью доверия и, как показала жизнь, действительно облекает.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О судебной власти епарха имеются действительно довольно обильные сведения у писателей. Сопоставляя эти сведения, нельзя не видеть, как высоко стояло в Византии судебное дело, и как идеально смотрели на правосудие во все время Вот несколько примеров этого рода. Царь Иустин I (518—527) выражает пред сенатом жалобу на то, что все его усилия поднять в стране правосудие встречают преграду в алчности и подкупности чиновников, и что он устал принимать карательные меры и желает отказаться от власти. Тогда один из присутствующих сановников говорит ему: «Государь! Избери меня в епархи города, разреши никому не давать пощады и, наконец, позволь беспрепятственно входить к тебе для докладов по делам, и я заверяю, что не пройдет и тридцати дней, как не будет более ни обижающего, ни обиженного. Если же кто донесет о каком-либо деле, что оно было у меня, и я его не решил, то я отвечаю головой». Иустин согласился на его предложение и назначил его епархом. Показав на одном случае с высокопоставленным лицом, что у нового епарха слово с делом не расходится, он действительно скоро успел поселить уважение к закону и сдержал свое слово перед царем. В награду царь возвел его в сан патрикия и назначил пожизненным епархом 14 . Есть еще прекрасный рассказ о квесторе Исокасии, точно так же рисующий весьма блестящими красками судебную систему. Царю Льву I (457—474) донесено было, что квестор Исокасии придерживается языческих мнений. Лишив его сана, царь сделал распоряжение о предании его суду у провинциального судьи, хотя по своему сану и занимаемой должности Исокасии должен был судиться пред епархом с депутатами от сената. В Константинополе начали хлопотать за Исокасия и побудили царя, отменив первое распоряжение, предоставить обвиняемому право судиться согласно его сану. Когда он явился на суд со связанными назад руками, то епарх Пусей сказал ему: «В каком виде ты предстал сюда, Исокасии!» «Не удивляюсь,— ответил подсудимый,— я человек, и меня постигло людское горе, но ты суди меня так, как бы произносил приговор в моем сообществе» 15 .

http://sedmitza.ru/lib/text/442754/

О судебной власти епарха имеются действительно довольно обильные сведения у писателей. Сопоставляя эти сведения, нельзя не видеть, как высоко стояло в Византии судебное дело, и как идеально смотрели на правосудие во все время. Вот несколько примеров этого рода. Царь Иустин I (518–527) выражает пред сенатом жалобу на то, что все его усилия поднять в стране правосудие встречают преграду в алчности и подкупности чиновников, и что он устал принимать карательные меры и желает отказаться от власти. Тогда один из присутствующих сановников говорит ему: «Государь! Избери меня в епархи города, разреши никому не давать пощады и, наконец, позволь беспрепятственно входить к тебе для докладов по делам, и я заверяю, что не пройдет и тридцати дней, как не будет более ни обижающего, ни обиженного. Если же кто донесет о каком-либо деле, что оно было у меня, и я его не решил, то я отвечаю головой». Иустин согласился на его предложение и назначил его епархом. Показав на одном случае с высокопоставленным лицом, что у нового епарха слово с делом не расходится, он действительно скоро успел поселить уважение к закону и сдержал свое слово перед царем. В награду царь возвел его в сан патрикия и назначил пожизненным епархом 112 . Есть еще прекрасный рассказ о квесторе Исокасии, точно так же рисующий весьма блестящими красками судебную систему. Царю Льву I (457–474) донесено было, что квестор Исокасий придерживается языческих мнений. Лишив его сана, царь сделал распоряжение о предании его суду у провинциального судьи, хотя по своему сану и занимаемой должности Исокасий должен был судиться пред епархом с депутатами от сената. В Константинополе начали хлопотать за Исокасия и побудили царя, отменив первое распоряжение, предоставить обвиняемому право судиться согласно его сану. Когда он явился на суд со связанными назад руками, то епарх Пусей сказал ему: «В каком виде ты предстал сюда, Исокасий!» «Не удивляюсь, – ответил подсудимый, – я человек, и меня постигло людское горе, но ты суди меня так, как бы произносил приговор в моем сообществе» 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

И другие не будут удивляться ему, потому что, при таких милостях, мы уди­вляемся не получившим дары, но подающим их, и чем выше эти дары, тем стыднее получающим их, если они были ви­новны в великих грехах. Какими глазами будет он смотреть на тех, которые находятся в царских чертогах, показывают множество своих ран и подвигов, тогда как он сам не имеет показать ничего, но и самое избавление получил единственно по человеколюбию Божию? Как если бы какой-ни­будь человекоубийца, вор, или прелюбодей, ведомый на казнь, был освобождён от неё по чьей-нибудь просьбе и получил приказание явиться в преддверие царских чертогов, то он не в состоянии был бы смотреть ни на кого, хотя и освобождён от наказания, – так точно и он. 5. Впрочем, когда говорится о царствии, не подумайте, что все удостоятся одного и того же. Если здесь в царских чертогах бывают и епархи, и приближенные царя, и еще низшие сановники, и занимающие место так называемых десятских ( δεκανν), хотя великое различие между епархом и десятским, то тем более будет так в горних царских обителях. Говорю это не от себя; но Павел полагает там еще большее различие. Какое различие, говорит он, солнца от луны и звёзд и малейшей из звёзд, такое же будет и в царствии небесном; и для всякого очевидно, что различие между солнцем и малейшею звёздою гораздо большее, нежели между так называемым десятским и епархом. Солнце вдруг освещает всю вселенную и делает её светлою, закрывает луну и звёзды; а звезда часто бывает невидима, даже и во мрак; есть много звёзд, которых мы не видим. Итак, когда мы увидим других, сделавшихся солнцами, а сами займём место малейших звёзд, которые даже невидимы, то какое нам будет утешение? Нет, увещеваю вас, не будем так беспечны, не будем так ленивы, не станем небрежно принимать подаваемое от Бога спасение, но будем делать из него куплю и умножать его. Хотя бы иной был только оглашенным, но он знает Христа, знает веру, слушает слово Божие, не далек от боговедения, понимает волю Владыки своего; почему же он медлит, для чего выжидает и откладывает?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010