Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ЗАХАРИЯ (Джорджадзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1623-1632 (?)), еп. Некресский (до 1623) ЗАХАРИЯ (Квариани), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский; Пицундский) (1658 (?) - 1660), митр. Гелатский (1639-1660) ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.) ЗЕДА-ВАРДЗИА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1-я пол. XI в., возобновлен в 1997) Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕДАЗЕНИ во имя прп. Иоанна Зедазнийского муж. мон-рь (сер. VI в.) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕМО-ТЕКЛАТИ в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь в г. Сенаки (Грузия) - см. Сенакско-Чхороцкуская епархия Грузинской Православной Церкви ЗЕРБИЦА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь Монемвасийской и Спартанской митрополии Элладской Православной Церкви ЗИНОВИЙ (Мажуга Захария Иоакимович, в схиме Серафим; 1896 - 1985), митр. Тетрицкаройский (с 1960) Грузинской Православной Церкви ЗИСИС Феодор (род. 20.01.1941), протопр., проф. богословского фак-та Фессалоникского ун-та им. Аристотеля, писатель и публицист ЗНОСКО Алексей Константинович (1912 - 1994), митрофорный прот. Польской Автокефальной Православной Церкви, гимнограф, церковный писатель, д-р богословия ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ЗОСИМ КУМУРДОЙСКИЙ свт. (пам. груз. 1 мая) Грузинской Православной Церкви, архиеп. Кумурдойский (приблизительно в 1519-1528) ЗОЧИШТЕ муж. мон-рь во имя мучеников Космы и Дамиана Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ЗРЗЕ муж. мон-рь в честь Преображения Господня Преспанско-Пелагонийской епархии Македонской Православной Церкви ИАКОВ († 1769), еп. г. Каристос (на юж. берегу о-ва Эвбея, Греция), этномартир (дословно «пострадавший за нацию») ИАКОВ (Костючук; 1966), архиеп. Белостокский и Гданьский Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_25.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) МЕТЕОРСКИЕ МОНАСТЫРИ комплекс мон-рей, расположенный в исторической обл. Фессалия, 2-й по значению центр монашества в Греции после Афона МЕТЕХИ ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XIII в.; в XIII-XVII вв.- муж. мон-рь) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви МЕТЕХИ церковь в честь Успения Пресв. Богородицы (в XIII-XVIII вв.- муж. монастырь) Самтависско-Каспской епархии Грузинской Православной Церкви МЕФОДИЙ (Кульман Владимир Николаевич; 1902-1974), еп. Кампанский Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата МИДЗНАДЗОРИ муж. мон-рь во имя святых апостолов Петра и Павла (IX-XVI вв.) Анчийской (до XV в.) и Тбетской (нач. XV-XVI в.) епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) МИКАЕЛ МОДРЕКИЛИ (2-я пол. X в.), грузинский поэт-гимнограф, гимнолог, книжник, каллиграф, мелург, составитель и редактор Нового Иадгари МИЛЕШЕВА (Милешево), муж. мон-рь в честь Вознесения Господня Милешевской епархии Сербской Православной Церкви МИРКОВИЧ Лазарь (1885-1968) прот., сербский историк церковного искусства, литургист, археограф, переводчик МИРОН (Кристя Илия (Элие); 1868-1939), предстоятель (примас) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) в сане митрополита (дек. 1919-1925) и патриарха (1925-1939), 1-й патриарх Румынский, премьер-министр Румынии (10 февр. 1938 - 6 марта 1939). МИРОН (Романул Мойше; 1828 - 898), архиеп. Сибиуский, митр. Трансильванский (1874-1898) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) МИРСИНИОТИССА действующий женский монастырь, принадлежит Мифимнской митрополии, освящен в честь Успения Пресв. Богородицы МИСАИЛ (1789-1862), митр. Афинский и всей Греции, 2-й по счету глава Элладской Православной Церкви (30 дек. 1861 - 21 июля 1862) МИТРОПОЛИЧИЙ ОКРУГ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ РПЦ, неканонично провозглашенный самоуправляемым в 1924 г. с 1970 г.- автокефальная Православная Церковь в Америке МИХАИЛ [серб. Михаило] (Йованович Милое; 1826-1898), архиеп. Белградский и митр. Сербский, богослов, историк МИХАИЛ (Дандар; род. 1947), архиеп. Пражский и Чешских земель Православной Церкви Чешских земель и Словакии МИХАИЛ I КИРУЛАРИЙ (нач. XI в.- 1059), патриарх К-польский (с 25 марта 1043 по 2 нояб. 1058), один из крупнейших церковно-политических деятелей в истории Византии

http://pravenc.ru/rubrics/121368_43.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ ОПИЗЕЛИ [Груз. ], прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт., в Кларджетских преподобных отцов и жен Соборе ), настоятель мон-ря Опиза (IX в.) Анчийской епархии ГПЦ (груз. историческая пров. Тао-Кларджети), современник и сподвижник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели). Житие прп. Григория, созданное Георгием Мерчуле в X в., сохранило эпизод, который произошел «во дни старости» прп. Григория (главы 75-76). Однажды во время сбора винограда прп. Григорий и его ученик прп. Зинон спустились из мон-ря Хандзта «в обработанный виноградник с прекрасными плодами... что на пути в Опизу» и туда пришел «вожделенный» М. О., чтобы повидать своего учителя и разрешить некоторые вопросы, касающиеся устройства духовной жизни в Тао-Кларджети. В Житии довольно подробно передана беседа святых. Так, М. О. спросил прп. Григория, «подлежит ли крещению сын еретиков, если он обратится в Православие», и прп. Григорий ответил, что даже под угрозой смерти нельзя позволять крестить младенцев священнику-еретику, потому что «лучше умереть некрещеным, чем стать безбожным, преступив закон»; детей же еретиков преподобный советовал крестить в любом случае. М. О. также попросил прп. Григория «научить его касательно Святой Троицы слову, годному для возражения противникам», т. к. ему часто приходилось полемизировать с еретиками. Прп. Григорий указал ему на свидетельство прор. Исаии о равнозначности Лиц Святой Троицы (Ис 6. 3) и на пример с 3 свечами в комнате, свет которых нельзя ни разделить, ни смешать, приведенный в гомилиях свт. Григория Богослова. Также М. О. стал свидетелем чуда: пока преподобные Григорий и Зинон пели заутреню, М. О. задремал, и тогда «божественная благодать озарила их сиянием славы... точно блеск солнца осветил темную комнату». Память М. О. в Соборе Кларджетских святых была внесена в месяцеслов ГПЦ в сер.- 2-й пол. XX в., канонизация была осуществлена в 2003 г. Ист.: Георгий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтийского/Груз. текст, введ., изд., пер. Н. Марра с дневниками поездки в Шавш(ет)ию и Клардж(ет)ию. СПб., 1911. С. 144-145. (ТРАГФ; Кн. 7); он же. То же//ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 115. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: МАКАРИЙ ЛЕТЕТЕЛИ Макарий Лететели (Немощный), прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) МАТОЙ (VIII-IX вв.), прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт. - в Кларджетских преподобных отцов и жен Соборе) АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт

http://pravenc.ru/text/2561452.html

С установлением тур. владычества в Тао-Кларджети (сер. XVI в.) К. п. постепенно пришла в запустение: мон-ри стали труднодоступными для паломников, иконы, церковные святыни, книги и утварь были либо уничтожены мусульманами, либо вывезены монахами в др. регионы Грузии. Бери Эгнаташвили, груз. историк XVIII в., описывая события 1-й пол. XVII в., отмечал, что в Самцхе-Саатабаго «не осталось ни одного верующего, кроме кларджетских пустынников» ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 427). К сер. XVIII в. монашеская жизнь в К. п. замерла ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 678). Со временем храмы разрушались или были превращены в мечети (Берта, Долискана). С 2002 г. территории К. п., как и др. земли Тао-Кларджети, вошли в новосозданную Ахалцихскую и Тао-Кларджетскую епархию ГПЦ. Устройство пустыни Светские власти устанавливали границы монастырей и разбирали поземельные тяжбы между ними. В IX в. в Кларджети образовалась своеобразная «монашеская республика» ( Марр. 1911. С. I), во главе к-рой стоял архимандрит. Первым архимандритом 12 кларджетских пустыней был поставлен прп. Григорий. По сведению Георгия Мерчуле, «святые отцы (настоятели мон-рей К. п.- Авт.) совещались с Анчийским епископом об отце Григории, чтобы поставить его архимандритом всех пустыней Кларджети, и доложили об этом властителям (Баграту I и его братьям.- Авт.); те очень обрадовались. Тогда все вместе настойчивым приглашением поставили его исполнять это дело, и он во благе управлял чином святых отцов много лет до преставления» ( Мерчуле. 1911. С. 109; Он же. 1963. С. 276). Тот же автор сообщает, что прп. Григорий строго управлял мон-рями: «О верных монахах он хорошо заботился, повинных обращал к покаянию, а непокорных правде совершенно изгонял» ( Он же. Житие. С. 136; Он же. 1963. С. 303), «наполнял сердца учеников знанием» и «все пустыни Кларджети орошались потоками его мудрости» ( Он же. Житие. С. 114-115; Он же. 1963. С. 281-282). Прп. Григорий считал, что «Бог действительно сотворил те местности (Кларджети.- Авт.) в самом начале мироздания для последних времен в двух целях - в качестве местопребывания монахов и молельни о всех христианах» ( Он же. Житие. С. 102-103; Он же. 1963. С. 269), что с помощью иноков Господь наделил светских властителей «невидимым вооружением, что крепче видимых доспехов и многочисленнее десятков тысяч конницы» ( Он же. Житие. С. 109; О н же. 1963. С. 276). Прп. Григорий был убежден, что т. о. «верные и истинные монахи не находятся ни под чьею властью на земле» ( О н же. Житие. С. 103; Он же. 1963. С. 269). Этот тезис преподобный воплощал в жизнь. Весьма показателен случай, когда прп. Григорий увез наложницу Ашота I и поместил ее в монастырь Мере, и куропалат, несмотря на свою неограниченную власть, не смог вернуть ее.

http://pravenc.ru/text/1841253.html

1911. С. 131). Обители Кларджетской пуст., в т. ч. и М., считались царскими: царский двор непосредственно пользовался их доходами или жаловал их крупным сановникам. В 1-й пол. XIII в. атабаг и амирспасалар (главнокомандующий) Грузии Аваг Мхаргрдзели († 1250) освободил кларджетские обители от хараджа (налога в пользу светских сюзеренов), в ознаменование чего 20 дек. в М. был установлен день поминовения (агапа) Авага (НЦРГ. A 97. Л. 66; Клдиашвили. 2005. С. 298). Настоятели М. участвовали в заседаниях дарбази - совещательного органа при царском дворе (Распорядок царского двора. 1993. С. 62). Во главе М. стоял игумен, к-рый подчинялся архимандриту 12 кларджетских пустыней. До XV в. М. входил в Анчийскую епархию, к нач. XVI в. отошел Тбетской епархии. Эта перемена, возможно, была связана с политикой правителей южногруз. княжества Самцхе-Саатабаго Джакели, которые стремились к полной, в т. ч. и церковной, независимости. К XV в. они завладели мон-рями Кларджети: представители этого рода, а также связанных с Джакели феодальных домов Боцосдзе, Абусерисдзе, Панаскертели, Шаликашвили и др. упоминаются в синодиках XV-XVI вв. М. и монастыря Цкаростави ( Клдиашвили. 2005. С. 298-299). Во 2-й пол. XV в. Вада Боцосдзе, представитель младшей ветви Джакели, освободил М. от бажи (дорожной пошлины), после чего в его честь также была установлена агапа (НЦРГ. A 97. Л. 232 об.- 233; Клдиашвили. 2005. С. 299). О пожертвованиях «Мидзнадзори и храму св. апостолов» говорится в приписках XV-XVI вв. к рукописи НЦРГ. A 97 ( Клдиашвили. 2005. С. 295). Из приписок к древнегруз. рукописям известны неск. настоятелей М. 1-й пол. XVI в.: Зосима (Хантубидзе) (Hieros. Patr. iver. 49. Fol. 214v; НЦРГ. H 2211. Л. 49 об.; НЦРГ. H 2338. Л. 2), Иосиф (Хантубидзе) (НЦРГ. A 503. Л. 302 об.) и Варфоломей (Балавадзе) (НЦРГ. A 97. Л. 294) ( Кекелия, Хоситашвили. 2011. С. 199-203; Халваши. 2016. С. 158). В сер. XVI в. турки завоевали Тао-Кларджети; М., как и др. обители региона, постепенно опустел и пришел в упадок.

http://pravenc.ru/text/2563170.html

98-101 101-102 МЕФОДИЙ (ок. 311), еп. Олимпийский (Патарский, Филиппийский), церковный писатель, сщмч. (пам. 20 июня) 103-111 111-112 МЕФОДИЙ (Краснопёров Михаил Платонович; 1868 - 1921), еп. Петропавловский, сщмч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 112-113 МЕФОДИЙ (Иванов Николай Михайлович; 1899-1937), игум., прмч. (пам. 27 авг.; в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 113-114 114-116 117-120 120-121 121122 МЕФОДИЙ (Кульман Владимир Николаевич; 1902-1974), еп. Кампанский Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата 122-123 123-124 МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог 121-128 МЕФОДИЙ (Филимонович Максим; † нач. 1690), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, местоблюститель Западнорусской митрополии 131-138 131-136 МЕФОДИЯ ПАТАРСКОГО ОТКРОВЕНИЕ визант. эсхатологическое сочинение VII в., составленное на сир. языке и приписывавшееся сщмч. Мефодию еп. Олимпийскому (Патарскому) 139-142 142-143 143-148 МЕЧЕТЬ культовое здание, место молитвы и собрания; центр религ., политической и общественной жизни мусульман 148-150 150-152 152-153 МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57) 153-154 155-158 179-181 МИДЗНАДЗОРИ муж. мон-рь во имя святых апостолов Петра и Павла (IX-XVI вв.) Анчийской (до XV в.) и Тбетской (нач. XV-XVI в.) епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 181-183 МИДРАШ жанр раввинистической лит-ры экзегетического и гомилетического характера, представленный в Мишне, Тосефте и Гемаре 183-184 МИКАЕЛ МОДРЕКИЛИ (2-я пол. X в.), грузинский поэт-гимнограф, гимнолог, книжник, каллиграф, мелург, составитель и редактор Нового Иадгари 184-189 189-191 МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ [Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони], скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик, поэт, крупнейший представитель Высокого и Позднего Возрождения в Италии

http://pravenc.ru/vol/XLV.html

Во времена правления атабагов Иване II (1391-1444), Кваркваре (1451-1498) и Мзечабука (1500-1515) самцхийские архиереи старались вывести Церковь Самцхе-Саатабаго из юрисдикции Мцхетского Католикосата. Церковному сепаратизму во многом способствовали Иерусалимские и Антиохийские Патриархи, в результате мусульм. притеснений вынужденные с целью сбора податей путешествовать по христ. странам Востока, в т. ч. по Грузии. Со времени атабага Мзечабука сохранилась двуязычная арабско-груз. грамота (Кекел. Ad. 503) Антиохийского Патриарха Дорофея, в к-рой мацкверели разрешалось самому рукополагать епископов (ПГП. Т. 3. С. 240-241). Мацкверели стал именоваться главой архиереев ( ), как назван, напр., еп. Серапион в надписи 1577 г. на колокольне мон-ря Зарзма ( . С. 125). Благодаря энергичным действиям Мцхетских Католикосов, особенно Давида III (Гобелисдзе), сепаратистские попытки архиереев Самцхе-Саатабаго закончились провалом ( . С. 32-33). В целях пресечения церковного партикуляризма с XV в. появились т. н. грамоты верности ( ), где архиереи и наиболее сановные иереи разных епархий клялись Мцхетскому Католикосу в верности (см., напр., грамоты архиереев Кумурдо, Манглис-Тифлиси, Тбети, Алаверди, Никози, Рустави, Руиси и др., а также настоятелей мон-рей Вардзиа и Джвари, анчийского архимандрита и др.- ПГП. Т. 3. 24-27, 31, 38, 41-44, 49, 57, 60, 61, 68, 74, 129, 138, 174, 202, 203, 238, 245, 260). Сохранились 3 грамоты мацкверели: еп. Николая (1346-1360) Католикосу Иоанну (Католикос с таким именем в этот период неизвестен, поэтому дата грамоты и время пребывания на кафедре еп. Николая определяются годами царствования Давида IX ) (Там же. 24. С. 181-182, 1149), еп. Герасима Католикосу Михаилу VI (Там же. 25. С. 182-184, 1149) и еп. Серапиона Католикосу Феодору III (Там же. 24, 25, 27. С. 185-186, 1150). Во время пребывания турок-сельджуков в Юж. Грузии (с кон. XVI в.) А. е. сильно пострадала от разрушений, кафедральный собор превратился в руины. В кон. XVII в. епархия была упразднена. По описанию царевича Вахушти, «[в Ацкури] сидел митрополит... но в настоящее время [церковь] пустует, а в крепости стоят янычары» (КЦ. Т. 4. С. 662).

http://pravenc.ru/text/77234.html

Из Анчийских епископов известны также чудотворец Захария (ix в.); его преемник Цкири (IX в.), воспитанный при дворе тбилисского эмира Сахака и при его ходатайстве занявший Анчийскую кафедру, лишенный сана «за великое зло» на созванном прп. Григорием Хандзойским церковном Соборе и умерший от «Божественного мщения» за то, что послал народ разрушить мон-рь в Анчи ( Георгий Мерчул. Житие. С. 137); Макарий (X в.), при к-ром было составлено житие прп. Григория Хандзойского; гимнограф Иоанн (XII-XIII вв.), заказавший оклад иконы « Анчийский Спас » и составивший в честь нее песнопение; Феофане (50-60-е гг. XIV в.); Иосеби (XIV-XV вв.), поддержавший кн. Самцхе атабага Иоане (1391-1444) в борьбе за выход епархии из-под юрисдикции Мцхетского Католикосата. В 1555 г., после Амасийского договора между Ираном и Османской империей, Анчи перешел в руки турок, епархия пришла в упадок и в сер. XVII в. была упразднена. В 1664 г. тбилисский купец А. Евангулашвили перевез в Тбилиси из мон-ря Анчи знаменитую нерукотворную икону «Анчийский Спас», к-рую Католикос Доментий III поместил в тбилисской ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, названной после этого Анчисхати . На протяжении мн. веков А. е. была одним из самых важных культурных центров Грузии. В кларджетских мон-рях, с к-рыми связаны имена мн. святых Грузинской Церкви, активно переписывались рукописи и создавались оригинальные лит. произведения. В 913 г. в мон-ре Опиза мон. Григорием было создано известное Опизское Евангелие ; во 2-й пол. XI в. мон. Афанасием Опизским переписан Октоих (Кекел. А 93), перевод к-рого с греч. на груз. осуществил прп. Георгий Мтацминдели; с мон-рем связаны и имена золотых дел мастеров Беки и Бешкена Опизари , мон. Илариона Опизского, выкупившего у монголов неск. рукописей. Среди деятелей мон-ря Хандзта известны его основатель прп. Григорий Хандзойский, его ученик свт. Ефрем Великий (845-885), мон. Макар Летели, принимавший участие в переписке 1-й датированной груз. рукописи - Синайского Многоглава (864), прп. Георгий Мерчул. Из деятелей мон-ря Шатберди известны мон. Софром, заказавший Адишское Четвероевангелие ; мон. Габриел, переписавший по заказу Габриела Мирдатисдзе Джручское Евангелие (Там же. Н 1660); каллиграф Иоане Берай, переписавший Шатбердский сборник (973-976) и Пархальское Четвероевангелие (973).

http://pravenc.ru/text/75558.html

Анализ древнегруз. и древнеарм. источников позволяет предположить, что первоначально И. е. включала пров. Тао и юж. часть пров. Кларджети ( Чеишвили. 2007. С. 109-114). Распространение границ И. е. в сторону верхнего течения р. Чорохи произошло значительно позже, в 1-й пол. XIV в., когда Грузия отвоевала Спери у мусульм. владетелей. С севера И. е. граничила с Анчийской епархией вдоль Орджохских гор, южнее горы Дидубе и далее вдоль водораздельного хребта р. Артануджис-цкали. С востока и северо-востока по хребтам Сивридаг, Сивричайский и Топелу И. е. граничила с Банской епархией. С юго-востока И. е. от территорий Валашкертской епархии отделяли горы Каргапазары. На запад территории И. е. простирались до Лазистанского хребта, на юге доходили до водораздельного хребта рек Евфрата и Чорохи, где граничили соответственно с епархиями с центрами в Трапезунде и Неокесарии митрополии Понт Полемониакский , принадлежавшей К-польскому Патриархату. Церковная география данного края не была однородной. По документам нач. XVI в., провинция Пархали, а также монастыри Пархали и Ошки находились под властью мцхетского кафедрального собора Светицховели , т. е. Мцхетского (Восточногрузинского) католикоса. Помимо этого вассалами католикоса являлись тавады (князья) Кавкасидзе, Хахулари (центр владений Хахули) и Тухарели (центр владений Тухариси) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 245; Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 335). Владения католикоса формировались постепенно начиная с кон. X в. Г. Чеишвили История Самое раннее упоминание о груз. племенах таохов (диаохов), издревле обитавших на землях, где будет основана И. е., содержится в древневост. (урартских, ассирийских) надписях XII-VIII вв. до Р. Х. ( Меликишвили. 1959. С. 114, 176; Он же. 1960. С. 424; Астахишвили. 1994. С. 21-29; Арутюнян. 2001. С. 503). В II-I вв. до Р. Х. эти земли вошли в состав расширившегося Армянского царства. Греч. географ Страбон пишет, что в 190 г. до Р. Х. «Армению, в прежние времена бывшую маленькой страной, увеличили войны Артаксия и Зариадрия... они расширили совместно свои владения, отрезав часть областей окружающих народностей, а именно... у иберов - предгорье Париадра (Спери), Хорзену (Тао) и Гогарену (Квемо-Картли)...» ( Strabo. Geogr. XI, 14, 5; Адонц. 1908. С. 62, 395; Мусхелишвили. 1977. Т. 1. С. 55-60).

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Отражением характерного для Грузии XIII-XIV вв. приема повторного украшения старинных чеканных икон можно считать факт создания для А. С. киота с 2 боковыми створками, обложенными чеканными по серебру композициями праздников (Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение и Вознесение в полукружии киота над самой иконой), выполненными в 1-й пол. XIV в. по заказу атабагов Самцхе (1308-1344). В 1686 г. золотых дел мастер Бертаука Лоладзе украсил чеканкой наружные створы киота. Композиции «Воскресение Лазаря», «Успение», «Тайная вечеря», «Вход в Иерусалим», «Уверение Фомы» и «Сошествие Св. Духа на апостолов» разделены, как и на внутренних сторонах створок, полосами чеканных орнаментов. Возможно, тогда же уголки верхней части киота по сторонам от вписанного в полукруг Вознесения были заполнены изображениями летящих херувимов, заняв место поврежденных чеканных орнаментов XIV в. О местном праздновании А. С. в Грузии сведения отсутствуют. Возможно, оно происходило по визант. установлению 16 авг., в день празднования перенесения из Эдессы в К-поль Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа. В наст. время Грузинская Православная Церковь в этот день отмечает праздник «анчисхатоба». В XII в. Иоанн, еп. Анчийский, посвятил иконе «Песнопения Анчийского образа»; в XIII в. католикос-Патриарх Арсений IV (Булмаисимисдзе) создал «Восхваление в честь невидимого Нерукотворного Образа»; впосл. появился «Молебен Анчийского Нерукотворного Образа, составленный по древним рукописным песнопениям». Лит.: Джанашвили М. Описание рукописей Тифлисского церковного музея Духовенства Грузинской епархии. Тифлис, 1908. С. 310 (на груз. яз.); Амиранашвили Ш. Я. История грузинского искусства. Тбилиси, 1950. Т. 1. С. 219, 255, 290; он же. Бека Опизари. Тбилиси, 1956. С. 9-23. Табл. 9-10; Чубинашвили Г. Н. Грузинское чеканное искусство. Тбилиси, 1959. С. 625, 638; он же. Из истории средневекового искусства Грузии: Избр. тр. М., 1990. С. 144-147; Пуцко В. Г. Раннехристианские imagines clipeatae и Анчийский образ Спаса//4-й Междунар. симп. по груз. искусству. Тбилиси, 1983. С. 600-609; Микеладзе К. Т. Отражение легенды о Нерукотворном образе Спаса в грузинском искусстве//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 90-95.

http://pravenc.ru/text/75560.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010