Отражением характерного для Грузии XIII-XIV вв. приема повторного украшения старинных чеканных икон можно считать факт создания для А. С. киота с 2 боковыми створками, обложенными чеканными по серебру композициями праздников (Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение и Вознесение в полукружии киота над самой иконой), выполненными в 1-й пол. XIV в. по заказу атабагов Самцхе (1308-1344). В 1686 г. золотых дел мастер Бертаука Лоладзе украсил чеканкой наружные створы киота. Композиции , , , , и разделены, как и на внутренних сторонах створок, полосами чеканных орнаментов. Возможно, тогда же уголки верхней части киота по сторонам от вписанного в полукруг Вознесения были заполнены изображениями летящих херувимов, заняв место поврежденных чеканных орнаментов XIV в. О местном праздновании А. С. в Грузии сведения отсутствуют. Возможно, оно происходило по визант. установлению 16 авг., в день празднования перенесения из Эдессы в К-поль Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа. В наст. время Грузинская Православная Церковь в этот день отмечает праздник . В XII в. Иоанн, еп. Анчийский, посвятил иконе ; в XIII в. католикос-Патриарх Арсений IV (Булмаисимисдзе) создал ; впосл. появился . Лит.: Джанашвили М. Описание рукописей Тифлисского церковного музея Духовенства Грузинской епархии. Тифлис, 1908. С. 310 (на груз. яз.); Амиранашвили Ш. Я. История грузинского искусства. Тбилиси, 1950. Т. 1. С. 219, 255, 290; он же. Бека Опизари. Тбилиси, 1956. С. 9-23. Табл. 9-10; Чубинашвили Г. Н. Грузинское чеканное искусство. Тбилиси, 1959. С. 625, 638; он же. Из истории средневекового искусства Грузии: Избр. тр. М., 1990. С. 144-147; Пуцко В. Г. Раннехристианские imagines clipeatae и Анчийский образ Спаса//4-й Междунар. симп. по груз. искусству. Тбилиси, 1983. С. 600-609; Микеладзе К. Т. Отражение легенды о Нерукотворном образе Спаса в грузинском искусстве//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 90-95. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом .

http://pravicon.com/info-807

Бедийский Иоанн, сопровождавший в К-поль дочь Баграта IV (1027-1072) царевну Марту, буд. супругу Михаила VII Дуки (1071-1078) и императрицу Византии; еп. Чкондидский Иоанн, упомянутый в завещании одной рукописи 1085 г. (возможно, Бедийский архиепископ). Во время походов на Грузию персид. хорезмшаха Джелал-ад-Дина (20-е гг. XIII в.) царица Русудан, католикос-патриарх всей Грузии Арсений III и еп. Савва перешли в Зап. Грузию; католикос-патриарх и еп. Савва поселились в мон-ре Гелати . Здесь по просьбе владетеля Хиханской крепости в Аджарии эристава эриставов Вардана Абусерис-дзе, брата гимнографа св. Тбели Абусерисдзе , еп. Савва написал канон «Песнь о провидении и воплощении Христа» ( Тбели Абусерисдзе. 1998. С. 144-152), сохранившийся в литургическом сборнике св. Тбели (НЦРГ. A 85. Л. 293-297, 1233 г.). Произведение посвящено Нерукотворному образу Спасителя, привезенному из Эдессы прп. Антонием Марткопским в VI в. (см. Анчийский Спас ). Икона, весьма почитаемая в нач. XIII в., по представлению гимнографа олицетворяла «мощь и славу» Грузии, подтверждала «богоизбранность» грузинского народа. В документе груз. права XIII в. «Освящение мира» описана иерархия груз. епископата, согласно к-рой в протоколе венчания царя на царство кариели занимал 28-е место среди 36 архиереев Мцхетского Католикосата (Вост. и Юж. Грузия), после болнели (Болнисского архиерея) и перед харчашнели (Харчашнийским) и тбилели (Тбилисским) (ПГП. 1965. Т. 2. С. 49). В источнике нач. XVI в. «Подвластные католикосу первосвященники и паства Самцхе-Саатабаго» указано, что архиерей К. е. занимал 11-е место среди 13 епископов Самцхе-Саатабаго (Юж. Грузия), после анели (Анийского) и перед банели (Банским) (Там же. 1970. Т. 3. С. 245). Кари сильно пострадал от набегов монголов и румских сельджуков. Арм. историк XIII в. Киракос Гандзакеци описывает, как «татары... разорили город, обезобразили прекрасный вид его и угнали в плен жителей... вслед за ними пришли воины ромейского султана, они безжалостно предали мечу и угнали в плен спасшихся от татар» ( Киракос Гандзакеци.

http://pravenc.ru/text/1681043.html

574-575 575-576 576-577 577-579 ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская 579-587 587-595 ПАРАСКЕВА [Венеранда, Венера, Венерия, Венерина], (II в.), прмц. Римская (Сицилийская) (пам. 26 июля) 595-597 ПАРАСКЕВА (Макарова Параскева Кузьминична; 1878-1938), послушница, прмц. (пам. 22 февр. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 597-598 ПАРАСКЕВА мц. Римская (пам. 20 марта; пам. греч. 26 февр.) - см. в ст. Фотина Самаряныня, мц., Виктор и Иосия, мученики ПАРАСКЕВА Степановна Кочнева (1890-1939), мирянка, мц. (пам. 26 марта, в Соборе святых Биробиджанской епархии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРАСКЕВА Ивановна Фёдорова (1882 - 1938), мц. пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 598-599 ПАРАСКЕВА (Матиешина Параскева Федоровна; 1890 (по др. данным, 1888) - 1953), мон., преподобноисп. (пам. 22 нояб., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРАСКЕВА (XVI в.), прав., Пиринемская, Пинежская (пам. в Соборе Новгородских святых - в 3-ю Неделю по Пятидесятнице) 600-602 ПАРАСКЕВА (в миру Ирина Ивановна; между 1795 и 1807 - 1915), Дивеевская, более известна как Паша Саровская, блж. (пам. 22 сент. и в Соборе Дивеевских святых) 602-605 ПАРАСТАС наименование панихиды, принятое в западнорус. (украинских и белорусских) изданиях Требников и Псалтирей, включая униатские ПАРАЦЕЛЬС [ наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хоэнхайм] (1493/1494 - 1541), врач и мыслитель эпохи Ренессанса 605-610 ПАРЕМИЯ [притча], в православной литургической терминологии обозначение отрывка ВЗ, звучащего за богослужением в качестве библейского чтения 610-611 611-612 ПАРЕХИ исторический муж. мон-рь (VI/IX-XVI вв.) Анчийской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 612-613 ПАРИЖСКАЯ ПСАЛТИРЬ одна из самых знаменитых рукописей в истории визант. искусства; получила свое название по месту хранения в Национальной библиотеке Франции в Париже (Paris. gr. 139)

http://pravenc.ru/vol/liv.html

Прав. Евфимий связывал упомянутую дату короникона с 14-м циклом, а надпись датировал 1362 г. (Броссе, прочитавший число как 250 в 13-м цикле,- 1030 г.) и относил постройку храма к XIV в. В. Беридзе считал эту трактовку ошибочной, т. к. в надписи нет речи о строительстве храма, и на основании декора датировал церковь 1-й пол. XI в. ( Беридзе. 1981. С. 186-188). По мнению Ж. М. Тьерри, Ленамор был выстроен в X в. и мог быть реставрирован в 30-х гг. XI в., одновременно с кафедралом Ишхани. Святыни Согласно арм. источникам, в Кари долгое время хранился один из крестов просветительницы Грузии св. Нины. Сведения об этом содержатся в сочинениях арм. историков Аарона Ванандеци (X в.) и Вардана Великого (XIII в.), а также в соч. «Чтение о Святом Кресте» в составе в т. н. Тцеренцского синаксаря ( Меликсет-Бек. 1941. С. 61-63; Яков Цуртавели. 1978. С. 131-135; Вардан. 2002. С. 132-133). В них сказано, что перед кончиной мц. Шушаник передала крест св. Нины иноку Андрею, попросив перенести его в Тарон. Из-за трудного пути крест был спрятан в горах Спери, на границе с Тао. Через неск. лет Григорий, сын Хмаяка, племянник Вардана Мамиконяна , перенес его в крепость Капуйт, а оттуда - в Вананд (Кари). Впоследствии этот крест был назван Ванандским, а для его хранения был воздвигнут храм Сурб-Хач (Св. Креста). Крест по распоряжению армянского католикоса Барсега I Анеци (1105-1113) был перенесен в Ани. Во время взятия Ани монголо-татарами (1238/39) крест был утрачен. Считается, что эти сведения касаются не креста св. Нины, сплетенного из виноградной лозы и хранящегося в груз. патриаршем кафедральном соборе Тбилисский Сиони , а одного из крестов (или их частей), к-рые св. Нина воздвигала на вершинах гор во время миссионерской деятельности ( Асатиани. 2003. С. 43-44). С К. е. также связано Бертское Четвероевангелие, созданное в монастыре Берта (Анчийская епархия ГПЦ, ныне в иле Артвин, Турция). Четвероевангелие выполнено на пергамене письмом асомтаврули в 3-й четв. X в. В рукописи содержится завещание, в к-ром упоминаются эриставт-эристави Сумбат III Артануджский († 941) и его сыновья - Давид († 992) и Баграт († 988). Рукопись состоит из 257 листов, иллюминирована изображениями апостолов и «10 канонов» еп. Кесарии Палестинской Евсевия Памфила, вписанных в живописные камары. Рукопись содержит 26 приписок. Исполненная шрифтом нуцха-хуцури (XV в.) строка из «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели : «Правду говорит апостол, страх порождает любовь» (Л. 237),- это самый ранний известный случай цитирования поэмы. Бертское Четвероевангелие хранилось в Гурии, в XVII в. посредством одного из владетельных князей Гуриели оно попало в Кари. В 1830 г. амер. миссионеры вместе с др. груз. и арм. рукописями вывезли Четвероевангелие из Карса. В наст. время оно хранится в библиотеке Гарвардского ун-та (США).

http://pravenc.ru/text/1681043.html

В сер. VII в. груз. земли (за исключением западногруз. царства Эгриси) были завоеваны арабами. «Защитная (охранная) грамота» ( ), выданная араб. военачальником Степанозу II, ограничивала активность как в политической жизни, так и в церковной сфере ( Сихарулидзе. 2001. С. 10-12). М. К. платил арабам дань, церковное строительство было запрещено. С 60-х гг. VII в. на протяжении почти столетия судьбу закавказских стран определяла борьба между Арабским халифатом, Хазарским каганатом и Византийской империей. Однако даже в такой политической ситуации М. К. пользовался каждым удобным случаем, чтобы распространить свое влияние за пределы Картли. Так, воспользовавшись выступлением в 697 г. визант. патрикия в Эгриси Сергия Барнукис-дзе против Византии ( Георгий Кедрене. 1963. С. 29), что дало возможность эрисмтавару Картли Степанозу III присоединить Эгриси к Картли ( Абрамишвили. 1977. С. 36), М. К. (очевидно, в этот же период) включил в свою юрисдикцию вост. епархии Зап. Грузии - Питиунтскую (Пицундскую), Эгрисскую, Фасисскую, Абазгийскую. Считается, что в то время они входили в юрисдикцию К-польского Патриархата, однако нек-рые исследователи полагают, что эти кафедры могли изначально быть частью ГПЦ ( Адонц. 1908. С. 219; Анания (Джапаридзе). 2011. С. 6-9, 277-278, 642-645). Активную политику вел М. К. и на территории Албании Кавказской, где пересеклись интересы Картлийской и Армянской Церквей. Так, на рубеже VII и VIII вв. Албанский католикос Нерсес, к-рый, по всей вероятности, был ставленником М. К., распространил среди своей паствы халкидонскую веру. В период правления в Картли царя мч. св. Арчила († 744 или 761) в христианство были обращены горцы исторических провинций Шаки в Кахети и Цукети в Албании ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 244; Мусхелишвили. 2003. С. 384-385; Папуашвили. 2008. С. 38-39). В посл. трети VIII в. положение М. К. ухудшилось - арабы учредили Тбилисский эмират Арабского халифата, к-рый охватывал центральную и юж. части Картли, включая Мцхету с ее окрестностями. В 786 г. был упразднен институт эрисмтавара Картли ( Аласания. 2007. С. 11; Она же. 2008. С. 164), что способствовало появлению новых княжеств на периферии бывш. царства Картли; в это же время в Зап. Грузии было образовано Эгрис-Абхазское царство. В лице эрисмтавара Мцхетский престол лишился покровительства гражданской власти, ослабли коммуникационные связи с периферийными церковными центрами и паствой, что привело к нарушениям в области канонических прав Мцхетского католикоса. Так, во 2-й пол. IX в. арабский эмир в обход католикоса поставил на Анчийскую кафедру своего кандидата Цкири, а влиятельный самцхийский азнаур Мириан сумел склонить архиереев Самцхе избрать католикосом его сына - свт. Арсения I Великого (860-887) и т. д. (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 286, 305).

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Фрагмент декора окна кафоликона мон-ря Ишхани Фрагмент декора окна кафоликона мон-ря Ишхани В 1941 г. Кекелидзе опубликовал восстановленный им текст сочинения анонимного автора, т. н. 1-го историка царицы св. Тамары , - «История и восхваление венценосцев». В предваряющем текст исследовании затронут вопрос об авторе сочинения. Кекелидзе выправил одно место в тексте (« »): «Арсени скажет икв нели» на «Арсени скажет Ишхнели» и заключил, что автором сочинения был «некто Арсени Ишхнели... писатель первых двух двадцатилетий XIII века» (История и восхваление венценосцев. 1941. С. 23-24). Гипотеза Кекелидзе не нашла поддержки в научных кругах, искаженное место принято читать как «Арсени скажет Икалтоели»; эти слова опровергают гипотезу о существовании в это время ишхнели с именем Арсений ( Каухчишвили. 1959. Т. 2. С. 011-012; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Вып. 1. С. 447). В XIII в. ишхнели в наибольшей степени по сравнению с др. архиереями ГПЦ пользовались высокими иерархическими почестями. Во время коронации царя, после того как его подводили к царским вратам, его встречал католикос-патриарх всей Грузии, которому «низко кланялся царь». Католикос-патриарх брал царя за правую руку, а католикос Зап. Грузии (Абхазский) - за левую. «Ежели католикоса Абхазии не окажется - тогда берет ишхнели или архиепископ (Картлийский.- Авт.)» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 51). С амвона коронованного царя низводили также католикос-патриарх всей Грузии и католикос Зап. Грузии, «или же чкондидели (архиеп. Чкондидский; это слово в текст документа вписано позднее письмом мхедрули.- Авт.), или ишхнели, и так входили во дворец» (Там же. С. 53). В составленном в XIV в. документе «Распорядок царского двора» в отдельных случаях сохранились положения 2-3-вековой давности, особенно описания оказываемых ишхнели почестей. В частности, здесь сказано: «Когда прибудут епископы западные - ишхнели, мацкверели, анчели, мтбевари и голготели (Ишханский, Ацкурский, Анчийский, Тбетский и Голгофский.- Авт.), при их поклонении царю он притрагивается к ковру рукой, для ишхнели - с большей почестью, делает в его сторону 2 или 3 шага и приветствует его, к другим равно и не двигается с места» (Документы груз. права. 1970. С. 71; Распорядок царского двора. 1991. С. 51-53; То же. 1993. С. 58-59). С аналогичными почестями царь встречал разве только католикоса-патриарха и чкондидели (Распорядок царского двора. 1993. С. 25). На дворцовом приеме после коронации среди 36 архиереев ишхнели занимал 10-е место, между ниноцминдели (Ниноцминдским, 9-е место) и анчели (11-е место) (ПГП. 1965. Т. 2. С. 49). Среди 13 архиереев Самцхе-Саатабаго (Юж. Грузия) ишхнели занимали 3-е место после мацкверели и кумурдоели (Кумурдойского) (Там же. 1970. Т. 3. С. 245).

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Это определение вызвано тем обстоятельством, что воспитанники семинарии одной епархи нередко не идут на священнические места в приходах другой епархи, и таким образом многие приходы остаются долго незанятыми. – В последнее время в Сербии вошло в обычай при проводах покойников на кладбища употреблять военную и гражданскую музыку, петь светские песни и носить различные нецерковные знаки и украшения. На это обратили внимание Архиерейского Собора представители духовенства белградского и одного округа тимочской епархи, как на такие явления, которые идут в ущерб вере и набожности их пасомых. Архиерейский Собор в заседании 3 сентября 1905 г., чтобы устранить из погребальных церковных обрядов то, что принесено сюда из иностранных церковных обычаев и имея в виду раннее свое решение от 28 апреля 1903 г. 2608 , определил: взойти с представлением к королевскому правительству, чтобы оно воспретило употребление военной и гражданской музыки при погребении невоенных лиц, как и пение нецерковных песен и ношенье разных нецерковных знаков, так как только таким способом можно облегчить духовенству охранить достоинство церкви и свой авторитет. – В том же заседании 3 сентября 1905 г. Архиерейский Собор, по предложению высокопреосвященного митрополита Димитрия, указавшего на крайний недостаток хорошо подготовленных лиц для занятия высших церковных должностей, определил принять на себя заботы и хлопоты о приготовлении лиц, желающих всецело посвятить себя служению православной церкви, – в надежде, что и министерство просвещения и церковных дел не откажется дать для этой цели материальную помощь. Путем конкурса приглашаются монахи, окончившие с отличным успехом богословию или молодые люди, отлично кончившие семинарский курс и согласные принять монашество – продолжить образование в высших духовных школах. Для той же цели приглашаются молодые вдовые священники, бездетные, под условием принятия монашества. Решено определение это напечатать в духовных журналах, а министерству просвещения и церковных дел послать соответствующее предложение 2609 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

болгарским князем Крумом. – Собственными трудами святой восстановил их с большим блеском. Между тем на престол вступил царь Лев, эта «свинья в грязи нечестия»; и хотя это животное было очень деятельным (δραστικτατον), оно не шло выше своей природы. Он вооружился на икону Христа и злословил святых его, свел с трона первопрестольника, – патр. Никифора, в 815 г.; – иереев жестоко изгонял, монастыри опустошал (ληζεται), производил розыски по горам и пещерам, стерег площади, запирал городские ворота; вооруженные воины разыскивали подвижников благочестия как врагов (§ 9). Иоанн был оболган перед новым, незаконным, патриархом, – Феодором Касситерою (815–821), – который донес о нем царю. Епарх 369 вызвал Иоанна на суд. – Агиограф находится под очевидным влиянием мученической литературы. Епархи в древнее время судили мирян, но прямо смешно говорить, чтобы в IX в. и игуменов могли судить те же епархи. В дальнейшем автор уже прямо говорит, что страдание Иоанна было нисколько не менее, нежели мученичества старых мучеников. – Побежденные святым, судьи передали Иоанна кровожадному зверю Льву, варвару по названию и по образу мыслей, который обнажил его тело, бичевал и заключил игумена в тюрьму. Из тюрьмы последовала ссылка Иоанна. – Здесь в житии заметно сочинительство автора. После слов (р. 117) ετα διαδχεται τ δεσμωτριον ξορα агиограф как бы увидел, что страдания Иоанна все еще представлены не в достаточной мере, и вот он прибавляет, что (не смотря на ссылку) игумен опять был бит плетьми и заперт в крепчайшую тюрьму, где был лишаем пищи. Распространившись об этом вводном рассказе, автор в дальнейшем потерял нить своего повествования и уже ни словом не упоминает, об ξορα. Подобная манера – нагромождение доказательств, каковы бы они ни были, – свидетельствует о школьной обработке жития, вышедшей из-под пера неопытного, некритичного и неточного автора. – На сцену появляется предтеча антихриста, маг Яннис (т. о. патр. Иоанн Грамматик). Последний иконоборческий патриарх, по прозванию Κατασμβα (Κακοσμβα), Галила, Μωροχαρζιανς или Μωροχαρζνιος, бывший до своего патриаршества игуменом столичного монастыря Сергия и Вакха, часто фигурирует в житиях святых в качестве ярого иконоборца как до патриаршества, так и после, когда он был уже разбитым, слепым стариком в отставке. В настоящем житии Яннис выведен в эпоху до своего патриаршества, хотя и с полномочиями архиерарха: он запер нашего святого в высочайшем строении, зажег внизу огонь и ждал, что тот, вынужденный удушьем, спустится к нему. Лепет школьника! Для чего было садить игумена в столп, чтобы нужно было потом выгонять его оттуда посредством дыма? – Закончив рассказ о злоключениях святого, агиограф патетически вопрошает: кто в состоянии передать муки святого? (§ 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

" Московский комсомолец " в тот же день (10.12.99) публикует интер-вью с ним под названием, в котором уже есть ложь: " Святейшая опала. Два года без права причащаться " . Как известно, о. Георгию никто не запрещал причащаться, ему Указом Патриарха предложено естественное для право-славного человека дело – покаяться в содеянном, и после этого запрещение в служении будет немедленно снято. Кочетков же в интервью вводит, как все-гда, в заблуждение общественность, пытаясь уверить всех в том, что епархи-альный духовник " не находит никаких препятствий для снятия с нас пре-щений " , в то время как " Святейший Патриарх так и не нашел возможно-сти с нами встретиться " . Естественно, епархиальный духовник – о. Владимир Жаворонков – такого вердикта никогда не произносил, иначе бы он письменно сообщил Патриарху о выполнении Указа. Так обстоит дело почти со всеми фактами, сообщенными о. Георгием в этом интервью. Например, его собеседник А.Колпаков говорит: " Церковь, как один из госдепартаментов, формально отделенных от государства, традиционно недолюбливает интеллигенцию, церковную в том числе " . Вме-сто того, чтобы возмутиться клеветой " московского комсомольца " и расска-зать ему, что в Москве более половины священников — люди, окончившие светские Вузы (из них более ста — МГУ), и кто, как ни эти люди — церков-ная интеллигенция, что московские храмы заполнены интеллигенцией и мо-лодежью, Кочетков с удовольствием поддакивает: " Интеллигентность раз-дражает, просвещение раздражает, в них видится гордыня, авторитар-ность, сектантство... Увы, в последние годы сделано многое для того, что-бы отпугнуть от церкви и молодежь, и интеллигенцию. Это достойно слез " . О. Георгий, почти по Хармсу, считает оптическим обманом все эти факты, в том числе и то, что за последнее десятилетие ежегодно в России ос-вящается по тысяче храмов и ежегодно рукополагается по тысяче священни-ков. Неужели и это свидетельствует об оттоке людей от Церкви? А что касается " сектантства " , то оно здесь упомянуто не случайно. 25-26 ноября 1999 года в гг. Раменское и Жуковский Московской области прошла научная конференция по проблемам сект и оккультизма, на которой в итоговом Заявлении участников есть следующий, неприятный для о. Георгия пункт: " 6 . К сожалению, сектантские тенденции и сектантский менталитет порой проявляет себя и в православной среде, что видно на примере нездоровой атмосферы, сложившейся в общине запрещенного в служении священника Георгия Кочеткова. Такое положение является след-ствием его глубоко ошибочных воззрений в экклезиологии и серьезных иска-жений вероучения Православной Церкви " . В преддверии юбилейных торжеств, посвященных 2000-летию Рожде-ства Христова, мы видим, как активизировались самые различные силы, в том числе и темные, для которых нынешнее время, являющееся для христиан небольшой передышкой после чудовищных кровавых гонений, воспринима-ется невыносимой мукой и сущим адом.

http://pravoslavie.ru/press/obzor1.htm

Приступив к обозрению монастырских архивов, Капитон Иванович нашел их в крайне беспорядочном состоянии, исключавшем всякую возможность пользоваться ими для научных изысканий, и прежде всего вынужден был заняться приведением этих архивов в надлежащий порядок. В 1847 году он разобрал архив Симбирского Покровского монастыря, расположил хранившиеся в нем документы и дела в хронологическом порядке, собрал их в несколько объемистых томов, названных им столпами, перенумеровал документы и присоединил к каждому тому подробное оглавление вошедших в него актов. В последствии Капитоном Ивановичем приведены в порядок и архивы монастырей Симбирского Спасского, Алатырских Троицкого и Киево-Николаевского и Сызранского Вознесенского. Приводя в порядок монастырские архивы, Капитон Иванович вместе с тем делал подробные выписки или только краткие извлечения из найденных в них документов, по содержанию своему относившихся к интересовавшим его церковно-историческим вопросам, а некоторые рукописи брал себе в подлинниках. Вместе с разбором и изучением монастырских архивов Капитон Иванович обследовал архивы Симбирского и Самарского духовных правлений, Симбирского и Ставропольского Троицких соборов и некоторых церквей и даже частных лиц, для чего предпринимал неоднократные поездки по епархии. Во время этих поездок он снимал копии с найденных в церквах и у частных лиц старинных грамот, с надписей на антиминсах, храмозданных крестах, иконах, богослужебных книгах, колоколах и т.п.; собирал также и записывал местные предания старожилов, рисовал планы местностей, бывших городищ и т. п. Так как Курмышский и Алатырский уезды, из которых последний заключал в себе и теперешний Ардатовский уезд, до образования Симбирской епархи входили в состав Нижегородской епархии; то Капитон Иванович ездил в Нижний Новгород и в архив тамошней консистории разыскивал дела и документы, касавшиеся истории курмышских и алатырских монастырей. Когда по расследованию его оказалось, что Курмышский Рождественский монастырь в конце XVII столетия приписан был к Московскому Воскресенскому Ново-Иерусалиму, монастырю, в ведении которого находился до самого своего закрытия; то при содействии преосвященного Феодотия он выписал из архива Воскресенского монастыря некоторые грамоты, относящиеся к истории Рождественского монастыря, и сделал из них извлечения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010