«Все виды лжи, обмана и коварства, пишет греческая газета ϑην по поводу этой конфискации были пущены в ход как монахами, так равно продавцами и покупателями. Величайшая бессовестность овладела страной, и кто мог, – покупал. Монахи старались скрыть возможно больше, а ефоры и епархи под чужим именем покупали ими же продаваемые вещи. Задача как монахов, так и мирян состояла в том, чтобы обмануть, или укрыть, или купить за полцены. Продавцы и покупатели оказывали друг другу всякие снисхождения». В результате государство приобрело громадную денежную сумму от конфискации монастырских владений, а церковь лишилась 394 монастырей, из них 16 женских. Распоряжение правительства о монастырях вызвало сильное волнение среди монахов и народа, увидевших в этом мероприятии оскорбление православной вере и святыням и явную несправедливость, так как оно коснулось только православных монастырей, обители же латинян, в большом числе находившиеся в стране, остались в неприкосновенности. Затем, эта мера вовсе не улучшила внутреннего быта монахов, многие из которых, после закрытия монастырей, разбежались по всей стране и производили соблазн в народе. Наконец, монастырские деньги и имущества, перешедшие в пользу т. н. народного казначейства, с целью их употребления на церковные нужды, стали получать совсем иное назначение. Эти деньги шли на жалование народным учителям, на постройку и ремонт народных школ, на содержание учащихся, на призрение престарелых клириков и даже на сохранение художественных статуй и замечательных памятников древности. Таким образом, церковь получила из недавно принадлежавших ей средств лишь весьма незначительную долю (на призрение старых и больных клириков), а весь остальной капитал шёл на нужды государства, вопреки данному правительством обещанию расходовать монастырские суммы на содержание епископов и низшего духовенства, на постройку церквей и духовно-учебных заведений и т. п. Значит, конфискация церковных имуществ была в полном смысле отчуждением их от церкви с целью употребить на дела чисто государственные, а вовсе не реформой, сделанной в интересах церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

в Малой Азии), элассонская, приконисская (кафедра на острове Мармаре, в Пропоптиде), дриинопольская (кафедра в Аргирокастро, в Эпире), 65) косская (на острове Эгейского моря), литицкая (кафедра в Оргакии во Фракии), корпафская (на острове Эгейского моря), сервийская (кафедра в городе Козани в Македонии), неврокопская (в Македонии), 70). леросская (на острове Эгейского моря), парамифийская (в Эпире), веллская (кафедра в городе Конице, в Эпире), колонийская (кафедра в Шарки-Карахиссаре, в Малой Азии), элевферопольская (кафедра в городе Правио, в Македонии), 75) боснийская (кафедра в городе Сараево, в Боснии), герцеговинско-захолмская или орсекийская (кафедра в городе Мостаре, в Герцеговине), зворникская (кафедра в Дольней-Нижней Тузле, в Боснии) в 78) баньялукско-бихачская (в Боснии). Впрочем, митрополиты последних четырёх епархий в число членов синода не вызываются. Из них епархия баньялукская и бихачская открыта лишь в 1900 году (см. «Церковные Ведомости», 1900, 45, стр. 1845). В частности, к ставропигиальным монастырям относятся и следующие: в Константинополе – Живоносного Источника в Балуклее и Влахернский в Ксилопорте; в Кесарии Каппадокийской –монастыря Архангелов и Честнаго Предтечи; в Солуни – Влатейский в честь Преображения Господня и Фармаколитрийский – св. Анастасии; в Иоанине – Сосинский Пресвятой Богородицы; в Прусе – Пелекитский во имя св. Иоанна и Мидикийский – святых Отцев; в Верии – Честного Предтечи; в Трапезунте – Паристера во имя св. Георгия и Вазелонский во имя Честного Предтечи; в Филиппополе – Бачковский Пресвятой Троицы; на острове Родос – Архангела Михаила; в Серрах – св. Иоанна Предтечи; в Веллаской епархии – Моливдоскепастский и Тиурский свв. Архангелов; в элевферопольской епархи – Икосифинисский Пресвятой Богородицы; в Эносе – Сказотийский Пресвятой Богородицы и Цадирийский св. Афанасия; на о. Лесбосе – Лимонский свв. Архангелов, в город Месимне; в Месимерии – св. Николая Эмопского; в Пиргосе Созоагафопольском – Фармаколитрийский св. Анастасии: в Хутуре – св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

—152— Статистические данные о православной церкви королевства сербского. – Определения Архиерейского Собора, состоявшиеся в 1903–1906 гг. – Коронационные торжества 1904 г. – Столетний юбилей начала освобождения Сербии от турецкого владычества. – К построению храмов в Белграде во имя св. Саввы и преп. Симеона Немани. – † Высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ белградский и митрополит Сербий. – Избрание преосвященного Димитрия, епископа шабачского, архиепископом белградским и митрополитом сербским. Биографическая сведения о новоизбранном митрополите. Первые шаги его архипастырской деятельности. – Избрание архимандрита Сергия, бывшего настоятеля сербского подворья в Москве, епископом шабачским. – Из архипастырской деятельности остальных сербских епископов. – XIV-я, XV-я и священнические скупщины. – Священнический клуб в Белграде под названием „Братство“. – Монастырские приходы и священнический фонд. – и XIII-я монашеские скупщины. – Богословия (семинария) св. Саввы. – К вопросу о богословском факультете при вновь открытом первом сербском университете. – Присоединение к православию католического священника. – Секта назаренов. Последнее наше обозрение церковной жизни в королевстве Сербии, Старой Сербии, Македонии и Черногории остановилось на второй половине 1903 года 2587 . Обращаясь ныне к этому времени, предложим прежде всего некоторые статистические данные. По официальным статистическим данным, к концу 1903 г. в пяти епархиях, составляющих область автокефальной православной церкви в королевстве сербском, православных жителей было 2.448.139, домов 346.718, про- —153— топресвитерств 19, наместничеств 52, приходов 901, капелланий 59. Священных лиц монашеского чина всего 113, в том числе 21 архимандрит, 1 протосинкелл, 16 игуменов, 5 синкеллов, 55 иеромонахов, 8 иеродиаконов, 7 монахов. Священных лиц мирского чина всего 1017, в том числе 64 протоиерея, 917 священников, 3 протодиакона и 33 диакона. Храмов всего 644, капелл, 49, монастырей 53. Наибольшее количество храмов и капелл в нишской епархи (205 и 26), наименьшее в шабачской (77 и 4).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8133 Несторий, бывший одно время патриархом Константинопольским (с 428–431 г.), учил, что от Девы Марии родился человек Иисус, с которым, с момента зачатия Его, соединялся Бог Слово Своею благодатью и обитал в нем, как в храме; поэтому Пресвятую Деву он называл Христородицею, а не Богородицею. Таким образом Несторий разделял в Христе божеское и человеческое естество. Ересь Нестория была осуждена Церковью на 3-м вселенском (Ефесском) соборе в 431 г. 8135 Нынешний дейб ес-Сенне против бейт Саур ел-Атика, на левой стороне дороги из Иерусалима в лавру преп. Саввы Освященного. 8138 На сем соборе осуждена была ересь Евтихия (монофизитская), признававшая во Христе одно божеское естество и утверждавшая, что человеческое естество в Иисусе Христе при ипостасном соединении поглощено Божеским. 8141 Это было в конце 511-го года. – Сидон – древнейший город Финикии, на берегу Средиземного моря, недалеко от горного хребта Ливана с прекрасною гаванью. Христианство появилось в Сидоне весьма рано, и еще при земной жизни Иисуса Христа у Него было там много учеников. Впоследствии Сидон был несколько раз разрушаем, потом восстановляем и, наконец, окончательно упал; в настоящее время известен под именем Саиды, с 10.000 жителей, преимущественно мусульман. 8142 Представители и ересиархи монофизитов: Евтихий – настоятель и архимандрит одного из Константинопольских монастырей, Диоскор – с 444–451 г. Александрийский патриарх. 8143 Самые ревностные и изуверные последователи монофизитства, особенно иерапольский епископ Филоксен, по прозвищу Ксенайя, силою заставивший местное население, чрез преданных ему шаек фанатических монахов, принять монофизитскую ересь, причем православный антиохийский патриарх был замучен до смерти. 8145 Областеначальника. Палестннские епархи пользовались большею властью сравнительно с другими и назывались иначе еще игемонами (греческое наименование) или прокураторамн (римское). 8148 В храме св. первомученика и архидиакона Стефана, к северу от нынешних Дамасских ворот. Храм сей был избран для сего случая архиепископом, вследствие своей обширности, так как соборная церковь не могла вместить множества собравшихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда скончался Петербургский архиепископ Сильвестр, преосвященный Вениамин был в Петербурге, заседая в Святейшем Синоде. Первенствующим членом Святейшего Синода был в это время давний знакомый преосвященного Вениамина, преосвященный Димитрий, вновь призванный из покоя к епархиальной службе и состоявшей теперь архиепископом Новгородским. Полагают, что не без его влияния преосвященный Вениамин и получил Петербургскую кафедру. Преосвященный Димитрий будто бы искал в нем «человека бесхитростного, который не станет пользоваться своим влиянием во вред преосвященному Димитрию, будет действовать с ним заодно». Но, нужно сказать, для приведенного предположения каких-либо фактических данных не приводится, а то обстоятельство, что Петербургская кафедра не была замещаема целых 5 месяцев – при видном служебном положении преосвященного Венеамина, – говорит как- будто о противном. Как-бы там ни было, в заседании 16-го сентября 1761-го года, Святейшим Синодом было заслушано предложение духовника Государыни, протоиерея Феодора Яковлевича Дубянского о том, что Императрица 14-го сентября повелела синодального члена, преосвященного Вениамина, епископа Псковского, перевесть на праздносостоящую С.-Петербургскую епархию во архиепископа и Троицкого Александро-Невского Монастыря во архимандрита, и присутствовать ему в Святейшем Синоде 2950 . По словам Петербургского епархиального историка, скромный архиерей не мог удержаться долго во главе столичной епархи, на глазах у Императрицы, одним из великих качеств которой было именно уменье выбирать даровитых и самостоятельных деятелей. Кроме того, преосвященный Вениамин на конференции Святейшего Синода с Сенатом по поводу возвращения отнятых при Петр-в III-м церковных имений стал поддерживать мнение, не совпадавшее с предположениями Правительства относительно подушного обложения крестьян и содержания духовенства. Предположено было обложить крестьян по рублю и одну половину обложения относить в казну на содержание инвалидов, а другую половину архиереям, на Монастыри и прочие места, куда крестьяне будут возвращены.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Собор во имя Святой Троицы в прошлом году отметил 150-летие с дня освящения. В 60-е годы позапрошлого века его строительство имело градообразующее значение, церковь стояла на большой площади, где размещались Городская управа и Дума, учительская и церковно-приходская школы, городской базар. В 2016 году в Троицком соборе начаты работы по реставрации. Храму будет возвращен его первоначальный облик, за основу взяты фотографии и эскизы начала XX века. 13 колоколов отлиты мастером Владимиром Шуваловым на заводе в Ярославской области. Колокола украшены иконными изображениями, каждое из которых было изготовлено профессиональным резчиком. Впервые на одном из колоколов подбора отлиты святые образы новосибирских священномучеников Николая Ермолова и Иннокентия Кикина. Чин благословения кампана совершил Высокопреосвященнейший Тихон, Митрополит Новосибирский и Бердский. Владыка отметил особую роль колокольного звона в богослужении и поздравил с освящением колоколов, настоятеля Троицкого собора священника Димитрия Пасекунова, главу администрации Колыванского района Евгения Геннадьевича Артюхова и всех собравшихся. В 2018 году колокола будут установлены на колокольне Троицкого собора, и Колывань услышит полногласные праздничные церковные звоны. 7 июля 2018 года на главный придел Троицкого собора были установлены шпиль с крестом на колокольню и купол. Ранее, 14 апреля, кресты и купола со шпилем были освящены Митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном. В настоящее время завершаются реставрационные и отделочные работы, идет подготовка к освящению восстановленного храма. Собор является самым древним православным храмом в Новосибирской области - в 2017 году праздновалось 150-летие со дня его освящения. В 2016 году в рамках мероприятий областной программы «Культура Новосибирской области» на 2015-2020 годы начаты работы по воссозданию и реставрации объекта культурного наследия «Собор Святой Живоначальной Троицы» за счет средств Новосибирской епархи и областного бюджета по разработанному ГАУ НСО НПЦ проекту включающего в себя следующие работы: Работы подготовительного периода: демонтаж позднего 2-го этажа; демонтаж штукатурки под «шубу» и декоративных деталей (пилястры); демонтаж кровельного покрытия; - демонтаж конструкции стропильных конструкций крыши; демонтаж чердачного перекрытия; снятие штукатурного и отделочных слоёв внутренних помещений основного объёма первого этажа; демонтаж оконного и дверного заполнения; демонтаж конструкций полов; демонтаж фундаментов южного придела; демонтаж крыльца.

http://sobory.ru/article/?object=24866

прот. Иоанн Чижевский Отделение девятое. О хозяйстве церквей Глава I. Учреждение и лица заведующие церковным хозяйством 1 . В православной российской церкви высшее управление церковным имуществом принадлежит Святейшему Правительствующему Синоду, а в каждой епархи и главным хозяином и распорядителем имуществом всех церквей и монастырей, есть управляющий епархией преосвященный архиерей. «Повелеваем епископу иметь власть над церковным имением. Аще убо драгоценные человеческие души ему вверены быть должны, то кольми паче о деньгах заповедовать должно, чтобы он всем распоряжал по своей власти». 2 . В каждой отдельной церкви все церковное имущество состоит в заведывании причта и церковного старосты, избираемого прихожанами под наблюдением местного преосвященного архиерея чрез духовную консисторию и благочинного. А потому все имущество церквей, состоит ли оно в недвижимом имении, или в капиталах, должно быть подробно известно епархиальному начальству (Уст. дух. конс. ст. 133; изд. 1883 г. инстр. благоч. § 43, ук. св. Син. 12 окт. 1868 г. 62; инстр. церков. стар. 12 июня 1890 г.). Глава II. Церковные старосты и представители от прихожан 1. К каким церквам избираются церковные старосты и представители от прихожан 3 . К каждой находящейся в пределах самостоятельного прихода церкви, имеющей особого священника, прихожане избирают из среды себя человека благочестивых правил в церковные старосты для попечения об имуществе и о всем хозяйстве церкви (уст. духов. конс. ст. 94–96). 4 . Церковные старосты, с разрешения епархиального начальства, могут быть избираемы и к церквам приписным, не имеющим своих причтов, если в сих церквах совершается богослужение, имеется собственное имущество и ведется отдельное от самостоятельной церкви хозяйство (Инстр. Цер. Стар. § 2; уст. Дух. Конс. ст. 94; Инстр. Цер. Стар. § 1). 5 . Для присутствовании при ежемесячной поверке прихода и расхода церковных денег прихожане из среды себя избирают представителей на каждый год из лиц, удовлетворяющих требованиям § 7 122 , Инстр. Цер. Стар. (Инстр. Цер. Стар. §§ 41 и 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—272— 1884 г. чением относительно свиты. В июле и августе мне невозможно отлучиться из Твери. Много „ставленников“, ожидающих рукоположения; много хозяйственных дел в монастыре, требующих непосредственного моего надзора: не на кого мне положиться. Вчера, 18-го июля, было у нас собрание, для совещания об устройстве в Твери архива. В этом собрании толковали и об изыскании средств на восстановление церкви в селе Микулине Городище. А.К. Жизневский хотел отнестись ко всем Иерархам Российской церкви с прошением помощи на этот предмет. Но предположение его не прошло в собрании“. На другой же день я писал в ответ: „К поездке вашей в Торжок на поклонение святыне препятствия не усматриваю. Если угодно, можете побывать и в тамошнем женском монастыре и посмотреть, хотя некоторые, приходские церкви, в сопровождении о. архимандрита; о последствиях же посещения прошу меня уведомить. Относительно средств на восстановление церкви Никулино-Городищенской есть надежда на помощь со стороны Св. Синода, только не в текущем, а в будущем году. Из Преосвященных епархиальных могли бы, кажется, оказать пособие те, по крайней мере, кои принадлежат к Тверской епархи по своему происхождению, или принадлежали когда-либо по своему служению. К ним бы только и обратиться с просьбами. В семинарии, как слышу и вижу, между Ректором и некоторыми преподавателями происходить какой-то разладу. Не можете ли, Преосвященнейший, разъяснить, кто из них прав и кто виноват? P. S. Семинарские Журналы, представляемые Вам, с приложением чьих-либо особых мнений, прошу присылать мне е вашими заключениями на отдельных листах“. От 19-го же числа писал о. протоиерей Владиславлев: „В нынешнем (14) Тверских Епархиальных ведомостей помещена большая часть писем Высокопреосвященнейшего Гавриила. Второе письмо (по счету Н.И. Барсова ) 2678 —273— 1884 г. мною отнесено на конец и будет напечатано с оговоркой, что оно, вероятно, писано к другому лицу, а не к о. архимандриту Иннокентию. При печатании встретилось немало затруднений, происшедших от того, что почтеннейший Н.И. не потрудился проверить с подлинником или просто перечитать письма и тем самым дал нам головоломную задачу“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

были законодательно запрещены свободные контакты с патриархом Константинопольским) и издала все необходимые документы, хотя и дала понять, что такое решение проблемы представлялось ей вынужденным, послав некоторые сигналы, свидетельствующие о своём неудовольствии 95 . Вполне вероятно, что требование о том, чтобы митрополит Киевский за богослужением поминал не только своего канонического главу – патриарха Московского, как это предписано правилами,– но и патриарха Константинопольского, причём на первом месте, признавая особый статус Константинопольской кафедры в православной Церкви в целом и помня о прежнем подчинении Киевской митрополии этой кафедре, было ещё одним из сигналов, свидетельствовавших о неудовольствии Константинопольской патриархии в связи с потерей Киевской митрополии. Тем не менее, интерпретация этого требования в смысле сохранения Киевской митрополии в юрисдикции Константинопольской Церкви является произвольным толкованием, впервые широко прозвучавшим только в 2009 г. и основанным на подмене положений документов Константинопольской патриархии мая–июня 1686 г. предложениями патриарха Досифея Иерусалимского, которые не были в итоге приняты в качестве руководственных. Денонсация документов 1686 г. на основании этого произвольного толкования, о которой Константинопольский патриархат объявил в октябре 2018 г., искажает ясный смысл исторических свидетельств XVII в. Священник Михаил Желтов 2 Дубликат этой грамоты был предусмотрительно составлен и на имя патриарха Парфения – в Москве знали, что Константинопольские патриархи часто сменялись из-за интриг с участием османскихвластей. Впрочем, рассматривать грамоту в итоге пришлось не патриарху Иакову или патриарху Парфению, а патриарху Дионисию. 3 В русских документах XVII в. под «вселенскими» патриархами понимались предстоятели всех древних патриарших кафедр православного Востока, а не только патриарх Константинопольский. 4 В царской грамоте 1684 г. эта же по содержанию просьба сформулирована в более общих терминах – патриарха Константинопольского просят пойти навстречу желанию царей о переходе Киевской митрополии «под благословение» патриарха Московского и не жаловаться («причитати не имети») на «умаление епархии»: «А вашему б архипастырству того, что мы, великие государи, той митрополии близости ради и краткого пути для всяких церковных потреб изволяем быть под благословением во Святом Дусе отца нашего и богомолца, кир Иоакима, патриарха Московского и всеа Росии, ко умалению епархи своея причитати не имети», поскольку цель испрашиваемого действия – исключительно церковная польза: «Мы, великие государи, изволяем то великое дело учинить не иного чего для, токмо для Восточные святые апостолские церкви» 94).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

На это отвечал я на другой же день, т. е. 25-го числа: „Прочитавши присланную Вами статью о преосвящ. Филофее, я позволил себе исключить в ней только несколько строк. Прочее, по моему мнению, может быть беспрепятственно допущено к напечатанию, если цензор не найдет с своей стороны каких-либо препятствий. Почему же долго не являются в вашей газете письма Преосвящ. Гавриила к Архиепископу Иннокентию? Разве есть в них что-либо неудобное для печати? Приветствуя Вас и паству вашу с минувшим приходским праздником, с братскою о Христе любовию пребываю... P. S. Сегодня препровождаю я к Преосвященному Антонину утвержденный мною устав Тверского Церковного Братства. Приступайте, с Божиею помощию, к приведению в исполнение сего Устава. Вчера я получил от Афанасия Николаевича приглашение к участию в учреждаемой, по Высочайшему повелению, Губернской ученой архивной комиссии, но какое участие могу я принять в этой Комиссии, пока нахожусь в СПб? Без сомнения, в этой комиссии первое место дол жен занять почтенный Август Казимирович, которому, при свидании, прошу передать мой усердный поклон и благодарность за любезное письмо“. 25-го ч. писал я также в Тверь к игумении Христо- —264— 1884 г. рождественского монастыря Палладии, в ответ на ее письмо от 19-го ч.: „Приветствую Вас и ваших о Господе сестер с светлым празднеством обители 2669 . Мысленно соприсутствуя Вам в храме Божием, благословляю Вас и молю Матерь Божию, да хранит. Она всех вас под своим благодатным кровом в мире, здравии и благоденствии. О чистом и благорастворенном Тверском воздухе воздыхаем, но не совсем унываем, утешая себя мыслию, что Петербургская духота не весьма продолжительна. Между тем, пользуясь свободными минутами, я делаю время от времени небольшая экскурсии, но не далее пока границ города“. 26-го числа был у меня из Воронежа полковой священник Вас. Альбицкий, уроженец Владимирской епархи, но окончивший курс в Олонецкой семинарии. Был он там, по окончании курса, учителем духовного училища и жил в доме земляка своего, преосвященного архиепископа Аркадия 2670 . Рассказывал, между прочим, о детстве преосв. Аркадия; о его уходе, при перемещении из Пермской 2671 в Олонецкую епархию (в 1851 г.) пешком из Перми, по не получению из Синода прогонных денег; о его строго аскетической жизни и частом проповедничестве; о его путешествиях тайком к раскольникам для собеседований; о его уплате членам причтов за ночлеги во время поездок по епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010