В августе 1905 г. произведен в архимандрита и назначен настоятелем сербского подворья в Москве, но не успел отбыть к месту своего нового служения, как получил новое высшее назначение 2629 . Избрание архимандрита Сергия в епископа шабачского было довольно неожиданно, так как в печати не называлось даже его имя. Члены главного комитета священнического общества проводили пред членами Архиерейского Собора кандидатуру профессора богословии Ефрема Боиовича 2630 , уже тридцать лет состоящего в профессорской должности, человека умного, уравновешенного и совершенно достойного, который мог бы быть украшением всякой иерархии. Тем с большим удовольствием „Весник српске цркве“ отмечает первые шаги энергичной архипастырской деятельности преосвященного Сергия, обновившего состав духовного суда в своей епархи, чрез удаление прежнего слабого и немощного председателя и назначение нового лица, более способного и молодого 2631 . По поводу передачи Дечанского монастыря в Старой Сербии русским святогорским инокам в 1903 г., епископ жичский Савва Дечанец 2632 издал брошюру „Дечани и српски народ. Београд, 1904,“ в которой изобразил великое значение Дечанского монастыря для сербов в Старой Сербии и осудил уступку монастыря русским келиотам из Хиландара. Тогда же в сербской периодической печати появились резкие статьи против уступки или продажи кому бы то ни было сербских святынь, и русские иноки должны были оставить занятый ими монастырь 2633 . – 25 декабря 1904 г. преосвященный Савва скромно, без всякой помпы отпразд- новал пятидесятилетний юбилей служения своего в священном сане. – В неделю православия 1906 г. епископ Савва обратился с окружным посланием к своей пастве по поводу современных церковных событий. Указав на развитие в стране антицерковного движения, проявляющегося в жизни и литературе, епископ Савва раскрывает в послании то положение, что церковь непобедима этими временными препятствиями, которые не могут по самому существу приразиться к ней. Как в древности церковь Христова победила злую иконоборческую ересь и ознаменовала свою победу торжеством православия, так и теперь у церковных стен силою божественной благодати падут все происки и замыслы врагов церкви и нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Саввы Освященного. ( < < back) преп. Афродисия Палестинского 24-го декабря. ( < < back) Медеба в Заиорданье. ( < < back) сем соборе осуждена была ересь Евтихия (монофизитская), признававшая во Христе одно божеское естество и утверждавшая, что человеческое естество в Иисусе Христе при ипостасном соединении поглощено Божеским. ( < < back) патриарх Константинопольский с 490–496 г. ( < < back) патриарх Антиохийский с 506–512 г. ( < < back) было в конце 511-го года. — Сидон — древнейший город Финикии, на берегу Средиземного моря, недалеко от горного хребта Ливана с прекрасною гаванью. Христианство появилось в Сидоне весьма рано, и еще при земной жизни Иисуса Христа у Него было там много учеников. Впоследствии Сидон был несколько раз разрушаем, потом восстановляем и, наконец, окончательно упал; в настоящее время известен под именем Саиды, с 10.000 жителей, преимущественно мусульман. ( < < back) и ересиархи монофизитов: Евтихий — настоятель и архимандрит одного из Константинопольских монастырей, Диоскор — с 444–451 г. Александрийский патриарх. ( < < back) ревностные и изуверные последователи монофизитства, особенно иерапольский епископ Филоксен, по прозвищу Ксенайя, силою заставивший местное население, чрез преданных ему шаек фанатических монахов, принять монофизитскую ересь, при чем православный антиохийский патриарх был замучен до смерти. ( < < back) 513 году. ( < < back) Палестинские епархи пользовались большею властью сравнительно с другими и назывались иначе еще игемонами (греческое наименование) или прокураторамн (римское). ( < < back) под именем Uoahha III с 517–524 г. ( < < back) было в начале 517 года. ( < < back) храме св. первомученика и архидиакона Стефана, к северу от нынешних Дамасских ворот. Храм сей был избран для сего случая архиепископом, вследствие своей обширности, так как соборная церковь не могла вместить множества собравшихся. ( < < back) Вселенские соборы: 1-й (Никейский) в 325 г., 2-й (Константинопольский) в 381 г., 3-й (Ефесский) в 431 г. и 4-й (Халкидонский) в 461 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Став единоличным, епископ сделался центром христианских общин. Он сделался тем, что связывало и сплачивало христианские общины воедино. Средством для этого явилось провозглашенное и признанное право епископа на совершение Евхаристии. Уже Климент признавал за епископами это право (см. гл. XL-XLI). Но в особенности это право поставлено высоко и подчеркнуто св. Игнатием . По обстоятельствам своего времени, борьбы с докетизмом, он указывает на Евхаристию, как важнейшее доказательство верования в реальную плоть Иисуса Христа. К епископу, по тем или иным причинам возвысившемуся над другими епископами, обращались со всех сторон с просьбами о разрешении тех или иных вопросов, или разъяснении выхода из затруднительных случаев. Так, например, Римская община, в лице своего предстоятеля, вмешивается в дела Коринфской Церкви. Многие верующие в Коринфе не хотели подчиниться предстоятелям и служителям своей местной Церкви. Славная община не близкого к ним города Рима чрез своего представителя осудила такое своеволие и выставила положение о необходимости подчинения известной церковной организации. «Не все епархи, не все тысяченачальники… но каждый в своем чине исполняет приказание царя и полководца» (XXXVII, 3. ср. XXXVIII, 1). С различными вопросами обращались верующие к знаменитым епископам — св. Игнатию и св. Поликарпу. Чрезвычайно уважаемым епископом также считался Киприан Карфагенский . К нему с различными вопросами обращались Церкви всей Африки. Его письма показывают, что его влияние выходило далеко за пределы Африканских Церквей и достигало Рима. Митрополиты в первые три века христианства. Из среды предстоятелей епископально-парикийного строя некоторые возвысились и получили власть над другими за свои высокие личные качества, а иные — благодаря важным городам, где они занимали кафедры. Но не обошлось и здесь дело без участия или вмешательства человеческих страстей, главным образом, честолюбия. Еще ап. Павел предвидел, что некоторые, получив слишком скоро высокий иерархический сан, могут возгордиться и подпасть осуждению с диаволом (См. 1 Тим. 3:6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Это дело велось Одоевским и другими боярами, представителями духа нового времени. При Феодоре Алексеевиче сделана подробная и тщательная опись церковных имений, на основании которой требовались от архиереев и монастырей отчеты и подати. Но прежде реформы Петра, усилившей распоряжения Феодора Алексеевича относительно церковных имуществ, духовной власти еще раз удалось затормозить государственное право и контроль. Еще в сане архимандрита Никон часто внушал царю, что учреждение монастырского приказа противно канонам; в сане митрополита он настаивал на уничтожении приказа и выпросил грамоту, по которой духовенство новгородской епархи в делах духовных и гражданских подчинилось суду своего митрополита. В сане патриарха Никон убеждал царя вовсе оставить Уложение и заменить его кормчей. Не успев в этом, так как Уложение было крепко духом времени, он издал дополненную кормчую и подложную грамоту Константина в. Сильвестру, в защиту церковных прав и имуществ. В угоду Никону были разосланы судьям выписки из номоканона, ограничивавшие новые законы, в пользу духовенства. Последний голос в защиту церковных прав подал патр. Адриан, в 1700 году. Он издал статьи о святительских судах, содержавшие выписки из номоканона, устава Владимира и Ярослава, ханских грамот, и умолял правительство охранять эти постановления. Но в это время уже составлялось новое Уложение, разграничившее церковное и гражданское право; оно безусловно подчинило духовенство гражданскому суду по мирским делам. У духовенства оставалось еще право печалования за опальных. Мы видели, как это право дорого обошлось митр. Филиппу, столкнувшемуся с новою царскою властью. Духовенство помнило этот урон и поспешило защищать опальных; однако ж обстоятельства подчас вызывали его на этот подвиг. Народ сильно роптал на митрополитов безгласных, особенно во времена великих князей. Так, некоторые роптали на митр. Даниила, что он не печалится об опальных и бережет себя. Столкновения между высшею духовною и гражданскою властью становились неизбежны, особенно во время государственной реформы.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

возлюбленный о Господе Брат! Очень жалею, что болезнь ваша так долго продолжается, и так долго лишает меня удовольствия видеть вас. Молю Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, да возвратит вам здравие ваше, на подвиги святого великого поста, с наступлением коего, яко вожделеннейшего для душ наших времени, усердно поздравляю вас. Настоятель Югской Дорофеевой Пустыни по прошению его на сих днях уволен от должности строителя, на время поручил я управление оною Петровскому Игумену Киприану, доколе прибудет к нам из Белобережской Пустыни отец Иеромонах Варфоломей. Сделай милость, брате, напиши к нему братолюбивое увещание, чтобы он, возложивши упование свое на Господа Бога, не отрицался от звания свыше на попечение о братстве святой обители югской. Прошу известить меня, не пишет ли он к вам о своем согласии. Ежели бы он пригласил с собою сколько ему угодно братии по сердцу своему, я бы принял всех с совершенною любовью. Весьма желательно насадить виноград истинно монашествующих во вверенной мне пастве; да отрасли его прострутся и на другие страны севера. Помогите мне в сем деле Господа ради. На второй неделе поста я хочу просить святейший Синод прямо определить о. Варфоломея Настоятелем Югской Пустыни, но боюсь не отказался бы. Дайте мне ваш совет – ибо вы хорошо знаете сего старца. —247— Призывая на вас и на всю святую братию вашу благословение Божие, с искреннейшим почитанием и пастырскою любовью имею честь навсегда пребыть вашего Высокопреподобия Усерднейший слуга Филарет Архиепископ Ярославский 1 Марта 1837 года. Письмо XVIII (IX) Христос Воскресе! Ваше Преподобие! Возлюбленнейший о Господе Отец Варфоломей! Честь имею поздравить Вас с наступившим Праздником Светлого Христова Воскресения! Митрополит Киевский Филарет благословляет Вам отказаться от Строительства Южской пустыни. Он Вам готовил Игуменский жезл по приезде Вашем в Ярославль; ныне же поговаривает о Архимандритском; исполнения сих слов добрейшего Архипастыря я усердно желаю! Его весьма тронуло Ваше последнее письмо ко мне, в коем вы изображаете, что не желаете настоятельства южского, если Он не останется на Ярославской Епархи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19 мая 1905 г. скончался в Белграде архиепископ белградский и митрополит Сербии Иннокентий. Покойный митрополит (в мире Иаков Павлович) родился 1 авг. 1840 г. в г. Шабце. Высшее богословское образование получил в киевской духовной академии. Два раза был назначаем ректором белградской семинарии (в 1874 и 1886 гг.). 24 ноября 1892 г. принял монашество, 2 авг. 1894 г. посвящен в епископа нишского, а 15 февр. 1898 г., после смерти приснопамятного митрополита Михаила, избран был митрополитом сербским 2621 . Как первосвятитель сербской церкви покойный митрополит – говорит „Богословски Гласник“ – отличался миролюбием и осмотрительностью, и тем не менее он терпел сильные нападения в печати и иначе особенно в последние годы, когда, можно сказать, на него воздвигнуто было сплошное гонение. Но ему пришлось пережить весьма тяжкие дни, такие обстоятельства, которые редко случаются в жизни отдельного народа и церкви 2622 , и неудивительно, что по своей доброте он не мог иногда удержаться на той высоте, на которой ему следовало быть... Отпевание тела митрополита Иннокентия совершено было, в присутствии короля сербского Петра, епископами: —172— шабачским Димитрием, нишским Никанором и жичским Саввою, в сослужении нарочито прибывших трех представителей карловицкого патриарха Георгия Бранковича и еще 60 священников. В конце отпевания произнес надгробное слово епископ шабачский Димитрий. По окончании отпевания гроб с телом почившего обнесен был около церкви, и у западных врат краткие речи произнесли профессор богословия Ефрем Бойович и прот. м. Петрович. Погребен митрополит Иннокентий рядом с своим предшественником, митрополитом Михаилом. На поминовенном обеде в большом зале митрополии присутствовали епископы, остальное духовенство и королевское правительство с министром председателем во главе 2623 . Местоблюстителем белградской епархи был назначен епископ шабачский Димитрий. По местным церковно-гражданским постановлениям вдовствующая кафедра митрополии должна быть восполнена в течение трехмесячного срока, со дня смерти митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8) Вдове священника г. Москвы Л. Побединской с детьми 60 р. 00 к. 9) Вдове священника г. Москвы О. Воскресенской с детьми 60 р. 00 к. 10) Вдове преподавателя Симбирской духовной семинарий Ф. Добролюбовой с детьми 60 р. 00 к. 11) Вдове преподавателя Перервинского Московской епархи духовного училища А. Соболевой с детьми 60 р. 00 к. 12) Заштатному священнику г. Москвы о. С. Виноградову 60 р. 00 к. 13) Бывшему преподавателю Смоленской духовной семинарий Н. Саганову, душевнобольному 60 р. 00 к. 14) Вдове преподавателя Японской Миссийской семинарии П. Исикамэ с дочерью 60 р. 00 к. 15) Бывшему преподавателю Симбирской духовной семинарии С. Снеткову, скончавшемуся 18 января отчетного года, посо- —11— бие за январь месяц и на его похороны (выслано зятю покойного) 30 р. 00 к. 16) Вдове священника г. Москвы М. Леонардовой 40 р. 00 к. 17) Вдове профессора Московской Духовной Академии Е. Смирновой с дочерью 60 р. 00 к. 18) Вдове диакона г. Москвы А. Лавровой 36 р. 00 к. 19) Вдове помощника инспектора Московской духовной семинарии М. Любимовой 36 р. 00 к. б) единовременного пособия: 20) Бывшему преподавателю Бугурусланского Самарской епархи духовного училища, находящемуся в психиатрическом отделении Ярославской земской больницы, Г. Добротину (на мелочные расходы) 10 р. 00 к. в) взаимообразного пособия: 21) Бывшему преподавателю Московской духовной семинарий Н. Наумову, (50 руб. безвозвратно и 50 руб. заимообразно) 100 р. 00 к. г) на особые расходы: 22) Куплено в Конторе Волкова одно свидетельство 4 % Государственной ренты в тысячу рублей за 3409, cep. 63 (с майским купоном 9 р. 23 к.) за 851 р. 73 к. 23) Куплены в той же Конторе две 4 % облигации Московск.-Казанск. ж. дороги, в сто рублей каждая, за 55,505 и 80,530, взамен вышедших в тираж таких же облигаций за 29, 391 и 102, 343 – за 162 р. 80 к. 24) Уплачено в Контору Государственного Банка за хранение процентных бумаг в течение отчетного года, с переменой двух расписок, за истечением десятилетнего срока, под одну новую. 27 р. 88 к.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—253— 1884 г. зависимости духовенства военного от епархиальной власти, следующая недоразумения: 1) Так как в этом пункте Указа Св. Синода идет речь о зависимости только духовенства военного от епархиальной власти, но ничего не сказано о зависимости самых церквей, при коих оно состоит, то следует ли Комиссии рассуждать и о сих церквах с их имуществом и доходами? 2) Так как в Указе говорится о духовенстве военном, состоящем при таких только городских церквах, которые заключают в своих приходах местное население; между тем, во многих городах, как известно, существует немало военных неподвижных церквей при разных военных учреждениях, как то, при госпиталях, крепостях, приютах и пр., то не следует ли Комиссии войти в рассуждение о зависимости в некоторой степени от епархиального начальства военного духовенства, состоящего и при сих церквах? 3) Так как по правилам церковным, „всяк коего либо чина человек подлежит в духовных делах суду того епископа, в которого епархи пребывает, пока в той пребывает (Дух. Регл. 1820 г., стр. 93, п. 10), то представляется благословным подчинить религиозно-нравственному надзору и в важных проступках суду епархиальных архиереев военное духовенство и подвижных церквей, когда оно находится в пределах той или другой епархи. Посему не признано ли будет благовременным и полезным дозволить Комиссии коснуться и этого вопроса? При дальнейших рассуждениях о порученных рассмотрению Комиссии общих вопросах могут возникать, сверх указанных выше недоразумений, и другие частные вопросы, более или менее соприкасающиеся с данными вопросами. Посему желательно, чтобы председательствующему в Комиссии разрешено было допускать обсуждение и этих последних вопросов. Сообщая о сем Вашему Высокопревосходительству, покорнейше прошу Вас, Милостивый Государь, о вышеизложенном предложить Св. Синоду на благоусмотрение и разрешение, о последующем же почтить меня уведомлением. —254— 1884 г. С истинным почтением и преданностию имею честь быть...“ В разрешение предложенных в этом письме вопросов мною получен 28-го ч. из Св. Синода указ за 2149, в котором изображено:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

I. Основные недостатки действующего устава Общим голосом наша духовная школа признана несостоятельной. Этой несостоятельностью она обязана некоторым характерным принципам, положенным в основание ее ныне действующим уставом. Из этих принципов едва ли не первое место занимает недоверие и, как естественный и необходимый плод его, централизация власти. Весь действующий устав от начала до конца проникнут принципом недоверия. Во главе духовно-учебных заведений стоит Святейший Синод и синодальный обер- Прокурор; а так как фактически Синод находится под сильным влиянием Обер-Прокурора, то, не погрешая, можно сказать, что последний и есть действительный начальник всех духовно-учебных заведений. Для заведывания духовно-учебными заведениями существует духовно учебный комитет при Святейшем Синоде, но, в силу недоверия, не имеет над ними самостоятельной власти, а есть только учреждение совещательное, постановления Которого получают силу лишь по утверждении Синодом или Обер-Прокурор 2479 . Ближайшее заведывание духовно-учебными заведениями каждой епархи вверено епархиальному архиерею, но и ему не дана полнота власти, так как деятельность его регламентируется особыми указаниями от центрального управления. Непосредственное заведывание учебным заведением возложено отчасти на начальника этого заведения – ректора или смотрителя, отчасти на правление. Но ректор и смотритель в своих действиях безусловно —63— связаны волею епархиального архиерея, а правление и de jure и de facto играет роль совещательного учреждения при епархиальном архиерее, так как постановления его получают силу лишь по утверждении их епархиальным архиереем. Кроме того, разделивши непосредственное заведывание учебным заведением между начальником и правлением, устав внес в высшей степени вредное двоевластие и создал благоприятную почву для постоянной борьбы этих властей между собой. Правда, борьба была неравная: с одной стороны, труппа бесправных учителей, а с другой – их не посредственный начальник и дозорщик. Наконец, свое недоверие к духовным училищам устав простер дальше, поставив их под ближайший надзор семинарий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еще за два месяца до истечения срока присутствующих в синоде членов экзарх или, в его отсутствие, заместитель его посылает всем епарх и альным арх и ереям письменное приглашение прислать в священный Синод в запечатанных конвертах указание тех епарх и альных архи ереев, которые, но их мнению, могут быть достойными членами священного синода на предстоящее четырехлетие и которые безукоризненно управляли своими епарх и ями не менее четырех лет. Получив такие бюллетени от всех епархиальных архиереев, экзарх или его заместитель совместно с священным синодом просматривает их и подсчитывает избирательные голоса. Избранными признаются те, которые, по присланным бюллетеням, получили большее количество голосов. О результате выборов извещаются как правительство, так и все епархи альные архиереи. От избрания в члены священного синода никто из указанных бюллетенями епископов не имеет права отказываться, за исключением лишь престарелых, достигших уже 70-летнего возраста, и тяжело больных. Пробывшие четыре года в качестве членов священного синода могут отправиться в свои епархии однако же не раньше, как вступят в отправление своих обязанностей новоизбранные члены-их заместители. Заседания священного синода открывает и закрывает его председатель – экзархи или его заместитель; они же обязаны руководить и происходящими на них рассуждениями, равно как и следить за благочинием и порядком заседаний. Никто, кроме членов, не может присутствовать на синодских заседяниях. Заседания священного синода признаются законно состоявшимися, если на них присутствуют в качестве председателя экзарх или его заместитель и не менее двух членов. Решения священного синода постановляются единогласно, а в крайнем случае по большинству голосов; при равенстве голосов, перевес получает мнение тех членов, к которым присоединяется голос экзарха или его заместителя. Во время заседания все члены должны занимать места, как и при соборных богослужениях, в порядке старшинства по времени рукоположения в епископский сан. Подобно уставу константинопольского патриархата, и болгарский экзархийский устав требует, чтобы члены священного синода относились всегда почтительно как к председателю, так и друг к другу, чтобы не уклонялись от исполнения своих обязанностей и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010