В 2014 году в рамках государственного задания Государственным автономным учреждением Новосибирской области «Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области» была начата разработка проекта воссоздания и реставрации объекта культурного наследия «Собор Святой Живоначальной Троицы», в 2016 году готовый проект был согласован с Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области. В 2016 году в рамках мероприятий областной программы «Культура Новосибирской области» на 2015-2020 гг. начаты работы по воссозданию и реставрации объекта культурного наследия «Собор Святой Живоначальной Троицы» за счет средств Новосибирской епархи и областного бюджета по разработанному ГАУ НСО НПЦ проекту. http://www.nasledie-nso.ru/node/828 В районном центре Колывани на ул. Советской в глубине квартала рядом с Колыванским краеведческим музеем находится здание, внешне похожее на советский клуб. До перестройки здесь размещался кинотеатр, а с 1990-х годов вещевой рынок, страховая компания, медицинский кооператив... В обиходе нескольких последних десятилетий никто из жителей не называет это здание Собором, все чаще говорят кинотеатр " Победа " , хотя с недавних пор здесь и кинотеатра уже нет. Большинство колыванцев не помнит имени Собора, да и в популярной литературе накопилось много ошибок: именовали его Покровским, путая с разрушенной училищной церковью, или называли Собором церковь Александра Невского, построенную значительно позднее. Наступает время восстанавливать историческую правду. Целью данной статьи является обоснование историко-культурной ценности объекта, выявленного автором в процессе работы над Проектом зон охраны недвижимого наследия исторического ядра Колывани, – Собора во имя Святой Живоначальной Троицы. В статье также вводится в научный оборот ряд новых сведений о Соборе и дается первая попытка графической реконструкции его плана. История храма начинается со времени переезда Колывани на новое место и строительства города по " высочайше утвержденному " плану 1834 года архитектора К. Турского. Оставшаяся на территории " старой " Колывани (в селе Чаусском) церковь во имя Богоявления Господня, оказалась неудобно размещенной для основной части прихожан. Вместе с тем на плане города была намечена к строительству Соборная площадь с условным обозначением в ее центре храма в виде креста. По ходатайству епископа Томского Его Преосвященства Парфения перед Святейшим Синодом в 1859 году была разрешена к построению церковь " с наименованием Соборною " . Собор был заложен 15 августа 1861 года, построен " тщанием прихожан " и освящен 1 октября 1867 года. " Зданием собор каменный, с таковой же в связи с колокольнею, покрыт железом, сложен очень прочно " .

http://sobory.ru/article/?object=24866

«Божией милостью Рафаил Заборовский православный архиепископ киевский, галицкий и малой России. Епархи нашей киевской святогеоргиевского монастыря Козелецкого всечестный игумен Гавриил доношением объявил, что за скудостью Козелецкого монастыря новозаложенной каменной церкви во имя св. великомученика Георгия, – в совершенное окончание привести не может, просил позволения на испрошения от боголюбивых подаятелей. – Сие прошение за благоприятное принявши, выдали мы писание сие, через которое всех общелюбивых церкви восточных сынов смиренно молим, милостивым от доброхотства своего подаянием к строению показанные церкви с сим писанием являющемуся просителю любовно не отрицати вспомоществования, с несумненым упованием и с крепкой надеждой, яко милостивое в доброхотное с любовью к храму Божию, подаяние Всевышним любителем и отцем временно и вечно награжденно будет»... На этой самой грамоте государыня императрица Елисавета изволила написать: «Вклад в георгиевский монастырь две тысячи рублей. Елисавета». Государь наследник Петр Федорович написал: «В оный же монастырь и пять сот рублей. Петр». О. Гавриил усердно и ревностно заботился о благолепии св. обители. Он успел убедить киевского полковника Евфима Дарагана заказать вылить субботний колокол для обители. Но как ни старался о. Гавриил о новом храме и его принадлежностях: он, еще во многом не успел окончить храм, как перешел в другую жизнь, в 1750 г. После о. Гавриила недолгое время управляли Козелецкою обителью игумены Феофан Несин и Инокентий Домбровский. ГраФиня Разумовская в 1751 г: просила определить в настоятеля для окончания построек в обители батуринского игумена Иосифа Миткевича или киевского петропавловского игумена Дионисия Шугаева. Определен был последний. В 1754 году писал он полковой канцелярии, что новой «церкви не иного чего чают точию от дождевых погод падения, – по скудости монастыря в деньгах, укрыть оной нечем». – К большой скорби обители, едва только покрыта была новая церковь деревянною крышею, как в 1756 г. случился в монастыре сильный пожар: келлии игумена и братии обращены были в пепел, сгорела и колокольня с тремя небольшими колоколами, из которых в одном было 2 пуда, а в двух других по 1 пуду в каждом; во время этого пожара истреблены были и письменные акты монастыря. – К утешению обители, и всех верующих душ полковник киевский Ефим Феодорович Дараган, по усердию к св. обители, покрыл за свой счет, три купола каменного храма св. Георгия белым железом. Он же устроил в новом храме св. Георгия иконостас. 11

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Зембин. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Деревня Зембин – одно из древнейших местечек, расположена при старой виленской дороге недалеко от Борисова, на береге речки Зембинка (приток Гайны). Первые упоминания о церкви относятся к концу VIII века. В " Историко-статистическом описании Минской Епархи " , составленном ректором Минской Духовной Семинарии Архимандритом Николаем в 1864 г., читаем, что в местечке Зембин Борисовского уезда имеется деревянная Свято-Михайловская церковь, 5-го класса, 1811 года постройки на месте сгоревшей. Фундатором являлся помещик Франц Сержпутовский. Штатное годичное жалование причта составляло 236 рублей. При церкви имелось до 60 десятин земли усадебной, пахотной и сенокосной. Благотворителями храма были господа Ратомские. Прихожан свыше 1000 душ, из них мужского пола 530 душ и женского пола 590 душ. В 1869 г. деревянная церковь в Зембине была капитально отремонтирована, обнаруженные в фонде «Церковно-строительного присутствия» Национального архива РБ чертежи и описание церковного здания по состоянию на 1862 г. позволяют представить, как выглядела зембинская церковь, существовавшая до начала XX столетия: прямоугольное в плане здание имело притвор и выступавшую апсиду: над крышей возвышались, завершающиеся куполами, башня-колокольня, расположенная со стороны главного фасада и небольшая башенка с глухим куполом - в середине церковного здания. Окна были расположены в один ряд, имелось двое дверей. Снаружи здание было покрашено масляной краской. 21 мая 1900 г. православную общину местечка Зембин постигло большое несчастье: во время пожара Михайловская церковь была уничтожена огнем. Храм и прежде подвергался пожару: например, известно, что Свято-Михайловская церковь была сильно повреждена пожаром, происшедшим 24 июня 1882 г., но после ремонта вновь освящена Борисовским Благочинным протоиереем Пастернацким 12 сентября 1882 г. Однако майский пожар 1900 г. не оставил надежды на сохранение старого здания церкви, и поэтому встал вопрос о строительстве новой приходской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=21156

86) От П.И. Щукина – его издания: а) «Бумаги, относящиеся до отечественной войны 1812 года», часть 5; б) «Сборник старинных бумаг», части 7 и 8; в) «Указатель Сборника»; г) «Русские портреты», выпуск 2. 87) От И.П. Калайдовича – Fasten-und Blumen Triodion, перевод прот. А. Мальцева . 88) От И.Ф. Токмакова из Москвы – его семь названий книг в семи томах и тетрадях. 89) От секретаря митр. Румынского С. Eftimie – его книга: Viata si activitatea mitropolitului Moldovei lacob I Putneanul (1750–1758). 90) От законоучителя Орловского реального училища свящ. Илии Ливанского – восемь его брошюр разного содержания в восьми тетрадях. 91) От свящ. Е. Мерцалова – его две брошюры: а) «От Петрозаводска до Иерусалима», вып. 1-й, и б) «Иордан и Мертвое море». 92) От свящ. М. Беляева из Москвы – его брошюра: «О праздновании Св. Софии – Премудрости Божией». 93) От законоучителя Московской 2-й гимназии свящ. И.С. Виноградова – его книга: «Краткий курс методики Закона Божия». 94) От инспектора классов Оренбургского Епархиального женского училища свящ. И. П. Кречетовича – его брошюра: «Несколько данных из истории Александро-Невского собора в г. Уральске». 95) От священника села Нижнего Белоомута Рязанской епархии X. А. Надеждина – «Славянская Библия с параллельными местами», Москва, 1890. —222— 96) От о. Диакона села Рудники Рязанской епархии М.С. Попова – книга: Iustini Historiarum Philippicarum libri XLIV, Lipsiae, 1829. 97) От преподавателя Владимирской духовной семинарии Н. Малицкого – его книга: «История Владимирской семинарии», вып. 1. 98) От преподавателя Вифанской духовной семинарии И.П. Николина – его брошюра: «Почему церковь в установлении догмата об иконопочитании видит «торжество православия». 99) От преподавателя Оренбургской духовной семинарии Н. Чернавского – его брошюры: а) «Село Нижнее Челябинского уезда»; б) «Учреждение Оренбургской епархии», и в) «Общий взгляд на историю Оренбургской епархи». 100) От преподавателя Смоленской духовной семинарии Л. Лавровского – его брошюра: «Св. князь Феодор Ростиславич Смоленский».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3 Греческие каноны, принятые на Руси и требовавшие соответствия между гражданским и церковным делением, при удельно-вечевом строе не имели полнаго применения. Отступление оказалось очень важным для церковной и политической централизации. 4 ) При составлении Уложения и учреждении монастырского приказа в Московском государстве были следующие епархии: область Московского u всея России патриарха, епархии: Псковская, Новгородская, Тверская, Ростовская, Вологодская, Суздальская, Сарская (Крутицкая близ Москвы), Коломенская, Рязанская, Казанская, Астраханская u Сибирская. 6 Проект об открытии вновь 70 епархий с разделением их на митрополичьи округи совпал с проектом об учреждении наместничеств во главе с вечными наместниками великородными людьми. В таком проекте патриарх Иоаким увидел опасность для русского единодержавия хранимого церковью. Помимо этого разделение церковной территории на митрополичьи округи, с подчинением одних архиереев другим, как это было в греческой церкви, являлось нововведением. Начальничество могло вызвать между архиереями “распри и высости” ведущие к нестроениям в церкви, а в народе могущие вызвать “молву и укоризну” 8 Очень странно следующее обстоятельство. В 60 городах настоящего столетия вышло правительственное распоряжение составлять ист.-статист. Описания епархий; составлена была программа этих описаний с разными пунктами, в которых не оказалось важного пункта о составе и пределах епархий… Только некоторые составители вскользь отвели место и этому пункту, напр. В описании Смоленской и Тамбовской епархии. Ныне пункт о территориях епархий признается необходимым даже в описаниях жизни и трудов руских иерархов. В программе конкурсного сочинения на премию о Георгии Конисском , архиепископе могилевском, тебуется, чтобы в исследование, на ряду с полной биографией архиепископа и состоянием православия, латинства и унианства в обширной Белорусской епархи, вошла и история этой епархии с указанием её пределов, изменения в составе её, числа в ней церквей, пиходов и монастырей (Тр. Киев. Дух. Акад. 1896 г. ноябрь).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Одною из таких статей духовенству предоставлялось право избрания окружных протоиереев, наместников и членов духовных судов. По другой статье, в Архиерейском Соборе с полноправным голосом заседали и решали дела, наравне с остальными действительными членами Собора, по одному протоиерею из каждой епархи и два архимандрита из всех епархий 2614 . В последнее время обращено серьезное внимание на упорядочение жизни монастырской. В весенних заседаниях Архиерейского Собора 1906 г. состоялось определение о том, что каждый епархиальный архиерей может в своей епархии назначать постоянных монастырских ревизоров. Они из- —169— бираются и поставляются из достойных и исправных, настоятелей монастырей местной епархии 2615 . В частности, высокопреосвященный митрополит Димитрий окружным, посланием от 10 апреля 1906 г. предписал всем монастырским настоятелям, чтобы на будущее время, в силу определения Архиерейского Собора 12 от 1904 г. они не принимали в свой монастыри ни одного монаха без его дозволения 2616 . Еще в 1904 г. Архиерейский Собор занят был вопросом об основании такой монашеской школы, которая наиболее могла бы удовлетворять настоятельным потребностям нынешних сербских монастырей. Так как ныне ясно обозначилось с одной стороны недостаточное богословское образование монахов, а с другой стороны недостаточное знакомство их с экономическими науками, отчего страдают большая монастырские имущества, то Архиерейский Собор признал благовременным основать такую монашескую школу, которая бы подняла религиозный дух в монашестве и в тоже время приспособила бы его к более рациональной деятельности на монастырских имуществах. Такую школу, с пособием министерства народного хозяйства, предполагалось открыть в лавре Студенице. С целию поднятия материального положения монастырей предполагалось в программе школы отвести видное место сельскохозяйственным наукам и практическому изучению сельского хозяйства. Окончивших курс учения имелось в виду назначать в различные местности сербского королевства для заведывания монастырскими имуществами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дана в Белегороде, ефвр. 26 д. 1742 г.”. Другая грамота от 20 окт. 1744 г. “Божиею милостию Антоний, митрополит Белгородский и Обоянский. Сего 1744 г. окт. 20 д. Белоградской епархи харьковского Хорошева Вознесенского монастыря девича от игумении Афанасии с сестрами прошением нам предложено: тогож-де сентября 17 дня оной девичий монастырь, и в нем две церкви и все келии Божим изволением от внезапного пожарнаго случая все погорели без остатку, а ко устроению вновь того монастыря и в нем церквей Божих со всем украшением, також келий и ограды для испрошения от христолюбцев в Белгорадской епархии в городах, местечках и селех доброхотного подаяния намерена послать того монастыря из монахинь, в чем о позволении просила благословительной грамоты. По которому ея прошению благословительно позволяем им, игумении с сестрами, в возобновлении той обители всеприлежное старание иметь и в-первых всем христоименитым восточныя православно-грекокатолического исповедания Церкви чадом Божие благословение при молитвах наших препосылая, пастырски просим от такового доброхотного к устроению упомяненной обители и в ней храмов Божиих подаяния щедролюбно не отвратить десницы с несомненным упованием, яко сторичное воздаяние в той обители вечно приносимыя к Богу теплейшия будут молитвы. Чего для такового от боголюбивых доброхотного подаяния саморучной имени записки, ради всегдашнего в том Вознесенском девичьем монастыре в церкви поминовения, дана за печатию прошнуренная книга. И сия грамота с подписанием: нашей руки печатию утверждена; дана в Белгороде, октября 20 дня 1744 года”. Третья грамота от 10 мая 1749 г. “Божиею милостию Иоасаф, епископ Белгородский и Обоянский. Сего 1749 мая 10 дня, Белоградской вашей епархии харьковского Хорошевского Вознесенского девичья монастыря игумения Фефана, поданным прошением объявила: объявленной Хорошевской Вознесенской девичь монастырь в прошлых годах погорел весь без остатку, и от того пожару пришел в крайнюю бедность и убожество, от чего ныне за скудостию и убожеством того монастыря сестр в прежнее состояние привести никак невозможно.

http://sobory.ru/article/?object=08879

Простое и убедительное раскрытие учения Христова может стать несокрушимою скалою, о которую будут разбиваться волны лживой философии и софистики. Само собой разумеется, что, кроме того, следует переводить на свои языки лучшие иностранные апологетические труды, чтобы таким образом, ими могла пользоваться каждая из отдельных автокефальных церквей 2592 . – В заседании 16 июня 1903 г. заслушаны были отчеты преосвященных епископов шабачского Димитрия и нишского Никанора об их деятельности в 1902 г. По поводу указаний этих епископов, Архиерейский Собор определил обратить внимание королевского правительства на нижеследующее. 1) Замечено, что в народе распространяются кое-какие брошюры, как напр. „Сон Божией Матери“, „Чудотворная сила св. Сисоя“ и т. д., которые своим содержанием вносят в народ заблуждения и суеверия. 2) Бывают случаи, что полицейские власти выдают женщинам, живущим внебрачно с известными лицами, паспорта как их служанкам, и чрез то поддерживается внебрачная жизнь. 3) Вопреки всем действующим предписаниям о выработке и продаже чистых восковых свеч продаются все-таки свечи из нечистого воска, что вредно отзывается на народном здоровье, а также портит и церковную живопись. 4) Нишская епархия слишком обширна и желательно, в интересах как религиозных, так и национальных, разделить ее на две епархи. А так как и архиепископия белградская также велика, то следовало бы митрополиту иметь помощника – викарного епископа. 5) До- —156— вольно часто случаются столкновения между представителями школ и церквей относительно собственности и границ школьных и церковных земель, – и следовало бы позаботиться о том, чтобы имущества школ и церквей были точно обозначены и утверждены установленными документами, а где это возможно, чтобы школы были перемещены и строились дальше от церквей, потому что только таким способом можно избежать и совсем устранить поводы к неприятным столкновениям между школьными и церковными управлениями 2593 . Третье определение Архиерейского собора состоялось по поводу направленной к епархиальному епископу просьбы одного лица, давно оставившего свой дом, жену и детей и ушедшего в монастырь послушником с желанием принять монашеский чин.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Файл 32172.jpg:   Размер: 600x888, 0.53 MPix, 772 Kb. Дата: 2018-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (119) , (4) . Описание: В ряду местных икон Всесвятского храма в Симбирской - Ульяновской епархи, слева от Царских врат, находится образ Пресвятой Богородицы, именуемый " Иверской " иконой, или же " Вратарницей " . Написание этого образа датируется серединой 17-го века. один из списков с Чудотворной Иверской иконы находится во Всесвятском храме. Икона " раскрыта " - с нее снято два слоя более поздних записей. Несколько участков написанных поверх оригинала образов оставлены на обновленной иконе. Находящаяся ныне в храме ико[...] Файл 32769.jpg:   Размер: 450x603, 0.27 MPix, 124 Kb. Дата: 2018-10-11, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (81) , (3) . Описание: Иверская Выксунская. (Жизнеописание в Бозе почившаго старца-утешителя, отца Варнавы, основателя и строителя Иверскаго Выксунскаго женскаго монастыря. Сергиев Посад, 1907.) Файл 33243.jpg:   Размер: 441x680, 0.3 MPix, 151 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (65) , (2) . Описание: 3 мая 2016 года в Покровском кафедральном соборе г. Астрахани митрополит Астраханский и Камызякский Иона торжественно передаст в руки епископа Ахтубинского и Енотаевского Антония древнюю икону Божией Матери «Иверская», которая в начале XX века почиталась как главная святыня возрождаемого ныне Воскресенско-Мироносицкого женского монастыря в с. Зубовка Черноярского района Астраханской области. Иверская икона Пресвятой Богородицы была написана на святой горе Афон и находилась в собственности изв[...] Файл 33348.jpg:   Размер: 550x1000, 0.55 MPix, 362 Kb. Дата: 2018-12-26, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (75) , (2) . Описание: Из музея Троицкого собора г. Саратова В музее представлена и чудотворная Иверская икона Божией Матери, написанная в афонской традиции. Центральный образ Богоматери с Младенцем окружен изображениями в круглых розетках Ветхозаветной Троицы, двух Архангелов и двенадцати апостолов. В нижней части иконы написана молитва Пресвятой Богородице, а на обороте приведены обстоятельства явленного Ею чуда. Из надписи становится известно, что в 1849 году икона находилась на судне некоего купца Пономарева. В[...]

http://pravicon.com/icon-126-photo

В октябре 1905 г. два кандидата богословия, монахи, избранные Архиерейским Собором, отправились для получения высшего богословско-философского образования в галльский университет. Министр просвещения и церковных дел обещал содержать на государственный счет трех воспитанников – монахов в духовной академии или богословском факультете, так что, можно надеяться, сербская церковь в близком будущем будет иметь хорошо подготовленных кандидатов на высшие церковные должности. – В Архиерейский Собор поступило два заявления от белградского духовного суда от 6 сентября 1905 г. Первое – о том, что многие церкви и монастыри в белградской епархи не вносят установленные % в церковный фонд, и второе о том, что с 1899 г. прекратилось собирание десятины чистого дохода со всех церквей на предмет построения новой богословии. В заседании 7 сентября того же года Архиерейский Собор постановил издать строжайшее предписание о продолжении во всех епархиях отчисления 10% и не мене 5% с доходов монастырей и церквей в церковный фонд, равно о про- —166— должении 10% чистого дохода со всех церквей и монастырей на постройку нового здания семинарии. – В заседании 12 сентября 1905 г. заслушано было представление начальника сверлижеского округа от 3 сентября того же года, – в коем он ставит на вид своему архипастырю епископу нишскому упадок народной любви в отношении к церкви и религии и развитие излишней свободы в религиозных вопросах, что народ – христианин только по имени и совершенно равнодушен к всему, что в связи с религией и церковью. В подтверждение сказанного начальник приложил представление двух приходских священников, которые также говорят об упадке веры и почтения к церкви, – случается даже, что и в праздники представители власти не посещают церкви, хотя обязаны это делать по своему положению. Усматривая дурные последствия такой холодности в отношении к церкви и религии, каковое равнодушие по заявлению остальных епископов наблюдается во всех краях Сербии и не только у обычных граждан, но и у государственных чинов, которые обязаны служить примером для остальных, Архиерейский Собор в заседании 12 сентября 1905 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010