Кто из сколько-нибудь внимательных верных не знает имени св. Иоанна Златоустог о? Почти каждый день в течение целого года дивное творение его – Божественная литургия освящает верных, они молятся составленными им молитвами, а в светлую ночь Христова Воскресения кто не переживал минуты великого духовного восторга, слушая его пасхальное огласительное слово? Кто из верных, вкусивши хоть раз от сладости бесконечно назидательных и в высшей степени художественных его творений, не влекся бы к ним снова с непреодолимой силой? Перед кем не стоит проникший хоть раз в сознание чудный образ его св. жизни и его скорбной, но блаженной кончины? И что более дивным представляется нам в Иоанне: его жизнь или его творения? Этот вопрос так и нельзя было бы разрешить, если бы жизнь и творения Златоуста не представляли бы одного целого, не образовывали бы единой целостной личности, в которой творения не отделимы от жизни и жизнь от творений. Св. Иоанн Златоуст продолжает жить в своих творениях, а не только на небе, равно как его творения обязаны своим происхождением его святой жизни и ее исключительному делу – спасению ближних. Итак, поистине дивны и его жизнь и его творения. Благоговейное изумление возбуждает в нас жизнь св. Иоанна Златоуста . От первого сознательного движения и до последнего вздоха она вся посвящена Богу. Нет в ней пробелов и пропусков, нет отступлений назад и уклонений в сторону. Как стрела, выпущенная из лука и прямо несущаяся к своей цели, так и некраткая жизнь св. Иоанна есть один стремительный бег к почести вышнего звания. Крепко держал кормило своего жизненного корабля св. Иоанн, всегда направляя его в тихую пристань небесного царствия, и никакие обманчивые миражи не заставили его усомниться в достоинстве своей цели, ее исключительной ценности и превосходству перед всеми другими жизненными целями и соблазниться трудностью пути к ней, исполненного многих скорбей и лишений. Даже тогда, когда наставленный по заботам своей редкой и удивительной матери Анфусы, имя которой никогда не может быть умолчано, когда речь идет о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

Святой всегда тяготел к монашеской жизни, причем даже не общежительной, но отшельнической. Но Бог готовил ему иной удел. Светильник не мог укрыться под спудом. Он был поставлен на верху горы, где воссиял всем. Около 374 года после смерти возлюбленной матери Анфусы он удаляется в пустыню. Четыре года проводит в монашеской обители в постах, бдении и молитвах. Затем удаляется глубже в пустыню, где в уединенной пещере подвизается еще некоторое время. Суровая аскетическая жизнь и подвиги сказались на здоровье. У подвижника открывается желудочная болезнь, преследовавшая его всю жизнь. И он вынужден возвратиться в Антиохию около 380 года. В 381 году его рукополагают во диаконы. В 386 году – во священники. На момент иерейской хиротонии святому было тридцать девять лет. Ревностный пастырь, блестящий богослов, ритор, философ, получивший прекрасное как духовное, так и светское образование, он глубоко изучает Священное Писание. Но главным его даром, пожалуй, была проповедь. Известно, что исповедник произносил довольно длинные проповеди. Ему выносили кресло и ставили посреди храма. Он садился в него и начинал проповедовать. Эти гомилии проходили в виде живых бесед с верующими. Они активно участвовали в обсуждении вопросов. Проповеди святителя были яркими, образными и в то же время простыми, доходчивыми. Еще в Антиохии Иоанн получает прозвище Златоуст. Кроме того угодник Божий много времени уделял делам милосердия. При нем Антиохийская Церковь ежедневно кормила до трех тысяч дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и болящих. При этом сам святой жил очень просто. Питался скудно, одевался бедно, совершенно не обращая внимания на внешний вид. Однажды даже Александрийский Патриарх Феофил обиделся на него за то, что святой, уже будучи Предстоятелем Константинопольской Церкви, встречая его, накрыл скудный стол. На такие мелочи Иоанн Златоуст совсем не обращал внимания. Главной была душа, устремлявшаяся к Богу. В 397 году Константинопольская кафедра осиротела. Умер Архиепископ Нектарий. Внимание столицы было обращено на антиохийского подвижника, известность которого простиралась далеко за пределы родного края. Его рукополагают во епископа и возводят на Константинопольскую кафедру. Таким образом, святитель, сам того не желая, оказывается Предстоятелем Церкви.

http://pravoslavie.ru/98954.html

Преподобная Анфуса происходила от знатных родителей в Селевкий. Когда она познакомилась с христианской верой, то, выпросившись как бы навестить свою кормилицу, прибыла к святому Афанасию, епископу Тарса Киликийского, чтобы креститься. По внушении Божию, святой Афанасий вышел к ней навстречу. По его молитве явился источник воды для крещения, и святые ангелы подали новокрещенной белую одежду. Родители рассердились на дочь за то, что она приняла крещение; но сватая скрылась из дома, приняла от Афанасия пострижение и начала подвизаться в пустыне. Св. Афанасий вскоре после пострижения Анфусы был замучен. Вместе с ним замучены были уверовавшие во Христа, мучители его Харисим и Неофит. Анфуса же чрев 20 лет после смерти Афанасия скончалась мирно. Грузинская икона Пресвятой Богородицы прославилась в ΧVII веке. Когда, в 1622 г. персидский шах Аббас покорил Грузию и взял там ризу Господню, тогда взяты были персами и многие другие святыни и иконы, для продажи русским купцам в Персию. В 1625 г. некто персиянин продал взятую в Грузди икону Богородицы одному из русских торговцев, приказчику ярославского купца Георгия Лыткина. В это время в Ярославле, самому Георгию, было откровение о драгоценной иконе, приобретенной его приказчиком, и приказание отослать ее в Красногорский монастырь, Архангельской епархии, в 16 верстах от Холмогор, основанный в 1603 г. (прежде монастырь назывался Черногорским, от имени горы). Купец Георгий отнес икону, и 22 авг. 1629 г. она поставлена была в монастыре. Здесь прославилась она многими чудотворениями. После праздника 22-го авг. каждогодно отправляют Грузинскую икону из монастыря в Архангельск, «для освящения города и христолюбивых народов», где она бывает долгое время и затем с торжеством возвращается обратно в монастырь. Списки с Грузинской иконы имеются: в Москве, в церкви близ Варварских ворот, и в Раифской обители, Казанской епархии. В московском Алексеевском монастыре есть Грузинская икона, принесенная из Грузии. 23-е число Мученик Лупп был слугой св. великомученика Димитрия. Находясь при кончине своего господина, он омочил его кровью свои одежды и перстень и творил ими многие чудеса в Солуне, за что, по повеленью Максимиана, был усечен мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

p. 157. Во время Анфусы, вследствие соборного определения, было большое передвижение иноков и инокинь из одного места в другое. 129 Трулльский собор 692 г. определил: „избравшие подвижническое житие и определённые в монастырь отнюдь да не исходят. Аще же неизбежная некая нужда побудит их к сему: да делают сие по благословению и изволению настоятельницы, но и тогда исходити должны не одни, а с старшими старицами и с первенствующими в монастыре, по повелению игуменьи. Обнощевати же вне монастыря совсем не позволяется им“. Прав. 46, в книге правил. Превосходные рассуждения о нужде для иночествующих не выходить из обители см. у Василия Велик. в правил. Твор. 5, 53. 59, 191–193. 131 Вселсн. 7 соб. пр. 20: „определяем не быти отныне монастырям двойным, потому что сие бывает соблазном и преткновением для многих, – аще же восхотят некой с сродниками от мира отрещися и монашескому житию последовати: то мужам отходити в мужеский монастырь, а женам входить в женский монастырь, ибо сим благоугождается Бог. А обретающийся до ныне двойные монастыри да будут управляемы по правилу св. отца нашего Василия: да не будут во едином монастыре монахи и монахини... Да не имеет дерзновения монах с монахинею или монахиня с монахом беседовати наедине“. 132 Трулльское прав. 45. Это простодушное обыкновение сохранялось даже в XVIII столетии в некоторых южных женских монастырях России. См. Опис. Харьковской епархии I, 133. 134. Харьков. 1859 г. 134 Житие её – в Четье-Минее апр. 12 Греческий текст in act. Sanet, ad 12 augusti. Биограф говорит: „приняв на себя это (описать жизнь и чудеса), передаю я не пустые вымыслы, но то, что сам собственными глазами видел, частью же слышал от святых жён... Все они хорошо знали деяния блаж. Афанасии. Потому и я поверил им». В прологе апр. 12 и в сборном Патерике (знам. 1) краткое известие с несколькими добавлениями. 136 И по Римскому мартирологу, „авг. 14 д. в Эгине кончина св. вдовицы Афанасии, славной монашескими подвигами и благодатью чудес“. Св. Димитрий справедливо заметил: „сея преподобные Афанасии память почитати приличнее есть августа в 14 день, в навечерии Успения Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Много значило для блаженной по­становление Трулльского собора об этом предмете 597 , а еще более тот шум, который поднимали против монастырей при отце ее. Вселенский Собор постановил: «Не долженствует монах или монахиня оставлять свой монастырь и отходить в иной» (пр. 21). Так блаженная Анфуса ни сама не переступала ногою за ограду обители, ни сестрам не до­ зволяла являться в миру без самой крайней нужды. Благоговейная настоятельница твердо выполняла и другое правило собора: «Ни жена в мужеском, ни муж в женском монастыре да не спит» 598 ; тем более что и современный ей собор подтвердил это правило до того, что запре­тил монаху с монахинею говорить наедине 599 , а в столичной женской обители требовалась особенная осторожность относительно посе­тителей обители. Блаженная игуменья не допускала в свою обитель и того простодушного обыкновения, которое осудил собор 692 года. В некоторых женских обителях принимавшие иночество наряжались тогда, как невесты, и в таком виде приходили в храм для пострижения. Запрещая это, Константинопольский собор 692 года писал: «Не сле­дует быть тому, чтобы по собственному произволению отложившая уже всякую житейскую приятность, возлюбившая жизнь по Боге, утвердившаяся в ней непреклонными мыслями, возвращалась вос­поминанием к тому, что уже предано забвению, и от сего явилась бы колеблющеюся, возмущалась бы в душе, как от волн потопляющих и бросающих туда и сюда; иногда и проливая слезы, не являет она сердечного сокрушения, а если и упадет слеза искренности, зрите­ли думают, что это не столько от усердия к монашескому подвигу, сколько от разлуки с миром и с тем, что в мире» 600 . Молитвы святой Анфусы были неусыпные и стояние на бдениях неослабное; слезы сокрушения постоянно текли из очей ее. «Прекрасная ветвь дурного дерева, честная Анфуса отцвела для земной жизни» 601 12 апреля 811 го­да, на 57 году ее жизни. Память святителя Василия, епископа Рязанского В сказании «о граде Муроме и о епископии его» 602 читаем: «неколи- кое время бысть во граде Муроме епископ праведен, именем Василий, сего добляго жития нетерпя враг, нача нань споны творити».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Глава 1. Иконоборцы против почитателей икон После смерти Константина V Римский престол достался по праву рождения его сыну от первого брака Льву IV , оставшемуся в истории с прозвищем Хазар – указание на этническую принадлежность матери, императрицы Ирины. По примеру своего отца Константин V желал приобщить сына к опыту государственного управления, и ему многое удалось передать отпрыску. Кроме этого, ввиду неспокойного внутреннего положения дел в Римском государстве, в 751 г. царь венчал на царство младенца Льва и признал того императором. Но, обладая многими достоинствами, 25-летний монарх не унаследовал от отца крепости характера и самостоятельности в принятии решений. Некоторой нерешительности императора, ошибочно принимаемой за слабохарактерность, способствовала сложная ситуация, сложившаяся во дворце. Судя по жизнеописанию сестры Льва IV святой Анфусы, с юности мечтавшей о монашеском постриге и являвшейся верным товарищем самых заклятых врагов ее отца, император Константин V отличался редкой толерантностью по отношению к своим домашним. А среди них присутствовало много умеренных иконоборцев и даже открытых иконопочитателей. Поэтому его сыну пришлось постоянно лавировать среди самых близких ему людей, чтобы, с одной стороны, не уронить чести отца, не дав повода признать политику того ошибочной, с другой – делать то, что никак не хотелось. Уже мать царя, известная своим благочестием, не сочувствовала политике мужа и, по крайней мере, пыталась привить сыну более терпимое отношение к иконам. Еще более запутанной стала ситуация в самый разгар преследований иконопочитателей, когда в 769 г. отец женил Льва на гречанке, 17-летней афинянке святой Ирине и в декабре того же года венчал ее титулом августы. Достоверно неизвестно, почему выбор императора пал именно на св. Ирину, но, видимо, невестка пользовалась расположением царственного свекра. Это было тем более неожиданно, что святая Ирина отличалась от своего мужа твердостью характера и не скрывала своего почтительного отношения к иконам 171 . Однако пикантность ситуации заключалась в том, что в большой семье покойного Константина V имелись другие претенденты на царский трон. Так, еще до замужества св. Ирины августой уже являлась третья супруга Константина V Евдокия. А оба его сына от третьего брака Христофор и Никифор получили титул цезарей, то есть по сложившейся традиции напрямую претендовали на будущее императорство. Третьего сына от Евдокии, малолетнего Никиту, Константин V наградил саном нобилиссимуса («наисветлейший») 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18. Муч. Флора и Лавра. Апостол. Евангелие. С. мч. Емилиана, еписк. х 19. Мч. Андрея стратилата, и с ним 2503. Сл. см. Июня 17. Муч. Тимофея, Агапия и Феклы. Праздн. пресв. Богородице, ради милосердия от иконы Ее Донской. (Сл. Богор.) 20. Прор. Самуила. 21. Ап. Фаддея, ед. от 70-ти. Мчц. Вассы и чад ее. – Пр. Аврамия, архим., Смоленск чудотв. Сл. Препод. х Муч. Агафоника, Зотика, Феопрепия и др. Сл. Мучен. Мучц. Евлалии дев. и Анфусы. Праздн. ради иконы пресв. Богор. Иверской, или Грузинской. 23. Мч. Луппа, и отдание праздника Успения пресв. Богородицы. Ап. и Ев. дне и праздн. С.мч. Иринея, еп. Лугдунского. Преп. Евтихия и Флорентия. 24. С.мч. Евтихия, ученика св. Иоанна Богослова. – Пренес. мощей св. Петра митрополита. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Свят.) Мчц. Сиры, дев. Персидской. 25 Возвращение мощей Ап. Варфоломея, и память Ап. Тита. Апостол. Евангелие. Св. испов., Варсиса и Евлогия, еписк. Едесск., и Протогена, еп. Каррийск. Св. Мины, патр. Констант. 26. Муч. Адриана и Наталии. – Сретение иконы пресв. Богородицы Владимирской. Сл. Богор. 27. Преп. Пимена великого . Апостол. Евангелие. Св. Осии испов., еп. Кордубек. Преп. Кукши С.мч. и Пимена постника, Печерских. 28. Пр. Моисея Мурина. 29 Усекновение честныя главы св. Иоанна Предтечи (Пост). Апостол. Евангелие. (Парем. особ.) 30 х Празднов. заключения мира со Шведами. х – Пренес. мощей св. благов. вел. кн. Александра Невского. Апостол. Евангелие. (Парем. рбщие Препод.) –. Св. патр. Константиноп., Александра, Иоанна и Павла. – Пр. Александра Свирского . Сл. Препод. Пр. Христофора. 31 Положение честнаго пояса пресв. Богородицы. Сл. Июля 2. С.мч. Киприана, еп. Карфагенск. Св. Геннадия, патр. Констант. Примечание. Службой называется вообще все Богослужение в тот или другой день, – К которому в особенности, принадлежать положен пые па известные дни чтения: Паремии, Апостолы и Евангелия. В.) Апостолы и Евангелия на молебнах во дни царские, торжественные и высокоторжественные, а также во дни викториальные, т.е. в воспоминание отечественных побед

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

В 486 г., почувствовав безнадёжность своего положения, Илл попытался связаться с императором через своего старого товарища Иоанна-скифа, ныне осаждавшего крепость исавра. Но напрасно заговорщик напоминал Зенону свои прежние заслуги и молил о пощаде – царь был непреклонным. Затем умерла дочь Илла Анфуса, которую тот очень любил. В конце концов, как это обычно бывает, нашёлся предатель, открывший ворота римлянам. Когда Илл и Леонтий проснулись, враги уже топтали своими башмаками улицы крепости. Узурпатор хотел лишить себя жизни, но Илл уговорил его не делать этого, всё ещё надеясь на помилование со стороны царя. Когда их подвели к Иоанну-скифу, Илл попросил отослать прах его дочери Анфусы в город Тарс, где находилась его семейная усыпальница, и пощадить его жену и вторую дочь, Феклу. Надо сказать, Иоанн выполнил все просьбы исавра, а затем передал его и Леонтия правителю провинции, имевшему резиденцию в Селевкии, и тот немедленно казнил обоих. Головы казнённых отправили в столицу, где их выставили на шестах. Из остальных заговорщиков большинство отделалось довольно незначительными наказаниями: были казнены лишь три военачальника, а солдатам отрубили руки 934 . Пострадали и армянские вельможи: если ранее все пять областей Армении управлялись суверенными правителями, то теперь такое право было сохранено только за одним из них, а остальные назначались и снимались императором как его чиновники. Так счастливо закончился для Зенона и этот заговор. Из последующих политических событий, позволяющих раскрыть содержательную часть царствования императора Зенона, можно отметить его отношение с Одоакром и завоевание остготами Италии. Подозрительный сверх всякой меры (или, что правильнее, адекватно разыгравшимся заговорам), Зенон не доверял даже близкому окружению, тем более варварам. Заподозрив Одоакра в «двойной игре» во время заговора Илла, он тайно снёсся с племенем ругов, жившим за Дунаем, и предложил им напасть на германца. Но Одоакр не случайно слыл одним из лучших полководцев того времени – стремительным броском он отразил нашествие врагов, перешёл в наступление и 18 декабря 487 г. нанёс ругам страшное поражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 Иван Федченков со своими товарищами по Академии Раевым и Соболевым отправились в Кронштадт 25 ноября 1904 года и на следующий день молились в Андреевском соборе за утреней и Божественной литургией, которую совершал святой Иоанн Кронштадтский . 19 В России в XIX – начале ХХ столетия большинство православных христиан говело и причащалось раз в году, преимущественно на Страстной седмице. Призыв отца Иоанна Кронштадтского к более частому причащению, а также его желание ежедневно служить литургию, высказанное им в начале его пастырской деятельности, вызвали негативную реакцию со стороны собратьев священнослужителей и духовного начальства. 20 Протоиерей Василий Шустин (1886–1968) родился в семье, тесно связанной с Кронштадтским праведником. Святой Иоанн исцелил его отца от горловой чахотки, был крестным отцом его сестры. После кончины отца Иоанна Василий Шустин стал духовным сыном старца Варсонофия Оптинского . Шустин мечтал стать инженером, но не успел закончить институт, вступив в Добровольческую армию. Жил в Сербии и Болгарии. Принял священство и проходил служение в Алжире. После провозглашения независимости Алжира перебрался в Канны, где и скончался 6 августа 1968 года. В своей жизни отец Василий претерпел множество скорбей, что было ему предсказано еще в юные годы святым Иоанном Кронштадтским . Запись о чуде исцеления его отца, совершившемся по молитвам святого Иоанна, помещена архиепископом Вениамином (Федченковым) в приложении к первому изданию его книги «Небо на земле. Учение отца Иоанна Кронштадтского о Божественной литургии, составленное по творениям его архиепископом Вениамином» (Париж, 1932). Отец Василий Шустин – автор книги об отце Иоанне Кронштадтском и Оптинских старцах. (О.В. Ш. Запись об отце Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. Белая Церковь , 1927. Книга вышла в Югославии.) 24 Преподобная Анфуса († 801) – дочь императора–иконоборца Константина Копронима (741–775), сестра императора Льва Хазара (775–780). Память преподобной Анфусы – 12/25апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Тропарь, см. 27 июня. пр. Сампсона. Кондак, гл. 3. Богатство твое расточил еси убогим, и небесное богатство ныне восприял еси, Иоанне всемудре: сего ради еси тя почитаем, совершающе память твою, милостыни о тезоимените! Пр. отца нашего (по Х.М., – постника). Сначала он был епархом (начальником) Константинополя, но затем, заботясь о своем спасении, удалился на гору Синай и там в одной пещере проводил жизнь в строгом посте и молитвах. Так подвизался пр. Нил 60 лет и скончался ок. 430 или ок. 450 г. (сн. 14 янв.). Кондак, гл. 8. Хврастная страстей яже от телесе востания, сечительно Ниле блаженне, во бденной твоей ссекл еси молитве: но яко имея дерзновение ко Господу, от всяких мя бед свободи, да зову ти: радуйся отче всемирный. Ап. ( Евр.4:14–16; 5:1–6; 311 зач.; Ев. см. 14 янв.). Св. пророка Родом из г. Силома, он пророчествовал при царях Соломоне и Иеровоаме (1010–963 г. до Рожд. Христова). Он предсказал Иеровоаму царственную власть над 10 коленами Израильскими. Скончался он в преклонных летах, будучи больным и слепым ( 3Цар.11:30; 14:4 ). Св. Власатого. См. 3 сент. 13 . Е. Иже во святых отца нашего архиепископа Константинограда, Златоустого. Он родился, как полагают, в 347 г. от знатных, богатых и благочестивых жителей Антиохии, Секунда и Анфусы. Рано лишившись отца, он рос под руководством своей благочестивой матери, отличавшейся высокими умственными и нравственными качествами и посвятившей себя, несмотря на свою молодость, исключительно его воспитанию. Благочестивая и целомудренная вдовица своей нежной любовью воспитывала в своем сыне любящее сердце, свойственное его природе, а примером своей истинно христианской жизни учила его покорности воле Божьей, самоотречению ради высших нравственных целей и непоколебимой твердости в преследовании этих целей и в борьбе с испытаниями и невзгодами жизни. Все свое раннее детство св. Иоанн провел в занятиях Свящ. Писанием, изучая его под руководством своей матери. Раннее знакомство с Библией и благотворное влияние на сердце св. Иоанна его добродетельной матери воспитали в нем пламенное стремление к добродетельной и святой жизни и отвращение к господствующей в его время повсюду пышности и всякого рода порокам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010