Леонтий (кон. VIII – нач. IXbb.). Житие Стефана Савваита (ум. в кон. 790-х гг.) Стефан Савваит (кон. VIII в.) Сказание о мученичестве святых отцов – савва- итов (убиты в 796/797 г.) IX век Стефан Дамасский (начало IX в.). Житие Романа новомученика (731–780) Аноним (начало IXb.). Житие Анфусы из Мантинея (Вифиния) (750–770-е гг.) Аноним из Амастрии (начало IXb.). Житие Иоанна Готского (ум. 791) Стефан Диакон (816 г.). Житие Стефана Нового (ум. 765–767) Аноним (начало IXb.). Чудеса муч. Ферапонта Кипрского (790–806) Никита из Амния (821/822 г.). Житие Филарета Милостивого (ок. 702–792) ЕпифанийМонах (кон. VIII – первая треть IXbb.). Деяния и хождения апостола Андрея Феодор Студит (первая четверть IXb.). Похвала Арсению Великому (354–412) Феодор Студит (между 815–825 гг.). Похвала Платону, игумену Саккудийского монастыря (Вифиния) (ум. 814) Аноном (первая пол. IXb.). Армянское житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Аноним (первая пол. IX в.). Синаксарное житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Феостирикт (вторая четверть IXb.). Житие Никифора Мидикийского (ум. ок. 813 или 824 г.) Мефодий, Патриарх Константинопольский (843–847). Житие Феофана Исповедника (ок. 752–818) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Тарасия, Патриарха Константинопольского (784–806) Игнатий Диакон (?) (IX в.). Житие Георгия Амастридского (ум. 807) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Никифора, Патриарха Константинопольского (806–815, ум.829) Аноним (после 842 г.). Житие Иоанна Психаита (ум. ок. 820–829) Аноним (ок. середины IXb.). Житие Филарета (ум. 831 г. в Палермо) Михаил Монах (вторая пол. IX в., скорее, после 868 г.). Житие Феодора Студита (759–826) Аноним (850-е гг.). Мученичество Сорока двух Аморийских мучеников (о 838845 гг.) Савва (ок. середины IXb.). Житие Макария Пелекитского (780–842) Аноним (середина IX в.). Житие Мефодия, Патриарха Константинопольского (843–847) Аноним (850-е гг.). Житие Михаила Синкелла (761–845/846) Петр и Савва (середина – вторая пол. IX в.). Житие Иоанникия Великого (ок. 754–846)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

диалог или разговор содержится в известном сочинении святого Григория Великого (540–604): «Собеседование о жизни и чудесах италийских отцов», за которое он и получил название Двоеслова. Сочинение состоит из четырех книг и содержит в себе рассказы о подвигах благочестивых людей, совершаемых ими при содействии благодати Божией; сведения для этих рассказов святой Григорий заимствовал частью из собственных разговоров с италийскими отцами, частью их доставлял ему епископ Сиракузский Максимилиан. до начала второй половины VI b., когда окончательно пало владычество готов в Италии. < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back) > < >< back) > Память преподобной Анфусы Константин Копроним скончался в 775 году, вступив на престол после зятя своего Артабазда в 743 году. Ирина, супруга Льва Хозара, управляла государством за малолетством сына своего Константина Порфирородного с 780 по 802 год. Ревностная почитательница св. икон, она содействовала созванию седьмого Вселенского собора, утвердившего в Церкви догмат иконопочитания. нижняя одежда, сплетенная из конского волоса и носимая подвижниками на голом теле. обитель находилась в Константинополе. Известна тем, что в храме ее происходили заседания второго Вселенского собора. Тарасий был патриархом в Константинополе с 784 по 806 год. Память его празднуется 25 февраля. Анфуса приняла иноческое пострижение в Константинопольском монастыре святой Евфимии, а потом перешла в Омонийский монастырь, где была игуменией. ( < < back 1) ( < < back 2) Анфуса скончалась 12 апреля 811 года. ( < < back 1) ( < < back 2) Страдание святого священномученика Артемона царствование Диоклитиана (с 284 до 305) было издано четыре указа против христиан. Первый был объявлен в феврале 303 г. Этим указом предписывалось разрушение церквей и сожжение св. книг, вместе с тем христиане лишались гражданских прав, чести, покровительства законов и своих должностей; рабы христиане утрачивали право на свободу, если, получив ее по какому-либо случаю, оставались в христианстве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Память преподобного отца нашего Василия Исповедника, епископа Парийского В Парии, древнем городе Малой Мизии, со времени распространения в нем христианства, была учреждена епископская кафедра, подчиненная кизическому митрополиту. Среди епископов Парии числится и преподобный Василий, избранный епископом за свою добродетельную, богоугодную жизнь. При возникновении иконоборческой ереси преподобный Василий явился истинным исповедником Христовым: избегая всякого общения с еретиками, он не дозволял им действовать в своей епархии и не согласился, несмотря на все принуждения, подписать письменного постановления об уничтожении икон. За эту ревность по вере он принужден был переносить гонение и поругание со стороны еретиков, проводя, подобно Ап. Павлу, жизнь в скорбях, бедах и теснотах, постоянно переселяясь из одного места в другое. При своем благочестии и стремлении охранять чистоту учения Церкви преподобный Василий не мог не ненавидеть нечестивые соборы еретиков, и, поэтому, он не вступал в сношение с ними. Благоугодив Господу своею жизнью, преподобный Василий с миром отошел к Нему. Память преподобной Анфусы Святую Анфусу отец ее долго побуждал выйти замуж, но она не согласилась на это и, когда, после смерти его [ 1 ], стала свободною, то всё имущество свое раздала бедным, а также церквам и монастырям. Она была матерью для множества сирот и защитницею вдов. Благочестивая императрица Ирина [ 2 ] не раз усилено просила ее жить вместе с нею и участвовать в управлении империей, но она решительно от этого отказалась. Во время своего пребывания во дворце она снаружи носила богатые одежды царской дочери, а под ними власяницу [ 3 ], употребляла скудную пищу и пила одну только воду, при чем в глазах ее всегда были слёзы, а в устах — церковные песнопения. Приняв потом пострижение в Омонийской обители [ 4 ] от руки святого Тарасия [ 5 ], она стала инокиней и с тех пор ни сама не выходила из обители, ни другой кому-либо из сестер не дозволяла этого [ 6 ]. Не пропуская ни одного церковного богослужения, лишая себя отдыха, она не теряла бодрости в молитве и не ослабевала в молитвенных бдениях, при чем слезы сокрушения всегда текли из глаз ее. Смирение ее было выше всякой меры, так как она служила всем сестрам, убирала церковь, носила воду, во время трапезы никогда не садилась за стол и прислуживала другим. Проведши таким образом всю свою жизнь, преподобная с великим богатством добродетелей отошла ко Господу, имея от роду 52 года [ 7 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Я остановился на этих свойствах обоих родителей потому, что мне всегда хотелось понять: откуда взялась такая громадная сила в о.Иоанне? После я сам задам ему вопрос об этом. А пока я ищу объяснения в естественном даре Божием – в наследственности. Всякий из нас знает о силе и значении ее вообще, и у святых в частности. Однажды я занялся вопросом об отношении святых людей к их родителям. Просмотрел Четьи-Минеи. И конечно, без труда узрел прямой закон наследственности: у огромного множества святых были и родители благочестивыми. А иногда один кто-либо из них был таким или воспитывавшая внука бабушка. И весьма редко – как, например, у св. великомученицы Варвары или у преп. Анфусы – родители были злыми людьми. А кто не знает о чудных бабушке и матери Григория Нисского и Петра Севастийского и сестры Макрины? Кто не слышал о родителях св. Григория Богослова – Григории и Нонне?! Всем известна Анфуса, мать Златоуста, про которую язычник с восхищением сказал: Какие у христиан женщины!! А Моника, вымолившая у Бога своего грешного сына Августина?! А свв. Кирилл и Мария, преподобные родители Сергия Радонежского?! А Агафия– мать св. Серафима Саровского ?! А благочестивая «дружина», – как говорится на славянском языке, – благочестивого священника, отца славного епископа Феофана Затворника ?! И многие, многие другие... Конечно, не всё – особенно у святых – объясняется одной наследственностью: великое значение имеют потом и их собственные подвиги, благодатию Божиею вспомоществуемые. Но все же печать наследственности почти никогда не смывается, а лишь раскрывается или исправляется и нашею волею. И Дух Божий не насилует природы. И теперь, касаясь могучего духом о.Иоанна, – чего никто отрицать не может, – думаю, что сила у него была от матери, а гармоничность – от отца; но сила матери передалась ему больше и превозмогла в будущем чудотворце всю его жизнь. По свидетельству метрической выписки, а также и по преданию вообще родился ребенок сравнительно слабым и «за слабость здоровья» крещен в доме, вероятно, родительском.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Память преподобного отца нашего Василия Исповедника, епископа Парийского В Парии, древнем городе Малой Мизии, со времени распространения в нем христианства, была учреждена епископская кафедра, подчиненная кизическому митрополиту. Среди епископов Парии числится и преподобный Василий, избранный епископом за свою добродетельную, богоугодную жизнь. При возникновении иконоборческой ереси преподобный Василий явился истинным исповедником Христовым: избегая всякого общения с еретиками, он не дозволял им действовать в своей епархии и не согласился, несмотря на все принуждения, подписать письменного постановления об уничтожении икон. За эту ревность по вере он принужден был переносить гонение и поругание со стороны еретиков, проводя, подобно Ап. Павлу, жизнь в скорбях, бедах и теснотах, постоянно переселяясь из одного места в другое. При своем благочестии и стремлении охранять чистоту учения Церкви преподобный Василий не мог не ненавидеть нечестивые соборы еретиков, и, поэтому, он не вступал в сношение с ними. Благоугодив Господу своею жизнью, преподобный Василий с миром отошел к Нему. Память преподобной Анфусы Святую Анфусу отец ее долго побуждал выйти замуж, но она не согласилась на это и, когда, после смерти его стала свободною, то всё имущество свое раздала бедным, а также церквам и монастырям. Она была матерью для множества сирот и защитницею вдов. Благочестивая императрица Ирина не раз усилено просила ее жить вместе с нею и участвовать в управлении империей, но она решительно от этого отказалась. Во время своего пребывания во дворце она снаружи носила богатые одежды царской дочери, а под ними власяницу употребляла скудную пищу и пила одну только воду, при чем в глазах ее всегда были слёзы, а в устах — церковные песнопения. Приняв потом пострижение в Омонийской обители от руки святого Тарасия она стала инокиней и с тех пор ни сама не выходила из обители, ни другой кому-либо из сестер не дозволяла этого Не пропуская ни одного церковного богослужения, лишая себя отдыха, она не теряла бодрости в молитве и не ослабевала в молитвенных бдениях, при чем слезы сокрушения всегда текли из глаз ее. Смирение ее было выше всякой меры, так как она служила всем сестрам, убирала церковь, носила воду, во время трапезы никогда не садилась за стол и прислуживала другим. Проведши таким образом всю свою жизнь, преподобная с великим богатством добродетелей отошла ко Господу, имея от роду 52 года

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Впрочем, если среди них было много таких, которые не заботились о сохранении наследства для своих детей, если другие очень скоро вторично выходили замуж, если, наконец, не было недостатка и в таких, которые, соблюдая лицемерное благоразумие в глазах света, тайно вступали в какую-нибудь непозволительную связь, – то, с другой стороны, были и такие, которые в преданном родственнике находили себе необходимого защитника, или, благодаря собственному уму и силе воли, сами умели управлять своим домом и располагать своим имуществом. Так, например, вдова молодого Ферасия, которой св. Златоуст адресовал прекрасное утешение, получила от одного из своих дядей совет и покровительство. Так же точно мать св. Иоанна, Анфуса, на 20-м году пораженная преждевременною смертью Секунда, сделалась совершенным образцом вдовы, как по чистоте своей жизни, так вместе и по своему управлению делами. И никто не изобразил бы ее более яркими красками, чем ее собственный сын, описавший ее в первой книге трактата «О священстве». Здесь излилась вся его признательная нежность, здесь он представил, как она с неутомимым самоотречением наблюдала за ним в его детстве и юности, занималась всевозможными делами и не оставляла на его долю никакой материальной заботы, предоставляя ему всецело отдаться наукам и своему вдохновению. Часто повторялись слова иоаннова учителя, приведенные св. Златоустом в «Утешении вдове Ферасия». «О, какие удивительные женщины у христиан!» – воскликнул он, узнав от своего ученика об удивительном поведении Анфусы. Что этим учителем был Ливаний, – в этом нельзя сомневаться, и, если св. Иоанн не называет его по имени, то он достаточно ясно намечает его. А похвала в устах его имела особенную цену, так как Ливаний сам имел любящую и бдительную мать. Действительно, нужно с должным удивлением смотреть на славные добродетели христианских вдов, которых даже язычники в ту эпоху признавали весьма достойными. Блаж. Иероним в хорошо известном письме, в котором он ставит девицу Лею неизмеримо выше Претекстата, много смеётся над скорбью Аконии Паулины, вдовы прославленного языческого правителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Точно так же, как и при брачных обрядах, в одинаковом смысле действовала двоякая причина: с одной стороны, настоятельный неудержимый инстинкт вступал в борьбу с христианством, которое не только хотело преобразовать природу, но и подавить ее в некоторых случаях, а с другой стороны, языческие поколения завещали христианским поколениям наследство преданий, и христиане не могли решительно его отвергнуть. Но реформе похоронных обрядов св. Златоуст приписывал гораздо большее значение, чем реформе брачных церемоний, так как крайность в печали и отчаянии казалась опровержением самой веры и в некотором роде как бы отречением. В этот торжественный момент, пред лицом смерти, верующий должен был доказать, что «христианство не ребячество и не вздор». Конечно, св. Иоанн не думал оспаривать законности скорби. Если бы об этой законности ему и не говорило достаточно громко его в высшей степени нежное и любящее сердце, то он не мог забыть, что Сам Иисус Христос дал пример слез, ибо, – говорит Евангелие, – Он оплакал Лазаря, потому что любил его. «Я нападаю не на печаль, но только на чрезмерность печали», – говорил он. Желательно было бы, чтобы он сказал нам хоть что-нибудь о потрясениях, испытанных им самим после потери матери, своей дорогой Анфусы. Он не поделился с нами своею скорбью, но, несомненно, что не сделался тогда жертвою жестоких потрясений: без сомнения, он удерживал свои слезы хотя и переносил немую внутреннюю скорбь; подобно тому как Августин на похоронах Моники, «он просил Бога утешить его скорбь, и Бог не делал этого». Как жаль, что он не оставил нам страницы, подобной удивительной странице Августиновской «Исповеди». На эти, столь убедительные аргументы св. Златоуста, антиохийские и константинопольские христиане не могли основательно ничего возразить. Однако, они были слишком хитры и слишком непокорны, чтобы даже такие убеждающие и полные смысла речи могли заградить им уста. Прежде всего они имели в своем распоряжении обычную хитрость: прибегали к неисчерпаемому арсеналу, по-видимому противоречивых текстов, заключающихся в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Родился св. Иоанн в Антиохии, и по своему духовному складу, по своему религиозному мировоззрению был типичным антиохийцем. Год его рождения в точности неизвестен, — принято считать 347 г. Его отец Секунд занимал высокое военное положение и обладал значительными средствами. Но он умер вскоре после рождения сына, который вместе со старшей сестрой, также вскоре умершей, остался на попечении матери, двадцатилетней вдовы Анфусы. По смерти мужа она отказалась от вторичного замужества и все силы своей христиански настроенной души отдала делу воспитания сына. Нравственной высотой своего характера она приводила в изумление язычников. Знаменитый языческий ритор, у которого юный Иоанн обучался красноречию, когда узнал о стойком вдовстве матери, воскликнул, обращаясь к окружающим: «Ах, какие у христиан находятся женщины!» В атмосфере теплой материнской любви и заботы, насыщенной высокой религиозностью и безупречной нравственной чистотой, богато одаренная душа отрока Иоанна глубоко впитала в себя семена веры и добродетели, которые дали затем обильные и роскошные плоды. Просвещенная мать не жалела средств, чтобы обеспечить своему сыну всесторонее образование. Хотя об отроческих годах св. Иоанна сохранилось мало сведений, но несомненно, что по обычаям того времени он прошел общеобразовательную школу, а затем слушал уроки некоего славившегося в Антиохии философа Андрагафия и ритора Ливания. Последний представлял собой одного из позднейших приверженцев умирающего язычества. Он восхищался талантами юного св. Иоанна и на вопрос, предложенный ему перед смертью: «Кому занять его место», отвечал: «Иоанну, если бы не отняли его христиане» (Созомен. Церк., VIII, 2). По окончании образования св. Иоанн выступил в Антиохии в качестве адвоката и имел блестящий успех. Образование, таланты и принадлежность к знатной фамилии открывали перед юношей путь к высшим должностям государственной службы. В то же время город, являвшийся столицей Востока, таил в себе много соблазнов для молодых людей, вступающих в жизнь. Но с детства заложенные устои христианской жизни и заботливое попечение матери помгли юному Иоанну преодолеть искушение светской среды. Вскоре у Златоуста создается решение оставить адвокатуру, порвать связи со светским обществом и посвятить себя истинному любомудрию. В этом решении сказалось также влияние его друга Василия, впоследствии епископа Селевкийского. Под обаянием аскетического идеала, которым вдохновлялось в ту эпоху христианское монашество, св. Иоанн думал принять иночество и уйти в один из монастырей, окружавших город, но уступая просьбам матери не повергать ее во второе вдовство, он затворяется в своем доме и предается суровым аскетическим подвигам. В то же время вместе со своими друзьями Василием, Максимом и Феодором, впоследствии епископом Мопсуетским, он посещает Антиохийсую богословскую школу Диодора Тарсийского, где усердно изучает Священное Писание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2273...

Иоанн, за свое красноречие получивший название Хризостома (то есть, Златоуста), родился в Антиохии около 347 года. Еще в юности он лишился своего отца, знатного военного сановника и предоставлен был попечению благочестивой и истинно доблестной матери Анфусе 1669 . Он сделался учеником знаменитого ритора Ливания, но непрерывным изучением св. Писания предохранен был от опасностей, которым вера христианских юношей подвергалась в языческих школах; и на его учителя такое сильное впечатление произвели его таланты, что на просьбу, спустя несколько лет, назначить себе преемника на кафедре, он отвечал, что Иоанн был бы самым достойным, если бы христиане не похитили его. В двадцатилетнем возрасте Златоуст начал заниматься адвокатурой; но его совесть смущалась проделками, которые были обычны среди адвокатов Антиохии, и он решил посвятить себя религиозной жизни 1670 . В это время он принял крещение от епископа Мелетия, и так как настойчивая и пламенная просьба Анфусы удержала его от исполнения им его желания, – сразу же предаться монашескому уединению 1671 , то он рукоположен был в чтеца, и продолжал жить с ней (367–370 г.), ведя строго аскетический образ жизни до самой ее смерти, после которой он удалился в горы близ Антиохии. Здесь он провел четыре года в монастыре и жил два года в качестве отшельника в пещере, когда болезнь, навлеченная на него суровым образом жизни, принудила его возвратиться в город 1672 . В 381 году он был рукоположен в диакона, и в этом сане он написал свое рассуждение «О священстве», которое несмотря на различие в обстоятельствах, доселе сохраняет высокое значение в качестве руководства при исполнении пастырского долга. В 386 году Флавиан рукоположил его во пресвитера, и назначил его главным проповедником в Антиохии. В этой должности его красноречие возбуждало необычайный восторг. Иногда свои проповеди он тщательно готовил, в другое время они были произносимы совершенно экспромтом, и иногда он соединял оба эти метода, уклоняясь от своего предполагаемого плана, с замечательной ловкостью и удачно пользуясь всяким предметом, который мог представиться в данный момент.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, Юлиан потерпел неудачу и сам погиб на войне, так что отныне империя становилась христианской. Значит, в Церковь пришло огромное количество людей – кто ради веры, кто за компанию, кто из любопытства, а кто-то и в поисках выгоды. Всех их объединяло крайне поверхностное знакомство с верой и жизнью Церкви и вполне языческий менталитет. Вскоре после смерти Юлиана принял крещение и двадцатилетний Иоанн… Но среди новокрещеных немного было людей, настолько образованных, как он. Многие всерьез не понимали, чем поклонение Христу принципиально отличается от поклонения множеству божеств, которых они прежде чтили, а многие видели в христианстве всего лишь новую идеологию, полезную имперской власти. Именно тогда и именно по этим причинам зарождается монашество – движение тех, кто тщательно оберегал чистоту христианства, уходя от шумных толп в малодоступные места. Иоанн тоже принял иночество после смерти своей матери Анфусы, четыре года он провел в уединении, из них два года – в полном молчании. Его красноречию предстояло вызреть, словно плоду во чреве… А многие ли из нас утерпели бы в такой ситуации, чтобы не начать поучать всех вокруг? Тем не менее, и в эти, и в последующие годы Иоанн очень много писал – сегодня собрание его сочинений закимает целую полку. Это и богословские трактаты, и комментарии на Священное Писание, и письма разным людям по разным поводам, и конечно же, бесчисленные проповеди. Но до них дело дошло не сразу. Еще до отшельничества Иоанн был рукоположен в чтеца – одна из низших ступеней церковной иерархии. Хотели его рукоположить и в пресвитеры, и даже в епископы, но он отказался. Собственные размышления на эти темы привели его к написанию «Шести слов о священстве». Вот как видел он пастырскую ответственность: «Пастырю надобно иметь много благоразумия и много очей, чтобы со всех сторон наблюдать состояние души. Как многие приходят в ожесточение и предаются отчаянию в своем спасении потому, что не могут переносить жестокого врачевания; так, напротив, есть и такие, которые, не получив наказания соответственного грехам, предаются беспечности, становятся гораздо хуже и решаются грешить еще больше». Собственно, эти шесть слов – объяснение, почему Иоанн не считал нужным в тот момент становиться священником.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-smysl...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010