Строительные работы в IV в. велись чрезвычайно быстрыми темпами. В 326 г. состоялась закладка главной городской христ. базилики - Св. Софии. В это же время в К. уже действовал монетный двор. 11 мая 330 г. в присутствии Константина на уже перестроенном ипподроме были проведены церемония освящения К. (γκανια) и конские состязания ( Hieron. Chron. AD 334//PL. 27. Col. 677b; Ioan. Malal. Chron. P. 321-322; Chron. Pasch. P. 529-530; Theoph. Chron. P. 28; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 497). День освящения считался городским праздником К.; в память об этом событии чеканилась монета с изображением богини Тюхе на троне - традиц. покровительницы города. Иоанн Малала указал, что богиня-покровительница К. носила имя Анфусы ( Ioan. Malal. Ibid.). Церемония освящения, вероятно, была похожа на городские празднества, к-рые, согласно Иоанну Малале, совершались еще в VI в. На ипподром с эскортом солдат вывозилась деревянная позолоченная статуя Константина c Тюхе-Анфусой в правой руке; процессия огибала арену по кругу, останавливалась напротив имп. ложи-кафизмы, и правящий император должен был простираться ниц перед этой святыней ( Ioan. Malal. Chron. P. 322; Dagron. 1974. P. 367, 385; Краутхаймер. 2000. С. 66-67). План города Септимия Севера был взят Константином за основу. Старая территория Византия, видимо, не претерпела существенных изменений. Центральные городские площади и здания по-прежнему должны были находиться в вост. части города. Главная площадь - Тетрастоон была перестроена и названа пл. Августеон или Регия (Αγουστεον, Ργια - площадь Августа, императора; ныне сквер к югу от Св. Софии). Со всех сторон Августеон окружали важные общественные здания. С севера находилась базилика Св. Софии, новый кафедральный храм столичной христ. общины, к-рый долгое время оставался недостроенным. В 1-й пол. IV в. христиане использовали как главный храм базилику Св. Ирины, находящуюся к северо-востоку от Св. Софии. Кроме того, в северо-зап. части К. был основан храм святых Апостолов с имп.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Из всего наследственного имущества у него оставался только тенистый сад с источником воды. Здесь Григорий Богослов провел остаток дней своих, предаваясь трудам, лишениям, подвигам поста и молитве. В 390 году скончался святитель. Последними словами его были: «светозарные ангелы, неизмеримым кругом обстоящие равночестный свет трисиянного божества, приимите недостойного Григория священника». (Сост. по кн. «Пастырское назидание», изд. журн. «Пастырский собесед.» т. II, Москва, изд. 1891 г., стр. 145–201 и др. источн.). 4. Святой Иоанн Златоустый Святой Иоанн родился в 354 году в Антиохии, столичном городе Сирии, от богатых и знатных родителей: Секунда, военачальника сирийского, и Анфусы, благочестивой христианки. Лишившись мужа в ранней молодости (20 лет), Анфуса не пожелала вступить во второй брак и посвятила себя воспитанию сына. Уроки ее в христианском благочестии так глубоко напечатлелись в душе Иоанна, что ничто в последствии не могло изгладить их: ни примеры товарищей, ни образование в языческих школах, ни увлечения молодости. Достигнув 18 лет, Иоанн начал изучать все тогдашние науки в школах Антиохии и Афин, которые славились учителями, и был одним из лучших учеников знаменитого оратора того времени, Ливания. Когда Ливания однажды спрашивали, кого он хотел бы назначить в преемники себе, он отвечал: «я хотел бы назначить после себя Иоанна, но христиане отняли его у нас». По окончании образования Иоанн, преимущественно изучивший красноречие, занял должность адвоката, некоторое время вел дела, но вскоре душа его перестала лежать к этой деятельности, появилось недовольство мирского жизнью и желание уединения. Иоанн решился посвятить себя на служение Богу: он ревностно изучал Священное Писание, посещал богослужение и проводил много времени в молитве. Антиохийский епископ Мелетий, услышав об Иоанне, часто приглашал его к себе для беседы; от Мелетия Иоанн получил крещение. Иоанн желал совсем оставить мир и удалиться в пустыню, но, уступая просьбам матери, остался при ней до ее кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пред постом 387 г. произошло в Антиохии страшное возмущение, вызванное новым тяжелым налогом. Вообще подати и налоги были тяжелы в тогдашней империи, взимались строго и с притеснениями со стороны корыстолюбивых сборщиков, как свидетельствуют о том сетование матери Иоанна Анфусы и еще прежде Григория Богослова 13 . Новый налог, вызванный потребностями войны, казался невыносимым. Явившиеся откуда-то и бродившие по городу подстрекатели ускорили взрыв раздражения и ропота. Ропот поднялся и среди богатых и знатных, потом во всем населении Антиохии. Толпы бунтующих нападали на дом префекта, ломали двери; затем бросились на статуи императора Феодосия и его жены (тогда уже умершей) Флациллы, опрокинули их, влачили по площадям и улицам с криком и бранью. Власти, собрав военную силу, усмирили бунт, арестовали многих, быстро казнили или заключали в тюрьмы, чтобы подвергнуть допросам и пыткам. Народ опамятовался, унялся от буйства, зато впал в ужас и отчаяние. Златоуст еще до возмущения предостерегал от него слушателей 14 . Когда бедствие разразилось, он пораженный скорбью, молчал целую неделю. Наконец, в субботу или воскресение сыропустной недели, Златоуст, с видом глубочайшей печали, выступает на подвиг увещании и утешения. „Что мне сказать, или о чем говорить“? так начинает он свою первую беседу. „Время слез теперь, а не речи, рыданий, а не слов, молитвы, а не проповеди . Содеянное так велико, рана столь неисцельна, язва так глубока, что она выше всякого врачества и требует высшей помощи. Дайте мне оплакать настоящее бедствие. Семь дней молчал я, как друзья Иова: дайте мне теперь открыть уста и оплакать это общее бедствие, Кто пожелал зла нам, возлюбленные? Кто позавидовал нам? Откуда такая перемена? Ничего не было славнее нашего города; теперь ничего не стало жалче его. Народ, столь тихий и кроткий, всегда покорный рукам правителей, теперь вдруг рассвирепел так, что сделал такие дерзости, о которых и говорить неприлично. Плачу и рыдаю теперь – не о великости угрожающего наказания, а о крайнем безрассудстве сделанного...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Наставник же будет вам в мое место Антоний, сверстник мой». И тако предаде ему монастырь и братию вручив, глаголя: «се убо с Богом оставляю тя строителя и правителя святому сему монастырю». И Господь наш Иисус Христос да сохранит и утвердит вы в любве его. Аз же аще и телесне отхожду от вас, но духом с вами неотступен буду. И о сем да будет вам разумно, яко аще есмь обрел благодать пред Богом, то монастырь и по моей смерти, якоже и при моем животе, ничим же оскудеет, аще любовь будет между вами». И поучив я довольно, и духовным лобзанием одарив их, конечное слово изрек: «Господи в руце Твои предаю дух мой». И тако всечестную и пресвятую свою душю предаде в руце всех Бога. Прииде же Архиепископ великаго Нова-града и от всех монастырей стекошася инок множество, и честне с кадилы надгробное пение певше, скуташя (похоронили) честное и трудолюбивое тело его, месяца ноемвриа в 6 день. Множество же тогда недужных различными болезнии одержими исцеления прияшя. Совершается же собор его в монастыре Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, идеже положено бысть честное его и чюдотворное тело, исцеление подавая с верою приходящым и до сего дне. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков. 4. Память во святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Константинопольского, Златоустого (13 ноября) Сей великий светильник и присный вселенныя учитель бяше от великаго града Антиохийскаго: отца Секунда стратилата и матере Анфусы, обою благочестиву и верну. Абие убо изначала жития своего многое о словесех стяжа рачение; яже о сих тщанием и естества быстротою, всяко еллинское наказание пройде, ученик быв Ливаниа и Андрагафиа, антиохийских мудрецов. Таже иже во Афинех. Навык же добре эллинская и христианская писания и достиже в крайний о сих разум, и украсив житие свое девством и чистотою. И в клирический чин возводится, от святейшаго Мелетиа патриарха антиохийскаго, от Флавиана же диакон и пресвитер. Сочинив же многая словеса больши числа, о покаянии, и украшении обычаев, и всякое богодухновенное писание сказав.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

е. принял иночество. Пример истинного друга не мог не повлиять и на Иоанна, и, хотя он в течение некоторого времени предавался еще житейским мечтам и увлечениям, но виденная им оборотная сторона мирской жизни настолько поразила его, что и он стал понемногу освобождаться от житейской бури, опять сблизился с Василием, который не преминул оказать на него все то доброе влияние, к какому только способна истинная дружба, и Иоанн порешил бросить этот жалкий, суетный мир с его злобами и нескончаемыми треволнениями, чтобы так же всецело посвятить себя Богу и истинному любомудрию. Друг глубоко обрадовался этой перемене в жизни своего сотоварища, и намерение их совместно подвизаться на поприще иноческой жизни готово было осуществиться. Но неожиданно встретилось важное препятствие, и именно – со стороны благочестивой Анфусы. Воспитав своего сына и поставив его на житейскую дорогу, она достигла цели своих многолетних забот и как мать, конечно, радовалась его успехам. Правда, она не могла не беспокоиться при виде того, как ее юноша-сын отдавался житейской буре, и потому она, по ее собственным словам, ежедневно подвергалась за него тысяче опасений, но утешалась тем, что пройдет пыл молодости и ее возлюбленный сын, достигнув возраста мужа совершенного, вместе с тем придет в меру возраста Христова и сделается в общественной жизни достойным и своего положения, и христианского звания. Какою же скорбью поражено было ее нежное материнское сердце, когда она узнала, что ее возлюбленный Иоанн порешил вступить в иноческую жизнь! Все ее надежды разлетались в прах, и она не могла этого вынести. Призвав на помощь всю силу убедительности своей материнской любви, она со слезами стала умолять сына, не повергать ее во второе вдовство и сиротство, и эти слезы не могли не поколебать его решения. Он отказался от своей мысли и остался в доме матери, хотя теперь уже был совершенно чужд всяких мирских увлечений и всецело предавался подвигам благочестия, изучая Священное Писание , которое навсегда сделалось главным источником, питавшим его жаждущую душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

Принадлежа к высшему обществу и сама будучи женщиной образованной, Анфуса не преминула дать своему сыну наилучшее по тогдашнему времени воспитание. Удалившись от всех развлечений мира и всецело сосредоточившись на своем маленьком семействе, она сама могла преподать своему сыну первые начатки образования, и это было величайшим благом для Иоанна. Из уст любящей матери он получил первые уроки чтения и письма, и первыми словами, которые он научился складывать и читать, несомненно, были слова Св. Писания, которое было любимым чтением Анфусы, находившей в нем утешение в своем преждевременном вдовстве. Эти первые уроки на всю жизнь запечатлелись в душе Иоанна, и если он впоследствии сам постоянно, так сказать, дышал и питался словом Божиим и истолкование его сделал главною задачей всей своей жизни, то эту любовь к нему он, несомненно, воспринял под влиянием своей благочестивой матери. Так прошло детство и наступило отрочество мальчика. Его положение требовало дальнейшего образования; Анфуса приложила все старание об этом и, не жалея никаких средств, предоставляла все удобства для образования и самообразования своего сына. Неизвестно, как и где, собственно, получал свое дальнейшее образование Иоанн, дома ли при помощи наемных учителей или в какой-нибудь христианской школе. Антиохия славилась своими школами и была своего рода сирийскими Афинами. Там было много языческих школ всякого рода, которые славились своими учителями, блиставшими напыщенным красноречием и туманной философией, а рядом с ними были школы христианские, где главным образом преподавалось и истолковывалось слово Божие, хотя не пренебрегалось и общее знание, насколько оно могло быть почерпаемо у лучших представителей классического мира. Так или иначе, Иоанн получал книжное образование, но оно составляло только часть его воспитания, которое Промысел Божий, предуготовляя своего избранника к его будущему великому назначению, вел и иным способом, давая ему наглядно постигнуть всю тщету отживающего язычества и величие и святость христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

2 По крайней мере, в его основной агиологической части, – см. еп. Сергия, Месяцеслов Востока, т. 1 стр. 241, – возражения г. Петрова в «Труд. Киевск. духовн. Академии», март, и «Ответ по Агиологии» еп. Сергия, м. 1876 г. стр. 19 (оттиск, из «Чт. в Об. любит. духовн. Просвещения», 1876 г.). 4 О происхождении Пролога и его судьбе в славяно-русских литературах – см. Филарета Черн., Обзор русск. духов, литер., СПБ. 1884, стр. 55, – Сергия, Агиология, т. 1 стр. 243 и др., – Петрова, О происхождении и составе славяно-рус. печатнаго Пролога. Киев, 1875, стр. 1 и сл. 5 Так, в Прологе изд. 1675 г. стихословия сохранены под следующими днями: 13 сент. (л. 40), 5-го, 10, 22, 24 и 25 мар. (л. 17, 34, 92, 98 об. 102), 12-го апр. (л. 171), 22 и 30 авг. (л. 679 и 706 об.). Вот два из таких стихословий: «Христос сошед к борению адову един, и мног плен взем взыде с победою: тому слава и держава во веки. Аминь» (на день воспоминания «еже о Господстей пасце, воскресения Господа нашего Иисуса Христа» – 25 марта), – «Корене зловоннаго плод благовонный паче. Анфуса честная от земли отцвете и жития» (помещено пред житием св. Анфусы, 12 апр.). 6 При изучении Пролога рукописного мы пользовались, главным образом, следующими рукописями – Новгор. Соф. библиотеки: Пролог XII – XIII в. 1324 (Срезневский относит эту рукопись к началу XIII в., – см. Изд. Акад. Наук, т. 10 стр. 200); Прологи: 1325 – XIV в. (пергаминный; 1331 – XV в.: 1371; 1327; 1328; 1329; 1330; 1334; 1340; 1362, 1386 и 1387 – XVI в.. Кирилло-Белозер библ. XV в. 1240; XV в. 1250, XVII в. 1241 и 1443. – Для печатного Пролога мы руководились преимущественно изданием 1675–1677 г., исправленным. В предисловие к этому изданию (см. мартовскую половину) говорится: «Аще кто, прочитая книгу сию, обрящет некая речения в ней не тождесловна со прежде изданными: да весть таковый, яко обретшаяся некая неисправления речении, не самодерзостно, ниже самомненно пременишася или отъяшися, а иная привложишася: но вся таковая свидетельствовашася греческими синаксариями (Синаксарь – древнее греческое наименование Пролога), и древними словенскими рукописными и харатейными: и оттуду некая нужнейшая но именех, и глаголех, на лучшее и полезншая исправьшася».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Впрочем, Юлиан потерпел неудачу и сам погиб на войне, так что отныне империя становилась христианской. Это значит, что в Церковь пришло огромное количество людей — кто ради веры, кто за компанию, кто из любопытства, а кто-то и в поисках выгоды. Всех их объединяло крайне поверхностное знакомство с верой и жизнью Церкви и вполне языческий менталитет. Вскоре после смерти Юлиана принял крещение и двадцатилетний Иоанн. Среди новокрещеных немного было людей столь образованных. Многие и вовсе не понимали, чем поклонение Христу принципиально отличается от поклонения множеству божеств, которых они прежде чтили. А некоторые видели в христианстве всего лишь новую идеологию, полезную имперской власти. Именно тогда и именно по этим причинам зародилось монашество — движение тех, кто тщательно оберегал чистоту христианства, уходя от шумных толп в малодоступные места. Иоанн тоже принял иночество после смерти своей матери Анфусы: четыре года он провел в уединении, два из них — в полном молчании. Его красноречию предстояло вызреть, словно плоду во чреве. А многие ли из нас утерпели бы в такой ситуации, чтобы не начать поучать всех вокруг? И в эти, и в последующие годы Иоанн очень много писал — сегодня собрание его сочинений занимает целую полку. Это и богословские трактаты, и комментарии на Священное Писание, и письма разным людям по разным поводам, и конечно же проповеди. Но до них дело дошло не сразу. Публицист на амвоне Еще до отшельничества Иоанн был рукоположен в чтеца — одна из низших ступеней церковной иерархии. Хотели его рукоположить и в пресвитеры, и даже в епископы, но он отказался. Собственные размышления на эти темы привели его к написанию «Шести слов о священстве». Вот как видел он пастырскую ответственность: «Пастырю надобно иметь много благоразумия и много очей, чтобы со всех сторон наблюдать состояние души. Как многие приходят в ожесточение и предаются отчаянию в своем спасении потому, что не могут переносить жестокого врачевания; так, напротив, есть и такие, которые, не получив наказания, соответственного грехам, предаются беспечности, становятся гораздо хуже и решаются грешить еще больше».

http://pravmir.ru/ioann-zlatoust/

Оставив Константинополь, он прежде всего устроил дела назианзской церкви, а потом остальные лета жизни провел в отцовском имении, в небольшом домике: тут он молился, тут писал свои сочинения, тут и скончался (389 г.). Память его – 25 января. Сочинения св. Григория – слова, письма и стихотворения. Его слова и по форме, и по тону в полном смысле ораторские слова, в особенности его пять слов о Боге Слова. Его письма кратки, но полны содержанием и тщательно отделаны. Его стихотворения проникнуты глубоким чувством. Св. Иоанн Златоуст Св. Иоанн Златоуст , архиепископ константинонольский, родился в Антиохии (347 г.). Отец его, Секунд, командовавший войсками в Сирии, вскоре по рождении Иоанна умер, оставив после себя молодую вдову, двадцатилетнюю Анфусу. Анфуса не хотела вступать во второй брак, не смотря на многие, выгодные для нее, предложения, и все свое внимание сосредоточила на воспитании сына своего, Иоанна. Получив домашнее воспитание, Иоанн учился в антиохийских школах, и был одним из лучших и даровитейших учеников знаменитаго Ливания, красноречивого языческаго оратора. По окончании образования, он вступил в должность адвоката и, увлеченный молодыми товарищами по службе, пристрастился к театрам и участвовал во всех светских удовольствиях. Но эта жизнь ему прискучила, – и он оставил гражданскую службу, и крестился (369 г.) у св. Мелетия, еп. антиохийского. По принятии крещения, он хотел было удалиться в пустыню; но мать его, Анфуса, и словами и слезами упросила его жить с нею вместе и благословляла его избрать любой путь жизни, когда она умрет. Иоанн остался в доме матери, но жил как инок, и получил степень чтеца. По смерти Анфусы, он сразу же поспешил в одну из обителей антиохийских, где провел 4 года, а потом удалился в уединенную пещеру, в которой провел еще 2 года. Труды и бдения строгой подвижнической жизни так расстроили его здоровье, что он вынужден был возвратиться в Антиохию, и здесь был посвящен в диакона, а через 5 лет в священника. В сане антиохийского священника он провел 12 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

По отношению к отцам и учителям Церкви, женщины играют такую же важную роль, как и при апостолах. Они оказывают им всевозможные услуги, помогают им материальными средствами, разного рода попечениями, теми или другими знаниями и, в свою очередь, пользуются их полным вниманием, уважением и преданностью. Многие из них известны только по своим подвигам, имен же их не сохранила история, но вот и славные имена, передаваемые историей: Феосвы диакониссы, сестры св. Григория Нисского и неутомимой его сотрудницы; Олимпиады, богатой и знатной гражданки Константинополя, которая, овдовев в ранней молодости, отказалась вступить во второй брак с родственником царя Феодосия Великого, потерпела за это много неприятностей, приняла звание диакониссы, вела жизнь самую простую и строгую, посвятила труды и огромные богатства на добрые дела и была благодетельницей великих святителей Григория Богослова , Иоанна Златоуста и многих других. Некоторые из них известны своим благотворным влиянием на неверных и еретиков, так же как и на православных, как, напр., Мелания младшая. Некоторые известны своими благочестивыми путешествиями, основанием церквей и монастырей, странноприимных домов и уходом за больными, основательным знанием священного Писания. Такова была Фабиола, знатная и богатая римлянка из фамилии Фабия, сделавшаяся благодетельницей человечества в Риме и во всей Италии, на похоронах которой, в благодарность за неисчислимые благодеяния, толпился целый Рим. Желаете ли видеть женщин подвижниц? Вот имена: Синклитикии и Феодоры александрийских, Февронии, Макрины, Марии Египетской, Анфусы, Кассии со многими другими. Скажут, что это редкие, избранные натуры, действовавшие по призванию, и пример которых не для всех доступен. Но не было недостатка и в знаменитых женщинах, также благотворно действовавших и в скромном домашнем кругу. Благодаря этим доблестным христианкам, закоренелые в язычестве мужья становились истинными христианами; сыновья, с самых ранних пор, можно сказать с молоком матерним, как три вселенских святителя, усваивали себе на всю жизнь уроки христианской веры и нравственности, или же после долгого блуждания и беспорядочной жизни, по слезным молитвам матери, обращались, наконец, как блаженный Августин , и плодоносно служили христианству; братья рано направлялись добрыми примерами сестер по пути добродетели; внуки соревновали подвигам своих бабушек и передавали о них в назидание грядущим поколениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010