Оставшись молодой вдовой, убитая горем, она долго раздумывала, как повести ей своего сына, как воспитать его в строго христианском духе и как оградить и уберечь от всех вредных влияний и светских друзей, а также предохранить и от увлечения тогдашней языческой философией. После целого ряда усиленных дум и бессонных ночей она решила не отдавать его в ранние годы в тогдашние школы, а при помощи Божией, как женщина образованная в строго христианском духе, решилась сама заняться воспитанием сына. Под влиянием матери и вдохновляемый ею, юный Иоанн занимался изучением Св. Писания, что дало ему возможность впоследствии твердо противостать увлечениям тонкостями тогдашней философии. Материнские труды и заботы по истечении времени принесли обильные плоды в деле воспитания. В душе юного Иоанна путем материнских теплых и усердных молитв и неустанных забот было положено твердое и прочное основание для будущей великой деятельности величайшего пастыря. Из рук Анфусы св. Иоанн мог спокойно идти в языческие школы для изучения прикладных наук и особенно красноречия, не опасаясь за целость своих нравственных убеждений. Чтобы еще более ознакомиться с высокой, незабвенной личностью Анфусы, необходимо припомнить те материнские трогательные просьбы, те мольбы, которые она некогда высказывала пред своим сыном, когда тот, сгорая любовью благоугождения Богу, задумал посвятить себя всецело строгой аскетической жизни среди полнейшего монастырского уединения, даже вдали от горячо любимой матери. Тронутая до глубины души предстоящей разлукой с сыном, безутешная мать взяла за руку своего юного подвижника и отвела во внутренние комнаты и там путем трогательной мольбы убедила его оставить до времени свое благое намерение. Она говорила: «За все мои попечения прошу одной благодарности – не делать меня во второй раз вдовицею и скорби уже угасшей не воспламенять снова. Потерпи до моей кончины; может быть, жизнь моя недолго продолжится. Цветущие юностью надеются достигнуть глубокой старости, а мы, состарившиеся, ничего не можем ожидать, кроме смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   По другим известиям, святая и тогда еще, как жила во дворце, под пышной одеждой царевны носила власяницу, довольствовалась хлебом и водой и занималась чтением священных книг. Безобразна была жизнь отца ее, и смерть его была ужасна: он кричал, что горит он и наказывается за хулы на Богоматерь. Жизнь безобразием ее, а смерть ужасами ее, без сомнения, более всего расположили царевну вести жизнь благочестивую. Приняв пострижение и став настоятельницей Омонейского монастыря, она, полная смирения и любви, сама носила воду для сестер и выполняла другие услуги. В столице империи, как и в Тавенне, женская обитель боялась принимать для себя недвижимые имения. «Греческие иноки не имеют рабов, а латинские имеют», — говорил западный Кантерберийский архиепископ. Община дев Анфусы рукоделиями добывала себе хлеб и другое содержание, а царская дочь-игуменья сама служила сестрам со смиренной любовью. Особенно строго выполняла игуменья Анфуса, в отношении к себе и другим, древнее правило — не выходить из обители в мир, так как иначе душа расстраивается мирскими впечатлениями, да и другим подается случай к соблазну. Много значило для блаженной постановление Трулльского Собора об этом предмете, а еще более тот шум, который поднимали против монастырей при отце ее. Вселенский Собор поставил: «Не долженствует монах или монахиня оставлять свой монастырь и отходити во иный» (Правило 21). Так, блаж. Анфуса ни сама не переступала ногою за ограду обители, ни сестрам не дозволяла являться в миру без самой крайней нужды. Благоговейная настоятельница твердо выполняла и другое правило Собора: «Ни жена в мужеском, ни муж в женском монастыре да не спит»; тем более что и современный ей Собор подтвердил это правило до того, что запретил монаху с монахиней говорить наедине, а в столичной женской обители требовалась особенная осторожность относительно посетителей обители. Блаженная игуменья не допускала в свою обитель и того простодушного обыкновения, которое осудил Собор 692 г. В некоторых женских обителях принимавшие иночество наряжались тогда как невесты, и в таком виде приходили в храм для пострижения. Запрещая это, Констант. Собор 691 г. писал: «Не следует быть тому, чтобы по собственному произволению отложившая уже всякую житейскую приятность, возлюбившая жизнь по Боге, утвердившаяся в ней непреклонными мыслями возвращалась воспоминанием к тому, что уже предано забвению, и от сего явилась бы колеблющеюся, возмущалась бы в душе, как от волн потопляющих и бросающих туда и сюда; иногда и проливая слезы, не являет она сердечного сокрушения, а если и упадет слеза искренности, зрители думают, что это не столько от усердия к монашескому подвигу, сколько от разлуки с миром и с тем, что в мире». Молитвы св. Анфусы были неуспыпные и стояние на бдениях неослабное; слезы сокрушения постоянно текли из очей ее. «Прекрасная ветвь дурного дерева, честная Анфуса отцвела для земной жизни» 12 апр. 811 г., на 57 году ее жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2986...

Скачать epub pdf Память преподобной Анфусы Память 12 апреля Святую Анфусу отец ее долго побуждал выйти замуж, но она не согласилась на это и когда, после смерти его 2515 , стала свободною, то всё имущество свое раздала бедным, а также церквам и монастырям. Она была матерью для множества сирот и защитницею вдов. Благочестивая императрица Ирина 2516 не раз усилено просила ее жить вместе с нею и участвовать в управлении империей, но она решительно от этого отказалась. Во время своего пребывания во дворце она снаружи носила богатые одежды царской дочери, а под ними власяницу 2517 , употребляла скудную пищу и пила одну только воду, при чем в глазах ее всегда были слёзы, а в устах – церковные песнопения. Приняв потом пострижение в Омонийской обители 2518 от руки святого Тарасия , она стала инокиней и с тех пор ни сама не выходила из обители, ни другой какой-либо из сестер не дозволяла этого 2519 . Не пропуская ни одного церковного богослужения, лишая себя отдыха, она не теряла бодрости в молитве и не ослабевала в молитвенных бдениях, причем слезы сокрушения всегда текли из глаз ее. Смирение ее было выше всякой меры, так как она служила всем сестрам, убирала церковь , носила воду, во время трапезы никогда не садилась за стол и прислуживала другим. Проведши таким образом всю свою жизнь, преподобная с великим богатством добродетелей отошла ко Господу, имея от роду 52 года 2520 . 2515 Император Константин Копроним скончался в 775 году, вступив на престол после зятя своего Артабазда в 743 году. 2516 Императрица Ирина, супруга Льва Хозара, управляла государством за малолетством сына своего Константина Порфирородного с 780 по 802 год. Ревностная почитательница св. икон, она содействовала созванию седьмого Вселенского собора, утвердившего в Церкви догмат иконопочитания. 2517 Власяница – нижняя одежда, сплетенная из конского волоса и носимая подвижниками на голом теле. 2518 Омонийская обитель находилась в Константинополе. Известна тем, что в храме ее происходили заседания второго Вселенского собора. 2519 Преподобная Анфуса приняла иноческое пострижение в Константинопольском монастыре святой Евфимии, а потом перешла в Омонийский монастырь, где была игуменией. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  Кондак, глас 1: Звание благое стяжав богомудре, мужей лукавых отвратился еси веры, не убоявся мук Агафониче славне. Темже благим был еси наследник, и приял еси со страждущими с тобою достойныя венцы. В тот же день память преподобной Анфусы, святого священномученика Афанасия епископа и двух слуг святой Анфусы: Харисима и Неофита Святая Анфуса, дочь богатых жителей города Селевкии, приняв крещение, подвизалась 23 года в пустыне. Афанасий, епископ Тарса киликийского, крестивший святую Анфусу, был усечен мечом в царствование Аврелиана (270–275 гг.); тою же смертью скончались Харисим с Неофитом, крестившиеся вместе со своею госпожою. Святая Анфуса преставилась в мире, спустя долгое время после их мученической кончины (более 20 лет). Память 23 августа Страдание святого священномученика Иринея, епископа Лионского Святой Ириней, епископ лионский, принадлежит к числу замечательнейших отцов и учителей Церкви. Он жил и подвизался во II b., посвятив всю жизнь свою борьбе с гнстицизмом [ 1 ]. Значение его для христианской Церкви II b. можно сравнивать с значением святого Афанасия Великого [ 2 ] для христианской церкви IV b. И тот и другой одинаково, и по преимуществу являются в своей жизни и деятельности защитниками чистого, неповрежденного церковного учения против ложных еретических учений своего времени, — святой Ириней — против гностицизма; святой Афанасий — против арианства [ 3 ]. Святой Ириней происходил из Малой Азии; его родиною был город Смирна; с юных лет Ириней изучил основательно всю эллинскую мудрость; он был хорошо знаком с греческою поэзиею, философиею и прочими эллинскими науками. Однако святой Ириней не увлекся лжеименным мирским знанием. Услыхав о духовной мудрости, — премудрости христианской, Ириней пожелал восприять ее всем сердцем своим; теперь он уже пожелал поучаться только сей истинной душеспасительной мудрости, мирскую же мудрость — эллинскую вменял ни во что. В истинах веры христианской святой Ириней первоначально был наставлен святым Поликарпом, епископом смирнским. Сей святой Поликарп был учеником святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова [ 4 ] и им самим был поставлен на епископский престол города Смирны. Святой Поликарп [ 5 ] весьма много потрудился на пользу Церкви Христовой, ибо он заботился не только о своей пастве смирнской, но писал послания и соседним церквам. По свидетельству блаженного Иеронима [ 6 ], Поликарп был «вождем всей Азии в христианстве».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

По другим известиям 125 , святая и тогда ещё, как жила во дворце, под пышной одеждой царевны, носила власяницу, довольствовалась хлебом и водойю и занималась чтением священных книг. Безобразна была жизнь отца её и смерть его была ужасна: он кричал, что горит он и наказывается за хулы на Богоматерь 126 . Жизнь безобразием её, а смерть ужасами её без сомнения более всего расположили царевну вести жизнь благочестивую. Приняв пострижение и став настоятельницей Омонейского монастыря 127 , она, полная смирения и любви, сама носила воду для сестёр и выполняла другие услуги. В столице империи, как и в Тавенне, женская обитель боялась принимать для себя недвижимые имения. «Греческие иноки не имеют рабов, а Латинские имеют», говорил западный Кантерберийский архиепископ 128 . Община дев Анфусы рукоделиями добывала себе хлеб и другое содержание, а царская дочь-игуменья сама служила сёстрам с смиренной любовью. Особенно строго выполняла игуменья Анфуса, в отношении к себе и другим, древнее правило – не выходить из обители в мир, так как иначе душа расстраивается мирскими впечатлениями, да и другим подаётся случай к соблазну. Много значило для блаженной постановление Трулльского собора об этом предмете 129 , а ещё более тот шум, который поднимали против монастырей при отце её. Вселенский Собор постановил: «не долженствует монах или монахиня оставлять свой монастырь и отходити во иный» (пр. 21). Так блаж. Анфуса ни сама не переступала ногой за ограду обители, ни сёстрам не дозволяла являться в миру без самой крайней нужды. Благоговейная настоятельница твёрдо выполняла и другое правило собора: «ни жена в мужеском, ни муж в женском монастыре да не спит» 130 ; тем более, что и современный ей собор подтвердил это правило до того, что запретил монаху с монахиней говорить наедине 131 , а в столичной женской обители требовалась особенная осторожность относительно посетителей обители. Блаженная игуменья не допускала в свою обитель и того простодушного обыкновения, которое осудил собор 692 г. В некоторых женских обителях принимавшие иночество наряжались тогда, как невесты, и в таком виде приходили в храм для пострижения. Запрещая это, Констант. собор 692 г. писал: «не следует быть тому, чтобы, по собственному произволению отложившая уже всякую житейскую приятность, возлюбившая жизнь по Боге, утвердившаяся в ней непреклонными мыслями, возвращалась воспоминанием к тому, что уже предано забвению, и от сего явилась бы колеблющеюся, возмущалась бы в душе как от волн потопляющих и бросающих туда и сюда; иногда и проливая слёзы не являет она сердечного сокрушения, а если и упадёт слеза искренности, зрители думают, что это не столько от усердия к монашескому подвигу, сколько от разлуки с миром и с тем, что в мире» 132 . – Молитвы св. Анфусы были неусыпные и стояние на бдениях неослабное; слёзы сокрушения постоянно текли из очей её. «Прекрасная ветвь дурного дерева, честная Анфуса отцвела для земной жизни» 133 12 апр. 811 г. на 57 году её жизни. † Преподобной Афанасии Егинской

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Дочь Копронима, родившаяся по предсказанию святой Анфусы, названа была Анфусой. И по жизни явилась также святою. «Отец желал, – говорит Менолог о младшей Анфусе 589 , – выдать дочь замуж; но она отказалась от предложения». По смерти его (775 г.), получив свободу, раздала имущество: одни расточала на нищих, другие употребляла на построение церквей и монастырей; золотые одежды свои, которые носила, обратила на украшение святынь. Она была ма­терию для многих сирот: собирая брошенных младенцев, воспитывала и пристраивала их; если иные умирали, поручала их Богу, а которые оставались живы, помещала в дом престарелых 590 . Блаженная царица Ирина (780–802) не раз приглашала ее к участию в управлении импе­рией; но она уклонилась от того. Затем пострижена она была в инокиню патриархом Тарасием (784–816) в монастыре святой Евфимии 591 , в том самом, который жалким отцом ее «превращен был в арсенал и в обще­ственный нужник» 592 . По другим известиям 593 , святая и тогда еще, как жила во дворце, под пышною одеждою царевны носила власяницу, довольствовалась хлебом и водою и занималась чтением священных книг. Безобразна была жизнь отца ее, и смерть его была ужасна: он кричал, что горит он и наказывается за хулы на Богоматерь 594 . Жизнь безобразием ее, а смерть ужасами ее, без сомнения, более всего расположили царев­ну вести жизнь благочестивую. Приняв пострижение и став настоя­тельницею Омонейского монастыря 595 , она, полная смирения и любви, сама носила воду для сестер и выполняла другие услуги. В столице империи, как и в Тавенне, женская обитель боялась принимать для себя недвижимые имения. «Греческие иноки не имеют рабов, а латин­ское имеют», – говорил западный Кентерберийский архиепископ 596 . Община дев Анфусы рукоделиями добывала себе хлеб и другое содер­жание, а царская дочь-игуменья сама служила сестрам со смиренной любовью. Особенно строго выполняла игуменья Анфуса в отношении к себе и другим древнее правило – не выходить из обители в мир, так как иначе душа расстраивается мирскими впечатлениями, да и дру­гим подается случай к соблазну.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда Евфи­мий уступил свое уединение преподобному Александру, а сам перешел на место его подвигов, на реку Сянжему, сюда пришел к нему делить подвиги пустыни Харитон. Преподобный Евфимий основал на Сян- жеме, в 20 верстах от Вологды, Сянжемскую Вознесенскую обитель. Преподобный учитель и ученик его сами копали землю, садили ово­щи, рубили и носили дрова и, так изнуряя плоть свою, возвышались в духовной жизни. Наставник стоял в храме как пред лицом Божиим, и слезы умиления текли из очей его; псалмы Давидовы пел он и за рукоделием. Пред кончиною своею передал он управление обителью ученику своему Харитону. Собеседник преподобного Александра, скон­чавшегося в 1439 году, блаженно почил, вероятно, не далее 1465 года, тогда как ученик его Харитон почил 11 апреля 1509 года. Мощи их почивают под спудом в Вознесенском, ныне приходском, храме 581 . День двенадцатый. Память святого священномученика Зинона Исповежника, епископа Веронийского Зинон, родом сирский грек, после продолжительного путешествия по Востоку с целью усовершенствования себя в христианском образова­нии, изучивший между тем и греческую и римскую литературу, прибыл в Италию и в 362 году был поставлен епископом в городе Вероне. Хотя гонения на христиан в это время уже прекратились, но еще повсюду было много язычников, которых Зинон и просвещал деятельно христи­анским учением. Сверх того ему пришлось вести борьбу с арианами, в которой он оказался твердым исповедником истин Православия, не отступившим перед воздвигаемыми на него гонениями во времена покровителей арианского учения – Констанция и Валента. Истинный пастырь Христов, он всю душу свою полагал на раз­нообразную спасительную, подлежащую ему деятельность. После него осталось много письменных наставлений о всех предметах, необходи­мых для христианина. Некоторые из них написаны в обличение ариан «о Божестве Сына Божиего» 582 . В наставлении «о воздержании» Зинон, приведя слова апостола: Время сокращено есть: да будут имеющие жен, как не имеющие ( 1Кор. 7, 29 ), говорит: «Если почти за 400 лет или и бо­лее апостольское изречение стало иметь силу, почему я не возвещу?» В «Деяниях Святых» есть повествование о чудесах, совершившихся по смерти Зинона, и о перенесении его тела в Венгрию. Одно из чудес описано святителем Григорием Великим , современником события. В 558 году (в день памяти святого) в Италии было необыкновенное наводнение. Тибр вышел из берегов выше стен Рима и наводнил окрест­ности. В то же время близ Вероны река Атесис вышла из берегов; воды ее окружили храм святого Зинона и возвысились до окон, которые были близ крыши. Двери церковные были отворены, но вода не вошла в храм, а стала стеною при дверях и заградила выход находившимся в Церкви христианам, так что они опасались умереть от голода, между тем приходили к дверям и утоляли жажду, черпая воду, которая стояла стеною. Святитель Григорий приводит очевидцев этого чуда – графа Пронульфа и трибуна Иоанна 583 . Память преподобной Анфусы, старшей, и другой Анфусы, младшей

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Они, собственно, на своих плечах вынесли все тяжести переходного момента христианизации римского общества IV века, как в области метафизики, так и в области этики. Афанасий Великий , Василий и оба Григория были по преимуществу защитниками метафизической стороны христианства и своей упорной деятельностью прервали грозный поток языческой идеи, пронесшийся в сознании христиан IV века в форме арианства Иоанн же Златоуст оказался столпом христианства в области нравственно-практической жизни по преимуществу. Здесь лежит его главная и незаменимая заслуга для церкви и общества. Эта деятельность, проведенная им на фоне мрачной действительности и стяжала ему мученический венец в далеком изгнании. Нам нет необходимости вдаваться в подробный анализ всех мельчайших частностей широкой деятельности Златоуста (что может служить предметом специального исследования). Мы представим только общий образ его светлого облика, какой тесно связывается с его личностью, безусловно великой в летописях церковной истории. И прежде всего, сама жизнь Златоуста вызывает в нас невольное удивление своей цельностью, твердостью, непреклонностью шествования по пути нравственно-религиозных идеалов христианства. Сын богатого антиохийского аристократа Секунда и Анфусы, – этой редкостной по своему нравственному величию женщины-христианки, по адресу которой знаменитый языческий ритор Ливаний высказывал восторженный отзыв: «какие удивительные женщины у христиан». – И. Златоуст еще в молодости обнаружил положительные черты своего нравственно-религиозного характера. Он, в числе немногих, исторически известных лиц был поражен тем двоеверием, той нравственной распущенностью, какая царила в окружающем его обществе. Эта чуткость совести, внедренная в его сердце умелым воспитанием Анфусы-христианки и определила его нравственно-религиозную настроенность на всю его жизнь. Критическим моментом в его жизни было выступление в Антиохии в качестве адвоката. Столкнувшись, таким образом с развратным антиохийским обществом лицом к лицу, он опытно узнал язвы своего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Pisarev...

Кондак, глас 1: Звание благое стяжав богомудре, мужей лукавых отвратился еси веры, не убоявся мук Агафониче славне. Темже благим был еси наследник, и приял еси со страждущими с тобою достойныя венцы. В тот же день память преподобной Анфусы, святого священномученика Афанасия епископа и двух слуг святой Анфусы: Харисима и Неофита Святая Анфуса, дочь богатых жителей города Селевкии, приняв крещение, подвизалась 23 года в пустыне. Афанасий, епископ Тарса киликийского, крестивший святую Анфусу, был усечен мечом в царствование Аврелиана (270–275 гг.); тою же смертью скончались Харисим с Неофитом, крестившиеся вместе со своею госпожою. Святая Анфуса преставилась в мире, спустя долгое время после их мученической кончины (более 20 лет).  Память 23 августа Страдание святого священномученика Иринея, епископа Лионского Святой Ириней, епископ лионский, принадлежит к числу замечательнейших отцов и учителей Церкви. Он жил и подвизался во II в., посвятив всю жизнь свою борьбе с гнстицизмом Значение его для христианской Церкви II в. можно сравнивать с значением святого Афанасия Великого для христианской церкви IV в. И тот и другой одинаково, и по преимуществу являются в своей жизни и деятельности защитниками чистого, неповрежденного церковного учения против ложных еретических учений своего времени, — святой Ириней — против гностицизма; святой Афанасий — против арианства Святой Ириней происходил из Малой Азии; его родиною был город Смирна; с юных лет Ириней изучил основательно всю эллинскую мудрость; он был хорошо знаком с греческою поэзиею, философиею и прочими эллинскими науками. Однако святой Ириней не увлекся лжеименным мирским знанием. Услыхав о духовной мудрости, — премудрости христианской, Ириней пожелал восприять ее всем сердцем своим; теперь он уже пожелал поучаться только сей истинной душеспасительной мудрости, мирскую же мудрость — эллинскую вменял ни во что. В истинах веры христианской святой Ириней первоначально был наставлен святым Поликарпом, епископом смирнским. Сей святой Поликарп был учеником святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и им самим был поставлен на епископский престол города Смирны. Святой Поликарп весьма много потрудился на пользу Церкви Христовой, ибо он заботился не только о своей пастве смирнской, но писал послания и соседним церквам. По свидетельству блаженного Иеронима Поликарп был «вождем всей Азии в христианстве».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Родители Иоанна Златоуста , Анфуса и Секунд, не были таковыми христианами. Отец занимал видный пост военачальника. Он умер, когда Иоанн был еще ребенком. На руках молодой вдовы (ей было еще 21 год) осталось двое детей: дочь и сын. Девочка скоро умерла, и Анфуса вся отдалась воспитанию сына, которого любила беззаветно и ради которого отказалась от нового замужества. Она принадлежала к тем женщинам, которыми гордились христиане и которым удивлялись язычники. Именно по поводу Анфусы вырвалось восклицание у знаменитого языческого философа Ливания: «Что за чудные женщины у этих христиан!» Да, такие женщины составляли украшение христианского общества, и им не мало обязана Церковь . Их истинная любовь, их горячая ревность приносила добрые плоды. Они для многих служили примером, поддержкою; они воспитали и сохранили для Церкви тех, которые стали потом оплотом Церкви. Любовь Анфусы оберегала детство Иоанна Златоуста и стояла на страже его юности. «Она забыла свою молодость, вся ее жизнь точно ушла в жизнь сына. Она воспитала его душу; то, что дала ему любовь, осталось для него чистым источником, из которого он черпал отраду и силу до конца своей жизни». III раздел Анфуса желала дать сыну хорошее образование. Вследствие распоряжения императора Юлиана, в христианских школах было запрещено преподавание высших наук. Приходилось обратиться за научным познанием к языческим учителям. Но, прежде чем отдать сына в языческую школу, благочестивая Анфуса занялась его воспитанием. Она поручила священнику преподавать начальные уроки по Священному Писанию и сама читала с мальчиком Библию, наставляя его беседами в христианской нравственности, закрепляя все это примером своей христианской жизни. В то же время отроку Иоанну, у которого душа только что раскрывалась к сознательному восприятию впечатлений, пришлось быть свидетелем отчаянной борьбы язычества с христианством. «Овладев императорским престолом, Юлиан сбросил с себя маску лицемерного благочестия и открыто выступил врагом христианства, ненависть к которому давно таилась в его душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010