Кажется, ни в чем не было недостатка к счастию этого семейства. Окруженное богатством и почестями, отличавшееся богобоязненностию и благочестием, оно могло надеяться на ненарушимое спокойствие и благоденствие; но счастие человеческое никогда не бывает совершенно и прочно. Секунд в то самое время, как счастие особенно ему благоприятствовало, внезапно сражен был смертию и, оставляя землю, оставил на ней юную вдову, двадцати лет от роду, с малолетнею дочерью и сыном, покоившимся в колыбели. Оставленная с двумя юными детьми среди людей по большой части несправедливых и развращенных, обремененная заботами по управлению домом и воспитанием детей, Анфуса живо чувствовала несчастие, поразившее ее. Не смотря на свою живую веру и искреннее благочестие, не могла, однако же, удержаться от слез, – и горько и долго оплакивала Секунда, супруга своего: но вместе с тем благоговейно чтила неисповедимые судьбы Промысла Божия и с детскою покорностию предавалась в святую волю Его. В несчастиях, постигающих нас, мы нередко ропщем на Провидение, но наш ропот всегда обнаруживает или нашу слепоту, или несправедливость. И это все происходит от того, что мы часто не хотим и не можем сообразить встречающих нас печальных обстоятельств с их благотворными следствиями, и еще чаще не хотим понять того, что всякое событие любящим Господа поспешествует во благое. Столь благие верования не отступали от Анфусы и укрепляли ее в столь страшном испытании. В полном цвете юности и красоты, щедро наделенная всеми дарами счастия, и в тоже время украшенная превосходными качествами ума и сердца, она, без сомнения, могла вступить в новое супружество; но после несчастия, поразившего ее, ничто уже в мире не пленяло ее. Анфуса хорошо понимала пустоту мирских удовольствий и не колебалась в выборе состояния. Подкрепляемая учением Апостола, утешаемая в своем несчастии сыном, в чертах которого находила большое сходство с благородными выражениями лица покойного супруга, и еще более хранимая и руководимая невидимою рукою Промысла, она решилась навсегда остаться в своем вдовстве, и по благодати Божией, пребыла непоколебимою среди всех бурь и тревог мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Здесь честный труженик, изнемогающий в борьбе с препятствиями, которые людская злоба и зависть нередко воздвигают в делах истинно добрых и полезных, получает ободрение и подкрепление и выходит на подвиг с новым мужеством и новыми силами. Здесь несчастный, доведенный до отчаяния неудачами, или пораженный непоправимого бедою, находя утешение в любви доброй жены и ободряемый верою в Провидение, которою преимущественно живет женское сердце, получает убеждение, что не все в жизни для него потеряно, и возвращается к делам с надеждою на лучшее будущее. Нет столь обидного общественного положения, нет столь тяжкого труда, нет столь горькой доли, с которою не примирила бы мужа любящая и добрая жена» 478 . Если влияние женщин на общество оказывается столь глубоким и важным, чрез одних только мужей, то что сказать о влиянии её на общественную жизнь чрез воспитание детей? Разве не все будущее поколение, в первый период своего развития, всецело находится в руках женщины? В этом отношении совершенно справедливо выражение Наполеона: «будущее дитяти всегда есть произведение его матери» 479 . Мать имеет величайшее влияние, в лице подрастающего поколения, на всю будущность общественной жизни. Хотя женщины в области искусства или науки не произвели ничего такого, что бы имело действительное значение для прогресса, зато они, по словам Ж. де Местра, «сделали нечто гораздо большее и лучшее, чем все это: на их коленях воспитались самые честные и добродетельные мужчины и женщины – самый лучший продукт на свете» 480 . Кому не известны свидетельства великих отцов Церкви о благотворных для всей их жизни религиозных впечатлениях, полученных ими в детстве от своих христианских матерей (Макрины, Нонны, Анфусы и др.)? 481 Но именно потому, что женщины оказывают такое громадное влияние на юное поколение – религиозно-нравственный элемент и должен составлять основу её воспитания. Из предыдущего открывается, что женщина, презирающая обыкновенное положение замужней женщины, мечтающая об открытой общественной жизни и прилагающая свои старания к тому, чтобы во всех отношениях быть равною с мужчинами, в сущности, бежит от лучшего к худшему, так как нигде больше она не может иметь нравственной силы, как именно в христианском браке и христианской семье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

При недостаточной развитости школьного дела в древности, тем большее распространение имела система собственно домашнего образования через наемных учителей, и это воспитание ценилось выше и даже было своего рода предметом честолюбия богатых людей, которые считали несколько унизительным для своих детей посещение общих школ, где их дети могли сидеть рядом с детьми каких-нибудь презренных плебеев или вообще недостаточно знатных и важных по своему общественному положению классов. Эта система домашнего образования была развита как на востоке, так и на западе, причем учителя нанимались из свободных грамматиков, риторов и философов, всегда готовых предложить свои услуги за приличное вознаграждение, а иногда и прямо из рабов – или специально приготовлявшихся для этой цели, или покупавшихся на рынке. На западе, по-видимому, преобладал последний тип, а на востоке первый, и наемные педагоги составляли как бы особое сословие, в среде которого всегда можно было найти достаточный запас учителей и воспитателей. Можно думать, что св. Иоанн Златоуст получил свое домашнее образование именно при помощи наемных учителей. Имена их не сохранились – быть может, потому, что они стушевывались перед заботливым и всенаправляющим влиянием самой Анфусы, которая, как женщина весьма образованная, была его главной воспитательницей, руководившей всей системой воспитания своего единственного любимца-сына. Другие дети не всегда были так счастливы в этом отношении. Как всегда, так и в то время было немало таких родителей, которые, произведя детей на свет, не обращали надлежащего внимания на их воспитание и считали свою обязанность исполненной, когда окружали детей учителями и воспитателями из класса профессиональных педагогов и грамматиков, всегда готовых предложить свои услуги за приличное вознаграждение. Небрежность родителей в самом выборе учителей для своих детей была часто возмутительна. Им не было никакого дела, до того, каковы нравственные качества учителей или их педагогические способности. Достаточно, чтобы эти учителя пользовались известной популярностью и не дешево ценили свой труд, и им открыт был доступ во все знатные и богатые дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/sv-ioa...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Старец-утешитель «Старец-утешитель» — собрание воспоминаний об исповеди у старца Амвросия Оптинского — бесценное свидетельство старческого служения. Здесь же представлены записи бесед старца, некоторое его письма, воспоминания о его приездах в Шамордино. Воспоминания монахинь об исповеди у старца преподобного Амвросия Оптинского Эти воспоминания получены от Лидии Евгеньевны Межековой (монахини Анфусы) и, видимо, нигде не были изданы. Владыка Иоанн (Снычев) сказал, что о них не знает. Мы [С. С. и Н. С. Самуиловы] поняли так, что он сомневается в истинности воспоминаний. Тогда мы запросили у Лидии Евгеньевны, как они к ней попали. Она ответила вот что: " …когда я жила в Коз[ельске] у м[атушки] Амвросии [Оберучевой], я увидела у нее мешочек с записочками, там были просто отрывки бумаги... когда матушки приходили от б[атюшки] Ам[вросия] после исповеди, они по свежей памяти записывали исповедь. Я, конечно, просила м. Амвр[осию] дать мне переписать, а переписывая, ничего не изменяла, ничего не добавляла сама и ничего не уничтожала. А в общем получилась целая книга. Глаф[ире] Орест[овне], по-моему, отдельно писал б. Ам[вросий], ее исповеди здесь нет. Вот все, что я могу написать про исповедь у б. Амвр[осия]. А сколько там полезного и нужного для всех. Гр[ешная] Л[идия] " . Только Лидия Евгеньевна все-таки ошибается: есть в " Воспоминаниях… об исповеди… " и о Глафире.   Исповедь 24 апр[еля] г[ода] Готовься уж к субботе, завтра ведь пятница, вечерню пропустила, приобщаться-то уж нельзя. Делать нечего, в субботу-то уж разрешим на вся. Будь покойна. Ступай полежи на диванчике, пока я напьюсь чаю, тогда я исповедую тебя к субботе. Ну, пожалуй, говори наперед. Когда бы только ни захотела, для меня все равно. Хорошо бы вас свесить — в ком больше потянет. Это от тщеславия: врагу хочется как-нибудь да воспрепятствовать доброму делу. Каллиста Антиликуди  — это ведь очень высокая книга, да ты там едва ли и что поймешь; это обычное дело у врага — мажет и размазывает возношением, а потом и дурные помыслы нашлет: возношусь до небес, — а дальше как?.. знаешь? — так: и ниспадешь до бездн.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

387 Филарет. (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. Т. III. М., 1996. С. 106. 388 См.: Diesner H.-J. Fulgentius von Ruspe als Theologe und Kirchenpolitiker. Stuttgart, 1966. S. 9–59; Nisters B. Die Christologie des hi. Fulgentius von Ruspe. Munster, 1929. S. 18–57. 389 См. общую характеристику Боэция в кн.: Chadwick Н. Boethius. The Consolation of Music, Logic, Theology and Philosophy. Oxford, 1981. P. XI-XIII. 390 Всего Боэцию приписывается пять таких трактатов, но подлинность одного из них подвергается сомнению. См. перевод этих трактатов и анализ их в кн.: Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты/Под редакцией Г.Г. Майорова. М., 1990. С. 145–189,374–391. 391 См.: Schurr V. Die Trinittslehre des Boethius im Lichte der «skythischen Kontroversen». Paderborn, 1935. S. 14–104. 393 Ср. характеристику: «Прилежное и ревностное изучение диалектики в христианских школах приводило неоднократно к тому, что диалектику переоценивали, полагая, что с помощью ее одной можно решать глубочайшие вопросы. Даже тайны христианской веры не оставались для нее неприкосновенными. Для выяснения их почти не пользовались Священным Писанием и учением Церкви, а подвергали их диалектической обработке и добытые таким образом результаты признавали безусловно верными» (Штпёклъ А. История средневековой философии. СПб., 1996. С. 105). 394 О нем см.: Labriolle P., de. Histoire de la littérature latine chrétienne. Paris, 1924. P. 673–677. 395 Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего Средневековья (конец V – середина VII века). М., 1989. С. 82. 398 «Имя Сильвии (так звали мать Григория) должно стоять в истории рядом с именами Нонны, Анфусы, Моники и других благочестивых жен, в своих детях воспитавших великих служителей Церкви. Нонна своего сына Григория Назианзина от рождения посвятила на служение Богу и своим влиянием сделала его первым поэтом христианской меланхолии и дала ему то созерцательное направление, которое было в нем так плодотворно для веры в век арианских волнений; Анфуса в Иоанне Златоусте воспитала неподражаемого защитника бедных и слабых, Моника старалась укрощать бурные порывы страсти в пылкой душе Августина и своими материнскими заботами о привлечении его в послушание веры и добродетели и о рождении его для вечного спасения полагала начало для позднейшего благоприятного поворота в его жизни. И св. Григорий Двоеслов первее всего при посредстве горячей материнской любви питал свою душу из родника веры и святости христианской, и эта любовь дала ему и крепость твердого добродетельного настроения, и мягкость сострадательного чувства, и ту нежную впечатлительность ко всем переменам и внешнего и внутреннего мира, с какою является Григорий на всех поприщах, во всех обстоятельствах своей жизни» (Петицкий В. Св. Григорий Двоеслов – его проповеди и гомилетические правила. Киев, 1871. С. 29–30).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Тебе нельзя и того сказать в обвинение меня, чтобы я, верно сохраняя вдовство, угнетаемая бедностью, утратила отцовское наследство, как потерпели то многие сироты. Я сохранила в целости все оставшееся имущество, и вместе не жалела никаких издержек, требовавшихся для твоего воспитания, употребляя на это собственное мое имущество, с которым вышла из отеческого дома. Не подумай, чтобы словами моими я хотела упрекать тебя, – нет. Но за все мои попечения прошу одной благодарности: не делать во второй раз меня вдовицей и скорби, уже угасшей, не воспламенять снова. Потерпи до моей кончины. Может быть, жизнь моя недолго продолжится. Цветущие юностью надеются достигнуть глубокой старости, а мы, состарившиеся, ничего не можем ожидать, кроме смерти. Когда предашь тело мое земле и прах мой соединишь с прахом отца твоего, тогда предпринимай далекие путешествия, переплывай моря, какие хочешь. Тогда никто не будет препятствовать тебе. Но доколе я еще дышу, не разлучайся со мной. Не навлекай на себя напрасно гнева Божия, оставляя меня на жертву таким бедствиям, тогда как я ни в чем не виновата пред тобой. Если я подала тебе причину винить меня в том, что вовлекаю тебя в житейские суеты и заставляю заботиться о твоих и моих нуждах, то беги от меня, как бегут от недоброжелателей, от врагов, забыв и законы природы, и труды воспитания, и навык неразлучного доселе обращения. И все другое. Но ежели я делаю, со своей стороны, все, чтобы удалить от тебя малейшее попечение о нуждах жизни, то, если ни что другое, по крайней мере, эти узы пусть привяжут тебя ко мне. Хотя ты и говоришь, что у тебя много друзей, но никто из них не может доставить тебе большего спокойствия; потому что нет никого, кто бы заботился о твоем благополучии столько, сколько я». Вот немногие сведения о жизни благочестивой Анфусы, сохранившиеся, не без воли Промысла, в наставление христианским супругам и матерям. 93. Мария Николаевна Аксакова По С.Аксакову В 1891 году исполнилось сто лет со дня рождения одного из замечательнейших русских писателей Сергея Тимофеевича Аксакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Неофит прозрел в ней злого духа, и своей епитрахилью привязал его к дереву, у которого пробыл сей бес, пока кончилась литургия, потом исчез. VI. Мои занятия в Лавре 6. Четверг. – Добрые лавриоты утром посадили недужных моих в лодку, и отправили в Руссик. Я остался один. Сижу в келье и объясняю себе названия виденных мной вчера мест. – Керася находится между двумя отрогами св. Горы, кои оканчиваются противолежащими мысами, Акроафосским, где видится скиток Предтеченский, и Нимфейским, где расположен соседний с Керасей скит св. Анны. Название первого мыса тезоименито с бывшим городом Акроафосом, о котором я говорил выше: а второй мыс назван Нимфейским, очевидно от почитания тут Нимф, которых о. Неофит произвольно обратил в девиц, целомудренных по неволе, переменивши древнее Эллинское слово, Нимфи – девица, на подобозначащее Новогреческое корасион. Но какие Нимфы имели там свои алтари и капища? Нимф было много. У Эллинов, одушевлявших всё существующее в природе, Нимфы были небесные, (Музы, Хариты, Эстиа) и земные, как то: 1) Нирреиды в морях. Прото, благославляющая первый в море выход новенького корабля, Сао спасающая мореплавателей, Евдора ущедряющая их прибылью, Амфитрида внушающая им страх от морских волн, Фетида означающая положение разных морей, Галини подающая тишину и пр., и пр.) 2) Энидриады в сладких водах, Наяды в родниках, Эпотамиды в потоках, Криниды в криницах-колодезях, Лимниады в озёрах: 3) Орестиады в горах и пещерах, Лимониады на лугах, Напеи и Алсиистиды в лесах, Хлориды и Анфусы в зелени и цветах, Агриады в огородах, Дриады в деревах и Эпимилиды у стад. Все эти нимфы воображаемы были, как светолепные, красивые и нагие девушки-духи, или душеньки, с тем различием, что у водяных между ними виделись волосы светозарные, а у земляных – зелёные. Эллины с особенной любовью почитали их и всюду ставили им жертвенники и капища за то, что они научили людей чтить и воспевать богов, одеваться тканями, питаться древесными плодами и овощами, приготовлять и пить мёд, и воспитывать скот.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Св. Анфуса жила в царствование императора Аврелиана; она происходила от богатых и знатных родителей: Антонина и Марии, жителей Селевкии. Родители Анфусы были язычники. Св. Анфуса, желая принять христианское крещение от Афанасия, епископа Тарса киликийского, выпросила у своей матери двух ослиц в сопровождении двух рабов Харисима и Неофита под тем предлогом, что она хочет посетить свою кормилицу. По внушению Божию, еп. Афанасий сам вышел к Анфусе на встречу; увидев епископа, она поклонилась ему и просила его немедленно сподобить ее св. крещения. В этом месте не нашлось воды; св. Афанасий помолился Богу и внезапно явился источник воды, явились также два ангела и подали новокрещенной белую одежду; с нею крестились и оба ее служителя. После крещения, облекшись в бедную одежду, она отдала епископу свою драгоценную одежду с тем, чтобы он отдал ее бедным. Анфуса пришла к кормилице, но эта не узнала питомицу, видя ее в бедной одежде. Рассердилась и мать, узнавши о переходе дочери в христианство. Тогда св. Анфуса, совсем оставивши родителей своих и дом, ушла к еп. Афанасию, приняла от него монашеское пострижение и, удалившись в пустыню, в власянице 23 года прожила со зверями и питалась с ними. Между тем еп. Афанасий, вскоре после крещения св. Анфусы и ее удаления в пустыню, был схвачен и приведен к императору Аврелиану, который после многих истязаний приказал отсечь ему голову. Равным образом и слуги св. Анфусы – Харисим и Неофит, по удалении своей госпожи и по смерти еп. Афанасия, были приведены к Аврелиану и исповедали себя христианами. Он отдал их для истязания правителю Апеллиану, который повесил их на дереве и в продолжении трех часов строгал их тела и бил палками, наконец отсек им головы. Св. Анфуса пережила своих сподвижников на 20 лет и преставилась в мире. Тело ее, найденное спустя несколько лет пустынницею Полихрониею, по указанию пантеры зверя, погребено монахом Аврамием с братиею, и близ пещеры основался монастырь (Пролог. Месяц. Восг. А. Сергия, т. 2. замет. стр. 258). Св. муч. Евлалии девицы

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Луппа муч. Кал. (23 авг.). Иринея муч. М. М. (23 авг.). Петра митрополита московск. ДоМак. (24 авг. и 21 дек.). 22 I. Свв. мучч. Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севириана и прочих с ними при Максимиане, † в разных местах. Все за Конст. М. М. М. Р. (кроме Коал. 1). М. 11 и 12 в. МКр. Канон Иосифа. Служба. Св. муч. Анфусы и Афанасия , епископа, крестившего ее, и двоих слуг ее Харисима и Неофита в Тарсе при Аврелиане. Вас. Петр. Екл. М. Р. (Анфусы М. М. УКр. Св. 382 авг. 23. Афанасия, Харисима, Неофита М. М. 24 авг. ЧГр. у Лямб. всех 24 авг. Сирм. 21 февр.). Св. муч. Евлалии девицы при Диоклитиане и Максимиане, † ок. 303 г. в Баркиноне (Барселоне). Ч. М. После нее вскоре замучен св. Феликс. (М. Р. Иерон. мР. В. А. У. Н. 12 февр. Есть другая Евлалия емеритская 10 декабря). Празднество Пречистей Деве Богородице, ради чудес от ее честной иконы Грузинской , с 1650 года. Пролог. Любоп. Мес. 1795. 1806. Есть канон Феодора Поликарпова, смотрителя московской типографии, составленный им в 1698 году. Чудотворной иконы сего имени находятся: в красногорском монастыре архангельской епархии, принесенная из Грузии в 1629 году, ради коей и празднество установлено в 1650 г., списки с нее в Москве в церкви Троицы близ варварских ворот и в раифской казанской обители чудотворной; из Грузии же принесенная в московском Алексеевском монастыре. II. Мучч. Иринея, Ора и Оропса мечем. Петр. Акад. 240. (Вас. 23 авг. Хлуд. 35 авг. 24. МКр. авг. 30). Муч. Зинона из дружины Агафоника. Вас. 1146. 1370. Собор Богородицы в Пирсе елладском. Есть особенная брошюра на греч. языке, нам неизвестная. IV. Муч. Феклы . Неап. (вероятно, первомученица 24 сентября. Мощи ее были в Царьграде недалеко от церкви Агафоника, ныне празднуемого. Путешествие Антония стр. 152). Ариадны царицы. Сирм. Тур. Известна одна Ариадна царица, дочь царя св. Льва (457–474), супруга сперва импер. Зинона (474–491), потом импер. Анастасия (491–518). Но она ли здесь разумеется, неизвестно. V. Муч. Луппа . М. 450. У. 1298. М. XV в. Острож. (23 авг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

И вот с такою точностью и с такой полнотой исполнились слова Спасителя на св. Иоанне. Он был поистине величайшим светильником мира, и светом своих Боговдохновенных учений освещал весь христианский мир того времени. Такой величайший проповедник слова, как Иоанн, не мог укрыться от словесных овец стада Христова, жаждущих его вдохновенной проповеди . Премилосердый Создатель осенил его таким величайшим даром, что для его святительских дарований мала и тесна была кафедра даже и Антиохийской Церкви. Господу угодно было поставить этот светильник на самый высокий свещник – на Константинопольскую кафедру. Сначала в Антиохии под мирным и благостным управлением Флавиана, патриарха Антиохийского, потом в греческой столице – Константинополе, при дворе Аркадия и Евдоксии, и, наконец, в период изгнаний и заточений проповеднический гений святителя Иоанна окреп, возвысился, раскрылся всесторонне, а под влиянием благодати просиял светом божественным Св. Иоанн родился в Антиохии в 347 г. от благородных и образованнейших родителей Секунда и Анфусы. Родители его принадлежали к лучшему антиохийскому обществу и исповедывали христианскую веру. Отец его был начальником сирийских войск и жил в супружестве очень краткое время, так что добродетельная Анфуса осталась двадцатилетней вдовой после мужа, имея при себе двух детей, сына и дочь. Маленькая дочь также недолго утешала материнское сердце, подобно своему родителю скоро отошла в вечность, и убитая горем Анфуса все свое внимание сосредоточила на воспитании своего сына в строгом духе древнего христианского благочестия. Св. древность ставит ее в этом отношении наравне с знаменитейшими женами христианскими: Моникой, Ноной, Эмилией, Горгонией и Макриной, весьма много потрудившимися над воспитанием юношества. Но задача Анфусы по поводу воспитания и образования сына была несравненно выше и гораздо трудней. Те были аскетически подготовлены к делу воспитания своих редких детей, но Анфуса при жизни мужа не могла не принадлежать высшему обществу того времени, а потому аскетические приемы воспитания ей были мало известны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010