Георгия, IX в., знаменитый росписями XIV в. В пров. Гурия (юж. часть А. К.) находятся 2 мон-ря - Джуматский (Озургетский р-н) с кафедральным Архангельским собором, XVI в., и росписью XVI-XVII вв., где хранилась известная золотая икона вмч. Георгия, XI в., пропавшая после ограбления храма (оклад иконы хранится в ГЭ), и Шемокмедский мон-рь (Озургетский р-н), XII-XVI вв., где находилась кафедра епископа Шемокмедского,- центр груз. культуры с известной б-кой. Сев. пров. Сванети известна храмом Лагурка мон-ря св. Ивлиты и Квирике, XII в., с росписью 1112 г. В центр. пров. Одиши находятся такие известные памятники архитектуры, как Мартвильский мон-рь, VII в. (с. Мартвили),- кафедра Чкондидского епископа; кафедральный собор Никорцминда , построенный в 1010-1014 гг. и имеющий росписи XVIII в.; цаишский Богородицкий храм, XIII-XIV вв.,- епископская кафедра с IX в.; храм Цаленджиха (Цаленджихский р-н), XIV в., с росписями к-польского иконописца Мануела Евгеникоса и Хобский мон-рь (Хобский р-н), кон. XIII в., с росписями XIII-XIV вв., в к-ром хранились многие святыни: частицы мощей св. Иоанна Крестителя , мч. Квирике , вмч. Георгия Победоносца (в наст. время хранятся в Историческом музее г. Зугдиди). Одна из главных святынь А. К.- хранящийся в Хобском мон-ре хитон Пресв. Богородицы, о к-ром сообщается в «Путешествии Антиохийского Патриарха Макария», в записках рус. послов Ельчина и Захарьева (1640), Иевлева и Толочанова (1650-1652), а также у франц. путешественника Ж. Шардена и католич. миссионеров Ламберти и Дзампи. Самая зап. пров. А. К. Абхазети известна Бичвинтским (Пицундским) кафедральным собором во имя Пресв. Богородицы, X-XI вв., где хранится Бичвинтская (Пицундская) икона Божией Матери, являющаяся главной святыней А. К. Также на территории Абхазети находятся Бедийский мон-рь с кафедральным собором епископа Бедийского, кон. X в., в к-ром погребен его основатель и ктитор Баграт III, чье изображение можно увидеть на фреске храма; трехнефный Моквский кафедральный собор, X в.,- кафедра епископа Моквского, где в наст. время находится одна из резиденций католикоса-патриарха всея Грузии Илии II ; однонефная Илорская ц. вмч. Георгия, нач. XI в., и купольный храм Дранда, VIII в.

http://pravenc.ru/text/62536.html

В VIII-IX вв. в Абазгии и Лазике, входивших в состав Абхазского царства и в церковном отношении подчинявшихся К-польскому Патриархату, богослужебным языком был греч. Араб. завоевание Картли , территория к-рой входила в юрисдикцию Мцхетского Католикосата , вызвало массовую миграцию картлийского населения в Зап. Грузию, принесшую постепенное проникновение в культурные и церковные сферы Зап. Грузии восточногруз. (картлийского) языка, ставшего здесь языком богословия и агиографии. При Леоне III появились произведения на груз. языке «Слава и величание грузинскому языку» Иоанна Зосима (Х в.) и «Житие Григола Хандзтели», автор к-рого Георгий Мерчул (Х в.) отметил, что «церковная служба и молитвы в Картли (имеется в виду объединенная Грузия.- Авт.) творились на груз. языке за исключением кирие елейсон» (Георгий Мерчул . С. 8), на основании чего можно утверждать, что уже к кон. IX в. греч. язык в богослужении уступил место груз. В IX-X вв. велась интенсивная борьба за объединение отдельных груз. царств и княжеств. Баграт IV (1027-1072) вел борьбу против децентрализации царской власти в Грузии и за воссоединение оставшихся независимыми княжеств Кахети и Эрети с единой Грузией и ликвидацию Тбилисского эмирата, подчиненного Арабскому халифату. Он считал одной из главных своих задач налаживание на новом уровне культурных связей с внешним миром, и в первую очередь - с Византией. При нем были продолжены традиции монастырского строительства, у истоков к-рых стояли прп. Григорий Хандзойский и царь Димитрий II Абхазский. Баграт IV установил переписку с прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) и пригласил его в Грузию, чтобы «нас,- как писал царь,- вскормить и научить в святости вашей и чтобы Господу поднести в дар души наши» (Житие Георгия Святогорца. С. 156-157). Св. Георгием были составлены поучения для наследника престола Георгия II (1072-1089), с к-рым святой провел много времени в душеполезных беседах и наставлениях. Местом проповедей и поучений св. Георгия в Абхазии был основанный Георгием II Абхазским Чкондиди - резиденция абх. епископов и один из крупных адм. центров Грузии. Он принял исповедь от «самого царя, католикоса, священников, диаконов, черноризцев и монахов, вельмож и князей, богатых и бедных... Так и просветил он весь Восток - сей Богом просвещенный человек» (Там же. С. 157-161). Св. Георгий приобрел многих учеников, среди к-рых агиограф называет еп. Кутаисского Илариона и неизвестного ему по имени епископа Чкондидского.

http://pravenc.ru/text/62536.html

К введению в Мингрелии устройства по духовным делам, на основании высочайше конфирмованного в 28-й день декабря 1818 года доклада Святейшего Правительствующего Синода, покойный экзарх Грузии, преосвященный митрополит Феофилакт приступил было вместе с образованием духовной части в Имеретии, а именно в 1819 году. Но так как посланный им, преосвященным экзархом, в Мингрелию для собрания сведений о числе церковных крестьян и церковных доходов, количестве церквей, монастырей, приходских дымов и священно-церковно-служителей, член Грузино-имеретинской Синодальной Конторы, Квабтахевский, а впоследствии Московского ставропигиального Донского монастыря архимандрит Афанасий донес, что владетель Мингрелии, князь Леван Дадиани, при всей со стороны его готовности и желании, не находит себя в силах допустить его к исполнению поручений экзарха, то всякое начинание в данном направлении было приостановлено. Преемник Феофилакта, экзарх Грузии, архиепископ Иона, по прибытии своем в Грузию, руководствуясь высочайше утвержденным в 19-й день ноября 1821 года докладом Святейшего Синода, вошел вновь в сношение по сему предмету с тогдашним главнокомандующим в Грузии, и о затруднениях, какие ему встретились при исполнении сего дела, донесено им 12 августа 1824 года Синоду. Наконец, получив от Синода разрешение к введению в том крае устройства по делам духовным, согласно с предположениями владетеля Мингрелии, архиепископ Иона снова вошел в сношение с главнокомандовавшим. По собранным тогда сведениям, в Мингрелии находилось три епархии: 1) Чкондидская, состоявшая в управлении митрополита Чкондидского Виссариона (Дадиани), с кафедрою в Мартвили; в ней соборных и приходских церквей было 102, архимандритов 2 и монашествующих 17; 2) Цагерская, бывшая в управлении митрополита Иоанна, скончавшегося в исходе 1823 г.; в ней соборных и приходских церквей считалось до 70 и одна пустыня, под названием Саирме, с 28 монашествующими. 3) Чаишская, которою управлял епископ Григорий (Чиковани), скончавшийся в конце 1823 года; в ней монастырей не было; соборных церквей 1, приходских церквей около 60, монашествующих 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XIII в. в К. был воздвигнут храм во имя свт. Николая Мирликийского. На его стенах были изображены портреты ктиторов - царя Грузии Георгия III (1156-1184), его дочери царицы св. Тамары (1184-1207/13), ее сына царевича Георгия IV Лаши (царь Грузии в 1207/13-1222), а также мцигнобартухуцеси (первого везира) св. Тамары еп. Чкондидского Антона (Глонистависдзе) . Нек-рые ученые считают, что отсутствие фигуры католикоса-патриарха среди изображенных ктиторов указывает на стремление царского двора превратить юж. часть Шида-Картли в царский домен. На протяжении XIV-XV вв. этими землями, получившими название княжества Сацициано, владел княжеский род Панаскертели-Цицишвили. Основатель рода Заза также был изображен в ц. во имя свт. Николая. Монастырь стал усыпальницей князей Цицишвили (ПГП. 1970. Т. 3. С. 569). В центральной части ц. свт. Николая, около сев. столба, сохранилась могила Кайхосро Цицишвили († 1740) и надпись на надгробной плите ( Бочоридзе. 2011. С. 156). В XV в. в К. была выстроена малая зальная ц. во имя вмч. Георгия, в XVI-XVII вв. возведены крепостная стена и ворота с колокольней. В «Описании царства Грузинского» историка 1-й пол. XVIII в. Вахушти Багратиони К. упоминается как действующий мон-рь, его настоятель назван архимандритом (имя неизв.) (КЦ. 1973. Т. 4. С. 344). Во 2-й пол. XVIII в. княжество Сацициано сильно пострадало от набегов лезгинских племен. Российский путешественник нем. происхождения сер. XVIII в. И. А. Гюльденштедт писал, что в Сацициано «есть несколько сел, населенных грузинами, но это, скорее, разоренные села, и все это выглядит очень похоже на необитаемую пустыню» ( Гюльденштедт. 2002. С. 156). В документе 1770 г., составленном при дворе царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798) для российских резидентов, среди монастырей Картли и Кахети назван также «архимандритский монастырь Кинцивиси Николая Чудотворца, разоренный» ( Мачарадзе. 1988. С. 551). Груз. историк нач. XX в. Ф. Жордания упоминает Кинцвисскую икону свт. Николая, «великолепно писанную на камне».

http://pravenc.ru/text/1684674.html

Антоний Чкондидский, современник Тамары, воспитывался в Давид- Гареджийской пустыне, потом управлял Чкондидской епархией в Мингрелии и был на соборе, созванном в Мцхете по повелению царицы; провёл последние дни своей жизни в Шио-мгвимской обители, где и умер. Uakob I Шемокмедский, по фамилии Думбадзе, обучался в Трапезонде и в 1682 г. поставлен епископом Шемокмедской епархии, в Гурии, по благословению Имеретинского Католикоса Давида. С 1687 он начал путешествовать, посетил Запад, и в Риме был принят с большой честью Папой Иннокентием XII и кардиналами, которые убеждали его содействовать подчинению Гурии Западной Церкви и внести в неё латинизм. Но ничто не могло поколебать поборника православия, и Иаков согласился взять с собой в Имеретию только семь миссионеров, с письмами и подарками к царю и католикосу. К сожалению, приезд миссионеров имел опасные последствия: они всячески старались распространить своё учение. Иаков вступил с ними в борьбу, исходом которой было изгнание чужеземцев из пределов Имеретии. Под старость Иаков посетил Афон и Иерусалим, где и скончался. Его сочинения: «Слово», в стихах, о ложности Магометанской религии, написанное по просьбе царя Георгия XII (он же Шах-Наоз II, царствовал 1675–88). «Притча о семи таинствах Восточной Церкви», в стихах. В Гурийской Шемокмедской церкви находится икона Спасителя в богатой ризе, со следующей надписью: «Непреложный образ Спаса! спаси преосвященного Шемокмедского митрополита Иакова Думбадзе, пожертвовавшего многоценное...» Николай Руставский, из князей Черкезовых, умер в 1729 году. Написал канон в честь Св. Додо 15 и много проповедей, из которых ни одна не сохранились до наших времён. Николай Мровельский, Орбелиани, жил во время Вахтанга II и принимал деятельное участие в издании церковных книг; умер в 1725 г. Его сочинения: «О семи смертных грехах и семи главных, добродетелях»; «Пасхалия на 532 года», которая потом исправлена царем Вахтангом и сыном его Бакаром и приложена к Грузинской Библии , напечатанной в Москве в 1743 году 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1923 году за сопротивление властям в деле разрушения православных храмов отец Спиридон как «недостойный преподавательской деятельности» был уволен из Нокалакевской школы. С 1923 по 1927 годы преподавал в основанной им четырехклассной школе в селении Амткели в Абхазии, откуда также был изгнан за твердое исповедание христианской веры. С 1927 года отец Спиридон был вынужден сперва заниматься сельским хозяйством, а с 1929 по 1943 год работать чернорабочим в коммунально-строительной конторе при Сенакском райсовете. Архимандрит Шио (Дзидзава) В своей автобиографии он вспоминает, что за добросовестное исполнение порученных работ ему было разрешено иметь два выходных дня в неделю: субботу и воскресение, в которые он имел возможность на дому совершать церковные требы и богослужение для желающих, поскольку имел на это письменное разрешение от Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата (Цинцадзе), хотя официально еще не служил в храме. В 1943 года отец Спиридон был восстановлен в священническом служении Католикосом-Патриархом Каллистратом и по просьбе игумении обители на «Острове Архангелов» Фавсты (Шушания) и благословению митрополита Батумского и Чкондидского Ефрема (Сидамонидзе) был назначен священником в упомянутой обители, в которой служил до 1949 года. 22 марта 1951 года отец Спиридон был пострижен в монашество с именем Шио (в честь преподобного Шио Мгвимского). Постриг совершил настоятель Илорского монастыря и ученик преподобного Алексия (Шушания) архимандрит Иоаким (Шенгелая). Приняв монашество, иеромонах Шио был назначен служащим священником Теклатского женского монастыря. Однако на основании полевых исследовании с достоверностью можно утверждать, что в Теклатском монастыре он неофициально совершал богослужения приблизительно с начала 1940-х годов. В апреле 1954 года иеромонах Шио был возведен в сан игумена в храме святых Архангелов обители на «Острове Архангелов» в селении Менджи Сенакского района и оставлен служащим священником при Теклатском монастыре. В своем ходатайстве от 25 марта 1954 года на имя Католикоса-Патриарха Мелхиседека (Пхаладзе) о возведении иеромонаха Шио в сан игумена, митрополит Батумско-Шемокмедский и Чкондидский Ефрем (Сидамонидзе) приводит краткую биографическую справку об отце Шио. Отмечая, что  с 1913 года он служил священником храма великомученика Георгия в селении Уплискари, владыка далее подчеркивает, что до 1943 года иеромонах Шио «работал учителем и служил священником в разных местах Мингрелии». Это важное сведение может служить подтверждением того, что отец Шио незыблемо сохранил свое священническое достоинство в годы лихолетья и продолжал тайно совершать богослужение.

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

Встреча представителей российской и грузинской интеллигенции началась с совместной молитвы, которую возглавили архиепископ Ставропольский Феофан и митрополит Чкондидский Петр 16 декабря 2008 г. 20:02 Участники встречи представителей российской и грузинской общественности, которая прошла во вторник в Общественной палате РФ, намерены сформировать совместную комиссию по преодолению дипломатического разрыва между государствами и заняться решением конкретных задач: восстановлением транспортного сообщения, экономических и культурных связей, единого информационного пространства. Первая после августовских событий встреча представителей грузинской и российской интеллигенции началась с совместной молитвы архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана и иерарха Грузинской Церкви митрополита Чкондидского Петра. «Очень важно вести интенсивный диалог не только с российской общественностью, но и с правительственными структурами. Необходимо хотя бы восстановить воздушное и транспортное сообщение, если мы хотим и дальше общаться», — сказал на встрече глава грузинской делегации журналист Малхаз Гулашвили. Участники народной дипломатии способны решать совершенно конкретные задачи, отметил в свою очередь посол РФ в Грузии Вячеслав Коваленко, находящий в Москве после разрыва дипотношений между Москвой и Тбилиси. «Это вопросы экономической интеграции, экономических и бизнес-связей, культурного общения. Вот что должна нести народная дипломатия», — сказал он. Главный редактор тбилисской газеты «Свободная Грузия» Тато Ласхишвили отметил необходимость работы с общественным мнением обоих государств. «Именно общественное мнение в наших странах способно воздействовать на действия политиков», — сказал журналист, отметив необходимость воссоздания целостного информационного пространства и усиления роли русскоязычных средств массовой информации в Грузии. «Новую информационную политику с участием интересов национальных меньшинств, проживающих в наших государствах, должна взять на себя русскоязычная пресса», — считает Ласхишвили.

http://patriarchia.ru/db/text/510771.htm...

Никифор 24.10.1504 05.04.1546 Макарий (1553) 01.12.1552 08.03.1566 05.01.1569 05.01.1569 03.06.1577 Захария Ильяшович (Зенко-Ильяшевич) 11.07.1577 08.07.1585 09.10.1596 Дионисий Сбируйский (Збируйский) 14.01.1621 в/у Сильвестр (Симеон) Гулевич (Горлевич) Воютинский в/у Афанасий (Александр) кн. Пузина 18.08.1649 08.1650 08.1650 18.07.1905 14.05.1914 26.10.1907 14.03.1908 14.05.1914 10.12.1915 Анастасий Грибановский 21.04.1916 27.05.1917 11.01.1918 03.1918(4?) 03.1918(4?) 03.1918 04(17)04.1921 30.01(12.02)1922 21.01(03.02)1923 Хонская Основана в V в. (местопребывание – в местечке Хони, близ Кутаиси, Грузия). Архиепископия. Присоединена в 1814 г. В составе Грузинского Экзархата (см.). Упразднена в 1822 г. (присоединена к Имеретинской епархии). Именовалась: Хонская; Чконская; Чкоиндельская. 30.08.1814 16.07.1822 Антоний, кн. Дадиани Хорольская Основана ок. 1920 г. Именование – по г. Хорол (Полтавская область УССР). Полтавское викариатство. Упразднена в 1921 г. (?) 1920 (?) Варлаам Лазаренко Хотинская Основана 30.06(13.07)2006 определением Св. Синода Украинской автономной Православной Церкви от указанной даты. Черновицкое викариатство. 30.06(13.07)2006 18(31)07.2006 18(31)07.2006 Мелетий Егоренок Хустская Основана 16(29)07.1994 (выделена из Мукачевской епархии). Именование – по г. Хуст (Закарпатская область, Украина). Самостоятельная. Хустская и Виноградовская. 17(30)07.1994 23.10(05.11)1998 23.10(05.11)1998 09(22)11.1998 09(22)11.1998 13(26)07.2000 Агапит Бевцик 13(26)07.2000 Иоанн Сиопко Хутынская Основана в 1926 г. Местопребывание – в Спасо-Хутынском монастыре. Новгородское викариатство. Упразднена в 1932 г. 20.08(02.09)1926 18(31)05.1932 Алексий Симанский Цагерельская Митрополия. Местопребывание – в Цагерском монастыре (близ Кутаиси, Грузия). Присоединена в 1814 г. В составе Грузинского Экзархата (см.). Упразднена в 1823 г. (присоединена к Чкондидской епархии). Именовалась: Цагерельская; Цагерская. 30.08.1814 09.12.1822 Иоанн, кн. Дадиани Цаишская Местопребывание – в Цаишском монастыре (близ Зугдиди, Грузия).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в кн.: Скурат. ИППЦ. 1994. Т. 1. С. 55-59). На послание свт. Тихона спустя 1,5 года (5 авг. 1919) ответил Католикос-Патриарх Грузии Леонид (Окропиридзе) (послание 3949), указавший на незаконность и насильственность упразднения автокефалии ГПЦ в 1811 г. светской властью (Послание Святейшего Леонида, Католикоса-Патриарха всея Грузии, к Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси (5 авг. 1919 г.). Тифлис, 1920). Для руководства негруз. приходами 10 июля 1917 г. в Грузии был учрежден Кавказский Экзархат РПЦ, просуществовавший до 21 февр. 1920 г. (см. в ст. Грузинский Экзархат РПЦ ). Политическая обстановка 1917-1922 гг. осложняла развитие отношений ГПЦ с РПЦ и гражданской властью. 27 июня 1918 г. в патриаршей резиденции в Марткопском мон-ре был убит Католикос-Патриарх Кирион. 24 окт. 1918 г. Католикосом-Патриархом Грузии был избран Леонид (Окропиридзе). В результате этих событий было прекращено молитвенно-каноническое общение ГПЦ с РПЦ. Разрыв продолжался до 1943 г. Н.Т.-М. Грузинская Церковь в 1921-1941 гг. 25 февр. 1921 г. Красная Армия вошла в Тифлис и в Грузии была установлена советская власть. Сразу же по обвинению в агитации против советского правительства и в сокрытии гос. имущества был арестован митр. Кутаисско-Гаенатский сщмч. Назарий (Лежава) , 23 февр. вывезший все драгоценные предметы церковной утвари кафедральных соборов Светицховели и Тифлисского Сиони в Кутаиси. Суд приговорил митрополита к высшей мере наказания (расстрелу), однако впосл. приговор был заменен заключением с конфискацией личного имущества. Декретом 21 Ревкома Грузии от 15 апр. 1921 г. ГПЦ была лишена статуса юридического лица. К этому моменту в ГПЦ насчитывалось 1450 действующих церквей и 25 мон-рей, 1600 священнослужителей. 27 июля 1921 г. во время эпидемии умер Католикос-Патриарх Леонид (похоронен в тифлисском Сионском кафедральном соборе). Совет Католикосата предложил на пост Предстоятеля ГПЦ кандидатуру митр. Сухумско-Чкондидского сщмч. Амвросия (Хелая) . 15 сент. 1921 г. в Гелатском мон-ре состоялся III Церковный Собор, избравший митр.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Афанасий отправился в Мингрелию, Чилаев в Гурию. Ермолов дал им копии с отношений его к тамошним владетельным князьям, а экзарх – письма к архиереям. 7 Июня Афанасий прибыл в Мартвили. С ним был князь Григорий Церетель. Владетельный князь Мингрельский Дадиан сказал им, что готов содействовать им в исполнении поручения, но не ручается за народ и дворянство и боится даже за собственную жизнь. Афанасий сообщил об этом экзарху и писал, что, хотя князь указывает на сопротивление дворянства и простого народа, но, по его мнению, всё происходит от происков духовной власти и от превратных внушений только неблагонамеренных дворян. В Мингрелии на 200 с небольшим церквей было три епархии; первыми двумя Чкондидской и Цагерейской управляли митрополиты Виссарион и Иоанн – оба из владетельного мингрельского дома, дядья владетельного князя и между собой двоюродные братья; третьего, Чаишской – управлял престарелый архиепископ Григорий из рода князей Чикуанов. Епископы содержались ежегодной денежной податью со священников, диаконов и приходских домов по «марчилу», а также сбором за проступки и за разрешение вступления во 2-й и 3-й браки, в разных количествах, смотря по состоянию и обстоятельствам. Чкондидская епархия более других и доходы её могли бы быть значительные, но они истощались на угощение владетельного князя и его свиты и прочих дворян, которые, по давнему обычаю, все собираются у митрополита для совещаний об общественных делах. Чилаеву в Гурии князь сказал, что до времени не может исполнить его требования. Князья – однофамильцы его и прочие удельные князья из его подданных совершенно отказываются от повиновения ему, укрывают у себя воров и разбойников, захватывают у него разного пола людей и продают туркам и разным другим соседственным татарам, а те, обращая их в магометанство, перепродают во внутренние турецкие области. Когда он наказывает их за эти злодейства, они жалуются на него главнокомандующему в Грузии, а главнокомандующий делает ему замечания и даже подтверждает о воздержании от насилий. При таком обессилении его власти со стороны русского правительства, он, будто бы, просил Ермолова взять от него звание Гурийского владетеля и в Гурии ввести русское правительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010