Схиархимандрит Виталий погребен во дворе Александро-Невского храма, в Тбилиси 187 . 13 Католикос-Патриарх Христофор (Цицкишвили; 1873–1932). После окончания в 1893 г. Тифлисской Духовной семинарии принял сан священника и служил на приходе, затем – исполнял должность законоучителя Тифлисской мужской гимназии. В 1918 г. посещал историко-филологический факультет Тифлисского университета. В 1921 г. без пострижения в монашество был хиротонисан во епископа Урбнисского. С 1927 по 1932 г. являлся Предстоятелем Грузинской Православной Церкви. 14 Святой Католикос-Патриарх Амвросий (Хелая; 1861–1927). Закончив в 1885 г. Тифлисскую Духовную семинарию, служил священником в Грузии. Затем поступил в Казанскую Духовную Академию (окончил в 1901 г.); на третьем курсе ее принял монашеский постриг. Впоследствии служил как в Грузии, так и в России. В октябре 1917 г. был хиротонисан во епископа Чкондидского. С 1921 г. – Католикос-Патриарх всея Грузии. В 1926 г., под давлением атеистического правительства, был устранен от дел управления. Причислен Грузинской Церковью к лику святых как исповедник. 15 Святой Католикос-Патриарх Кирион III (Садзаглишвили; 1854–1918) родился в семье священника. По окончании Тифлисской Духовной семинарии и Киевской Духовной Академии (1880 г.) некоторое время занимал должность помощника инспектора Одесской Духовной семинарии; затем работал преподавателем Кутаисского и Тифлисского Духовных училищ. В 1896 г. принял монашеский постриг и два года спустя был хиротонисан во епископа Алавердского. В дальнейшем служение проходил в различных епархиях Грузии и России. С 1915 г. епископ Полоцкий и Витебский. В августе 1917 г., согласно собственному прошению, от управления епархией был уволен и возвратился в Грузию. С сентября того же года – Католикос-Патриарх всея Грузии. В 1918 г. был зверски убит в Марткопском монастыре. Грузинская Церковь канонизировала его как священномученика. Оставил после себя ряд научных трудов, посвященных исследованию истории Церкви. 182 См.: У «пещер, Богом зданных». Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ века. М., 1999. С. 438.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь. Монастыри КИНЦВИСИ муж. мон-рь во имя свт. Николая Мирликийского (XII-XIII вв.) Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви КЛАРДЖЕТСКАЯ ПУСТЫНЬ (Двенадцать пустыней Кларджети) комплекс древних мон-рей, большинство из которых были основаны прп. Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и его учениками ЛАГОДЕХИ монастырь во имя вмц. Варвары (2000) - см. в ст. Некресско-Эретская епархия Грузинской Православной Церкви ЛОМИСИ наименование посвященных вмч. Георгию мон-ря и неск. церквей в горной части Вост. Грузии, входящих в юрисдикцию Цилканско-Душетской епархии ГПЦ МАНГЛИСИ мон-рь (не позже XVII в.), кафедра древней Манглисской епархии (ныне Манглисско-Тетрицкаройской) Грузинской Православной Церкви МАРТВИЛИ (Чкондиди), муж. монастырь с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (VII в. с переделками X в.), резиденция архиерея Чкондидской епархии МАРТКОПИ [Гвтаеба - Спасский], муж. мон-рь во имя Спасителя Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), один из древнейших в Грузии МАТАНИ (Цхракара), исторический монастырь (до XVII в.) Алавердской епархии Грузинской Православной Церкви МГВИМЕВИ жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (в XIX - нач. XX в.- во имя Спасителя) Сачхерско-Чиатурской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник культурного наследия Грузии МИДЗНАДЗОРИ муж. мон-рь во имя святых апостолов Петра и Павла (IX-XVI вв.) Анчийской (до XV в.) и Тбетской (нач. XV-XVI в.) епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) МОКВИ монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - ок. 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) МОКВСКАЯ ЕПАРХИЯ Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (X-XI вв.; XV - кон. XVII-XVIII в.) и Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (XI-XV вв.) Грузинской Православной Церкви с кафедрой в мон-ре Мокви МОЦАМЕТА муж. монастырь (XI в.-1923, с 1954) в честь Благовещения Пресв. Богородицы Ткибульско-Терджольской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121454_2.html

С именем Давида IV Строителя (1089-1125) связан заключительный период объединения Грузии - при нем был окончательно ликвидирован Тбилисский эмират, а столица гос-ва перенесена из Кутаиси в Тбилиси. Параллельно происходило и церковное объединение: католикос Мцхетский распространил свою духовную власть на всю Грузию, в т. ч. и на Абхазскую Церковь, в результате чего получил титул католикоса-патриарха всей Грузии, а территория Зап. Грузии вошла в состав единого Мцхетского Патриархата. Вопрос о точной дате возникновения А. К. остается спорным. Исходя из отсутствия упоминаний в нотициях К-польского Патриархата Лазской митрополии, а также Абазгийской и Фасисской архиепископий на рубеже IX - X вв., М. Лордкипанидзе, П. Ингороква и Б. Ломинадзе склонны считать IX в. временем возникновения А. К. Другой т. зр. придерживаются К. Кекелидзе и З. Анчабадзе, относя дату возникновения А. К. к X в. Первый раз А. К. упоминается в 1290 г. в грамоте царя Давида VI, первое же упоминание Абхазского Католикоса относится к XI в. и содержится в Картлис Цховреба , где сообщается, что в освящении храма Баграта в Кутаиси принимали участие «два католикоса» - Мцхетский и Бичвинтский, т. е. Абхазский. Тот факт, что А. К. не упоминается в источниках ранее кон. XIII в., а Абхазский католикос не назван среди западногруз. иерархов (епископов Чкондидского и Кутаисского), принимающих участие в коронации царей Грузии в XI-XII вв., дает основание полагать, что сан Западногрузинского католикоса носил скорее титулярный характер. Образование А. К. логичнее было бы отнести к сер. XIII в., когда в результате покорения монголами Грузии единое Грузинское гос-во распалось на два царства - вост. во главе с царем Давидом Улу (сыном блгв. царя Георгия IV Лаша) и зап. с царем Давидом V Нарином (сыном царицы Русудан), что неизбежно повлекло за собой и разделение Церкви. Интересна точка зрения Н. Бердзенишвили, к-рый полагает, что со 2-й пол. XI в. до 2-й пол. XIII в. А. К. временно не существовал, а в XIII в. был вновь восстановлен.

http://pravenc.ru/text/62536.html

За смертью преосвященных двух последних епархий – митрополита Иоанна и епископа Григория, епархии их были присоединены к Чкондидской, коею управлял вышеозначенный митрополит Виссарион Чкондидели, происходивший из рода владетельных мингрельских князей и которая 23 июня 1829 года переименована в Мингрельскую, с кафедрою в мартвильском Успенском соборе, построенном в 1015 году. После смерти Виссариона в 1828 году, Мингрельскою епархией управляли следующие архипастыри: 1) митрополит Давид (князь Церетели), из митрополитов Ниноцминдских, с 30 мая 1829 года, уволен 8 июня 1834 года, а 7 августа 1843 года вновь назначен митрополитом Имеретинским. 2) Епископ Георгий (Кухалашвили), хиротонисанный из архимандритов Саирмского монастыря 19 мая 1835 года, скончался 2 апреля 1842 года. 3) Антоний (князь Дадиани), хиротонисанный из архимандритов Цагерского монастыря 14 февраля 1843 года, умер 9 декабря 1852 года. 4) Захарий (князь Дгебуадзе), хиротонисанный из архимандритов Цаишского монастыря 4 октября 1854 года. 5) Феофан (Габуния), хиротонисанный из архимандритов Гелатского монастыря 8 сентября 1854 года, скончался 1 июня 1859 года. 6) Геронтий (Папиташвили), из епископов Абхазских, с 16 апреля 1859 года; с 19 мая 1862 года епископ Горийский. 7) Виссарион (князь Чичуа), хиротонисанный из архимандритов Хобского монастыря 1 января 1863 года, умер 13 января 1865 года. 8) Тарами (Тариели Элиава), хиротонисанный из архимандритов Цагерского монастыря 30 августа 1865 г., скончался 4 января 1871 года. Затем, по высочайше утвержденному 16 мая 1874 года докладу Святейшего Синода, вследствие присоединения Мингрельского владения к Кутаисской губернии и незначительности его населения, самостоятельная архиерейская кафедра в Мингрелии упразднена и присоединена к Имеретинской кафедре и в то же время при последней учреждено викариатство с присвоением викарию наименования епископа Мингрельского и с назначением ему местопребывания в архиерейском помещении при мингрельском Успенском соборе. На содержание его назначено по 1500 р. в год из сумм мингрельского церковного казначейства, отпускавшихся раньше Мингрельскому преосвященному, а также предоставлено викарию пользоваться доходами с угодий, принадлежавших мингрельскому архиерейскому дому 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Иоанн (Иосселиани), хиротонисанный из архимандритов Гелатского монастыря 11 октября 1853 г.; уволен 19 августа 1858 года на покой в тот же монастырь, где и умер в 1871 году. 3) Гавриил (Туские), хиротонисанный из архимандритов Удабно-иоанно-крестительской пустыни 25 марта 1859 года, уволен на покой 1 августа 1881 г., в каковом году 11 сентября и умер. В 1878 году епархия эта значительно расширилась чрез присоединение к ней новых областей, отошедших к России от Турции по Берлинскому трактату и подчинявшихся в церковном отношении Трапезундскому митрополиту. 12 июня 1885 года Гурийская епархия соединена с Мингрельскою под наименованием Гурийско-мингрельской, причем тогда же высочайше утверждены штаты Гурийско-мингрельского управления, остающиеся в силе и в настоящее время 69 . Первым епископом вновь образовавшейся епархии был преосвященный Григорий (князь Дадиани), хиротонисанный из архимандритов Давидгареджийской пустыни 25 марта 1886 года с кафедрою в Поти, (Александро-Невский собор) и в Мартвили (Успенский собор). За назначением епископа Григория, в силу высочайше утвержденного в 20 день марта 1898 г. всеподданнейшего доклада Святейшего Правительствующего Синода, членом Московской Святейшего Синода Конторы, Гурийско-мингрельская епархия вверена преосвященному Александру, бывшему до того епископом Горийским, первым викарием Грузинским, каковым она управляется и в настоящее время. Абхазия присоединена к России в 1810 году. Начало православной иерархии в этой области восходит к первым векам христианства, так как известно, например, что епископ Севастопольский, или Никопсийский, присутствовал на IV вселенском, Халкидонском соборе, в 451 году, а св. мученик Ипатий, епископ Гагрский, даже на Первом Вселенском Соборе (в 325 г.). Затем она прекратилась и вновь возникла в 536 году, когда в древней Никопсии (Анакопии) или Пицунде образована была епископская кафедра, в скорости возвышенная на степень архиепископии, с подчинением её Константинопольскому патриарху. Около 840 года Бичвинские или Никопсийские архиепископы приняли название Бичвинских и Абхазских, усвоив себе с 1050 года до некоторой степени права автокефалии. В 1390 году, по разделении Грузинского царства, Бичвинские архиепископы провозгласили себя автокефальными, каковыми и признаны были Константинопольским и остальными восточными патриархами. В 1795 году Абхазия, по прекращении Абхазо-имеретинского католикосата, присоединена к митрополии Цагерской, а потом Чкондидской, которой и подчинялась в церковном отношении до 30 апреля 1851 г., когда древняя епархия была восстановлена под именем Абхазской епископии. 70

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре отец Амвросий присоединился к Тбилисскому Синодальному совету и был поставлен игуменом тбилисского Преображенского монастыря. Но в 1908 году был обвинен в причастности к убийству экзарха Никона и лишен права служения. Обвинение постановило выслать его в рязанский Свято-Троицкий монастырь, где он находился под строгим надзором более года. В 1910 году отец Амвросий был оправдан и разрешен в служении. В 1917 году отец Амвросий вернулся в Грузию и продолжил хлопоты по предоставлению автокефалии Грузинской Православной Церкви. Через несколько месяцев была провозглашена автокефалия. Отец Амвросий был хиротонисан в митрополита Чкондидского, а позже переведен на Цхум-Абхазскую кафедру. В 1921 году митрополит Амвросий был избран Католикосом-Патриархом всей Грузии. Вскоре после его избрания советское правительство начало гонения на Церковь. Более 1200 церквей были разорены, превращены в мирские здания или разрушены. Множество клириков было арестовано, сослано, многие потом были расстреляны. 22 февраля 1922 года католикос-патриарх Амвросий, верховный пастырь и духовный отец нации, обратился с меморандумом к участникам Генуэзской конференции, в котором он защищал права Грузинской Церкви и грузинского народа. Каждое слово его послания было проникнуто беспокойством за судьбу не только его отечества, но и всего человечества. Он убеждал своих адресатов, что нация и правительство, оторванные от христианских ценностей, не имеют будущего. Выступление с таким меморандумом при большевистском режиме было беспрецедентным. Святой Амвросий был арестован. Но, несмотря ни на что, он продолжал критиковать власти за попустительство актам святотатства, несправедливости и преступлениям. На одном из допросов святитель отвечал: «Исповедание веры – это духовная потребность любой нации, преследования лишь усиливают эту потребность. Будучи притесняемой, вера углубляется, усиливается и распространяется с новой энергией. Грузия не является исключением из этого универсального закона». Своим мучителям он сказал: «Моя душа принадлежит Богу, мое сердце – Родине, а с телом же моим можете делать все, что хотите». Суд осудил католикоса-патриарха Амвросия на 7 лет, 9 месяцев и 28 дней тюрьмы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Культ императора Ираклия у грузинского автора в известном смысле обусловлен тем, что это был последний крупный деятель на константинопольском престоле предиконоборческого периода. Автор " Мученичества Давида и Константина " - ревностный иконопочитатель - postfactum считает себя борцом за его идеалы. Он с почтением цитирует выдающегося борца за иконы Иоанна Дамаскина и с ненавистью относится к памяти первого императора-иконоборца Льва III Исавра (717-741) и т. д. Автор " Мученичества Давида и Константина " нередко обращается к ветхозаветным образам и мотивам. Образы своих героев и их врагов вызывают у него ассоциации с единоборством библейских персонажей Давида и Голиафа. Сюда же относится и метафорически использованный образ библейского Ахитофела, умного, но неудачливого советника мятежного сына Давида [II Цap.XV-XVII]. В этой связи может вызвать особый интерес и название епископата Чкондиди, которое автор не преминул перевести с мегрельского как " Большой Дуб " . Название Чкондидского епископата в местности Мартвили (Западная Грузия), основанного еще правителем Абхазского царства Георгием II (922-957), знаменитым не только на Кавказе, но и в самой Византии, на наш взгляд, связано не с растительным миром самой местности Мартвили. Вопрос культурно-идеологически более сложный и может восходить к библейским (ветхозаветным) традициям в истории организации Грузинской церкви. В названии этого епископата, в частности, отразился зафиксированный в Библии обычай обозначать названием дуба особо почитаемые местности [Быm.XII,6; Bmop.XI,30. Вообще сакрализация дуба, который по библейской традиции занимал основное место в верованиях древних евреев, как известно, широко распространенный в языческом мире обычай (см.Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.. 1986. С. 354 и сл.)] . В горной части Восточной Грузии, где сохранились наиболее архаические черты народных религиозных верований, главный персонаж в пантеоне грузинских святых - Георгий Победоносец-известен как " Мухис Гиорги " - " Георгий (Большого) Дуба " [Бардавелидзе В.В. Древнейшие религиозные верования и обрядовое графическое искусство грузинских племен. Тбилиси, 1957. С. 7] , в чем следует видеть отражение ветхозаветного влияния.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Чкондидского Стефана (Сананоисдзе), Эзры, Иоанна Конкосисдзе, Курдана, Василия Ханцтели. Мн. песнопения этих авторов впосл. будут включены в груз. афонские редакции литургических книг, благодаря чему уцелеют; несмотря на то что немало таких песнопений известно только по позднейшим Минеям, Триодям и Октоихам, их все равно следует считать материалом созданных в пределах Грузии редакций нового Иадгари X в. Особое значение новый Иадгари имеет для исследования истории развития Ирмология (см.: Метревели. 1971; Кикнадзе. 1982; см. также статьи Ирмологий , Ирмос , Канон ). С XI в., когда ГПЦ перешла на к-польскую традицию, Иадгари как литургический сборник вышел из употребления; тем не менее значительная часть собранных в новом Иадгари песнопений перешла в состав Миней (груз. ), Постной и Цветной Триодей (груз. и ), Октоиха (груз. ) и в них продолжила существование. Подробнее см. статьи Иадгари , Тропологий . Л. Хевсуриани XI-XVI вв. Рубеж X и XI вв. ознаменовал начало нового этапа в богослужении ГПЦ - периода следования к-польской традиции. Важнейшую роль в смене традиций сыграла деятельность груз. монахов на Афоне. I. Переводы прп. Евфимия Святогорца . Первые шаги по византинизации груз. богослужения были сделаны прп. Евфимием Святогорцем (Мтацминдели). На рубеже X и XI вв. он перевел для афонского Иверского мон-ря Малый годичный Синаксарь (фрагментарная ркп. Кекел. А 648, 1030 г. (как явствует из этого списка, изготовленного для Захарии Валашкертского, Малый Синаксарь получил распространение и за пределами Афона); подробное описание см.: Кекелидзе. Иерусалимский канонарь... С. 297-321). В основе перевода прп. Евфимия лежали к-польские литургический и агиографический Синаксари. Синаксарь прп. Евфимия состоит из месяцесловной (не на каждый день года) и триодной частей с описанием богослужения этих дней и соответствующими житиями святых, в конце же прилагаются статьи общелитургического содержания. Из числа особенностей Синаксаря можно отметить помещение триодной части внутрь месяцесловной, между мартом и апрелем, как в древних иерусалимских памятниках, а не отдельно от месяцесловной, как во всех послеиконоборческих к-польских памятниках.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Настоятеля собора в Салхино обвинили в мятеже против Церкви и лишили сана 01.06.2021 Митрополит Чкондидской епархии Грузинской Православной Церкви Стефан (Калаиджишвили) обвинил настоятеля кафедрального собора Рождества Богородицы в селе Салхино Мартвильского муниципалитета игумена Даниила (Гвилаву) в мятеже против Церкви и лишил его сана, сообщает «Эхо Кавказа». О причинах наказания митрополит рассказал во время воскресной проповеди в Салхино. По его словам митрополита, игумен «бесцеремонно обвинял» католикоса-патриарха Илию II и участвовал в «мятеже» против Грузинской патриархии . «Когда настоятель прихода бесцеремонно обвиняет патриарха, не следует кричать об этом по телевидению, ходить туда с обвинениями. Обвинения звучат каждую минуту, это маскируется под свободу слова. Когда ты священник, от тебя требуется больше ответственности», – сказал митрополит Стефан, добавив, что в Церкви существуют три степени священства – епископ, священник и диакон, и они должны взаимодействовать друг с другом. Сам лишенный сана игумен Даниил (Гвилава) заявил, что не согласен с решением архиерея и уже его обжаловал. По его мнению, митрополит Стефан не имел на это канонического права. Одновременно Гвилава в очередной раз подверг священноначалие критике, заявив, что в Грузинской Церкви действует «папизм и коммунистическое правление». Напомним, ситуация в Чкондидской епархии ГПЦ на протяжении двух лет остается напряженной. После запрета в служении предыдущего митрополита Чкондидского Петра (Цаавы) (в октябре 2019 года) в епархии осталось много его сторонников, которые открыто выступают против новоназначенного архиерея. Новый виток противостояния начался весной 2021 года, когда сторонники Цаавы несколько раз пытались помешать митрополиту Стефану провести службу в кафедральном соборе в Салхино. Apsny.ge / Credo.press / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 01.06.2021 22:50:11

http://drevo-info.ru/news/26909.html

Наличие среди них имени Моквского архиерея свидетельствует о его высоком положении в церковной иерархии Грузии того времени (Грамота о цене крови царя Грузии Александра I Топуридзе, 1413-1444// Такаишвили. Древности. 1909. Т. 2. С. 37; Грамота о цене крови «провинциального царя» Баграта Туласдзе, 1446// Какабадзе. 1913. С. 5; Грамота о цене крови царя Давида азнауру Магнарадзе, 1486-1488// Какабадзе. 1924. С. 21; Грамота о цене крови царя Имерети Баграта азнауру Каландадзе, 1544-1545//Там же. С. 36-37; Грамота о цене крови царя Имерети Ростома азнауру Ткавадзе, 1601//Там же. С. 38-39; Грамота о цене крови «провинциального царя» Имерети Вахтанга Горгасали азнауру Гуралидзе, 1432//Там же. С. 61). В 2 случаях моквели названы по именам - это Роман (нач. XV в.) и Савва (кон. XV в.) ( Такаишвили. Древности. 1909. Т. 2. С. 37; Какабадзе. 1924. С. 21). В грамоте Вахтанга Горгасали упомянут «драндел-моквели» (т. е. Драндско-Моквский архиерей), что, возможно, указывает на временное слияние 2 епархий ( Какабадзе. 1924. С. 61). Аналогичные случаи засвидетельствованы и в позднее время: в 1-й трети XVI в. известен Илия, архиеп. Моквский и Драндский ( Жордания. 1902. С. 4; Хорава. 1998. С. 50). После политического дробления единого груз. царства и последовавшего за этим отделения Абхазского Католикосата от Мцхетского М. е. вновь перешла под прямую юрисдикцию Абхазских католикосов (кон. XV в.). Моквели, как и других архиереев княжества Одиши (Самегрело), из числа монашествующих назначал мегрельский мтавар (владетельный князь) Дадиани (Джузеппе Джудиче. 1964. С. 93). В описаниях иностранных авторов XVII в. моквели упомянут то на 2-м (после Драндского и перед Бедийским: Арканджело Ламберти. 1938. С. 120; после Чкондидского перед Бедийским: Павел Алеппский. 1973. С. 71), то на 5-м (после Бедийского и перед Драндским: Макарий Антиохийский. 1982. С. 113) месте среди Одишских епископов. Арканджело Ламберти и Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим (1647-1672) явно следуют географическому принципу (перечисляют епархии с запада на восток или наоборот).

http://pravenc.ru/text/2564016.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010