Мон-рь Гелати. Фотография. Кон. XIX в. Мон-рь Гелати. Фотография. Кон. XIX в. В X в. появляется новый тип переводчика - мехели, постигшего «науку о тропарях» - дасдеблис мецниереба. Задачей мехели было перевести на груз. язык образцы ранневизант. литургической поэзии, сохраняя их ритмическую канву, и приспособить оригинальный напев - кило - к тексту перевода. Среди невмированных рукописей этого периода выделяется сборник Микаела Модрекили - невмированный Годовой Иадгари (Кекел. S 425), составленный в 977-988 гг. в мон-ре Шатберди. В нем собраны и систематизированы песнопения периода новой редакции (оригинальные и переводы). Судя по Иадгари, к этому времени грузины уже сочиняли собственные тексты ирмосов (дзлиспири) и предположительно напевы (кило) для них. Особое значение имело соблюдение при переводе точного количества слогов в строке и сохранение ладово-мелодических особенностей гласа. В одном из завещаний Микаел Модрекили писал, что «собрал эти песнопения Святого Воскресения, которые нашел на языке грузинском мехури (т. е. гласовые.- М. А.), греческие и грузинские (т. е. греч. и груз. авторов.- М. А.), полные по всему уставу по правилу церковному... с чистотою гласа и с безошибочностью знаков» (Кекел. S 425. С. 524). В сборник наряду с гимнами Микаела Модрекили включены песнопения Иоанна Минчхи, еп. Иоанна Мтбевари, еп. Чкондидского Стефана (Сананоисдзе), Эзры, Курданая, Иоанна Конкозисдзе, Георгия Мерчуле и нек-рых анонимных груз. авторов. Визант. гимнография представлена произведениями преподобных Иоанна Дамаскина, Космы Маюмского, Андрея Критского и др. авторов. В XI в. очагом груз. христ. лит-ры и духовной музыки являлся Иверский мон-рь на Афоне. С именами основателей афонской школы преподобных Евфимия и Георгия Святогорцев (Мтацминдели) связан новый этап в истории гимнографии на груз. языке. Ими были выработаны новые принципы перевода, позволившие с максимальной точностью приблизиться к оригиналу. Преподобные Евфимий и Георгий перевели с греч. важнейшие гимнографические сборники, в частности Ирмологии, сложившиеся в Х в. В Иверском мон-ре на смену Годовым Иадгари приходят Минеи (Ттуени). В Минее Георгия Святогорца собраны песнопения святым разных авторов. Столь полной Минеи к тому времени не существовало даже на греч. языке. Георгий Святогорец наряду с переводами сам сочинял песнопения (как тексты, так и напевы, см.: Иоанн Батонишвили. Хумарсцавла. Т. 2. С. 524), ему же принадлежит наиболее раннее указание о применении груз. напева - аваджи (Ath. Iver. georg. 45. Fol. 249v, до 1065 г.).

http://pravenc.ru/text/168199.html

de la G., I, 370). Он же, судя по надписи на башне при Убисской церкви в Шоропанском уезде, осмотренной во время этого путешествия, является, под годом 1141, при сыне Давиде Возобновителя Димитрия (1125–1154), строителем означенной Убисской церкви 7 . Чкондидели названы так от Чкондидского храма, ныне Мартвили, который был основан в одно время вместе с его епископскою кафедрою при абхазском царе Георгии II, умершем в 955 г. (Н. de la G., I, 278; II, I livr., 641), и с того времени они, при династии абхазо-карталинских царей, постоянно занимали самый высший пост после католикоса. Чкондидели именуется в письменных памятниках Грузии главою письмоводителей, первым докладчиком царя и ходатаем за вдов и сирот. Кроме того, Чкондидели Антоний, как показывает один акт Шио-Мгвимской пустыни за время царицы Тамары, титулуется протипертимосом; daprès Ducange, говорит покойный Броссе, περτμος etant un titre des métropolites, on voit par l que ce titulaire de Dchgondid ètait regardé comme le premier métropolites géorgines (Voyage archéol. I. Rapp., 45). 11. Ацхурская Икона Божией Матери в Гелати 3 . Икона Божией Матери, называемая Ацхурская, живописная, с Младенцем на левой руке, по образу Богородицы Одигитрии, в серебряном, чеканном и позолоченном окладе, нового письма и нового устроения, заключена в большой складень, с двумя покрывающими створками, в типе и манере иконы Анчисхатской (см. ниже). Вышина складня 1 м. 48 см, ширина 1,42 м. и среднее тябло в ширину 0,72. Складень крыт серебром и весь чеканен, но в разное время, а именно, судя по одной грузинской надписи, при имеретинском царе Георгии III (1605–1639), по другой, украшен серебряным окладом при царе Соломоне I (†1780) в 1774 году 8 . Но эта позднейшая часть складня есть только среднее тябло (кроме щипца), надпись на левой стороне и ниже изображение Богородицы с предстоящими и надписью внизу на правой створке. Напротив того, мелкие сцены на створках древнее всей остальной иконы и носят на себе характер лучшего времени, не позже XIV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Давид (Качахидзе) Давид (Качахидзе Евфимий Окропирович), митр. Батумо-Шемокмедский. Родился 15 окт. 1872 года в семье протоиерея Имеретинской епархии. Окончил Казанскую духовную академию в 1899 году со степенью кандидата богословия. 25 окт. 1897 г. будучи студентом третьего курса, принял монашеский постриг с наречением имени Давид. 21 ноября 1897 г. рукоположен в иеродиакона. 08 мая 1898 г. рукоположен в иеромонаха. 26 авг. 1899 г. назначен инспектором школ С-ва восстановления православного христианства на Кавказе. 10 ноября 1900 г. – преподаватель грузинского языка в Телавском духовном училище. 10 марта 1902 г. – помощник смотрителя Мингрельского духовного училища в Ново-Сенаках. 20 окт. 1903 г. – смотритель Соликамского духовного училища (Пермской епархии). 25 ноября 1903 г. перемещён на ту же должность в Полоцкое духовное училище Витебской епархии. 14 мая 1905 г. назначен ректором Витебской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 25 авг. 1906 г. – ректор Донской духовной семинарии в Новочеркасске. 04 ноября 1907 г. хиротонисан во епископа Алавердского, вик. Грузинской епархии. 17 апреля 1912 г. – епископ Пятигорский, вик. Владикавказской епархии. 14 февр. 1914 г. – епископ Винницкий, вик. Подольской епархии. 1 окт. 1917 г. – епископ Урбнисский Грузинской автокефальной церкви. 23 ноября 1921 г. поручено ему управление Чкондидско-Шемокмедской епархией, а 29 апреля 1922 г. утверждён на Чкондидской кафедре. 9 марта 1924 г. – епископ Алавердский. 1 ноября 1924 г. ему поручено управление Кутаисско-Гаенатской епархией. По постановлению Католикосского Совета от 3 ноября 1926 г. перемещён на Ацкурскую кафедру с поручением ему временного управления Урбнисской епархией. По постановлению временного управления Грузинской Церкви от 3 янв. 1927 года оставлен на Кутаисско-Гаенатской кафедре с возведением в сан митрополита. По указу 12 Собора Грузинской Церкви от 27 июня 1927 г. назначен местоблюстителем Патриаршего престола всея Грузии. По постановлению Католикосского Синода от 6 июня 1930 года перемещён на Батумо-Шемокиедскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архитектурно-конструктивные части в интерьере храма украшены аниконической росписью кон. VII в. Рисунок выполнен по неокрашенной фактуре облицовочного камня. В конхах апсид, софитах окон и дверей роспись имитирует кладку; в больших тромпах - веерообразный рисунок, в конхах трехчетвертных ниш - лучистые солнцеобразные фигуры. Доминантой аниконической росписи является большой красный крест в своде купола, символизирующий Христа Спасителя. На подкупольных выступах и архитравах угловых помещений изображены 12 процветших крестов, исполненных красной и белой красками, символизирующих 12 апостолов. Кресты нанесены на известковую штукатурку, к-рой была покрыта нижняя часть стен в интерьере вскоре после завершения строительства храма. На штукатурке сохранились многочисленные граффити. Явление во сне прав. Иосифу ангела. Роспись Атени Сиони. 90-е гг. XI в. Явление во сне прав. Иосифу ангела. Роспись Атени Сиони. 90-е гг. XI в. В 90-х гг. XI в. стены А. С. были полностью покрыты живописью в технике секко. В тромпах изображены персонификации райских рек: Нила, Фисона, Тигра и Евфрата в виде юношей античного типа, возлежащих в волнах. В конхе алтарной апсиды - Богоматерь «Никопея» с Младенцем Христом, по сторонам архангелы Михаил и Гавриил. Ниже представлены апостолы в молитвенных позах, обращенные к кресту, на стенах вимы композиция «Евхаристия». В нижнем регистре фронтально изображены монументальные фигуры святителей (Власия, Григория Богослова, Василия Великого, Афанасия Александрийского и др.), в проеме центрального окна - столпники Симеон Алеппский и Симеон Дивногорец, на выступах апсид - архидиак. Стефан Первомученик и св. Роман Сладкопевец. В своде вимы представлен медальон с погрудным образом Христа Пантократора, по обе его стороны фигуры пророков и св. Иоанна Предтечи в рост. В юж. апсиде располагаются сцены из апокрифического жития Пресв. Богородицы (14 сцен); в сев.- праздничный цикл (11 сцен); в зап.- композиция «Страшный Суд». В алтарной апсиде также представлены ктиторские изображения царя Давида IV Строителя и царского мцигнобартухуцеси (канцлера) еп. Чкондидского Георгия в предстоянии Спасителю, образ к-рого вписан в сегмент неба, царей Баграта IV и Георгия II, царицы Исдухт и феодала Сумбата, сына Ашота, обращенные к Богородице, представленной в сегменте неба. Изображение Сумбата из кларджетской ветви рода Багратиони, исконных владетелей Атени, вместо клдекарских эриставов из рода Багваши,- дополнительное свидетельство перемен, происшедших в стране в начале царствования Давида IV, к-рый в 1093-1094 гг. взял в плен и выслал из страны Липарита Багваши. Роспись выполнена вскоре после этого события артелью живописцев.

http://pravenc.ru/text/76764.html

Служение проходил в различных местах Грузии и России. В 1915 году стал епископом Полоцким и Витебским. В августе 1917 года по собственному прошению был уволен от дел управления епархией и вернулся в Грузию, где в сентябре был избран Католикосом Грузии. 1 октября 1917 года состоялась интронизация. Скончался в июне 1918 года. Оставил о себе добрую память многими церковно-историческими трудами, посвященными исследованию истории Грузинской Церкви. 2. Преемником Католикоса-Патриарха Кириона в октябре1918 года был избран епископ Гурийско-Мингрельский Леонид(Окропиридзе) (f!921). Он родился в 1861 году недалеко от Тифлиса в благочестивой христианской семье. Во время учебы в Киевской Духовной Академии (окончил в 1888 г.) принял монашество и был рукоположен во иеромонаха. После окончания Академии был назначен инспектором училищ «Общества восстановления православного христианства на Кавказе», а затем занимал различные церковные посты в Грузии до 1898 года, когда был хиротонисан во епископа Горийского. В 1908 году стал епископом Гурийско-Мингрельским. В марте 1917 года в качестве местоблюстителя Католикоса возглавил Временное Управление Грузинской Церкви до избрания Католикоса Кириона. Патриарх-Католикос Леонид известен православным грузинам как публицист и миссионер. 3.Третьим Католикосом-Патриархом Грузии с добавлением к титулу «архиепископ Мцхетский и Тифлисский» был Амвросий(Хелая). Родился в 1861 году. После окончания Тифлисской Духовной Семинарии (1885) служил священником в Грузии, а в1901 году окончил Казанскую Духовную Академию. Будучи студентом третьего курса Академии, принял монашество. Служение Церкви проходил как в Грузии, так и в России. Во епископа Чкондидского хиротонисан в октябре 1917 года. Став в 1921 году Католикосом, Амвросий занял недоброжелательную позицию как поотношению к русским приходам в Грузии, так и вообще к русским. Это вызвало недовольство иначе настроенного духовенства, и в1926 году на совещании духовенства и мирян в Кутаиси Католикос Амвросий был устранен от дел управления, хотя имя его и продолжали поминать в храмах.

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) МАРТВИЛИ (Чкондиди), муж. монастырь с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (VII в. с переделками X в.), резиденция архиерея Чкондидской епархии МАРТКОПИ [Гвтаеба - Спасский], муж. мон-рь во имя Спасителя Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), один из древнейших в Грузии МАТАНИ (Цхракара), исторический монастырь (до XVII в.) Алавердской епархии Грузинской Православной Церкви МАТЕЙЧЕ [Матеич, Богородица Црногорская], бывш. муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Скопской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви МАТКА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Скопской епархии непризнанной непризнанной правосл. миром Македонской Православной Церкви МАТФЕЙ (Семашко Константин Иосифович; 1894 -1985), архиеп. Аспендский, викарий Фиатирской архиепископии, глава Польской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриархата МАХЕРАССКИЙ МОНАСТЫРЬ действующий, мужской, ставропигиальный и императорский, общежительный, принадлежит Кипрской Православной Церкви МГВИМЕВИ жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (в XIX - нач. XX в.- во имя Спасителя) Сачхерско-Чиатурской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник культурного наследия Грузии МЕГА-СПИЛЕО мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, муж., общежительный; принадлежит Калавритской и Эйялийской митрополии Элладской Православной Церкви МЕКСИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ Православной Церкви в Америке (с 14 янв. 2009; с весны 1972 по 14 янв. 2009 - Мексиканский экзархат ПЦА) МЕЛЕТИЙ I местоблюститель К-польского патриаршего престола в 1597-1598 гг.- см. ст. Мелетий I (Пигас), патриарх Александрийский (1590-1601) МЕЛЕТИЙ IV (Метаксакис; 1871 - 1935), предстоятель Элладской Православной Церкви (ЭПЦ; 28 февр. 1918 - 16 нояб. 1920), К-польской Православной Церкви (КПЦ, 25 нояб. 1921 - 20 сент. 1923), Александрийской Православной Церкви (АПЦ, 20 мая 1926 - 28 июля 1935)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_42.html

В 3-х, если православные: русские, греки, осетины, абхазцы, пожелают иметь своих епископов, то они подчиняются Иверскому патриарху и действуют как в его, так и в других, епархиях в согласии с свящ. канонами. В 4-х, русские, греческие, осетинские и абхазские приходы избирают себе пастырей из своего народа; если не найдут достойного, то такового избирают епископы, из знающих язык пасомых. В 5-х, Собор грузинских иерархов созывается два раза в год; весною и осенью, во Мцхете (к 1 октября) и Кутаисе (после дней Св. Пасхи), а равно и для избрания епископов, не позже 40 дней, после вдовства кафедры, и в иных случаях, когда признано будет нужным. В 6-х, число епархий на первое время определяется 5-ю: I. Карталинская, в управлении Михетского архиепископа и Католикоса Иверского, из 6 уездов Карталинии и Сомцхетии. При нем наместник архиепископ Самтаврско-Горийский. В епархии: православных 450 тыс., из них грузин 285 тыс., осетин до 70 тыс., русских 67 тыс. (с войск.), греков 31 тыс. II. Имеретинская, в управлении митрополита Гелатско-Кутаисского, из 4 уездов Имеретии, без Сванетского участка, с 515 тыс. правосл., из них имеретин и грузин 495 тыс., греков до 6 тыс., осетин более 4 тыс. III. Мингрельская, в управлении Чкондидского митрополита, из 2-х уездов Мингрелии, Самурзакани и Сванетии, с 305 тыс. правосл., из них мингрельцев 287 тыс., сванов 12 тыс., абхазцев более 3 тыс., русских 3,5 тыс. IV. Кахетинская, в управлении митрополита Алавердского, из 3 уездов Кахетии и Закатальского округа, с 200 тыс. правосл., из них грузин 195 тыс., русских до 4,5 тыс. V. Гурийская, в управлении архиепископа Джуматского, из Гурии и Батумской области, с 120 тыс. правосл., из них гурийцев и др. грузин до 100 тыс., греков более 8 тыс., русских (с войск.) до 10 тыс. – Сухумская епархия ограничивается тремя участками Сухумского округа и обращается в полусамостоятельную епископию Чкондидской митрополии. В ней православных 55 тыс., из них абхазцев до 40 тыс., русских (с войск.) до 5 тыс., греков и грузин более 7 тыс. 23

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ] Грузинского Патриархата (не позднее 1124). Одна из крупнейших епархий в средневек. Кахети , граничившая на северо-востоке с Кавказским хребтом и р. Стори, на юго-востоке с р. Турдо, на западе и юго-западе с Кахетинским и Циви-Гомборским хребтами. В А. е. кроме центрального р-на Кахети входил Туш-Пшав-Хевсурети. В наст. время епархиальные границы совпадают с Ахметским и Телавским р-нами Грузии. Кафедральный Алавердский собор расположен в Алавердской долине, в 20 км от Телави. Архиерейская резиденция А. е. находится в Телави. АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ В XX ВЕКЕ АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ В XX ВЕКЕ История Первый раз еп. Симеон Бедийско-Алавердский упоминается в завещании 1124 г. св. царя Давида IV Строителя ; он же, но уже как архиепископ, упоминается в сочинении анонимного историка XII в. «Царствование царя царей Давида Строителя» (см. Арсений Икалтойский ). Епископ Алавердский был фактически главой Церкви всего Кахетинского царства, являясь активным участником политической и культурной жизни. Алавердскую кафедру возглавляли, как правило, представители влиятельных кахетинских княжеских родов (Авалишвили, Макашвили, Чолокашвили, Андроникашвили). Алавердский епископ обладал высоким статусом среди др. груз. архиереев - в «Памятниках грузинского права» зафиксировано, что в XIII в. Алавердский архиепископ занимал среди груз. архиереев 6-е место после Католикоса Грузии, Чкондидского епископа, митрополита Армении, архиепископа Картли и Ацкурского епископа (ПГП. 1965. Т. 2. С. 47). Традиция титулования Алавердского епископа словом «Амба» (от греч. авва - отец) происходит от преемственного настоятельства епископом Алавердского мон-ря (Алаверди), где первым настоятелем был ученик прп. Иоанна Зедазнийского свт. Иосиф Алавердский , титуловавшийся как Амба Алавердский. В период с 30-х гг. XIII до XV в. об А. е. не сохранилось никаких сведений, что объясняется частыми вторжениями со стороны монголов (1235 - 30-е гг. XIV в.) и войск Тимура (кон. XIV - нач. XV в.), принесшими сильные разрушения и полное прекращение церковной жизни.

http://pravenc.ru/text/63980.html

Судя по многочисленным рукописям, Шиомгвимский Типикон получил повсеместное распространение не только в Грузии, но и за ее пределами - в груз. мон-рях Палестины, Синая и Афона (см.: Кочламазашвили. 2005. С. 9). Тем не менее Великий Синаксарь прп. Георгия Святогорца продолжали переписывать вплоть до XVIII в. Вероятно, к XIII-XIV вв. относится особая груз. редакция Иерусалимского устава, сохранившаяся в Типиконе Кекел. А 647, 1511 г., скопированном с более раннего списка (особенности отмечены в кн.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 511). Эта версия предположительно была составлена груз. монахами на Афоне (к тому времени окончательно перешедшем на Иерусалимский устав в его новой, малоазийской редакции), т. к. в ней имеются памяти святых Евфимия и Иоанна Святогорцев, и сосуществовала параллельно с Шиомгвимским Типиконом. VI. Гимнография XII-XIII вв. Эти века оказались весьма значительны с т. зр. развития национальной груз. гимнографии. Определилась тенденция пополнения новыми песнопениями последований груз. святым и праздникам. Из гимнографов XII в. следует отметить царя Давида Строителя, к-рому принадлежит покаянный канон (см.: Давид IV Строитель...), еп. Иоанна Анчийского, Иоанна Шавтийского, католикоса Николая I (Гулаберисдзе) (см.: Tarchnischvili. 1955. S. 237-241). Из груз. гимнографов XIII в. следует назвать католикоса Арсения IV (Булмаисимисдзе) (ему принадлежат новая служба св. равноап. Нине, последование прп. Шио Мгвимскому, песнопения Нерукотворному образу Спасителя и прп. Антонию Марткопскому (см.: Tarchnischvili. 1955. S. 240-242), канон прп. Давиду Гареджийскому (см.: Кавтария. 1977. С. 136-137)), Савву Синкелла (см.: Tarchnischvili. 1955. S. 243), еп. Чкондидского Арсения (см.: Кавтария. 1999). Ванское Четвероевангелие. Кон. XII — нач. XIII в. (Кекел. А 1335) Ванское Четвероевангелие. Кон. XII — нач. XIII в. (Кекел. А 1335) К XII-XIII вв. относится начало формирования более компактных гимнографических сборников вместо больших и полных компиляций прп. Георгия Святогорца, в частности Садгесасцауло (, аналог Праздничной Минеи), содержащего расположенные в календарном порядке последования Минеи (не на все дни года). Гимнографический материал взят из Минеи прп. Георгия; в позднейших рукописях добавлены соответствующие библейские чтения, а после XVII в.- и синаксарные жития (см.: Кавтария. 1977. С. 39). Выбор памятей для Садгесасцауло нестабилен, в рукописях наблюдается большое разнообразие. В отличие от слав. Праздничной Минеи в Садгесасцауло часто входят нек-рые службы даже малых праздников (см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. XXVIII). На первом этапе, однако, Садгесасцауло (см., напр., описание ркп. Кекел. А 44: Кавтария. 1977. С. 44-45) содержал лишь последования важнейших праздников и памятей особо чтимых в ГПЦ святых (напр., святых Кирика и Иулитты).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЦКУРСКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. ], входила в состав Мцхетского Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) в период не позднее 506 г.- 2-й пол. XVII в. с кафедрой в совр. с. Ацкури (22 км севернее г. Ахалцихе, на месте античного г. Сосангети). В источнике 1-й пол. XVI в. «Архиереи и пастыри Самцхе-Саатабаго, подвластные [Мцхетскому] Католикосу» границы А. е. определены следующим образом: «Ручей между [селами] Квибиси и Кортанети, ущелье вверх их и [села] Садгери, весь Ацквери, [владения] дома Диасамидзе и [территория] за Ахалцихисцкали до Гурии» (ПГП. Т. 3. С. 244). Приблизительно так же определяет границы А. е. к кон. XVII в. географ и историк XVIII в. царевич Вахушти Багратиони (КЦ. Т. 4. С. 662). Ацкурская епархия в XIII в. Ацкурская епархия в XIII в. А. е.- одна из древнейших в структуре Грузинской Церкви. Ацкурский епископ (мацкверели) не назван среди первых 12 епископов Мцхетского Католикосата, основанного блгв. царем Вахтангом Горгасали во 2-й пол. V в. ( . С. 29), но подпись Иосифа (Адсуели), являвшегося, по мнению С. Какабадзе ( . С. 50-53) и К. С. Кекелидзе ( . ... С. 320), Ацкурским епископом, стоит под постановлениями Двинского Собора 506 г. в числе 21 подписи епископов Грузинской Церкви ( . С. 97, 161; Т. 1. Вып. 2. С. 483. Примеч. 6). Мацкверели занимал весьма почетное место среди 36 иерархов Мцхетского Католикосата: во время приема по поводу коронации царя он восседал на 5-м месте справа от него, после Католикоса Мцхетского, митр. Вел. Сомхити (Н. Картли) и архиепископов Чкондидского и Картлийского (ПГП. Т. 2. С. 48). В 1749 г. право мацкверели на это место подтвердили царь Ираклий II и Католикос-Патриарх Антоний I в особом распоряжении (Там же. Т. 3. С. 399). Среди 13 иерархов Юж. Грузии (района Самцхе-Саатабаго) мацкверели занимал 1-е место (Там же. С. 244). В книге об архиереях и пастырях Самцхе-Саатабаго Ацкурского епископа называют митрофорным.

http://pravenc.ru/text/77234.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010