Управлял Экзархатом в сложный для Грузии период. До подчинения имеющей синодальное управление Русской Церкви  Грузинская Православная Церковь (ГПЦ) обладала автокефалией, и грузинское духовенство, привыкшее к принципиально иным условиям жизни и служения, теперь с большим трудом переходило на новую форму управления. Вл. Иона продолжил процесс реорганизации Грузинской Церкви: в Восточной Грузии она была фактически завершена, в Западной проведение реорганизации было приостановлено из-за т. н. церковного бунта 1819-20 годов в Имерети и Гурии , возникшего в результате резких действий предыдущего экзарха митр. Феофилакта (Русанова) . Вновь возникли сложности со сбором налогов: отсутствие точной информации о количестве дымов в селениях и неудачная политика архиеп. Имеретинского Софрония (Цулукидзе) , перекладывавшего задолженность с незаплатившего села на соседнее, не способствовали умиротворению в регионе . Благодаря деликатности Ионы (Василевского) и осторожности главноуправляющего на Кавказе ген. А. П. Ермолова Грузинская Церковь на территории Мегрелии без особых осложнений перешла в юрисдикцию Экзархата: за мегрельским кн. Леваном Дадиани и мегрельскими епископами (Чкондидским, Цагерским, Цаишским) были сохранены достаточно большие полномочия . Согласно проекту имп. Александра I от 28 декабря 1818 года, в Имерети, Гурии и Мегрелии должно было остаться по епархии; митр. Иона смог безболезненно осуществить сокращение числа западногрузинских кафедр. В 1824 году, после кончины еп. Цагерского Иоанна (Дадиани) (9 декабря 1822) и еп. Цаишского Григория (Чиковани) (+ 15 ноября 1823), территории этих епархий вошли в состав Чкондидской епархии (с 1829 - Мегрельская ) и в ведение митр. Чкондидского Виссариона (Дадиани) . В 1825 году в Мегрелии была произведена опись: были собраны сведения о количестве монастырей, церквей, о церковном имуществе и численности духовенства . В 1827 году, после кончины митр. Джуматского Николая (Шервашидзе) , приходы в Гурии были подчинены сначала монастырю Шемокмеди , затем присоединены к Имеретинской епархии . В 1826 году вл. Иона утвердил должность благочинного в монастырях Гелати и Челиши .

http://drevo-info.ru/articles/27116.html

Присоединена в 1814 г. В составе Грузинского Экзархата (см.). Упразднена в 1823 г. (присоединена к Чкондидской епархии). Именовалась: Цаишская; Чаишская. 30.08.1814 15.11.1823 Григорий, кн. Чиковани Царевская Основана 08.09.1910. Именование – по г. Царев (Астраханская губерния). Астраханское викариатство. Упразднена 05.09.1917 (с присоединением слов «и Царевский» к титулу Астраханского архиерея). Возобновлена в 1918 г. Упразднена в 1921 г. 08.09.1910 28.07.1911 Арсений Тимофеев 28.07.1911 05.09.1917 Иннокентий Кременский Анатолий Соколов Царицынская (см. Волгоградская) Царскосельская (см. Детскосельская) Цивильская, обн. (см. Чебоксарская, обн.) Цилканская Основана ок. 345 г. Местопребывание – в селе Цилкани (Картли, Грузия). Присоединена в 1811 г. Упразднена в 1814 г. (присоединена к Мцхетской епархии). «...Епархия иногда называлась и Арагвскою...» (Н.Д. Иерархия... С. 188). 30.06.1811 30.08.1814 Цицикарская Основана в 1941 (1940) г. в юрисдикции РПЦЗ. Местопребывание – в г. Цицикар, Маньчжурия, Китай. Воссоединена с Московским Патриархатом 13(26)10.1945. Упразднена с 14(27)12.1945. Возобновлена в 09.1946. Харбинское викариатство. (05.1941 13(26)10.1945 г 14(27)12.1945 09(22)09.1946 Цюрихская Дата основания неизвестна (1971 г. ?). Именование – по г. Цюрих (Швейцария). Сурожское викариатство (до 1990 – викариатство Западноевропейского Экзархата). Упразднена в 1993 г. (?) 06(19)12.1971 20.10(02.11)1993 Чаишская (см. Цаишская) Чаплыгинская (см. Ранненбургская) Чаусская, обн. Основана в 1925 г. Именование -по г. Чаусы (Могилевская область БССР). Могилевское викариатство. Упразднена в 1933 г. 06.1925 08(21)08.1932 Феодор Бекаревич 10.1933 12.1933 Николай Строганов Чебоксарская Основана 24.12.1853. Казанское викариатство. Самостоятельная с 1924 г. (?) Именовалась: Чебоксарская; с 1924 г. (?) – Чебоксарская и Чувашская. 14.02.1854 18.09.1861 Никодим Казанцев 05.06.1866 28.11.1867 Гурий Карпов 03.11.1868 07.12.1874 Викторин Любимов 30.03.1875 04.02.1878 Иоанн Жданов 04.02.1878

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

80-х гг. XVII в. «в Одиши было бедствие большое... особенно от абхазов, ибо приходили они на судах и по суше и опустошали и захватили (земли - Авт.) вплоть до Эгриси (р. Галидзга.- Авт.) и поселялись абхазы сами, и в Дранде и Мокви не стало больше епископов» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 845). Святыни М. е. были перевезены в церкви Илори , Зугдиди, Цаленджиха, Хоби, Обуджи, Мартвили . В кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. территория Одиши от р. Келасури до р. Ингури перешла под власть абх. князей Шарвашидзе. В 30-х гг. XVIII в. территория М. е. подверглась разорительному нападению турок; кн. Шарвашидзе принял ислам (Там же. С. 886-887). М. е. была упразднена до кон. XVIII в. (Там же. С. 781; Список епархий Зап. Грузии, 1770// Мачарадзе. 1988. Т. 3. Ч. 1. С. 553). В нач. XIX в. церкви и монастыри на территории между Галидзгой и Кодори были заброшены или лежали в руинах ( Нордман. 1838. С. 426-427). При активном участии мегрельских князей Дадиани М. е. временно была восстановлена. Последним архиереем был бывш. архимандрит мон-ря Ларгвиси Пафнутий (Хозиашвили). В 1804 г. он перешел в Зап. Грузию и за верную службу кн. Григолу Дадиани был хиротонисан и управлял М. е. до своего переезда в Москву (1811) ( Иоселиани. 1936. С. 149). Территории М. е. наряду с территориями Бичвинтской (Пицундской) и Драндской епархий были присоединены сначала к Цагерской, затем к Чкондидской епархиям. В 1851 г., с вхождением Абхазии в состав России, была образована Абхазская (с 1885 Сухумская) епархия Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви , в юрисдикцию к-рой вошли в т. ч. и территории М. е. В 1917 г. была восстановлена автокефалия Грузинской Православной Церкви, территория М. е. вошла в состав новообразованной Сухумско-Бедийской (с 1920 Сухумско-Абхазской) епархии. Церковь Киачи. План Л. Рчеулишвили Церкви и монастыри М. е. сильно руинированы. В 1955 г. археологическая экспедиция под рук. М. М. Трапша обследовала разрушенные храмы на сев. окраине с. Мокви, на зап. окраине пос. Джал-Апсуа (на левом берегу р.

http://pravenc.ru/text/2564016.html

За добросовестную и продолжительную работу на протяжении многих лет отцу Спиридону было разрешено иметь два выходных дня в неделю: субботу и воскресенье, и он, таким образом, получил возможность на дому совершать церковные требы и богослужения, на что имел письменное разрешение от Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата (Цинцадзе) 72 , хотя официально еще не служил в храме. Еще с 31 декабря 1943 г. отцу Спиридону было официально разрешено священнодействовать 73 Католикосом-Патриархом Каллистратом. По просьбе игумении обители на «Острове Архангелов» в селении Менджи Сенакского района Фавсты (Шушания) и по благословению митрополита Кутаисско-Гаенатского Ефрема (Сидамонидзе) он вскоре 74 был назначен священником в эту обитель и служил в ней до 1949 г. Все эти годы митрополит Ефрем не оставлял о. Шио без своего внимания. Как свидетельствуют материалы архива Патриархии Грузии, о. Шио обращаясь с прошением к Католикосу-Патриарху Каллистрату 18 декабря 1946 г. просит Патриарха «возбудить ходатайство по назначению об уменьшении налога свящ. Спиридону Дзидзава». На это прошение Святейший Каллистрат ответил согласием. 22 марта 1951 г. отец Спиридон был пострижен в монашество с именем Шио (в честь преподобного Шио Мгвимского). Постриг совершил настоятель Илорского монастыря и ученик преподобного Алексия Сенакского архимандрит Иоаким (Шенгелая, 1882–1954). Приняв монашество, иеромонах Шио «был оставлен служащим священником Теклатского женского монастыря» 75 . Однако на основании собранных сведений можно достоверно утверждать, что в Теклатском монастыре он неофициально совершал богослужения и до этого, приблизительно с начала 1940-х гг. По ходатайству митрополита Ефрема (теперь Батумско-Шемокмедского и Чкондидского) от 25 марта 1954 г. на имя Католикоса-Патриарха Мелхиседека (Пхаладзе) 6 апреля того же года иеромонах Шио был возведен в сан игумена в храме Святых Архангелов обители на «Острове Архангелов». В этом ходатайстве важен факт из биографии о. Шио: сообщая о том, что с 1913 года он служил священником храма Великомученика Георгия в селении Уплискари, владыка далее подчеркивает, что до 1943 г. иеромонах Шио «работал учителем и служил священником в разных местах Мингрелии». Этот факт подтверждает слова самого отца Шио, что он «незыблемо сохранил свое священническое достоинство» в годы лихолетья и продолжал тайно совершать богослужения 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В царствование Николая I учреждено 13 новых епархий: в 1828 году олонецкая из района новгородской и саратовская из пензенской, в 1829 году новочеркасская, в 1842-м переименованная в донскую, в 1832 году симбирская из казанской и томская из тобольской, в 1838 году полоцкая, в 1837 году херсонская из екатеринославской, в 1839 году литовская, в 1840 году варшавская из волынской и камчатская из иркутской, в 1842 году кавказская из астраханской, в 1850 году рижская из псковской и самарская из симбирской. Кроме того, одна епархия, украинская, в 1837 году переименована в харьковскую. В Грузии одна епархия переименована, в 1829 году, мингрельская из чкондидской, одна заменена, в 1844 году, гурийская на место упразднённой джуматской, в 1837 году сигнахская упразднена и в 1851 году восстановлена абхазская епархия. В 1828 году дана инструкция благочинным монастырей. В 1839 году издана книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец, обработанная составленной в 1836 году комиссией под непосредственным руководством святейшего синода. Сначала книга была издана с греческим текстом, потом, в 1848 году, переиздана на одном славянском языке. В 1843 году издано святительское поучение к новопоставленному иерею. В 1840 году, в связи с выработкой устава духовных консисторий, упразднены прежние духовные правления, признанные излишними. В следующем году новосоставленный устав духовных консисторий после высочайшего утверждения, издан для всеобщего применения 288 и принёс по сравнению с прежними порядками строгую организацию епархиальному нашему управлению. Предварительно, в 1888 году, проект устава был разослан епархиальным начальствам для временного пользования и на заключение. В 1840 году учреждена третья должность обер-священника, для управления духовенством кавказской армии 289 и, с 1846 года, линейными казаками. Ведомство войскового духовенства значительно было расширено на счёт епархиального, после того как к нему в 1826 году отчислены и неподвижные войсковые церкви: госпитальные, крепостные, батальонные. В 1853 году были увеличены права обер-священников по управлению подведомым им духовенством.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Свято-Успенский мужской монастырь в Мартвили (Чкондиди) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Успенский монастырь Чкондиди располагается на холме в черте небольшого грузинского города Мартвили, приблизительная дата его основания — рубеж VI–VII веков. Название монастыря принято связывать c мегрельским языком: «Чкони-Диди» — «Большой дуб». Содержание История [ править править код ] Основание монастыря относят к концу VII века. Название происходит от мегрельского слова " чкони " () - дуб. То есть, это " Большой дуб " - Чкони-Диди. Первый храм был построен именно в ту эпоху и представлял собой популярный в те годы тетраконх. Возможно, это был последний тетраконх той эпохи, построеный уже после Джвари и Атенского Сиона. Неизвестно, на что он был похож первоначально и как перенес арабское нашествие 736 года. Основной храм монастыря был перестроен абхазским царем Георгием II (929-960). Сейчас видно, что при перестройке сохранили фундамент и пытались воспроизвести стилистику храмов типа Джвари. Жаль, что мы не знаем, как выглядел первый храм и не может понять,что оставили, а что поменяли при перестройке. Георгий II перенёс в храм мощи святых и основал мартвильскую епархию. (Иногда пишут, что храм построил Леон III) В хронике Леонтия Мровели про Георгия сказано: " Он устроил и управил все дела в отечестве и царстве своем возвёл храм в Чкондиди, образовал епископат и украсил его мощами многих мучеников. " Возможно, первоначальный храм был разрушен арабами, а Георгий его как бы восстановил. Основание Чкондидской (Мартвильской) епархии - эпохальное событие в истории Западной Грузии. Церковь Абхазского царства в то время подчинялось Кнстантинополю, но мартвильскую епархию Горгий основал без его санкции - это считается первым примером независимой политики Абхазской церкви. Абхазский католикос появится в истории только в 1005 году, а окончательно оформится только в XIII веке. Впоследствии собор стал культурно-образовательным центром наподобие Гелатского монастыря и здесь было написано много всего литературного, а так же много всего переведено.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

построена на рубеже XIII-XIV вв. Это небольшое 2-этажное здание, где нижний, прямоугольный в плане и перекрытый коробовым сводом этаж открыт во все стороны арками, а верхний представляет собой купольную церковь типа свободного креста, рукава к-рого едва намечены, с 1 граненой апсидой. По архитектуре этот храм близок 2-этажной церкви в Мартвили (XII-XIII вв.). Вокруг храма существовал обход, покрытый позже железной крышей на деревянных стропилах. С сев. стороны вдоль стены здания на 2 глубоких полуциркульных арках возведена каменная лестница более позднего времени. К западу от храмов Рождества Богородицы и свт. Николая располагалось здание академии (XII в.), до наст. времени сохранились лишь наружные стены и портик, пристроенный с вост. стороны во 2-й пол. XIII - нач. XIV в. И. Мамалашвили Иконы Из Г. помимо Бичвинтской (Пицундской) и Хахульской икон Божией Матери происходят ряд живописных и чеканных икон Спасителя и Богоматери. На большой серебряной позолоченной чеканной иконе Господа Вседержителя (нач. XI в. ГМИГ; 137 ´ 105 см, полуфигура) живописный лик утрачен. В левой руке Христа - Евангелие (текст на греч. языке выполнен чернью), правой благословляет. Крещатый чеканный нимб покрыт богатым растительным орнаментом. Рамка обрамления украшена «гвоздеобразным» чеканным орнаментом. Значительность образа подчеркивает монументальная ритмичность драпировок одеяния. Декоративный подход сочетается с пластической выразительностью. Мастерство колористического решения чеканного произведения достигается сочетанием серебра, позолоты и черни . Живописная икона Господа Вседержителя (сер. XII в., ГМИГ; 30 ´ 40 см, полуфигура) создана по заказу Чкондидского еп. Симеона. Нимб украшен эмалевыми вставками; в обрамление включены эмалевые медальоны с полуфигурами святых. Надпись на серебряной позолоченной чеканной иконе Господа Вседержителя (2-я пол. XII в., ГМИГ; 137 ´ 95 см) сообщает, что образ украсил «царь царей Давид, сын Русудан» (Давид V Нарин). Края иконы, нимб Христа и фон покрыты завитками лиственного орнамента. В обрамлении использованы круглые бляшки.

http://pravenc.ru/text/161963.html

Практиковалась такая система, что с каждым годом казенная ассигновка на жалованье духовенству увеличивалась на несколько сот тысяч рублей, с целью со временем достигнуть обеспечения всех причтов казенным жалованьем. В царствование Николая I учреждено 13 новых епархий: в 1828 году олонецкая из района новгородской и саратовская из пензенской, в 1829 году новочеркасская, в 1842-м переименованная в донскую, в 1832 году симбирская из казанской и томская из тобольской, в 1838 году полоцкая, в 1837 году херсонская из екатеринославской, в 1839 году литовская, в 1840 году варшавская из волынской и камчатская из иркутской, в 1842 году кавказская из астраханской, в 1850 году рижская из псковской и самарская из симбирской. Кроме того, одна епархия, украинская, в 1837 году переименована в харьковскую. В Грузии одна епархия переименована, в 1829 году, мингрельская из чкондидской, одна заменена, в 1844 году, гурийская на место упраздненной джуматской, в 1837 году сигнахская упразднена и в 1851 году восстановлена абхазская епархия. В 1828 году дана инструкция благочинным монастырей. В 1839 году издана книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец, обработанная составленной в 1836 году комиссией под непосредственным руководством святейшего синода. Сначала книга была издана с греческим текстом, потом, в 1843 году, переиздана на одном славянском языке. В 1843 году издано святительское поучение к новопоставленному иерею. В 1840 году, в связи с выработкою устава духовных консисторий, упразднены прежние духовные правления, признанные излишними. В следующем году новосоставленный устав духовных консисторий после высочайшего утверждения, издан для всеобщего применения 111 и принес по сравнению с прежнимя порядками строгую организацию епархиальному нашему управлению. Предварительно, в 1838 году, проект устава был разослан епархиальным начальствам для временного пользования и на заключение. В 1840 году учреждена третья должность обер-священника, для управления духовенством кавказской армии и 112 , с 1846 года, линейными казаками. Ведомство войскового духовенства значительно было расширено насчет епархиального, после того как к нему в 1826 году отчислены и неподвижные войсковые церкви: госпитальные, крепостные, батальонные. В 1853 году были увеличены права обер-священников по управлению подведомым им духовенством.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

И. управлял Экзархатом в сложный для Грузии период. До подчинения имеющей синодальное управление РПЦ Грузинская Православная Церковь (ГПЦ) обладала автокефалией, и грузинское духовенство, привыкшее к принципиально иным условиям жизни и служения, теперь с большим трудом переходило на новую форму управления. И. продолжил процесс реорганизации Грузинской Церкви: в Вост. Грузии она была фактически завершена, в Западной проведение реорганизации было приостановлено из-за т. н. церковного бунта 19-20 гг. XIX в. в Имерети и Гурии, возникшего в результате резких действий предыдущего экзарха митр. Феофилакта. Вновь возникли сложности со сбором налогов: отсутствие точной информации о количестве дымов в селениях и неудачная политика архиеп. Имеретинского Софрония (Цулукидзе), перекладывавшего задолженность с незаплатившего села на соседнее, не способствовали умиротворению в регионе ( Ермолов//АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 425-426, 430). Благодаря деликатности И. и осторожности главноуправляющего на Кавказе ген. А. П. Ермолова ГПЦ на территории Мегрелии без особых осложнений перешла в юрисдикцию Экзархата: за мегрельским кн. Леваном Дадиани и мегрельскими епископами (Чкондидским, Цагерским, Цаишским) были сохранены достаточно большие полномочия ( Ермолов//Там же. С. 431-432; Иона (Василевский)//Там же. С. 432-433). Согласно проекту имп. Александра I от 28 дек. 1818 г., в Имерети, Гурии и Мегрелии должно было остаться по епархии; И. смог безболезненно осуществить сокращение числа западногруз. кафедр. В 1824 г., после кончины еп. Цагерского Иоанна (Дадиани) (9 дек. 1822) и еп. Цаишского Григория (Чиковани) († 15 нояб. 1823), территории этих епархий вошли в состав Чкондидской епархии (с 1829 Мегрельская) и в ведение митр. Чкондидского Виссариона (Дадиани) ( Иона (Василевский)//Там же. С. 435-436; Ермолов//Там же. С. 436; Кирион (Садзаглишвили). 1907. С. 58). В 1825 г. в Мегрелии была произведена опись: были собраны сведения о количестве мон-рей, церквей, о церковном имуществе и численности духовенства ( Ермолов//Там же. С. 614; Иона (Василевский)//Там же. С. 637-638). В 1827 г., после кончины митр. Джуматского Николая (Шервашидзе), приходы в Гурии были подчинены сначала мон-рю Шемокмеди, затем присоединены к Имеретинской епархии. В 1826 г. И. утвердил должность благочинного в мон-рях Гелати и Челиши (ПБЭ. 1904. Т. 5. С. 370-371).

http://pravenc.ru/text/578300.html

Архимандрит Амвросий активно выступал за предоставление Грузинскому экзархату статуса автокефалии. В связи с этой деятельностью с 1904 года был переведен смотрителем Усть-Медведицкого духовного училища Донской епархии. Вскоре он вернулся в Грузию и в 1906 году стал членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и настоятелем Иоанно-Крестительской пустыни Грузинской епархии. Весной 1908 в Тифлисе Грузинский экзарх Никон (Софийский) был смертельно ранен шестью выстрелами в упор сделанными неизвестными в рясах священников. Хотя Амвросий и был сторонником обособления Грузинской Церкви, узнав о гибели архиепископа Никона он был так потрясён, что произнёс: " Потеряны христианские начала, сдерживавшие страсти человеческие; упала в людях вера и сказалась натура зверская – жажда крови своего ближнего. Вот пред нами жертва этого ужасного времени, нами переживаемого. Беспримерна такая жертва в истории христианской Церкви " . Однако, в поднявшейся волне негодования обвинения в убийстве легли на ревнителей автокефалии Грузинской Церкви, среди которых архимандрит Амвросий был одним из первых. В 1908 году он был обвинен в причастности, лишен права служения, и в 1909 году сослан в Рязанский Троицкий монастырь, где находился под строгим надзором более года. В 1910 году отец Амвросий был оправдан и разрешен в служении и был назначен настоятелем Старорусского монастыря Новгородской епархии где оставался до 1917 года. В 1917 году архимандрит Амвросий вернулся в Грузию и продолжил усилия по предоставлению автокефалии Грузинской Православной Церкви. Через несколько месяцев автокефалия была провозглашена. 15 октября того же года отец Амвросий был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Чкондидского, а в 1919 году был переведен на Сухумскую кафедру. 7 сентября 1921 года Грузинским Церковным Собором митрополит Амвросий был избран католикосом-патриархом всей Грузии, с присвоением титула архиепископа Мцхетского и Тифлисского. 14 октября того же года состоялось его настолование в Мцхетском соборе.

http://pravicon.com/info-1730

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010