Исполняя постановления этого собора, Рачинский князь Ростом Эристави возвратил церкви отобранную вотчину В 1761 году при Соломоне I в Кутаиси был вновь созван собор. На соборе присутствовали: католикос Виссарион, Гаэнатский митрополит Иосиф, Чкондидский митрополит Григорий, Кутаисский митрополит Максим, Шемокмедский митрополит Николай, Джуматский митрополит Даниил, Бедийский митрополит Максим, архиепископ Симеон из Иерусалима, настоятели монастырей, столпник Герман и светские лица. Участники собора постановили: 1. Возобновить упразднённую Хонскую епископскую кафедру и поставить на нее бывшего Мровского митрополита Иосифа Мачабели. Моквинский храм, 965 г. 2. Узаконить то, чтобы в Хонской епархии в пользу Церкви и духовенства крестьяне платили столько, сколько платили в Кутаисской, Гаэнатской и Чкондидской епархиях В 1777 г. католикос Максим II Абашидзе созвал церковный собор, на котором снова была осуждена продажа рабов. Согласно решениям собора, правитель Гурии Георгий дал обещание: «Отлучённого вами, мы не будем принимать, и не будем иметь с ним общения, ни есть с ним, ни пить, и будем смотреть на него, как на бешеную собаку, и сколько будет возможно, постараемся вредить ему. И если обещание это нарушу, то да буду связан вами и вашим собором» Также, до присоединения к России, в Западной Грузии созывались ещё два собора. Они проходили под председательством Чкондидского митрополита Антония в 1792 и 1794 годах Эти соборы также касались продажи пленных и на основании их решений, правитель Мегрелии Дадиани дал обещание предать нарушителя митрополичьему суду Церковь в Пицунде, Х в. На основании рассмотренных свидетельств можно сделать вывод, что главными темами, регулярно обсуждавшимися на соборах XVI-XVIII вв., были продажа людей в рабство в Турцию и борьба за сохранение церковной собственности. Малое количество письменных источников не даёт возможности более детально рассмотреть все аспекты борьбы Православной Церкви с этими явлениями. Однако такой сборник как «Законы католикосов», более или менее, даёт представление об уровне затрагиваемых вопросов церковной жизни при католикосе Евдемоне II. Здесь видно совместное действие царя и католикоса при созыве церковных соборов, обусловленное тем, что государство имело особое попечение и заботу о Церкви, а католикос служил интересам царской власти.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

  Несмотря на такую разнородность и разнохарактерность лиц, писавших и упоминавших о трудах св. ап. Андрея, все они единогласно признают так или иначе основание и начало христианства в Грузии за этим апостолом. Разнородностью повествований доказывается достоверность происшедшего. 19. Св. ап. Матфей, по свидетельству блаженного Иеронима и отцов Грузинской Церкви, проповедовал слово Божие во второй Эфиопии. Под второй Эфиопией в древности разумели древнюю Колхиду или нынешнюю юго-восточную часть Имеретии. По свидетельству Плиния, древняя Колхида с прилежащими областями Грузинского царства была покорена между 1565 и 1469 г. до P. X. египетским фараоном Сезострисом или Рамзесом. Плодороднейшие долины этих местностей были заселены выходцами из Египта; от этого и вся страна, заселенная ими, получила название у современников и позднейших писателей второй Эфиопией. Впоследствии народ этот всецело слился с местными жителями, хотя в то же время оставил до наших дней некоторые обычаи египетского периода, глубоко укоренившиеся в суеверном народе, а страна не утратила своего названия, но сохраняла его почти до VI века по P. X., после которого уже не встречается этого названия у писателей того времени. 20. Мингрельцев в насмешку до наших дней называют суеверными пальцеедами. Принявшие проповедь св. апостола устроили под дубом христианскую молельню, оставив заветный дуб. Во время гонений при Адеркии в 55 г. молельня была окончательно разрушена, но дуб уцелел в памяти народа. Место проповеди апостола стало теперь в глазах их столь же священным, сколько оно было — до пришествия его, и предание о том, что под упомянутым дубом св. Андрей благовествовал Слово Божие, свято хранилось до грузинского царя Георгия I (f 1027 г.) и служило, как известно, местом поклонения. Дабы дорогое для Церкви место со временем не изгладилось из памяти народа, царь на месте дуба в честь св. апостола Андрея выстроил храм, назвав его Чкондидским, обратив его в епископию того же названия. Спустя некоторое время здесь был образован монастырь под этим же названием, который играл в средние века в судьбе Грузинской Церкви весьма важную роль в просветительном отношении и дал многих знаменитых представителей, титуловавшихся впоследствии митрополитами. В числе их считаем не лишним упомянуть знаменитого проповедника и великого аскета Антония из рода владетельных князей Дадиани, который родился в 1731 г., умер в 1815 г., на 84 году жизни, и был погребен на дворе у южных дверей храма Благовещения, основанного им же и учредившего тут вроде маленького скита, известного под названием Нахаребули. Знаменитые проповеди великого аскета митрополита Чкондидского широко известны в Грузии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

384 См. в канцелярии обер-прокурора св. синода дело под 7, по отношению министра финансов о доставлении сведений о расходах по случаю образования из Оренбургской двух новых губерний: Уфимской и Самарской. Тут же о закрытии волгского викариатства саратовской епархии и о бытии епископу Евсевию епископом самарским. 385 См. в св. синоде дело под 1240-м, 1828 г,, по рапорту грузино-имеретинской синодальной конторы, с представлением на рассмотрение об учреждении из трех епархий: цагерейской, цайенской и чкондидской, одной, под названием мингрельской. Тут же по именному Высочайшему указу об определении на архиерейскую вакансию в Мингрелии митрополита Давида. 387 См. в канцелярии обер-прокурора св. синода дело об увольнении находящегося в Абхазии архимандрита Антония от службы в тамошнем крае и об определении в Абхазию архимандрита из русских, с распространением круга действий его по обращению к православной вере горских народов. Тут же об учреждении архиерейской кафедры в Абхазии, 6-й. 389 Указание Филарета на Агафангела, как на способнейшего для небезопасной миссионерской должности в Абхазии, особенно интересно в том отношении, что этот самый Агафангел сделал некогда безыменный донос синоду о неправильном переводе Библии при С.-Петербургской духовной академии и следовательно, хотя косвенным образом, был причиною удаления Филарета из синода. Агафангела, вскоре после доноса, перевели из московской академии, где он был бакалавром и исправлял должность инспектора, под видом повышения, ректором в харьковскую семинарию. Но и здесь он не укрылся от внимательной попечительности Филарета. 390 См. в канцелярии обер-прокурора дело об увольнении находящегося в Абхазии архимандрита Антония от службы в тамошнем крае. 391 См. в св. синоде дело о закрытии воронежского викариатства и учреждении такового в казанской епархии, с присвоением викарию сей епархии наименования епископа чебоксарского, и о бытии епископом чебоксарским ректору ярославской семинарии архимандриту Никодиму. 394 Архиерей этот – Амвросий Волынский, который получил этот проект от острожского дерманского архимандрита Иерофея и представил его в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лев. Рельеф юж. фасада собора Светицховели. 1010–1029 гг. Лев. Рельеф юж. фасада собора Светицховели. 1010–1029 гг. Интенсивно развивалось монашество, процветало храмоздательство. В 1152 г. дочь царя св. Давида IV Строителя Тамар возвела ц. Успения в Тигве. В кон. XII - нач. XIII в. появились известные образцы груз. купольной архитектуры: Икорта (ктиторы Вардан и Чиабери), Лурджис (Голубой) мон-рь в Тбилиси (сохр. в измененном виде; ктитор - бывший архиеп. Картли Василий, брат эмира эмиров Абуласана), Кинцвиси (XII-XIII вв., памятник монументальной живописи с портретами царей Георгия III, св. Тамары, Георгия-Лаши и мцигнобартухуцеси архиеп. свт. Антония Чкондидского (Глониставис-дзе)), Бетания (усыпальница рода Орбелиани с фресковыми изображениями царей Георгия III, св. Тамары, Георгия-Лаши и Орбелиани), кафоликон мон-ря Кватахеви , Питарети (ктитор амиреджиби Кавтар Качибадзе, далекий предок рода Бараташвили), Цугругашени (ктитор Асан Арсенис-дзе), Коджорский Кабени (памятник известен по фотографиям XIX в.), Ахтала (усыпальница Мхаргрдзели). Однонефная церковь в Гударехи была построена в правление царицы Русудан (1222-1245) неким Чичапорис-дзе. Были расширены, перестроены, расписаны почитаемые с древности мон-ри Шиомгвиме , Атени Сиони и др., игравшие важную роль не только в духовной, но и в политической жизни Грузии. Рельеф на фасаде Руисского кафедрального собора Рельеф на фасаде Руисского кафедрального собора Сохранившиеся документы свидетельствуют о формировании владений Картлийских (Восточногрузинских, Мцхетских) католикосов и католикосов-патриархов в К. Наиболее ранний из них - «Дарственная грамота католикоса Мелхиседека мцхетскому Светицховели» (1031-1033). Среди владений, приобретенных в К. (подразумевается Шида-Картли), католикос Мелхиседек I (1010-1033) называет мон-рь Палаврай (местоположение неизвестно), Цукити (селение на правом берегу р. Куры, Хашурский муниципалитет), Кинцвиси, Шиндеби (возможно, с. Шиндиси на р. Большой Лиахви, Горийский муниципалитет), Курбити (с. Кулбити на р. Чаребула, близ Цхинвали), Чочети (ныне с. Земо-Чочети на р. Тедзами, Каспский муниципалитет), Зеганта (местоположение неизвестно) и Шиндари (с. Шиндара на р. Ср. Проне, Корнийский (Знаурский) муниципалитет). Между К. и Паравани на территории Квемо-Картли упомянуты селения Бердадзор (ныне Бурдадзори), Сакорети и Накалакеви (ПГП. 1970. Т. 3. С. 22; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 19). Согласно «Иммунитетной грамоте» 1392 г., патриаршему кафедральному собору Светицховели в этот период принадлежали в Тбилиси «церковь и господский дом» и мон-рь Метехи в Авлабари, среди др. сел в Квемо-Картли - селения Крцаниси, Шиндиси, Цавкиси; на юге, в Ташири,- селения Сабацмида и Кетилдаба; в Лоре - селения Амучи с церковью и вотчиной и Дисарги; в Ахтале - 10 дымов армян-халкидонитов с их вотчинами; в Ахталисхеви - селение Вардисубани (ПГП. 1970. Т. 3. С. 176-178; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 101-102).

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Абхазский католикос фактически стал епископом Бичвинты, и этим, возможно, объясняется его редкое упоминание в источниках: по имени известен только католикос Симеон (XI в.). В источниках XIII-XV вв. упомянуты католикосы Николай, Арсений I, Даниил и Иоаким . Нередко в XIII-XV вв. церковные кафедры Зап. и Вост. Грузии объединялись под упр. одного епископа. Так, известны Бедийско-Алавердский (Корпус груз. Т. 1. С. 58; КЦ. Т. 2. С. 121), Чкондидско-Самтависский (КЦ. Т. 2. С. 122), Чкондидско-Уджармский епископы (Там же. С. 253, 268). Т. Коридзе Грузинская Церковь в XV в.: выделение Абхазского Католикосата XV-XVIII вв. стали наиболее тяжелыми в истории Грузии и Грузинской Церкви. Вторжения в Грузию Тамерлана на рубеже XIV и XV вв. отличались особой жестокостью: его войска разрушили большую часть городов, церквей и мон-рей, вырубили сады, виноградники и леса, сожгли хлебные поля, физически уничтожили большую часть населения. При Александре I Великом (1412-1442) Грузия ненадолго смогла возродить разрушенное хозяйство: была восстановлена экономика, усилилась Церковь, храмы и мон-ри привели в порядок. В 1425-1440 гг. с каждой семьи взимался налог 40 тетри на восстановление храмов (т. о. были восстановлены Светицховели, кафедральный собор в Руиси и др.- Бери Эгнаташвили. Новая КЦ//КЦ. Т. 4. С. 474). Ок. 1419 г. груз. царь Александр I собрал Церковный Собор, на к-ром был избран католикос-патриарх Михаил VI , всем церквам и мон-рям возобновили грамоты на владение собственностью, пожертвовали новые земли. В одной из грамот (1420), данных Светицховели, Александр просит патриарха Михаила рукоположить его сына мон. Давида во иерея ( Жордания. Хроники. Т. 2. С. 226). В грамоте 1424 г. Давид упоминается уже «готовым занять Патриарший престол» (Там же. С. 228); в грамоте царя, выданной роду Зедгинидзе (1426), он назван католикосом-патриархом. Патриаршество Давида II длилось недолго: в одной из грамот 1429 г. католикосом-патриархом назван уже Феодор III . В 1431 г. он благословил и напутствовал груз. войско перед взятием Лоре и грузины, воодушевленные его словами, одержали победу ( Жордания. Хроники. Т. 2. С. 243).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Давид (Качахидзе) Давид (Качахидзе Евфимий Окропирович), митр. Батумо-Шемокмедский. Родился 15 окт. 1872 года в семье протоиерея Имеретинской епархии. Окончил Казанскую духовную академию в 1899 году со степенью кандидата богословия. 25 окт. 1897 г. будучи студентом третьего курса, принял монашеский постриг с наречением имени Давид. 21 ноября 1897 г. рукоположен в иеродиакона. 08 мая 1898 г. рукоположен в иеромонаха. 26 авг. 1899 г. назначен инспектором школ С-ва восстановления православного христианства на Кавказе. 10 ноября 1900 г. – преподаватель грузинского языка в Телавском духовном училище. 10 марта 1902 г. – помощник смотрителя Мингрельского духовного училища в Ново-Сенаках. 20 окт. 1903 г. – смотритель Соликамского духовного училища (Пермской епархии). 25 ноября 1903 г. перемещён на ту же должность в Полоцкое духовное училище Витебской епархии. 14 мая 1905 г. назначен ректором Витебской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 25 авг. 1906 г. – ректор Донской духовной семинарии в Новочеркасске. 04 ноября 1907 г. хиротонисан во епископа Алавердского, вик. Грузинской епархии. 17 апреля 1912 г. – епископ Пятигорский, вик. Владикавказской епархии. 14 февр. 1914 г. – епископ Винницкий, вик. Подольской епархии. 1 окт. 1917 г. – епископ Урбнисский Грузинской автокефальной церкви. 23 ноября 1921 г. поручено ему управление Чкондидско-Шемокмедской епархией, а 29 апреля 1922 г. утверждён на Чкондидской кафедре. 9 марта 1924 г. – епископ Алавердский. 1 ноября 1924 г. ему поручено управление Кутаисско-Гаенатской епархией. По постановлению Католикосского Совета от 3 ноября 1926 г. перемещён на Ацкурскую кафедру с поручением ему временного управления Урбнисской епархией. По постановлению временного управления Грузинской Церкви от 3 янв. 1927 года оставлен на Кутаисско-Гаенатской кафедре с возведением в сан митрополита. По указу 12 Собора Грузинской Церкви от 27 июня 1927 г. назначен местоблюстителем Патриаршего престола всея Грузии. По постановлению Католикосского Синода от 6 июня 1930 года перемещён на Батумо-Шемокиедскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Житие Антония Римлянина Подготовка текста и комментарии О. А. Белобровой ЖИТИЕ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА Сказание о житии преподобного Антония Римлянина и о прихождении от града Рима в Великий Новгород – житие популярного новгородского святого, сочетающее черты легендарности и реальных событий. В Житии названы исторические личности XII в.: новгородский епископ Никита, князь Мстислав Владимирович Мономах, посадники Иван и Прокопий, отмерявшие землю для основания монастыря и храма Рождества Богородицы, описывается тяжба между Антонием и местными рыбаками, поставление Антония в игумены и его пространные предсмертные наставления братии. Появление Антония – италийского отшельника – в новгородских пределах объясняется в Житии как чудо: он приплывает из Рима, стоя на камне, через Неву, Ладожское озеро и достигает реки Волхов, воды которой приносят бочку с сокровищами, принадлежавшими еще родителям Антония. В Житии отплытие Антония из Рима отнесено к 1105 г., а его кончина к 1142 г.; в Новгородской I летописи Антониев монастырь упоминается впервые под 1117 г., а о смерти Антония сообщается под 1147 г. Житие написано в XVI в. монахом Антониева монастыря Нифонтом, а повествование ведется со слов инока Андрея, бывшего духовным отцом Антония. Житие известно в многочисленных списках XVI–XVIII вв. По мере его переписки к нему были добавлены Предисловие, похвала, чудеса, статья о перенесении мощей Антония. Текст Жития публикуется нами (без Похвального слова и чудес, но с Предисловием) по списку ИРЛИ, Древлехранилище, колл. Ф. А. Каликина, 35, XVII в., лл. 176–196. ЖИТИЕ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА МЕСЯЦА ЯНВАРЯ В СЕМНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ И АВГУСТА В ТРЕТИЙ ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА, БЫВШЕГО ИГУМЕНОМ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ И ОСНОВАВШЕГО МОНАСТЫРЬ И ХРАМ ВО ИМЯ ЧЕСТНОГО И СЛАВНОГО РОЖДЕСТВА ПРЕЧИСТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. СПИСАНО УЧЕНИКОМ ЕГО СВЯЩЕННОИНОКОМ ТОЙ ЖЕ ОБИТЕЛИ АНДРЕЕМ, КОТОРЫЙ БЫЛ ЕГО ДУХОВНЫМ ОТЦОМ, А ПОСЛЕ НЕГО ИГУМЕНОМ ТОЙ ЖЕ ОБИТЕЛИ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По поводу статьи Митрополита Антония (Храповицкого) «Догмат искупления» София 1943 г. Содержание Предисловие По поводу статьи Митрополита Антония (Храповицкого) «Догмат искупления» Часть первая. Отрицание М. Антонием юридического взгляда на искупление Глава первая. Несостоятельность учения М. Антония об искуплении, вследствие его необоснованности на Священном Писании и святоотеческих творениях. Ссылки М. Антония на труды лиц, не имеющих богословского авторитета. Неправильность взгляда на Еп. Феофана Затворника, как на схоластического толковника в учении о первородном грехе. Отрицательное отношение М. Антония к понятиям: «удовлетворение» и «искупительные заслуги Христа» Глава вторая. Неправильное учение М. Антония об оправдании и неосновательность его ссылок на некоторые тексты из посланий святого Ап. Павла Глава третья. Неправильное учение М. Антония о первородном грехе. Несостоятельность изъяснения им апостольского изречения: «в немже» (Рим.5:12). Истолкование данного текста Еп. Феофаном Затворником, выражающее собою святоотеческое учение о первородном грехе Глава четвертая. Несостоятельность ссылки М. Антония для утверждения своего учения о первородном грехе на тексты Священного Писания: Иер.31:29; Иез.18:2; на блаж. Феодорита и Св. Иоанна Златоуста. Несообразные выводы, проистекающие из этого учения М. Антония Глава пятая. Другие несообразности, проистекающие из неправильного учения М. Антония о первородном грехе Часть вторая. Утверждение М. Антония, что искупление наше совершилось не крестною смертью Христа, а Его сострадательною любовью, что то же душевными муками в саду Гефсиманском. Глава первая. Несостоятельность учения М. Антония о сострадательной любви, как возрождающей силе. Крещенская благодать Святого Духа, как возрождающая сила, по учению Священного Писания и Святых Отцов. Сострадательная любовь, как второстепенное средство для раскрытия в нас благодати Святого Духа. Несообразный вывод, проистекающий из учения М. Антония о сострадательной любви, как возрождающей силе Глава вторая.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

288 Sermo XI De verecund. Говорится: «не стыдитесь священнику открывать грехи свои». Это наставление Антония могло быть сказано и приходившим к нему мирянам. 289 Лавз. §25 с.91. Этот рассказ содержится у Созомена (кн. I, гл. 13), Кассиодора Histor. trip. I. 1. c.11), Никифора (кн. VIII, гл. 40). 292 В Дост. Сказ. Есть намек, что ученики Антония ели рыбу и мясо (§12 с.5). В конце IV и начале V в., как видно из свидетельств св. Епифания и из некоторых рассказов в Дост. сказ., монахи употребляли всякую пищу одни отказывались даже от овощей, другие не пренебрегали рыбою и даже мясом (Общ. Очерк жизни иноков Египитск. В IV и V вв. казанский). 294 Первый, кто ввел монашескую одежду для иноков, был отшельник Патермуфий. Первоначальной же одеждой монахов была обыкновенная одежда того времени. (Казанский. Очерк жизни инок. в IV и V в. с.10). 299 О скепсисе современников Иероним говорит в прологе к «vita s. Hilarionis»: «qui olim detragentes Paulo meo, nunc forte detragent Hilarioni… ut qui semper latuit, non fuisse». 301 Неандер говорит, что сага эта мало заслуживает внимания, хотя не отвергает ее совсем. Gesch/-Kirch. T. III. s. 330; Gchaff Gesch. alt Kirch. s. 579. 305 Вследствие неточности указаний на год рождения, нельзя точно указать и год смерти Антония. Днем его смерти считается 17 января как в восточ., так и в западных мартирологах. В египетском мартирологе днем его смерти считается 22 число месяца Тибе (Tybi). Так как 1-й день Тибе соответствует 27 декабря, то 22 должно соответствовать 17 января. Под которым и помещается обыкновенно житие Антония (Ideler. Handbuch der mathemat und chronol. B. 1, c.143). 306 Впоследствии тело Антония будто бы было перенесено в Александрию (в 561 г.), а по завоевании Египта арабами в 635 г., из Александрии – в Константинополь. В конце X или начале XI ст. оно появилось в диоцезе Виенском – в Галии; в Виенне оно находилось до 1491 г., когда реликвии св. Антония перенесены были ы Арл и положены были в церкви св. Юлия. Вследствие чудес, которые совершались пред его мощами, особенно вследствие исцеления от жестокой головной боли и горячки эта самая болезнь названа огневицею св. Антония. В 1096 году в честь св. Антония назван был монашеский орден – антонинцы, утвержденный на Клермонском соборе папою Урбаном 11-м (Kirchenlexikon. Wetzer und Welte c. 300). Но все эти известия о перенесении тела Антония мало заслуживают доверия в виду свидетельства Афанасия о неизвестности места погребения Антония. Коптские монахи монастыря пр. Антония и доселе показывают место, где лежит тело Антония и находятся его гробница (Петш. По Египту и в монаст. Св. Антония. Арх. Порфирия. стр.199).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Чудесная и легендарная обстановка, в которой представлялись события в Житии Антония, должна была поразить летописца и он признал превосходство и большую достоверность именно за этим житием, сравнивая его с Несторовым сказанием. Нестор не знал, кто постриг Антония, кто благословил его на подвижничество. Житие Антония рассказывало, как это можно предполагать, что он постриженник св. Горы и основал монастырь по благословению Святогорского игумена. Заключая свой рассказ о поставлении монастыря, Нестор в своем Сказании, так же как в Житии Феодосия, говорил: «и бысть манастырь славен еже и доныне есть печерьскыи наричем иже от святого отца нашего Феодосия составлен бысть». Житие Антония выразилось бы иначе: монастырь поставлен слезами и пощением, святою подвижническою жизнью Антония, а пошел монастырь от благословения святой Горы. Студийский устав введен по Нестору Феодосием, доставшим его через Ефрема каженика; по Житию Антония, как я укажу ниже, его ввел Антоний, получив от Михаила грека. Монастырь и большая деревянная церковь выстроены по Нестору Феодосием; Житие Антония, как можно думать, не называя игумена, относило это построение к более раннему времени, к эпохе первого игумена, поставленного Антонием. Каменная церковь по Нестору основана и начата была постройкой исключительно благодаря трудам Феодосия; Житие Антония подробно рассказывало о выдающемся участии Антония в этом деле и о тех чудесных знамениях, которые он при этом вызвал. Подвижничество Антония, согласно его житию, началось со времен Владимира Святославича, когда он поселился в Варяжской пещере; рассказ Нестора заставал Антония в пещерке, оставленной Иларионом, а о путешествии его на Святую Гору ничего не сообщал. Для составителя Печерской летописи явилась таким образом необходимость слить оба рассказа – Несторов и Антониева жития, что он и сделал в статье, сохранившей Несторово заглавие «Сказание, что ради прозвася печерскый монастырь». Ниже я укажу на то, как отразились в этом сказании оба его источника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010