Яворский сочинил в этом году панегирик Ясинскому – Hercules post Atlantem infracto virtutum robore honorarium pondus sustinens (т. е. Ясинский после Гизеля) 208 . В Лавре Димитрий по-видимому сделался официальным проповедником: сам Варлаам называет Димитрия в 1689 году искусным и благоразумным проповедником слова Божия 209 ; в собственноручном списке проповеди, произнесенной 24 февраля 1683 года в Лавре в годовую память погребения 210 Иннокентия Гизеля, он замечает, что пирамис этот сооружен трудом грешного иеромонаха Димитрия Савича, на он час казнодеи печерского 211 . Эта первая из проповедей Димитрия, дошедшая до нас, была произнесена в присутствии киевского воеводы Шереметева, Гордона и всех иностранных офицеров 212 . Построенная по строго схоластическому образцу, эта речь по своей искусственности стоит наравне с произведениями Галятовского и Радивиловского. Проповедник строит столп или пирамиду, уподобляя самого Гизеля, столпа церкви Божией – столпу церкви Соломоновой. Столп Соломоновой церкви был из меди и золота. Медь и золото – символы терпения и постоянства в добрых делах, а этими качествами отличался и покойный архимандрит, которому пришлось за тридцать лет своего настоятельства видеть Украину, истощенную войнами, Лавру, окруженную неприятелями, блистание басурманских мечей и нападение мысленных волков на его духовное стадо. Затем проповедник сравнивает усопшего архимандрита со столпом Даниила, отличавшимся неизменною новизной и служившим местом погребения для царей. Этой неизменной новизне соответствовало неизменное великодушие усопшего, а погребавшимся царям Мидов, Парфов и Персов – грехи от мира, плоти и диавола, умерщевляемые благочестием. Ноздри твои яко столп, шея твоя яко столп, сосца твоя яко столп, сказано в Песни Песней: это сказано людям тщеславным, горделивым и сребролюбивым, но покойный не таковой был человек, дабы созидать ноздри своя яко столп, ради славы людской и пр.; он отличался верой, надеждой и любовью, как видно из его сочинений, набожной жизни и благодеяний к ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Заручившись таким заявлением, патриарх Иоаким созвал собор. В это время началось дело Шакловитого, повлекшее за собою падение Софии. Медведев также запутан в это дело. Он бежал с намерением укрыться в Польше, но был схвачен на пути, привезен в Москву, принес перед собором покаяние и, отрекшись от своих мнений, сам переименовал свою книгу вместо " Манна " - " Обмана " . В январе 1690 года Медведева сослали в Троицкий монастырь, но через год, по доносу одного из соучастников казненного уже Шакловитого, он обвинен был в соумышлении с Шакловитым и, после страшных пыток огнем, обезглавлен 11 февраля 1691 года. Патриарх Иоаким, осудивши Медведева и киевское учение о пресуществлении, велел составить от своего имени книгу, под названием " Остен " . Книга эта написана Евфимием. В ней изложена вся история происходившего спора. В добавление к ней патриарх иерусалимский Досифей прислал собрание свидетельств, доказывающих справедливость учения Лихудов. Киевская партия потерпела жестокое поражение. Московский собор признал неправославными не только сочинения Медведева, но и писания Симеона Полоцкого, Галятовского, Радивиловского, Барановича, Транквиллиона, Петра Могилы и др. О Требнике Петра Могилы сказано, что эта книга преисполнена латинского зломудренного учения и вообще о всех сочинениях малорусских ученых замечено, " что их книги новотворенные и сами с собою не согласуются, и хотя многие из них названы сладостными именами, но все, даже и лучшие, заключают в себе душе-тлительную отраву латинского зломудрия и новшества " . В Москве утвердилось было мнение, что приходящие из Малороссии и Белоруссии ученые заражены латинскою ересью, что, путешествуя за границею и довершая там свое образование, они усваивают иноземные понятия и обычаи, что не следует слушать их и ездить к ним учиться. Говорили, что " вместо благословенного еллино-славянского учения, они преподают латинское учение, от которого ничего доброго нельзя надеяться, кроме противности и рати на святую церковь. В давние времена в Малороссии процветало восточное благочестие, как и у нас великороссиян, оно благодатию Божиею, яко солнце, сияет, а когда вошли туда злохитрые иезуиты и принесли туда учение латинское, что сталось? Куда девались тамошние князья великие, православные: Острожские, Чарторийские, Четвертинские и иные? "

http://sedmitza.ru/lib/text/435672/

В апокрифическом евангелии Иакова, известном и в древней России в отрывках, архангел Гавриил обращается к пр. Деве Марии с такими словами: «Не бойся, Мария, не поткнеши бо ся ты, яко Ева . От Евы бо смерь бысть, а от тебе воскресение мертвых; от Евы плод смертоносный, а от тебе крест животворящий; от Евы лесть, а от тебе любовь; от Евы разлучение человеком от Бога, а от тебе совокупление несказанно; от Евы мрачный сон адов, а из тебя светлый светильник всему миру; от Евы клятва, а от тебя благословение; от Евы осуждение, а от тебя отдание; от Евы скорбь, а от тебя радость и вера; от Евы слезы, а от тебя река воды живы, от Евы труд, а от тебя покой; от Евы тернородная земля, а от тебя троичная жизнь; от Евы братоненавидение, а от тебя человеколюбие; от Евы потоп, а от тебя баня бессмертия; от Евы убийство, а от тебя мертвых воскресение». 78 Вообще, в сочинениях многих старинных церковных писателей о Богородице говорится, как о второй Еве, прародительнице освобожденного человечества. Рядом с сопоставлением Богородицы с Евой и независимо от него шло прославление пр. Девы в литературных сказаниях, в песнопениях и в живописи. Благочестиво настроенная фантазия и глубоко проникнутое религиозностью чувство искали во всем мире, физическом и моральном, образов и красок для прославления пр. Девы. Естественно, напрашивалось сравнение пр. Девы с цветами, как наиболее изящными произведениями земли, а из цветов, разумеется, с самыми красивыми и благоухающими, с розой и лилией. Символическое толкование Библии усмотрело указание на пр. Деву в словах Ездры V, 24–25: «О владыко Господи, от всех дубрав земли и от всех древес ея избрал еси виноград един.. И от всех цветов вселенныя избрал еси себе крин един». В церковных песнопениях пр. Дева называется «крином благоуханным». Южнорусская схоластическая проповедь , как известно, чрезвычайно любила всякого рода параллелизмы, символы и аллегории, и в ней нашло место сопоставление пр. Девы Мария с цветами, преимущественно с лилией. Сравнение Богородицы с Евой встречается, между прочим, в «Огородке» Радивиловского в первом слове о непорочном рождении пр.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

Все, что было лучшего в Европе, жило и действовало под этим влиянием, и оно было источником многих чистейших элементов нашей цивилизации». 74 Малорусские сказания о Богородице сложились под влияниями восточно-византийским и западно-католическо-польским. Апокрифы о Деве Марии проникли в народную жизнь и словесность не в виде чего-либо цельного и систематического, не в форме стройных сказаний, а в виде кратких апокрифических рассказов и преданий, отдельных поверий, мелких мотивов. Одни мотивы, упав на почву южнорусской схоластической литературы, не дали народно-поэтических ростков, другие, частью при посредстве этой литературы, большею частью независимо от нее, проникли в самую глубь народа, вошли в общий строй народного миросозерцания я получили развитие в песнях под влиянием местной, краевой жизни и местной крестьянской психологии. По-видимому, в южнорусский народ проникли апокрифические сказания о Богородице, встречающиеся у отцов церкви и в апокрифических евангелиях. Можно положительно утверждать, что крупными проводниками апокрифов о Богородице в простой наш народ были сочинения южнорусских писателей второй половины XVII ст., Галятовского и Радивиловского и в особенности Чети-Минеи св. Димитрия Ростовская . Галятовский составил несколько проповедей на праздники Богородичные и несколько сборников чудес от икон Богородицы, преимущественно от икон Купятицкой, Печерской и Елецкой. Наибольшей известностью пользовалось «Небо новое», сборник 445 чудес Богородицы, расположенных по 28 отделам: чудеса при рождестве св. Богородицы, во время ее пребывания в храме, во время рождества Иисуса Христа, от Ее имени, от Ея перстня, над монахами, над больными и т. д. В начале «Неба» на л. л. 1–4 приведены пророчества Сивилл о 12 чудесах Богородицы. 75 Радивиловский оставил несколько проповедей на богородичные праздники в «Огородке Божьей Матери», причем обеими руками черпал из католических книг. В составлении Малых Четьих-Миней участвовали многие южнорусские писатели второй половины XVII ст.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

и Фирлеем 10 дек. 1647 г. собрался назначенный Люблинским трибуналом третейский суд. Прп. Иов Почаевский с братией в молении перед Почаевской иконой Божией Матери. Роспись Успенского собора Почаевской лавры. 70-е гг. XIX в. Прп. Иов Почаевский с братией в молении перед Почаевской иконой Божией Матери. Роспись Успенского собора Почаевской лавры. 70-е гг. XIX в. Судебное разбирательство было остановлено в связи с началом в мае 1648 г. освободительной войны украинского народа под предводительством Б. Хмельницкого, в значительной степени охватившей Волынь. В авг. 1648 г. отряды казаков и татар заняли Кременец, город был разрушен. Здание Кременецкого гродского суда и канцелярии, где хранились судебные акты, в т. ч. относившиеся к земельным тяжбам Почаевского мон-ря, было разорено, большинство документов уничтожено. В окт. 1648 г. пострадал и Почаевский монастырь: казаки забрали часть продовольствия, было разграблено имущество, на время войны переданное окрестными владельцами на хранение в мон-рь. В июне-авг. 1649 г. Фирлей, в то время занимавший должность сандомирского воеводы, был осажден казаками в Збаражской крепости. Освободившись после завершения осады, Фирлей приехал в Почаевский мон-рь и просил у И. прощения за причиненные обиды, обещая в скором времени возместить нанесенный обители ущерб. Обещание не было исполнено из-за смерти Фирлея в 1649 г. Почаевский мон-рь был вновь разорен в июне 1651 г., во время «Берестечской экспедиции». Казаки и татары забрали монастырский скот, зерно, уничтожили пасеки, в обители начался голод, и «немало отцов умерло голодной смертью». Опасаясь новых набегов, 20 июня 1651 г. (накануне неудачной для казаков Берестечской битвы) И. с делегацией монахов прибыл к одному из командующих польск. войском - кн. Иеремии Вишневецкому с просьбой о защите мон-ря. Кн. Вишневецкий издал универсал к коронному войску о сохранении обители. Во время войны 1648-1651 гг. в Почаевском мон-ре нашли прибежище мн. окрестные жители. Одним из них был правосл. шляхтич И. Жабокрицкий, имение к-рого с. Жабокрики (ныне с. Довгалёвка Радивиловского р-на Ровненской обл.) разорили казаки. В завещании (1648) Жабокрицкий рассказал о приеме, оказанном ему в Почаевском мон-ре: в то время Жабокрицкий «не мог иметь при себе не только приятеля, но и собственных деток, разбежавшихся по разным местам... Отец Иоанн (Железо), игумен почаевский, принять изволил как его, так и сына его младшего» и «достаточками своими содержал». В конце завещания Жабокрицкий просит похоронить его в Почаевской обители и жертвует ей 200 злотых. Во время разгрома Кременца в 1648 г. в Почаевском мон-ре получил прибежище униат. протопоп Феодор Дубницкий ( Довбищенко М. Волинська шляхта у peлiriйhux рухах. К., 2008. С. 218).

http://pravenc.ru/text/578150.html

Однако убийство митр. Алексия 7 мая 1943 г. изменило планы. Позже на допросе в НКВД архим. Мефодий говорил: «Я начал бояться за свою жизнь, чтобы не убили меня, как владыку Алексия, и тогда решил уйти из монастыря в мае 1943 г. В селе помогал отцу и жил там до февраля 1944 г.» ( Кулик О., прот. Терниста дорога: шлях i пастирська дiяльhicmь apxiм. Meфoдiя (Cuбikobcьkoro), 1902-1978. Pibhe, 2014. С. 63). Новый настоятель Дерманского мон-ря архим. Варлаам (Цихоцкий) в 1943-1944 гг. состоял в подчинении Ровенско-Кременецкой епархии Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). В газ. «Православная Русь» сообщалось, что весной 1943 г. были убиты сопротивлявшиеся автокефалистам клирики Автономной УПЦ: свящ. Георгий Иваницкий из с. Пелча Дубенского р-на, свящ. Мелетий Рыжковский из с. М. Мощаница Здолбуновского р-на, прот. Евгений Мержвинский из с. Вел. Мощаница Здолбуновского р-на (1943. 7/8. С. 15). Названные клирики, а также диакон из с. М. Мощаница Анатолий Малевич погибли от рук бандеровцев (Книга скорботи Украïни: Pibhehcьka обл. Pibhe, 2003. Т. 2: Дeмuдibcьkuй, Дубровицький, Здoлбyhibcьkuй райони). На территории Острожской и Сарненской епархии в 1944 г. были убиты свящ. Мефодий Чуйковский (с. Рудка Демидовского р-на Ровненской обл.), прот. Петр Жижкевич с матушкой (с. Иванье Дубенского р-на), прот. Серафим Молчановский (с. Рачин Дубенского р-на), прот. Алексий Прибытовский (с. Смордва Млиновского р-на), прот. Михаил Цыбульский (с. Мирогоща Дубенского р-на), свящ. Иоанн Тарнавский (с. Глинск Здолбуновского р-на), свящ. Михаил Мокринский (с. Пляшева Радивиловского р-на) и др. По-видимому, в гибели большинства священников виновны бандеровцы; прот. Алексий Прибытовский убит сотрудниками НКВД (согласно отчетам о спецоперациях НКВД). После освобождения Волыни от нем. оккупации в 1944 г. была восстановлена Волынская епархия РПЦ, в которую вошла территория Острожско-Сарненской епархии. 10 апр. 1990 г. от Волынско-Ровенской епархии отделена Ровенская и Острожская епархия .

http://pravenc.ru/text/2581685.html

Главным украшением архитектурного комплекса на Свято-Юрьевской горе является конечно же собор Святого Юра архитекторов Бернарда Меретина, Мартина Урбанека и Себастьяна Фесингера. Планировка основания храма представляет собой форму греческого равностороннего креста с правильной подкупольной окружностью по центру. Купол держится на высоких арках. Особенностью храма считают расположение алтарной части на запад, а не на восток, как в большинстве православных храмах. Высота собора - 56 м, длина - 42 м. К величественному зданию собора ведёт двухмаршевая лестница с баллюстрадой, на которой находятся фигурки путти (не ангелы, а т.н. младенцы, которые сплошь встрчаются в католических храмах, построенных в стиле барокко). Кроме того, вдоль лестницы очень много красивых фонарей. Под лестницей есть пещера, в ней - Св. Онуфрий, символизирующий отшельников, некогда живших здесь. Главный фасад украшен пилястрами ионического ордера, пилонную арку которого венчает конная статуя Юрия (Георгия) Змееборца, визуально поддерживаемая святыми Афанасием и Львом (дань фундаторам Атанасию и Льву Шептицким) - произведение величайшего скульптора той эпохи - Иоганна Георга Пинзеля (1707-1761). Доминантой богатого внутреннего убранства собора является алтарная часть, где композиции " Христос Архиерей " , " Распятие " , " Тайная вечеря " , кисти Юрия Радивиловского, обрамляют статуи первосвятителей Аарона и Мелхиседека, созданные скульптором Клеменсом Ксаверием Фесингером. В монастырском ансамбле Святоюрской горы выделяется также колокольня 1828 года, построенная архитектором И. Гаеком. Она была сооружена после сноса деревянной колокольни, украшавшей тогда всё монастырское подворье с момента строительства храма, которая представляла четырёхколонную каркасную конструкцию с шестью колоколами. Единственным уцелевшим напоминанием о старой деревянной церкви стал сохранившийся медный колокол " Дмитрий " , отлитый Яковом Скоры в 1341 году. Он находится в рабочем состоянии и до сих пор является древнейшим на Украине. Новая колокольная башня, расположившаяся с северо-запада от Святоюрского собора, была выстроена на средства Галицкого религиозного фонда в виде четырёхъярусного строения, которое венчал кардинальский крест (в честь первого кардинала, митрополита Михаила Левицкого (1816-1858). А свой нынешний вид квадратная в плане колокольня приобрела уже после реконструкции 1865 года, уменьшившая количество ярусов до трёх и максимально приблизив стиль её архитектуры к остальным зданиям ансамбля.

http://sobory.ru/article/?object=29365

В 1944-1945 гг. ближайшими помощниками еп. Иова по управлению приходами Кременетчины и Ровенской обл. были местные благочинные: настоятель Николаевского собора в Кременце прот. Стефан Михалевич, настоятель Крестовоздвиженского собора в Кременце прот. Алексий Улович, настоятель Воскресенского собора в Ровно прот. Иоанн Морчаковский, настоятель Ильинского собора в Дубно прот. Владимир Ковальский, настоятель Екатерининского собора в Здолбунове прот. Макарий Коломиец, настоятель Александро-Невского собора в Костополе прот. Иоанн Радивоник, настоятель Богоявленского собора в Остроге прот. Михаил Рыхлицкий, настоятель Покровского собора в Сарнах прот. Георгий Палий. Заботами этих пастырей в период оккупации в их благочиннических округах Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) не получила распространения. Почти все эти клирики в послевоенный период были репрессированы. Репрессиям подверглись и др. священнослужители: бывш. настоятель Белевского мон-ря игум. Илиан (Гук), свящ. Василий Маркопольский (с. Борщевка Кременецкого р-на), свящ. Вениамин Осадовский (с. Вел. Загайцы Шумского р-на), свящ. Каллиник Галий (с. Башаровка Радивиловского р-на), диак. Матфей Каштан (с. Городище Людвипольского, ныне Корецкого р-на) и др. Согласно сообщению бывшего секретаря епархии Н. Урбанского от 1 сент. 1945 г., на территории Кременецкой епархии с 1941 г. были убиты 59 священников, включая автокефалистов (Там же. Оп. 3. Д. 14. Л. 39). Мн. священники, принадлежавшие к Автономной УПЦ, погибли от рук бандеровцев. После образования 22 апр. 1945 г. Львовско-Тернопольской епархии все районы на территории бывш. Кременецкого повята, входившие в Тернопольскую обл. (вместе с Почаевской лаврой), были отделены от Волынско-Луцкой епархии (переименованной в дек. 1945 в Волынско-Ровенскую) и переданы под управление Львовско-Тернопольских архиереев Украинского экзархата. Тогда же еп. Никодим (Гонтаренко) был освобожден от должности заместителя священноархимандрита Почаевской лавры и почислен на покой. К. в. Львовско-Тернопольской епархии было возобновлено 12 июня 1955 г., когда архим. Дорофей (Георгиевич) был хиротонисан в Москве во епископа Кременецкого. Не позднее 19 авг. 1955 г. еп. Дорофей перешел в клир Чехословацкой Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/2459003.html

Пользуясь обнаружением в последнее время иноверных интриг и пропаганды, Иоаким успел чувствительно задеть даже любезных молодому царю протестантов Немецкой слободы, где кстати в это время обнаружилось особенное религиозное движение. Там появился один иступленный проповедник мистик Квирин Кульман, который величал себя князем Бога Израилева, сыном Сына Божия, пришедшим для восстановления истинного христианства и открытия 1000-летнего царства Божия на земле, а учение свое – новым Апокалипсисом. Пропаганда его для русских была не опасна – немцы сами выдали его правительству, и он был сожжен. Но патриарх воспользовался этой пропагандой, как и пропагандой иезуитов, для того, чтобы исходатайствовать у правительства уже известный указ, касавшийся стеснения въезда иностранцев в Россию. Осуждение хлебопоклоннической ереси на соборе 1690 года и высылка киевских ученых из Москвы В 1690 году к описанной борьбе двух направлений русского образования подведен был окончательный итог. Евфимий написал книгу «Остен», в которой была рассказана вся история недавних споров и опровергнуты и учение латинян, и ошибки Полоцкого, Медведева и юго-западных книг. Братья Лихуды дали полное опровержение католичества в книге «Мечец духовный, или Диалоги Грека учителя к некоему иисуиту». Патриарх со своей стороны созвал в Москве собор, на котором хлебопоклонническая ересь была предана проклятию и изречено осуждение на многие малороссийские книги, замеченные в уклонениях к латинству: Большой Требник, Служебник и Лифос Петра Могилы , Ключ разумения и Мессия праведный Голятовского, Меч и Трубы словес Лазаря Барановича, Огородок Радивиловского, Евангелие и Перло многоцветное К. Транквиллиона, Выклад о церкви и таинствах Феодосия Сафоновича и другие. Собор этот был последним деянием Иоакима в пользу православия; вскоре после него патриарх скончался. Преемник его оказался еще более строгим к латинству. Киевские ученые были высылаемы или сами спешили убираться из Москвы. Киевское влияние было устранено, но зато Москва лишилась после этого самого главного источника своего духовного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Пострадавшая от рейдерства «ПЦУ» община Украинской Православной Церкви построила новый храм 25 июня 2021 г. 13:27 23 июня 2021 года в селе Сестрятин Радивиловского района Ровненской области Украины освятили новый храм Украинской Православной Церкви в честь святителя Николая Чудотворца, построенный вместо захваченного рейдерами «ПЦУ», сообщает сайт Союза православных журналистов со ссылкой на страницу Ровенской епархии в социальной сети Facebook. По благословению митрополита Ровенского и Острожского Варфоломея освящение храма совершил викарий Ровенской епархии епископ Дубенский Пимен . Община Украинской Православной Церкви в Сестрятине Радивиловского церковного благочиния лишилась храма в 2019 году в результате рейдерского захвата. Тогда несколько десятков сторонников «ПЦУ», заручившись поддержкой активистов из соседних населенных пунктов, отобрали храм в честь святителя Николая Чудотворца. Некоторое время верные канонической Церкви совершали богослужение в другом помещении, но оно было на балансе у местного фермерского хозяйства, и впоследствии его пришлось покинуть. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010