Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство АННА († 1018 ?), св. блгв. кнг., вероятно, первая супруга вел. кн. Ярослава Мудрого (пам. 4 окт., 10 февр. и в Соборе Новгородских святых) АНТОН Фрязин (Онтон Вязин), итал. мастер, архит., инженер, упом. летописями в связи со строительством Моск. Кремля (XV в.) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНОВА (Буханевич; 1907-1993) Валентина Ивановна, специалист в обл. древнерус. живописи, канд. искусствоведения

http://pravenc.ru/rubrics/123062_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь. Введение патриаршества (1589 - 1700 гг.) АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. АЗАРИЯ (Азарий; † после 1674), инок Соловецкого мон-ря, один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг. АЗОВСКО-ДОНЕЦКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (НОВОДОНЕЦКИЙ ПРЕДТЕЧИЕВ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан, по преданию, на том месте, где в 1695 г. во время 11-го азовского похода царь Петр I встретился с насельником Успенской Чернецкой Пронинской пустыни АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны АНАСТАСИЯ († 1609 ?), игум. угличского в честь Богоявления Господня жен. мон-ря, прмц. ( пам. 19 марта., 10 апр., 22 дек. и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ ЧЕРНОЕЗЕРСКИЙ († 1598), осн. Антониевой Черноезерской пустыни, прп. (пам. 17 янв., в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121756.html

Поюще твое молитвенное заступление, преподобне отче Антоние, благодарно храним память чудес, тобою содеянных, имиже Бог прослави многажды на месте сем пречестное имя твое, и согласно воспеваем ти: Радуйся, болящих целителю; Радуйся, скорбных утешителю. Радуйся, немощных помощниче; Радуйся, страждущих защитниче. Радуйся, яко бездетным родителем радость о чадех даруеши; Радуйся, яко возставляти умирающих благодать имаши. Радуйся, яко страждущим от рака лета жития продлеваеши; Радуйся, яко безнадежных совершенныя надежды исполняеши. Радуйся, яко обращающихся к вере от недугов избавляеши; Радуйся, яко в нуждах житейских скоро помогаеши. Радуйся, дарования чудес приемый; Радуйся, верных заступниче верный. Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче! Кондак 13 О, предивный Леохновский чудотворче, преподобне отче Антоние, приими убогое моление нас недостойных, чтущих святую память твою, труды твоя безмерныя, слезы, пощения и всенощные бдения, имиже начало обители твоея положил еси, юже доныне молитвами твоими сохранил еси. Избави нас от бед настоящих и вечныя смерти, да твоим заступлением достигнув обителей Небесных, и мы с тобою и всеми святыми воспевати имами Богу вечно: Аллилуйя. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангельское житие от юности возлюбив, отчий дом оставил еси, и ум на Небесная возвел еси, преподобне, сердцем ко Господу пламенея, в безмолвии и мудрости Евангельской Божественному житию поучаяся. Призван же от Бога быв, иноческую обитель устроив, верный образ врученней тебе братии явился еси, всего себе в жертву святу и богоугодну принесл еси, темже промышлению Божию о тебе дивящеся, во умилении зовем ти: Радуйся, благочестиваго корене отрасле пречестная; Радуйся, лозо винограда Христова многоплодная. Радуйся, града Твери славное прозябение; Радуйся, Великаго Новаграда духовное украшение. Радуйся, от чрева матери Духом просвещенный; Радуйся, Божественным Писанием от юности умудренный. Радуйся, гражданине небесный;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Романа Влад. Угличского – 3 – го февраля (1595), пр. Корнилия Комельского – 19 – го мая (1600), царевича Димитрия – 15 – го мая в день кончины, 3 – го июня в день перенесения мощей и еще в день рождения (1606), пр. Макария Уиженского – 25 – го июля (1620), Авраамия Галицкого – 20 – го июля (1621), Даниила Переяславского – 7 – го апреля (1652), Никодима Кожеезерского–3 – го июля (до 1662 г.), Нила Столбенского – 27 – го мая и 7 – го декабря (1667), Никандра Псковского – 24 – го сентября (1687) и др. Кроме того народным обычаем или с разрешения церковной власти установлялись дни для местного чествования святых: напр. святителей Моск. Филиппа и казанск. Германа, преподобных Галактиона Вологодского († 1613), Антония Леохновского († 1612 или 1613), Евфросина Синоезерского († 1612), Елеазара Анзерского († 1656), Иринарха Ростовского († 1616), Мартирия Зеленецкого († 603), Симона Воломского († 1641), Трифона Печенского († 1583), Трифона Вятского († 1613), Ферапонта († 1591) и Адриана († 1619) Монзенских, Адриана Пошехонского († 1550), блаженных Иоанна Ростовского († 1581), Симона Юрьевецкого († 1584), Андрея Тотемского († 1673), князей Георгия Всеволодовича Владимирского († 1238) и Даниила Московского († 1303), прав. Юлиании Муромской († 1604) и многих других. В честь святынь и в память явленных от них чудесных благодеяний установились следующие местные и общерусские праздники: 19 – го августа – в честь Донской иконы Богоматери в память победы над крымцами (1591 и 1646 г.); 22 – го октября – в честь Казанской иконы Богоматери и в память освобождения Москвы от поляков ее заступлением (1613 г. 527 ); сначала, до 1649 года, 22 – го октября было лишь местным московским праздником, а с 1649 г. – по случаю рождения в этот день у Алексея Михайловича сына Димитрия – сделано общерусским; 14 – го марта – в честь Феодоровския иконы Божией Матери (в Костроме) в память избрания на царство Михаила Феодоровича, который дал на это свое согласие пред Феодоровской иконой (1613 г.); 26 – го июня – в честь Тихвинской иконы Божией Матери в память чудесного ее явления (1383) и помощи от нее Тихвинской обители и Новгороду при нападении шведов (1613) – общерусский праздник; 27 – го марта – в честь Ризы Господней по случаю принесения ее в Москву (1625 г.) – общерусский праздник, впоследствии перенесенный на 10 – е июля 528 ; 13 – го октября и 26 – го июня – в честь Семиезерской иконы Божией Матери в память принесения ее в Семиезерскую пустынь (XVII в.) и освобождения Казани от моровой язвы (1654 – 1656 г.); праздник (местный) установлен в 1658 г.; 22 – го августа – в честь Грузинской иконы Божией Матери (1658 г.) – общее празднество и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Врачи, Аравитяне Косма и Дамиан, пользуя больных, просвещали их вместе с тем верой в Того, Чьей силой они производили исцеления; за это пострадали во время гонения на христиан в царствование Диоклитиана и Максимиана и, сохранившиеся невредимыми среди испытаний и в огне, и в воде, и на суше, были усекнуты вместе с Леонтием, Анфимом и Евтропием, также отказавшимися отречься от веры во Христа и принести жертвы богам. Соимённые бессребреники воспоминаются также 1-го июля и 1-го ноября. Святого пророка Осии Осия из племени Иссахарова, современник Израильского царя Иеровоама 2-го и Иудейского царя Езекии, обличая Евреев в нечестии, предсказывал им кару Божию, а вместе с тем предсказывал и распространение Богопочитания и благочестия в мире. «Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения, – говорит Св. Дух устами пророка, – так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих» 245 . «Ибо как упрямая телица упорен стал Израиль; посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнец на пространном пастбище?» 246 «Пойду, возвращусь в Моё место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего» 247 . «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдём и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил, – и Он исцелит нас, поразил, – и перевяжет наши раны, и Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить перед лицом Его. Итак познаем, будем стремиться познать Господа, как утренняя заря – явление Его, и Он приидет к нам как дождь, как поздний дождь оросит землю... Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая... Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» 248 . «Много жертвенников настроил Ефрем для греха; ко греху послужили ему эти жертвенники... Написал Я ему важные законы Мои; но они сочтены им, как бы чужие»... 249 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Трубу к устам твоим! Как орёл налетит на дом Господень за то, что они нарушили завет Мой и преступили закон Мой! Ко Мне будут взывать: Боже мой! мы познали Тебя, мы – Израиль! Отверг Израиль доброе; враг будет преследовать его»... 250 . «Не будут они жить на земле Господней; Ефрем возвратится в Египет, и в Ассирии будут есть нечистое... Не будут возливать Господу вина, и не угодны будут Ему жертвы их; они будут для них, как хлеб похоронный: все, которые будут есть их, осквернятся, ибо хлеб их для души их, а в дом Господень он не войдёт... Пришли дни посещения, пришли дни воздаяния; да узнает Израиль, что глуп прорицатель, безумен выдающий себя за вдохновенного, по причине множества беззаконий твоих и великой враждебности... Отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его, и будут скитальцами между народами»... 251 . «Сейте себе в правду, и пожнёте милость, – воззывает, вместе с тем, Господь обречённых на кару: – распахивайте у себя новину; ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда приидет, дождём пролил на вас правду»... 252 . «Как поступлю с тобой, Ефрем? Как предам тебя. Израиль? – изливает Господь неистощимое милосердие своё на человечество в лице Еврейского, возлюбленного Им народа, который Он хочет спасти, а не погубить: – повернулось во Мне сердце Моё; возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема; ибо Я – Бог, а не человек... Среди тебя – Святой»... – возвещает Бог-Дух благую весть... Вслед Господа пойдут они; как лев, Он даст глас Свой, и встрепенутся к Нему сыны с Запада; встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби, и вселю их в домы их» 253 , – говорит Господь, – «от власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их; смерть, где твоё жало? ад! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня»... 254 «Обратись, Израиль, ко Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего. Возьмите с собой молитвенные слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: отними всякое беззаконие, и прими во благо, и мы принесём жертву уст наших... Не будем более говорить изделию рук наших: боги наши, потому что у Тебя милосердие для сирот...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010