Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 297-298; Муравьев А. Н. Путешествие по святым местам русским. Новгород. СПб., 1846. С. 122-124; СИСПРЦ. С. 38-39; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 54; Тихомиров П. , прот. Житие прп. Арсения Новгородского. Новгород, 1891; Филарет (Гумилевский). ЖСв. Июль. С. 81-84; Зверинский. Т. 2, 866; Т. 3, 1379; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 11. Июль. С. 152-155; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 59; Голубинский. Канонизация святых. С. 156; Панченко А. М. Смех как зрелище// Лихачев Д. С. , Панченко А. М. , Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984; Каган М. Д. Житие Арсения Новгородского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 331-335; Флоря Б. Н. Иван Грозный. М., 1999. С. 243-244. Игум. Андроник (Трубачёв) Иконография. В Каликинском иконописном подлиннике (БАН. Двинское собр. 51. Л. 260об., кон. XVIII в.) облик А. Н. описан под 8 мая: «Подобием рус, брада тупее Николины, в схиме, ризы преподобническия, мантия многошвенна, ряска дичь». Изображение А. Н. сохранилось на прориси с иконы XVIII в., в составе 68 Новгородских святых, предстоящих иконе Софии, Премудрости Божией,- с непокрытой головой, в 4-м ряду правой группы, на 2 иконах Новгородских чудотворцев работы свящ. Георгия Алексеева, 1726 и 1728 гг. (ГИМ, ГТГ); также на прориси с иконы «Русские святые» 1814 г. старообрядческого иконописца П. Тимофеева - в монашеском одеянии, с куколем на голове и короткой, немного кудрявой бородой, между прп. Тихоном Луховским и прп. Сергием Валаамским ( Маркелов. Т. 1. С. 399, 455). Лит.: Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 398-399, 454-455. Т. 2. С. 60-61. Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/text/76310.html

Архив Пн Молитвами первых преподобных: делегация монашествующих Русской Православной Церкви посетила святыни Египта 24 июля 2023 г. 17:24 55 лет назад, 25 июля 1968 года, делегация Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Минским и Белорусским Антонием (Мельниковым) приняла участие в торжествах Коптской Церкви в честь 1900-летия мученической кончины апостола и евангелиста Марка и освящения кафедрального собора святого Марка в Каире. Святейший Патриарх Алексий I в послании Патриарху Коптскому Кириллу VI тогда отметил: «Мы уповаем на упрочение взаимосвязей между нашими Церквами в будущем». Слова Святейшего оказались пророческими: с того времени отношения Русской и Коптской Церквей успешно развиваются  ( «Журнал Московской Патриархии» 7, 2023,  PDF-bepcuя ) . В конце апреля — начале мая 2023 года очередная делегация монашествующих Русской Православной Церкви посетила Египет . Это далеко не первый подобный визит в рамках деятельности Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью: обе стороны активно обмениваются опытом монашеской жизни. Русские монахи посещают монастыри в Фиванской и Нитрийской пустынях, где зародилось монашество, а коптские монахи — монастыри преподобного Сергия и его учеников, Вологодчины, Великого Новгорода, Русского Севера. В этот раз русскую делегацию возглавил управляющий делами Московской Патриархии , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря Москвы митрополит Воскресенский Дионисий . В состав делегации вошли: викарий Новгородской епархии епископ Юрьевский Арсений ; заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству , настоятельница Зачатьевского монастыря города Москвы игумения Иулиания (Каледа) ; секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов); наместник Антониево-Леохновской пустыни, благочинный монастырей Новгородской епархии архимандрит Митрофан (Письменский); наместник Успенского Старицкого монастыря игумен Дамаскин (Леонов); настоятель архиерейского подворья — Введенской церкви Калязинского монастыря иеромонах Амвросий (Желябовский), насельники Новоспасского, Валаамского , Данилова и Зачатьевского монастырей.

http://patriarchia.ru/db/text/6044885.ht...

В Египет прибыла монашеская делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Воскресенским Дионисием 28 апреля 2023 г. 21:13 28 апреля 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Святейшего Патриарха Коптского Тавадроса II в Египет прибыла делегация монашествующих Русской Православной Церкви. Цель визита — паломничество к местам, связанным с историей возникновения и расцвета христианского монашества, а также знакомство с современной жизнью мужских и женских обителей Коптской Церкви. Визит проходит в контексте развития диалога между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью в рамках деятельности соответствующей Комиссии по межцерковному диалогу и является частью реализуемой в последние годы программы взаимных визитов представителей русского и коптского монашества. Делегацию возглавляет управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря г. Москвы митрополит Воскресенский Дионисий . В ее состав входят: викарий Новгородской епархии епископ Юрьевский Арсений; заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского монастыря города Москвы игумения Иулиания (Каледа); секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям, секретарь Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью иеромонах Стефан (Игумнов); наместник Антониево-Леохновской пустыни, благочинный монастырей Новгородской епархии архимандрит Митрофан (Письменский); наместник Успенского Старицкого монастыря (Тверская митрополия) игумен Дамаскин (Леонов); настоятель архиерейского подворья «Введенская церковь» (бывший Свято-Троицкий Макариев мужской монастырь) в г. Калязине (Тверская митрополия) иеромонах Амвросий (Желябовский); благочинный Новоспасского монастыря г. Москвы иеромонах Павел (Гелястанов); начальник скита в честь Смоленской иконы Божией Матери, регент братского хора Спасо-Преображенского Валаамского монастыря иеромонах Давид (Легейда); клирик Новоспасского монастыря г. Москвы иерей Иоанн Игнатов; помощник игумена Спасо-Преображенского Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Мурог); сотрудник ОВЦС, насельник Данилова ставропигиального монастыря г. Москвы иеродиакон Петр (Ахматханов); насельница московского Зачатьевского монастыря монахиня Иоанникия (Жданова); директор духовно-просветительского центра «Свет Валаама» монах Марк (Зайков); сотрудник информационного отдела Валаамского монастыря монах Афанасий (Николаев); послушник Новоспасского монастыря г. Москвы А.В. Бесполденов; иподиакон митрополита Воскресенского Дионисия Н.В. Пикулев.

http://patriarchia.ru/db/text/6023179.ht...

Так как, по указу св. Синода 1722 г. (20 сент.), каждому из свв. 12 Апостолов в отдельности должна быть отправляема полиелейная служба (каковая и полагается в Уставе на ряду), то тем более «Собору свв. славных и всехвальных Апостол 12 следует совершать службу с полиелеем. – Служба «дванадесятих апостол» заключает в себе и попразднственные песнопения в честь апп. Петра и Павла. Пр. Петра, царевича Ордынскаго. Память его, чтимая общецерковно, в М.В.С. и Х.М. указывается в день его кончины, 20 июня, а в В.М. – 30 июня. По «Месяц. Вост.», кроме 29 июня (общецерковного празднования), память пр. царевича Петра празднуется и 30 июня в Ростове, т.е., 30 июня он чтится местно. Первое воскресенье после 29 июня. – См. 2 мар. – Препп. Тихона, Bacuлiя и Никона, братий по плоти. Они жили в XVI в. На древней иконе в церкви села Соколова (Москов. губ., Звенигород. уезда, в 20 вер. от Воскресенского Новиерусалимского мон.) они изображены в схимническом одеянии; погребены они в Соколовой роще; над их могилами древние часовни. Память их совершается в Соколове, в первое воскресенье после праздника свв. апп. Петра и Павла. Первая пятница после 29 июня. – См. 3 авг. Вторая пятница после 29 июня. – Пр. Ahmohiя Леохновского. Сын Тверских бояр Вениаминовых, он сначала подвизался отшельником в пустоши Рублевой, в 12 вер. от Новгорода. Затем он на Леохнове (за о. Ильменем, в Старорусском уезде, Новгородской губ.) основал обитель Преображения Господня. По случаю нападения шведов на Новгородскую область он вызван был Новгородским митрополитом Исидором в 1611 г. в Новгород, где (17 окт. 1611–1613 г.) и скончался (85 лет) у церкви св. евангелиста Луки. Мощи его в 1620 г. были перенесены учеником его Григория в возобновленную им после разорения шведов Леохновскую обитель (ныне приходская церковь с. Леохнова), где и покоятся под спудом. Кроме 2-й пятницы после 29 июня, память его еще празднуется в день Вознесения Господня. Ему есть тропарь и кондак. Июль Червень – древне-славян. Липец – малоросс. 104 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

О Корсунском образе было известно и на далеких Соловках в Белом море. Там до безбожных времен почитали икону Корсунскую Сосновскую, обретенную на сосне, у морской Сосновой губы, в 15 верстах от обители. Потом эта икона находилась в Преображенском соборе Соловецкого монастыря. Один из списков Чудотворной хранился в Мураново, подмосковной усадьбе, связанной с именами двух выдающихся русских поэтов – Е. А. Баратынского и Ф. И. Тютчева Известны были образы Корсунской иконы Божией Матери также в Симбирской, Витебской губерниях, в бывшем Леохновском монастыре Новгородской епархии, а также в селе Глинкове Владимирской епархии и в Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии. Один из списков Чудотворной хранился в Мураново, подмосковной усадьбе, связанной с именами двух выдающихся русских поэтов – Е. А. Баратынского и Ф. И. Тютчева. Кондак одиннадцатый акафиста чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Корсунской Прозренной» (Шпилевской), гласит: «Огнь Божества прияла еси Дева, пребыв нетленна. Ныне же тернии души моея попали, Пречистая, огнем Благодати Твоея. Да стану и аз, якоже Моисей, в Земле Святей ногама моима, вопия чистым сердцем песнь Богу: Аллилуиа». Молитва пред Корсунской иконой Божией Матери О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое! Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя.

http://pravoslavie.ru/74500.html

126 .  Зосима Ворбозомский, основатель упраздненного Благовещенского монастыря, который находился в 20-ти верстах к югу от Белозерска, на острове озера Ворбозомского, живший – неизвестно когда, но если справедливо то, что был учеником Корнилия Комельского 346 , то во второй третьей четверти XVI beka, ибо Корнилий скончался в 1537-м году. Когда причислен к лику местных святых, остается неизвестным, по в одной из церквей его бывшего монастыря, теперешнего прихода, построенной в 1809-м году, есть придел его имени 347 . В библиотеке Московской Дух. Академии есть рукопись, – фундамент. 35, написанная в 1592-м году монахом «Благовещения пресвятые Богородицы Ворбозомского острова из Заволжия, от страны Белозерскиа» (подпись на л. 235). Так как монастырь не называется Зосиминым, то с вероятностью нужно думать, что в 1592-м году преп. Зосима был еще жив. 127–137. «В Новгородском Софийском соборе почитаются святыми многие тамошние епископы и архиепископы, как-то: Иоаким († 1030), Лука 348 († ок. 1060), Герман († 1095), Аркадий († 1163), Григорий 349 († 1193), Мартирий († 1199), Антоний († 1232), Василий († 1352), Симеон († 1421), Геннадий († 1505) и Пимин († 1571)» 350 . XVII века: 138 .  Антоний Леохновскин, основатель упраздненного Антовиева Леохновского монастыря, который находился в Новгородском уезде Новгородской губернии, скончавшийся 17-го Октября (14-го Сентября?) 1611-го года. О начале местного празднования (12-го Июля) ничего не может быть сказано. В церкви его бывшего монастыря один из приделов посвящен его имени 351 . 139 .  Трифон Вятский, основатель Трифонова Успенского монастыря, который находится в городе Вятке, скончавшийся 8-го Октября 1612-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано. 140 .  Вассиан Тиксненский, основатель упраздненной Тиксненской Спаса Нерукотворенеого пустыни, которая находилась в Тотемском уезде Вологодской губернии, в 50-ти верстах к западу от Тотьмы, скончавшийся 12-го Сентября 1624-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано 352 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Корсунская в с. Шпилевке Этот образ находится в Харьковской губернии, Сумском уезде, в Покровской церкви села Шпилевки, недалеко от Сум. Жители всей окрестности притекают с мольбой к Пречистой Богородице. Написана эта икона очень искусно на белом железе. Образ украшен серебряной ризой с драгоценными камнями. Корсунская Сосновская Находится она в Соловецком монастыре, в Преображенском соборе. Происхождение ее относят к очень древнему времени, когда она была обретена на сосне, при морской Сосновой губе, в 15 верстах от обители. Другие списки с чудотворной Корсунской иконы. Копии с этого образа находятся: В Москве, в Успенском соборе, за престолом. Эта икона, по преданию, принесена св. равноапостольным князем Владимиром в Киев из Корсуни, а отсюда образ перешел сначала во Владимир, а потом и в Москву. Корсунские иконы Божией Матери есть еще в Пскове, Новгороде, в Корсуни, Симбирской губернии, в Полоцке, Витебской губернии, в бывшем Леохновском монастыре Новгородской епархии и в селе Горбаневке, близ Полтавы (сведения о ней помещены под 30 июня). Во Владимирской епархии, в селе Глинкове; близ Троице-Сергиевой лавры, в приходском храме находится Корсунская икона Божией Матери. Этот образ с давних времен славится многочисленными чудотворениями. Есть икона Корсунской Богородицы, весьма древнего письма, в Павло-Обнорском монастыре, Вологодской епархии. Наконец, в Черниговской губернии, недалеко от города Стародуба, в селе Печениках, находится весьма древняя чудотворная икона Корсунской Богоматери, сто лет назад составлявшая главную святыню бывшего здесь женского монастыря. «Утоли моя печали». Сведения об этом образе Богоматери помещены под 25 января. 10 октября Зографская-Акафистная В XIII веке на св. Афонской горе в затворе проводил подвижническую жизнь один старец. Он имел благочестивый обычай ежедневно и по нескольку раз прочитывать акафист перед образом Богородицы. Однажды старец, читая акафист и немолчно повторяя слово «радуйся», вдруг услышал голос, исходивший от иконы:

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

Новгородские списки жития (напр., НИКМ. Инв. 10916. Л. 1-12, нач. XIX в.) попытались снять противоречия, не приводя дат и не указывая имен архиепископа, давшего антиминс для Преображенской ц., и митрополита, при к-ром «преподобный отец наш Антоний взят бысть в Великий Новъград». Вместо царя Василия Иоанновича в новгородских списках назван Иоанн IV Васильевич Грозный (1547-1584), не указано количество лет, прошедших со дня преставления святого до перенесения его мощей. Текст жития А. Л. частично заимствован: в чуде святого «о предвидении поражения под Оршавою» использовано аналогичное чудо о предвидении поражения рус. войск под Оршей в 1514 г., о к-ром говорится в «Надгробном слове преподобному Иосифу Волоколамскому», написанном Досифеем (Топорковым) . «Повесть монаха Нифонта» о встрече с А. Л. является переделкой патериковой Повести о Марке Фраческом. В самой ранней известной грамоте, выданной Леохновскому мон-рю в 1587 г. (сохранилась в копии 1675), сообщается, что «ко Всемилостивому Спасу... в пустынь к старцу Антонию» жалуются пустоши Рублёво и Леохново (НГОМЗ ОПИ. 349. Л. 2-3 об.). Упоминаемый старец Антоний, видимо, основатель мон-ря. Поскольку в новгородских писцовых книгах за 1498-1576 гг. Леохновский мон-рь не упомянут, его основание преподобным, вероятно, произошло в посл. четв. XVI в. В «Описании о российских святых» А. Л. упоминается под 17 окт. 6900 (1392) г. Отенские святцы, цитируемые архиеп. Филаретом, указывают 7100 (1592) г. Большинство исследователей считают, что кончину святого можно отнести к 1611-1613 гг., однако и в этом вопросе существуют разные мнения. Время местной канонизации А. Л. неизвестно, вероятно, это произошло не позднее 1-й трети XVII в., т. к. в 1626-1632 гг. были обретены мощи святого. В житии рассказывается, что через неск. лет после оккупации Новгорода шведами А. Л. трижды являлся во сне иноку Леохновской обители Григорию с повелением пойти к митр. Новгородскому Киприану и сказать, чтобы тело преподобного положили в Леохновском мон-ре. Григорий сообщил о явлениях святого митрополиту, 12 июля в присутствии митр. Киприана и юрьевского архим. Дионисия (1618-1632) состоялся перенос мощей А. Л. из Новгорода в Леохновский мон-рь, во время к-рого произошло 2 исцеления слепых. Самый ранний список службы святому (под 12 июля - память перенесения мощей) датируется сер. XVIII в. (РНБ. Q. I. 1364. Л. 1-22 об.).

http://pravenc.ru/text/116078.html

Ст. Рахино Крестецкого р-на (1837). Иногда купол церкви имел боковые миниатюрные главки, образуя пятиглавие (Троицкая ц. в дер. Охона Пестовского р-на, 1814-1816). Контрастом между завершением основного объема прямоугольным в плане массивным куполом со «срезанными» углами и миниатюрной колокольней отличается Троицкая ц. в дер. Бурцева Гора Маловишерского р-на (1810); высоким полусферическим куполом над ротондой - Успенская ц. в дер. Петровское Демянского р-на (1818-1819). К образцам столичного ампира близка Троицкая ц. в усадьбе Квашниных-Самариных в дер. Ужин Валдайского р-на (1812-1834). Монументальная Тихвинская ц. была сооружена для Новгородского гарнизонного батальона в 1819-1824 гг. (перестроена). Четверик Христорождественской ц. в дер. Косицкое Батецкого р-на (1821) был перекрыт массивным купольным сводом (перестроена). Кладбищенская Всехсвятская ц. в Боровичах (1826, не сохр.) имела высокий шлемовидный купол и 2-ярусную столпообразную колокольню; подобная же колокольня с дорическими портиками была во Введенско-Екатерининской ц. в с. Бронница (1828-1830, по проекту 1826 г. архит. В. П. Стасова, возможно с участием архит. Я. Максимовича); Стасову приписывается 3-ярусная колокольня бывш. Леохновского мон-ря (1829). Ампирный облик имел ряд полковых церквей, в частности при военных поселениях, обычно включенных в комплекс казарм: при Гвардейском запасном кавалерийском полку - Петропавловская в Кречевицах, ныне в черте Вел. Новгорода (1824-1830, не сохр.); при Карабинерских полках - Петропавловская в дер. Медведь (1824-1830, архитекторы Стасов и Л. А. Дюбю); военно-местная при Муравьёвских казармах - Преображенская в дер. Муравьи (1830, не сохр.). Реже встречались центрические однокупольные церкви, обычно представляющие образцы столичной архитектуры: Воскресения словущего в имении Званка Г. Р. и Д. А. Державиных (ныне урочище Званка) Чудовского р-на (1821, не сохр.); Успенский собор в пос. Любытино, приписываемый Стасову (1832), а также часовня во имя св. Иакова Боровичского в г.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Леохново. Антониево-Леохновский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1829. Архитектор: В.П. Стасов Адрес: Новгородская область, Старорусский район, с. Леохново Координаты: 58.025527, 30.998633 Проезд:по дороге Шимск-Старая Русса, поворот согласно указателю на 24 км Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Леохновская колокольня решена в стиле высокого классицизма, характерного для времени Александра I, — нач. 19 в.  Объемно-пространственную композицию колокольни составляют три уменьшающихся кверху четверика. В нижнем четверике устроен проезд. С двух сторон к нему примыкают две одноэтажные пристройки. Два главных фасада акцентированы портиками тосканского ордера. Колонны расставлены парами по сторонам проезда. Второй и третий четверики оформлены одинаково. Арочные проемы для звона фланкированы сдвоенными полуколоннами тосканского ордера. Фасады верхнего четверика завершены фронтонами. Выше четверик основания венчающего купола. Во время войны на колокольне находился наблюдательный пункт, ее обстреливали и бомбили с самолетов. В настояще время колокольня восстановлена. http://leohnovo.ru/htm/history.php В 1829 году по благословению Новгородского митрополита Серафима прежде устроенная при храме колокольня была разобрана и построена новая, трехъярусная надвратная, в классическом стиле, по проекту столичного архитектора. С двух сторон колокольни пристроено было по комнате, которые использовались как сторожка и гостиница для приезжих богомольцев. Глину для кирпича добывали неподалеку в овраге, перед закладкой в формы для обжига ее тщательно вымешивали руками, как тесто. Кладку вели особым рисунком на известковом растворе с кирпичной крошкой для большей крепости. Для деревни постройка была невиданная. Как архитектурное произведение колокольня представляла собой один из лучших образцов строгого классического стиля начала XIX века. По замыслу строителей, леохновские колокола должны были быть слышны во всех приходах благочиния, то есть за 20 верст от Леохново. Большой колокол из сплава с большим содержанием серебра весом 106 пудов, как вспоминают, был хорошо слышен и в Старой Руссе, до которой также 20 верст. Кроме него колокольня была оснащена колоколами в 20 пудов, 10 пудов и пятью малыми. В праздники звонницы окрестных церквей по традиции перезванивались с леохновской.

http://sobory.ru/article/?object=44827

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010