Григорий не обратил внимание на явление, приняв его за обыкновенный сон, хотя оно и повторилось. Наконец преподобий Антоний явился своему ученику в третий раз и, испуская огненные лучи, сказал: «Если не исполнишь слов моих, явлюсь в другом месте; ты же погибнешь». Грозное явление угодника Божия так сильно поразило Григория, что он дол­го пролежал как мертвый, без сознания. Придя в себя, он сейчас же отпра­вился в Новгород, где и передал митрополиту и старейшинам города о пове­лении преподобного Антония. Тогда митрополит Киприан (1626—1634) с крест­ным ходом, при большом стечении молящихся, пошел ко храму святого еван­гелиста Луки, близ которого находилась могила преподобного Антония. Когда ее раскопали и, вынув гроб, сняли с него крышку, то тело угодника Божия оказалось нетленным. Среди множества теснившегося народа находился слепец Иосиф, уже три года не видевший света. Молитвами преподобного Антония Иосиф тут же прозрел. По распоряжению Новгородского митрополита мощи чудотворца на место его подвигов сопровождали с молебным пением настоятели Новгородских монастырей во главе с архимандритом Юрьевской обители Дио­нисием; множество народа следовало за мощами. На пути в Леохново, когда честные мощи несли близ Аркажского монастыря, совершилось новое чудо — прозрел другой слепец, по имени Стефан. С благословением положены были святые мощи преподобного Антония на том месте, где он подвизался более 50 лет. Так исполнилось предсказание святого, что тело его будет покоиться в созданной им обители. В скором времени после перенесения мощей преподобного Антония его ра­зо­ренная обитель была восстановлена, но затем скудость содержания прекратила ее самостоятельное существование: монастырь стал приписным1), а в 1764 г. был окончательно упразднен, причем два монастырских храма обращены в приходские церкви. На месте основанной преподобным Антонием обители осталось село Леохново. В 1788 году церкви и остатки деревянного монастырского строения сго­рели. Усердием прихожан в том же году вместо деревянных сгоревших церквей был выстроен каменный храм в честь Преображения Господня с двумя приделами, из которых один (северный) — во имя преподобного Антония Леохновского.

http://pravicon.com/info-1789

Арсения, куда приходят покланяться благочестивые богомольцы. (Из рукописного сборника житий святых, Новгородской Семинарии.) Житие преподобного Антония Леохновского Тверь была земной родиной блаженного Антония, который происходил из детей боярских Вениаминовых; с юных лет исполнилось сердце его страхом Божиим и постоянно помышлял он, как бы избежать ему суетного мира и попечений житейских, ибо видел, какой горечью напояются прилепляющиеся к молве человеческой и скольких лишаются благ, прогневляя Бога нечестивой жизнью. Имя Антония, нареченное во св. крещении, послужило ему как бы знамением и залогом будущего пустынного жительства, ибо, несмотря на любовь к нему присных, сердце его влекло далеко от них в уединение, чтобы где–либо облечься в иноческий образ. Пришел он в предместье Великого Новгорода, вконец называемый Шелонский, близ озера Ильменя, за двенадцать верст от города, на реку Переходу, и несколько времени прожил в пустыне, называемой Рублева пустошь, непрестанно моля Господа о сподоблении его ангельского образа. Там, в безмолвии пустынном, имел он ангельское видение и таинственное внушение: идти за три поприща оттуда на место, называемое Леохново, и туда устремился Антоний. Он нашел там пустынного инока по имени Тарасия, который его постриг; вместе потрудились они над сооружением церкви во имя Преображения Христова, и украсили ее с подобающим благолепием. Новая пустынь Антония по урочищу назвалась Леохновской; вскоре, с благословения Архиепископа Новгородского, освящена была церковь Преображения и собралась около него братия, которой подавал он строгий пример жизни, трудясь наравне со всеми и исполняя все черные работы монастырские. Были в числе учеников его и благородные, подобно ему; они также, подражая блаженному отцу своему, вместе с ним трудились, свято исполняя все заповеди Христовы; хотя и не имел высокого образования преподобный, но здравый ум его и душевная доброта восполняли недостаток учености, как и соименный ему отец иноков, великий Антоний, говорил ученикам своим: «Не требует иных душа человеческая, как только здравого ума.», сам он был во всем последователем великих отцов пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Недалеко от пещеры под горой находится родник и колодец, по преданию, тот самый, из которого черпал себе воду святой. Вода в нем всегда бывает чистая и приятная. Вверх по ручью – еще два родника, ныне заросших. На противоположном пещере берегу оврага на горе находилась деревянная церковь . До 1873 г. она была часовней и построена усердием прихожан Леохновской и соседних с нею церквей, а в 1873 г, 30 августа была освящена и приписана к Леохновской церкви. Служба в ней бывала в праздник Вознесения Господня, в праздник перенесения мощей преподобного Антония и 30 августа/12 сентября, в день освящения церкви. Все деревянные строения в пустыни разобраны перед войной. Позади церкви заметны следы гумна, по преданию, устроенного самим преподобным для обмолота хлеба, добываемого им своими руками. От гумна сохранилась каменка, над которой стояла прежде икона Вознесения Господня. На все праздники преподобного Антония в пустыни бывало много богомольцев, ибо почти каждый, приходя в село Леохново, считал своим долгом посетить и Рублевскую пустыню. Ныне редкие паломники могут найти в пустыни крест с образом преподобного Антония близ пещеры, обветшалый святой колодец под горой и каменное основание бывшей церкви, поросшее березами, образующими подобие живых стен. В 1991 г. по благословению Епископа Новгородского и Старорусского Льва в селе Леохново начаты работы по восстановлению жилья и хозяйства. Начинали с расчистки и осушения участка под застройку, заново проводили в село электричество, налаживали отопление церкви. Построены два новых дома, необходимые хозяйственные постройки. Скит отстраивается на том самом месте, где некогда стоял деревянный монастырь. До сих пор в земле находятся мелкие предметы – современники монастырской жизни. Церкви переданы в вечное пользование окружающие земли: 10 гектаров пашни и 4 гектара леса. Из местных жителей постоянными помощниками в строительных делах стали Алексей Егоров, уроженец деревни Поречье, который, будучи отроком в дни разорения храма, спас от уничтожения богослужебное Евангелие, сохраняющееся до сих пор в церкви, и Алексей Шарин из деревни Еваново, внук Леохновского сторожа и звонаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В нач. XVII в. (см. Смутное время ) А. Л. м. был сожжен шведами, насельники убиты. Прп. Антоний преставился в Новгороде, куда был вызван новгородским митрополитом. Возобновлена обитель по благословению митр. Новгородского Киприана (1626-1634) трудами ученика прп. Антония мон. Григория, перенесшего в кон. 20 гг. XVII в. мощи своего учителя из новгородской ц. св. ап. Луки, где первоначально был похоронен преподобный, в возобновленный Преображенский собор мон-ря. В 1681 г. А. Л. м. был приписан к Юрьеву муж. мон-рю , в 1686 г.- к новгородскому архиерейскому дому, в нач. XVIII в.- к старорусскому в честь Преображения Господня мон-рю . В кон. XVI - 1-й пол. XVII в. все настоятели мон-ря носили сан иеромонахов или игуменов, со 2-й пол. XVII в. нек-рые были архимандритами. Согласно описи мон-ря, составленной в 1768 г., на его территории находились 2 деревянных храма: в честь Преображения Господня и в честь Казанской иконы Божией Матери, сооруженный в 1728 г. В монастырский комплекс входили также 2 настоятельские кельи, 2 кельи «со стеклянными окончинами», 2 амбара, ветряная мельница. До 1764 г. обители принадлежало ок. 160 дес. земельных угодий, на к-рых помимо братии трудились 58 крестьян. В 1764 г. А. Л. м. был упразднен, Преображенский храм обращен в приходской. В 1788 г. сгорели все деревянные постройки мон-ря. 30 дек. 1788 г. был освящен построенный усердием прихожан каменный храм Преображения Господня с 2 приделами: сев.- в честь Казанской иконы Божией Матери и юж.- прп. Антония Леохновского. Под спудом в Антониевском приделе покоятся мощи святого, над к-рыми устроена деревянная рака. Иконостас и богослужебная утварь переданы в Преображенский храм из упраздненного новгородского Варецкого мон-ря. К храму была пристроена колокольня, разобранная в 1829 г. В том же году на ее месте возведена новая 3-ярусная колокольня, сохранившаяся к 2001 г. В 20-х и 50-х гг. XIX в. Преображенский храм был реконструирован, расширен новыми пристройками. При храме действовала церковноприходская школа.

http://pravenc.ru/text/115848.html

Так как число искавших пустынной жизни становилось более и более, и они, подвизаясь без руководства духовных отцов, опытных во внутренней брани, могли впадать в искушение, то для желающих уединения в это время устроился приют скитской жизни под руководством преподобного Елеазара Анзерского. Тропарь, глас 8 О тебе отче Никифоре, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со ангелы радуется преподобне дух твой. Кондак, глас 2 Чистотою душевною Божествено вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Никифоре, отче наш, моли непрестанно о всех нас. Житие преподобного отца нашего, игумена Антония Леохновского 1 Память его празднуется месяца октября в 17-й день и 2-я пятница после июня 29-го дня † 1611 Преподобный Антоний, сын Тверских боярских детей Вениаминовых, родился около 1525 г. Люди богобоязненные, родители Антония воспитали сына в заветах строгого благочестия, и посеянное ими в юной душе семя страха Божия принесло свой добрый плод. Еще будучи отроком, Антоний обнаружил склонность к подвижничеству; с годами его ревность к благочестию возрастала все более и более, пока наконец не созрело в нем решение оставить мир с его соблазнами и поселиться где-либо в уединении, чтобы беспрепятственно служить Богу. Улучив подходящее время, Антоний тайно покинул навсегда родительский дом и, вверив себя водительству Промысла Божия, отправился искать желанного безмолвия. Он достиг пределов Новгородской области и остановился в урочище «Пустошь Рублево», Бурежского погоста, на юго-западном берегу озера Ильменя. Пустошь отстоит от Новгорода окольным, сухим путем верст на сто, а прямым, через озеро Ильмень, верст на 50. Рублево лежало при речке Переходе и представляло собою горы, прорезанные оврагами и покрытые вековым лесом. Место это показалось Антонию удобным для уединенного пустынножительства. В одной горе он выкопал себе тесную пещеру и начал в ней спасаться: труд, молитва, пост и другие подвиги обуздания плоти были для отшельника средствами спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как заботливый хозяин, преподобный Антоний много потрудился и позаботился о благосостоянии своей обители. В 1587 г. обитель получила пустоши – Рублево и Леохново, затем в конце XVI века и начале XVII-ro были пожалованы ей другие, близлежащие угодья. В 1606 г. преподобный бил челом о пустоши Иваново, причем, жаловался, что «монастырские животины выпустити негде», а между тем эта пустошь, не населенная, заросшая лесом, подошла к монастырю близко. Пустошь дана была обители из оброка, другие же угодья безоброчно. Пятьдесят шесть лет подвизался преподобный Антоний в иноческом образе и, будучи уже глубоким старцем, приблизился к блаженной кончине, встретить которую Промысел Божий судил ему вне стен родной обители. В 1611 г. шведы вторглись в пределы Новгорода и начали опустошать его окрестности. Тогда митрополит Новгородский Исидор (Исидор управлял Новгородской епархией с 1603 по 1619 гг.), чтобы уберечь уважаемого старца от опасности, вызвал преподобного Антония с несколькими учениками к себе в Новгород. Здесь престарелый подвижник заболел и, чувствуя приближение своей смерти, стал с радостью готовиться к ней. В день Воздвижения Честнаго Креста Господня старец приобщился святых Христовых Таин и преподал последнее благословение окружавшим его смертный одр. Затем он велел позвать к себе Корнилия, пономаря церкви святого Евангелиста Луки, и обратился к нему с такими словами: «Брат Корнилий! Пусть будет тебе знамение, чтобы мне быть положенным в созданном мною монастыре благолепного Преображения». В этот же день, 14-го сентября, преподобный Антоний мирно почил на восемьдесят шестом году от рождения. (Так передается в древнем житии преподобного. По древним источникам, подвижник скончался 17 октября.) Время кончины святого старца относится к 1611, 1612 или 1613 году. Торжественное погребение блаженного старца совершил Новгородский митрополит. Трудолюбное тело преподобного было положено близ алтаря Новгородской церкви во имя святого Евангелиста Луки на Рядитине улице. (Древняя церковь во имя святого Евангелиста Луки находилась на Софийской стороне, расположенной на левом западном берегу реки Волхова. В настоящее время не существует.) Место своего погребения преподобный Антоний избрал сам, так как нашествие шведов отрезало доступ к Леохновской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Увидев его, инок сначала испугался, потому что изнуренная подвигами плоть пустынника была черна и груба. Но преподобный успокоил посетителя словами: «Чадо, не бойся вида моего тела!» Потом, назвав по имени Нифонта, с которым встречался первый раз в жизни, преподобный облобызал его и разделил с ним свою скромную трапезу. Целый день вели они душеспасительную беседу, прерывая ее по временам общей молитвой. Заветным желанием преподобного Антония было облечься в иноческий образ. Об исполнении этого желания он усердно молил Бога, и Господь услышал его молитву. В праздник Вознесения Христова преподобному явился ангел Господень и сказал: «Антоний! Иди на место, называемое Леохново, на три поприща отсюда». (Поприще равняется полутора версте. Поприще состояло из тысячи больших шагов, а в каждом таком шаге считается пять стоп. Локтей в поприще 2000; на наши меры оно равно приблизительно 690 сажень. 56 С. 457). Повинуясь велению небесного вестника, преподобный Антоний оставил пустынное безмолвие и пришел в Леохново. Здесь он нашел священноинока-отшельника Тарасия, который и постриг его без перемены прежнего, мирского имени. (Пострижение преподобного Антония произошло в котором-нибудь из трех годов: 1555–1557). Общими усилиями и трудами преподобный Антоний и Тарасий построили в Леохнове храм, украсили его святыми иконами, снабдили книгами и другими предметами, необходимыми для богослужения. Когда постройка храма была окончена, сподвижники послали к Новгородскому архиепископу за благословением на освящение храма и за антиминсом. Узнав от посланного, от чьего имени он пришел, архиепископ охотно исполнил просьбу иноков – дал свое благословение преподобному Антонию и антиминс для церкви. Храм был освящен в честь Преображения Господня в самый день этого праздника (6 августа). Так положено было основание Леохновской пустыни. (Построение храма и открытие обители было также, вероятно, в один из указанных годов.) Вскоре начали стекаться сюда желающие подвизаться под руководством преподобного Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С этой целью он, возвещая всем поклонникам святыни о полученном им при мощах исцелении от болезни своей, умолял их о подаянии на созидание церкви, которую, по милости Божией и по молитвам св. угодников его, и удалось ему устроить над мощами сих св. отроков Иоанна и Иакова на доброхотные даяния пришельцев и поклонников святыни. В царствование благочестивейших Государей – царей и Великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей, при Новгородском митрополите Корнилие, мощи св. отроков Иоанна и Иакова Менюжских были свидетельствованы и обретены целыми и невредимыми, каковыми почивают и доныне, подавая исцеления всем с верою приходящим к ним во славу Христа Бога, которому честь и поклонение во веки веков. Преподобный Антоний Леохновский происходил из дворянской фамилии Вениаминовых, Тверской епархии. С юных лет отказавшись от суеты мирской, Антоний, исполненный страха Божия, постоянно помышлял о том, как бы избежать ему попечений житейских и где-либо облечься в иноческий образ. Поэтому, уловив однажды удобное время, скрылся тайно из родительского дома и, направив путь свой к Новгороду, пришел он в предместье сего града в конец, называемый Шелонским, что близ озера Ильменя в 12-ти верстах от Новгорода на реку Переходу и несколько времени прожил в пустыне, называемой Рублева пустошь, готовя себя молитвою к подвигам иноческой жизни. В пустынном безмолвии имел он таинственное внушение: идти за три поприща оттоле – на место называемое Леохново – и туда устремился Антоний. Там нашел он пустынного инока, по имени Тарасия, от которого и принял пострижение монашеское. Вместе потрудились они над сооружением церкви во имя Преображения Господня и новая пустынь Антония, по урочищу, назвалась Леохновскою. Вскоре, с благословения архиепископа Новгородского, освящена была церковь Преображения и собралось к Антонию довольное число братии. Царь Иоанн Васильевич, в бытность Антония в Москве, пожелал видеть его и даровал ему много милостыни и жалованные грамоты на землю и рыбные ловли на озере Ильмене. При нашествии шведов, Антоний, для безопасности, вызван был в Новгород, где он и преставился 86 лет, из коих 50 лет проведено им свято в иночестве. Он погребен был в Новгороде в церкви Евангелиста Луки около 1612 или 1613 г. Мощи его перенесены в Леохновскую обитель около 1620 года. По штатам 1764 г. обитель сия упразднена и обращена в приходскую села Леохнова, Преображенскую церковь , состоящую в Новгородском уезде за Ильменем озером, в расстоянии от Новгорода к югу сухим путем в 103 верстах, а водою в 52 верст. В этой церкви, и почивают теперь под спудом мощи препод. Антония Леохновского, которому творится память 12 ч. июля месяца и во вторую пятницу после праздника св. Ап. Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Николо-Вяжищском ставропигиальном монастыре 9 июля 2017 г. 15:27 9 июля 2017 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, праздник Тихвинской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь , расположенный вблизи деревни Вяжищи Новгородского района Новгородской области. У святых врат обители Святейшего Владыку встречали: временно исполняющий обязанности губернатора Новгородской области А.С. Никитин; настоятельница Николо-Вяжищского монастыря игумения Антония (Корнеева); иерархи и священнослужители. В верхнем храме Никольского собора Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили: митрополит Новгородский и Старорусский Лев ; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Боровичский и Пестовский Ефрем ; епископ Юрьевский Арсений ; протоиерей Александр Ранне, клирик Софийского собора Великого Новгорода, доцент Санкт-Петербургской духовной академии , проректор Новгородского духовного училища; архимандрит Митрофан (Письменский), наместник Спасо-Преображенской Антоние-Леохновской пустыни; духовенство Новгородской митрополии . В храме присутствовали: временно исполняющий обязанности губернатора Новгородской области А.С. Никитин; председатель Новгородской областной Думы Е.В. Писарева; мэр Великого Новгорода Ю.И. Бобрышев; глава Новгородского муниципального района А.Г. Швецов. Богослужебные песнопения исполнил сводный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной). Патриаршего богослужения транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз» . Верующие, не попавшие в переполненный храм, следили за трансляцией на большом экране, установленном на территории монастыря. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

http://patriarchia.ru/db/text/4953014.ht...

Ист.: Описание о российских святых. С. 49; Сказание о святых иконописцах// Сахаров И. Исследования о русском иконописании. СПб., 1849. Кн. 2. Прил. С. 14; Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 380; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 444-455. Лит.: Ф. П. Жизнь прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, с прил. крат. истории Антониева мон-ря. Новгород, 1862; Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1863. Июнь. С. 100; Собко Н. П. Словарь русских художников. СПб., 1893. Т. 1. С. 143; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1900. Вып. 10: Июнь. С. 141-142; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 184; Макаров Н. А. Камень Антония Римлянина//НИС. Л., 1984. 2 (12). С. 203-205; СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 245-247; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 49; Т. 2. С. 398-399. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)

http://pravenc.ru/text/114732.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010