Ирод писал к нему, чтобы он испросил себе у Парфянского царя дозволение возвратиться в Иерусалим, представляя, между прочим, что в настоящее время он имеет всю возможность возблагодарить его за воспитание и за все прежние его отеческие милости. В самом деле, Гиркан любил молодого Ирода, как сына, и рад был возвратиться в свой отечественный город. Парфянский царь Фраат отпустил Гиркана и Ирод принял его со всею, приличною ему, честию. Везде в собраниях он уступал старцу первое место, называл его отцем своим и в домашнем обращении выказывал перед ним особенную почтительность, но зорко следил и за ним, и за всеми приближенными к нему. Первосвященства ему нельзя было дать, по причине увечья, но у него был внук от дочери Александры, Аристовул, брат Мариамны. Ирод боялся возвысить этого юношу, а вызвал из Валилона какого-то священника Ананела и поставил его первосвященником. Мать Аристовулова не могла перенесть такого оскорбления своему роду: она тайно писала в Египет к Клеопатре о чувствительной несправедливости, оказанной Иродом ее сыну. Узнавши желание Египетской царицы и вместе Антония, на которого она имела особенное влияние, и уступая просьбам своей жены, Мариамны, Ирод решился удовлетворить честолюбию тещи: он отставил Ананела и возвел в первосвященническое достоинство семнадцатилетнего Аристовула. Впрочем, недолго красовалась эта последняя отрасль Маккавеев. В праздник Кущей юный первосвященник, отличавшийся сановитостию и красотою, которую еще более возвышало великолепное первосвященническое облачение, с таким достоинством и благочинием совершал священнослужение, что привел в восторг всех присутствовавших. Полились об нем жаркие молитвы, послышались желания многих ему лет. От Ирода не укрылась эта народная любовь. В непродолжительном времени Александра давала Ироду пир в Иерихоне. После стола царь вызвал Аристовула из дворца и под открытым небом стал резвиться с ним, как бы желая доставить удовольствие молодому шурину. Так как было еще довольно жарко, то оба они, разогревшись, пошли к прудам, окружавшим дворец.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

7) Никому не прилично во время молитвы заниматься поделием, а тем паче работой. Ибо, по свидетельству великого Антония, ясно научил сему ангел. 22 8) Горнилом искушается золото, а предстоянием на молитве – рачительность и любовь к Богу в монахах. 9) Кто приобрел себе похвальное дело сие, тот приближается к Богу, и обращает в бегство демонов. Слова 20. О бдении телесном и о том, как чрез него достигнуть бдения духовного и пребывать в нем 1) Царям земным предстоят одни безоружными и без всего, другие держат жезлы, иные же – щиты, а иные – мечи. И великое, даже несравненное, есть различие между первыми и последними; потому что первыми, обыкновенно, бывают собственно сродники и домашние царевы. Так бывает у земных царей. 2) Теперь посмотрим, наконец, и мы, как нам совершать свое предстояние Богу и Царю Небесному, во время вечерних, дневных и нощных предстояний и молитв. Ибо иные, во время вечерних и всенощных предстояний, как невещественные и совлекшиеся всех забот, воздевают руки на молитву. Другие же предстоят во время оных с псалмопением, а иные заняты наиболее чтением, и некоторые, по немощи занявшись рукоделием, мужественно сопротивляются сну. А другие, предавшись мысли о смерти, чрез это хотят приобрести сокрушение. Из всех же сих первые и последние пребывают в боголюбивом всенощном бдении; вторые по них пребывают во бдении монашеском; а третьи шествуют путем низшим. Впрочем, Бог приемлет и ценит дары по рассуждению и по силам каждого. 3) Бодрственное око непорочным делает ум; а долгий сон ослепляет душу. 4) Монах бодрственный – враг блуду, а сонливый – сожитель его. 5) Бдение – прекращение воспламенений, избавление от донных видений, слезящее око, умягченное сердце, охранение от помыслов, истаяние снедей, укрощение духов, обуздание языку, обращение в бегство мечтаний. 6) Бодрственный монах – ловец помыслов, и он в тишине ночи удобно может приметить и уловить их. 7) Когда труба дает знать о времени молитвы, – монах боголюбнвый говорит: «хорошо, хорошо!» а ленивый говорит: «увы, увы»!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Принцип разумности или трезвомыслия Я напомню, что трезвомыслие или рассудительность — это одно из главнейших качеств христианина. Более того — это одна из самых важных добродетелей. Мы с вами помним знаменитый пример из жития преподобного Антония Великого . Как-то пустынники Египта собрались вместе для того, чтобы обсудить, какая же из добродетелей является самой главной, наилучшей для подвижника. Кто-то говорил о добродетели смирения, кто-то говорил о послушании, кто-то говорил о любви. Но в конце концов отцы пришли к удивительному выводу. Оказывается, наиважнейшей добродетелью является добродетель рассудительности, потому что без трезвомыслия милосердие может стать попустительством, смирение может стать трусостью и тоже попустить на что-либо, и так далее. (Подробнее см. Писания преподобного Иоанна Кассиана Римлянина , конкретно о рассудительности . Поэтому очень важно и нам в процессе воспитания иметь вот это трезвомыслие. Всё в процессе воспитания мы должны понимать и осознавать. Если что-то мы не понимаем, мы не осознаём почему это, зачем, как — нужно остановиться и спросить себя, зачем это нам нужно, почему мы это делаем. И самое главное: что мы хотим от ребёнка, предпринимая те или иные действия. Принцип служения Следующий принцип — это служение. Мы должны воспринимать воспитание детей как служение, и служение Богу. На самом деле давайте задумаемся. Для того, чтобы человеку пойти работать на завод и работать — не самым простым рабочим, а иметь какую-то квалификацию, он учится 5–7, а то и 10 лет. Для того, чтобы врачу выйти на работу, он учится 7–8 лет, а потом еще через определенный период постоянно проходит повышение квалификации. Это нормально и правильно. Но самый сложный в мире процесс — процесс воспитания личности, человек проходит без какого-либо обучения вообще. Почему-то каждый родитель считает, что в нём уже изначально заложена возможность хорошо и правильно воспитать своего ребенка. Опыт показывает, что это совершенно не так. И, к сожалению, многие современные родители сталкиваются с этой проблемой. Ну, посмотрите — когда мы начинаем задумываться о воспитании? Ну, конечно, когда ребенку исполняется 12–13 лет, у него сложный подростковый переходный возраст, и тогда мы задумываемся: а как нам сделать? А что сделать, чтобы ребёнок оставался в контексте тех правил, которые приняты у нас в семье? Но, к сожалению, поезд уже почти ушел, потому что воспитанием нужно было заниматься раньше. Когда мы начинаем говорить об этом, и нашему ребенку уже 12–14 лет, очень сложно что-то кардинально поменять. Сложно, но можно. Мы будем говорить об этом в наших последующих беседах.

http://azbyka.ru/deti/principy-i-oshibki...

Указывая достаточно ясно, в чем должны выражаться нормальное состояние человека и его жизнь, Макарий В. анализирует состояние смятения падшего человека, вызывающее скорбь о нравственном состоянии, рассуждает о трудничестве внешнем и внутреннем и в конце концов характеризует состояние совершенства подвижника 1025 . Главное внимание Макарий В. преимущественно обращает на внутреннюю сторону жизни личности подвижника, тогда как у Антония В. уделяется значительная доля внимания и внешнему строю жизни подвижника, предначертывается устав отшельнической жизни. С этой последней стороны прекрасное дополнение Антонию В. представляют собой подвижнические сочинения Василия Вел., который преимущественное внимание уделяет внешнему строю жизни подвижника, поскольку он может определять собой выработку внутренней доброй христианской настроенности. Результатом этого у него и явился ряд предписаний и правил, определяющих собой внешний строй жизни подвижника, и те упражнения которые могут вести к достижению чистоты сердца 1026 . Григорий Нисский своим сочинением «О природе человека», хотя и не относящимся специально к аскетике, оказал, однако ей ту громадную услугу, что своей антропологией указал путь к выяснению субъективной причины подвижничества. Самое же подвижничество, определяемое по существу, должно быть по мысли Григория Нисского постоянным и напряжённым стремлением к совершенству 1027 ; совершенство духовное-цель, к которой должен стремиться подвижник, а постоянство и напряженность должны составлять необходимое условие в достижении этой цели. Остановка в добродетели есть уже начало порока и уклонение от совершенствования, по мере осуществления которого подвижник в силу бесконечности нравственного идеала будет воспламеняться желанием высшего, именно постоянного созерцания Бога 1028 . «Совершенная жизнь такова, что никакое описание совершенства не останавливает дальнейшего преспеяния оной, но непрестанное возрастание в усовершенствовании жизни для души есть путь к совершенству», говорит Григорий Нисский 1029 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Если, таким образом, действительность молитвы и получение плода ее в смысле переживания результатов богообщения вполне обуславливаются, по воззрению Кассиана, состоянием чистоты ума и сердца молящегося, насколько он отрешается от забот житейских и от страстей, то очевидно совершенство молитвы будет соответствовать нравственному совершенству души подвижника. И вот, когда ум и сердце подвижника достигнут совершенства чистоты, тогда молящийся проливает перед Богом неизреченные, исполненные чистейшей силы моления, кои сам Дух без нашего ведения возносит к Богу в воздыханиях неизглаголанных ( Рим. 8, 26 ), и в сию минуту человек одушевляется такими чувствами и столь непостижимо изливается в молитве, что в другое время он не только не может пересказать его, но даже и возобновить в памяти 791 . Пример подобного совершенства молитвы преп. Кассиан указывает в жизни Антония, которому принадлежит такое мнение о совершенстве молитвы: «не совершенна та молитва, в которой монах сознает себя, или то самое, что молится 792 ». И тот же блаж. Антоний, как известно, иногда стоял на молитве до того, что когда, во время молитвы в восхищение ума, взошедшее солнце начинало его жечь, он в горячности духа взывал: солнце, что ты препятствуешь мне, как будто для того и восходишь, чтобы отвлечь меня от блеска этого истинного света 793 . Таким образом в совершенной молитве должно происходить, по взгляду преп. Кассиана, как бы отрешение человека от своей личности, от своей особности и слияние с жизнью божественной, так чтобы и собственная жизнь превращалась в чистое созерцание Бога и пламенение любовью к Нему. Так именно и смотри преп. Кассиан, что в совершеннейшей молитве должно выражаться как-бы единство бытия всех нравственно-разумных сил во исполнение молитвы Спасителя: «да вси едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино 794 ». ( Иоан. 17, 26 ). Через эту молитву человек еще здесь на земле делается участником того блаженного единения с Богом, которое будет в будущей жизни или теперь существует между Богом и небесными силами.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

О сирийских переводах «Истории монахов» следует сказать особо, поскольку, как предполагается, они могут занять важное место в дальнейших исследованиях по текстологии этого памятника. Существует как минимум четыре разные перевода этого текста на сирийский язык 121 . Самые ранние сирийские рукописи с текстом «Истории монахов» датируются VI в., тогда как самые ранние греческие – только IX/X в. Один из переводов, известный под названием «История отшельников в Египте» следует в рукописях после Послания Иоанна, Жития Иакова Нисивинского и творений Феодорита, чего не содержат греческие сборники, включающие «Историю монахов». Как отмечает Е. Шульц-Флюгель, в ряде случаев сирийские тексты демонстрируют отклонение от греческой версии семей х/у в пользу греческих рукописей P 5 (=Paris. gr. 1627, XIII в.) и С 2 (=Cod. Coisl. gr. 282, XI в.), которые Фестюжьер отнес к категории manuscrits aberrants 122 . К сожалению, полного критического издания сирийских переводов до сих пор нет 123 . Славянский перевод «Истории монахов» сохранился в составе так называемого «Египетского патерика» и также восходит к греческому тексту. Самая ранняя славянская рукопись (ГИМ, собр. Увар. 1771 (510) 363) датируется 30-ми гг. XIV в. 124 . Порядок глав «Истории монахов» в славянской версии отличается от того, которого придерживается Фестюжьер. Соотношение Патерика и греческой рукописной традиции практически не исследовано, хотя оно, на наш взгляд, было бы весьма полезно для реконструкции греческой традиции памятника. Значительный интерес представляют расхождения между греческим текстом, изданным Фестюжьером, и латинским текстом Руфина. Эти расхождения носят как стилистический, так и фактический характер. Как отмечается, Руфину свойственен плеоназм по отношению к греческому тексту 125 . Фактические расхождения встречаются широко и повсеместно 126 . Иногда они носят характер незначительных добавлений, а иногда в версии Руфина появляются целые рассказы, которых нет в греческом тексте, и наоборот, – некоторые рассказы греческого текста опущены у Руфина 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Закладная плита «башни Климента». 1348 г. Закладная плита «башни Климента». 1348 г. События в Италии, отношения Генуи с Византийской империей, противостояние с Венецией отражались на положении К. В 1296 г. венецианский флот под командованием Дж. Соранцо захватил город, однако торговая деятельность в К. оживилась еще до заключения в 1299 г. невыгодного для Венеции мира. Спустя 10 лет хан Тохта (1291-1312) конфисковал собственность генуэзцев в Золотой Орде и в 1308 г. подошел с войском к К. (предлогом для этих действий хронисты называли продажу в рабство татар. детей, но, вероятно, это объяснение появилось позднее). Грекам и генуэзцам пришлось покинуть город на кораблях. После смерти Тохты и прихода к власти хана Узбека (1313-1341) Генуе удалось восстановить свои позиции в Крыму, а также упорядочить законодательство, правила навигации и управление заморскими территориями. С 1314 г. надзирающим органом в метрополии стало особое ведомство, более известное впосл. как Оффиция Газарии (Officium Gazariae), разработавшее новый устав К. и план восстановления фактории (Ordo di Caffa). По этому плану видно, что территория города расширилась: в продажу поступали участки внутри цитадели, а в аренду, с обязательной застройкой в течение 2 лет,- земли за ее пределами. Первоначальное поселение располагалось на холме, к-рый в наст. время называется Карантинным. С ростом фактории поселение укреплялось. К. получила статус города от папы Римского Иоанна XXII (1316-1334; вероятно, в связи с учреждением здесь кафедры католич. еп-ства). Строительство крепостных стен и башен в К. завершилось к 1352 г. Часть их сохранилась, лучше всего - башня св. Антония, построенная, согласно надписи, в 1348 г. на средства папы Римского Климента VI , из-за чего ее ошибочно называют «башня Климента». В 1343 и 1346 гг. К. удалось отбить атаки хана Джанибека, который после столкновения в Тане венецианцев с местными жителями конфисковал собственность не только венецианцев, но и генуэзцев и разорвал отношения с обеими республиками. Венеции и Генуе пришлось заключить временный союз, чтобы совместными усилиями, в т. ч. запретом на торговлю с Золотой Ордой, вернуть благоволение хана (в 1347 венецианцы возвратились в Тану). Однако спустя неск. лет К. заняла исключительную позицию в торговле: по Миланскому договору (1 июня 1355), временно положившему конец венецианско-генуэзскому противостоянию («война Проливов»; 1351-1355), итальянская навигация в Тану была прекращена на 3 года. Но и после того как в 1358 г. хан Бердибек дозволил венецианцам вернуться в Тану, К. осталась главным пунктом в генуэзской торговле на Чёрном м. Ханы Кунакбей (1380-1381) и Тохтамыш (1380-1395) несколько раз подтверждали привилегии К. (1380, 1381, 1387).

http://pravenc.ru/text/1683945.html

По поводу статьи Митрополита Антония (Храповицкого) «Догмат искупления» София 1943 г. Содержание Предисловие По поводу статьи Митрополита Антония (Храповицкого) «Догмат искупления» Часть первая. Отрицание М. Антонием юридического взгляда на искупление Глава первая. Несостоятельность учения М. Антония об искуплении, вследствие его необоснованности на Священном Писании и святоотеческих творениях. Ссылки М. Антония на труды лиц, не имеющих богословского авторитета. Неправильность взгляда на Еп. Феофана Затворника, как на схоластического толковника в учении о первородном грехе. Отрицательное отношение М. Антония к понятиям: «удовлетворение» и «искупительные заслуги Христа» Глава вторая. Неправильное учение М. Антония об оправдании и неосновательность его ссылок на некоторые тексты из посланий святого Ап. Павла Глава третья. Неправильное учение М. Антония о первородном грехе. Несостоятельность изъяснения им апостольского изречения: «в немже» (Рим.5:12). Истолкование данного текста Еп. Феофаном Затворником, выражающее собою святоотеческое учение о первородном грехе Глава четвертая. Несостоятельность ссылки М. Антония для утверждения своего учения о первородном грехе на тексты Священного Писания: Иер.31:29; Иез.18:2; на блаж. Феодорита и Св. Иоанна Златоуста. Несообразные выводы, проистекающие из этого учения М. Антония Глава пятая. Другие несообразности, проистекающие из неправильного учения М. Антония о первородном грехе Часть вторая. Утверждение М. Антония, что искупление наше совершилось не крестною смертью Христа, а Его сострадательною любовью, что то же душевными муками в саду Гефсиманском. Глава первая. Несостоятельность учения М. Антония о сострадательной любви, как возрождающей силе. Крещенская благодать Святого Духа, как возрождающая сила, по учению Священного Писания и Святых Отцов. Сострадательная любовь, как второстепенное средство для раскрытия в нас благодати Святого Духа. Несообразный вывод, проистекающий из учения М. Антония о сострадательной любви, как возрождающей силе Глава вторая.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

РНБ, O.I. 22, л. 2) и «многогрешным Иваном колена Августова от племени варяжского, родом Русина» (Житие Антония Сийского. РНБ, О. I. 22, л. 73). В.Н. Топоров указывает на несомненную «антиримскую» направленность Жития, рассматривая некоторые особенности композиции памятника: предысторию появления Антония Римлянина в Великом Новгороде, его пребывание в Риме, житийный сюжет, связанный с новгородским епископом Нифонтом, а также отмечая особую роль главы, рассказывающей об обретении в Новгороде дельвы (бочки) Антония Римлянина (Топоров В.Н. Антоний Римлянин – новгородский святой в «житии». С. 27−28:40). Говорит о новгородской направленности легенды об Антонии и Е.Д. Захарова, приводя это соображение в качестве обоснования причины того, почему Житие не было написано во время составления ВМЧ (Захарова Е.Д. К вопросу о редакциях Жития Антония Римлянина. С. 146−147). Я.С. Лурье также видел причину невключения Жития Антония Римлянина в ВМЧ в том, что проновгородский дух Жития противоречил основной их идее, идее централизации Русского государства вокруг Москвы (см. История русской литературы: В 4 т. Л., 1980. Т. 1. С. 246). Несмотря на отсутствие до конца XVI в. официальной канонизации Антония Римлянина, он упоминается в Похвальном слове русским святым, составленном царевичем Иоанном Иоанновичем около 1580 г. В Похвальном слове не сообщается о плавании Антония на камне, хотя и указывается, что он явился из Рима: «Радуйся и ты, мужу желаний духовных Антоние, иже из Риму пришедый в Великий Новград!» (РНБ, O.I. 22, л. 373. Текст Похвального слова в редакции царевича опубликован: Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича/Подгот. текста, пер. и коммент. Е.А. Рыжовой//БЛДР. Т. 13. С. 668−677, 832−835. Более подробно о царевиче Иоанне Иоанновиче – писателе см.: Рыжова Е.А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000. С. 49−96). Ещё В.О. Ключевский отмечал, что «ни в летописях, ни в других памятниках, составленных до половины XVI в.» имя Антония «не является с таким эпитетом» – Римлянин (Ключевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Послы митр. Киприана Кир Сиозонов и Василий Щечкин в Константинополе. Обещание патр. Антония поставить иером. Симеона митрополитом в Галич. Записи в протоколах патриархии о трех актах, касающихся Галицкой церкви: Р. И. Б. VI. Много Русских живет в Константинополе в монастырь Предтечи: Игнатий. Возвращение дьякона Игнатия из Константинополя. Присутствие на Константинопольском синоде мироплитов Херсона и Сурожа. Новгородское посольство в Константинополе. Паломничество Епифания, ученика Сергия Радонежского, в Палестину: Ж. Сергия. Сборник Житий святых (Румянц. 360), сделанный с оригинала, писанного в Константинополе. Наказ архиеп. Вифлеемскому Михаилу и Алексею Аарону, отправляемым послами на Русь: Р. И. Б. VI. Грамота патр. Антония в Новгород к епископу о подчинении митрополиту Киевскому: Р. И. Б. VI. Грамота другая патр. Антония в Новгород о том же: Р. И. Б. VI. Послание патр. Антония во Псков о стригольниках: Акты истор. I. Послание патр. Антония митр. Киприану о низложении Луцкого еп. Иоанна: Р. И. Б. VI. Грамота патр. Антония к вел. кн. Василию Димитриевичу о мерах против непокорных митрополиту Новгородцев: Р. И. Б. VI. Настольная грамота патр. Антония митр. Фотию: Акты истор. I. Грамота патр. Антония Суздальскому архиеп. Евфросину о споре его с митрополитом: Р. И. Б. VI. Принесение в Россию Арсением Коневским иконы Богородицы (Коневская, 10 июля); находится в Коневском Ладожском монастыре. Наказ Вифлеемскому архиепископу Михаилу и царскому сановнику Алексею Аарону, отправляемым послами на Русь: Р. И. Б. VI. Прибытие Вифлеемского митр. Михаила на Русь: Новгор.; послание его: Акты историч. I. Цареградский Синодик, посланный во Псков: Киприан. Дьяк Александр в Константинополе. Перенесение Владимирской иконы Богородицы из Владимира в Московский Успенский собор. Кончина Стефана Пемского во дни царя Михаила. Византийская реминисценция по поводу Стефана. Ж. Стефана Пермского. Наказ патр. Антония Вифлеемскому архиеп. Михаилу, отправляемому экзархом в Мавровлахию и Галицию: Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010