— С тех пор как я поселился в этой пустыне, построил келью и обитаю в ней, не проходило ни одного дня, чтоб я не работал чего-нибудь своими руками до утомления; я не помню также, чтоб я ел когда-либо хлеб, данный мне кем-нибудь, но всегда — заработанный трудами моих рук; и из уст моих не выходило такого слова, в котором бы мне приходилось теперь со стыдом раскаиваться; однако я отхожу к Господу так, как будто и не начинал богоугодно и по-иночески жить. С этими словами он предал честную и святую свою душу в руки Божии [ 16 ], не пострадав никакой телесной болезнью. Такова была жизнь и кончина этого угодника Божия, святые молитвы которого да помогут и нам научиться богоугодной жизни и кончину добрую получить по милосердию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцом и Святым Духом воссылается честь и слава, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22), — сказал Апостол Павел. Согласно с ним и возлюбленный ученик Иисусов, Иоанн девственник, сказал: —  «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби» (Откр.1:9). С ними согласен и возлюбленный ученик Пресвятой Богородицы из Печерской обители, наш русский девственник Иоанн, который прозван Многострадальным; действительно много скорбей перенес он ради обещания девства, данного небесному Жениху. Так он сам рассказывал про свою жизнь, незадолго уже до смерти, по следующему поводу. К этому преподобному, затворившемуся на одном тесном месте, в пещере преподобного Антония, и проведшему там всю свою жизнь, приходил часто один из братьев, которого обуревал диавол плотским вожделением; он просил святого помолиться Господу об ослаблении его страсти. Преподобный же Иоанн говорил ему: — Брат, мужайся, пусть окрепнет твое сердце, терпи во имя Господне и сохрани пути Его, и Он не оставит тебя в руках наших врагов и не даст им уловить тебя. Отвечал ему обуреваемый страстью: — Поверь мне, отец, если не дашь мне ослабления, то я не буду знать покоя, но буду ходить с места на место.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Антония Великого (Чет.-Мин. 17 Января), преп. Луку Еладского (7 Февр.). Иосиф был усердный и богобоязненный плотник, Антоний и Лука, живя в пустынях своих, копали землю, сеяли семена, и трудами рук своих приобретали себе хлеб. У них учись праведному и честному труду, с крестом и молитвою возделывай свою землю, или же занимайся тем ремеслом, какому Господь тебя вразумил. И нет ни одного доброго дела, пример которого Бог не оставил бы нам в своих святых людях. Вот, братие, посильное мое слово, которое надлежало мне сказать вам для нынешнего дня. Будем стараться при помощи благодати Св. Духа подражать вере и добрым делам святых людей. Будем и молиться им, чтобы они помогли нам делать добрые дела и своими молитвами ходатайствовали пред Богом о нашем спасении, да сподобимся и мы со всеми святыми блаженства вечного и славы неизреченной. Аминь. Поучение в неделю 2ю по Пятидесятнице В нынешнем Евангелии было прочитано: Однажды Иисус Христос, проходя близь моря Галилейского, увидел двух братьев — Петра и Андрея, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. Господь сказал им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И братья- рыбари, тотчас оставив сети, пошли за Господом. Проходя далее, Господь увидел других двух братьев — Иакова и Иоанна в лодке с Зеведеем отцом их, дочинивающих сети, и призвал их. И братья тотчас, оставив лодку а отца своего, пошли за Господом ( Мф.4:18-22 ). Добрые мои слушатели! Господь и всем нам говорить: идите за Мною. Но как же нам идти? Ужели нам нужно оставить свой дом, свою семью и хозяйство, чтобы идти за Христом? Нет, не этого требует от нас Господ. Мы, как христиане, прежде всего, должны иметь крепкую веру в Иисуса Христа, не должны прилагать сердца своего ни к чему земному и, как в радостях и счастии, так и в горестях своих, должны надеяться на одного Бога, Его одного иметь в своем уме и сердце, Ему одному молиться и от Него единого ожидать помощи. Кто имеет такую веру, тот идет за Господом. Такую веру имел св. праотец Авраам. Он всегда слушал Бога, на Него надеялся и повиновался Ему ( Евр.11:8, 9, 10 ): и вот он шел по Господнему пути, и от земного странствования дошел до вечного царства па небесах.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

В этом сравнительно подробном повествовании Евангелиста сказалось превосходство непредубежденного народного разума над лицемерным богословствованием и при-творным правосудием, которое, будучи обличено, обнаруживает произвол и жестокость лицемеров и уже явно пренебрегает правосудием. Теперь Спаситель, встретив исцеленного, уже прямо открывает ему Себя, как недавно в беседе с Самарянкой: “ты веруешь ли в Сына Божия?” и на вопрос исцеленного отвечает ему совершенно прямо: “и видел ты Его и Он говорит с тобою” (Ио. 9:37). Господь удостаивает его прямого, не прикрытого откровения за его решимость умереть за Христа. Все этиповествования Евангелиста Иоанна убеждают нас в том, насколько угодно Богу и Христу бесстрашное исповедание веры. И вот такому бесстрашию должны научиться наши современники, взамен того двоедушия по отношению ко Христу, уподобляясь недостойным родителям слепорож-денного, дорожа, подобно им, своей дружбой с современными иудеями и с прочими врагами Христа. Вознесение Господне ( Деян.1 ). Воскресе Христос и в течение 40 дней являлся апостолам, уча их о царствии Божием и повелел им быть в Иерусалиме и ждать обетования Св. Духа “через несколько дней.” Как же ждали они этого обетования? Они спрашивали Его: “Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?” Спаситель не отвечает им отрицательно, но говорит, что не их дело испытывать сроки: – “Но вы примите силу, когда сойдет на вас Святой Дух.” Они думают о царстве земным, а Он, не отрицая устроения царства израильского, говорит, что оно будет в ином виде, чем они ждут: – его содержание будет в явлении силы Духа Святого. Они хотят чуда, оно и будет, через несколько дней, но они хотят чудесного явления силы земной, а будет явлена сила Духа Святого. Устроение царства земного, это такая мелочь перед устроением Царства Духа, но они хотят первого, а Он хочет, чтобы они желали второго и готовит их к нему. Сейчас Россию постигла кара за преступления и проявляются силы Духа, но люди не их ищут и усваивают, а просят царства земного.

http://azbyka.ru/propovedi/mysli-mitropo...

Веруйте, возлюбленные, что Господь «не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» ( 1Кор.10:13 ) и «как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь« ( Евр.2:18 ), – «только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраните до конца» (см.: Евр.3:6 ) и «не ожесточите сердец ваших в день искушения« ( Евр.3:8 ). В этом «увещавайте друг друга и назидайте один другого... Утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем». Не воздавайте «злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем« ( 1Фес. 5:11, 14–15 ). «Терпением и утешением из Писаний» сохраняйте «надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса« ( Рим.15:4–5 ), и «братство любить» (см.: 1Петр.2:17 ), как заповедовали нам апостолы. «Стойте в вере« ( 1Кор.16:13 ) на недвижимом камени Православия, по заветам святоотеческим, и легко для вас будет бремя испытания вашего, и будет «надежда наша о вас тверда» ( 2Кор.1:7 ). Чада мои. Ведомо вам, что не впервые Литовскую Церковь постигает испытание веры под чужеземной властью и проповедью «иного упования». Но, верные заповедям Христа Спасителя, заве- там апостольским и наставлениям святых отцов и учителей Церкви Православной, предки ваши «во всеоружии Божием» смогли «противостать всем козням вражиим« (см.: Еф.6:11 ) и сохранили вам в драгоценное наследие веру святую. В крепком стоянии за истину Православия как святыню народа русского они не щадили своей жизни и сияют ныне немеркнущими и путеводными для вас звездами исповедников и мучеников – на небе Церкви Литовской. Во дни испытания вашего «горе имейте сердца», возведите духовные взоры ваши к этому небу, и вы узрите путь ко спасению: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). Поминайте святых мучеников, первенцев Антония, Иоанна и Евстафия. Воодушевляемые их святым примером, предки ваши оставили вам в святое наследие и крепости веры, под кров и во ограде коих вы можете укрыться в дни испытания и найти надежные средства обороны от козней диавольских: это братства Церкви Литовской – древнее виленское Свято-Духовское и позднейшие ковенское Свято-Николаевское, гродненское Софийское и иные западнорусские братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Вот к чему привело его служение плоти, стремление к радостям и утехам ее. Это для нас глубокое, глубокое предупреждение, чтобы жили мы не ради плоти своей, не ради утех и наслаждений земных, ибо если так поступим, как он, если будем служить похотям и страстям своим, то неизбежно глубоко опустимся жить среди людей, которые подобны свиньям: среди развратников, воров, блудниц, даже убийц, взяточников, клеветников, клятвопреступников — среди всех подонков рода человеческого будем жить, ибо и сами станем достойными того, чтобы быть в числе подонков. Этот несчастный младший сын или никогда не слышал, или забыл великие слова Христовы, что не можем мы служить двум господам, не можем служить Богу и маммоне. надо выбрать одно из двух: или служить Богу, или служить маммоне, то есть богатству, то есть плоти, то есть страстям и похотям ее. Одно из двух необходимо обязательно избрать, средины не должно быть. Об этом читаем мы у великого апостола Христова Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» . Не любить мира, не любить утех мирских, не любить услаждений и утех плоти — «ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15–16). Глаза наши соблазняют нас, соблазняют и срамными видениями, и видениями того, как блистательно живут люди богатые, далекие от Бога, от Христа. В этом похоть очей. Гордость житейская возбуждается в нас когда достигнем успехов на этом пути; сребролюбием заражаемся мы, а сребролюбие есть корень всех зол, ибо оно подвигает нас ко многому дурному и преступному и в конце концов приводит нас к тягчайшей страсти — гордости, которая есть гибель духовная. Так говорит святой апостол Иоанн. Теперь послушайте слова одного из величайших святых, преподобного Антония Великого: «Возненавидь все мирское и покой телесный, ибо они сделали тебя врагом Богу. Но как человек, имея врага, ведет с ним брань, так и нам надобно брань вести с телом, чтобы не покоить его. Возненавидь все, что в мире, и телесный покой, потому что они делают тебя врагом Богу» . Слышите вы, любовь ко всему мирскому и покой плоти делают нас врагами Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

Входили в монастырь через главные – Святые врата. Прежде чем войти, обязательно останавливались и молились на иконы, установленные над ними. Часто Святые врата расписывали фресками. Размышляя над содержанием росписи, человек должен был проникнуться пониманием того, куда и зачем он идет. В 1585 году старцем Александром с «Омелином (Емельяном. – Е. Р.) и Никитою» были расписаны Святые врата Кирилло–Белозерского монастыря. Примечательно, что на щеке северной подпружной арки врат старцы написали видение Моисеем Неопалимой Купины на Синае (Рыбин. Знамение креста. С. 35). Моисей изображен снимающим сандалии, что согласуется с рассказом Библии : когда Моисей пошел посмотреть на удивительный терновник, который горел, но не сгорал, то из среды горящего куста к нему воззвал Господь и сказал: «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх.3:5–6 ). Так и входящий в монастырь должен был оставить за монастырской оградой все греховное и нечистое, прежде чем ступить на святую землю обители. Стоя у монастырских стен, каждый человек должен был вспомнить о Небесном Иерусалиме, о котором в «Откровении Иоанна Богослова» сказано так: «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» ( Откр.21:27 ). На полукруглых столбах Святых врат Кириллова монастыря изображены архангелы Михаил и Гавриил. Архангел Михаил как глава Небесного воинства охраняет обитель, а архангел Гавриил держит в руках свиток – книгу жизни. И те, («кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное», – говорится в «Откровении» ( Откр. 20:15 ). Такие серьезные размышления о конце мира и участи собственной души тревожили всех, входивших в обитель, от монаха до простого паломника. Трапезные постройки составляли отдельный комплекс из самой трапезной палаты, поварни, хлебни, ледников, амбаров. Под трапезной было небольшое хранилище для крупы (во времена преподобного Антония здесь хранилось десять четвертей ячневой крупы).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если же найдется кто-либо среди вас, который будет сеять плевелы, раздоры и иные соблазны, то такового устраните немедленно из вашего собрания, дабы не обратилось это в разъедающую лихорадку, согласно апостолу, и зло не распространилось бы среди добрых, и какой-нибудь горький корень не пророс бы, не сделал бы дурное и чрез это бы не осквернились многие. И злой волк не смутил бы мирное Христово стадо, ибо и таковые явятся. О них предрекает Христос, говоря: «Ибо необходимо, чтобы явились соблазны, и горе миру от соблазна» (ср. Мф. 18, 7). Потому и вы, чадца, берегитесь таковых вещей и не допускайте их в свою среду; но отклоняйте их далеко от себя, как пастырь изгоняет дурных овец из чистого стада. Жительствуя же вместе ради Господа и нося взаимно свои тяготы, не пренебрегайте и тех, кои живут в уединении, и скитаются в пустынях, и в пещерах, и в пропастях земных – коих не был достоин весь мир (ср. Евр. 11, 38), – но снабжайте их, когда можете, дабы иметь в их лице молитвенников пред Богом, ибо молитва праведника может достичь многого. Придерживайтесь крепко церковного правила, не оставляя и не презирая ничего из того, что установлено святыми отцами Поучайтесь в законе Господнем день и ночь, читайте часто отеческие книги и старайтесь быть подражателями святых отцов наших Антония, Феодосия и иных, просиявших, подобно светилам, в мире добрыми своими делами. Придерживайтесь крепко церковного правила, не оставляя и не презирая ничего из того, что установлено святыми отцами. Ручной труд да не будет пренебрегаем вами, но пусть в руках ваших будет он всегда, а молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» да будет постоянно в устах ваших, как и в уме вашем – память смертная. Таким было деяние древних пустынных отцов, и они не ели впустую свой хлеб; и не только они кормились сами трудом рук своих, но давали и нуждающимся, и так не обманулись в своей надежде. Ибо, как говорит апостол, хорошо, чтобы сердце утверждалось благодатью, а не той пищей, от которой не получили пользу те, которые жили ею. А он говорит: «Да пребывает братолюбие, не забывайте страннолюбия, ибо через него некоторые, не зная того, угостили ангелов» (ср. Евр. 13, 2).

http://pravoslavie.ru/125132.html

Затем в Англии, в монастыре святого Иоанна Предтечи в графстве Эссекс я познакомился со старцем Софронием (Сахаровым). Имея большой духовный опыт и обладая даром Иисусовой молитвы, он неразрывно связывал умное дело с Богословием. Старец очень помог мне в духовной жизни. Конечно, Господь больше всего помогает тем, кто пытается подвизаться в молитве. У митрополита Антония Сурожского (Блюма) есть одна очень хорошая книга «Молитва и жизнь». Святые Отцы единогласно не только советуют читать о молитве, но и учиться таковой. Если утром посвящать небольшое время молитве, пусть даже краткой «Господи Иисусе Христе, помилуй меня», а также вечером и в течении дня, например, во время ходьбы или в пути, то можно, в конце концов, познать многое о молитве. Приведу пример, чтобы вам было легче понять, как научиться молиться. Молитва Богу суть выражение любви. Кто любит Бога, тот Его помнит и молится. Когда мать любит своего ребенка, то постоянно думает о нем. Также парень, влюбленный в девушку, всегда мыслит о своей возлюбленной. Как не следует объяснять, что такое любовь, и учить неким упражнениям постижения оной, так и не нуждается в подробных инструкциях тот, кто любит Бога и постоянно пребывает своими помыслами в Нем. Когда подвижник держит молитву в уме, то в один прекрасный день она может перейти в его сердце, став сердечной умной молитвой. Помните тот случай, когда Христос повстречал двух учеников по дороге в Еммаус? Они были разочарованы тем, что произошло в ту неделю в Иерусалиме. Господь предстал им как незнакомец и сказал: «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» Один из них ответил Ему: «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?» Тогда Христос сделал вид, что не понял и спросил: «О чем вы?… И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Тогда возгорелось сердце учеников и затем «они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам по дороге и когда изъяснял нам Писание?» Эта теплота сердца суть любовь человека к Богу и таким образом осуществляется молитва. Апостолы «удержали Его, говоря: останься с нами… и когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим для них». (Лк 24, 13-33)

http://pravoslavie.ru/38020.html

И не могли ему ни рук протянуть, ни рта закрыть, как будто он давно умер. Больной же тотчас встал, как бы никогда и болен не был. И ужаснулись старцы внезапной смерти одного и скорому исцелению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и остались открыты, а руки растянуты. Тогда спросили Тита: «Что все это значит?» И он так стал говорить: «Видел я Ангелов, отступивших от меня и плачущих о душе моей, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел Ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его, и тот пал мертвый. Мне же Ангел подал руку и поднял меня». Услышавши это, старцы убоялись Бога, сказавшего: «Прощайте, и прощены будете» ( Лк. 6:37 ). Господь сказал: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» ( Мф. 5:22 ). Преподобный же Ефрем говорит: «Если кому случится умереть во вражде, тот подвергнется неумолимому Суду». И если этот Евагрий не получит отрады, ради святых Антония и Феодосия, – горе лютое ему, побежденному такою страстью! Берегись от нее и ты, брат мой, и не дай места бесу гнева: кто раз послушается его, тот и поработится ему; но скорее поди и поклонись враждующему с тобой, чтобы не быть преданным Ангелу немилостивому. Да сохранит тебя Господь от всякого гнева! Он (чрез Апостола Своего) сказал: «солнце да не зайдет во гневе вашем» ( Еф. 4:26 ). Слава Ему с Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки! (Из Киево-Печерского «Патерика») Признак истинного смирения Не тот показывает смиренномудрие, кто охуждает сам себя, – ибо кто не стерпит поношения от себя самого? – но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви. (Из «Лестницы» Иоанна Лествичника ) 7. Что нужно для спасения? Прежде всего должны мы, братие, хранить сию заповедь: веровать во Единого Бога, в Троице славимого, как научили Апостолы и утвердили святые Отцы: «Верую во Единого Бога» и проч. Веруйте Воскресению, жизни вечной, вечной муке грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Как бы не казалось удивительным, но мысль о замещении нашей смерти страданиями и смертью Богочеловека возникла и у одного из хулителей и гонителей Господа – первосвященника Каиафы. Этот верховнослужитель иудейского культа произнёс пророчество, которое по-русски читается так: «… лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» ( Ин. 11:50 ). Конечно же, он это произнёс вовсе не потому, будто чётко понимал сам и имел желание правильно разъяснить другим смысл и значение Пришествия Господа в мир, а сказал это – на совете первосвященников и фарисеев, на котором «положили убить» Иисуса – в ответ на реплику: «Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» ( Ин. 11:47,48 ). И тем не менее, по словам Евангелиста Иоанна, «Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрёт за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» ( Ин. 11, 51 – 52 ). Несколько слов о том, как себе представляет искупление святитель Илия Минятий. Чем отличается Православное видение внутренней сущности Жертвы Искупления от видения крайнего рационалистического, можно, в частности, уяснить на примере проповеди известного богослова-святителя Илии Минятия . Она называется: «О спасительном страдании». Несмотря на то, что предлагаемая к рассмотрению проповедь не принадлежит к категории сочинений научно-богословского характера, не станет ошибкой утверждение, что эта работа являет собою хороший образчик правильного понимания религиозно-нравственной целесообразности жертвенного Подвига Спасителя. Кстати, впору напомнить, что святитель Илия был хорошо знаком не только с аксиомами Православного вероучения, но и с положениями западной богословской науки. Об этом можно судить хотя бы по тому, что означенный церковный писатель является автором труда, разоблачающего заблуждения Латинской Церкви, который называется «Камень соблазна». Выразительность и яркость языка святителя, приточный характер проповеди , помогают лучше видеть суть Домостроительства нашего спасения, и не отвлекаться на детали, теряясь в них, что в настоящем случае чрезвычайно удобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010