Священник является молитвенником за весь мир, по словам святителя Иоанна Златоуста , «он так приступает к Богу, как бы ему вверен был весь мир и сам он был отцом всех, прося и умоляя о прекращении повсюду войн и усмирении мятежей, о мире и благоденствии, о скором избавлении от всех тяготеющих над каждым бедствий частных и общественных» 42 . Священник – посредник, призванный преображать человеческие души, возводя их от земного к небесному. Важнейшие части его служения – оправдание («Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания» – 2Кор.3:9 ) и примирение с Богом помраченных грехом душ («Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» – 2Кор.5:18–20 ). По примеру Господа, пастырь должен заботиться не только о пастве в целом, но и о каждой отдельной душе человеческой: «Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, – говорит Господь Бог . – Потерявшуюся овцу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде» ( Иез.34:15–16 ). О сложности пастырского служения святитель Григорий Богослов говорил: «Править человеком, самым хитрым и изменчивым животным, по моему мнению, действительно есть искусство из искусств и наука из наук» 43 . Словом «ο πρσβτεροι» в Новом Завете называются предки, старейшины народа, пресвитеры, «священник» означает также «старший», «πρσβυς» – старый, старец. Конечно, понятия священства и старчества, несмотря на некоторое этимологическое родство, не могут быть синонимичными. По словам митрополита Антония Сурожского , «старец – это не просто человек, который долго занимался пастырской работой и приобрел какой-то навык или опытность; старец в настоящем смысле – это нечто иное, это благодатное состояние. Старцев не «выделывают», старцы силой Святого Духа рождаются» 44 . Он выделяет три степени духовников. Основной уровень – священник – имеет благодатную силу совершать таинства. Главная опасность в том, что «молодые неопытные священники, не обладая еще духовной зрелостью и значительным жизненным опытом, думают, что уже вправе повести кающегося грешника на небо. Следующая ступень – это отцовство. Оно заключается в том, что один человек – необязательно даже священник – родил к духовной жизни другого человека, увидевшего в образе своего наставника сияние вечной жизни... Между духовным отцом и учеником возникают душевная связь и взаимное понимание».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Скачать epub pdf Житие преподобного Варлаама Печерского Память 19 ноября В то время, когда преподобные отцы наши Антоний , Феодосий и Никон сияли в Киевских пещерах доблестными подвигами, как три светильника, достойные предстоять престолу Святой Троицы, многократно приходил к ним насладиться их сладостною беседою некто Варлаам, сын благородных и христолюбивых родителей – Иоанна, первого между боярами князя Изяслава, и Марии, внук славного и храброго Вышаты, правнук воеводы Остромира 7532 . С юности Варлаам сиял красотою телесной и чистотою души и возымел любовь к названным преподобным отцам и – настолько сильную, что захотел жить с ними вместе и оставить мирскую жизнь, вменяя ни во что славу и богатство. Особенно в страх привело его слово Господа, сказанное ему, между прочим, преподобными: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Мф.19:24 ). И вот, пришедши однажды к преподобному Антонию, он открыл ему свое намерение. – Хотел бы я, отче, – сказал он, – если угодно Богу, быть иноком и жить с вами. – Благо хотение твое, чадо, – отвечал старец, – и благодатно намерение; но смотри, как бы не возвратили тебя назад богатство и слава мира сего, ибо, по слову Господню «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лук.9:62 ). Многое и еще говорил старец на пользу душевную Варлааму, и сердце у него всё более и более разгоралось любовью к Богу. В таком расположении душевном пошел он домой. На другой же день после беседы с старцем, оставив не только родителей, но и обрученную уже с ним невесту, он сел на коня, одетый в светлые и дорогие одежды и, имея при себе множество пеших слуг, ведущих убранных коней, торжественно прибыл к пещере. Когда преподобные вышли и поклонились ему до земли, как кланялись тогда знатным людям, он сам поклонился им также (сошедши с коня). Затем он снял с себя боярскую одежду и положил ее у ног преподобного Антония, и поставил пред ним разубранных коней, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Темничный страж призвал тотчас же апостола Павла с Силой в свой дом, и эта ночь в его доме принесла свет Вечной Жизни ему со всеми домочадцами. И немедленно крестился сам и все домашние его… И возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога ( Деян.16:33-34 ). Люди усыновились Богу через Крещение по вере во Христа и ощутили радость от общения с Небесным Отцом. Теперь их земная жизнь ведет не в тупик, а в бессмертие. Все эти чудеса, в том числе и обновление душ верой и крещением совершает Сам Иисус Христос через Свою Церковь и Своих служителей. Да, собственно говоря, и вся книга «Деяний святых апостолов» описывает жизнь Иисуса Христа на земле после Вознесения и Сошествия Святого Духа в Своем живом организме – Церкви Христовой, Главой Которой Он стал. В Церкви продолжаются дела Христовы, которые Он совершал в Своей земной жизни. В Евангелии от Иоанна описывается чудо исцеления слепорожденного в Иерусалиме. Иисус Христос, проходя, увидел человека, слепого от рождения ( Ин.9:1 ). Никакой вины в его недуге ни родителей, ни тем более самого слепого, не было. Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии ( Ин.9:3 ). Человек несчастен, но на нем явит Свою любовь Господь и принесет ему бессмертное счастье. В чем же Божия слава? По словам митрополита Антония Сурожского, «слава Божия не явилась в том только, что этот человек прозрел телесными очами: он прозрел самыми глубинами своей души. Глаза его открылись на милость Божию, на всемогущество Божие, открылось его сердце к тому, чтобы с благодарностью и верой ответить на Божий дар телесного прозрения. Вот здесь воссияла слава Господня… что в душе этого человека воссияла Вечная Жизнь: заискрилось, заблистало, засветилось то, что принадлежит Самому Богу и что вошло в мир в новом сиянии Божественного присутствия». Я свет миру ( Ин.9:5 ), – возвещает Христос. Как же понимать эти слова Богочеловека? Иисус подошел к слепому, плюнул на землю, сделал брение (т.е. кашицу) из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам… ( Ин.9:6-7 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

То мы говорим, что мы люди темные, работаем изо дня в день, Писания не разумеем, с утра до ночи в трудах – когда же тут служить Господу? Такое оправдание, конечно, ложь. Разве только ученым и образованным дано спасение, дано понимание воли Божией? Божия сила, Божий разум в немощи открываются. Помните, что сказал Иисус Христос: “Славлю Тебя, Отче, Господа неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение” (Лк. 10, 21). Вспомним, кто были апостолы? – Люди труда, простые, некнижные. А кто лучше их понял волю Божию и выполнил ее? Вспомним святого Антония Великого. Он не умел читать, а тысячи тысяч научил знать волю Божию. А преподобный Серафим Саровский? – Одним словом заграждал уста мудрецам века сего. Итак, нет оправдания тем, кто говорит, что мы люди темные и закона Божия не знаем. Закон Божий в сердце каждого написан. А дела необходимые не могут нас отлучить от Христа. Преподобный Сергий рубил дрова, молол муку, шил одежду, готовил пищу братии, строил кельи. А апостол Павел говорит про себя: “Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом день и ночь” (2 Фес. 3, 8). А кто больше служил Господу, как не апостолы и все святые? А ныне вспоминаемый Святой Церковью из рожденных женами всех больший Предтеча и Креститель Господень Иоанн? Он все земное и житейское вменил в уметы и прах и есть величайший образец всех подвижников благочестия. Никто не должен отговариваться, что не может подражать святому Иоанну. Если всесвятый Господь указал нам на Себя, как на предмет подражания для нас, грешных, – “будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” [Мф. 5, 48], то почему же не подражать человеку святому? Подвиги имеют свою меру, добродетели свою степень. У кого нет сил подвизаться полным подвигом Иоанна, пусть подвизается по мере сил своих. Иоанн удалился в пустыню, разорвал узы с обществом, беспрестанно молился и беседовал с Богом, а для нас довольно, если мы будем отделяться от общества злых, испорченных людей и их увеселений, если утренний и вечерний час посвятим молитве и богомыслию, если не будем под теми или иными предлогами уклоняться от богослужения» .

http://fond.ru/kalendar/416/petr/

19 . Я же услышал голос их И внял вере их. 20 . Я поставил имя Мое над главами их, Так что, став Моими, они обрели свободу 149 . Аллилуйя. 1 Предварительная публикация избранных од в моем переводе была сделана в журнале Альфа и Омега, 34, 35. Москва, 2002–3. 2 Brock S. P. Review of the “Odes of Solomon” edited with translation and notes by J. N. Charlesworth. (Oxford, 1973)//Journal of Biblical Literature, XCIII (1974), P. 623–625. 4 Münter F. Odae gnosticae Salomoni tributae, thebaice et latine, praefatione et adnotationibus philologicis illustratae. Copenhagen, 1812. 5 Эта рукопись была приобретена Британским музеем в 1875 г. у наследников лондонского врача Антония Аскева и обычно обозначается как кодекс Аскевианус. 6 В главах 58, 59, 65, 69 и 71 «Пистис София» цитируются следующие пять од: 5:1–11, 1-ая (дошедшая лишь в составе «Пистис София» по-коптски, возможно целиком), 6:8–18, 25-я и 22-я (две последних целиком). 8 Harris J. R. The Odes and Psalms of Solomon: Now First Published from the Syriac Version. Cambridge, University Press, 1909. 9 Charlesworth J. H. The Odes of Solomon – Not Gnostic//The Catholic Biblical Quarterly, XXXI (1969), P. 357–369. 10 Из отечественных исследований «Одам Соломона» и специально параллелям между ними и Евангелием от Иоанна посвящена ранняя, учебная работа Н. В. Пигулевской «”Оды Соломона” в их связи с Евангелием от Иоанна». Эта работа, а также комментарий к Одам и статья, озаглавленная «К исследованию вопроса об авторе 4-го Евангелия», были написаны между 1919 и 1921 гг. (в эти годы Н. В. Пигулевская, окончив Бестужевские курсы, проходила подготовку к преподавательской деятельности и занималась восточными языками на восточном факультете Петроградского университета), никогда не публиковались и хранятся в Санкт-Петербурге в рукописном отделе БАН. В своей оценке Од Н. В. Пигулевская, следуя за Гарнаком, полагает, что «”Оды Соломона” в основе своей – иудейский памятник, интерполяции кот[орого] в большинстве случаев легко отличимы, сделаны христианской рукой, сравнительно более позднего времени, т. к. они связаны уже с известным догматическим развитием мысли» («Оды Соломона» в их связи с Евангелием от Иоанна. ОР БАН, фонд 1036, опись 1, ед. хр. 1, лист 24). Эта позиция определила следующую характеристику многочисленных сближений между Одами и Евангелием от Иоанна: «Это один из самых ярких примеров того, до какой степени творческий дух может творить разное из тех же понятий, и из тех же самых слов» (там же, лист 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

После ревизии семинарии митрополит послал Патриарху письмо следующего содержания: «Ваше Святейшество Святейший и дорогой Владыка! Я получил сейчас телеграмму Протопресвитера о.Н.Ф. Колчицкого с резолюцией Вашего Святейшества об удовлетворении просьбы Преосв. Архиепископа Антония (Романовского. – Л.А.) об увольнении прот. Богдановича от должности ректора семинарии. 30 июня я получил предварительный доклад проф. Доктусова об обследовании им Ставропольской семинарии, в котором он сообщает о колебании преосв. Антония в вопросе о ректоре между прот. Богдановичем и архим. Амвросием и предлагает проект своей комбинации. Я подтверждаю Прот. Колчицкому телеграммой о необходимости исполнения просьбы Преосв. Антония; что же касается дальнейших перемещений, то в июле Учебный Комитет займется этим вопросом. Прилагаю при сем Вашему Святейшеству выписку из письма ко мне проф.Доктусова с его соображениями о желательных перемещениях, а также и о положении дела и отношении к семинарии Преосв. Антония. У себя в Академии я произвел некоторое изменение в распределении предметов между наставниками с целию разгрузки их от большого числа уроков и включения в состав корпорации молодых сил, о чем представляю доклад Учебному Комитету. Вопрос же об инспекции разрешите доложить Вашему Святейшеству при личном свидании в июле в Москве. Владыка Киевский отбыл из Ленинграда 1 июля через Москву. Вашего Святейшества усерднейший слуга и богомолец. 3 июля 1953 г.». Фрагменты из выписки профессора МДА Н.П. Доктусова митрополиту Григорию о ревизии от 25.06.53 г. о положении Ставропольской семинарии говорят о том, что недопустимая ситуация была в семинарии задолго до ее закрытия в 1960 году: «…Семинария имеет все данные быть в хорошем состоянии, если в ее жизнь внести некоторые перемены в управленческом аппарате и в улучшении ее хозяйства. Ректор семинарии прот.И.Богданович отличается тихостью нрава, слабостью характера, недостаточной инициативностью, но глубокой религиозностью и истовостью выполнения церковных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Он отправился в Египет, и там приняли его с честию; Клеопатра удерживала его у себя, но не давала ему ни денег, ни войска. Он поплыл в Рим, – здесь тотчас же явился к Антонию; рассказал все, что случилось в Иудеи, и описал ему свои домашние несчастия. Антоний принял в нем самое живое участие. Воспоминание о заслугах отца его и ожидание обещанной благодарности побудили Антония ходатайствовать за него перед Сенатом Римским; сам Октавий, помня Антипатрову службу и желая угодить Антонию, принял сторону Ирода. Сенат, недовольный тем, что Антигон, для достижения престола, призвал Парфян, по предложению Антония, на случай войны с этими врагами Римского народа, провозгласил Ирода царем Иудеи и обещал свое содействие к возведению его на престол. Иос. Фл. XIV, гл. 15, 2–10. 14 и гл. 16 По возвращении в Иудею, Ирод поспешил освободить своих близких и родных, которых Антигон стеснил в Масаде, и потом обратился на Иерусалим и осадил его. Римские военачальники, которым предписано было помогать ему, будучи подкупаемы Антигоном, делали безпрерывные затруднения Ироду: то у них недоставало съестных припасов, то им время отправляться на зимние квартиры, то для них вдруг понадобились деньги. Ирод должен был прервать осаду; сначала он занялся истреблением разбойников в Галилеи; потом отправился с жалобою на Римских военачальников к Антонию, который в ту пору воевал на Евфрате. В его отсутствие погиб в одной сшибке с неприятелями брат его Иосиф. Антоний, окончивши войну, поручил военачальнику Созию помогать Ироду, а сам отправился в Египет. Созий, пославши наперед два легиона в Иудею, обещал Ироду с остальным войском следовать за ним. Ирод прибыл с войском под Иерусалим, осадил его и прнготовивши все нужное для решительного нападения на город, в ожидании прибытия Созиева, отправился в Самарию праздновать брак свой с Мариамною. Наконец, и Созий привел свои легионы. Тогда поведена была против Иерусалима самая деятельная осада. Осажденные не уступали в смелости и мужестве войскам Римским, но, наконец, должны были уступить искусству.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

«От Каиафы повели Иисуса в преторию» Допрос Иисуса первосвященником Каиафой подробно описан Евангелистами-синоптиками ( Мф. 26:57–68 ). Согласно их рассказу, этот допрос происходил в присутствии членов синедриона – верховного суда, состоявшего, согласно позднейшим свидетельствам, из первосвященника и семидесяти членов. Иоанн полностью опускает этот эпизод – возможно, потому, что он не был очевидцем этого допроса. Кто привел Иисуса к Пилату? Сказуемое «повели» не имеет подлежащего, однако, поскольку ранее речь шла об отряде воинов и служителей ( Ин. 18:3 ), а затем о первосвященниках Анне и Каиафе ( Ин. 18:13, 24 ), можно предполагать, что к Пилату Иисуса привела смешанная группа, состоявшая из членов синедриона и их служителей в сопровождении римских солдат. То, что «они» не вошли в преторию, подразумевает, что речь идет о правоверных иудеях – тех, кто вынес вердикт относительно виновности Иисуса. Напомним, что Иоанн, в отличие от синоптиков, ничего не говорил о содержательной стороне суда синедриона, упомянув лишь, что от Анны Иисуса повели к Каиафе, а от Каиафы в преторию ( Ин. 18:24, 28 ). Объясняется ли это молчание только тем, что Иоанн, зная синоптические Евангелия (или хотя бы одно из них, или источник, на котором они основывались), не хотел повторять то, что в них сказано? Или это можно объяснить тем, что он не присутствовал во дворце Каиафы, а потому решил и не описывать то, что сам не видел? В таком случае отсутствие у него рассказа о суде синедриона служит лишь подтверждением того, что он мог присутствовать в претории в тот момент, когда туда привели Иисуса, и быть свидетелем того, что он так подробно описывает. Слово «претория», которое встречается также у Матфея ( Мф. 27:27 ), означает в данном случае иерусалимскую резиденцию римского претора, или префекта. Основная резиденция префекта находилась в Кесарии, но на большие праздники он приезжал в Иерусалим и останавливался в резиденции, точное местоположение которой остается предметом дискуссий. Современные путеводители по Иерусалиму указывают на дворец Ирода как место, где находилась резиденция префекта, занимавшего в этом дворце одно из помещений. По другой гипотезе, префект мог располагаться в находившейся неподалеку крепости Антония, построенной Иродом Великим около 19 года до Р. Х. и названной в честь императора Марка Антония. Оба здания упоминаются у Иосифа Флавия:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Там купались слуги и некоторые из наперсников царских. Ирод уговорил и Аристовула освежиться купаньем. Уже смеркалось. Царедворцы, настроенные заранее Иродом, стали, как бы играя, погружать Аристовула в воду, и эта шутка продолжалась дотоле, пока, наконец, он не задохся в воде. Чрез меру пышные похоропы и рыдания Ирода не скрыли от проницательной матери виновника злодейства: она обо всем уведомила Клеопатру. Египетская царица побудила Антония потребовать Ирода к ответу. Отправляясь в Лаодикию на суд к Антонию, Ирод оставил управление делами в руках дяди своего Иосифа, женатого на сестре его Саломии. Царь дал ему тайное повеление, в случае своей смерти, умертвить Мариамну, чтобы она не вступила в новое супружество. Богатые дары оправдали Ирода перед Антонием. По возвращении своем, Ирод узнал, что Мариамне сообщено тайное повеление, данное насчет ее Иосифу, и неосторожный дядя был казнен. Потерянное Антонием сражение при Акциуме доставило верховное владычество над Римскою державою Октавию. Ирод, пользовавшийся дружбою Антония, видел необходимость снискать благоволение нового властители. Не зная, какой оборот примут его дела, он не хотел, чтобы кто-нибудь из царского рода оставался в его отсутствие в Иерусалиме, и потому взвел обвинение на Гиркана в сношении с Малхом, царем Аравийским, и приказал лишить жизни осмидесятилетнего старца. Тещу и жену велел держать под строгим присмотром в одной крепости, и насчет обеих отдал приставникам тайно то же повеление, какое дано было и во время поездки к Антонию в Лаодиию. Своею откровенною речью, обещанием быть и Октавию таким же верным другом, каким был доселе Антонию, великолепными подарками и различными одолжениями Ирод успел приобрести и уважение, и дружбу повелителя Рима. Но он совсем потерял любовь и уважение жены. Мариамна, и в этот раз узнавшая роковую тайну, встретила его холодно, и при одном случае попрекнула его убийством отца ее и брата. Минутою раздражения, в какое приведен был Ирод упреками своей жены, воспользовалась сестра его Саломия, ненавидевшая свою невестку за оказываемое ей презрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Высшее молитвенное состояние Кассиан часто называет также «исступлением» (excessus) , «умоисступлением» (excessus mentis) , «исступлением сердца» (cordis excessus) и «исступлением духа» (excessus spiritus) , когда дух человека бывает «восхищен» (rapiatur) в горняя   и «ослеплен» (attonitus) блистанием Божества . Это есть третий, самый совершенный вид «отрешения»: «Когда ум наш, не притупленный воздействием плотской дебелости, но освобожденный искуснейшими очищениями от всякой страсти и земного качества, в непрестанном размышлении о Божественных Писаниях и духовном созерцании так далеко переходит в [область] невидимого, что, устремившись к высшим и бестелесным предметам, не чувствует того, что он соединен с бренной плотью и связан положением тела; он восхищается до такого исступления (in hujusmodi rapiatur excessus), что не только не ощущает телесным слухом никаких звуков и не обращает внимания на проходящих мимо людей, но не замечает даже больших деревьев и других огромных предметов, находящихся пред его глазами» . Человек «внезапно исполняется [духовным] благоуханием, превышающим всякую приятность благовоний, изготовляемых людьми, так что ум, растворенный этим услаждением, восхищается в некое исступление духа (in quemdam spiritus rapiatur excessum) и забывает даже, что он пребывает во плоти» . «Иногда ум погружается в такое молчание при глубокой тишине в уединении, что оцепенение от внезапного озарения (stupor subitae illuminationis) подавляет всякий звук голоса, и ослепленный дух удерживает внутри или проявляет все чувства, и неизреченными воздыханиями изливает свои желания к Богу» . В кратчайшее мгновение исступления (in illo brevissimo temporis puncto) ум человека выражает столь многое, что, вернувшись в себя (in semetipsam reversa), не может ни высказать, ни обозреть этого . Кассиан разделяет мнение преп. Антония Великого о том, что «не совершенна та молитва, в которой монах осознает самого себя и то, что он молится» (Non est perfecta oratio in qua se monachus vel hoc ipsum quod orat intelligit) . В этом отношении мистическое учение преп. Иоанна Кассиана несколько отличается от учения Оригена и Евагрия, мистика которых представляется интеллектуальной по своему характеру, поскольку не выходит за пределы умственного познания (γνσις) . Для Кассиана «умоисступление» означает, прежде всего, то, что ум (или дух, mens=spiritus) человека, которого посетила благодать, мысленно покидает тело и выходит за пределы обычного опыта для соприкосновения с духовной реальностью с помощью своих высших способностей, или духовных чувств (intellectuales virtutes), которые в этот момент не только не притупляются, но, наоборот, очищаются и утончаются . Кроме того, это означает, что ум забывает и выходит из самого себя, когда он, воспламеняясь (ignita mens), не может удержать внутри себя той молитвы, которую возбудила в нем Божественная благодать и которая прорывается за узкие границы человеческого разумения и выражения .

http://bogoslov.ru/article/1243158

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010