О жизни в Dumbarton Oaks Вам скоро сообщит Мажеска. 246 В будущем году мне предстоит провести там девять месяцев без преподавательских и других (неисчислимых) дел и обязанностей: очень предвкушаю возможность спокойно поработать и пописать. В личном плане могу сообщить, что у меня родился внук, что явно показывает текучесть времени, но также доставляет большую радость. Есть также возможность, что я буду в сентябре в Финляндии. Надеюсь, что удастся побывать и у Вас хотя бы на пару дней. Привет Вашим. Ваш всегда И. Мейендорф 24 янв 1978 Дорогой Гелиан Михайлович, Почти одновременно получил Ваш автореферат и прочел в каталоге издательства «Наука» об ожидаемом выходе Вашей книги о «Повести о Митяе». 247 Все это меня весьма обрадовало. Желаю Вам всяческого успеха в связи с защитой диссертации в марте. В автореферате меня особенно заинтересовали Ваши аргументы относительно письма патр Антония 1393 г. о том, что, видимо, поминовение императора было вводимо м Киприаном. Конечно, тоже очень захватывает Ваша оценка влияния Византии на Руси в 14-м веке как способствовавшая «устремленности страны к непреходящему в настоящем». Хотелось бы поговорить с Вами подробно о разных аспектах вопроса о Дионисии Ареопагите . Я с Вами вполне согласен, что его «Корпус» является неотъемлемой частью того комплекса идей, который пришел в качестве православного предания из Византии на Русь. Эта интеграция стала возможной благодаря комментариям Максима. Но в другом контексте корпус Дионисия получает иногда другой смысл, например, на Западе. Относительно его «подлинности» существует огромная литература, которая не позволяет сомневаться, что «Корпус» написан в Сирии в конце 5-го века. В течение этого академического года я нахожусь в отпуску от преподавания и занимаюсь в Dumbarton Oaks писанием книги «Византия и Русь в 14м веке». Конечно, книга будет в очень многом обязана Вашим работам. Потому я очень надеюсь, что скоро получу книгу о «Повести». Правда, мне приходится писать для западного читателя и иногда, исходя из понятных ему предпосылок... Думаю все же, что книга будет полезной, особенно при наличии здесь, на Западе, некоторой антипаламитской реакции. Дошла ли до Вас книга Gerhard Podskalsky «Theol und Philosophiein Byzanz», а также короткая брошюра H. G. Beck’a о том, что они ищут «нетв света» без посредства образов? Т ч все поста рому: «Немцы все знают, но ничего не понимают». Приходится разъяснять хотя бы американцам...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Теперь идолы уже стали совершенно лишни; их вид только возбуждал в Христине тяжелое чувство сожаления о прежней жизни, когда девица воздавала им почтение; и вот, однажды она разбила их на части и поздно вечером выбросила в окно на улицу. Вскоре отец Христины, при ее посещении, заметил исчезновение идолов. «Где боги?» спросил он свою дочь; Христина молчала. Тогда были спрошены служанки, и причина исчезновения идолов была открыта. Сильный гнев воспламенил сердце язычника. Схвативши меч, отец Христины убил всех служанок, a затем стал мучить свою дочь. Без всякого сожаления он бил ее прутьями и бичами, а потом заключил в темницу. Здесь посетила святую мученицу ее мать и со слезами на глазах умоляла свою дочь поклониться идолам. Христина осталась при своих убеждениях. На другой день мученица была выведена из темницы и представлена к своему отцу. Отец начал ласкать свою дочь, уговаривал ее отречься от Христа; но, видя безуспешность этих мер, повелел обнажить тело своей дочери, повесить ее на столбе и строгать острым железом. Затем святая мученица была протянута на железном колесе, под которым был разведен огонь. Мучитель велел вертеть колесо, а тело св. Христины поливать кипящим маслом. Как ни ужасны были страдания, испытываемые св. мученицею, однако она оставалась непреклонною. Мучения были, наконец, прекращены, и святую исповедницу заключили в темницу. Чтобы умертвить свою дочь, мучитель повелел бросить ее в море. Св. Христину посадили в лодку, и, отъехав далеко от берега, навязали на шею камень и бросили в воду; но Господь ниспослал Своей исповеднице ангела, и она пошла по воде, как бы посуху. Явившись пред своим отцом, св. Христина привела его в ужас, и жестокий мучитель решился погубить ее на следующий день мечем; но это намерение ему не пришлось привести в исполнение, так как ночью он умер. Поликарп принял пострижение в обители препп. отцов Антония и Феодосия, Он отличался между братиею примерно строгою жизнью и духовною рассудительностью; поэтому, когда умер (в 1164 году) игумен Акиндин, братья избрала Поликарпа своим игуменом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Принимая во внимание усердный труд автора по изучению предмета, хотя и не вознаградившийся плодотворными результатами, как искупающий вышеуказанный промах, признаю его достойным степени кандидата». Ректора академии архимандрита Антония о сочинении студента —192— Ублинского Ивана: «Св. Григорий Богослов , как пастырь и учитель о пастырстве». «Сравнительно небольшое сочинение, обладающее большими достоинствами и прежде всего краткостью и точностью изложения. Последних качеств автор достиг благодаря тому, между прочим, что изучал творения св. Григория целых три года для семестровых сочинений на смежные с теперешней темы. Вот почему его исследование очень немного теряет от того, что автор отверг всякие пособия при изложении, да и путем чтения ознакомился только с русскими, правда сравнительно немалочисленными. Главным достоинством сочинения является то, что автор совершенно правильно постиг и определил существеннейшие черты пастырского духа великого Святителя, т. е. ту горячую любовь к людям и их духовному совершенствованию, которая светилась в его жизни и поучениях так ярко, благодаря аскетическому настроению св. Григория, подвигами подвижничества удалявшего из души всякое страстное омрачение. Самой удачной главой сочинения является у автора вторая: «пастырская жизнь св. Григория»; наименее удачной первая – «личность св. Григория», в которой автор не сумел примирить его стремления в пустыню с его ревностью об общем спасении. Третья глава первой части: «пастырская деятельность св. Григория» рассматривает предметы его проповеди, но, к сожалению, мало касается событий его жизни. Вторая часть сочинения содержит тоже три главы: Учение св. Григория 1) о пастырстве вообще 2) о пастыре и 3) о способах его воздействия на совесть и на волю пасомых. Изложение этих трех глав чрезвычайно простое, но в то же время весьма интересное и подчас даже увлекательное: видно, что автор проникся сочувственным благоговением к великому духу Учителя Церкви и постарался не только не упустить его важнейших мыслей и изречений по предмету Пастырского Богословия, но и изложить их в тесной внутренней связи и притом без утомительных повторений. Условия пастырского воздействия по св. Григорию заключаются не в приемах внешних, а в любящем и просветленном благодатью сердце самого пастыря, понуждающем его изучить свою паству и прилагать полезнейшие для каждого духовные врачевания. Достоинство изложения взглядов св. Григория заключается и в том, что вопреки обыкновению патрологов, автор избегает в части сочинения повторений из первой части, описываю-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Став взрослой, я поняла, как не только опасно, но и трудно было брать с собой чужих детей, таких разных, сложных. Сохранять мир в семье и одновременно поддерживать дисциплину было трудно. Я сама не только не умела и не хотела слушаться, я еще и чуть не утонула на глазах у Нины Аркадьевны (Таня вытащила, и дело кончилось благодарственным молебном). Был еще удивительный, чудесный случай. Игорь Александрович уехал на велосипеде, и не один, перед самым обедом; на обед не явились. Это было серьезное нарушение дисциплины. Матушка была, мягко говоря, недовольна и решительно сказала батюшке, чтобы он поговорил с Игорем Александровичем, и батюшка был огорчен. Вернулся Игорь Александрович, пошел в нашу комнату и, как он это нередко делал, включил приемник. Мы с матушкой были на открытой кухне. Вдруг — седобородый Игорь мчится бегом, как мальчишка: “Матушка! Батюшка просит вас немедленно придти!”. Через несколько минут я пошла за матушкой (испугалась, что Игорю достанется). Застала немую сцену. Батюшка и матушка сидели с просветленными лицами, с выражением крайнего внимания. В тишине отчетливо звучал голос Владыки Антония. Он говорил о семейной жизни: “Мы должны сквозь пальцы смотреть на промахи наших домашних…”. Это была передача ВВС, Игорь ее совершенно случайно поймал, а ведь эту волну глушили тогда так, что ни слова не было слышно. Конечно, воцарился глубокий мир. Покойный Игорь Александрович казался мне живой иллюстрацией апостольских слов: “Кротость ваша да будет известна всем человекам”. Из тихого добродушного состояния его, казалось, ничто не могло вывести. А характер у него был живой, и он очень потакал нашим детским капризам. С ним мы ходили купаться по ночам при луне, когда батюшка с матушкой уже спали. Ездили с Игорем в дальние прогулки на велосипедах куда нам хотелось — а ведь у него было больное сердце. Он очень любил пошутить. Если меня от его шуток в очередной раз разбирал ужасный смех, он печально говорил: “Оля! Ну скажи ей — ну что она смеется над стариком…”. Когда мы готовили обед, он, бывало, читал нам вслух хорошую и редкую художественную литературу. Он как будто бы всем незаметно служил, особенно детям.

http://pravmir.ru/vospominaniya-o-voskre...

Ни один еврей не мог быть равнодушным, когда перед его взором наконец выступал во всем своем величии этот его родной, дорогой, священный город, краса всей страны, гордость его предков, современников и потомков, город великих обетований Божиих, место славных деяний праотцев, город великих пророков и лучших царей Израиля. Здесь они находили средоточие своего народного единства. Их небесное и земное отечество, казалось, соединялось вместе за порогами священных стен храма. Со всех концов вселенной, где бы только ни жили иудеи, раздавались одни и те же слова: „как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому и живому: когда прииду и явлюсь пред лице Божие!“ 332 . При виде Иерусалима сердца паломников наполнялись восторгом 333 . Одни при этом плакали, другие целовали землю, третьи горячо молились 334 . Плач Иерусалимских иудеев около своего разрушенного храма, когда они прислоняются к немногим уцелевшим камням, указывает на такие же чувства. Над всем громадным городом, раскинувшимся на большое пространство, царил великолепнейший из храмов, которому удивлялись даже и Римляне, храм Иеговы. Он был построен из мрамора, белого как снег. На кровле храма находилось множество золотых игол. Лучи солнца, падающие на них, отражались в воздухе. Благодаря этому, особенно при заходе солнца, храм был как бы весь объят пламенем. Золотом были украшены и белоснежные стены храма, так что во многих местах мрамор только кое-где выглядывал сквозь позолоту. Кругом – громадные мраморные колоннады. Лучи заходящего солнца придавали им особый вид. Вот громадные ворота, щедро украшенные золотом и серебром. Одни из них были сделаны из коринфской меди и своею красотою превосходили даже позолоченные и посеребренные. Потом видны были: роскошный дворец Ирода, блиставший золотом и серебром, окруженный портиками с изящными колоннами из дорогого камня, садами и многочисленными статуями, украшавшими их, дома первосвященников, множество прекрасных частных зданий в различных местах города, эти последние стены с многочисленными башнями, огромная башня Антония, занимавшая почти третью часть всего большого пространства, на котором был расположен храм, три знаменитые крепости Гиппика, Фасаила и Мариамны, построенные из белого мрамора.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Катерина 9 августа 2021, 13:21 Где наглая манипуляция общественным мнением - там нет Бога, это отец лжи работает через нас, людей. Смотрю сегодняшние заголовки газет: " Большинство больных в интенсивной палате непривитые! " ,захожу на официальный статистический сайт, смотрю информацию по интенсивным койкам - их 40 (сорок) на 9 миллионов, это 2% (два!) от общего количества коек интенсивной медицины,смотрю количество с нековидом - 57%! Это,по словам моей соседки-медсестры, работающей в таком отделении - больные раком, сердечники, после операций. Я специально пересчитала -57% интенсивщиков-нековидников это 1140 пациентов после инфаркта или с раковыми опухолями. Но раз ковид приносит прессе больше дивидентов - пишем о ковиде. Иоанна_ 9 августа 2021, 13:17 Ответ Наталье Ростовой: Хотела бы я, чтобы мои близкие, например, мои взрослые дети, рисковали своим здоровьем и делали бы прививку, чтобы не заразить меня? НЕТ, НЕ ХОТЕЛА БЫ. Это такое моё понимание любви у ближним.//Странная позиция Антония: если нельзя, но очень хочется/очень надо, ТО МОЖНО? Нет, нельзя. Лучше смерть тела, чем смерть души. Вечное важнее сиюминутного. Под каким бы соусом оно ни преподносилось. Наталье Ростовой 9 августа 2021, 12:55 Мастер-класс по оскорблениям оппонентов. «Я сделала добровольно прививку». «Вы можете не прививаться, но при этом не надо распространять сплетни, слухи, домыслы, не входить в ересь». «Вы можете быть привитым, но не надо тогда считать людей, отказывающихся от вакцинации - невежественными неучами, тупыми клушами....Любовь оскудела в мире. »=Непривитые распространяют сплетни, слухи, домыслы, входят в ересь.=Непривитые невежественные неучи, тупые клуши. Вот такая любовь. Дмитрий Антонию 9 августа 2021, 11:45 //Речь там идёт о недопустимости возведения в норму использования эмбрионов. Но только и ситуация сейчас далека от нормы//Из такой логики и понимания “нормы” следует, что всё перечисленное - «аборт, эвтаназия, использование человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека» - становятся допустимыми, когда ситуация удаляется от нормы, причем произвольно, т.е. потому что кто-то решил, что ситуация удалилась от нормы. Это, точно, не имеет никакого отношения к православию.

http://pravoslavie.ru/140970.html

У св. Макария Вел. это дело духовного просвещения и руководства других представляется долгом не столько намеренного и специального, так сказать, миссионерского подвига, а просто как-бы неизбежным следствием, их духовной высоты и света во исполнение слов Спасителя, что не может укрыться светильник, стоящий на верху горы 1117 . Подобное же можно находить и у св. Антония В.; он говорит: «люди с истинно человеческими достоинствами, должны столько стараться о боголюбивой и добродетельной жизни, чтобы их добродетельная жизнь сияла между другими людьми подобно тому, как малая порфира, набрасываемая поверх белых одежд в украшение их, выдается и всеми бывает заметна 1118 ». Из указанных здесь суждений восточных отцов-аскетов об обязанностях подвижника к ближним, ясно, что прямой идеал подвижничества и прямая его задача по мысли восточных аскетов все-таки есть задача личного совершенствования 1119 . Вот почему, напр., Пахомий В. правилом 139-м запрещает инокам даже принятие священства, с которым соединяется учительство, как особая обязанность и некоторый род начальствования. Сущность альтруизма восточная аскетика предполагает в выработке таких душевных настроений, которые уже обеспечивали бы нормальное отношение личности к обществу и считает дело подвижника осуществленным, если этим настроениям сообщена прочность и непоколебимость 1120 . И если принять с одной стороны во внимание их взгляд на прямую задачу подвижничества-очищение сердца, и копеечную цель его-царство Божие, и понимание ими последнего, а с другой-, иметь в виду признание ими безусловной зависимости внешних отношений человека в их христианском характере от совершенства в себе самом 1121 , то такое решение вопроса об общественных обязанностях является вполне логическим. В данном случае излишне излагать принципиальные взгляды восточной аскетики и спасение человека, на царствие небесное, на добро и зло для того, чтобы указать логические основания их взгляда на задачу подвижника, как на задачу только личного совершенствования. Нам нужно было только показать, что те общие типические черты аскетических воззрений пре. Кассиана, именно взгляд на подвижничество как главным образом внутреннюю жизнь личности с задачей личного совершенствования, осуществляемой под условием активно-сознательной деятельности самого инока, действительно находит себе оправдание в восточной 1122 аскетике. Восточная аскетика в этих чертах целиком выразилась в воззрениях преп. Кассиана, и ученик остался верен духу своих учителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

В некоторых семинариях и духовных училищах под влиянием утилитарно-прикладных установок возобновилось преподавание иконописания, медицины, агрономии. Усилилась сословная замкнутость духовной школы: вольнослушатели допускались в академии лишь в виде исключения, а своекоштные студенты – только при условии проживания в общежитии. Усложнялся доступ в семинарии лиц, не принадлежавших к духовному сословию. Повседневная жизнь воспитанников проходила под строгим надзором: запрещалось самовольно отлучаться из общежития, участвовать в публичных чествованиях общественных деятелей, собирать сходки, читать «неблагонадёжную» с точки зрения начальства литературу, в число которой попали почти все периодические издания 28 . Основами церковной проповеди провозглашались простота, опора на традиции, отдалённость от злобы дня. Характерно, что сам Победоносцев с большим недоверием относился ко всякому яркому деятелю в церковной среде, включая убеждённых консерваторов – протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского), архимандрита (впоследствии митрополита) Антония (Храповицкого) и некоторых других. Каков же был итог церковной политики государства к началу XX столетия? Меры по ограждению духовной школы от современности оказались, по сути, бесплодными, что подтверждают «Отзывы епископов» 1905 г. Эти попытки были сродни желанию вычерпать море решетом: обер-прокурору приходилось постоянно напоминать учебным властям о необходимости строгого надзора за воспитанниками. «Нередко случалось, – констатировал Победоносцев в 1890 г., – что то же развращающее чтение, которое запретным своим свойством привлекало воспитанников, составляло в то же время любимую духовную пищу... у самих начальников и преподавателей» 29 . Когда в академиях и семинариях сокращалась выписка периодики, учащиеся заводили тайную библиотеку, начинали издавать рукописный журнал. Несмотря на преследования, такие «кружки самообразования» возрождались каждые несколько лет. Их руководителей (по признанию администрации, самых способных и прилежных студентов) приходилось исключать из учебных заведений, высылать на родину, отдавать под надзор полиции. Духовная власть, таким образом, сама рубила сук, на котором сидела, а в семинарской среде неизбежно возникали «бунтарские» настроения 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот почему, возлюбленные братья и сестры, духоносные подвижники благочестия никогда не допускали праздного сидения, напрасного провождения времени. Ни те подвижники, кто находился в пустыне, ни те, кто спасался в обителях Божиих, никто из них не допускал безделья, потому что они знали: допусти праздность духа, хоть немного отдохни от подвигов — и грехи вереницею войдут в сердечную область и лишат всего духовного богатства. Вот почему даже пустынножители, которым не нужны были никакие материальные ценности, тем не менее занимались рукоделием. А занимаясь рукоделием, они свой труд растворяли молитвой. Вспомните, возлюбленные братья и сестры, великого угодника Божия преп. Антония. Он молился, а руки его были заняты делом: плели то корзинки, то веревки,— а затем подвижник отправлял свои изделия в город, чтобы, выручив за продажу своего изделия какие-то средства, купить для себя необходимую пищу для поддержания телесного организма. Вспомните и нашего русского подвижника преп. Серафима Саровского . Когда он удалился в уединение, в дремучий лес, он не проводил жизнь свою в праздности, нет. Он сочетал молитвенный подвиг с работами на огороде: вскапывал грядки, сажал овощи и ухаживал за ними. Так он проводил почти все дни своей жизни, кроме того времени, когда он предпринял особые подвиги — столпничества и пребывания в затворе. И преп. Сергий Радонежский никогда не допускал праздного провождения времени. Он боялся бездеятельности и потому наравне с другими братиями трудился и на строительстве келий, и на огородах. Вот так: сочетая молитву и трудничество — поступали все подвижники благочестия, жившие в пустынях и обителях. И нам, возлюбленные братья и сестры, необходимо воспринять их дух жизни для того, чтобы победить в себе дух праздности. Чем же этот дух побеждается? Побеждается он постоянным бодрствованием — так, как учил Господь Своих учеников: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть». И я вместе со Господом всем вам говорю, возлюбленные чада мои: бдите! В чем же выражается бдительность? Бдительность выражается в том, что человек, жаждущий спасения вечного, просматривает каждое движение своего сердца, своей воли, своего ума.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

25 «Фелонь», или «риза» – наружная, верхняя, всепокрывающая одежда. По форме своей она есть одежда широкая, длинная сзади, на передней стороне имеющая вырез, для более удобного действования при Богослужении; без рукавов и с отверстием для головы. Фелонь изображают собой одежду, которая была надета на Господа Иисуса Христа во время его поругания воинами; священнику она напоминает, что во время служения он изображает собой Господа, принявшего унижения и страдания за грехи человечества. 26 «Омовение рук» пред началом священнодействия выражает, что священнослужители приступают к службе, очистив себя, насколько возможно человеку, от всякой телесной и душевной нечистоты, приступают с кроткой душой и незлобивым сердцем. 27 При совершении проскомидии, употребляется пять просфор; но только одна из них приготовляется для совершения таинства Причащения. И литургию служат даже не на одной целой просфоре, а на части ее, которая называется «Агнцем». Приобщаются от одного хлеба, – от св. Агнца, Хлеб для таинства Причащения должен быть пшеничный: Сам Господь сравнивает себя с зерном пшеницы. Хлеб должен быть красный, приготовленный на дрожжах, какой благословил Сам Господь, при установлении таинства Причащения и какой употребляли св. Апостолы. Хлеб должен быть хорошо испеченный, свежий и чистый, замешанный естественною, простою водою; не должен быть из затхлой муки и очень черствый. Поэтому, священник, еще не начиная проскомидии, пробует, какого качества просфоры и, чтобы лучше увериться в этом, одну из них – запасную (шестую) разламывает. Вино для совершения должно быть виноградное, чистое, не смешанное с каким-либо питьем; красного цвета. Священник и диакон должны наблюдать, чтобы вино не было кисло, остро, не заплесневело и не загнилось. 28 «Просфорой» называется пшеничный хлеб, состоящий из двух кругловидных частей, которые изображают две природы в Иисусе Христе – Божественную и человеческую. На верху просфоры напечатлевается знак креста со словами: IC. XC. HI. КА. Слова эти по-русски значат: «Иисус Христос побеждает». Не редко также на просторах полагается печать с буквами; М. . в круге, надпись эту надо читать: «Матерь Божия». Иногда в верхней части просфор напечатлеваются изображения святых, напр.: Антония и Феодосия печерских , св. великомучен. Пантелеймона и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010