Когда мы говорим о судьбах Божиих, о путях спасения того или иного человека, – нам никоим образом нельзя упускать из виду догмат о предведении и предопределении Божиих. Да и не один вопрос церковный невозможно правильно решить, проникнуть в его суть, если выпустить из внимания хотя бы один догмат церковный, – все они связаны, как кольца в цепи, и забвение одного догмата дробит и искажает все учение. Так, по слову св. Симеона Нового Богослова : «Бог от сложения мира провидел всех, которые уверовали и имеют уверовать в Него, коих и призвал, и будет призывать до скончания мира...» 49 Что значит – призвал? «Призвать», – говорит Амвросиаст , – «значит задумавшему веровать помочь уверовать, или побудить к вере того, о ком предуведано, что он послушает. Эти предуведанные пребывают верными до конца и состоят под Божиим благоволением. О прочих же, коих не предуведал Бог , нет Ему заботы, потому что Он не предуведал их, что пребудут угодными Ему до конца» 50 . Господь всегда и всюду видит начало благочестия, зачаток веры в душе и, «взяв начальную нашу веру, как семя, возращает ее и укореняет, и нас совершенствует в сей самой вере» 51 . Ни одна душа, желающая найти Истину и готовая веровать в Нее, не остается в забвении у Бога, но непременно достигнет желанной цели. На слова ап. Петра в Деяниях: «Бог нелицеприятен: во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» 52 , св. Златоуст говорит: «Неужели приятен Ему (Богу) и принадлежащий к персам? Если он достоин, то будет приятен так, что сподобится веры. Потому Он не презрел и евнуха из Эфиопии... Ни один богобоязненный не оставляется (Богом) в презрении...» 53 Таким образом, если Бог видит в человеке способность и стремление веровать и угождать Ему, то непременно: или приведет его к тому, кто ведает Истину и может наставить его в вере, или же пошлет к нему Своего проповедника (как пророка Иону к Ниневитянам, как ап. Филиппа к евнуху, или ап. Петра к Корнилию). У Бога и Ангелы Его все призваны служить спасению человека: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» 54 – говорит Апостол. Св. Феофилакт Болгарский распространяет эту мысль: «Послужили же Ангелы много и в Ветхом и в Новом Завете: когда помогали Иосифу советом, когда благовестили пастырям, когда сидели при гробе и возвещали воскресение Христово, и когда поучали, что Он придет таким же образом, как и вознесся. Ангел являлся Корнилию, Филиппу, Петру в темнице, и вообще бесчисленное множество таких примеров...» 55

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Вся жизнь таких людей со всей их многоликой «культурой» и шумным «прогрессом» может быть охарактеризована коротко и исчерпывающе: «роскошное бессловесное скотство!» Нет, только к верующему человеку еще имеет смысл взывать, предупреждать его о трагедии, постигающей мир сей! Христиане! Христианские женщины, девы, юноши, мужчины! Опомнитесь! Вы-то куда?! Разве вы не видите, не слышите, как уже все человечество пляшет под «дудку» сатаны?! Вы разве не понимаете, какая это «культура» наводняет мир?! Вспомните «Откровение» святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: что там говорится о последних днях мира, о тех ста сорока четырех тысячах искупленных, предстоящих перед престолом Господним, то есть о тех, кто избегнет козней дьявола, будет спасен. Услышал святой Иоанн голос с неба: Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники... ( Откр. 14:4 ). Не показательно ли то, что главной чертой искупленных указывается именно целомудренная чистота, неоскверненность от блудного греха (под которой, безусловно, надо понимать и незапятнанное изменой супружество). Как, стало быть, последнее человечество будет искушаемо блудом! Сколь многие сегодня, сознательно или не вполне сознавая свою вину, участвуют в разжигании этой новой «вавилонской печи»! Но разве мы не знаем, как пагубно подавать соблазн ближнему? Не помним разве слов Господних: Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море ( Мк. 9:42 ). Также: Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит ( Мф. 18:7 ). Горе и тебе, женщина, когда ты одеваешь нескромные одежды и выходишь в общество мужчин! И не обманывай себя: когда ты так поступаешь – или обнажаешь свое тело, или затягиваешь его в плотно облегающие одежды, стараясь выявить прелести своей фигуры, то здесь неизбежно гнездится блудная страсть, стремление спровоцировать сладострастное влечение в сердцах мужчин, то есть тот самый соблазн, за который горе тебе!

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

И мы еще не все сказали, что следует сказать. И как Адам по преступлении заповеди сделался тленным, смертным, слепым, обнаженным, так и все, рожденные от него, сделались всем тем, чем стал он, перстный, т. е. тленными, смертными, глухими, слепыми, обнаженными, бесчувственными, ничем почти не разнящимися от неразумных животных или, лучше сказать, ставшими хуже их». 3 Святой Ефрем Сирин : «Поскольку грех был велик, то наказание было бы мало, если бы постигло только одного или некоторых. Но как Еве и дщерям ее определены болезни рождения, как Адаму и всем чадам его определены печали и смерть, так змию и всему семени его определено быть в попрании, так и бывшему в змии со всеми воинствами его определено идти в огонь». 4 Итак, по учению Святых Отцов, выясняется, что грех прародителей в Раю вовсе не так мал, как может показаться при поверхностном взгляде! Мало того: видим, что он принес тяжкие последствия не для одного Адама, но и для всех, кто родился впоследствии от его семени. Но этот момент учения Церкви теперь более всего и важен для нас, поэтому остановимся на нем подробнее, рассмотрим: Каким образом грех Адамов вменяется всем людям с самого их зачатия и рождения Говорит «Православное исповедание»: «Первородный грех есть преступление закона Божия, данного в Раю прародителю Адаму, когда сказано было к нему: От дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт. 2, 17 ). Сей прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество, поскольку все мы тогда находились в Адаме, и таким образом через одного Адама грех распространился на всех нас. Посему мы и зачинаемся, и рождаемся с сим грехом, как учит Священное Писание : Одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим. 5, 12 )». 5 Но этот основополагающий догмат Православия особенно трудно уясним для рационалистического мышления, и здесь сегодня более всего претыкаются те люди, которые в вопросах веры привыкли более руководствоваться аналитическим мышлением, а не простотой веры. Христианской простоте свойственно на крылах смирения и доверия учению Церкви легко и скоро перелетать через все догматические трудности и непостижимости. Для тяжеловесного же оземлененного умствования и уповающей па силу логики и собственного своего расчета рассудочности характерно, плотно ступая по земле, брести прихрамывающими стопами, с огромным усилием перелезать через все встречающиеся возвышения и неровности пути. И многие не смогли преодолеть это затруднение, эту непостижимую для ума истину, открытую нам в Святом Писании, – и тяжело пали.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» 86 . Этими словами Апостол показывает, что и язычники могли вполне иметь основные познания об истинном Боге и прославлять Творца. Но и этого не сделали: «но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце, называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся...» 87 . И далее св. Апостол описывает все те нравственные ужасы и срам, в который впали язычники за такое свое неразумие. Заметим, Апостол говорит, что во все это нравственное зло язычники впали потому, что «заменили истину Божью ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца... Потому предал их Бог постыдным страстям» 88 . Здесь уясняется связь между верой и нравственностью: ложная вера, искажение истины о Боге, по сути, – неверие, влечет за собой извращение нравственности, искажение самого понятия о добре: «без веры нет истинной праведной жизни» (св. Феофан). Но обращает на себя внимание некоторая как бы непоследовательность мысли в Послании: то описывается крайнее нравственное падение языческого мира, грозно обличается глубокое отпадение его от всего богоугодного, и вдруг следует пример язычника, по внутреннему закону живущего, исполняющего благие веления совести и стоящего даже выше Иудея, знающего Закон Божий. И после такого примера добродетельного язычника Апостол вдруг говорит: «ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Эллины, все под грехом... Нет праведного ни одного... Никто не ищет Бога, все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного...» 89 Это замечает и св. Феофан: «Но как же Апостол прежде изобразил язычников такими непотребными, что сказать о них, что они естеством законное творят, уже не приходилось бы? – Там он изобразил их, какими они сделались по своему произволению, ниспавши в похоти плоти; а здесь указывает, какими следовало бы им быть по естеству, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Сколько примеров такого особого промышления Божьего о душах, способных воспринять веру! – Так волхвы 56 где-то в далекой восточной языческой стране увидели звезду, предвещавшую Рождество Спасителя мира и отправились в дальний путь, дабы поклониться Господу. Как разъясняет это событие св. Феофилакт Болгарский : «Сказывают, что эти волхвы были потомками волхва Валаама, и что, найдя его предсказание: восходит звезда от Иакова, и разит князей Моава 57 , поняли таинство Христово, и потому пошли, желая видеть Родившегося» 58 . Впоследствии они стали ревностными христианами и даже, по преданию церковному, соделались мучениками за веру Христову. Другой пример: вельможа, эфиоплянин 59 , евнух царицы Эфиопской, был начитан в Писании и настолько готов к принятию благовестия о Христе, что Господь послал к нему навстречу апостола Филиппа. Удивительно, что апостолу недолго пришлось разъяснять эфиоплянину суть Писания и то, что все там предреченное относится именно ко Христу: «Филипп немного трудился над ним, ибо он уже пророками был приготовлен в страхе Божием», – говорит св. Ириней, – «и тотчас, крестив евнуха, удалился от него. Ибо, ничего другого (кроме крещения) не недоставало у него, который был уже наперед оглашен пророками: он не знал ни Бога Отца, ни правил нравственности, а только пришествие Сына Божия, и скоро узнав Его, он с радостью продолжал путь, чтобы в Эфиопии проповедовать пришествие Христа» 60 . Поучителен пример Корнилия сотника 61 , – он был язычником 62 , но, как говорится в «Деяниях Апостолов», был муж «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молящийся». Однако, как видно в повествовании, – этого не было достаточно для его спасения, потому ему является Ангел Божий и научает Корнилия позвать к себе св. апостола Петра, который, как предрек Ангел: «скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» 63 . Подобным образом Господь приводил ко спасению жаждущие Истины души во все времена, – и во времена допотопные, и во времена предшествовавшие Закону, и в период Закона ветхозаветного, и в благодатные времена новозаветные, также приводит и в наши дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Ибо те, которые хорошо провели время своей жизни, и тогда получили спасение через сошествие Господа во ад, как думает св. Григорий (Богослов). Он говорит: Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих 155 ». 156 Изначала предначертанный Богом порядок промышления о людях Как уже говорилось, апостол Павел потому собственно и вел речь о некоторых Эллинах, не знающих Закона Моисеева, но способных исполнять закон, писанный в сердцах, чтобы привести тех, к кому он обращается, от рабства и поверхностного следования букве Ветхого Писания к свободе в вере и любви во Христе. Доказательству того, что праведник может оправдаться перед Богом только верою, а не одними добрыми делами – пусть даже и делами Закона, апостол Павел посвящает целый раздел все того же послания к Римлянам (в гл. четвертой). После слов – «Один Бог, Который оправдывает обрезанных по вере, и необрезанных через веру» 157 , Апостол продолжает: «Что же скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу и это вменилось ему в праведность 158 » 159 . Св. Феофилакт поясняет, что теперь Апостол, «достаточно доказав, что для всех нужна вера, подтверждает это еще примером Авраама, ...и говорит, что и он, отлично совершивший много великого, оправдался не делами, но верой» 160 . Святой Феофан еще подробнее излагает мысль, высказанную Апостолом об оправдании Авраама: «Чем он отличился? Чем заслужил такую милость, что Сам Бог объявил его праведным и всегда оказывал великое к нему благоволение? – Делами ли? – Нет. Были у него дела славные, святые и праведные... Но если б только и было у него, что такие дела, то, несмотря на великую цену этих дел, он был бы только людьми прославлен, яко праведный; а Бог и не воззрел бы на него, потому что при всех таких делах, возможно быть чуждым Бога, не к Богу быть обращенным сердцем, не для Него жить и не Ему единственно угождать... Не потому он признан от Бога праведным, что то и другое сделал, а потому, что веровал Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

178 И тот и другой Заветы произвел один и тот же домохозяин – Слово Божие, Господь наш Иисус Христос , который говорил с Авраамом и Моисеем, а в последние времена возвратил нам свободу 179 ». Св. Кирилл Александрийский , объясняя избранные места из Пятикнижия Моисеева, пишет: «Израилю дано благословение – Закон, данный чрез Моисея 180 . Он был словом Христовым, данным чрез посредство Ангелов... А что Закон есть Его собственные слова, показал и Сам Спаситель, говоря: ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут... 181 » 182 Он же говорит, что Христос «был с нами под тем же Законом, хотя, как Бог, есть законоположник. А что Он был под Законом, это без труда можно видеть из того, что Он был обрезан в восьмой день, уплатил и дидрахму, хотя по естеству и свободен был, как Сын» 183 . «Святой Златоуст, поясняя слова Господа – «Всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей старое и новое» 184 , говорит: «Видишь ли, что Христос не исключает Ветхий Завет, но хвалит и превозносит, называя его сокровищем?» 185 Опять же св. Феофан, толкуя слова ап. Павла: «А все утверждающиеся на делах Закона, находятся под клятвою» 186 , поясняет: «Этого безусловно принимать нельзя, иначе будет выходить, что самый Закон дан для нанесения клятвы. А так нельзя рассуждать, ибо Закон от Бога, Божии же учреждения все благи и идут ко спасению. Почему и написано: исполняя которые (заповеди, данные Богом – а. Л.), человек жив будет через них. 187 ...Подвергались клятве те, которые не исполняли Закона, и, нарушивши его в чем либо, не приносили покаяния и не спешили очиститься в Законе же указанными способами». «В Законе же содержатся постановления, как предотвращать клятву... Кто принесет соответствующую его греху жертву, тот очищается от греха... Скажете: а! Так, стало быть, Закон дает все нужное: указывает – как жить, а когда согрешим, дает способ очищения в принесении соответственной греху жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Св. Кирилл замечает, что и «Иофор, по всей вероятности, следовал именно таковому роду богопочитания». Но когда узнал он о том, что совершил Бог для спасения израильтян, тогда уже обратился к истинному поклонению Единому Богу. «В самом деле», – продолжает св. Кирилл, – «очень многие из блуждающих, я говорю о язычниках, призываются к перемене мыслей о Боге, сначала посредством слухов, передаваемых кем-либо о Боге, а потом сами собою, прибегая к Божественному Закону, то есть к наставлению через Священное Писание . Так они входят в первую кущу: ибо Закон способен ввести; а убежденные древнейшими повествованиями, переходят потом и к принятию той мысли, что Бог есть единый и единственный и что должно делать Ему приношения. Вот и мадианитянин (Иофор), услышав повествование Моисея, сказал: ныне узнал я, что Господь велик паче всех богов, в том самом, чем они превозносились над Израильтянами. И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу 245 . Итак, Моисей, то есть вступительное наставление посредством древнейших писаний, есть начальный учитель и ведет нас к первым началам истинного боговедения» 246 . Это же всемирное значение Завета и откровений, данных избранному народу иудейскому, подтверждает и молитва св. царя Соломона при освящении устроенного им Храма Иерусалимского – единственного тогда на всей земле Храма, посвященного Истинному Богу. Св. Соломон просит Бога: «Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, – ибо и они услышат о Твоем имени велико, и о Твоей руке сильной, и о Твоей мышце простертой, – и придет он помолиться у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил...» 247 Из этих слов, которые, безусловно, были произнесены св. Соломоном по внушению свыше, следует то, что центром познания и поклонения Истинному Богу, единственным источником верного учения о Нем – служили те откровения, прообразования и обрядовое служение, которые были вверены тогда Иудейскому народу, как хранителю и носителю жизни Ветхозаветной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

В том же послании к Римлянам апостола Павла есть глава, весьма интересная для нас в том смысле, что здесь выясняются отношения иудейства и язычества в плане Промысла Божия о спасении тех и других: народа избранного, о котором особая забота у Бога, и народа языческого, на время как бы оставленного. Апостол здесь утверждает, что хотя теперь Иудеи неверием своим отпали от Бога, однако они все еще остаются под особым Промыслом: «Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал» 233 . Далее Апостол говорит об Иудеях: «неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак! Но от их падения – спасение язычникам... Если начаток свят, то и целое; если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями... Вспомни, что ни ты корень держишь, но корень тебя...» 234 Здесь под «добрым корнем» Апостол имеет в виду не только народ иудейский, но все те обетования, пророчества, обряды, установления, которые даны были этому избранному народу. Под дикой же маслиной – народы языческие. Святой Феофан поясняет, что здесь Апостол «естественными ветвями называет Иудеев, происшедших от патриархов, родоначальников их, которым, и роду которых даны обетования...» 235 «Дикою маслиною называет весь род язычников, потому что они не были воспитываемы, как воспитываемы были Иудеи, не имели ни Закона, Богом данного, ни пророков, Богом посылаемых, ни особых не испытывали промыслительных Божеских действий. Росли, как растет дикая маслина, не воспитываемая искусным садовником. Почему не имели в себе ничего особенного божеского, кроме того, что вложено в естество...» 236 Но не случайно было избрание народа иудейского Богом и возложение на него особой миссии в божественном плане спасения рода человеческого: «Сколько было родоначальников из потомков Ноя, и сколько народов образовалось из них по столпотворении? Но из всех их Бог избрал только Еверов род, и его не весь, а только взял из него одного Авраама, от которого и произвел Себе особый народ. Этот народ и есть избранный, имевший особое знание и предназначение, и пользовавшийся столькими благодеяниями и дарованиями: ему дан Закон, к нему посылаемы пророки, для него явлены знамения и чудеса... Иудеи имели свои недостатки, и имеют; но из всех народов никто не мог лучше их исполнить намерения Божии о спасении людей. Предвидел сие Бог и избрал их...» 237 Апостол говорит, что язычники «некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы» 238 . Святой Феофан пишет, что иудейский народ и был избран «по случаю непокорливости всех языков». Он говорит также, что возможно это «некогда» у апостола «означает время по издании Закона и устроении по нему народа Иудейского. Живя по сему Закону, Иудеи Богу покорствовали, а язычники и знать не хотели сего Божия учреждения и никак не соглашались подчиниться ему, хотя как в момент установления, так и после, слух о нем проходит всюду» 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

И опять: большая часть всех посланий Апостола Павла посвящена разъяснению того положения, что «человек оправдывается верою, независимо от дел Закона» 125 . Но если без веры нельзя оправдаться исполнением заповедей, писанных в Законе, данных Самим Богом (причем с указанием: »исполняя которые человек жив будет через них» 126 ), то – как же можно спастись одним исполнением по природе законного, или закона, написанного в сердцах? Не выходило бы тогда, при таком толковании, что Апостол этими несколькими словами, писанными во второй главе Послания к Римлянам, – отметает все, что он писал прежде и ревностно доказывал далее в том же Послании, все то, о чем писал и подробно изъяснял в других своих писаниях? Так, толкуя слова ап. Павла: «Моисей пишет о праведности от Закона: исполнивший его человек жив будет им» 127 , св. Златоуст говорит: «Это значит – Моисей показывает нам – в чем состоит законная праведность и какова она. Итак, в чем она состоит и как приобретается? Исполнением заповедей... Сделаться праведным по Закону нельзя иначе, как исполнивши все заповеди, но это никому не оказалось возможным...» 128 Но если исполнение заповедей, данных Самим Богом, никому не оказалось возможным, – то неужели же язычники, при всем том нравственном помрачении, которое Апостол изображает в первой же главе своего Послания, исполнили Закон по зову своего сердца? Под сенью Креста Христова Но цель Апостола, обращающегося к Римлянам, как уже говорилось, иная: та, чтобы и Иудея, и язычника довести обличениями и вразумлениями до сознания своей греховности, до чувства вины пред Богом и ощущения полного безнадежия на себя и на свою мнимую праведность. Это он и заключает, оканчивая свою обличительную речь к Иудею: «Итак, что же? Имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Эллины, все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога, все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного 129 ». И далее изображает всю глубину отпадения от Бога людей 130 . Объясняя все эти обличения Апостола, св. Ефрем Мцире говорит, что здесь он обвиняет не только Иудеев, но весь мир «в причастности ко греху, дабы всем наперед уготовать дорогу к вере, когда приводит и разумение того, что не достаточны для совершенствования и спасения их ни Закон книжный и ни закон совести, но только лишь вера в Иисуса Христа ( – , , )...» 131 Собственно, к тому, чтоб преподать это учение, Апостол и приготовлял своими обличениями, как Иудеев, так и Эллинов, к которым обращался в послании. Понятно, что вся речь шла о том, чтобы показать, как никто из них никакими добрыми своими делами оправдаться и похвалиться не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010