В Бишкеке прошли международные чтения памяти схиархиепископа Антония (Абашидзе) 5 ноября 2016 г. 20:35 2-4 ноября 2016 года в столице Киргизии Бишкеке прошли V Международные научно-богословские Антониевские чтения «Уроки прошлого», посвященные памяти схиархиепископа Антония (Абашидзе). Перед началом работы епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил в сослужении сонма священнослужителей Бишкекской епархии совершил Божественную литургию в Алексиевском приделе Воскресенского кафедрального собора. Затем в конференц-зале духовно-просветительского центра Воскресенского собора состоялось торжественное открытие чтений. В пленарном заседании, которое прошло под председательством епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила, приняли участие: первый секретарь Посольства РФ в КР Мария Власова, первый заместитель директора ГКДР КР Закир Чотаев, руководитель Россотрудничества в КР Эдуард Крусткалн, директор Паломнического центра (Париж, Франция) иерей Николай Никишин, профессор Кыргызско-Российского Славянского университета Инна Федяй, доцент Московского государственного областного университета Ольга Розина (Россия). На открытии чтений присутствовали священнослужители из Киргизии, Казахстана, Узбекистана, Грузии, представители государственных учреждений и общественных организаций, преподаватели церковных учебных заведений, работники высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, прихожане православных приходов епархии. Во второй половине дня начала работу секция «Русская Православная Церковь в Средней Азии: 145-летие Среднеазиатской епархии, 5 лет Бишкекской епархии». Работу секции открыл доклад кандидата философских наук, архивариуса Санкт-Петербургской епархии Ольги Ходаковской. В своем выступлении она рассказала о выдающемся архипастыре Туркестанской епархии Неофите (Неводчикове). Преподаватель Ташкентской духовной семинарии Юрий Флыгин в своем докладе разобрал принципы веротерпимости для утверждения российской гражданственности в Средней Азии. Протоиерей Сергий Станценко (Узбекистан) рассказал о новых фактах биографии Туркестанского епископа Сергия Лаврова, который был известен тем, что уклонился в обновленческий раскол. Тему обновленческих епархий и митрополичьего округа Средней Азии в период с 1924 по 1930 гг. продолжил преподаватель Ташкентской духовной семинарии Роман Дорофеев. Представитель Казахстанского митрополичьего округа , настоятель храма св. прав. Иоанна Кроншатдтского в с. Жетыген протоиерей Вадим Алексеев зачитал доклад: «Полигон Жанылык Алматинское Бутово и его седьмочисленный Священномучеников Собор».

http://patriarchia.ru/db/text/4662387.ht...

Синод Украинской Православной Церкви благословил прославление новых местночтимых святых 15 июня 2011 г. 15:20 На состоявшемся 14 июня 2011 года заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви, которое прошло под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира , был заслушан рапорт архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна , председателя Комиссии по канонизации святых УПЦ. Владыка Иоанн внес на рассмотрение Синода предложение о причислении к лику местночтимых святых Свято-Успенской Киево-Печерской лавры схиархиепископа Антония (Абашидзе) (†1942), сообщает Седмица.ru . Рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и учитывая народное почитание владыки Антония, Синод УПЦ постановил: благословить местное прославление и почитание схиархиепископа Антония (Абашидзе) в лике исповедников, утвердить его иконописное изображение, останки преподобного схиархиепископа Антония считать святыми мощами. Память святого преподобного схиархиепископа Антония, исповедника, Синод постановил совершать 19 октября/1 ноября, в день его кончины  ( журнал 21 ). Также на заседании Синода был заслушан рапорт архиепископа Херсонского Иоанна о причислении к лику местночтимых святых Нежинской епархии схиархимандрита Феофана (Медведева) (†1977). Синод благословил местное прославление и почитание схиархимандрита Феофана в лике преподобных. Память преподобного Феофана Рыхловского определено совершать 23 декабря/5 января, в день его кончины  ( журнал 22 ). Синод УПЦ благословил причислить к лику местночтимых святых Киевской епархии протоиерея Сергия Бондаренко (†1937)  ( журнал 2 3). На основании рапорта архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа Синод благословил установить 29 сентября/12 октября местное празднование Собора Полтавских святых  ( журнал 24 ). Рассмотрев рапорт архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки , Синод благословил внести имя новомученика Стефана Наливайко (уроженца г. Мелитополя Запорожской области) в Собор новомучеников и исповедников Запорожской епархии (празднование 1/14 ноября)  ( журнал 25 ). Заслушав рапорт епископа Бердянского и Приморского Елисея , Синод принял решение об установлении местного празднования Собора новомучеников Бердянских в четверг 3-й седмицы по Пасхе  ( журнал 26 ). Патриархия.ru Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1542363.ht...

Преданный сердечно епископ Антоний 1905 24 Друже и святителю! Вчера я водворился во святой Лавре и так проникся ее красотами, духовными и видимыми, что спешу пригласить Вас сюда для созерцания их. Я здесь до Духова дня, а вторично приеду пред Успением и пробуду до Покрова. Когда Вам сравнительно свободно? Наипаче наблюдай 28 августа. Тогда обнесение мощей преподобного Иова вокруг церкви и может быть я приглашу киевского святителя [Флавиана (Городецкого)]. Новости последних заседаний Синода: открывают Уральское викариатство и Холмскую епархию делают самостоятельною. Вероятно, что Иркутский ректор отец Никон [Бессонов] переведен в Тифлисскую семинарию, а иеромонах Арсений ректором в Иркутск (бывший инспектор Киевский). Прошу молиться за преданного сердечно собрата Антония 1905 25 Друже и святителю! И Вас взаимно благодарю за посещение, за молитву, за братскую студенчески-искреннюю беседу и за дружеские чувства. Взаимно прошу считать меня неизменно преданным. Жаль, что поспешили отъездом. Завтра приедет Преосвященный Евлогий [Георгиевский] и Димитрий (Абашидзе), а 29-го пятый святитель Феодосий [Олтаржевский], уже записанный в братство Бизюкова монастыря, в виду его отказа от викариатства, уже Высочайше утвержденный. Конечно сия опала продолжится вероятно недолго. Преосвященный Димитрий [Абашидзе] Вам кланяется, а архимандриты и другие мои гости просят благословения. Народу нынче менее прошлогоднего: забыли оповестить заблаговременно. Если епископ Феодосий [Олтаржевский]согласится погостить у меня до 8 сентября, то я получу возможность съездить в Холм и на открытие епархии; ожидается там и митрополит Флавиан [Городецкий]. По одним ректором в Казань назначен доцент Иннокентий (Ястребов), а по другим епископ Алексий [Дородницын]. Прошу святых молитв за любящего собрата во Христе епископ Антоний. 26 августа 1905 года 26 Друже и владыко! С радостью ожидаю Вас на 20 августа в Лавру, накануне или за день прошу предупредить телеграммой. Надо ехать Вам на Ровно по скорому поезду «Санкт-Петербург – Юг», который вечером (7 часов 15 минут ?) выходит из Санкт-Петербурга. Билет берите на Рудно Почаевскую. Первая и единственная пересадка будет в Здобунове (первая станция после Ровно); выехав на утренней заре 19 августа, Вы 20 в 10 часов утра будете на Рудне, где Вас будет ожидать карета и чрез два с половиной часа привезет в Лавру. Было бы приятнее, если бы Вы пожаловали в пятницу 19-го, 20-го же после поздней (по субботам всегда) отчитали бы акафист пред иконой Почаевской, 20-го вечером вышли бы на литию, а 21-го совершили бы литургию. Если 21-го вечером поедете из Лавры, то 23-го рано утром будете во Пскове.

http://pravoslavie.ru/5541.html

От него они узнали о разорении Лавры и вторичной ликвидации советской властью его монастыря, с которым он был связан духовными узами и где имел наставника в лице схиархиепископа Антония (Абашидзе). Елеонским сестрам стало известно, чтосовершавший тайные службы и рукоположения владыкаАнтоний был в миру князем Давидом Ильичем Абашидзе и почитался в годы советской власти духовным главой киевской группы катакомбной Церкви. В келье отца Димитрия висела рамка с фотографией владыки-схимника Антония, скончавшегося 1 ноября 1942 года и похороненного за алтарной стеной Крестовоздвиженского храма Лавры, у входа в Ближние пещеры. По рассказам арабской монахини Екатерины (Самара), отец Димитрий прекрасно знал историю России и всегда рассказывал сестрам о том, что творится с Церковью в СССР: - Золотой пудрой историю нашей Русской Церкви не присыпешь. От него мы знали почти о каждом вопиющем случае издевательства советов над верующими и церковью. С 1975 года и по сей день в Елеонском монастыре матушка Екатерина имеет послушание уставщицы, следящей за правильностью церковной службы и исполнением церковного устава. Подготовил ее к этой деятельности отец Димитрий. Монахиня Екатерина (Самара) - Батюшка знал почти наизусть Типикон и все положения церковного устава. Он мог, не глядя, указать в Типиконе даже ту страницу, где описывалась какая-то конкретная служба. А до его появления на Елеоне здесь было очень много беспорядков в соблюдении церковного устава, о чем не без возмущения он сам рассказывал. Здесь служили, нарушая устав, и отцу Димитрию удалось многое-многое поправить в служении. Он сам так отчетливо читал на всех службах, что было слышно каждое его слово - не только в любом уголке храма, но и даже рядом с ним. A сестер, допускающих ошибки при чтении, поправлял прямо из алтаря. Благодаря отцу Димитрию богослужение у нас было поставлено на очень большую высоту, что не раз отмечали и гостившие в нашей обители епископы. В большие праздники наши сестры пели на двух клиросах.Батюшка очень заботился о благолепии храма, и при нем много было приобретено облачений.

http://pravoslavie.ru/54893.html

6. Священный Синод обсудил действия протоиерея Иакова Абашидзе и постановил: Согласно законам Апостольского собора XXVI; Трулльского собора V и VI; Нео-Кесарийского собора I; Святого Василия Великого XXXII, запретить протоиерею Иакову Абашидзе священнослужение и направить для покаяния в мужской монастырь преподобного Антония Марткопского. 7. Священный Синод, рассмотрев сложившуюся ситуацию на грузинских территориях – Абхазии и Южной Осетии , постановил: Грузия никогда не смирится с нарушением её территориальной целостности. Этот вопрос тяжело переживает как наша общественность, так и наша Церковь. Проведение российскими военными колючей проволоки в Цхинвальском регионе должно быть прекращено и должно быть сделано все возможное, чтобы Россия начала выполнять свои международные обстоятельства и начался процесс возвращения беженцев. 8. Священный Синод обсудил события, происходящие в последнее время в Бичвинтской и Цхум-Абхазской епархиях. Было отмечено, что, невзирая на существующие трудности, связи между Грузинской Церковью и Абхазской епархией не прерывались, живущие в Абхазии православные приезжают в Грузию и принимают духовное окормление Католикоса-Патриарха. Также, невзирая на трудности, духовенство Грузинской Патриархии периодически приезжает в Абхазию и проводит богослужения. К сожалению, в масс-медиа распространяется информация, что представители Русской Православной Церкви освятили фундамент двух новых храмов (на военных базах в Ткварчели и Сухуми). Это было сделано без соответствующего разрешения, что является грубым нарушением церковных канонов. Как известно, благословение на строительство храма в Абхазии даёт Католикос-Патриарх всея Грузии, и только по его благословению может совершать какие-либо действия духовное лицо иной Церкви. Поэтому вышесказанное является игнорированием церковных правовых норм. Обращаемся к главам Православных Церквей – дабы обеспечили контроль и не допускали священнослужителей своих Церквей на территорию Абхазии и на служение, без благословения на то Предстоятеля Грузинской Церкви.

http://drevo-info.ru/news/16048.html

Николай Кутлинский (стоит слева) и отец Ксенофонт Крюков (сидит справа). Фотография начала XX века Иногда вспоминал отец Владимир и о знаменитом стяжкинском подвижнике протоиерее Николае Болоховском. Его имя значилось в помяннике отца Владимира. Среди таких людей началась жизнь маленького Володи. Он показывал мне фото своего отца – Николая, бывшего церковным старостой и активным помощником отца Ксенофонта в проповеди слова Божия. Тот был запечатлен в специальном халате, бывшем наградой за усердие в церковных делах. С раннего детства Володя воспитывался в непрестанных трудах при церкви, осваивал церковные послушания: пономаря, звонаря. Рано проявился и его талант к рисованию. В 1922–1925 годах он обучается в Пензенском художественном училище под руководством видного профессора живописи И.С. Горюшкина-Сорокопудова . Владимир Николаевич, глубоко верующий человек, видел его в будущем иконописцем. К этому времени относится и его знакомство с Петром Дмитриевичем Кориным, у которого он завершил свое художественное образование. В 1925 году он окончил курсы иконописи в поселке Мстёра по рекомендации Петра Дмитриевича. У схимника архиепископа Антония (Абашидзе) он получает благословение служить Церкви кистью Советами Павла Дмитриевича он будет пользоваться долгие годы, это знакомство во многом определит его дальнейшую судьбу. Но надо правильно выбрать жизненный путь, и возникает мысль о церковном благословении, которое не так-то легко получить в те тяжелые годы. В 1926 году он совершает поездку в Киев, к схимнику архиепископу Антонию (Абашидзе), от которого и получает благословение служить Церкви кистью. И эти труды окажутся весьма многочисленными и займут целую эпоху – более 60 лет. Первая работа – для своего же Покровского храма села Поим: Распятие (Голгофа). Тогда же, в 1926 году, написаны семь образов святых. В течение двух лет Кутлинский пишет иконостас, реставрирует иконы для нескольких храмов в соседних селах. Покровский храм сыграл немалую роль в жизни Владимира Николаевича. До конца своих дней он старался каждый день читать акафист Покрову Божией Матери. Его старшая сестра, Татьяна, была замужем за священником Покровского храма протоиереем Николаем Павловичем Никифоровым, служившим в церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Поима 30 лет – с 1904 по 1934 год. Отец Николай был первым духовным наставником для Володи.

http://pravoslavie.ru/69459.html

Иосиф (Джандиери) , один из монахов Давидгареджи. Во время Патриаршества он вел аскетический образ жизни и обладал даром исцеления ( Иоанн Багратиони. Калмасоба. 1948. С. 211). В 1762 г. он созвал Собор, где были упорядочены права и обязанности архиереев и иереев (ПГП. Т. 3. С. 848). В марте 1764 г. на Патриаршем престоле был восстановлен Антоний I, а свт. Иосиф переведен на Харчашнийскую кафедру. Собор 2-8 окт. 1764 г. полностью оправдал Антония I, подтвердив версию царя Ираклия II и самого католикоса-патриарха об удалении его Теймуразом с кафедры по политическим мотивам как возможного претендента на царский престол. За клевету на патриарха свящ. Захария Габашвили и его сын диак. Иосиф были лишены сана. Антоний I учредил Телавскую ДС (1782), продолжал руководить Тбилисской ДС. В 1772 г. в С.-Петербурге вел переговоры с российской стороной, что способствовало заключению в 1783 г. Георгиевского трактата. Нек-рые исследователи (митр. Анания (Джапаридзе), З. Абашидзе) считают, что это по его вине 8-й артикул трактата содержит неточное определение статуса ГПЦ и ее первоиерарха после принятия Грузией покровительства России. В том же году Антоний I был избран членом Святейшего Синода РПЦ. Этот момент сыграл немаловажную роль в вопросе упразднения автокефалии ГПЦ (католикос-патриарх Антоний II (Багратиони) и архиеп. Ахтальский Варлаам (Эристави), впосл. Грузинский экзарх, также стали членами Синода РПЦ). Перед отъездом в Россию в дек. 1771 г. Антоний I передал управление Церковью подвластному царю Совету, куда вошли митр. Самтавройский и Горийский Виссарион, митр. Тбилисский Михаил, митр. Ниноцминдский, архим. 12 гареджийских мон-рей Савва, прот. патриаршего храма Анчисхати Георгий (фамилии неизв.) (ПГП. Т. 3. С. 892-895). Грамота католикоса-патриарха Антония I (Багратиони). 1771 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Грамота католикоса-патриарха Антония I (Багратиони). 1771 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Продолжавшиеся набеги кавк. племен, разорявших церкви и мон-ри, приводили к упразднению епархий.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Я блаженствую отбрехавшись от 100 личного города, а Вам в новом заведении будет еще тяжелее сидеть, чем в Учебном Комитете. Кто Вас там заместит? Преосвященный Сергий [Страгородский] или Димитрий [Абашидзе]? Это бы хорошо, но если Соллертинский, то весьма худо. Белявского Вы все таки не вытурили! За это Вам подобает положить 25 поклонов и прочитать «Правило от осквернения». Спасайтесь! Прошу молиться за верно преданного архиепископа Антония 3 февраля 1907 года 33 Воистину воскресе Христос, святителю и друже. Провожу время в ежедневных (17 дней) служениях и еще нощных писаниях; в этом отношении Пасха труднее страстной, — и визитов упорно не делаю. Архиепископ Сергий [Страгородский] писал, что купчиха Платония [Рождественского] изображает по поводу Америки «погибающего великого [христианина?]», грозя, что его отсутствие в Думе будет весьма заметно, — как лишней лягушки в болоте, добавляет от себя язвительнейший из архиереев 20-го века. Так-то вероятно и Вы теперь одобряете мое удаление из Государственного Совета: не бросать же ради него епархию: другое дело Вам в 6-ти часах езды. Экзарх уже просится вон оттуда и конечно Антонина Михайловна его переведет, а меня будет стараться послать на пост начальника Урмии и потом удивляться, когда мне распорят брюхо; об избавлении от сего просим Ваших святых молитв душевно преданный собрат Антоний. Апрель 1907 года 34 Иерарше! Пересылаю на Ваше святительское усмотрение письмо брата того священника Соколова — законоучителя, коего характеристику прежних и новых семинаристов я читал на Совете у Янышева в марте месяце. Проситель товарищ Преосвященного Михаила (Грибановского), то есть кандидат Санкт-Петербургской Академии 1884 года, весьма преданный делу воспитания детей. Еще более я хотел рекомендовать на бывшую в Псковской семинарии вакансию Священного Писания преподавателя Красноярской семинарии господина Брянчихина (?), кандидата Киевской академии 1907 года, знатока Библии и еврейского языка и кандидата на монашество; он сын богатого + управляющего [неразборчиво ] Сибирского [неразборчиво] и пошел в 1 класс семинарии учиться из 5 класса гимназии по призванию; Академию кончил отлично.

http://pravoslavie.ru/5546.html

Выслушав его, отец Серафим взял его за руку и вложил в руку старца, который случился в его келии. «Я так и обмер», – говорит отец наместник, – потому что, как нарочно, судьба свела его в келии отца Серафима в такую важную минуту с человеком, которого слабости были ему известны и которого особенно не хотелось бы ему иметь своим наставником, что было бы делом неизбежным, если бы так решил отец Серафим, ибо отец Антоний решил во всем повиноваться его воле». Весьма тревожные мысли толпились в голове отца Антония, «но скоро дело выяснилось. Отец Серафим сказал старцу: «Возьми ты этого молодого брата, введи его в церковь , поставь перед местным образом Спасителя, вели сделать три земных поклона и скажи: Вот тебе наставник и покровитель; все, что Он скажет тебе, делай и спасешься. Так и к местному образу Божией Матери и скажи: Вот тебе наставница и покровительница – иных тебе не нужно». После этого распоряжения он сделал отцу Антонию как бы пояснение следующего содержания: «Ты хорошую взял мысль всецело подчинить свою волю воле другого, но посмотри, чего ты хочешь: хочешь ты, чтобы тебя, как свечу, поставили в светлый, крепкий фонарь, где ты безопасен от ветра, и несли тебя бережно; или хочешь ты, чтобы через реку перевез тебя надежный челн?.. Сам умей укрываться от ветра, чтобы не потух пламень; сам борись с волнами, чтобы перебраться за реку». И указал только, кого можно выбрать в советники» 35 . Как же так? Неужели потому преподобный Серафим отклоняет желание молодого монаха быть в полном послушании у старца, что путь этот слишком легок, безопасен и безмятежен? Конечно же нет! Впоследствии святой Серафим предсказал отцу Антонию, что он будет наместником Лавры преподобного Сергия. Скорее всего, святой старец и тогда провидел, что отца Антония ждет обширное поприще духовного наставничества, знал и то, что личный аскетический опыт наставника всегда отражается в его руководстве братией. Почему же рекомендует ему избрать вместо безусловного послушания старцу – руководство советом? Почему как бы «пугает его» тем, что вот-вот отдаст его под водительство немощного наставника, а затем преподает ему урок самому биться с волнами, а не искать надежный челн? Нам кажется, что этим действием святой Серафим показал, что не то уже время, когда можно обрести ту безопасность от волн, огражденность от ветра, которую действительно способно давать всецелое подчинение воли своей истинному старцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

С. 798-805), к-рые было предписано выполнять во всех церквах Мцхетского (Восточногруз.) Католикосата. Документы затрагивали внутреннее устройство Церкви: регламентировали количество необходимой богослужебной утвари, порядок облачения священно-церковнослужителей, правила бракосочетания и т. д. Собором запрещены 4-е и 5-е бракосочетания, в то время как, согласно церковной законодательной практике, 2-й и 3-й браки были возможными только после определенной епитимии. Документ подписан Ираклием II, Антонием I, архиеп. Алавердским Николаем, архиеп. Самтавройским и Горийским Арсением, митр. Тбилисским Анастасием, еп. Хорнабуджским Онуфрием, митр. Кизикским Саввой Ниноцминдели, еп. Иоанном Некресским и Гремским и др. Следующие решения 2 Церковных Соборов (1755 и 1756) касаются католикоса-патриарха Антония I (Кекел. Н 1334. Л. 201). В 1762 г. царь объединенной Грузии Ираклий II и католикос-патриарх Вост. Грузии Иосиф после Церковного Собора разослали отдельным епархиям Мцхетского Католикосата принятые Собором постановления (Кекел. Ad. 856 - ПГП. Т. 3. С. 848-850) - 11 правил, касавшихся повседневной жизни приходов: напр., обязательное причащение всех верующих, посещение церкви в праздничные и воскресные дни, реставрация обветшавших строений, запрещение употреблять за богослужением деревянные или неисправные предметы и т. д. Царь Картли Вахтанг VI. Гравюра (ЛМГ) Царь Картли Вахтанг VI. Гравюра (ЛМГ) Энциклика «К епископам» представляет собой послание 1768 г. католикоса-патриарха Антония I и груз. царя Ираклия II епископам всех епархий Вост. Грузии. В документе (Кекел. А 317. Л. 180-186 - ПГП. Т. 3. С. 871-877) сформулированы 35 правил обучения епископом иерея или диакона богослужебной практике и ведению прихода. В 1777 г. католикос-патриарх Зап. Грузии Максим II (Абашидзе) издал послание для «своих духовных сыновей» - настоятелей мон-ря Удабно (Иова) и мон-ря Эркети (Архив Патриархии ГПЦ. Ф. 1448. Ед. хр. 1446 - ПГП. Т. 3. С. 914-916). Издатель разделил текст на 10 правил регламентировавших монастырскую и приходскую жизнь: напр., о лишении сана священнослужителей за недостойное поведение, об обучении либо устранении от совершения богослужений не знающего богослужебного устава, об обязательном посещении церквей семьями с детьми в воскресенье и т.

http://pravenc.ru/text/639853.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010