17 янв. 1930 г. древнейшие киевские муж. и жен. обители были закрыты. Над св. воротами лавры появилось объявление, запрещавшее вход на ее территорию монахам и священнослужителям. Последние монахи поселились в Китаевской пуст., церковь которой официально зарегистрировали как приходский храм местные крестьяне. 27-28 янв. 1931 г. все священнослужители во главе с настоятелем архим. Ермогеном были арестованы по обвинению в создании «контрреволюционной организации церковников, ставившей своей целью поднять вооруженное восстание», а также в проведении «нелегальных сборищ» и распространении «контрреволюционной литературы». И. о. настоятеля стал казначей лавры архим. Вонифатий (Черевко). 5 нояб. 1933 г. Китаевскую пуст. тоже закрыли. Оставшиеся на свободе монахи перешли в Преображенскую пуст., а после ее ликвидации в мае 1934 г. жили при Ольгинской ц. После ее захвата обновленцами в окт. 1934 г. братия разошлась по частным домам. Успенский собор Киево-Печерской лавры. Вид с востока. Фотография. 1940 г. Успенский собор Киево-Печерской лавры. Вид с востока. Фотография. 1940 г. 3 нояб. 1941 г., во время второй мировой войны (1939-1945), была уничтожена главная святыня К.-П. л.- Успенский собор. По инициативе схиархиеп. Антония (Абашидзе) при Ближних пещерах возродилась монашеская жизнь. Братии выделили 2 корпуса и домик блюстителя пещер. Настоятелем мон-ря стал один из старейших лаврских насельников, архим. Валерий (Устименко; † 1953), под началом к-рого собралось неск. десятков насельников (на 1 авг. 1944 насчитывалось 37 монахов). В отличие от Нижней лавры Верхняя пострадала сильнее. По воспоминаниям очевидцев, в нач. 1943 г. «вся территория Верхней лавры представляла собой кладбище разрушенных зданий» (ГАРФ. Ф. 7021. Оп. 65. Д. 10. Л. 60), усыпанное обломками, кирпичом и мусором. За годы войны были разрушены Никольская ц. Больничного мон-ря, частично Благовещенская и Трапезная церкви, 33 келейных корпуса Верхней лавры и один Нижней, 4 башни ограды. Была повреждена дренажная система, появились многочисленные провалы почвы.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Через 8 лет (в 1859 году) рясофорный монах Василий переведен в Пещерное отделение. 2 января 1862 года скончался наставник Василия схимонах Григорий. Незадолго до кончины он открыл своему ученику волю Божию: принять подвиг старчества и послужить страждущим. Подвижник предсказал также, что со временем ученик его сделается основателем женского монастыря. На старчество благословил Василия и о. Даниил. 27 ноября 1867 года о. Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в честь апостола от семидесяти св. Варнавы) и принял на себя подвиг старчества, сделавшись в самом скором времени известнейшим на всю Россию духовником. 29 августа 1871 года о. Варнава был рукоположен во иеродиакона, а 20 января 1872 года - во иеромонаха. 20 января 1873 года с благословения наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева) иеромонах Варнава был назначен народным духовником, а вскоре - и братским духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита. С 1880 года он - духовник скитских старцев. Скончался о. Варнава 17 февраля 1906 года, в пятницу первой седмицы Великого поста. Похоронен на одном из кладбищ г. Сергиева Посада. Причислен к лику местночтимых святых Московской епархии. Праздник этот именовался в скиту Воскресением и Вознесением Божией Матери и совершался по особому чину. Специальный сборник ирмосов на 8 гласов с приложением других песнопений, употребляемых певцами на вечерне, утрене и литургиях. Тогда уже он был прославлен. Например, хотя бы в январе: 17-е - несколько Антониев. 19-е - несколько Макариев, 28-е - Ефремы. 30 августа - Александры и т. д. Иногда они соединяются по именам, но несомненны факты, когда они и умирали в один и тот же день. Осенью 1917 года постановлением преподавательской корпорации архимандрит Вениамин (Федченков) был избран ректором Таврической духовной семинарии и с согласия правящего архиерея архиепископа Таврического Димитрия (Абашидзе) занял этот пост. Ранее он уже ректорствовал в Таврической Семинарии в 1912-1913 годах - После получения согласия владыки Димитрия о. Вениамин оставил Тверь и перебрался в Таврическую епархию. Начало истории безрукого Ивана Федоровича описывается в книге о. П. Флоренского о старце Исидоре.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1035...

С неослабным рвением, с горением духа трудитесь для Господа (Рим. 12:11), — говорит нам Священное Писание. На мой взгляд, любовь к созидательному труду и радость от исполнения послушания — естественные качества всякого, кто посвятил свою жизнь служению Богу. Человеческое сознание так устроено, что порой, достигая определенных результатов, у некоторых возникает опасная психологическая позиция самоуспокоенности. Удовлетворение достигнутым, почивание на лаврах, самодовольство могут повлечь за собой равнодушие, остановку в развитии, угасание инициативности. Не лишены этого искушения и те, кто совершает свое служение в Церкви. Важно, совершив какой-нибудь проект, осуществив задуманное, вспомнить слова Спасителя: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10) и продолжать идти вперед, шаг за шагом преодолевая трудности, находя новое применение собственным силам и талантам. И архипастырь должен быть примером в этом во вверенной его управлению епархии, а священник — на приходе, куда поставлен священноначалием. Еще одним искушением, с которым может столкнуться священно и церковнослужитель, является подмена реальных действий красивыми словами и лозунгами. Святейший Патриарх Кирилл, обращая на это внимание, подчеркивает: «От общих фраз пора переходить к конкретным делам». — Ваше Высокопреосвященство, в начале интервью Вы рассказали о принесении в Казахстан Пояса Пресвятой Богородицы. Есть ли планы посещения какими-либо святынями нашей страны в следующем году? — От православных верующих Казахстана поступают просьбы доставить главу великомученика и целителя Пантелеимона, хранящуюся на Горе Афон. Но мало кто знает, что часть главы этого святого безмездного врача хранится у нас в Алма-Ате в Свято-Никольском соборе. Честные мощи великомученика — дар Свято-Никольскому собору епископа Туркестанского и Ташкентского Димитрия (Абашидзе), в схиме Антония, прославленного ныне в лике святых. Полагаю, что будет правильным совершить паломничество ковчега с этой святыней по городам Казахстана, приурочив поклонение к епархиальным юбилеям и праздникам.

http://patriarchia.ru/db/text/276605.htm...

Начнем с родовых корней и семьи. Надо сказать, что ему чрезвычайно повезло: семья, где он вырос, была глубоко православной, что вовсе не являлось правилом, скорее исключением, во второй половине XIX века. Далее, принадлежность владыки Трифона, уже не родовая, а благоприобретенная, к той части аристократической, культурной и духовной элиты российского общества, которая вопреки общим устремлениям времени стремилась к высоким жизненным идеалам, не поддавалась господствовавшей уже тогда тенденции к занижению: «все мы – люди, все мы – человеки», не увлекалась соблазном построения на земле рая, где «каждому будет по серьгам», не доверялась ни материалистическому, ни индивидуалистическому мороку, искушавшему снятием с человека нравственной ответственности и вменяемости. Нельзя понять в достаточной мере митрополита Трифона, не познакомившись с людьми, оказавшими на него и на сложение его характера и миропонимания немалое влияние. И наконец, но никак не в последнюю очередь, скорее уж во-первых, нужно отметить приобщение Владыки с детских лет к монашеской старческой традиции, в которую он по полному праву затем вошел и сам. Мальчик, которого Господь сподобил впоследствии стать митрополитом Трифоном, родился в Москве в доме Волконского 27) на Пречистенском бульваре, – года 1861 ноября 29, как принято было писать, само собой разумеется, по старому стилю. Борис был старшим из братьев, за ним последовали Александр, Димитрий, Иван, Сергей, одна только сестра Екатерина была немного старше его – всего на три года. Отец их, Петр Николаевич Туркестанов, принадлежал к древнему княжескому роду из южной Грузии, восходившему к XV столетию, по всей видимости турецкого происхождения, как можно предположить исходя из фамилии, звучавшей первоначально Туркестанашвили или Туркистанашвили. Точно так же родовое прозвище другого прославленного иерарха грузинского происхождения (и также князя) Димитрия (в схиме Антония) Абашидзе производили от Абиссинии (по-грузински Абаш-Хабеш) 9 . Жизнь человека не с рождения только начинается.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

После образования в Москве " живоцерковного управления " митр. Сергий был одним из первых, кто признал его законность. В 4-5 журнала " Живая церковь " за 1922 г. появился документ, датированный 3/16 июня: " Мы, Сергий, митрополит Владимирский и Шуйский, Евдоким, архиепископ Нижегороский и Арзамасский, и Серафим, архиепископ Костромской и Галичский, рассмотрев платформу Высшего церковного управления и каноническую законность Управления, заявляем, что целиком разделяем мероприятия Высшего церковного управления, считаем его единственной, канонической, законной, верховной церковной властью и все распоряжения, исходящие от него, считаем вполне законными и обязательными. Мы призываем последовать нашему примеру всех истинных пастырей и верующих сынов Церкви, как вверенных нам, так и других епархий " . Митр. Сергий находился в обновленческом расколе 14 месяцев. После выхода Патриарха из заключения принес ему публичное церковное покаяние в день праздника Успения Божией Матери перед Литургией на 3-м часе в Донском монастыре. 11 Хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии 10/23.2.1919, в воскресенье в Покровском соборе г. Симферополя. 12 Схиархиепископ Антоний (князь Давид Ильич Абашидзе, 12.10.1867 + дек. 1943) - родился в Тифлисской губернии. После окончания Новороссийского университета (1891) принял монашество с именем Димитрий; иеродиакон. Окончил Киевскую Духовную академию (1896) со степенью кандидата богословия; рукоположен во иеромонаха. Ректор Александровской миссионерской Духовной семинарии, архимандрит. Хиротонисан во епископа Алавердского. Позднее епископ: Гурийско-Мингрельский (1903), Туркестанский и Ташкентский (1906), Таврический и Симферопольский (1912). С 1914 г. добровольно в качестве рядового священнослужителя в составе Черноморской эскадры участвовал в Германской войне. Архиепископ Симферопольский и Таврический (1915). Участник Поместного Собора 1917-1918 гг. Состоял во Временном Высшем Церковном Управлении Юго-Востока России и в организации Юго-Восточного Церковного Собора в Ставрополе (май 1919). В 1920-х гг. проживал в Киеве; был наместником Киево-Печерской Лавры. Принял схиму с именем Антония, пребывал в затворе, старчествовал. Погребен на территории Киево-Печерской Лавры, у входа в Ближние пещеры. В настоящее время готовится его канонизация. 13

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Позднее богослужение продолжалось в доме схиархиеп. Антония (Абашидзе) . В 1942 г. была возобновлена монашеская жизнь на нижней территории лавры, наместником был назначен уставщик архим. Валерий (Устименко), и в Крестовоздвиженской ц. вновь зазвучал К.-п. н. В 1961 г. мон-рь был закрыт во 2-й раз, богослужебная традиция переместилась в частные квартиры: в Житомире совершал службы с К.-п. н. насельник лавры с 1921 г. архим. Спиридон (Лукич), в Киеве - уставщик архим. Феодосий (в схиме Антоний). Во Владимирском соборе службы с К.-п. н. нерегулярно звучали в исполнении старых певчих лавры. Каждое из таких богослужений было событием для верующих Киева. Большую работу по возрождению К.-п. н. провел 1-й наместник Киево-Печерской лавры после ее возобновления в 1988 г. иером. (в наст. время архиеп.) Ионафан (Елецких) : были проанализированы граммофонные записи хора 1910 г., магнитофонные записи 1958-1960 гг., упорядочены нотные архивы архимандритов Валерия (Устименко) и Феодосия. Многое для восстановления мелодического предания мон-ря сделал архим. Спиридон (Лукич), чьи воспоминания об особенностях лаврского богослужебного устава и пения были записаны мон. Лаврентией (Черновой). В возрожденной обители было создано 2 хора - братский и из приглашенных профессиональных певчих. Основную нагрузку нес профессиональный хор, разделявшийся в праздники на 2 лика. Регентом хора приглашенных певчих был Б. И. Орлов. Одними из первых регентов братского клироса были иноки Владимир (Линенко; впосл. архим. Поликарп, уставщик Киево-Печерской лавры) и Павел (Письменный; впосл. архим. Спиридон, насельник Свято-Троицкого Ионинского монастыря). Хоры стремились возродить дух лаврского пения. Живой опыт стилевых особенностей К.-п. н. передал возвратившийся в лавру схиигум. Агапит (Кармаз), до 1961 г. служивший там канонархом. Черты стиля Одноголосие Наиболее ранние формы К.-п. н., записанные киевской нотацией, найдены в Супрасльском Ирмологионе 1596-1601 гг. (НБУВ ИР. Ф. 1. 5391) - древнейшей датированной юго-западнорусской нотолинейной рукописи, содержащей переводы крюковых образцов южнорус.

http://pravenc.ru/text/1684521.html

    Священник Александр Мазырин (Москва, Россия), доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор, заместитель заведующего Отделом новейшей истории РПЦ Православного Свято-Тихоновского государственного университета (ПСТГУ), член Церковно-общественного совета по увековечению памяти Новомучеников и Исповедников. Тема доклада: «Деятельность епископа Прилукского Василия (Зеленцова) глазами ГПУ УССР»;     Диакон Александр Занемонец (Иерусалим, Израиль), преподаватель византийской истории и истории христианства в Хайфском университете, клирик Храма Гроба Господня в Иерусалиме (Иерусалимский Патриархат). Тема доклада: «Киевские новомученики 1937 года — прот. Александр Глаголев и свящ. Анатолий Жураковский»;     Озмитель Екатерина Евгеньевна (Москва, Россия), доктор исторических наук, ст. научный сотрудник отела новейшей истории РПЦ ПСТГУ. Тема доклада: «Деятельность и литературные труды св. схиархиепископа Антония (Димитрия Абашидзе) на Туркестанской кафедре».;     Белякова Надежда Алексеевна (Москва, Россия), кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН. Тема доклада: «Дискурс мученичества в Советском Союзе 1960–80-х гг.: кросс-конфесиональный контекст и медийная составляющая Холодной войны»;     Островский Сергей Николаевич (Минск, Беларусь), кандидат психологических наук, доцент Белорусского национального технического университета (БНТУ). Тема доклада: «Белорусское сопротивление и церковная жизнь в Минской епархии в период репрессий и военные годы»;     Косик Ольга Владимировна (Москва, Россия), кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ Православного Свято-Тихоновского государственного университета (ПСТГУ). Тема доклада: «Туруханская ссылка святителя Дамаскина (Цедрика)»;     Ильичев Игорь Васильевич (Москва, Россия), научный сотрудник Научно-информационного и просветительского центра «Мемориал». Тема доклада: «Краткая хроника борьбы с религиозным подпольем на территории Украинской ССР (1930–1960)»;

http://bogoslov.ru/event/6024079

В том же году число «непоминающих» священнослужителей пополнили бывш. клирики Гомельской обновленческой епархии иером. Зосима (Павлов) и иеродиак. Иероним (Андрейко), принесшие покаяние в грехе раскола и получившие назначение на приходское служение в с. Новоселки и дер. Кунторовка Ветковского р-на. Итогом тесного взаимодействия с укр. «иосифлянами» стал переезд в 1928-1929 гг. в Гомельский окр. бывш. насельников киевского Златоверхого мон-ря иеромонахов Анатолия (Иваненко) и Феоктиста (Ганжи). Первый возглавил «непоминающие» общины в мест. Чечерск и дер. Глубочица Чечерского р-на, второй - общины в с. Речки и дер. Хизова Гута Ветковского р-на. В течение неск. месяцев после переезда в БССР иером. Анатолий (Иваненко) основал 5 «непоминающих» общин в Чечерском р-не, установил тесные контакты с «иосифлянами» Могилёвской обл. Неоднократно к нему на приход приезжали для говения бывш. насельницы Буйничского Свято-Духова мон-ря во главе с игум. Рафаилой (Загоровской), находившиеся на нелегальном положении. К 1928 г. относится возникновение нелегальной монашеской общины из насельниц закрытого Успенского жен. мон-ря, располагавшегося в дер. Чонки Гомельского р-на. Поселившись в нескольких частных домах в Новобелице (ныне район Гомеля), монахини негласно сохраняли монастырский уклад. Уже в 1928 г. все бывш. насельницы Чонкской обители были разделены на группы «левашовцев» (сторонницы прот. Павла Левашова) и «сергиевцев» (сторонницы митр. Сергия (Страгородского)). Впосл. «сергиевскую» часть общины окормлял свящ. Фома Конашевич, расстрелянный в 1937 г. В 1930 г. иером. Феоктист (Ганжа) перешел под омофор жившего в Харькове Старобельского еп. Павла (Кратирова) . Важным шагом в процессе самоорганизации «непоминающих» Гомельщины была перепись сторонников «иосифлянства», проведенная в сент. 1929 - февр. 1930 г. иером. Зосимой (Павловым) по благословению жившего в Киеве схиархиеп. Антония (Абашидзе) . В результате тайного опроса верующих выяснилось, что в пределах Гомельского окр. БССР насчитывалось 884 сторонника «правой» церковной оппозиции. В 1930 г. Гомельский оперсектор ОГПУ инкриминировал местным последователям митр. Иосифа (Петровых) «усиление контрреволюционной активности» и причастность к контрреволюционной организации «Истинно православная церковь». В ходе разгрома «иосифлянской» оппозиции в Гомельском окр. прот. Павел Левашов и свящ. Феодор Рафанович были приговорены к высылке из БССР, иером. Антоний (Манин) и свящ. Елисей Назаренко - к 5 годам ИТЛ, иером. Зосима (Павлов) и иеродиак. Иероним (Андрейко) к 10 годам ИТЛ, иером. Герасим (Каешко) был расстрелян.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

архим. Варсонофия (Юрченко), сщмч. Онуфрия (Гагалюка), сщмч. Прокопия (Титова), прмч. Парфения Кизилташского, священноисп. Димитрия (Игнатенко), священноисп. Философа (Зябрева), сщмч. Александра (Шишина), преподобноисп. Антония (Абашидзе), сщмч. Павлина (Крошечкина), сщмч. Парфения (Брянских), прмч. Геннадия (Ребезы), сщмч. Матфея Александрова. В 1999 г. положена традиция перенесения из Берислава в Херсон Бериславского образа Божией Матери - чтимого списка Касперовской иконы, в день прославления сщмч. Прокопия (Титова). Во Введенском храме в Бериславе мн. десятилетия не прерывалась традиция празднования местночтимому образу накануне Петрова поста и в 1-й день поста. 25 апр. 2013 г. Синод УПЦ благословил установление в пределах Н. и Г. е. местного празднования Бериславской (Касперовской) иконы Божией Матери в 1-й день Петрова поста. По благословению Блаженнейшего митр. Киевского и всея Украины Онуфрия (Березовского) в Н. и Г. е. приносят чудотворную Боянскую икону Божией Матери из Боянской иконы Божией Матери женского монастыря Черновицкой епархии. Монастыри Действующие: Григорьевский Бизюков Пропасной (мужской, в с. Червоный Маяк Бериславского р-на, основан в 1781 как подворье Молченской пуст., в 1803 преобразован в самостоятельный мон-рь, упразднен в 1920, возобновлен в 1991 как женский, в 1995 преобразован в мужской), Корсунской иконы Божией Матери (в с. Корсунка, создан в 1787 как единоверческий мужской близ с. Б. Знаменка (ныне на территории Запорожской и Мелитопольской епархии), в 1796 перенесен ниже по течению Днепра, в 1848 преобразован в новообрядческий, разграблен в 1918-1920, возрожден 9 сент. 2009 как женский). Упраздненные: подворье Кизилташского муж. мон-ря в Геническе с храмом в честь Рождества Пресв. Богородицы (открыто в 1904, упразднено в 1921), подворье Григорие-Бизюкова мон-ря в Бериславе (открыто в нач. XX в., упразднено в 1919-1920). Иные религиозные группы на территории Н. и Г. е. В с. Азовском Генического р-на зарегистрирована община Армянской Апостольской Церкви .

http://pravenc.ru/text/2577833.html

Архимандрит Димитрий (Биакай) Всего в нескольких метрах от алтаря главного храма русского Свято-Вознесенского женского монастыря на горе Елеон в Иерусалиме находится увенчанная бело-розовым каменным крестом могила бывшего главы Русской духовной миссии (РПЦЗ), архимандрита Димитрия (Биакая). На могильном памятнике начертано: «Твой есмь аз, спаси мя» и «Род. 18 фев. 1908 г. Сконч. 8 авг. 1985 г. C 1951 г. по 1968 г. состоял Начальником Духовной Миссии в Иерусалиме». Отец Димитрий прожил в Иерусалиме 34 года и в возрасте 77 лет скончался на Елеонской горе. Могила Архимандрита Димитрия (Биакая) Справа от могильного памятника под тенистым деревом устроена деревянная крашеная скамья, где часто можно видеть присевших на нее после богослужений старших сестер. Стоит с некоторыми из них только заговорить о бывшем их миссийском начальнике архимандрите Димитрии, сразу лица монахинь оживают, глаза после кратких раздумий светлеют и далее они c любовью в голосе говорят о нем не иначе, как «наш дорогой отец Димитрий» (2, с.70). Схиархиепископ Антоний (Абашидзе). Фото, принадлежавшее о. Димитрию О его жизни до приезда на Святую Землю монахиням известно совсем немного. «Родился отец Димитрий 2 марта 1908 года в Киеве. Его мать - украинка, а отец был татарином, служившим офицером в царской армии»,- вспоминает арабская монахиня Вероника (Рахеб), более 50 лет подвизающаяся в Елеонском монастыре. От других ее сестер можно услышать, что его тетя по линии матери была настоятельницей одного из киевских монастырей. Высшего богословского образования он не имел, но зато владел «богословской премудростью» и обширными знаниями в области истории Церкви и религии. Являлся пострижеником Святой Успенской Киево-Печерской лавры, где учителем и духовным наставником отца Димитрия былсхиархиепископ Антоний (князь Абашидзе; †1942), прославленный недавно в лике местночтимых святых Киевской епархии. Как и владыка Антоний, будущий архимандрит Димитрий был пострижен в 24-летнем возрасте в монашество, получив имя Димитрий в честь святителя Димитрия Ростовского.По данным епископа Серафима (Иванова), постоянного члена Архиерейского Синода РПЦЗ (с 1951 - по 1957 гг.),издавшего в 1953 году в Америке книгу воспоминаний о своем паломничестве в ноябре 1951 года из США на Святую Землю, отец Димитрий до эмиграции «состоял долгое время близким доверенным лицом у покойного ныне схиархиепископа Антония, проживавшего на покое в Киеве. Было у кого научиться богословской премудрости. Схиархиепископ Антоний, по происхождению грузин, был некогда инспектором тифлисской семинарии, когда там учился Сталин. Семинаристы любили своего инспектора, и Сталин, очевидно, тоже, ибо он дал приказ своим чекистам не трогать старца архиепископа. Так, тот тихо доживал свой век в Киеве и умер уже при немцах на руках у отца Димитрия» (3).

http://pravoslavie.ru/54893.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010