Саблера даже называли «улыбкой Победоносцева», сурового и сухого в общении Интересен был еще тот факт, что по существу характеров Саблер и Победоносцев были полными противоположностями. И вместе с тем они будто дополняли друг друга. Педантичный до мелочей, хлопотливый и чрезвычайно трудолюбивый Саблер дополнял великого государственного деятеля, идеолога и мыслителя Самодержавия. Победоносцев был сух в общении с духовенством, Саблер же отдавал ему все почести, покровительствовал «ученому монашеству» и часто выступал ходатаем за отдельных священников (например, он хлопотал за проведение архимандрита Антония (Храповицкого) в архиереи ). Саблера даже называли «улыбкой Победоносцева»! М.О. Меньшиков писал: «Сам тогдашний министр Церкви ходил точно в трагической маске, сам метал на архиереев громы, но, выйдя от него, преосвященные встречали, как луч солнца из-за туч, мягкую улыбку Владимира Карловича и хватались за нее, как утопающий за соломинку» . Но вопрос о том, так ли предан был Саблер Победоносцеву, как луна «своему солнцу», как «правая рука» своему хозяину, остается не вполне ясным. В тех же общественных кругах ходило мнение, что Саблер держит Победоносцева чуть ли не под полным контролем, что он обводит его вокруг пальца, продвигая какую-то свою линию. Ходило устойчивое мнение о полновластности товарища обер-прокурора. Даже Георгий Гапон (священник, известный всем в связи с событиями Кровавого воскресенья 1905 года) упоминая Саблера в своих мемуарах, называл его «могущественным помощником обер-прокурора» и «правой рукой Победоносцева» . Группа членов Святейшего Синода. Участники Чрезвычайного собрания Святейшего Синода (1911). В нижнем ряду: еп. Ямбургский Георгий (Ярошевский), еп. Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе) обер-прокурор Святейшего Синода В.К.Саблер, архиеп. Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий), еп. Могилёвский и Мстиславский Стефан (Архангельский), еп. Чистопольский Алексий (Дородницын) Как бы то ни было, но однажды Саблер все же не смог решить конфликт так же умело и деликатно, как это удавалось раньше. Ему пришлось сделать выбор и объявить о своей позиции прямо и без оглядки на своего знаменитого покровителя и начальника. Впрочем, того требовало революционное и бескомпромиссное время первой русской революции, когда противоречие между взглядами Победоносцева и общественным мнением касательно церковного вопроса проявилось особенно отчетливо.

http://pravoslavie.ru/117403.html

Также состоялась презентация епархиального проекта «Наш вклад в дело прославления святых Кыргызстана». Цель проекта  прославление и почитание новомучеников, исповедников, подвижников веры и благочестия в XX веке верою послуживших Православной Церкви на земле Кыргызстана, распространению знаний об их именах и подвигах для молитвенного обращения к ним и поминовения. Представила проект руководитель церковно-археологического отдела Бишкекской епархии Екатерина Озмитель. В рамках презентации с докладами о проведенных исследовательских работах выступили: настоятель храма Архангела Михаила (г. Ош) протоиерей Виктор Реймген; настоятель храма св. вмч. Димитрия Солунского (г. Талас) протоиерей Димитрий Шушпанов; регент храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с. Ново-Покровка) Светлана Пименова; прихожанка храма Рождества Пресвятой Богородицы (с. Ленинское) Лариса Яковлева. 3 ноября, в рамках секции, организованной отделом образования и катехизации Бишкекской епархии, состоялся научно-практический семинар «Педагогические условия, принципы и методы преподавания основ религиозной культуры», который провела доцент Московского государственного областного университета и Академии социального управления Ольга Розина (Россия). В качестве слушателей семинара на чтения были приглашены: преподаватели школ-участников пилотного проекта по введению предмета «История религиозной культуры», разработанного совместными усилиями Министерства образования КР и Государственной Комиссии по делам религий; студенты религиоведческого факультета КРСУ, студенты Ташкентской духовной семинарии, преподаватели воскресных и общеобразовательных школ епархии. Во время перерыва гостям и участникам чтений был представлен проект воскресных школ епархии «Знаешь ли ты историю Православия в Кыргызстане», в рамках которого ученики воскресных школ, используя сделанные собственноручно карты Кыргызстана, рассказывали об истории своих приходов и показывали небольшие видеосюжеты. Во второй части семинара состоялся мастер-класс «Культурологический характер предмета «Основы православной культуры» и педагогические условия его реализации». Работа секции завершилась проведением круглого стола «Основные принципы и методы преподавания религиозных дисциплин в общеобразовательной школе: педагогический опыт и проблемы.

http://patriarchia.ru/db/text/4662387.ht...

В тот же день в здании епархиального управления прошла секция «Церковь и СМИ: Участие активистов молодежного движения в освещение проектной деятельности», которую провела руководитель информационно-издательского отдела Бишкекской епархии Анна Грекова. Руководитель пресс-центра Ташкентской епархии иеродиакон Михаил (Столяров) провел презентацию интернет-канала Среднеазиатского митрополичьего округа «Восток свыше». Также был организован интерактивный семинар под общим названием «Основы журналистики для начинающих», который включал в себя два направления: «Написание статьи. Основные правила» и «Создание видеосюжета. Введение в практику». Мастер-класс по написанию статьи провела корреспондент епархиальной газеты «Православный мир» Лариса Яковлева. Семинар по созданию видео-сюжета провели сотрудники информационной службы новостей Бишкекской епархии Анна Грекова и Евгений Вольф. В рамках чтений состоялась выездная секция отдела социального служения и благотворительности Бишкекской епархии. Работа по направлению прошла в реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями «Оберег». Модератор секции руководитель отдела социального служения Вероника Тонких. Среди участников и докладчиков секции были представители Первомайского акимиата и Первомайской социальной защиты, директора общественных благотворительных фондов. Почетным гостем и соведущим секции был преподаватель Ташкентской духовной семинарии, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Сергий Стаценко. В конференц-зале духовно-просветительского центра Воскресенского собора состоялась секция «Паломничество один из аспектов богословия жизни христианина», которую провела руководитель паломнического отдела Бишкекской епархии Неонилла Гизей. В рамках секции прошла презентация интерактивной карты «Православные святыни Кыргызстана», которую представил веб-программист информационно-издательского отдела епархии и ее разработчик Никита Большебратский. 4 ноября церемонию закрытия церковно-общественного форума в конференц-зале духовно-просветительского центра Воскресенского кафедрального собора Бишкека возглавил епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил.

http://patriarchia.ru/db/text/4662387.ht...

В 1936–1940 гг. Алексей Александрович учился в Киевском педагогическом институте на физико-математическом факультете, после окончания которого его оставили на кафедре физики, где он делал рассчеты, связанные с выращиванием искусственных кристаллов. В 1940 г. Алексей Александрович с благословения архиепископа Димитрия (в схиме Антония) (Абашидзе), давнего друга семьи Глаголевых, ездил в Тбилиси к православному Каталикосу Каллистрату (Цицнадзе) для тайного рукоположения, однако не смог получить его. Осенью 1941 г. Алексей Александрович добрался на попутных машинах через оккупированные немцами области Украины в Почаев, оттуда в г. Кременец, где его рукоположил во священника епископ Вениамин (Новицкий). Вернувшись в Киев, отец Алексий стал служить в храме святого Иоанна Воина при Покровской церкви на Подоле. Следуя благородному примеру своего отца, который в течение 35-летней пастырской и профессорской деятельности всегда выступал в защиту угнетенных и невинно осужденных, о. Алексей не мог мириться с бесчинством нацистов, истреблявших людей другой национальности. В период оккупации Киева, продолжавшейся до ноября 1943 г., он и вся его семья никогда не отказывали в помощи несчастным, обращавшимся к ним, и прилагали много усилий и мудрости для спасения преследуемых людей, хотя это грозило огромными неприятностями. Однажды Татьяна Павловна Глаголева отдала одной женщине-еврейке свой паспорт, чтобы та скрылась в селе, и сама едва не погибла в очередной облаве. С опасностью для жизни всей семьи Глаголевы спасли от гибели в Бабьем Яру Изабеллу Наумовну Миркину с ее 10-летней дочерью Ирочкой, Полину Давыдовну Шевелеву с ее престарелой матерью Евгенией Абрамовной, журналиста Либермана, Веру Владимировну Виленскую. Однажды к ним за помощью обратилась жена подполковника Красной Армии А.А. Дьячкова, она с шестью дочерьми проживала на Печерске и, когда на нее донесли немцам, вынуждена была срочно бежать со своими девочками и нашла убежище в семье священника. Были спасены и многие другие евреи. Дом 7 на Покровской улице, где проживала семья отца Алексея, и дома 6 и 3 по той же улице, где жил Дмитрий Лукич Пасечный, были настоящим и надежным пристанищем для гонимых. С целью спасения людей использовались и помещения храмов, несмотря на то, что напротив церкви Покрова Пресвятой Богородицы, к которому примыкал храм святого мученика Иоанна Воина, был размещен штаб оккупационных войск [ix] .

http://bogoslov.ru/article/2226184

Отец Павел Флоренский – выдающийся ученый-энциклопедист, всемирно известный богослов, российский исповедник и новомученик. Некоторые труды о. Павла Флоренского перенасыщены усложненной терминологией и трудно-доступны для понимания. При создании отдельных работ (например, эссе «Макрокосмос и микрокосмос»), стремился «расширить» Православие в сторону гностицизма. Оно было, по-видимому, основным пафосом творчества священника Павла Флоренского , а его софиология – главным богословским орудием в решении этой задачи (см: Статья митрополита Антония в сб. «Богословские труды», 27, – С. 76). Даниил Андреев – сын известного русского писателя Леонида Андреева, православный христианин по вероисповеданию, поэт и мыслитель, написавший литературно-философско-религиозный трактат «Роза мира» (отрывки опубликованы в журнале «Новый мир», 3, 1989). Автор этого нашумевшего произведения, получавший неоднократно «озарения свыше», подробно и стилистически безупречно описывает свои странствования по «иным мирам» с их, как выразился некий критик, «недогматической иерархией» добрых и злых сил и таким образом незаметно вводит читателя в сферу демонической духовности, в область падших и отверженных духов. Отец Александр Мень – современный богослов и религиозный писатель-экуменист (за границей издано несколько книг под собственным именем и псевдонимами: Эммануил Светлов, Андрей Боголюбов). Читал публичные лекции по библейской истории и выступал по телевидению. Тайно и явно симпатизировал масонству. Отвергал обвинения в различных ересях, ссылаясь на полную свободу «богословских мнений», которая, мол, искони присуща «творческому духу» православного богословия. Елена Блаватская – всемирно известная оккультистка, создавшая так называемую теософию и напрямую общавшаяся с падшими, отверженными духами. По свидетельству очевидцев, демоны везде и всегда сопровождали эту несчастную женщину, постоянно напоминая о себе чувственным, осязательным образом – даже в условиях домашнего быта. Георгий Гюрджиев – один из крупнейших оккультистов XX века. В высшей степени «красноречив», общее название первой (3 книги – около 1300 страниц) из трех серий его сочинений: «Объективная и беспристрастная критика человеческой жизни, или Рассказы Веельзевула своему внуку». Как видим, князь тьмы назван здесь своим именем, так что даже непосвященному читателю совершенно ясно, кто есть кто.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Тейяр де Шарден – католический священник, ученый-философ и религиозный мыслитель. Его основной труд «Феномен человека» – это многочисленные, но, увы, безуспешные попытки необлагодатствованной мысли во что бы то ни стало выбраться из нескончаемого лабиринта лжеименного разума. Владимир Соловьев – всемирно известный религиозный философ, поэт, увлекавшийся католицизмом, западной мистикой, оккультизмом и временами черпавший свое «творческое вдохновение» в состояниях медиумического транса. Его учение о Софии и космическом всеединстве, как и многие другие взгляды, – не соответствует православно-церковному миросозерцанию. Так, например, цикл его статей «Смысл любви» представляет собой некий жуткий «оккультный проект воссоединения человека и Божества через разнополую любовь» ( Георгий Флоровский . «Пути русского богословия»), (См.: Статья митрополита Антония «Из истории новгородской иконографии»//Богословские труды.– 27. – С. 74; А.Ф. Лосев . Владимир Соловьев.– М., 1983, – С. 72). Николай Бердяев – всемирно известный религиозный философ, внесший значительный вклад в разработку лжемессианского мировоззрения. Творческое наследие этого мыслителя, насквозь пропитанное тяжелым, еретическим духом, пользуется громадной популярностью. Особенно показательны в этом отношении эсхатологические воззрения Бердяева, целиком и полностью принимающего еретическую эсхатологию Оригена , который вместе со своим лжеучением об апокатастасисе (восстановлении, прощении) диавола, демонов и нераскаянных грешников был окончательно осужден и предан анафеме. Отец Сергий Булгаков – в миру: один из крупнейших экономистов; в религиозной жизни: всемирно известный богослов, активно участвовавший в экуменическом движении. Учение о. Сергия Булгакова о Софии, Премудрости Божией, вызвало возражения со стороны митрополита, впоследствии патриарха, Сергия (Страгородского) , Владимира Лосского , архиепископа Серафима (Соболева) , протоирея Георгия Флоровского и дало основание Собору архиереев Русской Православной Зарубежной Церкви обвинить его (Булгакова) в софиологической ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Епископы Автономной иерархии, ранее сосредоточенные лишь на Западной Украине, в условиях оккупации направились архипастырями во все крупные области Украины. В считаные сроки происходили хиротонии новых архиереев в Почаеве и Кременце. Синод автономной Церкви составляли митрополит Алексий (Громадский), архиепископ Симон (Ивановский), епископ Пантелеимон (Рудык), епископ Вениамин (Новицкий) – секретарь Синода с. 473]. Владыка Вениамин также занимал должность секретаря Архиерейского собора, потому с ним нельзя было не считаться по всем важнейшим вопросам. Нам известно о некоторых хиротониях в Кременце и Почаеве, в которых принимал участие епископ Вениамин (Новицкий). Наиболее известным епископом, которого рукополагал в том числе и владыка Вениамин, был будущий архиерей РПЦЗ архиепископ Леонтий Чилийский (Филиппович), известный многим по его воспоминаниям, публиковавшимся в православном журнале «Pycckiй паломникъ» Там же в Почаевской лавре епископ Вениамин принимал участие в хиротонии архимандрита Панкратия (Гладкова) – образованного монаха, приехавшего в Почаев вместе с экзархом Николаем (Ярушевичем). Его рукополагали митрополит Алексий (Громадский) и епископ Вениамин 22 июня 1942 года во епископа Белгородского и Грайворонского Фото 4 Почаевская лавра, июнь 1942 года. В центре епископ Вениамин (Новицкий) и епископ Панкратий (Гладков) после епископской хиротонии В 1941 году в условиях немецкой оккупации владыка Вениамин рукоположил во пресвитеры еще одного человека из чад схиархиепископа Антония (Абашидзе) – Алексея Александровича Глаголева. Известно, что он стал священнослужителем Покровской церкви бывшего женского Киевского Покровского монастыря и вместе со своей матушкой тайно спасал киевских евреев от казни, выдавая им справки о крещении на старых бланках Немецкие власти, поддерживавшие раскол Православия – для того, чтобы оно не стало консолидирующей силой и для окончательного уничтожения Церкви после войны, – старались поставить в свою зависимость и каноническую и неканоническую иерархию. Раскол связан с захватами храмов, с пролитием крови несогласных и ожесточенным противостоянием сторон, это противостояние особенно усилилось на Украине с 1942 года.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/15/...

В 107 году во время похода против армян император Траян проходил через Антиохию. Ему доложили, что святитель Игнатий исповедует Христа, учит презирать богатство, хранить девство и не приносить жертву римским богам. Император вызвал святителя и потребовал, чтобы он прекратил свою проповедь о Христе. Старец отказался. Тогда его в оковах послали в Рим, где на потеху народа он был отдан на растерзание зверям в Колизее. По пути в Рим он написал семь посланий, которые сохранились до наших дней. Траян – это образцовый усердный гонитель Церкви, хотя, как видим, и добродетелям было место в его душе. И вот Господь по молитве святого милует эту душу. А что же Сталин? Конечно, как гонитель Сталин лично вовсе не отличался усердием в борьбе с Церковью. В этом среди большевиков было кому себя проявить и без него. Кого-то Сталин даже лично ограждал от преследования, как архиепископа Димитрия, в схиме Антония (Абашидзе). Иначе говоря, в гонениях на Церковь Траяна он вряд ли превосходил. Но защитил ли он вдовицу, как Траян? Существует немало апофтегм о Сталине, с помощью которых его можно представить защитником вдов и сирот и поборником справедливости. Ещё проще найти рассказы о его беспощадности, или привести законы и постановления, которые, к примеру, лишали пособий сирот и вдов тех павших в боях красноармейцев, чьё отцовство или брак не были зафиксированы в органах ЗАГСа, а таких среди сельского населения предвоенного СССР было немало в силу разных причин. Но всё это второстепенно. Суть ведь не в эпизодах из жизни Сталина. Много кто знал о Траяне всё то, что узнал о нём и Римский святитель Григорий, но только именно он почему-то упал перед Богом в слёзной молитве за императора Рима и был услышан. Я тоже мог бы сказать, что по примеру Григория надо вымолить Сталина, если уж полагать его таким страшным гонителем, а не выталкивать его из храма, из памяти, из истории. Но только это то же самое, что предложить нам всем стать святыми в меру Григория Двоеслова. А впрочем, разве не этого от нас хочет Бог?

http://radonezh.ru/2023/09/15/revolyuciy...

Однако, по замечанию святителя, «современное иноческое жительство по Писанию и совету отцов и братий освящено примером главы монашества, преподобного Антония Великого », который «не был в послушании у старца, но в новоначалии своем жил отдельно и заимствовал наставления из Писания и от разных отцов и братий». Эти наблюдения святителя Игнатия находят точное отображение и подтверждение и в жизни отца Иосифа Исихаста . И хотя скитания, поиски, искушения иноков последнего времени (повсеместно, как мы убедились на множестве примеров) однозначно свидетельствуют и истинность, и значимость заботливого предостережения епископа Игнатия о том, что ныне, «по причине всеобщего духовного оскудения», подвиг «послушания старцу в том виде, в каком оно было у древнего монашества, не дан нашему времени», однако многие все еще не хотят признать этого. Не хотят они согласиться и с тем замечанием святителя Игнатия, что «духовное жительство, предоставленное Промыслом Божиим нашему времени... основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий», что это есть, по сути, «послушание древних иноков», только «приспособленное к нашей немощи, преимущественно душевной». Но беда, когда смеживаются глаза, не желающие видеть реальность времени, когда имеет место попытка искусственно сохранить одну только форму древнего подвижничества, в данном случае – только наименование «всецелого и слепого послушания», но без возможности наполнить ее вполне духовным содержанием. Тогда происходит искажение всего этого подвига, и многое, что когда-то имело глубочайший духовный смысл, превращается в нелепую формальность. С подобными странными учениями о послушании сегодня приходится сталкиваться не только на Афоне, но и в Греции, и в России, и в Грузии. Один современный, весьма почитаемый отец Элладской Церкви, архимандрит Епифаний Феодоропулос , дает такой совет человеку, у которого возникли «проблемы с выбором старца»: «У тебя проблемы не со старцем, а с самим собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

При аресте священномученика Дамаскина в августе 1934 г. у него была изъята рукописная тетрадь, в которой были переписаны и письма митрополита Петра митрополиту Сергию, в том числе письмо от декабря 1929 г. и последующая записка со словами «прошу поглубже укоренить убеждение, что мое решение – предложить Вам исправить ошибку и устранить все мероприятия, превысившие Ваши полномочия, есть Богом благословенное и имеет обязательную силу» 1358 . На допросах епископ Дамаскин не отрицал (хотя и не углубляясь в это), что давал читать эти письма отдельным лицам, так, например, есть такие показания: «В начале апреля с. г., будучи в Киеве, я посетил [схиархиепископа] Антония Абашидзе и дал ему для прочтения копию письма митр[ополита] Петра Крутицкого к митр[ополиту] Сергию Нижегородскому» 1359 . Но широко распространять эти важнейшие документы Местоблюстителя епископ Дамаскин не стал, хотя имел для это несколько месяцев (как минимум, с апреля по август 1934 г.). Возникает вопрос: почему? Возможно, причина была в том, что Глуховский святитель опасался дать власти повод окончательно расправиться с заключенным Местоблюстителем (он, очевидно, догадывался, что именно письма митрополиту Сергию привели к аресту митрополита Петра в 1930 г.). Понимал епископ Дамаскин и то, что такой сильнейший аргумент (по сути дела, доказательство канонической несостоятельности митрополита Сергия) нельзя было выдвигать с легкостью: последствия для Церкви («всей массы обманутых верующих») могли быть очень серьезные. Главное же объяснение «бездеятельности» епископа Дамаскина в решающий момент можно найти во все том же его письме архиепископу Серафиму от 15 апреля 1934 г. После слов о былой готовности «состряпать пирог значительного размера и достойной формы вкупе с знаменитейшими кондитерами» (то есть совместно с другими иерархами, в том числе авторитетнейшими, выступить с осуждением деятельности митрополита Сергия) епископ Дамаскин писал: «Теперь я пришел к совершенно иным выводам, когда после “падения с луны» (возвращения из лагеря – свящ. А. М.) присмотрелся к вашей земной жизни и проразумевая во всем совершившемся и совершающемся благую волю Божию, ведущую нас к Великой Анастасии (Воскресению – свящ. А. М.) Ц[ерк]ви Православной. [...] Времена же приблизились несомненно апокалипсические. Разумеется, в таком плане необходимо быть и сергиянам, как необходим был Иуда». Имея такое откровение, священномученик Дамаскин не видел уже смысла тратить силы на борьбу с Заместителем. «Поздно, да и бесполезно. Уйдет м[итрополит] С[ерги]й – остается сергианство». «Все мое старание сейчас, – признавался епископ Дамаскин архиепископу Серафиму, – направлено к тому, чтобы обрести место, где бы я мог, удалившись в тишину кельи души своей, по возможности изолировав себя от суеты, должным образом приуготовлять себя на суд Божий» 1360 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010