Искусственный образ речи, хитрые умозаключения и софизмы обнаруживают в авторе человека ученого, знакомого с диалектикою и поклонника людей образованных. К умозаключениям автор прибегает часто. Говоря напр. о том, что не всякая душа человека спасается, автор делает такое умозаключение: «ум является в душе, а природа в теле. Ум есть обожение души, а природа тела есть развлечение. Во всяком теле есть природа, но не во всякой душе есть ум; а посему не всякая душа спасается» 412 . Говоря о том, какими средствами человеку можно познавать Бога, автор так рассуждает: «тому, кто не умеет распознавать, что добро и что зло, нельзя узнавать людей добрых и злых. Кто знает Бога, тот – человек добрый. Кто не добр, тот ничего не узнает; ибо средство познать Бога – быть добрым». Доказывая разные свойства Божии – благость, неизменяемость, бесстрастие и пр., авторе также часто прибегает к сложным софизмам. В наставлениях автора встречаются также своеобразные взгляды на душу: «о всякой душе человеческой – говорит он – известно, что она движется с одного места в другое» 413 . Отвергая существование души у растений, автор допускает существование ее у животных. «Животных, говорить он, четыре вида: одни бессмертные – ангелы; другие имеют ум, душу и дыхание, как-то люди; иные имеют дыхание и душу, как-то: животные, а некоторый, как-то: растения, имеют только жизнь и жизнь эта существует в растениях без души, без дыхания, без ума и бессмертия» 414 . Кроме того в рассуждениях автора встречаются указания на такие предметы, которые едва-ли были известны Антонию. Так каждого, ищущего получит на небе венец от Бога, автор сравнивает с соперниками на олимпийских играх 415 . Другие наставления автора напоминают собою правила Домостроя: человеку боголюбивому внушается обращать внимание на все свои внешние движения, и поступки – на взор, поступь, телодвижения, речь, смех и пр. Во всем этом советуется иметь степенность, приличие и скромность 416 . Все это, а также отсутствие этих наставлений между произведениями Антония Великого , помещаемыми в арабских кодексах, заставляет считать эти наставления, приписываемые Антонию, подложными. Издатель их Маврокордато выдал эти главы за произведения Антония, основываясь на свидетельстве Петра Дамаскина ; но это свидетельство довольно позднее и потому не имеет особенного значения (II. Дамаск, жил в пол. VIII в.). Большинство ученых еще в прошлом стол., каковы: Каве, Удин, Фабриций (Fabr. Bibliot. t. IX. р. 262) и др. признавали их за произведения не Антония Великого , но Антония Мелассы, жившего около половины VII в., известного собирателя изречений и составителя сборников, получившего за такой характер своей деятельности и самое прозвание свое ( μελσσα – пчела). Антонию же Великому эти 170 глав приписывать невозможно в виду несообразности их с другими его произведениями 417 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

56 . Такие наставления давал Антоний приходящим; к страждущим же был сострадателен и молился вместе с ними. И Господь часто внимал молитвам его о многих. Но когда и услышан он был Господом, не хвалился; и когда не был услышан, не роптал. Но как сам всегда благодарил Господа, так и страждущим внушал быть терпеливыми и знать, что исцеление не от него и вовсе не от людей, но от одного только Бога, Который подает его, когда хочет и кому хочет. Посему и страждущие принимали наставления старца как врачевство, учась не малодушествовать, а лучше быть терпеливыми. А исцеляемые научались воздавать благодарение не Антонию, но единому Богу. 57 . Некто, по имени Фронтон, из царедворцев, страдая жестокою болезнью, кусал себе язык и готов был лишить себя зрения. Придя в гору, просил он Антония помолиться о нем. Антоний, помолившись, сказал Фронтону: «Иди, и исцелеешь». А когда больной упорствовал и оставался в монастыре несколько дней, Антоний стоял в своем слове, говоря: «Не можешь ты исцелиться, пока здесь; иди и, достигнув Египта, увидишь совершившееся на тебе знамение». Фронтон поверил, ушел; и, как только увидел Египет, болезнь его миновала и стал он здоров, по слову Антония, как во время молитвы открыл ему Спаситель. 58 . Одна девица из Трипольского Бусириса имела страшную и крайне гнусную болезнь. Слезы ее, мокроты и влага, текшая из ушей, как только падали на землю, тотчас превращались в червей; тело же ее было расслаблено, и глаза находились не в естественном состоянии. Родители ее, узнав, что монахи идут к Антонию, по вере в Господа, исцелившего кровоточивую, просили их идти в путь вместе с их дочерью. Поскольку же монахи отказались, то родители с отроковицею остались вне горы, у исповедника и монаха Пафнутия. Монахи пришли к Антонию и едва хотели известить его о девице, как он предупредил их и рассказал, какая болезнь у отроковицы и как шла она с ними; когда начали они просить, чтобы позволил и родителям с девицей войти, Антоний сего не дозволил, но сказал: «Идите, и если девица не умерла, найдете ее исцеленною. Не мое это дело и не для чего приходить ей ко мне, бедному человеку; исцеление подается от Спасителя, Который на всяком месте творит милость Свою призывающим Его. Господь преклонился на молитву ее, а человеколюбие Его открыло и мне, что исцелит Он болезнь находящейся там отроковицы».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Когда же было Антонию подобное видение и рассказывал он об этом, – всегда просил, чтобы никто не удивлялся ему в том, дивился же бы только Господу, Который нам, человекам, даровал возможность познавать Его по мере сил наших. 63 . Еще однажды, пришедши в монастыри, бывшие на «внешней горе», когда упросили его взойти на корабль и помолиться с монахами, он один почувствовал сильное и весьма отвратительное зловоние. Бывшие на корабле говорили, что есть тут рыба и соленое мясо, и оттого запах; но Антоний сказал, что это зловоние иного рода. Пока еще говорил он, возопил вдруг юноша, одержимый бесом, который, войдя на корабль прежде других, скрывался на нем. Бес, по сделанному ему запрещению именем Господа нашего Иисуса Христа, вышел, а человек этот стал здоров, и все поняли, что зловоние было от беса. 64 . И иной некто из людей знатных пришел к Антонию, имея в себе беса; бес этот был весьма лют. Одержимый им не знал, что приведен к Антонию, и пожирал извержения тела своего. Приведшие просили Антония помолиться о бесноватом. Антоний, из сострадания к юноше, молится и всю ночь проводит с ним во бдении. Перед рассветом юноша, внезапно устремившись на Антония, повергает его на землю. И когда пришедшие с ним вознегодовали на это, Антоний говорит им: «Не сердитесь на юношу: виноват не он, но живущий в нем бес. Поскольку наложено на него запрещение и велено ему идти в места безводные, то пришел он в ярость и поступил так со мною. Поэтому прославьте Господа, ибо такое устремление на меня юноши было для вас знамением, что бес вышел». Когда говорил еще это Антоний, юноша тотчас стал здоров и, наконец образумившись, узнал, где он, и приветствовал старца, принося благодарение Богу. 65 . Весьма многие из монахов согласно и одинаково рассказывали, что совершено Антонием много и иного, сему подобного. Но это еще не столько чудно, сколько пред всем иным наиболее чудным кажется следующее. Однажды, пред вкушением пищи около девятого часа встав помолиться, Антоний ощущает в себе, что он восхищен умом, а что всего удивительнее – видит, будто бы он вне себя и кто-то как бы возводит его по воздуху.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Там купались слуги и некоторые из наперсников царских. Ирод уговорил и Аристовула освежиться купаньем. Уже смеркалось. Царедворцы, настроенные заранее Иродом, стали, как бы играя, погружать Аристовула в воду, и эта шутка продолжалась дотоле, пока, наконец, он не задохся в воде. Чрез меру пышные похоропы и рыдания Ирода не скрыли от проницательной матери виновника злодейства: она обо всем уведомила Клеопатру. Египетская царица побудила Антония потребовать Ирода к ответу. Отправляясь в Лаодикию на суд к Антонию, Ирод оставил управление делами в руках дяди своего Иосифа, женатого на сестре его Саломии. Царь дал ему тайное повеление, в случае своей смерти, умертвить Мариамну, чтобы она не вступила в новое супружество. Богатые дары оправдали Ирода перед Антонием. По возвращении своем, Ирод узнал, что Мариамне сообщено тайное повеление, данное насчет ее Иосифу, и неосторожный дядя был казнен. Потерянное Антонием сражение при Акциуме доставило верховное владычество над Римскою державою Октавию. Ирод, пользовавшийся дружбою Антония, видел необходимость снискать благоволение нового властители. Не зная, какой оборот примут его дела, он не хотел, чтобы кто-нибудь из царского рода оставался в его отсутствие в Иерусалиме, и потому взвел обвинение на Гиркана в сношении с Малхом, царем Аравийским, и приказал лишить жизни осмидесятилетнего старца. Тещу и жену велел держать под строгим присмотром в одной крепости, и насчет обеих отдал приставникам тайно то же повеление, какое дано было и во время поездки к Антонию в Лаодиию. Своею откровенною речью, обещанием быть и Октавию таким же верным другом, каким был доселе Антонию, великолепными подарками и различными одолжениями Ирод успел приобрести и уважение, и дружбу повелителя Рима. Но он совсем потерял любовь и уважение жены. Мариамна, и в этот раз узнавшая роковую тайну, встретила его холодно, и при одном случае попрекнула его убийством отца ее и брата. Минутою раздражения, в какое приведен был Ирод упреками своей жены, воспользовалась сестра его Саломия, ненавидевшая свою невестку за оказываемое ей презрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

И Ангел сказал Антонию: «И ты делай так – и спасешься!» Услышав сие, Антоний возымел великую радость и дерзновение – и, поступая так, спасался (7, 1). Авва Макарий Великий пришел однажды к авве Антонию в гору. Когда он постучался в дверь, Антоний вышел и спросил: «Кто ты?» «Я Макарий», – отвечал он. Антоний затворил дверь и ушел, оставив старца. Но, когда увидел терпение Макария, отворил ему дверь, приветствовал его и сказал: «Слышав о твоих делах, я давно желал видеть тебя». С любовью принял его и успокоил, ибо Макарий очень утомился. Когда наступил вечер, авва Антоний намочил для себя несколько пальмовых ветвей. Авва Макарий сказал ему: «Позволь и мне намочить для себя». «Намочи», – отвечал Антоний. Макарий, сделав большую связку ветвей, намочил их. Сев с вечера, они плели, беседуя о пользе душевной. И веревка [Макария] через отверстие спускалась в пещеру. Блаженный Антоний поутру сошел в пещеру и, увидев величину веревки аввы Макария, удивился и, лобызая его руки, сказал: «Великая сила исходит из рук сих!» (7, 14). Брат спросил старца: «Что мне делать, отец? Я не исполняю никакого монашеского дела, но нахожусь в большой беспечности: ем, пью, сплю, имею постыдные помыслы и сильное возмущение, переходя от дела к делу, от помыслов к помыслам». Старец сказал: «Сиди в своей келлии и что можешь, делай без смущения. Я желаю и малого, что можешь сделать ты ныне, как некогда авва Антоний совершал великие подвиги в пустыне. И уверен, что пребывающий в келлии своей ради имени Божия и блюдущий свою совесть находится и сам на месте аввы Антония» (7, 39). Некоторые братия пошли к авве Антонию рассказать ему о неких явлениях, которые они видели, и узнать от него, истинные ли то были явления или от демонов. С ними был осел, и он пал по дороге. Как скоро они пришли к старцу, он, предварив их, сказал: «Отчего у вас на дороге пал молодой осел?» Братия спросили его: «Как ты узнал об этом, авва?» «Демоны показали мне», – отвечал им старец. Тогда братия говорят ему: «Мы об этом-то и пришли спросить тебя: мы видим явления, и они часто бывают истинные, не заблуждаемся ли мы?»

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Конференция, посвященная митрополиту Антонию Сурожскому, прошла в Лондоне 17 ноября, 2014. Новостная служба Он приехал в Англию совершенно не зная языка, но выучил его до такой степени, что просто невероятно, сохранился лишь легкий акцент 17 ноября. ПРАВМИР. В этом году исполнилось сто лет со дня рождения митрополита Антония Сурожского (19 июня/6 июня 1914, Лозанна, Швейцария — 4 августа 2003, Лондон). В Лондоне, где он служил 40 лет, прошла конференция, посвященная Владыке Конференция прошла в лондонском Королевском колледже с участием гостей из США, Греции, Италии, Франции, многих городов Великобритании. Священники, писатели, богословы, журналисты, многие из которых лично знали митрополита, делились своими воспоминаниями о владыке Антонии, обсуждали проблемы, поднимавшиеся в его проповедях и книгах, передает Православие.ру . В России слово митрополита Антония звучало многие десятилетия благодаря передачам русской службы ВВС. Долгие годы их вела Элизабет Робсон. «Он приехал в Англию совершенно не зная языка, но выучил его до такой степени, что просто невероятно, сохранился лишь легкий акцент», — отметила Робсон. По ее словам, «он часто рассказывал примеры из собственной жизни, чтобы объяснить что-то», всегда старался быть понятным, доступным, умел «перевести» с языка религиозного на язык светский. Божественную литургию и панихиду по митрополиту Антонию совершил священник Александр Фостиропулос, долгие годы служивший вместе с Владыкой в Сурожской епархии. Конференция организована российско-британским Фондом имени митрополита Антония. Фондом собран уникальный архив документов владыки: его работ, в том числе неопубликованных, писем, фильмов, записей. Все эти документы доступны для общественности. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/konferentsiya-posvyash...

А им, посланным солдатам, те данные прогонные деньги и оттуда до Санкт-Питербурха каждому солдату на одну подводу взять из тех домов и из монастырей, а взяв тех подьячих и прогонные деньги, привезть в Санкт-Питербурх в Правительствующий Духовный Синод немедленно, и о том им в инструкциях написать имённо, а об отдаче оных к архиереям и в монастыри послать указы с подтверждением. 69 (50). – 21 Апреля. Подтверждение архимандриту Антонию о скорейшем доставлении ведомостей по годам о сборе гривенных и подможных денег от начала оного и о расходе этих денег. В Святейшем Правительствующем Синоде выписано: в нынешнем 721-м году Февраля 27 дня 84 по Его Великого Государя указу и по приговору Святейшего Правительствующего Синода повелено в Москве в Приказе Церковных дел учинить обстоятельную ведомость: с патриарши бывшей области и архиерейских епархий с церквей положенные деньги на дачу полковым попам по гривне с церкви в котором году и по какому указу сбирать повелено, и со определения тех денег что с которой епархии взято, и затем в доимке, и чего ради та доимка запущена, и из оных взятых денег что в котором году и куда и по каким указам в расход и за расходом налицо; также и с Московских сороков подможных денег что в котором году взято, и коликое число на какие расходы употреблено, и затем что в остатке. И о том из Святейшего Правительствующего Синода Его Великого Государя указ в Приказ Церковных Дел к архимандриту Антонию послан Февраля ж 28 дня, чтоб он, оную обстоятельную ведомость учиня с подлинною очисткою, в Правительствующий Духовный Синод прислал немедленно. А в доношении оного архимандрита Антония написано: о вышепомянутых-де сборах с бытности его в Тиунской Палате с 718 году Марта с 16 числа ведомости готовятся; а до 718-го-де году которые судьи и старосты поповские у помянутых сборов и у расходов в Тиунской Палате были и из них многие померли; а другие от тех дел отрешены, и о сборе и о расходе оных денег книги, при них сочинённые, приискивают, и затем оного дела вскоре во окончание привести невозможно, понеже-де оные сборы начались с 705 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5) распоряжений, сделанных мною лично о некоторых священниках, ни в каком случае не отменять, но если бы который из них оказался действительно раскаявшимся, то представить о том в оную же коллегию. Преосвященному Антонию, епископу Брестскому, от 3 марта за 135, о составлении списков ученикам Минской и Волынской губерний для помещения их по назначению в местные Греко-российские семинарии По поводу известного вашему преосвященству назначения казённокошных мест в Минской семинарии для 25 Греко-униатских воспитанников, Минский архиепископ преосвященный Никанор относится ко мне об определении ныне же, какое количество воспитанников из уездов Минской губернии, принадлежащих Литовской епархии, может поступить в начале будущего учебного года для продолжения наук в Минской семинарии, и о доставлении заблаговременно списка оным лицам, для соображения с подобными сведениями, долженствующими поступить от Белорусской епархии. Покорнейше прошу ваше преосвященство составить помянутый список ученикам из Минской губернии, могущим поступить в наступающем учебном году в Минскую семинарию, и таковой список доставить в одном экземпляре к архиепископу Никанору, а в другом ко мне. С тем вместе я прошу ваше преосвященство составить подобный же список и ученикам из Волынской губернии, с включением также Овручского и Житомирского уездов, и списка сего один экземпляр сообщить архиепископу Волыно-Житомирскому, а другой доставить мне. Имею честь быть. Преосвященному Антонию, епископу Брестскому (секретно), от 5 марта за 147, о предоставлении ему в особенных случаях самому распоряжаться о высылке неблагонадёжных духовных в великороссийские монастыри По случаю настоящих обстоятельств Греко-униатской Церкви, особым Высочайшим повелением предоставлено гг. генерал-губернаторам западных губерний право, по уведомлениям управляющих Греко-униатскими епархиями о неповинующихся начальству священно и церковнослужителях и монахах Униатских, удалять их немедленно в великороссийские губернии для помещения в Православные монастыри по назначению духовного ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Простое может делаться быстро именно потому, что оно несложно. В чем пример нам афонские отцы — практики, опыт которых нельзя понять теоретически, не войдя деятельно в их святой труд. О вере в Бога и в себя Когда-то пришел к Антонию Великому Павел Препростый, чтобы стать монахом. Антоний выходит из кельи, видит — сидит Павел. Антоний говорит: «У тебя ничего не получится, ты старый, иди домой». На следующий день выходит из кельи — снова Павел сидит. Антоний опять его домой отправляет. И так несколько раз. Почему Антоний пытался его отговорить? Он полагал, что на склоне жизни человеку трудно начинать подвизаться. Так и мы порой ссылаемся на то, что не можем изменить себя, прожив 50, 60, 70 лет. А Павел Препростый все не уходит и не уходит. Говорит: «Умру — а не уйду». И когда Антоний увидел его ревность и то, что он готов даже умереть ради Христа, тогда построил Павлу недалеко от себя келью. По тогдашней традиции пустынники селились друг от друга на расстоянии брошенного камня. Антоний дал Павлу четки, наставления, определил рукоделие, и Препростый, простой старик, духовно неграмотный, но имевший искреннее желание обрести Царство Небесное, в короткий срок наследовал благодать Божию. Это пример для нас. Нужно обрести не только веру в Бога, но и веру в самих себя. Почему Павел смог, а мы не можем? Нужно поверить, что и мы с помощью Божьей даже святыми можем стать. Препростый довольно скоро достиг такой святости, что, когда к Антонию Великому привели бесноватую девушку для исцеления, тот сказал: «Я этого не смогу. Это только мой ученик Павел Препростый может. Идите к нему». Те приходят к нему, просят: «Исцели». А тот отвечает: «Да вы что? Там же Антоний!» Ему говорят: «Антоний сказал, что только ты можешь исцелить». Павел мгновенно встает на колени и говорит: «Молитвами моего отца Антония, Господи, выгони беса!» Бес так и вылетел из девушки, не в силах выдержать такого смирения. Смирение — это начало рая, когда у человека ничто и никто не крадет мира души — ни обстоятельства, ни враги, ни друзья. В мире души есть молитва. В молитве есть Бог. В полной мере это есть только у совершенных, а для нас есть путь — шествие к смирению.

http://azbyka.ru/fiction/leti-vysoko-ser...

Как будто вы все уже испытали, все уже знаете и вам нужно только пророчество. И во времена Антония Великого, уверяю вас, не все были подобными ему. Мы нередко читаем о том, как к Антонию, вообще к великим подвижникам благочестия, приходили со своими учениками некоторые старцы и у них назидались. Значит, и они, эти старцы, по отношению к Антонию также считали себя учениками, но тем не менее руководили другими. Мы знаем про авву Дорофея, что когда сам он считал себя к руководству еще не способным, игумен поручил ему взять себе авву Досифея и им руководить. И это был первый его ученик, на котором он показал, что к руководству способен... сейчас мы со скрипом еще как-то держимся " в рамках " , а если лишить вас и того скромного руководства, которое вы имеете, то вы будете просто, так сказать, как дикие животные. Поэтому не нужно пренебрегать тем немногим, что предоставляет Промысел Божий, под тем предлогом, что сестра Д. - это не амма Синклитикия. " Или давайте мне амму Синклитикию, или пойду сейчас спать вместо правила " , - так у нас получается. " Если была бы амма Синклитикия, то я бы молилась, а так я лучше посплю еще часика два " . Так что ли? Вопрос. Батюшка, может быть, Вы ответите на этот вопрос. Действительно у многих возникает чрезмерная забота о здоровье, и от этого человек совершенно расслабляется; получается, что мы пришли сюда как бы затем, чтобы его сохранять. Был такой чрезмерный уклон у некоторых. Может быть, расскажете, как поступать? Ответ. Вот-вот: " Все болезни от нервов " . Раньше люди смирялись, боролись с гневом, а сейчас все лечат нервы. Как поступать? К доктору обратиться. И доктор пропишет лекарства от разных страстей: от гнева, от уныния. От уныния возбуждающее, от гнева - успокаивающее. Вопрос. Батюшка, вот у некоторых теория, что если как-то чрезмерно себя утруждать, подвизаться, то можно быстро потерять здоровье и человек умрет, не успев побороться со страстями, что из-за этого надо здоровье беречь. Ответ. Конечно, к своему здоровью надо относиться разумно, но не нужно из этого делать предлог для нерадения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010