Сатана говорил преп. Антонию: „вот я не имею ни одного места, не обладаю ни одним городом, нет у меня оружия; во всех родах и странах прославляется имя Христово; пустыни наполнились иноками» (Ч.-М. генваря 17 д.).    Св. мученик Трифон изгнал беса из одной царской дочери и, сделав его видимым для всех, спросил: „кто вам, бесам, дал власть над созданием Божиим?» – Бес отвечал: мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в Единородного Сына Его Христа. От тех мы бежим со страхом. Наносим им искушения тогда, когда нам попущено будет (от Бога). Над теми же, которые не веруют в Бога и Сына Его и ходят во всех похотях своих – над теми имеем власть мучить их (Ч.-М. февраля 1 д.).   60. Библейские тексты о падших ангелах    Глава падших ангелов – диавол, или сатана: а) согрешив пред Богом, свержен с неба с соучастниками своими: сначала диавол согрешил (1 Иоан. III:8). (Господь) сказал: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лук. X:16). – Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Апок. XII:9);    б) есть начальник мира (греховного): ныне князь мира сего изгнан будет вон (Иоан. XII, 31). Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего ( – XIV, 30). Князь мира сего осужден (XVI, 11);    в) владеет царством смерти; как дети причастны плоти и крови, то и Господь также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. II:14);    г) есть виновник нашего падения и искушения (Быт. III:1 – 6). Боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христа (2 Кор. XI:3). – Кто делает грех, тот от диавола (1 Иоан. III:8). – Я послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель (1 Сол. Ш, 5):    д) противится делу Божию; показал ангел Захарии Иисуса, великого иерея, стоящего пред ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему (Зах. III:1). – Мы, я Павел (и Силуан и Тимофей) и раз и два хотели придти к вам: но воспрепятствовал нам сатана (1 Сол. II:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

А вот обозрел ли ты широту земли? Обозрел, со спутников, сфотографировали всё. Дальше :] Объясни, если знаешь все это. Где путь к жилищу света, и где место тьмы? Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее. Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико [конечно, это ирония. “Ты, конечно, знаешь это всё”]. Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града [да три дня пойдёт какая-то позёмка, и встанет весь город со всеми институтами и университетами, встанет всё на месте, не двинется никак – всё будет завалено снегом], которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны? По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы?» ( Иов. 38:2–28 ) – вот в таком духе. Смотрите, теперь Он переходит к животному «Ты ли ловишь добычу львице стих] и насыщаешь молодых львов, когда они лежат в берлогах, или покоятся под тенью в засаде? Кто приготовляет ворону корм его, когда птенцы его кричат к Богу, бродя без пищи? Знаешь ли ты время, когда рождают дикие козы на скалах, и замечал ли роды ланей? Можешь ли расчислить месяцы беременности их? и знаешь ли время родов их? Они изгибаются, рождая детей своих, выбрасывая свои ноши; дети их приходят в силу, растут на поле, уходят и не возвращаются к ним. Кто пустил дикого осла на свободу, и кто разрешил узы онагру» ( Иов. 38:39–41; 39:1–5 ). И дальше Он переходит к таким животным как: к боевому арабскому коню, к левиафану и к бегемоту, эти животные являются прототипом неповиновения и сатаны, как было открыто Антонию Великому , что описание этих животных – это прототипы сатаны. Вот я что вам хочу сказать. Мы с вами должны из книги Иова сделать такой вывод: меньше совопросничества, меньше наших убогих рассуждений. И давайте читать эту книгу, видеть этот и ответ, результат: я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя. Хотите, чтобы у нас не было никаких противоречий и вопросов? Надо увидеть Господа – в себе ли, вне ли себя, – и тогда умолкнут все эти бесовские вопросы. А это – бесовские вопросы. Они ставятся исключительно с тем, чтобы подорвать нашу любовь к Богу, нашу веру, остудить и охладить её. Читать далее Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов/И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Bockpecehie, 2013. - 1375 с., л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

А если так, то мы уже входим в то истинное положение, что Он добровольно принял на Себя всю людскую вину пред Богом, а чрез то и равносильное следствие ее, смерть, в которой разрушилась вина, как преграда между Богом и людьми для вечной жизни в Воскресшем Христе, что подсказывалось Правдою Божией и исполнилось любовью Его. Этот ход мыслей по существу не может изменить богословствующий ум. Вот почему и Ваше Высокопреосвященство в своем письме обходите поставленный мною вопрос о смерти безгрешного Христа. Для философствующего ума крест Христов не существует. Он ложится «вопреки» горизонтальной линии – мирской, человеческой мысли, но, все же, ложась «вопреки» ее на земле, Он восходит к небеси и туда, к Воскресшему Христу возводит верующих в Него. Другого пути туда нет. Выньте из христианского понимания Искупления, главнейшего догмата, крест, образуется бездонная огромная пропасть, в которой окажется поглощенным все христианство . Конечно, этого не будет, но я этим только оттеняю великость заблуждения всех, кто хочет обойти страшную Голгофу, как центр Искупления. Это большое искушение. Вы немножко иронизируете: «Бог Отец оскорблен (термин из «дуэли») Адамом. Он должен для восстановления Своего достоинства пролить кровь не мужика Адама, а равного себе Бога, и вот поскольку жертва Христова была добровольною, то в Его действиях проявилась и любовь и справедливость». На самом деле тут не было ни любви, ни справедливости, а родовая месть: согрешил Адам, а удовлетворять должны 1) все люди и 2) исполнит Сын Божий. Вы прекрасно знаете, что пролил кровь за нас не Сын Божий, как Таковой, но Иисус, как безгрешный человек, воспринятый в Ипостась Сына Божия. Нет здесь любви и Правды Божией? А что свидетельствует о том Св. Ап. Павел? «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам всего? Кто осуждает нас? Христос умер и воскрес. Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». Прошу вникнуть во всю силу выражения: «не пощадил, но за всех нас предал Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Антоний не сказал. Афанасий не спросил. Конечно, у первого монаха были ученики, последователи и продолжатели, так что любители духовной литературы выстраивают целые генеалогии святости. Но подумайте: на протяжении десятилетий самым преданным и самым близким Антонию человеком оставался этот маленький безвестный труженик! Не потому ли святой старец решил спрятать ото всех имя верного друга? Мы не знаем. Тайна дружбы — священная тайна. Даже Евангелие, за тысячелетия изученное во всех деталях, пестрит лакунами и тайнами биографий и имен таинственных друзей Христа, которые, возможно, были ближе апостолов. Мы не знаем точно. Но есть повод делать такие предположения. Накануне Тайной вечери Христос посылает Петра и Иоанна приготовить пасху. — Где велишь нам приготовить? — Вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте (Лк. 22:9-12). Знаменательно, что Тайную Вечерю поручено готовить самым близким — Петру и Иоанну. Они следуют за Христом повсюду. Господь их берет туда, куда другим вход закрыт. Им доверены самые удивительные тайны и знамения. И апостолы будто оспаривают друг у друга первенство: кто ближе, кто дороже Учителю? Они будто соревнуются в этой близости, и, может быть, именно эта ревность подтолкнула Петра заявить, что уж он точно никогда не отречется от Господа, не то что некоторые! Мы не знаем. Тайна дружбы — священная тайна. Но даже после Воскресения Христа эта ревность не утихла, и на последних страницах Евангелия от Иоанна мы слышим, как Господь призывает Петра: «Иди за Мной!» И Петр готов идти, но совсем рядом снова оказывается этот шустрый Иоанн. — Господи! А он что? — Если Я хочу, чтобы он пребывал, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною. Однако и сам Иоанн, похоже, не был свободен от этой ревности, иначе зачем бы ему постоянно подчеркивать, что именно его любил Иисус, так что позволил быть на Вечери приклонившись к груди Учителя. Не эта ли ревность дружбы заставила Иоанна так настойчиво подчеркивать, что Иуда был вор и человек пропащий?

http://pravmir.ru/kem-byl-chelovek-s-kuv...

Бог исполняет все прошения того, кто всем сердцем служит Ему и людям. Он исполнял все прошения Своих апостолов, прошения великих святых, подобных Великому Антонию. На них исполнялись слова Христовы: «Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам». Следовательно, для того, чтобы на нас исполнилось это слово Христово, мы не должны быть прелюбодеями и прелюбодейцами по отношению к Богу, мы должны быть чистыми и святыми, как были чисты и святы апостолы. К нам не должны быть приложимы и другие слова апостола Иакова: «Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» (3, 10–11.) Уста святых апостолов, уста великих преподобных, уста великих святителей всегда изливали только сладкую, благодатную воду; не слышал от них мир слов гнилых, слов праздных. Никогда не текла вместе с водой сладкой — вода горькая, вода проклятий, изрыгаемая устами нечистыми. Это запомните, это да будет критерием для суждения вашего о людях. Если видите человека, уста которого изрыгают то слова добрые, то слова проклятий и гнева, слова раздражения, — уходите от такого, знайте, что сердце его нечисто, знайте, что далек он от того, чем должен быть христианин. Знайте, что в общении с таким человеком и сами развратитесь, ибо общение с развращенными никогда не остается без последствий — и сами развратитесь, сами станете подобны тем, из уст которых течет одновременно и сладкая, и горькая вода. А мы должны быть не таковы, мы должны всегда помнить пример, приведенный святым Ефремом Сириным: он уподобляет душу губке, которую опустили в сосуд с уксусом, и которая вся напиталась уксусом. Не исправить содержания губки: сколько на нее ни лей драгоценного вина, всё равно останется она наполненной уксусом. И напротив: если губку опустить в драгоценное вино, она вся пропитается этим вином, и всё нечистое, что попробуем мы прибавить к содержанию этой губки, не будет воспринято ею, потому что уже не может она вместить ничего другого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Бог требует всего человека, всего его сердца, исполнения всех Его заповедей, ибо «кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царствии Небесном» ( Мф. 5, 19 ). Итак, горение духа и подвиг во Христе, «несение креста» ( Лк. 14, 27 ) необходимо каждому, кто хочет быть достойным Царствия Небесного. Господь не терпит теплохладности и предупреждает христиан: «Ты ни холоден, ни горяч. Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное» ( Апок. 3, 16–18 ). Существует мудрая народная поговорка: «Человек сам кузнец своего счастья». И когда к преподобному Антонию Великому пришел один монах, у которого не хватало ревности для своего спасения, и просил помолиться о нем, тот ответил: «Ни я, ни Бог не сжалятся над тобой, если ты не будешь заботиться сам о себе и молиться Богу». Однако и при нашей немощи и слабости не надо отчаиваться и сомневаться в возможности достижения Царства Небесного. Господь Всемогущий и Милостивый слышит всякую молитву и простирает руку помощи всякому, как простер некогда утопающему апостолу Петру. Будем помнить также, что жизнь всякого человека всегда исполнена бед, скорбей, печалей и трудностей – всякому человеку неизбежно нести тяжесть и бремя земной жизни. Но самое легкое из них – это «иго Христово». И не только легко оно, но с помощью Божией оно радостно для сердца, дает свет очам и мир душе. Кто пойдет за Христом, тот на опыте узнает истинность обетовании Христа – «Возьмите иго Мое на себя, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11, 29 ). Фарисейство «Буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор. 3, 6 ). Многие из христиан не понимают этого и, не зная цели христианских подвигов, в них одних думают найти спасение. Надо вспомнить слова Господа апостолам Иоанну и Иакову, когда те, в подражание пророку Илии, хотели низвести огонь с неба на самаритян, не принявших Господа. Он сказал апостолам: «Не знаете – какого вы Духа» ( Лк. 9, 55 , 4Цар. 1, 10 ). Действительно дух Нового Завета – Царствия Божия в душе христианина другой, чем дух Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

В сказаниях про Антония Великого есть такой рассказ: «Пришли однажды какие-то братия к св. Антонию, и говорят ему: дай нам наставление, как спастись. Старец отвечал им: вы слышали Писание? И сего очень довольно для вас. Но они сказали: мы и от тебя, отец, хотим что-нибудь услышать. Тогда старец сказал им: в Евангелии сказано: аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую ( Мф.5:39 ). Они говорят ему: мы не можем сего сделать. Старец сказал: если вы не можете подставить другой, по крайней мере переносите удары в одну. И этого не можем, отвечали те. Если и этого не можете, сказал старец, по крайней мере, не платите ударом на удар. Братия сказали: и сего не можем. Тогда св. Антоний сказал ученику своему: приготовь им немного варева: они больны. Если вы одного не можете, а другого не хочете, то что я вам сделаю?» (Д I – 121). С.И. Фудель , «Путь отцов» Цитаты о памяти Божией «Корень молитвы память Божия с теплою верою и чувством к Богу. Возбуждать это в вашей власти, – и долг ваш есть». свт. Феофан Затворник «Везде и во всех делах с любовью поминай Господа Бога твоего и святую любовь Его к нам. Все, что ни видишь на небе и на земле, и в доме твоем, побуждает тебя к воспоминанию Господа Бога твоего и любви Его святой. В любви Божией заключаемся мы: всякое Божие создание любовь Его к нам свидетельствует. Видя это создание Божие, пользуйся этим и говори себе так: это есть дело рук Господа Бога моего и ради меня оно сотворено […] Всякое событие и всякая вещь может и должна возбудить тебя к любовному воспоминанию Господа Бога твоего и показать тебе любовь Его к тебе так, что и само наказание Его от любви Его к нам бывает, как в Писании:  Ибо Господь, кого любит, того наказывает  ( Евр.12:6 ). Помни же везде, и во всяком событии, при любых обстоятельствах, имя Господа Бога твоего. Берегись забывать Благодетеля, довольствуясь благодеянием Его, чтобы не быть Ему неблагодарным; забвение Благодетеля – явный знак неблагодарности». свт. Тихон Задонский Литература по теме Близкие понятия

http://azbyka.ru/pamyat-bozhiya

Диавол не перестанет гнать Церковь , но Церковь, имеющая два орлиных крыла – Ветхий и Новый Завет – скроется от диавола в пустыню, под которой можно понимать и духовную и чувственную пустыню, в которую скрывались и скрываются истинные христиане–подвижники. Святой Андрей Кесарийский говорит: «И так всегда, особенно же в пришествие антихриста, который будет, как многократно говорилось, владычествовать назначенное время – три с половиною года. В то, быть может, время избегнут от него и укрывающиеся в пустыне чувственной – горах, пропастях и пещерах» (гл. 35)., Откр. 12:15–16. И испусти за женою изъ устъ своихъ воду яко рку, да ю въ рц потопитъ. И поможе земля жен, и отверзе земля уста своя, и пожре рку, юже изведе от устъ своихъ. И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. Под этой «водой» св. Андрей понимает «множество или злых демонов, или различных искушений», а под землей, поглотившей эту воду, – «смиренномудрие святых, которые, говоря от сердца, „аз есть земля и пепел“ ( Быт. 18:27 ), тем самым расторгают все диавольския сети, ибо, как открыто Ангелом Божественному Антонию, ничто так не пресекает и не сокрушает силы диавола, как смирение» (35). Некоторые понимают под этим страшные гонения на Церковь от языческих императоров, и реки лившейся тогда христианской крови. Подобно реке, разливающейся по земле и поглощаемой ею, все злобные усилия сатаны рушились и исчезли без следа, когда христианство восторжествовало над язычеством при императоре Константине Великом . Откр. 12:17. И разгнвася на жену и иде сотворити брань со оставшимъ сменемъ ея, иже соблюдаютъ заповди Бoжiя и имютъ свидтелство Иисусъ Христово. И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. Это та непрерывная и многовековая борьба, которую повел диавол против всех истинных сынов Церкви по утверждении христианства на земле и которую он будет вести все в возрастающей степени до скончания мира, пока его усилия не истощатся и не окончатся в лице антихриста. Параллельные места к двенадцатой главе

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Достигшие сего суть таинники Божии, и состояние их есть то же, что состояние апостолов. Богоявление же является источником множества других благодатных даров, и первее всего – пламенной любви, по коей они с дерзновением удостоверяют: Кто нас разлучит от Бога? (ср.: Рим.8:35 ). А любовь есть подательница пророчества, причина чудотворений, бездна просвещения, источник огня Божественного. Поскольку такое состояние есть плод безмолвия, когда проходят его с разумом, то не все безмолвники оставляются в безмолвии навсегда. Достигающие чрез безмолвие бесстрастия и чрез то удостаивающиеся преискреннего Богообщения и Боговселения изводятся оттуда на служение ищущим спасения, просвещая, руководя, чудодействуя. И Антонию Великому , как Иоанну в пустыне, глас был в безмолвии, изведший его на труды руководства других по пути спасения, и всем известны плоды трудов его. То же было и со многими другими» 29 . – И далее продолжает Затворник Вышенский: «Достигшие совершенства слышат голос Божий явно в душе своей. На них начинает сбываться слово Господа: Когда приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин.16:13 ). И апостол Иоанн также пишет: Помазание (от Духа) в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (ср.: 1Ин.2:27 )» 30 . Рассмотрим теперь вопрос о старчестве по материалам, какие мы находим у профессора С. И. Смирнова в его труде «Исповедь и покаяние в древних монастырях Востока» 31 . По древним монашеским представлением, старец – существо богоизбранное и богоодаренное. Всякий старец непременно обладает какими- нибудь духовными дарованиями. Прежде всего дар различения духов (χρισμα διακρσεως τν πνευμτων), о котором говорит апостол Павел (см.: 1Кор.12:10 ). Дар различения духов необходим для монаха. Еще Антоний Великий предписывает молиться о том, чтобы приять дарование различения духов, чтобы не всякому духу веровать (ср.: 1Ин.4:1 ). Дар различения получается путем подвига и с помощью старческих молитв. Варсануфий Великий заявляет: «Без болезни сердечной никто не получает дарования различать помыслы. Я молю Бога даровать тебе оное, но пусть и твое сердце поболезнует немного, и Бог подаст тебе это дарование... Когда Бог , по молитвам святых и за болезнование твоего сердца, даст тебе сие дарование, то всегда уже будешь в состоянии различать помыслы Духом Его» 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

«И пустил змей из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь её рекою. На земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей» – под этой «водой» св. Андрей понимает «множество или злых демонов, или различных искушений», а под землёй, поглотившей эту воду, – «смиренномудрие святых, которые, говоря от сердца: «я прах и пепел» ( Быт. 18:27 ), тем самым расторгают все дьявольские сети, ибо, как открыто Ангелом Божественному Антонию, ничто так не пресекает и не сокрушает силы дьявола, как смирение». Некоторые понимают под этим страшные гонения на Церковь от языческих императоров и реки лившейся тогда христианской крови. Подобно реке, разливающейся по земле и поглощаемой ею, все злобные усилия сатаны разрушились и исчезли без следа, когда христианство восторжествовало над язычеством при императоре Константине Великом (ст. 16). «И рассвирепел дракон на жену и пошёл, чтобы вступить в брань с прочими от семени её, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» – это та непрерывная и многовековая борьба, которую повёл дьявол против всех истинных сынов Церкви по утверждению христианства на земле, и которую он будет вести всё в возрастающей степени до скончания мира, пока его усилия не истощатся и не окончатся в лице антихриста (ст. 17). Глава тринадцатая. Зверь-антихрист и его пособник лжепророк Под этим «зверем, выходящим из моря», почти все толкователи понимают антихриста, выходящего из «моря житейского», то есть из среды волнующегося, подобно морю, рода людского. Отсюда ясно, что антихрист будет не дух какой-либо или демон, а погибельное исчадие человеческого рода, не воплотившийся дьявол , как думали некоторые, а человек. Некоторые под этим «зверем» понимали богоборческое государство, каковым во времена первохристианства была Римская империя, а в последние времена будет всемирное царство антихриста. Мрачными чертами рисует св. Тайновидец образ этого последнего врага Христовой Церкви. Это – зверь, похожий на барса, с ногами, как у медведя, и с пастью льва. Таким образом, в личности антихриста соединятся свойства и качества самых свирепых животных. Голов у него также семь, как и у самого дьявола-дракона, причём головы эти испещрены богохульными именами для наглядного изображения его внутреннего нечестия и презрения ко всему святому. Десять рогов его увенчаны диадемами в знак того, что он будет пользоваться своею богоборною силою со властью царя на земле. Власть эту он получит при помощи дракона, или дьявола, который отдаст ему свой престол (ст. 1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010