4, стр. 41, 42, 43, 48, 60– 63, 79, 109, 144, 148, 153, 166, 182, 183, 212, 219, 247, 352, 369, 378, 396, 397, 484, 525. 11 Н.В. Сушков, «Записки о жизни и времени Святителя Филарета, Митрополита Московского» (Москва 1868), стр. 282. 17 Полное собрание резолюций (Москва 1903), т. 1, стр. 240, ср., как пример звания закона, стр. 250. 27 Корсунский. Петербургский период деятельности Филарета. Вера и Разум, 1885, т. 1, ч. 2 (отд. церк.), стр. 142–143; 767, 29 Н.А. Заозерский . Митрополит Филарет, как администратор и судия в Московской епархии. Статья в Сборнике, изданном в Обществе Любителей Духовного Просвещения по случаю празднования столетия юбилея со дня рождения (1782–1882) Филарета Митрополита Московского (М. 1863), т. 2, стр. 72–73. 32 Полное собрание резолюций ,т. 1, стр. 11; стр. 20, 31, 75, 229, 301;письма к Антонию, ч. 2, стр. 75, 317. 34 Два ярких примера такой вспыльчивости Митрополита Филарета приведены в ярких и искренних, но ненамеренно пристрастных записках Еп. Никодима о Филарете, Митрополите Московском, моя память. Чтения в Ими. Обществе Истории и древностей Российских. 36 Еп. Никодим. О Филарете, Митрополите Московском, моя память. Стр. 33; Письма к Арх. Гавриилу, стр. 27; письма к Антонию, ч.3, стр. 450, 451; Письма к разным лицам, т.2, стр.313. 39 Записи Митрополита Филарета на календаре; сообщил п. Каптерев. Русский архив, 1914, стр. 299 то же в письмах к Антонию, ч. 2, стр. 405. 41 Письма к Антонию, ч.3, стр.191; для характеристики бережности отношения к больным местам жизни и всей церкви Московской и отдельных пасомых см. письма к Афанасию, стр. 53, 45,46; письма к Антонию, ч. 4.стр. 347; у Сушкова Записки, стр. 1–11. 46 Например, викария – преосв. Порфирия он ценит за знания порядка дел, прилежание и внимательность, а также за добродушную простоту обращения; ректора семинарии – арх. Игнатия, как правильного и спокойного администратора. О первом – Собр. мнений и отзывов, т. дополн. (СПБ. 1887), стр. 506; о втором – Письма к выс. Особам и др. лицам, т. 2, стр. 93; Собр.мн. и отз., т. 4, стр. 574. 62 Письма к Антонию, ч. 3, стр. 126. Осторожность Митрополита Филарета была постоянною спутницею его дел, всей его деятельности; по его убеждению, нужно всегда беречься с мирною и терпеливою осторожностью. Письма к Игумении Сергии (Тв. 1890), стр. 27; письма к Арх. Гавриилу, стр. 8; письма к Арх. Алексию, стр. 273, 277; Полное Собрание резолюций, т. 1. Стр. 272, 131. 68 Письма к Антонию, ч. 1, стр. 9, 93; ч. 2, стр. 18, 416 – 417 , 441, 463– 465, 482, 485; ч. 3, стр. 3, 33, 41, 343; ч. 4, стр. 426. 70 Сушков, приложения, стр. 115; письма к высоч. Особам и раз. др. лицам, т. 1, стр. 30 – письмо к Арх. Гавриилу (Розанову). Читать далее Источник: Варфоломей [Ремов], иером. Памяти великого святителя. I. Труд пред Господом//Богословский вестник. 1918. Т. 1. 1-2 С. 5 -16. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

11 октября. Резолюция на отношении управляющего Московской палатой государственных имуществ с просьбой архипастырского наставления священникам, избранным в наставники приходских училищ: «Целию преподавания поставить не то одно, чтобы передать некоторыя понятия памяти учеников, но то, чтобы в сердцах их утвердить православныя понятия о Боге и Христе Спасителе, благочестие, благоговение к Самодержцу, послушание начальству, благонравие, дабы учение сделалось в них основанием доброй и благополучной жизни С учениками обращаться кротко и с отеческою любовию, чтобы добрый учитель делал приятным учение» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 171. 9943). 12 октября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Погода улучшилась, и я не побоялся бы дороги, чтобы ехать в Лавру; но удерживаюсь ожиданием празднования о крещении Великого Князя» (Письма преподобному Антонию. С. 306. 393). 15 октября. Резолюция на представлении отчета за сентябрь Московского комитета цензуры духовных книг: «Грузинская рукопись, представленная в цензурный комитет от князя Авалова, представлена от комитета Святейшему Синоду, котораго года, месяца, числа и под каким номером? – Сие сведение нужно доставить князю чрез Георгиевскаго, что в Грузинах, священника магистра Руднева для справки в канцелярии Святешего Синода» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 164. 9926). • Письмо наместникуЛавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Мой к Вам путь еще не устрояется. Государь мне здесь еще сказал, что крещение Великого Князя назначает 10 числа, но до сих пор нет сведения, что оно совершилось. А мне думается здесь принести о сем молитву с братиею и потом уже идти к Вам» (Письма преподобному Антонию. С. 307. 394). 16 октября. Резолюция на показании запрещенного священника о совершении им служб в чужих приходах для приобретения пожертвований на строительство храма: «Поскольку не раз замечено, что сельские священники в праздники и посты, оставляя служение в своих церквах, приходят совершать оное в Московских, из видов корысти, что священства не достойно, для сельских церквей и приходов вредно и не нужно для церквей Московских, которыя, в случае нужды, могут заимствовать служащих из монастырей и из не состоящих на действительной службе, то предписать, чтобы священники, состоящие на действительной службе при сельских церквах, не были допускаемы до служения в Московских, и особенно в праздники и посты» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 144. 9882).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

883. Старец никогда не дремал во время духовных бесед, но тотчас погружался в сон, если начиналось пустословие См. также: Беседа душеспасительная . Авва Кассиан рассказывал о неком старце, живущем в пустыне, что он умолил Бога даровать ему, чтобы никогда не дремать, когда идет духовная беседа, но тотчас погружаться в сон, если кто станет злословить или пустословить, чтоб это не доходило до его слуха. Он говорил: “Диавол старается о пустословии (между людьми), и оно есть враг всякого духовного назидания,” – указывая при этом на свой пример. “Когда я, – говорил он, – беседовал с некоторыми братиями о пользе, на них нападал такой глубокий сон, что они не могли двигать веждами. Желая обнаружить действие демона, я заговорил о пустом предмете. Они обрадовались, и сон тотчас прошел. И сказал я: “Пока мы рассуждали о духовных делах, очи у всех вас отягчены были сном. Когда же вышло (от меня) праздное слово, все вы с охотой проснулись. Поэтому прошу вас, примечайте действие лукавого демона, внимайте самим себе, берегитесь дремоты, когда делаете или слушаете что духовное.” (Древний патерик. 1914. С. 36. 4). 884. Старец, сопровождавший иноков, ехавших к авве Антонию Великому , не одобрил их многословия Однажды братия из Скита пошли к авве Антонию. Войдя на корабль, чтобы отплыть к нему, встретили они одного старца, отправлявшегося в ту же сторону. Братия не знали его. Сидя на корабле, говорили об изречениях отцов и из Писания, рассказывали также и о своих рукоделиях. Старец все молчал. Только на берегу они узнали, что и старец направляется к авве Антонию. Когда они пришли к Антонию, он сказал им: “Доброго спутника нашли вы в этом старце.” Сказал и старцу: “Добрых братии и ты нашел, авва.” – “Они хороши, – отвечал старец, – но у них двор не имеет ворот: кто хочет подходит к стойлу и отвязывает осла.” Это сказал он потому, что они говорили обо всем, что только приходило им на ум. (Древний патерик. 1874. С. 55. 1; Достопамятные сказания. С. 7. 18). 885. Сторож храма сподобился видения, что инокиня, проводившая честную жизнь, но невоздержанная на язык, похороненная в этом храме, была наполовину опалена огнем

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Однако вопрос, касающийся датировки службы, едва ли может быть решен так просто. При знакомстве с текстом службы бросается в глаза несколько особенностей, которые нуждаются в объяснении. Первое — сколько-нибудь адаптированное к жизненному пути преподобного содержание богослужебных текстов крайне неравномерно распределено по текстам службы. Конечно, важнейшим маркером здесь служит упоминание Новгорода и путешествия в него из Рима (закрепившегося за преп. Антонием уже в позднесредневековую эпоху). Такие места очень конкретны: это две стихиры на Малой вечерне — славник на «Господи, воззвах» и вторая стихира на стиховне; третья стихира и славник на «Господи, воззвах» на Великой вечерне; третья стихира и славник стихир на литии, седален по второй кафизме, седален по полиелее, некоторые тропари 7-й и 8-й песен канона и основные тропарь и оба кондака. Обращает на себя внимание, что «биографической переработке» не подверглись ни стихиры на стиховне, ни стихиры на хвалитех. Это может говорить о следующем: все «биографические» элементы вставлены в тексты, которые связаны прежде всего с полиелеем. Если до окончания работы над службой преп. Антонию совершали богослужение, то это был не полиелей, а будничная служба, в которой было достаточно двух небиографических стихир на «Господи, воззвах», небиографических стихир на стиховне, одного небиографического седалена по кафизме, канона (в целом небиографического) и небиографических стихир на хвалитех. Приведенные детали (хотя и косвенно) указывают на три пласта создания службы. Первый — когда служба в целом была будневой (непраздничной), поскольку основной являлась служба преп. Антонию Великому . Второй — когда полиелейная служба совершалась с использованием служб другим святым (этим объясняется несоответствие указаний рукописи РНБ Кир-Бел. 586/843 приведенным в ней же текстам ). Третий — когда часть текстов была написана «с нуля», а часть — существенно переработана, в том числе с добавлением «биографических» деталей. Вторая особенность службы — наличие в ней «западной» темы при отсутствии антилатинской полемики .

http://bogoslov.ru/article/6171417

А. I. Письма митрополита новгородского Никанора Клементьевского к епископу-викарию старорусскому Антонию Шокотову (1851–1852) Сколько нам известно, в нашей церковно-исторической литературе не обнаружено особенного внимания к личности митрополита Никанора Клементьевского, – типические его черты, как иерарха, занимавшего некоторое время наивысший пост в русской церкви, и как человека, – остаются мало известными, чтоб не сказать совсем неизвестными. Роясь в некоторых литературных памятниках нашей старины, мы натолкнулись на человеческий облик Никанора – и он показался нам очень симпатичным. Именно – в бытность свою епископом калужским (1831–1834), Никанор выказал самые хорошие человеческие отношения к одному кишиневскому изгнаннику – игумену Антонию Жужинскому. Этот игумен Антоний был сначала инспектором кишиневской семинарии; но потом по разным наветам, будучи обвинен епархиальным начальством в строптивом и беспокойном характере, – был переведен на должность инспектора же семинарии в Калугу. Никанор обласкал опального игумена, как отец, и этим доставил ему великое утешение среди постигшего его, совершенно незаслуженно, горя от неправды людской. Об этом эпизоде мы узнали из писем игумена Антония на родину – в Кишинев, и расскажем о нем подробнее в другое время и в другом месте. Теперь, как материал для биографии Никанора, предлагаем письма его в бытность митрополитом новгородским и с.-петербургским к своему викарию – епископу старорусскому Антонию Шокотову. В письмах этих есть данные как для характеристики иерархически-правительственной деятельности Никанора, так и для истории новгородской епархии. 1 1 Ваше преосвященство, Скорым прибытием в Новгород вы много утешили и успокоили меня. Теперь не всякое дело, и не всякая просьба будет поступать ко мне. Тяжесть трудов вы разделите со мною. Мне очень приятно видеть ваше преосвященство, и побеседовать с вами о делах общего служения нашего. Прошу вас прибыть ко мне в С.-Петербург к 10 числу сего месяца, если не встретите препятствия. Помещение приготовлено для вас, и прогонные деньги получите в свое время из конторы архиерейского дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

Мне поручено разделить сии предметы по классам в неделю и назначить в каждое отделение Семинарии Наставников. 26 Апреля я был у Московского Владыки, поведал ему о данном мне поручении и просил в некоторых статьях наставления. Было много драгоценных речей. Не помню их. Вот что записано только: на мою жалобу о исключении Философии и пополнении Семинарии учениями ничтожными и бесполезными Владыка сказал: “Надобно в чем нибудь и им (светским) уступить, чтоб от нетерпеливости не перепортили всего”. О Философии и Математике Владыка сказал: “Науки сии нужны в Семинарии, как оселок испытания, изощрения и приведения в порядок мыслящаго духа”. О Медицине сказал: “Поверхностное знание Семинаристами Медицины бесполезно, даже вредно. Вместо излечения могут увеличить болезнь. До сих пор Священник приходский есть врач духовный. Всякий совет его приемлется за святость. Когда же он будет лечить болезни телесныя лекарствами земными, то может произойти, что его неудачное лечение лишит его доверия даже и в советах духовных. И смертная болезнь иногда начинается легкими припадками. Затем болезнь растет, усиливается, не уступает лекарствам; человек умирает! Тогда родные скажут: Вот больной заболел легко, но батюшка дал ему какое-то лекарство, и он умер!”» (Казанцев. С. 63–64). 25 апреля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Примите, Отец Наместник, вручителя сего в Лавру и приложите старание устроить его на правый путь монашеского жития. Он был в Сергиевой пустыни, но не возмирствовал, как некоторые другие, находя тяжкими поступки одного из старших, которому Настоятель 66 с избытком, по их мнению, доверяет. О честности его я имею весьма убедительные свидетельства» (Письма преподобному Антонию. С. 213. 257). 27 апреля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Будьте великодушны, Отец Наместник. Приимем посещение суда в уповании, что и милостию посетит и посещает уже, нас Господь. Огнь, хотя вещественный, пришел, думаю, на наши душевные плевы, так о себе думаю, да представим себя очищению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

7. Говорил также: «Как рыбы, оставаясь долго на суше, умирают, так и монахи, находясь долго вне кельи или пребывая с мирскими людьми, теряют любовь к безмолвию. Посему, как рыба рвется в море, так и мы должны спешить в келью, дабы, оставаясь вне оной, не забыть о внутреннем бдении». 8. Некто, в пустыне, ловя диких зверей, увидел, что авва Антоний шутил с братиями и соблазнился. Старец, желая уверить его, что нужно иногда давать послабление братии, говорит ему: «Положи стрелу на лук свой и натяни его». Он сделал так. Старец говорит ему: «Еще натяни». Тот еще натянул. Опять говорит: «Еще тяни». Охотник отвечает ему: «Если я сверх меры натяну лук, то он переломится». Тогда старец говорит ему: «Так и в деле Божием. Если мы сверх меры будем напрягать силы братий, то они скоро расстроятся. Посему необходимо иногда давать хоть некоторое послабление братии». Охотник, услышав это, пришел в сокрушение и пошел от старца с великою пользою. А братия, укрепившись, возвратились в свое место. 9. Братия хвалили авве Антонию одного монаха. Когда монах этот пришел, Антоний захотел испытать, перенесет ли он оскорбление, и увидев, что не переносит, сказал ему: «Ты похож на село, которое спереди красиво, а сзади разграблено разбойниками». 10. Один брат сказал авве Антонию: «По молись обо мне». Но старец отвечал ему: «Ни я, ни Бог не сжалится над тобою, если ты не будешь заботиться сам о себе и молиться Богу». 11. Пришли братия к авве Антонию и говорят ему: «Дай нам наставление, как спастись» Старец отвечал им: «Вы слышали Священное Писание? И это довольно для вас». Но они сказали ему: «Мы и от тебя, отец, хотим что-нибудь услышать». Тогда старец сказал им: «В Евангелии сказано: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39). Они говорят ему: «Мы не можем это сделать». Старец отвечает: «Если вы не можете подставлять другую, то, по крайней мере, перенесите удар в одну». «И этого не можем», – говорят они. «Если и этого не можете, – отвечал старец, – то, по крайней мере, не платите ударом за удар». Братия сказали: «И этого не можем». Тогда старец молвил ученику своему: «Приготовь им немного кашицы; они больны. Если вы одного не можете, а другого не хотите, то что я для вас могу сделать? Нужно молиться!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   «Стяжи дух мирен, – говорил преп. Серафим, – и тысячи спасутся вокруг тебя». Вот в чем смысл духовного отцовства. Утверди себя в Боге, а тогда и других приведешь к Нему. Человек должен научиться быть в одиночестве, научиться слушать в тишине своего сердца безмолвную речь Духа, чтобы открыть истину о себе и Боге. Тогда его слово будет со властью, поскольку оно будет словом, вышедшим из молчания.    Воспитанный общением с Богом наедине, старец способен исцелять одним своим присутствием. Он ведет и направляет людей в первую очередь не словом совета, но общением, жизнью и примером, который собой являет. Он учит настолько же своим молчанием, насколько и словом. «Авва Феофил Архиепископ пришел как-то в скит, и когда братия собралась, сказали авве Памво: " Скажи что-нибудь Архиепископу, дабы он получил наставление. Старец ответил: " Если его не научило мое молчание, то он не получит пользы от моей речи». Подобную историю рассказывали о преп. Антонии. «Три отца имели обыкновение ежегодно приходить к блаженному Антонию. Два из них спрашивали его о помыслах и о спасении души, а третий всегда молчал и ни о чем не спрашивал. После долгого времени авва Антоний говорит ему: " Вот, ты столько времени ходишь сюда, а ни о чем не спрашиваешь меня. Тот отвечал ему: " Для меня, отец, довольно и смотреть на тебя! " ».    Старец уходит не в глубь пустыни, а в глубину собственного сердца. Внешнее уединение, хотя и полезно, не является необходимым, и можно научиться ходить пред Богом, проводя жизнь в активном служении обществу. Преп. Антонию Великому однажды было открыто о враче в Александрии, равном ему по духовному уровню: «В городе некто подобный тебе, искусством – врач, который избытки свои отдает нуждающимся и ежедневно поет с ангелами Трисвятое». Повествование не сообщает нам, каким образом это было открыто Антонию, не называет имени врача. Одно ясно: непрестанная сердечная молитва – удел не одних отшельников; мистическая и «ангельская» жизнь возможна в городе точно так же, как в пустыне. Александрийский врач совершал свое внутреннее путешествие, не порывая внешних связей с обществом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

Люди, подавленные судьбой, страдавшие душевным расстройством вследствие различных потрясений и переворотов в жизни, успокоенные Антонием, примиренные с своим положением, приписывали чуду такую благодетельную перемену с собою и, если не делались отшельниками, то по возвращении домой с благодарностью вспоминали имя Антония, прославляли его и таким образом имя Антония делалось всюду известным. Сохранилось много рассказов о посещении Антония людьми, страдавшими душевным расстройством, одержимыми падучею болезнью и пр. Вот приходит однажды к Антонию царедворец Фронтон, который, вероятно, вследствие различных интриг и происков своих товарищей впал в немилость при царском дворе; сильно потрясенный этим событием, он впал в такое неистовство, что начал кусать свой язык и собирался даже лишить себя зрения. Но пришедши к Антонию, он так был успокоен кроткими беседами последнего, настолько был обнадежен помощью Божию и молитвами великого подвижника за него, что, прославляя Бога, здоровым возвратился в Египет 251 . Особенно много сохранилось известий о посещении Антония бесноватыми, Из этих известий видно, как сильна была любовь Антония к ближним, как велико было его участие к бедным страдальцам и желание чем возможно помочь этим несчастным. Так, приводят однажды к Антонию юношу, подверженного страшным припадкам и просят отшельника помолиться о бесноватом. Антоний из сострадания к юноше всю ночь проводит с ним вместе, молясь за него Богу и беседуя с ним о благочестивых предметах. Когда же юноша, подвергшись припадку, бросается на Антония, бьет его, повергает на землю, то последний кротко убеждает присутствующих не сердиться на бесноватого юношу: «виноват, говорит Антоний, не он юноша, но бес, живущий в нем» 252 . После припадка юноша, пришедши в себя и увидев, пред кем он находится, начал приветствовать старца, благодарить его и, успокоенный и облегченный Антонием, совершенно здоровым возвратился домой. Вера, которую возбуждали в народе получавшие исцеления от Антония, настолько в него усилилась, что многие считали достаточным только видеть Антония или прикоснуться к одежде его 253 , чтобы получить исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Издаваемые „Заметки“, изложенные в виде письма к Антонию, архиепископу финляндскому (1892–1898, потом митрополиту с.-петербургскому, † 1912 ноября 2), были написаны В. В. Болотовым , очевидно, в связи с выполнением им в 1895 г. поручения о рассмотрении напечатанного в 1887 г. в Каире коптского служебника, переданного там коптом Михаилом Ханна русскому дипломатическому агенту для поднесения Государю Императору. Когда Азиатский Департамент Министерства Иностранных Дел обратился 14 января 1895 г. с этой книгою к обер-прокурору Св. Синода, она была 19 января отправлена для отзыва В. В. Болотову . Представленный им затем отзыв был доложен обер-прокурору 29 июля. Где находится в настоящее время этот отзыв, неизвестно. В бумагах В. В. Болотова имеются только хотя значительные, но разрозненные отрывки из него. (Ср.  А. Бриллиантов , Профессор В. В. Болотов. Биографический очерк, в „Христ. Чт.“ 1910, май-июнь, 590; в отдельном лишь оттиске, 49–50, помещен приложенный к отзыву указатель“ к нему В. В. Бoлomoba). F. E. Brightman, Liturgies eastern, and western. Vol. I. Oxford 1896, p. lxviii, сообщает, что коптский каирский евхологий 1887 г. был издан Филофеем, игуменом патриаршей церкви св. Марка в Каире. – Настоящая записка, обращенная к архиепископу Антонию, вызвана была, по-видимому, лишь желанием самого В. В. Болотова сохранить для будущего времени сделанные им при рассмотрении коптской литургии наблюдения и выводы, которые не могли найти места в указанном отзыве. Записка найдена была по смерти митрополита Антония в его бумагах и любезно сообщена еще в прошедшем 1913 г. – и в подлиннике и в копии – вице-директором Канцелярии Св. Синода С. Г. Рункевичем для напечатания в „Христ. Чтении“. Написана она на 5 листах (20 стр.) почтовой бумаги большого формата. Подписи В. В. Болотова в конце нет. Но содержание и почерк записки не оставляют никакого места сомнению относительно автора. Так как в конце осталось незаполненным пространство в 5–6 строк, то нет оснований думать, что был еще 6-й лист; на законченность трактата указывают и слова на 19 стр.: „Еще одна последняя заметка“. Очевидно, в таком именно виде записка и была представлена автором архиепископу Антонию. Какой-либо даты на ней не имеется; но нужно предполагать, что она относится к тому же 1895 г., когда составлен был отзыв о коптском евхологии, и написана вслед за последним. На 1 стр. вверху рукою высокопр. Антония написано карандашом: „По старопечатному“. „Господи, Господи! Призри с небеси и виждь и посети виноград сей, и сверши 11, его же насади десница Твоя“. Заглавие записке дано уже в печати. Слова „несколько заметок“ в первой строке текста в оригинале повторены и остались не зачеркнутыми еще после слов „по поводу текста литургии Василия В.“ А. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010