(Война с вандалами. кн. 1 гл. IV, 17–22. Последнее издание – М., 1993 г. с.187) 131 Жена Максима в это время уже умерла. (Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. кн. 1 гл. IV, 36. Последнее издание – М., 1993 г. с.188) 132 Прокопий прямо сообщает, что «Гизерих, не по какой-либо иной причине, но только потому, что надеялся получить большие богатства, с сильным флотом отплыл в Италию». (Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. кн.1 rл.V, 1. Последнее издание – М., 1993 г. с.188) 133 Убийство Петрония Максима (император в 455 г.) Прокопий описывает так: «Максима, собиравшегося бежать, римляне умертвили, побив камнями. Они отрубили ему голову, разрубили его на части и разделили их между собой». (Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. кн.1 rл.V, 2. Последнее издание – М., 1993 г. с.188). Феофан просто сообщает, что «Максим, слыша о приближении Гизериха с огромным флотом, бежал из Рима, но спутники убили его под конец первого года его правления». (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.86) А.А. Чекалова в 46 комментарии к Войне с вандалами, кн. 1 пишет: «Убийство Максима сходным образом описывает Иоанн Антиохийский. См.: Ioan. Ant. Fr. 201. Оба историка, вероятно, опирались в данном случае на рассказ Приска Панийского.» Иордан же говорит, что «Максим бежал и был убит неким Урсом, римским воином. (Иордан. О происхождении и деяниях готов. 235. Последнее издание – Спб, 1997 г. с.105). 134 «9 июля того же 455 года в Толозе, по соглашению с вестготами, был провозглашен императором знатный и богатый сенатор, галл по крови, Марк Марцилий Авит. ... Авит вышел с войском на север, но в Плаценции был застигнут и низложен магистром армии, свевом Рекимером, который имел от него поручение отправиться с войсками в Сицилию, чтобы действовать против Гензериха (456 г.)» ( Ю.А. Кулаковский . История Византии. 395–518 гг. Спб., 1996 г с.275). Ю.А. Кулаковский ссылается при этом на Iohan. Antioh. p.86. Феофан помещает правление Авита (455 – 456) после Майорина, он же сообщает, что в 456 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

— Благодарю Тебя, Всесильный Господи, Спаситель наш, что тому человеку, которому поручал я телесную жизнь подданных, Ты вверил души и тем показал, что мое суждение о нем было справедливо. По прошествии нескольких дней, случилось, что святой Амвросий в прямодушной беседе с императором обличал неправильные действия городских судов. Император ответил ему: — Давно мне известна правдивая смелость твоей речи; поэтому я не только не препятствовал твоему избранию во епископы, но и сам содействовал ему. Итак исправляй наши погрешности, как велит Божественный закон, и исцеляй неправды душ наших. В начале своего епископства Амвросий просил Римского папу Дамаса чтобы тот прислал ему в помощь рассудительного мужа по собственному выбору. Папа послал к нему священника Симплициана. Сего священника Амвросий почитал, как отца, и слушался его советов Заведование домашними своими делами Амвросий поручил своему брату Сатиру а сам всецело посвятил себя делам церковным, ежедневно совершал Богослужение и поучал народ Священному Писанию Святой Амвросий прилагал большие заботы и к улучшению клира церковного. Живя среди них, он сам подавал им пример, как соединять строгую подвижническую жизнь с обязанностями пастыря Церкви. Он был мужем великого воздержания, долгих бдений и трудов; ежедневно он умерщвлял свою плоть постом, который прерывал только по субботам и воскресеньям и в праздники знаменитейших мучеников. Он прилежал молитве днем и ночью и не уклонялся от труда писать книги своею рукою, если не был удерживаем от сего болезнью телесною. Будучи строг к себе, он был добр, ласков и доступен ко всем. Бедные находили в нем защитника и друга. Он радовался с радующимися и плакал с плачущими. Если кто, падши, исповедывал ему грех свой, он так плакал, что и того возбуждал к слезам. Заботясь о клире, святой Амвросий покровительствовал инокам и любил обитель их, находящуюся близ Медиолана. Он заботился также об учреждении женских монастырей, и едва прошло три года после его посвящения, как девственницы прибыли в Медиолан из Плаценции Болоньи и даже Мавритании

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

А. Б. Ванькова Почитание Киприоты отождествляют место подвигов И. В. с пещерой на вершине скалы близ дер. Эпископи к северо-востоку от Пафоса. Рядом находится небольшая совр. ц. во имя И. В., а под скалой - развалины средневек. церкви во имя этого святого (построенной на фундаменте византийской), разрушенной землетрясением 1953 г. В кон. XII в. прп. Неофитом Затворником было написано Похвальное слово святому (BHG, N 756), свидетельствующее о почитании И. В. на Кипре, и в особенности в окрестностях Пафоса. Ок. 570 г. анонимный паломник из Плаценции (ныне Пьяченца, Италия) упоминал о гробнице И. В. близ Газы. Согласно преданию, зафиксированному в XVII в., мощи И. В. и его учеников Агафона и Пиамуна (Пимена) были перенесены 2 монахами из Палестины во Францию по повелению имп. Карла Великого. Святыня была помещена в приорате Дюравель, основанном в качестве дочерней обители аббатства Муасак ( Vidal J., de. Traicté des reliques et vies des saincts Hilarion, Agaton et Piamon abbés et anachorètes d " Orient, contenant l " histoire de leurs hauts-faits et les oeuvres de la translation de leurs reliques en France dans la ville de Duravel en Quercy. Cahors, 1664). В 1854 г. предание о перенесении мощей И. В. было исследовано болландистом В. Де Буком (ActaSS. Oct. T. 9. P. 37-40), к-рый пришел к выводу, что оно не может быть подтверждено данными источников. Тем не менее Де Бук склонялся к признанию подлинности мощей, хранившихся в Дюравеле, отметив факт привоза нек-рых реликвий с Востока в годы правления Карла Великого. Исследователь указал на упоминание о мощах И. В. в перечне реликвий мон-ря Муасак, к-рый он датировал XII в. Согласно этому источнику, святыня была подарена мон-рю «королем Карлом». Об особом почитании И. В. и его учеников в Муасаке свидетельствует наличие его памяти в монастырских литургических книгах (в более поздних бревиариях память И. В. указана в категории duplex). Память святого была внесена в литургические книги еп-ства Каор, на территории к-рого находился приорат Дюравель. В 1518 г. в сел. Дюравель действовало братство св. Илариона.

http://pravenc.ru/text/389213.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЙТ-ДЖАЛА [Байт-Джала], сел. у сев.-зап. окраины Вифлеема (6,5 тыс. жителей, большинство христиане). Отождествляется с библейским Гило, городом колена Иудина (Нав 15. 51), родиной Ахитофела , ближайшего друга и советника царя Давида, позже изменившего ему и примкнувшего к мятежному Авессалому (2 Цар 16-17). Самые ранние упоминания Б.-Д. (под именем «Апезала» и «Печало») содержатся в анонимном греч. паломничестве кон. XII в. (PG. 133. Col. 981), где оно идентифицируется автором с библейским «домом Ефрафа» (т. е. с Вифлеемом), и в хождении Агрефения, архим. смоленского Богородичного мон-ря (70-е гг. XIV в.). В Б.-Д. 3 правосл. храма Иерусалимского Патриархата, из к-рых 2 относятся к визант. периоду и являются местами паломничества. Ц. свт. Николая Чудотворца упоминается в паломничестве гостя Василия (1466). В этом сочинении Б.-Д. также отождествляется с «домом Ефрант» (Ефрафа) и говорится, что в храме похоронен Иессей, отец царя Давида. О месте погребения Иессея в Свящ. Писании не упоминается. Однако раннехрист. традиция помещает гробницы Иессея и Давида в окрестностях Вифлеема без точного указания местности («Ономастиконы» Евсевия Кесарийского и блаж. Иеронима, Бордосский путник, паломничества Анонима из Плаценции и Аркульфа). Церковь (XIII-XIV вв.) была разобрана и перестроена в 1923 г. В ходе работ под алтарем была обнаружена крипта V-VI вв., к-рая служила усыпальницей, а затем сосудохранительницей. Также был открыт выдолбленный в скале подземный ход вдоль сев. стены храма, к-рый представляет собой узкий коридор с 2 вертикальными рядами высеченных полок. Местное предание отождествило найденную крипту с местом подвигов свт. Николая Чудотворца во время его паломничества в Палестину. Ц. вмч. Георгия Победоносца впервые упоминает архим. Агрефений, сообщая также, что в Б.-Д. живут одни христиане и что это место благословила Пресв. Богородица. В наст. время это действующий мон-рь, в храме находится одна из оков и древняя чудотворная икона вмч. Георгия, исцеляющая бесноватых. Сад вокруг мон-ря, в к-ром произрастают маслины и виноград, по преданию, принадлежал матери вмч. Георгия. Недалеко от мон-ря находится источник св. Киприана, немного дальше расположена «долина Есхол» - т. н. Ущелье Виноградной грозди, к-рую разведчики, посланные Моисеем «высмотреть землю Ханаанскую», вдвоем с трудом несли на шесте, настолько она была велика и тяжела (Числ 13. 24-25).

http://pravenc.ru/text/77832.html

8201 Сатир среди этого подвига и скончался – по одним в 378 году, по другим позднее (Римская церковь чтит его в святых 17 сентября, равно как и сестру святого Амвросия Марцеллину под 17 июля). – Сам же Амвросий, немедленно по вступлении на епископскую кафедру, освободился от всякого мирского попечения должным распределением своих имений. Серебро и золото он предоставил в пользу бедных, имение были отданы Церкви, причем сестре своей он предоставил пожизненное пользование ими. 8202 Усвоив своим умом и сердцем Святое Писание и истины святой веры, Амвросий с великим усердием стал проповедовать народу, не оставляя его ни в воскресный ни в праздничный день без поучения и пользуясь всяким случаем к тому, а иногда не один раз в день восходил на церковную кафедру; слово его было удобопонятно для слуха, голос его тих, и потому в храме, во время его проповеди, царствовала удивительная тишина, и народ, любивший префекта Амвросия, еще более слушал слова епископа Амвросия. Особенную ревность также он имел в деле наставления оглашенных ко святому крещению. 8203 В древней Церкви, еще до появления женских иноческих обителей и в первое время их существовал особый класс дев, посвящавших себя всецело служению Богу и дававших обет девства. Такие лица назывались девственницами, и они пользовались в Церкви большим уважением и считались ее украшением. Они собирались все для подвигов безмолвия, Богомыслия и молитвы в частных домах под руководством опытных в духовной жизни стариц – наставниц. Весьма часто Церковь поручала их руководству и надзору наиболее уважаемым из диаконисс. Общины девственниц во времена святого Амвросия Медиоланского были в полном развитии, и сама Марцеллина, сестра его, была девственницей, ибо иноческие женские обители в то время только что стали возникать. 8204 Плаценция – ныне Плаченца – римская колония в Цизальпинской Галлии (нынешней Северной Италии) на правом берегу Пада, неподалеку от впадения его в Требию. Значение ее основывалось, главным образом, на том, что она лежала на дороге из Медиолана в Парму.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Еще задолго до этого у Велизария были причины не одобрять многие поступки Иоанна, но теперь его чувства были задеты в гораздо большей степени. Но Иоанн был человеком, которому было трудно возражать. Представляется, что он относился к тому типу людей, которые берутся горячо и ревностно, приводя массу аргументов, отстаивать все, что бы они ни делали. Он не стал избегать Велизария, а прибыл к нему в Диррахий вместе с подкреплением, которое ему удалось получить. История не сохранила документальных свидетельств разговора (вероятно, весьма горячего), который состоялся между Велизарием и Иоанном. Если Иоанн сказал, что Феодора не желала помогать Велизарию за счет государственной казны и ему удалось добиться помощи только благодаря содействию Германа, то Велизарию было бы трудно опровергнуть утверждение Иоанна. Фактом остается, что Иоанн, как всегда, вышел из затруднительного положения со славой, а Велизарий – нет. Вероятно, он был также не в восторге, когда узнал, что Нарсес был послан набирать войско к герулам, чтобы потом вместе с Велизарием участвовать в итальянской кампании. У Велизария были не такие теплые воспоминания о не столь давнем сотрудничестве с Нарсесом, чтобы он желал повторения этого опыта. Словом, каковы бы ни были причины, Велизарий не получил свой старый комитат; хотя ему дали подкрепления и помогли деньгами из казны, все это пришло поздно и было совсем не тем, чего он желал. IX Перерыв в военных действиях позволил Тотиле закончить завоевание Центральной Италии и отрезать Велизарию путь к освобождению Рима. Прежде чем Велизарий успел привести свое войско в боеспособное состояние и вывести его в поле, Тотила продвинулся еще дальше на север и захватил Плаценцию, город, расположенный у места, где большая Эмилиано-Лепидова дорога, пересекая реку По, направляется в Милан и на северо-запад. Защитники Плаценции, как защитники Неаполя, бесконечно долго ждали помощи и голодали. Говорили, что от голода они дошли до каннибализма. Все было напрасно. Их твердость и стойкость оказались никому не нужными. Помощь не пришла. Но Велизарий твердо решил спасти Рим. Поскольку он не мог добраться до него по суше, то решил плыть туда морем.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Император подчинился. В течение 8 месяцев он не присутствовал при богослужении в церкви, пребывая вместе с кающимися, и уже потом, после публичного покаяния, принят был епископом в церковное общение. Сильное впечатление на кающихся и, вообще, на слушателей производил необыкновенный ораторский талант св. Амвросия, неопустительно проповедовавшего каждое воскресение, и иногда и два раза в день. Передавали, например, что, когда он произносил свои проповеди о девстве, то многие мужья и жены боялись пускать друг друга, а родители – детей в церковь , чтобы они, увлекшись проповедью св. отца, монашество не предпочли супружеству. По крайней мере, сам святой отец свидетельствует о том, что многие, убежденные его словом, приезжали к нему издалека затем, чтобы из его рук принять монашеское покрывало. «Вот приходят для принятия посвящения девы из Плаценции, приходят из Бононии, приходят из Мавритании, – (приходят для того), чтобы здесь принять покрывало. Вы видите великое дело. Здесь я действую, а в другом месте убеждаю» 20 . Хотя, конечно, действенности его проповеди на слушателей нельзя объяснять исключительно его ораторским талантом: голос его был слаб и потому он говорил тихо; было что-то другое, что заставляло церковь замирать во время его речи и ловить каждое его слово: это была его пастырская душепопечительность. Св. Амвросий понял, что исправление паствы нужно начать с исправления пастырей. В этих видах он и решил основать у себя в доме нечто вроде пастырской школы 24 . Епископский дом св. Амвросия был расположен в тихой и уединенной местности, весьма удобной для размышлений. Здесь св. отец и устроил пресвитериум – место общего пребывания, как клириков, так и готовившихся быть клириками. Все находившиеся здесь жили одной общей братской жизнью; Амвросий являлся среди них не больше, как братом-руководителем: все они вместе читали, вместе писали, вместе молились и постились; каждый из них предан был своему делу оставаясь свободным от забот о насущном хлебе. Весь пресвитериум делился, собственно, на два класса: старших и младших.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

По его же показаниям, в Медиолане за городскими стенами был даже мужской монастырь, добрые братья которого подвизались под руководством Амвросия 87 . Об этом монастыре мы почти ничего не знаем. Вероятно, всё же это не был строго организованный монастырь с определённым уставом по образцу восточных, по крайней мере, не сохранилось следов такой организации и устава. Может быть, Амвросий, озабоченный поднятием нравственного уровня подчинённого ему духовенства, устроил нечто в виде общежития для медиоланских клириков, от которых, вероятно, в данном случае даже не требовалось никаких обетов, но которые здесь должны были подчиняться известной дисциплине согласно с общими указаниями епископа и под его личным наблюдением. Может быть, к этим клирикам и было адресовано им впоследствии его руководственное сочинение «De officiis ministrorum» [«Об обязанностях священнослужителей»]. Из творений самого Амвросия мы узнаём, что он был проводником идей строгой жизни и безбрачия не только в тесном кругу своих клириков, но и в широких кругах христианского мира. В данном случае он, правда, не был новатором, а следовал только уже довольно распространённым в то время взглядам: мы видели, что уже в его семье обеты безбрачия высоко почитались. Он имел обыкновение проповедовать каждый воскресный день 88 и на первых порах, видимо, особенно много уделял внимания проповеди девства и безбрачия 89 . Слава о новом проповеднике быстро разнеслась далеко, так что к нему за посвящением приходили девы из Плаценции, Бононии, Мавритании 90 ; многие, не имея возможности лично присутствовать при его проповеди , ходатайствовали о составлении письменного руководства для жизни 91 . Но видно также и то, что его проповедь , плоды которой сказывались даже в далёкой Мавритании, менее всего имела успеха в Медиолане, впрочем, не потому, что проповедь епископа здесь не имела влияния, но потому, что матери и вдовы препятствовали увлечённым девицам следовать наставлениям епископа 92 . Наконец, к началу епископской деятельности Амвросия относится ещё один заслуживающий внимания факт – перенесение с Востока в Медиолан мощей православного предшественника Дионисия, сосланного на Восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

За исправление нравов своей паствы св. Амвросий взялся тотчас по вступлении на епископскую кафедру, однако, это исправление св. отцом нравов миланской паствы особое развитие получило лишь во вторую половину его архипастырской деятельности, когда окончившаяся борьба с арианами, а, с другой стороны, наступивший в империи мир создали особо благоприятные для этой деятельности миланского святителя условия. 92 Большую услугу св. Амвросию в христианизации им паствы оказал его необыкновенный ораторский талант, которым он пользовался весьма усердно, проповедуя «благовременно и безвременно». 93 Насколько красноречив 94 был св. Амвросий, можно судить по тому факту, что, когда он произносил свои речи о девстве, то родители не пускали своих детей в церковь из боязни, что тех покорит слово св. отца. Слава его проповедей была настолько велика, что распространилась далеко за пределы Рима, и принять из его рук монашеское покрывало приходили девы даже из далёких стран северной Африки, как об этом свидетельствует сам св. Амвросий. 95 Убеждая пасомых ходить достойно своего звания, св. Амвросий старался в тоже время возвысить это звание в глазах язычников. Так, благодаря, конечно, ему, Грациан издаёт 24 апреля 380 года закон об освобождении христиан от необходимости подниматься на театральные подмостки, хотя бы они по римским законам и не могли отказываться от того по своему происхождению. 96 В этом, как равно и других подобных случаях, явно заметно было стремление св. Амвросия выделить христиан из среды всех других граждан, отграничить их, как церковь святых, от языческого общества с его особым укладом жизни, с созданной им государственностью и культурой. По этим же, вероятно, мотивам он отстаивал перед христианами духовный (епископский) суд, указывая на то, что виновным христианам более пристало являться на суд духовных, а не мирских властей. 97 Если все христиане являлись предметом забот св. Амвросия, то монахи и монашество пользовались особым его вниманием и любовью. Девство составляло предмет его самых красноречивых, самых одушевлённых проповедей, так неотразимо действовавших на слушателей; устройство монастырей, и не только мужских, но и женских, было одним из первых его дел по поставлении его в епископа. Слава о св. Амвросии, как покровителе монашества, была столь велика, что не прошло и трёх лет, как в Милан начинают стекаться девственницы из Плаценции, Болоньи и даже Мавритании, дабы принять монашеское покрывало из рук именно св. Амвросия. 98 Впрочем, женская монастырская жизнь тогда ещё только налаживалась, и посвящённые девы жили тогда не только в монастырях, но, как то было раньше, и в домах своих родителей и только в церкви они занимали нарочито отведённое для них место. 99 Из мужских монастырей св. Амвросия блаженный Августин упоминает об одном, находившемся вне городских стен Милана, которым, по поручению св. Амвросия, управлял один из лучших его священников. 100

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВИТ ЭПАРХИЙ [лат. Avitus Eparchius] (между 395 и 400 - после 456), имп. Зап. Римской империи (9.07.455-17.10.456). Происходил из сенаторского рода Галлии, был хорошо образован. А. Э. пользовался большим влиянием при дворе вестготского кор. Теодориха I в Тулузе (см. Готы ). В 439 г. он был назначен префектом претории Галлии. При поддержке вестготов и галльской знати в 455 г. стал императором, не будучи, однако, признан Вост. Римской империей. А. Э. привлек вестготов к борьбе с вторжением гуннов на территорию империи и вернул под власть Рима Паннонию . Пребывая в Италии, А. Э. поручил вестготскому кор. Теодориху II бороться в Испании против свевов, в результате чего большая часть Пиренейского п-ова оказалась под властью вестготов. Против него поднял мятеж в Италии полководец Рекимер, по происхождению свев. В битве при Плаценции (совр. Пьяченца) войска А. Э. были разбиты, а сам он вскоре был низложен Рекимером. Потерпев неудачу в политической карьере, А. Э. остался в Плаценции, вернулся к занятиям наукой и вскоре стал епископом этого города. Лит.: Карсавин Л. П. Из истории духовной культуры падающей Римской империи//ЖМНП. 1908. Н. С. Ч. 13. Янв.-февр. С. 285-336; Der kleine Pauly: Lexikon der Antike. Stuttg.; Münch., 1964. Bd. 1. S. 789-790; Зелинский Ф. Ф. Римская империя. СПб., 1999. С. 475-476. Н. Ф. Усков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62784.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010