Tweet Нравится Святые мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий Аудио Память 14/27 октября Читает иеромонах Клеопа (Данелян) Святой Назарий жил в Риме в правление императора Нерона , между 54 и 68 годами. Он происходил из богатой и знатной семьи. Его отца Африкана и мать Перпетую обратил в веру апостол Петр. Сам Назарий был крещен первым римским епископом святым Лином. Достигнув двадцати лет, Назарий покинул Рим, чтобы обходить города Италии, проповедуя Благую Весть. Так он привел множество язычников к познанию истины и крестил их. Десятью годами позже, когда он направлялся в город Плаценцию , он познакомился со святыми Гервасием и Протасием. Они находились в темнице по приказу наместника Анулина. Этих святых знали повсюду в Италии как чудотворцев и отважных апостолов Христовых. Христиане обнялись и призвали друг друга к мученичеству. Но наместник, узнав о присутствии Назария, велел бичевать его и изгнать из города. Тогда проповедник направился в Галлию. Прибыв в город Симье, неподалеку от Ниццы, он привел к вере значительную часть жителей. Жена именитого горожанина приблизилась к нему с трехлетним ребенком. Она положила дитя к его ногам и сказала: «Возьми с собой этого ребенка. Пусть он следует за тобой, куда бы ты ни пошел, чтобы он удостоился предстоять у престола Христа». Назарий принял мальчика с благодарностью, крестил его с именем Келсий и вместе с ним отправился проповедовать Евангелие в других областях Галлии. Наместник Деинобавс арестовал Назария. Христианин ответил на вопрос о своей личности так: «По рождению я – римлянин, но я христианин и почитаю Распятого». Тогда жестокий магистрат схватил ребенка и стал безжалостно бить его, но Келсий проговорил с мудростью старца: «Бог, Которому я поклоняюсь, покарает тебя за это, о несправедливый судия». И все же Назарию и Келсию удалось скрыться – им помогла жена наместника, которой было видение. Они направились в Трир, повсюду провозглашая имя Христово и насмехаясь над идолами. Это стало причиной их следующего ареста. По приказу императора Нерона святых отправили в Рим. После допроса воины бросили Назария и Келсия в озеро. Однако им удалось выбраться оттуда, и они вновь продолжили миссию, переходя из города в город, вплоть до Милана.

http://pravoslavie.ru/57035.html

179. Col. 1257), а по свидетельству еп. Евсевия Бруно Анжерского, дело Б. Т. всколыхнуло большую часть рим. мира ([Письмо к Б. Т.]//Ibid. Col. 1201). Сторонники Б. Т. были осуждены в 1095 г. Собором в Плаценции (совр. г. Пьяченца, Сев. Италия). Сочинения Б. Т. дошли до наст. времени во фрагментарном виде, многие из них восстанавливаются только по цитатам его оппонентов. Трактаты: 1. «De sacra coena» (О святой Трапезе) - главное творение Б. Т., написанное против Ланфранка, частично сохранилось в соч. Ланфранка «De corpore et sanguine Domini» (О Теле и Крови Господа), 2-я часть полностью содержится только в одной рукописи, найденной в 1770 г. Это пространный трактат, написанный на плохой латыни, не разбитый на главы и параграфы и изобилующий повторениями. 2. «Rescriptum contra Lanfrancum» (Ответное послание против Ланфранка), в к-ром Б. Т. возражает против изложения веры, составленного кард. Гумбертом для Римского Собора 1059 г. 3. «Opusculum» (Сочинение), содержащее краткие заметки Б. Т. по поводу определений Римских Соборов 1078 и 1079 гг. Молитва «Juste judex Jesu Christe» (Праведный Судия Иисусе Христе). Письма Б. Т. к разным лицам, богословам и церковным деятелям: Ланфранку, Адельману (фрагменты), Асцелину, Павлину из Меца, еп. Евсевию Бруно, мон. Рикарду, к казначею ц. св. Мартина (фрагменты), письмо «Ad quosdam eremitas» (К неким пустынникам) и др.; послание «De dissidio quodam inter clericos et episcopum» (О некоем разладе между клириками и епископом). Учение Б. Т. известно гл. обр. из евхаристических споров Зап. Церкви XI в. Евхаристическое учение Б. Т., очевидно, опирается на взгляды Ратрамна, к-рые он принимал за учение Эриугены, в то время как оппоненты Б. Т.- Ланфранк, Гуго Лангрский, Гитмунд, еп. Аверский, Алгер Льежский и др.- защищали т. зр. Пасхазия Радберта. Б. Т. провозглашает безусловное превосходство разума над церковным авторитетом. «Никто не будет спорить с тем,- пишет он,- что в исследовании истины разум - несравненно наилучший вожатый. Свойство великого сердца - всегда стремиться к диалектике, то есть к разуму.

http://pravenc.ru/text/78134.html

— Благодарю Тебя, Всесильный Господи, Спаситель наш, что тому человеку, которому поручал я телесную жизнь подданных, Ты вверил души и тем показал, что мое суждение о нем было справедливо. По прошествии нескольких дней, случилось, что святой Амвросий в прямодушной беседе с императором обличал неправильные действия городских судов. Император ответил ему: — Давно мне известна правдивая смелость твоей речи; поэтому я не только не препятствовал твоему избранию во епископы, но и сам содействовал ему. Итак исправляй наши погрешности, как велит Божественный закон, и исцеляй неправды душ наших. В начале своего епископства Амвросий просил Римского папу Дамаса [ 12 ], чтобы тот прислал ему в помощь рассудительного мужа по собственному выбору. Папа послал к нему священника Симплициана. Сего священника Амвросий почитал, как отца, и слушался его советов [ 13 ]. Заведование домашними своими делами Амвросий поручил своему брату Сатиру [ 14 ], а сам всецело посвятил себя делам церковным, ежедневно совершал Богослужение и поучал народ Священному Писанию [ 15 ]. Святой Амвросий прилагал большие заботы и к улучшению клира церковного. Живя среди них, он сам подавал им пример, как соединять строгую подвижническую жизнь с обязанностями пастыря Церкви. Он был мужем великого воздержания, долгих бдений и трудов; ежедневно он умерщвлял свою плоть постом, который прерывал только по субботам и воскресеньям и в праздники знаменитейших мучеников. Он прилежал молитве днем и ночью и не уклонялся от труда писать книги своею рукою, если не был удерживаем от сего болезнью телесною. Будучи строг к себе, он был добр, ласков и доступен ко всем. Бедные находили в нем защитника и друга. Он радовался с радующимися и плакал с плачущими. Если кто, падши, исповедывал ему грех свой, он так плакал, что и того возбуждал к слезам. Заботясь о клире, святой Амвросий покровительствовал инокам и любил обитель их, находящуюся близ Медиолана. Он заботился также об учреждении женских монастырей, и едва прошло три года после его посвящения, как девственницы [ 16 ] прибыли в Медиолан из Плаценции [ 17 ], Болоньи [ 18 ] и даже Мавритании [ 19 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Амвросий, и Дионисий Малый пользовались пасхальными таблицами александрийского патриарха Феофила (385–412). 576 Это последнее известное письмо свт. Амвросия, написанное в 396–397 гг. После смерти епископа Лимения, преемника свт. Евсевия (345–371), Верцелльская Церковь оставалась без епископа из-за возникших в ней раздоров. Впоследствии епископом был избран Гонорат. О том, как Гонорат причащал свт. Амвросия перед смертью, повествует Павлин Медиоланский (см.: uita А. 47). 583 Эти два монаха, последователи учения Иовиниана, оставили свой монастырь в Медиолане; см.: epist. Sir; epist. ex. с. 15; expl. ps. 25. 49. 584 В действительности эпикурейцы учили не предаваться чувственным удовольствиям, но избегать всего, что вызывает страдание. 609 Тема, часто встречающаяся у свт. Амвросия, например: hymn. 2. 23–24. См. также: Lewy H. Sobria ebrietas. Untersuchungen zur Geschichte der antiken Mystik. Giessen, 1929. 631 Свт. Евсевий Верцелльский ввел так называемую верцелльскую общину, где священнослужители жили монашеской общиной: см.: Crovella Е. S. Eusebio protovescovo е patrono di Vercelli e del Piemonte. Vercelli, 1971. 676 Письмо написано, скорее всего, в 393 г. (см.: Zelzer. P. CXXVII). Римский епископ Сириций (384–399) сообщает об отлучении от Церкви Иовиниана и его последователей. Иовиниан, который был прежде монахом, выступил против аскетической практики и подвига девства. Противниками его учения были блж. Иероним (adu. Iou.); блж. Августин (bon. coniug. 2. 48; haeres. 82). Письмо было послано в Милан, где на соборе епископы одобрили решение Сириция (см. ниже: epist. 15). Это письмо епископа Сириция, сохранившееся среди писем свт. Амвросия, впервые говорит о первенстве девства над брачным состоянием (см.: Hunter D. Rereading the Jovinianist Controversy: Asceticism and Clerical Authority in Late Ancient Christianity/Journal of Medieval and Early Modern Studies. 2003. 33:3. P. 453–470). 678 Ср.: epist. 62. 7, где говорится о покровении невесты епископом во время совершения христианского брака. 681 Сабин, епископ г. Плаценция (ныне г. Пьяченца); ему адресовано несколько писем свт. Амвросия (7, 32–34, 37, 39).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Современную Церковь синагоги трудно датировать определенным временем. Мы не знаем даже, здесь ли находилась синагога, описанная паломником из Плаценции. Возможно, она построена во времена крестоносцев. Есть сведения, что в XIII в. существовала какая-то церковь , которую арабы называли «Медресе Мессии». Это однонефная церковь с маленькой абсидой и небольшим мраморным престолом. Францисканцы приобрели ее в 1741 г., а тридцать лет спустя переуступили мельхитам. С тех пор как последние построили рядом собственную большую церковь, эта больше не используется. Через рыночный сквер находится еще одна маленькая церковь , которую называют по-латыни «Менза Кристи» (в переводе «Христова Трапеза». По преданию, здесь Спаситель трапезовал с учениками в одно из Своих явлений после Воскресения. В качестве стола использовался большой меловой камень размером приблизительно 3,5 х 3 м. Внизу есть источник воды. О «трапезе» как месте паломничества впервые упоминается в XVII в. Современная церковь построена в 1860 г. Она принадлежит францисканцам, но бывает обычно заперта. Среди прочих католических достопримечательностей Назарета необходимо указать монастырь святого Гавриила, перестроенный в современную гостиницу. Он находится на самой кромке господствующего над городом холма, к северо-западу от базилики Благовещения. С башни-кампаниллы монастыря открывается лучший вид на весь Нижний Назарет. Рядом с ним мечеть с высоким минаретом, а еще в сотне метров церковь и школа салезианцев – общества католических священников и педагогов, объявивших своим покровителем святого Франциска Салье. Общество возникло во Франции в 1859 г., в Назарете действует с конца XIX в. В школе-приюте получают образование 550 сирот из Назарета и Галилеи. Очень красив храм, построенный в начале ХХ в. в неоготическом стиле (архитектор Адриан Готье). Церковь Святого Источника и Архангела Гавриила Православная греческая церковь во имя Архангела Гавриила находится неподалеку от базилики Благовещения, к северо-востоку от нее. Она построена на Святом Источнике, к которому ходила за водой Дева Мария и на котором совершилось первое Благовещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

S. 75-76; Sacramentarium Triplex (Zürich. Zentralbibl. C. 43. Fol. 160v - 161r)). В визант. церковных календарях Н., П., Г. и К. имеют общий день памяти - 14 окт. В Синаксаре К-польской ц. под этим числом содержатся память мучеников и сказание о них. В отличие от текста Мученичества BHG, N 1323, на основе которого была составлена синаксарная заметка, в ней говорится, что оба родителя Н., а не только мать, были римлянами, обращенными в христианство ап. Петром. Из-за пропуска в начале текста город, где Н. встретил Г. и П., ошибочно назван Плаценцией, однако далее сообщается, что мученики вновь увиделись и были казнены в Медиолане; имя правителя Анулина соответствует лат. традиции (SynCP. Col. 137-138). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) под 14 окт. содержится аналогичное более краткое сказание о святых, в к-ром правитель Италии не назван по имени, город, где Н. в первый раз встретил П. и Г., не указан (PG. 117. Col. 108-109). Прп. Никодим Святогорец датировал мученическую кончину Н., П., Г. и К. 57 г. В составленном им сказании, так же как в визант. синаксарях, говорится, что Н. встретил П. и Г. в Плаценции, где эти святые были заключены в темницу Анулием; своего деда Н. обратил к вере в Риме, а не в Африке ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 346-347). Впосл. день памяти Н., П., Г. и К. под 14 окт. закрепился в Греч. Правосл. Церкви и в календаре РПЦ. Ист.: BHL, N 3513-3522, 6039-6050; CPL, N 2195; BHG, N 1323-1323d-e; ActaSS. Feb. T. 6. P. 503-534; Ibid. Iun. T. 3. P. 817-846; Savio F. Due lettere falsamente attribuite a S. Ambrogio//Nuovo bullettino di archeologia cristiana. R., 1897. Vol. 3. P. 153-178; PL. 17. Col. 743-747; PG. 116. Col. 895-908 [Житие, составленное Симеоном Метафрастом]; MartHieron. P. 264, 325-326, 399-401, 577-578; MartRom. P. 245; ЖСв. Окт. С. 331-342; Marcora C. Il santorale ambrosiano: Ricerche sulla formazione dagli inizi al secolo IX. Mil., 1953. P. 70-72; Aubineau M. Jean Damascène et l " epistula de inventione Gervasii et Protasii attribuée a Ambroise//AnBoll.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

(авторство приписывается свт. Датию , еп. Медиолана ( 552)), говорится, что Г. и П., как и их родители Виталий и Валерия,- знатные жители Медиолана, обратились в христианство при св. еп. Гае (63-85), а их мученическая кончина произошла в последний год правления имп. Нерона (Datiana historia ecclesiae Mediolanensis/Ed. A. Biragus. Mediolani, 1848. P. 20, 23-26). По мнению зап. исследователей, данная датировка является неверной, поскольку возникновение Церкви в Медиолане относится к кон. II в., а еп. Гай занимал кафедру в нач. III в. Возможно, мученики пострадали во время гонений 250-260 гг. (при императорах Деции, Требониане Галле или Валериане I) или в 303-311 гг. (при имп. Диоклетиане) ( Rimoldi A. Gervais et Protais//DHGE. T. 20. Col. 1074). В XIII-XIV вв. краткие сказания о мучениках были включены в энциклопедические своды, напр. в «Историческое зерцало» Винцентия из Бове, где приводится общий рассказ о Н. и К., Г. и П. и упоминается г. Плаценция (ныне Пьяченца, Италия), встречающийся только в греч. редакциях Мученичества ( Vincent. Bellovac. Spec. hist. IX 51-53), и в легендарии, напр. в «Золотую легенду» блж. Иакова из Варацце, в к-рой помещены отдельные сказания о 2 парах мучеников ( Iacopo da Varazze. Legenda Aurea/Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 1998. Vol. 1. P. 536-539; Vol. 2. P. 676-680). О Г. и П. говорится, что они жили вместе с Н., но далее повествуется о мученической кончине только 2 братьев; история обретения мощей мучеников изложена на основе письма Псевдо-Амвросия с добавлением о том, что в день, когда произошло это событие, был заключен мир между лангобардами и Римской империей, поэтому папа Григорий постановил петь в этот день в начале мессы слова из псалма: «Он [Господь] скажет мир народу Своему» (Пс 84. 9). В конце содержится рассказ блж. Августина об изгнании беса из некоего юноши в церкви Г. и П., к-рая располагалась в вилле Викториана недалеко от Гиппорегия ( Aug. De civ. Dei. XXII 8). В XIV в. еп. Петр Наталис включил в «Перечень святых» краткое сказание о Н.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

Император подчинился. В течение 8 месяцев он не присутствовал при богослужении в церкви, пребывая вместе с кающимися, и уже потом, после публичнаго покаяния, принят был епископом в церковное общение. Сильное впечатление на кающихся и, вообще, на слушателей производил необыкновенный ораторский талант св. Амвросия, неопустительно проповедывавшаго каждое воскресение, и иногда и два раза в день. Передавали, напр., что, когда он произносил свои проповеди о девстве, то многие мужья и жены боялись пускать друг друга, а родители — детей в церковь, чтобы они, увлекшись проповедью св. отца, монашество не предпочли супружеству. По крайней мере, сам святой отец свидетельствует о том, что многие, убежденные его словом, приезжали к нему издалека затем, чтобы из его рук принять монашеское покрывало. «Вот приходят для принятия посвящения девы из Плаценции, приходят из Бононии, приходят из Мавритании, — (приходят для того), чтобы здесь принять покрывало. Вы видите великое дело. Здесь я действую, а в другом месте убеждаю» 352 . Хотя, конечно, действенности его проповеди на слушателей нельзя объяснять исключительно его ораторским талантом: голос его был слаб и потому он говорил тихо; было что то другое, что заставляло церковь замирать во время его речи и ловить каждое его слово: это была его пастырская душепопечительность. Св. Амвросий понял, что исправление паствы нужно начать с исправления пастырей. Вь этих видах он и решил основать у себя в доме нечто в роде пастырской школы 356 . Епископский дом св. Амвросия был расположен в тихой и уединенной местности, весьма удобной для размышлений. Здесь св. отец и устроил пресвитериум — место общаго пребывания, как клириков, так и готовившихся быть клириками. Все находившиеся здесь жили одною общею братскою жизнию; Амвросий являлся среди них не больше, как братом руководителем: все они вместе читали, вместе писали, вместе молились и постились; каждый из них предан был своему делу оставаясь свободным от забот о насущном хлебе. Весь пресвитериум делился, собственно, на два класса: старших и младших.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Греч. редакция BHG, N 1323 содержит нек-рые дополнительные детали: в ней указано, что дом Н. в Риме находился в месте, называемом Эпинисиеос-Эптамилиос (греч. Επινησεος πταμλιος; запись в рукописях испорчена и не встречается в др. редакциях Мученичества), Савио предложил переводить это место как «на 7-й миле портовой дороги» ( Savio F. La leggenda dei SS. Nazario e Celso. Mil., 1897. P. 27. Not. b. (Ambrosiana; 7)); Дзанетти считает, что слово «πινησεος», возможно, является прилагательным от сущ. «νσος» (остров) и переводится как «расположенный недалеко от острова» ( Zanetti. 1987. P. 351. not. 2). Приняв в 9 лет веру матери, Н. в течение 10 лет проповедовал Христа др. юношам Рима и стал хорошо известен всему городу. Когда случился голод, он говорил, обращаясь к язычникам, что их боги не способны никого накормить, но есть др. Бог, К-рый питает всех. За эти слова его хотели казнить. Н. получил крещение от св. Лина, еп. Рима, который к тому времени уже 12 лет занимал кафедру. В возрасте 20 лет Н. отправился по городам Италии проповедовать Христа и крестил новообращенных. Через 10 лет Н. пришел в г. Плаценция, а оттуда в Медиолан, где встретил единоверцев Г. и П. Правитель, заключивший этих святых в темницу, назван Анулианом. Братья Г. и П. были благородного происхождения и принадлежали к сенаторскому сословию. Африкан, отец Н., крестился со всем домом, после того как во сне ему явился ап. Петр и сказал, что Африкан увидит сына и при жизни, и после своей смерти и что Н. будет пребывать во веки веков. Правитель Галлии назван Динова. Покинув Галлию, Н. и К. пришли в города, расположенные на Тибре, а не в Треверы, как в лат. Мученичестве. Воин Нерона - Дентон, нашел Н. в г. Эбредун, где тот строил ораторий. Женщина-христианка, которой Н. передал К. в Медиолане, названа Фортуной. После того как Анулиан изгнал Н. из Медиолана, он посетил Африку, где обратил в христианство своего деда со стороны отца. В Риме Н. увидел отца, живущего благочестиво, и сестер-вдов Ромилиану и Несторию, которых укрепил в вере. В Медиолане казнь мучеников произошла в субботу 14 окт., в месте, называемом Тримоли (Τριμλοι; в греч. редакции BHG, N 1323d указано - ς τος τρες μλους, т. е. «у трех мельниц», ср. лат.: tres muros или moros, т. е. «три стены» или «три тутовых дерева»), К. тогда было 9 лет и 7 месяцев. Христианин, похоронивший тела мучеников, назван Кереалием. Почитание

http://pravenc.ru/text/2564630.html

Понимая, что ее доводы не действуют на беспутную и нахальную Ливию, Присцилла лишь раздраженно махнула рукой и, прекратив бесполезный разговор, поспешила в церковь . Когда она вошла внутрь храма, проповедь Амвросия была в самом разгаре. Присцилла обратила внимание на то, как внимательно слушали епископа собравшиеся, среди которых можно было увидеть представителей обоих полов и самых разных возрастов. То, о чем говорил Амвросий, было созвучно их мыслям и настроениям, и живой, неподдельный интерес к содержанию проповеди читался на их одухотворенных и бледных, словно излучающих свет в полумраке, лицах. Негромкий, проникновенный голос Амвросия мягко звучал под сводами храма: – Скажет кто-нибудь: ты ежедневно поешь перед нами похвалы девственницам. И какой мне толк, если я ежедневно буду распевать одно и то же и не буду иметь никакого успеха? Но это не по моей вине. И вот приходят для принятия посвящения девы из Плаценции 29 , приходят из Бононии 30 , приходят из Мавритании, приходят для того, чтобы здесь принять покрывало девственности. Вы видите великое дело. Здесь я действую, а в другом месте убеждаю... Что же это значит, что следуют за мной даже те, которые меня не слышали; так неужели не последуют за мной те, которые слушают? Вот я узнал, что очень многие девы желают последовать моему совету, но матери препятствуют им даже выходить в храм для слушания проповеди ... (Амвросий. О девственницах 1, 11, 57–58). Так Амвросий проявил свои незаурядные качества с самого начала епископского служения. Понимая, что он пока не может учить тому, «чему и сам еще не научился», то есть христианскому вероучению, он нашел очень важную и актуальную точку приложения своего таланта. Новый епископ Медиолана направил все свои ораторские и писательские способности, свой дар убеждения, свой прежний авторитет на прославление девственной жизни, что являлось одной из самых насущных проблем развращенного римского общества, задачу нравственного оздоровления которого небезуспешно пыталось решить в то время христианство .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010